Источник

Описания торжеств в церковной печати

Высочайшее посещение Дивеевского монастыря, Нижегородской епархии

По пути из Сарова Государь Император, Государыни Императрицы и Особы Царствующего Дома, бывшие на Саровских торжествах, 20 июля поехали на несколько часов в Дивеевский монастырь. «Дивеев», как принято по-местному называть этот монастырь, находится в 14 верстах от Саровской пустыни и связан с последнею узами нравственного единения, так как «Дивеев» основан и живет заветами «батюшки отца Серафима», Саровского угодника Божия. Оттого настоящие дни торжеств Саровской обители стали временем духовной радости и в Дивеевском монастыре. Духовные торжества той и другой обители усугубились участием в них Благочестивейшего Государя Императора, Императриц, Князей и Княгинь Царствующего Дома.

Задолго до 20 июля Дивеев стал приготовляться к достойной встрече Высочайших дорогих Гостей; ко времени Их приезда весь путь в обитель украшен был зеленью, флагами, триумфальными арками; народ – местный и из далеких стран – в праздничных костюмах встречал Царя-Батюшку и Цариц с восторженными, радостными приветствиями. В монастырской ограде, по пути Царского следования, выстроились шпалерами до собора инокини обители, а впереди их – ученицы церковноприходских школ. Около 10 часов утра Царский поезд (в экипажах), при несмолкаемом одушевленном «ура», при звоне колоколов, приблизился к Дивеевскому собору. Высочайшие Гости встречены были, при входе их в собор, преосвященным Назарием, епископом Нижегородским, в сонме священнослужителей, со святым крестом и святою водою. Владыка приветствовал Государя Императора и Государынь Императриц речью. После обычной ектений и многолетия Высочайшие Гости молились пред иконою Божией Матери «Умиление», пред которою в молитве скончался в Сарове преподобный отец Серафим, и пред местночтимою иконою «Нерукотворенный Образ Спасителя» и прикладывались к ним.

Всем Высочайшим Богомольцам поднесены были от обители иконы работы монастырской «живописной»: преподобного отца Серафима, «Умиление», Явление Божией Матери преподобному отцу Серафиму и др. Государь Император и Государыни Императрицы изволили осматривать придельный северный храм собора, приготовленный к освящению в честь преподобного отца Серафима, и в особенности живопись собора, обладающую высокими достоинствами; вся она есть духовная жертва Дивеевских подвижниц, несущих «живописное» послушание в обители.

Из собора Высочайшие Гости проследовали в покои настоятельницы монастыря игумений Марии и изволили слушать Литургию в домовой церкви при игуменских покоях. В помещении игумений приготовлен был чай и завтрак.

Высочайшие Гости после завтрака обозревали монастырские достопримечательности и учреждения. Государь Император, Государыня Императрица Александра Феодоровна и Великие Князья Николай Николаевич и Петр Николаевич, в сопровождении придворных особ, около 2 часов дня прибыли в местную церковно-приходскую школу с приютом для девочек-сирот. К этому времени сюда явились учащие и учащиеся (70 учениц двух женских церковно-приходских школ из г. Ардатова). Монастырская школа помещается в прекрасном двухэтажном здании, имеет две просторные классные залы, квартиры для учительниц и жилые помещения для девочек-сирот; обучение в школе ведется «за святое послушание» образованными подвижницами обители (монахиня Рафаила и послушница Надежда Садовская, внучка приснопамятного друга преподобного отца Серафима, священника Василия Садовского); есть особые учительницы пения и рукоделия (послушницы Акилина Кочеткова и Елизавета Бычкова). Школа к Высочайшему приезду декорирована была зеленью и цветами; цветами усыпан был царский путь. Ардатовские ученицы расположились шпалерами при входе в школу и при подъезде Царственных Гостей пропели молитву за Царя. Товарищ Обер-Прокурора Святейшего Синода, сенатор В. К. Саблер доложил Государю Императору о школе, представил ардатовского уездного наблюдателя, протоиерея Магницкого. От ардатовских учениц милостиво приняты были бархатная вышитая подушка и два вышитых полотенца; подносившие девочки удостоились поцеловать руку Государя Императора и Государыни Императрицы.

