святитель Серафим (Соболев)

(1.12.1881–26.02.1950)

Догматическое богословие

Каноническое право

Нравственно-аскетические труды

Письма

Сравнительное богословие

Проповеди и слова

Гимнография

Сборники

святитель Серафим (Соболев)
святитель Серафим (Соболев)

Архиепископ Богучарский, управляющий русскими православными общинами в Болгарии. Богослов, подвижник, духовный наставник.

Биография

День памяти: 13(26) февраля


На пути к пастырству

Святитель Серафим, в миру Николай Борисович Соболев, родился 1 декабря 1881 года в Рязани, в семье мещанина Бориса Матвеевича Соболева и его супруги Марии Николаевны.

В 1894 году Николай был зачислен в Рязанское духовное училище, а продолжил образование в Рязанской духовной семинарии.

После успешного прохождения семинарского курса в 1904 году стал студентом Санкт-Петербургской духовной академии. Митрополит Вениамин (Федченков), учившийся в академии курсом старше, в своем очерке «В монахи» так вспоминал о нем: «Другой наш товарищ — Колечка С. Его звали таким ласковым уменьшительным именем потому, что он среди своих товарищей... проявлял совсем необычную ласковость в обращении: идет, бывало, по “занятным” комнатам (где студенты занимались за столами) и вдруг ни с того ни с сего обращается к ним с приветствием:

— Здравствуйте, миленькие мои!

Или похлопает по плечу кого-либо, погладит по головке, не справляясь, хочется тому или нет».

Весной 1907 года Николай Соболев со своим другом присутствовал в Кронштадтском Андреевском соборе на службе отца Иоанна Кронштадтского. Впоследствии он вспоминал об этом: «Прощаясь с нами, о. Иоанн сначала благословил Витю Раева, а затем меня... Я подошел к Горнему месту за престолом алтаря. Вдруг о. Иоанн как молния бросился ко мне. Я остановился на Горнем месте. Батюшка возложил на мою голову крестообразно руки, поднял очи свои к небу и трогательным голосом произнес: “Да почиет над Вами благословение Божие”. Я тут же почувствовал, будто огненная искра ниспала на мою голову и прошла до пят. Особенная великая радость наполнила мое сердце и всё мое существо».

На 4-м курсе, в январе 1908 года епископ Сергий (Тихомиров) постриг Николая в ангельский образ с именем Серафим (в честь преподобного Серафима Саровского).

В феврале этого же года монах Серафим удостоился посвящения в иеродиакона, а весной его рукоположили в иеромонаха.

Преподавательская деятельность

В сентябре 1908 года отец Серафим защитил кандидатскую диссертацию на тему «Учение святых отцов V – VI веков о смирении по Добротолюбию». В рецензии было отмечено глубокое изучение автором святоотеческого наследия и сказано, что работа выходит за рамки кандидатской диссертации.

В 1908 году отец Серафим начал преподавать в Житомире, в Пастырском училище, потом был переведен на должность смотрителя Калужского духовного училища. В это время он часто посещал Оптину пустынь и беседовал со старцами Анатолием, Варсонофием и Иосифом. В 1911 году занял пост инспектора Костромской семинарии.

В 1912 году иеромонах Серафим стал архимандритом и ректором в Воронежской духовной семинарии.

В то время состояние Воронежской семинарии было удручающим. Во многом это было связано с общей ситуацией в стране, с распространением революционных идей. Воспитанники даже совершили покушение на ректора и инспектора семинарии. Архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) в связи с новым назначением отца Серафима написал ему: «Вы назначены в наибезнадёжнейшую и бунтарскую семинарию».

Архимандрит Серафим приложил немало усилий, чтобы исправить ситуацию. Архимандрит Пантелеимон (Старицкий) в речи на годовщину смерти архиепископа Серафима рассказывал: «В самом начале своего ректорства, беседуя со всеми семинаристами, он заметил, что распущенные ученики со всех сторон бесстрашно издевались над ним. Присутствующий тут же инспектор принес вечером ректору список озорников с предложением немедленно их исключить. О. Серафим оставил у себя список и сказал, что сам займется виновными. Он стал в свободное время вызывать их по одиночке к себе, ласково беседовал с ними, расспрашивал и уговаривал. В результате вызывал у них искренние слезы раскаяния и обещание исправиться».

