Преподобный Серафим, царь и народ. Чудо прославления

Источник

Содержание

Предисловие

Протоиерей Петр Смирнов. Священное торжество Донесение Святейшему Правительствующему Синоду Первенствующего Члена оного Антония, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского от 21 июля 1903 года И. В. Преображенский. Открытие святых мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца I.Окрестности Сарова.– Саровская пустынь.– Случаи чудесных исцелений II.Первый и второй день Саровских торжеств: торжественная панихида и всенощная по парастасу (16 июля, среда).-Крестный ход из Дивеева в Саров.– Торжественные литургия и панихида.– Прибытие в Саров Их Императорских Величеств (17-е число) III.Третий день торжеств (18 июля, пятница): ранняя обедня, за которой Царь и Царицы, вместе с народом, причастились IV. Всенощная 18-го числа – первая церковная служба, на которой преподобный Серафим стал прославляться в лике святых.– Выход на литии из собора за мощами преподобного и принесение св. мощей в собор.– Неописуемый момент открытия гробницы с мощами.– Ночь на 19 июля – пасхальная ночь.– Поздняя литургия 19 июля.– Обнесение мощей вокруг Св. Престола.–Первый торжественный молебен преподобному Серафиму.–Крестный ход вокруг собора V. Окончание Саровских торжеств.– Отъезд Царской Фамилии из Сарова в Дивеев.– Пребывание в Дивеевском монастыре.– Освящение нового храма в память преподобного Серафима.-Заключительные замечания Описания торжеств в церковной печати Высочайшее посещение Дивеевского монастыря, Нижегородской епархии Из Сарова и Дивеева Священник Павел Беляев. Великие саровские торжества в июле 1903 года Архимандрит Сергий (Тихомиров). Письма из Сарова 13–22 июля 1903 года Священник Василий Тигров. Воспоминания о Саровских торжествах Дорога Прибытие в Саров Крестный ход и литургия Прибытие Государя «Здравствуйте, Государь-Батюшка!» Последняя заупокойная литургия. Государь на пути к источнику И настало мгновение! «Батюшка Серафим, исцели ты нас!» Всепразднственная ночь за оградой монастыря «Городок». Людское море Богослужения при часовнях и крестные ходы Старец Серафим вновь входит во «Святая святых» земного храма Царственные гости на монастырской трапезе Утешения чудес Ночью у раки с мощами Проводы Государя Еще исцеления. Бесноватые. У старца. Прощание с Саровом. Святая ночь. Дивеев. Канавка. Дивеевские торжества. Близость неба. Молчание книжников. В богомольческом поезде. Небесные отзвуки. Священник Ф.А. Саровские торжества Чудесные исцеления на источнике преподобного отца Серафима, саровского чудотворца 1 2 3 Заявление вдовы А. Богородской о дивной милости Божией ее сыну, по молитвам преподобного о. Серафима Саровского Протоиерей Философ Орнатский. Саровские поучения. 1. Святой Серафим – идеал жизни во Христе 2. О причащении Святых Тайн для соединения во Христе со святым Серафимом 3. О любви к Матери-Церкви, породившей любимое чадо – святого Серафима 4. О поминовении усопших 5. О смирении. 6. О блаженной кончине святого старца Серафима 7. О значении храма на Руси.  

 

 Это единение Руси у могилы великого праведника какую обильную струю света и жизни должно пролить в чувство и сознание русских людей! Таких великих торжеств нельзя сочинить искусственно. Такие великие дни не проходили напрасно. Здесь действует мановение десницы Вышнего. Здесь виден перст Божий, указующий путь народам.

Протоиерей Петр Смирнов. Священное торжество

Предисловие

 Книга, которую вы держите в руках, – не собрание материалов столетней давности, как может показаться. Она задумана не как архивный памятник. Она не только о прославлении преподобного Серафима, происходившем в 1903 году, но и о торжествах 1991 года (когда были чудесно вновь обретены и перенесены с великим всенародным торжеством в Дивеево его мощи) и 2003 года, когда вся православная Россия, даже весь православный мир, вновь сошелся у святых мощей Преподобного. Об одном, едином событии, относящемся не к «прошлому», а к настоящему.