Ученицы монастырской школы-приюта встретили Державных Посетителей пением молитвы «Спаси, Господи» и тропаря преподобному отцу Серафиму. Государь Император изволил спрашивать уездного наблюдателя о числе учащихся, времени открытия школы, о времени постройки настоящего здания и о том, все ли учащиеся живут здесь. В то же время Государыня Императрица выразила учительнице школы монахине Рафаиле удовольствие по поводу того, что здание школы – хорошее, светлое, просторное, удобное, и спрашивала о продолжительности службы учительницы, о летах двух девочек-сироток. Когда окончилось пение, Государю Императору благоугодно было высказать: «Хорошо поют»; учительница пения и ученицы ответили поклоном на милостивое Царское слово. Государь Император и Государыня Императрица обратили внимание на двух девочек-сироток; Государь Император спросил одну из них -Анюту (Анну Кулагину): «Знаешь ли ты что-нибудь наизусть»? Девочка-малютка прочитала стихотворение «Сиротка». Государь Император с ласковою улыбкой слушал неразборчивый детский лепет крестьянки-девочки (четырех лет). «А знаешь ли ты какую-нибудь молитву?» – изволила спросить Государыня Императрица. Девочка прочитала «Отче наш»... Императрица, как мать, наклонилась к малютке и поцеловала ее. Государю Императору благоугодно было еще послушать пение детей. Девочки пропели «Боже, Царя храни». «Хорошо они у вас поют», – вторично высказал одобрение Государь Император. Ученицы удостоились подношения Государыне Императрице двух, вязанных ими, теплых одеял для Царских детей. Великие Князья также со вниманием осматривали школу и изволили высказать одобрение удобствам и изяществу школы. При отбытии Высочайших Особ из школы дети пели молитву за Царя.

Высочайшие Гости из школы проследовали в Преображенскую (кладбищенскую) церковь; в этой церкви хранятся несколько памятников, оставшихся от преподобного отца Серафима: Алтарь здесь сооружен из его келлии, которая была устроена в Сарове на так называемой «дальней пустынке» отца Серафима избившими его разбойниками, после того, как он простил им их злодеяние; из Сарова, по смерти отца Серафима, келлия перенесена была в Дивеев и обращена, по указанию преосвященного Иеремии Нижегородского, в алтарь, необделанные бревна оставлены в неприкосновенном виде; а для более надежного сохранения этого памятника подвигов преподобного алтарь заключен в наружную церковную стену, от которой отделен коридором, и под особую крышу. В этой же церкви хранятся: Евангелие с Псалтирью, с которыми отец Серафим не разлучался при жизни и обыкновенно носил в котомочке за спиной, его епитрахиль и поручи, часть камня, на котором он молился 1000 дней и ночей, и другие предметы его обихода (подсвечник, скамья, стул и проч.); всё это теперь хранится в новых витринах и составляет предмет чествования со стороны богомольцев. Высочайшие Паломники молились в храме, осматривали алтарь и другие памятники подвигов преподобного.

Отсюда Высочайшие Гости направились в так называемую «пустынку» Дивеевскую; это – прежняя келлия (маленькая избушка) отца Серафима, вырубленная им самим на его «ближней пустынке» в Сарове, у источника, близ реки Саровки; после кончины его эта келлия перенесена в Дивеев и сохраняется в том самом виде, какою она была у преподобного; и этот памятник для более надежного сохранения заключен, как бы в футляре, в наружную постройку; в келлии хранится часть того же камня – свидетеля продолжительного молитвенного бдения отца Серафима, – и обрубок дерева, заменявший ему стул. В келлии совершается «неусыпающее» чтение Псалтири. Все богомольцы считают нравственною потребностью побывать в этой «пустынке» и помолиться под сению келлии, в коей возносилась чистая, святая молитва праведника Божия. Высочайшие Посетители молились в келлии отца Серафима и осматривали памятники его подвигов.

После того Высочайшие Гости посетили монастырскую «живописную». Дивеевская «живописная» заключает в себе отделы: собственной живописи, фотографии, литографии и метахромотинии. «Живописную» посетили все Особы Царствующего Дома, бывшие в Дивееве; преосвященный Назарий встретил их и знакомил с работами сестер-художниц; «старшая» «живописной», монахиня Серафима, а также монахини Анастасия и Лидия давали объяснения.

