Азбука веры Православная библиотека святитель Серафим (Соболев) Пламень огненный. Жизнь и наследие архиепископа Серафима (Соболева)
А.А. Кострюков

Пламень огненный. Жизнь и наследие архиепископа Серафима (Соболева)

Источник

Содержание

От автора

Жизнеописание Часть 1. На Родине Глава 1. Под сенью Боголюбской иконы Глава 2. Колечка Глава 3. По молитвам оптинских старцев Глава 4. На краю гибели Глава 5. Вместе с Одигитрией Часть 2. Годы изгнания Глава 1. «Хорошая сторонушка» Глава 2. Древо и плоды Глава 3. Узреть Бога Глава 4. Между Москвой и Карловцами Глава 5. Торжество справедливости Глава 6. Протоиерей Сергий Булгаков и «ведьма» с площади Независимости Глава 7. Если учитель не прав Глава 8. Были ли добрыми «добрые самаряне»? Глава 9. Когда возродится Россия Глава 10. Конфликтуют ли святые? Глава 11. «Адвокаты дьявола» Глава 12. Между двух огней Часть 3. Под патриаршим омофором Глава 1. Встреча с Родиной Глава 2. Не допустить отступничества Глава 3. Царский путь Глава 4. Календарная смута Глава 5. Соленая соль Глава 6. Последняя битва Глава 7. «В горняя!» Воспоминания и свидетельства Воспоминания об архиепископе Серафиме Новые свидетельства о молитвенной помощи архиепископа Серафима (Соболева) Духовные наставления архиепископа Серафима Краткие духовные наставления Мысли архиепископа Серафима, записанные духовными чадами Четыре письма архиепископа Серафима Избранные труды архиепископа Серафима О новом и старом календарном стиле Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении? К вопросу о соединении Англиканской Церкви Православной Церковью О правах епископов и церковном модернизме Патриарх Болгарский Максим об архиепископе Серафиме Основные даты жизни и деятельности архиепископа Серафима (Соболева) Источники Об авторе  

 

«Господь близко, если позовешь Его, Он сразу откликнется».

Эти слова принадлежат архиепископу Серафиму (Соболеву) – замечательному иерарху Русской Православной Церкви, для которого живое богообщение было высшим смыслом и центом всей жизни. Архипастырь прославился не только силой своих молитв, но и трудами в защиту Православия. Его жизненный путь, пролегавший через десятилетия трагического XX века, подвижничество, богословские воззрения, примеры предстательства пред Господом составляют содержание этой книги. Современники архиепископа Серафима и люди, обращающиеся к нему с молитвой через много лет после его блаженной кончины, с благодарностью рассказывают о его помощи.

От автора

Мы приглашаемся в сообщество Херувимов,

Серафимов, Престолов, Господств, Ангелов и

Архангелов – вместо отпадших, возгордившихся

духов. Эти возгордились и сказали в себе Богу:

как-то Ты восполнишь наш недостаток, который

для Тебя нестерпим и ощутителен, как для

Премудрого? – А Господь в ответ и посрамление

диавола, изволил создать из персти человека

и перстными существами восполнить недостаток

ангельских миров.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

В чем смысл создания человека? По мнению некоторых святых отцов, люди были сотворены для восполнения числа отпавших от Бога ангелов. В течение своей земной жизни человек должен выбрать, войти ему в Небесную Церковь или навеки погибнуть.

Велико блаженство тех, кто сделал правильный выбор, прожил жизнь со Христом и, по словам православной молитвы, вошел «в единый состав» с Ангелами Божиими. Святые, как Ангелы, становятся пламенем огненным (см.: Пс.103:4), с быстротой молнии откликаются на наши молитвы, защищают нас от зла. Более века назад такой выбор сделал Николай Соболев, промыслительно получивший в монашестве ангельское имя Серафим, что значит «пламенный».

Бог судил ему увидеть не только величие Российской империи, но и соединенные с ним искушения Церкви, многие представители которой удовлетворились ролью винтиков в государственной машине. Ему довелось стать свидетелем страшной катастрофы, когда оплот Православия превратился в центр мирового богоборчества. Ему было суждено увидеть богохульства и кощунства, страдания и убийства. Архипастырю пришлось пережить и изгнание, и пастырское служение на чужбине, и внутрицерковные конфликты, разрывающие сердце. Но разве не разрывалось оно еще больше от известий о том, что творилось на Родине, где Церковь тонула в крови? А затем разразилась небывалая в истории человечества война – и снова скорбь от того, что кровь не перестает литься. Наконец, встреча с Родиной, радость, смешанная с новыми волнениями и омраченная осознанием пленения Церкви.

Обстоятельства жизни архиепископа Серафима менялись стремительно, как театральные декорации. Светлые и мрачные, радостные и горестные...

Но эта смена декораций не касалась души архипастыря, была внешним явлением. Она никак не повлияла на его выбор следовать за Христом. Какими бы ни были обстоятельства, какой бы ни была личная или политическая выгода, архиепископ Серафим всегда оставался тем, кем он когда-то решил стать – иноком, молитвенником, ревнителем православной веры, путником на пути ко спасению. Архипастырь прошел этот путь, достиг цели. И теперь помогает в этом нам своими сочинениями, своими духовными наставлениями, своим примером, а главное – молитвенным предстательством.

«Пламень огненный»...

Эти слова, отнесенные Псалмопевцем к Ангелам, с полным правом можно отнести к архипастырю, послужившему Богу праведной жизнью, искренней верой и пламенной молитвой.


Источник: Пламень огненный. Жизнь и наследие архиепископа Серафима (Соболева). — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2015. — 336 с. : ил. ISBN 978-5-7533-0930-3. Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви

Комментарии для сайта Cackle