В 1903 году Православная Русь во главе с Царем сошлась (и частью – буквально, пешим ходом и за тысячу верст) у святых мощей чтимого и прославляемого святого. «Столь живого и тесного соединения русских людей в ограде церковной давно не видано было, – пишет современник, – и так напоминает оно наше старое доброе время, когда собиралась и собралась наконец святая Русь под единую власть Царя православного, когда в ограде Церкви все чувствовали себя, как в дому Отца Небесного, когда не было этого печального разделения между народом и высшими слоями общества, как бы оторвавшимися от народа и плывущими своей особой ладьей, и этого погибельного отделения интеллигенции от церкви, составляющего особо всеми чувствуемую злобу нашего времени»1. Читая собранные в этой книге воспоминания и описания, мы не можем не видеть того, что было сокрыто от участников тех событий. Не просто Царь поклонился Преподобному, но Царь-Страстотерпец. Мы знаем, что в эти дни Государь получил от преподобного Серафима таинственное письмо с предречением своей участи. Мы знаем, что после Саровских торжеств родился долгожданный наследник, царевич-страстотерпец Алексий. Рядом с Царственными страстотерпцами – будущая преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна – со своим мужем, Великим князем Сергеем Александровичем, которого всего лишь полтора года спустя разорвет бомба Каляева. Пояснения высоким особам дает архимандрит Серафим (Чичагов), автор «Дивеевской летописи», главный инициатор прославления преподобного Серафима,– также священномученик. И священномученик же Философ Орнатский говорит проповеди, западающие всем в душу и память... Реально, физически, в великом торжестве сошлась та Святая Русь, о которой мы поем: «полче Божественный», которому мы молимся, прославленные Церковью святые – и не прославленные еще, и не счесть, сколько их, уже вписанных в наши святцы, было тогда, в 1903 году, в Сарове. Ничего этого не знали сами сошедшиеся,– не знали, но и таинственно предчувствовали, прозревали, «как сквозь тусклое стекло», внутренним оком: это показывают фрагменты воспоминаний.

Мы, из дали времен – можем это увидеть. Но можем, только если сами будем там, у святыни.

И, думается, те, кто будет на Серафимовских торжествах 2003 года, смогут в подлинном свете увидеть прочувствовать, где они находятся, только тогда, когда съединятся в видении и восприятии с теми, чьи голоса звучат в этой книжке. Читая эти воспоминания, каждый участник торжеств 2003 года (и тот, кто не сподобился быть в Дивееве в самые дни праздников, но был там при втором обретении мощей преподобного в 1991 году или даже в другое время всем сердцем припадал к этой святыне) увидит то, что оставалось полусокрыто от него в его собственных ощущениях. Прежде всего, наверное, – что Царственные Страстотерпцы и Новомученики Российские и сейчас сошлись у раки святых мощей великого угодника Божия Серафима. Что сошлась здесь Святая Русь и что она жива, и что она сильнее всего, что кажется нашему замутненному взору силой...

Предоставим же слово тем, ранним участникам нашего общего великого, длящегося торжества, что сто лет назад сказали свое слово.

«Но что так тесно соединило Царя с народом и народ между

собою?

Дух благоговения к святым, дух православной истины, дух древнего благочестия, дух, которым живет, которым крепка и сильна святая Русь.

Это многочисленное стечение народное, это великолепие торжеств, всё совершившееся здесь за эти дни – всё это явление не случайное: оно вызвано к бытию существенными, коренными исконными устоями исторической жизни народа. В нем народное сознание нашло свое оправдание, потому-то и такая невыразимая радость охватила все русские сердца. Православно-русский дух, чем издревле жила и крепла святая Русь, чем живет и дышит и теперь каждое русское сердце, – в настоящем явлении нашел высшее выражение своей правды, убедительное подтверждение своей истины. Поэтому-то у всех на лицах светится это победное ликование.

