Азбука веры Православная библиотека епископ Порфирий (Успенский) Описание бумаг епископа Порфирия Успенского, пожертвованных имя в императорскую академию наук по завещанию
П. Сырку

Описание бумаг епископа Порфирия Успенского, пожертвованных имя в императорскую академию наук по завещанию

Источник

Содержание

I. Материалы для биографии епископа Порфирия. II. География, статистика и этнография. III. История IV. Богословиe: Св. Писание, Творения св. отцов и проч. V. Живопись А. Книги по живописи Б. Перечень альбомов Перечень печатных сочинений епископа Порфирия  

 

Рукописные коллекции Императорской Академии Наук обогатились в 1885 г. драгоценным приношением покойного епископа Порфирия Успенского, завещавшего Академии все свои бумаги, в виде отдельных сочинений, частью написанных им самим, частью же другими лицами, сборников разнородных юридических актов, отрывков из творений святых отцов, светских писателей и т.п., обширной переписки как официальной, так и частной на разных языках, и наконец собраний рисунков и снимков. Все это вместе представляет ценный и вместе с тем самый полный материал, какой только было возможно собрать в 40-х и 50-х годах для изучения всего православного востока в разных отношениях. Преосвященный Порфирий, бывший епископ чигиринский, викарий киевской митрополии, а затем член синодальной московской конторы и в то же время управляющий ставропигиальным Новоспасским монастырем, три раза ездил на восток с официальными поручениями и во все эти поездки ему приходилось оставаться там подолгу, – иногда по несколько лет. Будучи любознательным и обладая пытливым умом и неутомимой энергией, к тому же нося только звание архимандрита, о. Порфирий являлся самым способным в то время лицом, чтобы наблюдать и изучать жизнь на православном востокe. Результат всех этих наблюдений и многолетних тщательных изучений, как практических, так и теоретических, выразился в целом ряде сочинений, касающихся православного востока, из которых издана только небольшая часть им самим; остальная же, значительная часть, написанная в разное время и постепенно до самых последних дней жизни автора приготовлявшаяся к печати, могла явиться в свет только в течение довольно долгого времени. Зная, что человеческая жизнь весьма недолговечна и что посмертные сочинения весьма часто, а у нас в особенности, постигает очень печальная судьба, преосвящ. Порфирий, умевший по достоинству ценить всю важность добытых им долгим и тяжелым трудом сведений и вместе с тем придававший большое значение своим произведениям, постарался обеспечить их выход в свет особым следующим пунктом своего духовного завещания: «Капитал в двадцать тысяч рублей, хранящийся в конторе Государственного Банка в Москве, и в добавок четыре тысячи руб., которые должна мне Императорская Публичная Библиотека за покупку моих рукописей, завещаю Императорской Академии Наук, с покорнейшей просьбой на проценты с этого капитала (24 тысячи) постепенно печатать мои сочинения, а именно: окончание Истории Афона в двух частях, Юридические акты афонских монастырей, Греческие, Славянские и Латинские надписи на зданиях и вещах там же, виды афонских монастырей, архитектура их и живопись там же, путешествиe по Италии с картинами, путешествие по Фессалии с картинами, священная живопись на востоке и западе с картинами, из которых несколько десятков уже литографированы, в количестве 300 экземпляров, Едемские народы, исторические сношения церквей: Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Константинопольской с церковью Российской и прочие мелочи церковные, наконец биографию мою, начиная с 1841 года по 1885 г., с платой редактору за труды из процентов с капитала моего».1

