Источник

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

14/27 сентября

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

Тропарь на поклонение Кресту

Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня установлен в IV в. по Рождестве Христовом по следующему случаю.

Византийский император Константин Великий возымел желание построить храм на Голгофе. Для исполнения этого желания его мать, благочестивая Елена, в 326 году отправилась в Иерусалим, имея вместе с тем особое намерение найти Крест Господень.

В Иерусалиме она узнала, что у евреев был обычай зарывать орудия казни близ места совершения ее. Один престарелый еврей по имени Иуда указал ей и место, где были зарыты три креста: Крест, на котором был распят Спаситель, и два креста, на которых были распяты два разбойника.

На указанном месте стали проводить раскопки и, действительно, нашли три креста. Но какой из них был Крест Господень, определить было нельзя, потому что дощечка с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский», отпала от Креста и лежала отдельно.

Тогда патриарх Иерусалимский Макарий предложил такой способ определить Крест Господень. Он велел все три креста внести в дом одной благочестивой больной женщины.

Там он в присутствии царицы Елены и множества собравшегося народа стал возлагать кресты один за другим на больную в полной уверенности, что от прикосновения Креста Господня больная почувствует себя здоровой.

Так и случилось: на больную возложили один крест – никакого действия больная не почувствовала, возложили на нее другой – тот же результат, а когда возложили третий Крест – больная сразу же почувствовала себя совершенно здоровой.

По действию чудодейственной силы узнали, какой из трех крестов был Крест Господень.

На обратном пути патриарху Макарию представился случай быть свидетелем поразительной чудодейственной силы Креста Христова.

Навстречу процессии с тремя крестами несли умершего для погребения. Патриарх остановил погребальную процессию и над умершим повторил то же действие, какое он совершил с крестами над больной женщиной.

На тело умершего возложили один за другим два креста, никакого действия не получилось: когда же на него возложили третий Крест – умерший от прикосновения Креста воскрес.

Слава чудодейственной силы, исходящей от Креста Христова, привлекла на Голгофу великое множество народа. Всем хотелось ближе подойти ко Кресту и облобызать его, но за громадной толпой многие не могли даже и видеть его.

Поэтому патриарх Макарий, став на возвышенном месте, воздвигал Честный Крест и показывал его стоящим вдали. При виде Животворящего Креста народ взывал: «Господи, помилуй».

Праздник Воздвижения Креста Господня был установлен в 326 году 14 сентября. Этот день приходился тогда на воскресенье.

В Иерусалимском храме Воскресения во время Воздвижения Животворящего Креста молящиеся пели: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».

В VII веке к воспоминанию Обретения Животворящего Креста Господня 14 сентября присоединилось и другое воспоминание – возвращения Его из плена персидского.

Царь персидский Хозрой в 614 году овладел Иерусалимом и вывез из Иерусалима в Персию Крест Господень. Пребывание Животворящего Креста в персидском плену в течение четырнадцати лет сопровождалось поразительными знамениями и чудесами, так что сам Хозрой оказывал честь и уважение христианской святыне.

В 628 году, 14 сентября, Животворящий Крест Господень был возвращен в Иерусалим преемником персидского царя. Император Ираклий встретил Крест Господень в Иерусалиме в смиренной одежде и босой внес Его в храм. Таким образом, в этот день соединились два воспоминания: об обретении Животворящего Креста Господня и о возвращении Его из персидского плена.

Для нас, христиан, далеко не безразлична дальнейшая судьба Животворящего Креста Господня. Царица Елена большую часть Креста Христова оставила в Иерусалимском храме Воскресения в серебряном ковчеге для поклонения верующим. Другую, меньшую часть Креста и гвозди, найденные вместе с крестами, она послала сыну своему Константину в Константинополь.

С Востока частицы Животворящего Креста Господня поступали и к нам на Святую Русь и хранятся в разных местах нашего Отечества. Так, в 1799 году мальтийские рыцари принесли в дар императору Павлу I, хранившийся у них со времен крестовых походов Крест из части Животворящего Креста Господня. Этот Крест хранится в церкви Нерукотворенного Спаса в Зимнем дворце в Петербурге.

Так как в день Воздвижения Креста Господня невольно вспоминаются страдания распятого на Кресте Спасителя нашего, то Православная Церковь установила в этот день строгий пост: по церковному уставу воспрещается сегодня вкушать не только мясную пищу, но и рыбу.

14/27 сентября навсегда останется днем скорби, днем сокрушения нашего о грехах, за которые Спаситель наш Иисус Христос пострадал и умер на Кресте. И в этих страданиях Христа все наше спасение: «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но иматъ живот вечный» (Ин.3:16).

Итак, дерзай, христианин, ты спасен Крестными Страданиями Христа. Неси свой крест безропотно и помни, что в скорбной жизни своей с крестом на груди ты всегда найдешь утешение у подножия Креста.


Источник: Серафим (Шарапов), епископ. Войдите в радость Господа: Праздники церковного года – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. – 128 с. – (Православие в жизни).

Комментарии для сайта Cackle