Влекомый единственно этим духом, и собрался сюда, в одно место, со всех сторон, в таком несметном множестве русский народ. И это множественное собрание отовсюду всех представителей русского народа и русского духа выражает собою великий знаменательный момент исторической жизни. Это всеобщий русский сход. Это всенародный русский собор. Не тот ли это «собор», о котором в последнее время так усиленно говорят известные радетели народного блага, глашатаи новых учений и новых порядков?

Занимаясь исследованием явлений общественной жизни, как могли они просмотреть этот факт столь огромной важности? Вот теперь они мечтают о созыве народного «именуемого земского собора», чтобы переустроить по-новому всю общественную жизнь. Но здесь, помимо всяких распоряжений и созываний, сам по себе, влекомый лишь внутренним чувством, силою духа, побуждаемый приспевшим временем, собрался этот народ, чтобы выразить друг пред другом свои заветные мысли, свои сокровенные чувства.

И увиделись здесь между собою сшедшиеся «от Кавказа до Алтая, от Амура до Днепра» и, подав друг другу руки, тайно согласились между собою – стоять за веру православную, стоять за русского Царя, стоять за всё родное, за всё святое – русское... Здесь было как бы новое присягание пред самым лицом Царя, здесь было новое уверение в истинности веры своей, новое утверждение в прочности и непреложности существующих основ государственной жизни».2

«Нет, нужно быть великим художником слова, нужно обладать свободным полетом высокой поэтической души, чтобы достойно изобразить всю эту картину религиозной народной жизни, как она развертывалась и раскрывалась во всей своей красе, во всей своей полноте в событиях Саровского торжества.

Если бы полно и художественно, соответственно действительности, изобразить эту картину, то составилась бы замечательная поэма народной жизни, поэма народного религиозного духа.

Где же вы, великие писатели и мыслители наших дней? Сколько бы здесь вы почерпнули глубоких мыслей! Сколько бы нашли вы прекрасных сюжетов, благодарных тем для вашей работы! Сколько бы засвидетельствовали здесь неожиданных открытий! Но вас эта область не интересует. Вы как бы боитесь заглянуть в душу человека, когда она поднимается до небесной высоты, – и, напротив, с видимым удовольствием раскрываете всю ее наготу, когда она погрязает в бездне порока...

Если бы такое движение народное, такой подъем религиозного духа усмотрены были в расколе или в какой-либо секте... о, тогда затрубили бы все, стали бы распространяться о значении религии в жизни человека, стали бы торжественно доказывать, что во всякой вере есть своя доля истины!

Но православие – это что-то старое, отживающее, и мало того, – это какой-то тормоз в историческом движении народа по пути к прогрессу, и потому как свидетельствовать о его торжестве? Не лучше ль умолчать?»3

«В заключение же снова прошу вас, братие: будем молиться Господу Богу, да распространит он славу преподобного и богоносного Серафима по лицу всей земли Российской, да умножаются храмы во имя его, да усвояет в них и чрез них все блага святой веры и Церкви русский народ, ибо, повторим слова преподобного:

«У нас вера православная, Церковь, не имущая никакого порока. Сих ради добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна, и непреоборима, имущая веру и благочестие – в щит и в броню – правду: сих врата адова не одолеют».

Это вещее слово крепкой веры и пламенной любви святого Серафима к Матери-Церкви да будет заключением и всех торжеств Саровских. Аминь»4

* * *

1

Протоиерей Петр Смирнов. Священное торжество

2

Священник Василий Тигров

3

Священник Василий Тигров

4

Священномученик Философ Орнатский


Источник: Преподобный Серафим, Царь и народ : Чудо прославления, Саров - Дивеево, 1903 г. : [Воспоминания и док.]. - М. : Изд. совет Рус. Православ. Церкви; [с. Дивеево (Нижегор. обл.)] : Свято-Троиц. Серафимо-Дивеев. монастырь, 2003. - 254, [1] с., [5] л. ил., цв. портр.; 24 см.; ISBN 5-94625-066-3

Комментарии для сайта Cackle