По смерти (19 апреля 1885 г.) преосвящ. Порфирия, его душеприказчик, бывший тогда настоятелем московского Данилова монастыря, архимандрит Амфилохий, ныне епископ угличский, викарий ярославской епархии, выполнил вышеприведенный пункт завещания преосвящ. Порфирия. Академия Наук, благодаря любезному посредничеству почетного своего члена, директора московского главного архива министерства иностранных дел, барона Ф.А. Бюлера, получила в 1885 и 1888 г. постепенно бумаги завещателя в шести ящиках и нескольких тюках. В 1886 г. уполномочены были два академика: Α.Ф. Бычков и А.А. Куник предварительно рассмотреть и принять полученные бумаги. Они уже 3-го мая 1886 г. представили общему собранию Академии донесение, в котором объяснили, что, произведя «беглый разбор» бумаг преосвящ. Порфирия, пришли к убеждению, что «они заключают в себе такой богатый и ценный в научном отношении материал, большая часть которого заслуживает быть обнародованной». Комиссия, составленная из упомянутых академиков, распределила этот материал по следующим восьми отделам:

«I. Материалы для биографии преосвящ. Порфирия. Сюда принадлежат: а) Официальные документы об его службе; б) обширная деловая и частная переписка его с разными административными деятелями и учеными лицами, как в России, так и за границей; в) поденные записки, носящие заглавие: «Книга бытия моего», с 1845 г. по 1878 г. включительно; г) дневники, веденные им во время поездок по Европе и востоку; д) официально подданные им мнения и бумаги по разным предметам; е) отдельные записки, имеющие отношение к его деятельности во время его пребывания в Киеве. Весь этот материал представляет богатые данные для биографии преосвященного Порфирия.

II. Исторические описания некоторых Синайских, Метеорских, Олимпийских и почти всех Афонских монастырей. Эти описания сопровождаются огромным числом актов в копиях, на греческом и славянском языках, и выписками из разных рукописей. «Без преувеличения можно сказать, говорится в донесении, что все важные и наиболее существенные акты, касающиеся Афонских монастырей, извлечены преосв. Порфирием из монастырских архивов и снабжены примечаниями». Koмиссия считает нужным прежде всего приступить к подробному описанию находящихся здесь актов. «Такая работа могла бы быть поручена молодому человеку, знакомому с греческим и славянскими языками, за известное вознаграждение, на которое можно обратить проценты с капитала преосвященного Порфирия».

III. Каталоги греческих и славянских рукописей. Эти каталоги составляют подробное описание, с обширными извлечениями, рукописей, хранящихся в монастырях: Афоно-Иверском, Ватопедском, Есфигменовом, Афоно-Русском, Ставро- никитском, Кутлумушском, Дохиарском, Ксенофском, Святопавловском, Григориатском, Симоно-Петрском и Пандократор- ском, в библиотеке Святогробского монастыря в Иерусалиме и других Иерусалимских монастырях, в библиотеке Синайского монастыря, в тамошних архиепископских кельях и в Синае-Джуванийском подворье в Каире. Этот отдел столько же важен в научном отношении, как и предшествовавший, даже и после изданного Ламбросом каталога греческих рукописей, хранящихся в библиотеках Афонских монастырей.

IV. Описание путешествий преосвященного Порфирия. Сюда относятся: а) Первое и Второе путешествия на Афон; б) Первое и Второе путешествия в Синайский монастырь; в) Путешествие в Meтeopcкиe и Оссо-Олимпийские монастыри в Фессалии и Македонии; г) Путешествие по Египту; д) Путешествие по Далмации; е) Путешествие от Иерусалима до Рима и Вены. Почти все эти путешествия уже были напечатаны. Преосвященный Порфирий сделал к ним некоторые добавления и готовил новое их издание.