Войдя первоначально в мастерскую литографии, Государь Император и Государыни Императрицы осматривали рисование на камнях (обрабатывалось на камне «Явление молящемуся отцу Серафиму Божией Матери и Сил небесных» и «Умиление»). Государь Император спрашивал о числе работающих послушниц, о размерах заготовленных произведений. При осмотре в шкафу икон Государь Император высказал: «Очень хорошо».

В печатном отделении Высочайшее внимание обратили на себя старый печатный станок и новая скоропечатная машина; Их Императорские Величества интересовались размерами производства первого и второй; Государыня Императрица Александра Феодоровна, по поводу приобретения новой скоропечатки, изволила высказать: «Вам еще много понадобится».

В «переводном» отделении Их Императорские Величества со вниманием смотрели на работу сестры Варвары, переводившей картину. В «живописной» Высочайшие Посетители, осматривая иконы и картины, высказывали одобрение законченным изображениям преподобного отца Серафима, исполненным по заказу в разные города. Государыня Императрица Мария Феодоровна, уходя, изволила высказать одобрение работам сестер. Их Императорские Величества приобрели много икон и изображений монастырской «живописной» и литографии. Государыня Императрица Александра Феодоровна, в присутствии Государя Императора, изволила пожаловать монахине Серафиме золотой, изящной работы, наперсный крест, со словами: «Очень хорошо вы работаете; Нам у вас все очень понравилось».

Пред отъездом Высочайших Гостей из Дивеева, в покоях игумений удостоились представиться Их Императорским Величествам и Их Императорским Высочествам настоятельницы женских монастырей Нижегородской и других епархий и имели счастье поднести различные произведения собственной работы монахинь.

В 3 часа 10 минут дня последовал Высочайший отъезд из обители. Инокини, ученицы и народ стояли по пути Царского следования. При звоне колоколов, при неумолкаемых криках «ура!», Высочайшие Гости отбыли из ограды монастыря, осеняя себя крестным знамением на монастырские храмы, сопровождаемые всеобщими верноподданническими благожеланиями. Преосвященный Назарий, тотчас же по отъезде Державных Гостей, в сослужении всего духовенства совершил в Дивеевском соборе молебное пение в путь шествующим с возглашением многолетия Царственным Путникам.

А в душах всех присутствовавших остались неизгладимые облики Высочайших дорогих Посетителей обители. Память об этом событии навсегда сохранится как драгоценное достояние в истории и летописях Дивеевского монастыря и в сердцах многотысячных богомольцев, прибывших в этот день в Дивеев и лицом к лицу увидевших Царя-Батюшку и обеих Цариц. Понесут эти богомольцы чувства верноподданннической любви и преданности в отдаленные уголки необъятной Руси, передадут их своим сородичам и односельцам, и отразятся Дивеевские торжества 20 июля в сердцах многомиллионного русского народа.

Обрадует и всех тружеников церковной школы Высочайшее внимание к ней Державных Царя и Царицы, которые, как попечительные Отец и Мать, с ласкою и любовью беседовали с детьми народа, с учащими и руководителями, вникали в быт этой школы, в жизнь детей и учащих. Царское милостивое слово одобрения Дивеевской школе послужит к одушевлению всех тружеников на святой ниве народного образования.

Священник Ф. Архангельский Прибавления к Церковным Ведомостям, № 32, 1903 г. С. 1212–1216.

Из Сарова и Дивеева

Саровские торжества открытия святых мощей преподобного Серафима завершились освящением двух храмов имени преподобного.

Первый на Руси Серафимовский храм освящен в Сарове, над монастырскою келлией преподобного Серафима.

Освящение храма совершено в понедельник 21 июля. Накануне этого дня, в 7 1/2 часов вечера, благовест большого колокола призвал множество молящихся в новоосвящаемый храм к первому в нем всенощному бдению. Всенощная служилась, как обыкновенно бывает в таких случаях, на средине церкви, перед столом, на котором расположены были все священные принадлежности престола и жертвенника, покрытые шелковою голубою пеленой.