Особенное внимание архимандрит Серафим уделял семинарской библиотеке, которая его усилиями превратилась в одну из лучших семинарских библиотек России.

Эмиграция

В 1918 года семинария была закрыта большевиками, ректор перебирается в монастырь святителя Тихона Задонского. При вступлении красноармейцев в Воронеж отец Серафим вместе с братом, иеромонахом Сергием, покидает город в открытом вагоне с углем.

Достигнув Крымской земли, он стал ректором Таврической духовной семинарии, определением Высшего Церковного управления юга России. В 1920 году отец Серафим был рукоположен во епископа. Когда Красная армия дошла до Крыма, после сомнений и раздумий, на последнем пароходе «Херсонес», отходящим от крымских берегов, вместе с юнкерами и комендантом Севастополя владыка Серафим отбыл в Константинополь, затем перебрался в Болгарию.

В 1921 году он стал епископом Богучарским (при этом какое-то время именовался епископом Лубенским). В том же году, по благословению патриарха Тихона, епископ Серафим принял под управление русские общины православных, располагавшиеся на территории Болгарии, возглавил русские приходы в составе Болгарского благочиния.

Живя сам в тяжелых материальных условиях, владыка заботился о бедных и больных русских людях. Одних устраивал бесплатно в больницу, других — в инвалидные дома, третьим исходатайствовал пособия, иных просто подкармливал у себя дома.

Русские иноки на Афоне в то время почти голодали, потому что Россия им больше не помогала. Владыка создал комитет для сбора помощи им и в проповедях призывал прихожан жертвовать на это святое дело.

Архимандрит Пантелеимон (Старицкий) вспоминал: «Кто не испытал на себе необыкновенной любви Владыки?! Приходящие к нему со скорбями уходили окрыленными от его ласки и сочувствия, с твердым упованием на милость Божию. И их вера не была посрамлена. Дерзновенная молитва владыки ко Спасителю и Пречистой Божией Матери много раз была чудодейственной и даже возвращала к жизни безнадежных».

С 1920 по 1945 годы епископ Серафим находился в юрисдикции  Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). При этом владыка нередко удерживал Зарубежный Синод от радикальных шагов. Так, в 1926 году он выступил против замены катехизиса святителя Филарета (Дроздова) катехизисом митрополита Антония (Храповицкого). Он заявил, что Зарубежный Синод не может брать на себя такие полномочия без разрешения Матери-Церкви.

В 1934 году епископа Серафима возвели в архиепископское достоинство.

Владыка Серафим, в отличие от некоторых своих современников, не осуждал тех пастырей, которые остались служить на территории советского государства. В 1930-е годы он поддерживал отношения с некоторыми архиереями, находившимися в юрисдикции Московского патриархата.

Как и многие священнослужители и миряне, архиепископ Серафим воспринял «Декларацию» 1927 года митрополита Сергия (Страгородского) отрицательно. Но духовным чадам владыка говорил, что не имеет права осуждать митрополита Сергия, который оказался под страшным давлением в условиях жестоких гонений. В середине 1930-х годов архиепископ Серафим отправил митрополиту Сергию свою книгу «Новое учение о Софии Премудрости Божией».

В 1920–1940-е годы владыка Серафим выступал против спорных взглядов митрополита Антония (Храповицкого) и учения о Софии протоиерея Сергия Булгакова. Святитель выступал против ложного почитания Божьего имени, против неправильного понимания роли Церкви в экуменическом движении.

1 января 1938 года за сочинение «Новое учение о Софии Премудрости Божией» он был удостоен ученой степени магистра богословия.

В отношении государственного строя России святитель был сторонником монархии. В основе его позиции лежала идея о слаженном, гармоничном взаимодействии церковных и светских властей.

