Азбука веры Православная библиотека святитель Серафим (Соболев) Слово, произнесенное при отпевании высокопреосвященнейшего архиепископа Серафима
архим. Серафим (Алексиев)

Слово, произнесенное при отпевании высокопреосвященнейшего архиепископа Серафима

Источник

Произнесено 16.02./1.03.1950 г. в русской церкви Св. Николая Чудотворца архим. Серафимом (Алексиевым)1

Глубокоскорбящие, возлюбленные о Господе братья и сестры!

Все мы стоим печальные вокруг гроба, который уносит от нас дорогого Владыку Серафима. Все мы плачем. И знаем при том, что плачем не о нeм, а о себе. Ибо для нас явно, что покойный Владыка, который являлся одним из рeдких в наши дни праведников, наслeдовал вечное спасете. Слова церковного песнопения: «Блаженъ путь воньже идеши днесь, душе, яко уготовася тебе место упокоенiя» могут быть отнесены к нему с полным правом. Между нами нет ни одного, кто бы сомневался, что родной наш Владыка Серафим из сей юдоли слез и печали уходит именно в райские селения для вечной радости. Поэтому мы плачем не о нем, а о себе, ибо мы остались сиротами. Он любил нас как родной отец. Мало того – он любил нас как родная мать. Он учил нас добродетельной и целомудренной жизни. Он учил нас бороться со страстями и демонами. Он учил нас настоящему Православию. Он утешал нас в наших скорбях, он исцелял нас в наших болезней. Он окружал нас своей любовью. О, как нам не плакать, когда мы остались сиротами как птенцы без материнского крыла? К

Да, мы плачем о себe, а не о нем. О нем самом мы должны только радоваться. Ибо он мог сказать о себе подобно св. апостолу Павлу: Желанiе имею разрешитися и со Христомъ быти (срв. Филип. 1:23). Он стремился душой облещись в небесную свою храмину (срв. 2Кор. 5:2). Будучи еще на землe, он быль уже небесным гражданином. Краткий осмотр его жизни приводит нас к уверенности, что он весь принадлежал Христу, что он был весь облить Его благодатью, что он быль весь устремлен к небу, как настоящий Ангел – Серафим.

Кто мог бы в пределах краткого надгробного слова описать его богатую чудесами жизнь, в которой всегда проявлялся дивный покров Божий над ним? С самого детства до своей старости он был беспрерывно со Христом, в благодатном общении с Ним и находился постоянно под кровом дивной Божией десницы, творящей чудеса. Он безконечно любил Бога, Его святую Церковь, святых отцов и их творения, которыми всегда обильно пользовался в своих сочинениях. Он особенно любил молиться Пречистой Божией Матери и вымаливал у Нее помощь для себя и для своих духовных чад. Жития святых угодников Божиих он воспринимал своим чистым сердцем как Божие откровение. Он не сомневался ни в одном из приведенных там чудес, ибо сам пережил в своей жизни множество чудес. У него была чистая, детская вера в то, чему учит нас наша мать, святая Православная Церковь. В течение своей жизни он одиннадцать раз с неослабевающим усердием и сердечным умилением прочитал все 12 книг Житии святых св. Димитрия Ростовского. Оттуда, из жизни угодников Божиих он черпал вдохновение и примеры, чтобы вести праведную жизнь. С великой решимостью не поддаваться греху он провел свою молодость в огненном подвиге, стремясь к достижению совершенной чистоты.

С этой целью он подверг себя необыкновенно строгому посту. Вследствие того еще в начале своей архипастырской деятельности в Болгарии, будучи молодым епископом, он заболел туберкулезом. Узнав какая опасность угрожает его жизнь, он со слезами стал молиться: «Господи, Иисусе Христе, Ты уже зовешь меня, а между тeм я еще не успел очиститься вполнe от своих страстей». Тогда он ясно услышал внутренний голос, как бы от Самого Христа: «Ты никогда не отпадешь от Меня, ты всегда будешь Мнe вeрен». При этих словах, которые повторялись нeсколько раз, несказанное райское блаженство исполнило все его существо. С этого момента он освободился от страстей и еще болeе укрeпился в благодати.

До конца своей жизни он остался дeвственником. Бог даровал ему столь сильное молитвенное дерзновение, что он исцeлял своею молитвою больных и всячески помогал всем, кто обращался к нему.

Его милосердие было замечательным. Он с радостью подавал нуждающимся из своих скудных средств. Нередко, отслужив Божественную литургию, которую он совершал почти каждый воскресный и праздничный день, при выходе из церкви он вынимал свой кошелек и подавал нищим свою лепту, при чем обнимал и целовал их, нисколько не гнушаясь их грязью и лохмотьями. Но еще больше творил он милостыню тайно. Несколько лет тому назад один из моих близких случайно завел разговор со встреченным на улицe бeдным мальчиком, который ему сказал, что русский владыка на свои средства снабдил их бедствующую семью углем и топливом на всю зиму.