На литию и величание преподобного Серафима выходил преосвященный Тамбовский Иннокентий. Песнопения службы исполняли певчие Тамбовского архиерейского хора. Помазывание освященным елеем многотысячной толпы народа совершал преосвященный Иннокентий, который во время полиелея, в сопровождении архидиакона Александро-Невской лавры и двоих иподиаконов, входил для совершения каждения в келлию преподобного Серафима.

На следующий день, 21 июля, освящение храма совершил высокопреосвященный Антоний, митрополит Санкт-Петербургский.

Когда уже было совершено облачение престола и жертвенника, состоялся торжественный ход, в сопровождении крестного хода, за святыми мощами для освящаемого престола. В крестном ходе были несены резные из кипарисового дерева хоругви, присланные в дар обители от общества хоругвеносцев Сергиева Посада. За крестным ходом, направившимся к Успенскому собору, шествовали митрополит Антоний, Казанский архиепископ Димитрий и Тамбовский преосвященный Иннокентий. Из Успенского собора владыкою митрополитом были перенесены на голове частицы святых мощей преподобного Серафима.

Новоосвященный пятиглавый храм представляет собою красивое, оригинальное сооружение в русско-византийском стиле. Архитектурный проект Серафимовского храма выработан и составлен профессором архитектуры А. С. Каменским. Размеры храма: в длину 22 сажени, в ширину 8 саженей, а внутри – от пола до сводов – 10 саженей.

Средства на постройку храма собирались среди христолюбивых благотворителей и почитателей преподобного Серафима. Одна благотворительница пожертвовала 50000 рублей на сооружение величественного бронзового выволоченного иконостаса; вся ценная утварь для храма пожертвована разными лицами.

Стоимость всего сооружения определяется суммою свыше 200 тысяч рублей. В настоящее время Серафимовский храм снаружи еще не оштукатурен и внутри не расписан; но в будущем году приступят к этим работам, окрасят храм в белый цвет Саровских церквей и облицуют цветными изразцами. В этом храме собраны все хоругви, числом 42, принесенные в дар обители к 19 июля от 18 обществ хоругвеносцев.

Одна из главных святынь Саровской обители – каменная келлия преподобного Серафима, в которой он жил, подвизался и в молитвенном подвиге скончался, – помещается в западной части храма, между хорами и средней его частью, и имеет вид часовни с четырехскатною чешуйчатою кровлей из светлой бронзы, с рядом кокошников по нижнему краю и золотым крестом на главе ее. Вокруг этой келлии-часовни можно пройти. Всю северную стену келлии снаружи занимает художественно написанное священное изображение явления Богоматери преподобному Серафиму. У входа в келлию находится изображение преподобного Серафима благословляющего и над низенькою дверью – икона Умиления Божией Матери.

Внутри священной келлии, небольших размеров, в левом ее углу, поставлен массивный бронзовый с чеканкою киот, высотою до потолка, под зеркальными стеклами которого находятся: образ Спасителя в золотой ризе и копия иконы Умиления Богоматери, пред которою, коленопреклоненный, восприял свою блаженную кончину преподобный Серафим. Пред киотом большой подсвещник и неугасимая лампада. Здесь же стоит аналой со святым крестом и Евангелием для служения молебнов новоявленному угоднику Божию.

В келлии собраны сохранившиеся вещи преподобного Серафима. Здесь сохранилась печка с лежанкою, облицованная зелеными изразцами с изображением цветка; здесь находятся: мантия, шапочка в виде камилавочки и кожаные четки преподобного, два шейных креста из кипарисового дерева, вырезанные руками его, камень, на котором днем молился преподобный в своей дальней пустынке, зуб его и волосы с головы преподобного и Евангелие, обгоревшее во время пожара в келлии преподобного, при его кончине. Все эти предметы заключены в футляры-витрины из светлой бронзы с зеркальными стеклами, устроенные усердием Московских хоругвеносцев. На одном футляре выгравирована славянскими буквами следующая надпись: «Сооружена иждивением общества Московских хоругвеносцев всех соборов, кремлевских монастырей и Ново-Спасского – в память открытия святых мощей отца нашего преподобного Серафима, Саровского чудотворца, в славное царствование Государя Императора Николая Александровича, 19-го июля 1903 года». И вся вообще келлия-часовня украшена на средства тех же хоругвеносцев.