В годы Второй мировой войны архиепископ Серафим не служил молебнов о победе Германии и отказывался благословлять русских эмигрантов на борьбу против России, говоря, что воевать против своей родины — грех. В 1943 году он ответил решительным отказом на предложение участвовать в совещании архиереев РПЦЗ, проходившем под эгидой властей Германии.

Переход под управление патриарха Московского

В марте 1945 года святитель Серафим отправил поздравительное послание только что избранному патриарху Московскому и всея Руси Алексию I, а спустя некоторое время обратился к нему с прошением принять его в Московский патриархат.

О прошении было доложено И.В. Сталину. В докладе отмечалась аполитичность владыки. 30 октября 1945 года архиепископ Серафим и семь русских приходов в Болгарии были приняты в юрисдикцию Московской патриархии. Управление этими приходами поручалось архиепископу Серафиму с непосредственным подчинением патриарху Московскому и всея Руси.

В 1946 году владыка Серафим принял советское гражданство; в декабре того же года правительство СССР передало в его ведение посольский храм святителя Николая в Софии.

Летом 1948 года владыка посетил Москву для участия в Совещании представителей Православных автокефальных Церквей. Он выступил с тремя докладами — об англиканской иерархии, об экуменическом движении и о новом календарном стиле. Архиепископ Серафим не отказывался от богословского диалога с инославными, но выступал против компромиссов в догматических вопросах и против вступления Русской Церкви во Всемирный совет церквей. Возможность перехода Православной Церкви на новый стиль он тоже не приветствовал.

Кончина. Прославление

26 февраля 1950 года архиепископ Серафим мирно скончался в Софии. На отпевание пришли все синодальные архиереи Болгарской Церкви, сонм епископов, архимандритов и священников. Погребен он в крипте под алтарем Никольского храма. Известны многие случаи чудесной помощи архиепископа Серафима и при жизни, и после его кончины.

Архимандрит Филипп (Васильцев), представитель патриарха Московского в Болгарии, рассказывал, что когда стали записывать свидетельства о помощи владыки Серафима, подтвержденные медицинским справками, «одних только зафиксированных посмертных чудес по его молитвам более ста. Большинство из них — случаи чудесного исцеления, много исцелений от рака, случаи дарования ребенка, устройства семейной жизни. Замечено, что молитвы архипастыря помогают школьникам и студентам в сдаче экзаменов».

У женщины из города Стара Загора, Марии Крыстевой, одна нога распухла так, что невозможно было носить обувь. В Софии врач выписал лекарства, но купить она их не могла из-за дороговизны. Прежде чем ехать домой, Мария долго молилась у гробницы владыки Серафима в крипте Никольского храма. Села в автобус — одна нога обута, другая в носке. Но пока доехала до своего города, опухоль прошла.

Одна девушка, Камелия Стаматова из Бургаса в своем письме свидетельствует, что у ее бабушки был обнаружен скоротечный рак. Вся семья молилась владыке Серафиму. А через месяц обследование показало, что от болезни не осталось и следа.

Молодой человек А. П. окончил университет в Софии, специализировался по русской филологии. Некоторое время он работал по специальности, но скоро вместе с другими коллегами был уволен по сокращению. Найти подходящую работу никак не удавалось. Знакомая его матери посоветовала обратиться с молитвой о помощи к архиепископу Серафиму. Он исполнил совет, и неожиданно получил работу в училище.

Архиепископ Серафим чувствовал близость Бога, Его присутствие. Он говорил: «Когда умрем, тогда поймем, насколько близки нам были Спаситель, Божия Матерь и все святые, как сходили к нашим немощам и как исполняли наши молитвы». Вот еще одна из его любимых фраз: «Господь близко; если позовешь Его, Он сразу откликнется». Часто владыка совершенно искренне, можно сказать по-детски, записывал свои просьбы и молитвы к Богу, Божией Матери и святым. На полях его рукописей и в дневниках множество кратких записей: «Господи, помоги!», «Матерь Божия, Радость моя, благослови успешно начать дело. Обрадуй меня!», «Спаситель мой, не оставь меня!»