V. Разные сочинения преосвященного Порфирия. Они начи- наются лекциями по догматическому богословию, читанными им в Херсонской семинарии, богословскими уроками воспитанникам Ришельевского лицея и словами, говоренными в Одессе в 1832–33 годах. К этому отделу относятся частью обработанные и даже напечатанные, частью еще оставшиеся в черновом виде следующие труды: а) Хроника Св. Писания; б) Подвижники и мученики христианской церкви; в)Очерк богослужения церквей: Иерусалимской, Константинопольской, Египто-Александрийской (коптов, абиссинов), Англиканской церкви, вместе с ее историей; д) Сирия и Сирийская церковь; е) Менологии, месяцесловы и календари; ж) Соборы в Иерусалиме и Палестине; з) Исповедания веры церкви Палестинской; и) Состояние Египта и Александрийского патриаршеского престола; й) История Абиссинии; к) О богослужебных книгах и творцах их; л) Сношения с Русскими государями и духовными властями Константинопольских, Александрийских и Иерусалимских патриархов; м) Каталоги патриархов Иерусалимских, Александрийских и Константинопольских, с любопытными документами; н) Ерминия или наставление в живописном искусстве и относящиеся к этому предмету разные статьи и перевод с греческого сочинения иepoмoнaxa Мелетия Хиосца, написанного в 1236 году, под заглавием: Симаида пли история Аполлоновой школы на острове Сими и церковных живописцев, процветавших в ней; о) О церковном пении; п) История иконописания; р) Замечания о восточных христианах в Австрии; с) О патриаршей библиотеке в Каире, с обширными выписками из греческих рукописей; т) О пеласгоциклопских постройках и о розыскании их в Южной России. «Мы не исчисляем всех сочинений преосв. Порфирия, сказано в донесении, более или менее обширного объема, находящихся в рассмотренных нами бумагах, но и из представленного перечня достаточно видно, насколько они интересны и важны». К этому же отделу должны быть причислены многочисленные печатные брошюры его сочинений, рукописей которых нет между рассмотренными бумагами.

VI. Списки с рукописей, извлечения и переводы из печатных сочинений и пр. В этом отделе обращают на себя особенное внимание: а) списки с путешествий в Палестину, особенно византийца Иоанна Фоки XII в. и неизвестного 1570 г.; б) списки с житий и служб: Петра Афонского, Евфимия, Афанасия Афонского, Иоанна Афонского, Георгия Мтацминдели, Саввы Сербского, Григория Синаитского, Григория Паламы, Дионисия и др.; в) Снимки с надписей в Фессалии, на Афоне и др. местах.

VII. Рукописи. Сюда относятся несколько отрывков из греческих и восточных рукописей.

VIII. Рисунки и фотографии. Преосвященный Порфирий готовил к изданию снимки с древних икон и 15 таких снимков, в 308 экземплярах каждый, как значится в описи, составленной по распоряжению барона Ф.А. Бюлера, получены в Академии.

Наконец, тогда же общее собрание Академии решило поместить портрет жертвователя в малой конференц-зале Академии.

В том же заседании положено было «уполномочить членов комиссии приступить к приведению в исполнение изложенных в их донесении мер». На этом основании академики Α.Ф. Бычков и А.А. Куник поручили мне привести в порядок и описать рукописи и материалы, завещанные Академии преосвящ. Порфирием. Приступив к занятиям, я прежде всего сделал внешний обзор всей коллекции бумаг жертвователя, при чем оказалось, что она состоит из немногих переплетенных рукописей, большого количества тетрадей и отдельных листов, целой коллекции картин и снимков, в отдельных картонах и листах, и 2-х ящиков, одного портрета, писанного масляными красками, и наконец большого количества печатных изданий: каталогов книжных магазинов и фирм, по преимуществу иностранных, и объявлений от последних, отдельных сочинений и отдельных оттисков большой части статей преосвящ. Порфирия, оттисков почти всех статей его спутника в путешествии по Палестине, свящ. Петра Соловьева, нескольких брошюр и статей, вырезанных из разных периодических изданий и наконец греческих и других изданий2, между которыми нашлись два довольно редкие.3 Кроме того в бумагах преосвящ. Порфирия оказались четыре связки печатных листов из разных томов его описаний путешествий по Афону, расположенных в систематическом порядке. В каждой из них4

* * *

1

Московские Церковные Ведомости 1885, № 27 (п. 3), стр. 435.