Освящение второго храма во имя преподобного Серафима Саровского совершено 22 июля в Серафимо-Дивеевском женском монастыре. Здесь, по глубокой вере сестер обители в святость и скорое прославление основателя ее, с 1875 года был устроен, в честь его, левый придел соборного храма – но оставался неосвященным до открытия святых мощей преподобного Серафима.

Накануне освящения в соборе монастырским духовенством были совершены церковные службы: малая вечерня, параклисис, повечерие и всенощное бдение, причем на литию и величание во время всенощной выходил преосвященный Назарий, епископ Нижегородский. Стечение богомольцев по случаю торжества было необычайное: обширный храм далеко не вмещал молящихся и снаружи был окружен живою стеной народа; говевших было до тысячи человек, исповедь которых продолжалась с 3 до 12 часов вечера.

Торжество освящения храма началось в 7 часов утра. После облачения святого престола и жертвенника преосвященным Назарием было совершено перенесение на голове частиц святых мощей из алтаря главного придела соборного храма, и затем крестный ход направился вокруг собора. В новоосвященном Серафимовском храме была совершена архиерейским богослужением первая литургия, песнопения которой дивно исполнял хор монахинь.

По окончании литургии, соборне совершен был торжественный молебен равноапостольной Марии Магдалине – по случаю дня тезоименитства Государыни Императрицы Марии Феодоровны – и преподобному Серафиму.

В иконостасе новоосвященного Серафимовского храма, на храмовой иконе преподобный Серафим изображен в длинной монашеской мантии и со взором, обращенным к небу; у ног преподобного раскинут вид Саровской пустыни. Рядом помещается икона с изображением апостола из числа 70-ти Прохора (мирское имя преподобного) и святого Сильвестра, папы Римского, память которого празднуется 2 января – в день кончины преподобного. На северных боковых дверях изображен огненный шестикрылый Серафим, ангел преподобного в иночестве. Рядом находится икона святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры – святых, тезоименитых Их Величествам.

В день святой равноапостольной Марии Магдалины, 22 июля, в 7 часов утра, была совершена в Успенском соборе Саровской пустыни Божественная литургия, которую служил высокопреосвященный Антоний, митрополит Санкт-Петербургский, с преосвященными Димитрием Казанским и Иннокентием Тамбовским.

По окончании богослужения от имени митрополита Антония, архиепископа Димитрия и епископа Иннокентия была отправлена в Петергоф Августейшей Имениннице, Государыне Императрице Марии Феодоровне поздравительная телеграмма, на которую 23 июля был получен телеграфический ответ на имя митрополита, изложенный в следующих высокомилостивых выражениях:

«Под живым впечатлением радостных дней сердечного умиления, проведенных мною в прекрасном Сарове, сердечно благодарю Вас, архиепископа Казанского Димитрия и епископа Казанского Димитрия и епископа Тамбовского Иннокентия за приветствие с днем Моего Ангела и молитвенные пожелания.

МАРИЯ».

Высочайшая приветственная телеграмма была составлена в следующих выражениях:

«Помолившись у раки преподобного Серафима о здравии и благоденствии Вашего Величества, из прекрасного Сарова почтительнейше приветствуем Вас со днем Вашего Ангела и молитвенно Вам желаем всяких милостей от Господа.

Антоний, митрополит С.-Петербургский. Димитрий, архиепископ Казанский. Иннокентий, епископ Тамбовский».

Вокруг святой раки преподобного Серафима Саровского, в арках сени, утверждено всего тридцать шесть лампад, среди которых пять лампад – дар Высочайших Особ. Все эти лампады утверждены на стороне, обращенной к главному Успенскому приделу собора. Лампада Их Величеств круглой формы, золотая, украшенная драгоценными камнями из сибирских горных пород, в натуральном виде, без шлифовки, и древнехристианским знаком имени Иисуса Христа, в виде букв X и ХР в круге, из мозаичной эмали. Ободок лампады имеет следующую ажурную надпись, сделанную славянскою вязью: «Ты Сам, Господи Боже, избрал его и нашел сердце его верным пред Тобою. Дар Их Величеств Государя Императора Николая II и Государыни Императрицы Александры Феодоровны. 19 июля 1903 года». В ободок вставлена фарфоровая чашка сферической формы и в нее – лампион из красного стекла. Лампада висит на четырех цепочках, составленных из чеканных изображений головок шестокрылых серафимов и крупных драгоценных камней. Внизу к лампаде подвешены четыре кисти из жемчуга; драгоценные камни, которыми украшена лампада, трех цветов: белого, зеленого и розового.