До самых последних дней земной жизни покойного Владыки любовь била ключем из его сердца. Он называл своих духовных чад «мои радости, мои сокровища, мои милые и ненаглядные детки».

Сколько раз он поражал духовно близких ему людей неожиданными проявлениями благодатной прозорливости. При том он говорил о себе: «я не прозорлив, это случайно». Таково было его дивное смирение. Многих из нас он любящей рукой исторгнул из усть зияющей геенны. Многих он направил на путь спасения. Многим открыл путь чистого Православия и предохранил их от увлечений гибельным иноверием.

Его обширние и глубокие по содержанию богословские сочинения свидетельствуют о его необыкновенно светлом умe, об изумительном познании святоотеческой литературы и огненной ревности к защитe святого Православия. Его богословие не было рационалистическим, не было плодом сухой учености, оно было плодом его пламенной любви ко Христу и верности Ему. Он обладал тем дивным, благодатным вeдением2, о котором Спаситель сказал: Блажени чистiи сердцемъ, яко тiи Бога узрятъ (Мат. 5:8). Потому его следует поставить наряду со святыми отцами и учителями Церкви.

Архиепископ Серафим ниспроверг страшную современную ересь Булгакова о Софии как четвертой ипостаси Божией. Он разоблачил неправильные мнения многих современных богословов, увлекающихся столь пагубным модернизмом и протестантизмом. Он говорил и писал все только во славу Божию и к утверждению Православия. И Бог дивно призвал его к Себе именно в неделю Православия. Этим Он дал свыше подтверждение нашей несомненной уверенности в том, что архиепископ Серафим много Ему угодил своей бескомпромиссной борьбой в защиту святого Православия.

При всех этих высоких качествах Владыка Серафим отличался тихим и кротким нравом и невозмутимым глубоким смирением. Богъ гордымъ противится, смиреннымъ же даетъ благодать (Иак. 4:6), говорит Слово Божие. За свое великое смирение наш дорогой Владыка Серафим удостоился быть сосудом Божией дивной и чудотворящей благодати, при помощи которой и сам он жил праведно, и другим помогал находить путь ко спасению.

Богу было угодно открыть угасающему Владыке Серафиму день его собственной кончины. За пять дней до своей смерти, находясь в крайнем изнеможении, он чуть слышно шептал окружающим: «Еще пять дней». На следующий день он сказалъ: «Еще четыре дня». И вот, когда пришел указанный им срок, он предал Богу свою чистую душу.

Один молодой монах разсказывал мне, что будучи еще юношей и читая жития святых, он говорил себе: «О, если бы я мог встретиться в моей жизни с настоящим святым!» И вот, Божий промысл сблизил его с архиепископом Серафимом. В нем он обрел вожделенного святого, живущего среде нас и в наши дни. Впоследствии он уверял меня, что было много случаев, когда родной наш Владыка спасал его от смерти во время тяжелых болезней и дивно помогал ему при многих затруднениях в его жизни.

Скорбящие братья и сестры!

Нас подавляет тяжелая печаль. Мы плачем не о Владыке Серафиме, а о себе, ибо остаемся сиротами. Но да будет утeшением для нас то, что сейчас там на небe царствует великая радость, ибо новый земной ангел присоединяется к небесным ангелам и увеличивается благодатный сонм небожителей.

Пусть нас утешают дорогие воспоминания о любимом нашем Владыкe Серафимe. Будем утeшаться его цeнными заветами. Будем исполнять его спасительные советы, которые он нам давал в своих дивных проповедях. Будем следовать его свeтлому примeру. В таком случаe смерть, которая нынe физически удаляет его от нас, не будет уже в состоянии духовно разлучить нас с ним.

Наконец будем благодарить Всеблагого Бога за то, что Он дал нам возможность иметь в своей среди такое сокровище и радоваться ему. Будем молиться Богу, чтобы Он упокоил в Своих небесных селениях Своего редкого избранника и любимца Высокопреосвященнeйшего архиепископа Серафима.

Да будет вeчна его память! Аминь.

* * *

1

Архимандрит Серафим (Алексиев), тогда начальник Культурно-просветительного отдела при Св. Синоде Болгарской Православной Церкви, произнес свое слово от имени духовних чад покойного владыки. Более подробные сведения об архимандрите Серафиме см. здесь.

2

Благодатный дар ведения божественных истин – прим. ред. (вернуться)


Источник: Слово при отпевании высокопреосвященнейшего архиепископа Серафима. [Электронный ресурс] // Православна беседа

Комментарии для сайта Cackle