2

Издания эти следующие: 1) Σιωνίτης προσκυνητς, ἤτοι τοῦ ἐv ἀγ. πατρός μῶν Γρηγορίου, επισκόπου Νύσσης αί περί τῶν ᾿Ιεροσολύμων διαλαμβάνουσαι, δύω επιστολαί, μετά σημειώσεων, καί παραρτήματος᾿ ψ προσετέθη χαί τό μέχρι νῦν ἀνέκδοτον κατὰ ἀγιοκατηγορῶν Παχωμίου μονάχοῦ τοῦ ᾿Ρουσάνου. Ύπὸ τοῦ πρεσβυτέρου καί οίκονόμου τοῦ οίκουμ. πατριαρχ. θρόνου Κωνσταντίνου τοῦ ἐξ Οικονόμων. A=θήνσι. 1850. 2) Ό ἄγιος τάφος. Διατριβή αύτοσχέδ:ος ὐπό Θ. Τιμαγένους. Ἐν Σμύρνῃ. I860. 3) Τό Θαβρ τοι περιγραφή τοπογραφική χαί ιστορική τοῦ Θαβωρίου ὄρυς. Ύπὸ τοῦ ίεροδιακ. Βενιαμῖν Ίωαννίδον. Ἐν Ίεροσολύμοις. 1867. 4) A=πάντησις τῶν ἀνατολικῶν ὀρθοδόξωv ἐκκλησιῶν καί ἀγίων τόπων πρός τό υπόμνημα τῆς γεμονικῆς κυβερνήσεως τῶν νωμένων γεμονειῶν Βλαχίας καί Μολδαβίας περί τῶν γραικικῶν μοναστηρίων. Ἐν Κώνσταντινουπόλει. 1863. 5) Χρονολογία μαθηματικὴ καί ιστορική. Ύπὸ Ιωάννου Ν. Σταματέλου. Ἐν Ζακύνθῳ. 1863. 6) Exposé des procédés du gouvernement du Prince Couza vis-à-vis des monastéres relevant des Saints Lieux d‘Orient(sine 1. et an.), и 7) Acte testamentarie ale preasantitului archiepiscopü-mitropolitü alü Ungro-Valahii si primate alü Rominiei pentru fon datiunea seminariului Niphon si pentru instituirca unui fondü de instructiune laicä si acte de bine-facere. Bucuresci. 1875.

3

Отмечаю здесь эти издания, в виду их важности: 1) Προσκυνητάριον τῆς βασιλικῆς καί σεβασμίας μονῆς μεγίστης ἀγίας λαύρας τοῦ ἀγίου ᾿Αθανασίου, τοῦ ἐν τῷ A=θῳ. Συντεθὲν μὲν παρὰ Μακαρίου Κυδωνέως. Ἐνετίσιν. 1772, и 2) "Ομολογία πίστεως τοι ἀπολογία δικαιότατη. Ύπὸ Νικοδήμου τοῦ A=γιορείτου. Νῦν πρῶτον τύποις ἐκδοθεῖσα διὰ συνδρομ. καί δαπάν. Γρηγορίου Ποριώτου. Ἐν Βενετία. 1819.

4

Так связка № 1 представляет следующие рубрики:

«Переводы св. Писания.

В Зогр(афской) библ. Переводы Св. Пис. славянск.

О церковн. музыке.

Мифология греческая и афонская.

Годы появления св. книг.

О четырех Евангелиях.

Знаки на Св. Писании или о знаках на Св. Писании. Περικοπαί. – Зачала чтений Св. Писания».

Связка № 2 носит заглавие: «Мощи, утварь, образа»; в ней находится:

«в Ивере образа и стенная утварь,

в Павле (т.е. в Святопавловском монастыре),утварь, мощи, св. образа стенная живопись.. Стенная живопись (только одна рубрика, которая, очевидно, должна быть в начале №)

В Пандократоре мощи, утварь, образа.

В Ватопедe мощи, утварь, образа.

В Зографе утварь, мощи, образа.

В Дохиаре утварь, мощи, образа.

В Ивере св. образа.

В Кутлумуше мощи, утварь, образаˆВ Ставрониките мощи, утварь, образаˆВ Павле. Утварь, иконы, стен. жив., св. образа.