Под лампадою Государя и Государыни помещается лампада – дар Августейших Детей Их Величеств, украшенная так же, как и первая, с тем лишь отличием, что четыре цепочки сделаны из чеканных изображений Государственного Герба и прикреплены вверху к Императорской Короне. На ободке вырезана следующая надпись: «Свет Христов просвещает всех. Дар Их Императорских Высочеств Великих Княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. 19 июля 1903 г.».

Справа от этой лампады, на шелковой ленте фиолетового цвета, прикреплена лампада Их Императорских Высочеств Великого Князя Сергия Александровича и Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. На золотом ободке лампады находятся художественно сделанные из мозаичной эмали миниатюрные иконы святого благоверного и великого князя Александра Невского и Марии Магдалины. Между святыми иконами вырезан славянскою вязью следующий текст: «Богом прославленному святому старцу Серафиму Саровскому с теплою верою приносят сию лампаду Великий Князь Сергий Александрович и Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. 19 июля 1903 года». Четыре цепочки лампады составлены из ажурных листьев с жемчужиною на каждом листке; внизу лампады подвешен продолговатый крест из белой эмали; вся лампада украшена жемчугом.

Слева от лампады Августейших Детей Их Величеств находится лампада – дар Их Высочеств Великого Князя Петра Николаевича и Великой Княгини Милицы Николаевны. Лампада состоит из двух ободков, соединенных между собою тремя цепочками из драгоценных камней – жемчугов, рубинов, александритов, хризолитов; на такой же цепочке внизу к лампаде подвешено чеканное из золота изображение шестокрылого серафима. Вверху лампада прикреплена на шелковой фиолетовой ленте; нижний ободок имеет металлическое дно и на нем утвержден лампион из красного стекла. На верхнем ободке лампады вырезана славянскою вязью такая надпись: «Не может град укрытися, верху горы стоя. Кто сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем». Верхние края обоих ободков лампады украшены крестиками из разноцветных драгоценных камней, а нижние – подвесами из таких же камней. На лицевой стороне нижнего ободка лампады помещена небольшая, писанная на фарфоре эмалевыми красками, художественная икона «Умиление Божией Матери». Лик Богоматери по обе стороны окружен следующим изречением апостола Павла: «Слово мое и проповедь моя не в убедительных человеческия мудрости словесех, но в явлении духа и силы, да вера ваша не в мудрости человечестей, но в силе Божией будет».

С противоположной стороны этой лампады помещается лампада Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Николаевича, представляющая собою круглый венчик из белой эмали, украшенный крупными аквамаринами. На ободке надпись золотыми буквами: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят».

Лампады Их Величеств и Августейших Их Детей исполнены по художественному рисунку, сделанному Великим Князем Петром Николаевичем, который известен как знаток древнехристианского и византийского стиля и орнаментики.

Замечателен по изящной красоте еще один Высочайший дар к раке преподобного Серафима – это четыре ковра-дорожки из материи темно-зеленого цвета, имеющие в общей сложности длину в 40 аршин. Борт этих ковров вышит лентами из желтой шелковой материи по красивому рисунку. Эта вышивка сделана Ее Императорским Величеством Государынею Императрицею Александрою Феодоровною.

Прибавления к Церковным ведомостям № 32,1903 г. С. 1216–1221.


Источник: Преподобный Серафим, Царь и народ : Чудо прославления, Саров - Дивеево, 1903 г. : [Воспоминания и док.]. - М. : Изд. совет Рус. Православ. Церкви; [с. Дивеево (Нижегор. обл.)] : Свято-Троиц. Серафимо-Дивеев. монастырь, 2003. - 254, [1] с., [5] л. ил., цв. портр.; 24 см.; ISBN 5-94625-066-3

Комментарии для сайта Cackle