В феврале 2016 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви было принято решение о прославлении архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) в лике святых.

Вот одно из наставлений святителя: «Несомненно, сразу мы никогда не сделаемся подобными Христу и Его истинным ученикам в делах христианской любви. Сначала нам надо приобрести смиренное настроение сердца и перестать осуждать наших ближних… Когда возникнут в нашей душе осудительные мысли, мы должны рассуждать так: "Да, сей брат мой во Христе пал ныне, а я паду завтра; он согрешил, а я в его положении согрешил бы еще более. Но он покается, а я не покаюсь"... Когда перед нами начнут осуждать наших ближних, мы должны пресечь это осуждение молчанием, разговором на другую тему или сказать: "Друг мой, будем помнить слова Христа: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7:1)"… Если так мы будем мыслить, чувствовать и поступать, то в нашем сердце зародится истинное христианское, то есть смиренное, неосудительное настроение. Пока же его нет, мы не христиане, хотя бы ради Христа совершили много великих дел и даже отдали свое тело на сожжение… За одно только неосуждение мы получим от Бога прощение всех наших грехов».

Критика софиологии

В книге «Новое учение о Софии Премудрости Божией», написанной в 1935 году, святитель Серафим говорит о том, что гностическая мысль протоиерея Сергия Булгакова «об особом существе между Богом и миром, без которого, будто бы, невозможны были самый факт создания временного и тварного мира и дальнейшее Божественное домостроительство о человеческом роде» была присуща еще Арию. Но у святых отцов такой мысли нет, они «учили, что мир создан Богом непосредственно».

В конце книги святитель подводит итог: «Во всех определениях, в которых Софии приписывается о. о. Булгаковым и Флоренским Божественное достоинство, вводится языческое миросозерцание, ибо наряду с Св. Троицей здесь предлагается учение о бытии в лице Софии другого бога, и, таким образом, здесь содержится учение о двубожии...

В софийном учении о сотворении Богом мира, при содействии гностического посредства — Софии, искажается православное учение о творении, почему это софийное учение, как гностическое, нужно назвать еретическим...

В учении прот. Булгакова по поводу догматического определения VI Вселенского Собора о двух волях и действиях во Христе, последнее им отвергается и заменяется еретическим софийным учением, что “воля и энергия есть проявление жизни духа”.

Таким образом, имея в виду... заблуждения о. о. Булгакова и Флоренского в их учении, мы должны последнее назвать настоящим еретическим учением с гностическим и языческим миросозерцанием».

Учение было осуждено указом Московской патриархии от 7 сентября 1935 года, в том же году осудил его как гностическое и Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей. Эти определения можно прочесть на портале «Азбука веры».

https://azbyka.org/otechnik/Sergij_Bulgakov/osuzhdenie-uchenija-prot-s-n-bulgakova-o-sofii/

https://azbyka.org/otechnik/Sergij_Bulgakov/opredelenie-arhierejskogo-sobora-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi-zagranitsej-ot-17-30-oktjabrja-1935-g-o-novom-uchenii-protoiereja-sergija-bulgakova-o-sofii-premudrosti-bozhiej/

Тропарь святителю Серафиму, архиепископу Богучарскому, глас 4

Боже́ственною ре́вностию при́сно распала́емь,/ Правосла́вия столп яви́лся еси́/ в Софи́и гра́де возсия́в,/ и благоче́стием твои́м мно́гия лю́ди ко Христу́ приве́л еси́,/ па́стырю до́брый, святи́телю Серафи́ме,/ моли́ Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак святителю Серафиму, архиепископу Богучарскому, глас 4

Вознесы́йся на высоту́ смиреному́дрия,/ благоче́стия учи́тель яви́лся еси́,/ Правосла́вия побо́рниче/ и стра́нных предста́телю,/ мона́шествующих похвало́ и па́стырю изря́дный./ Те́мже любо́вию зове́м ти:// ра́дуйся, Серафи́ме чудотво́рче.


Литература об авторе