Библ. Кутлумуша.

В Хиландаре библиотека.

Есфигменск. библиот.

В Ивере библиотека, а над этим замечено: «Иверская библиотека приведена в порядок назад тому сто лет», и затем поименовываются библиотеки в каждом монастыре на Афоне с приложением печатных листов. Связка № 3 содержит: «Законоведение церковное» и «Словесности властную, – плакущую и – прорицательную». Наконец, связка, № 4, самая большая, довольно разнообразна по содержанию; в ней находятся: «Афонские толки, Умственные творения афонитов, Проповеди, Жития святых афонских: свв. Петр Афонский, Евфимий Афонский, св. Aфaнacий, Георгий Мтацминдели, Иаков Афонский, мученики... (листы здесь из Истории Афона 1-го издания и из путешествия по Афону, с небольшой выпиской из Lehrbuch der alten Geographie von Kiepert. Berl. 1877: к статье о кельях), Топография Сидерокавсии и Афона. Епископы Ериссовский, и Святогорский, и Кассандрийский». За этим идут монастыри aфoнскиe с присоединением монастыря Амальфи с следующими рубриками для протата: «В протате. Зодчество и ваяние, в Протате Стенная живопись и мощи, утварь и св. образа в Протате». Может быть, первая рубрика относится и к прочим монастырями, так как такую же рубрику имеют и другие монастыри. Иногда под названиями монастырей отмечено: «все тут». _Все эти связки в нашлось по несколько тетрадей с особыми рубриками на отдельных бумажках. По всей вероятности, содержание листов должно было служить материалом для отдельных трудов, которые имел в виду преосвящ. Порфирий. Bcледствиe этого, может быть, листы следуют не по порядку, а подобраны по предметам. Чтобы привести бумаги в надлежащий порядок, я должен был более или менеe обстоятельно ознакомиться с их содержанием и только после этого оказалось возможным сгруппировать их и выделить в отдельные тома, а затем описать и, для большей сохранности, переплести. При образовании отдельных томов, я старался сохранить каждый клочок бумаги, найденный в коллекции. Имея в виду дать по содержанию каждому тому бoлеe или менеe однообразный характер, я тем не менеe преследовал и ту цель, чтобы сохранить и группировку, сделанную в том или другом случае самим автором. Таким образом, все готовые тетради, найденные в коллекции, сохранили почти всегда свой первоначальный состав. Вследствие этого, в некоторых томах встречается нecoвcем строгий подбор статей. Только в одном случае допущено некоторое отступление. Нередко в тетрадях, составленных нашим жертвователем, попадались отдельные печатные брошюры, содержание которых дополняло содержание тетради. Очевидно, что наш автор имел в виду, судя по печатным его трудам, воспользоваться в большей или меньшей степени содержанием брошюр при приготовлении того или другого своего труда к печати. Вот эти-то именно брошюры отделены от тетрадей, с отметками, откуда они взяты. Впрочем, оказалось невозможным прилагать эту меру при каждом случае так как иначе пришлось бы допустить в некоторых тетрадях большие пробелы со стороны содержания. На окончание всей вообще работы над бумагами преосвящ. Порфирия я употребил более года. В результате получилось 154 тома и 3 коллекции разного рода официальных и неофициальных бумаг, писем и телеграмм. Все эти тома и коллекции разделены на следующие пять отделов:

1) Автобиографические записки преосвящ. Порфирия, составившие 34 большие и малые тома под общим заглавием: Книга моего бытия и обнимающая годы с 1841 по 1884-й. К этому же отделу отнесена и вся официальная и неофициальная переписка преосвящ. Порфирия.

2) Богословский отдел, заключающий в себе 15 томов.

3) Исторический, – самый большой, состоящий из 78 томов; в этот отдел вошло, кpoме чисто исторических сочинений и материалов по истории, также и все, относящиеся к истории литературы и словесности. В числе томов этого отдела находится и 2-е отделение III-й части истории Афона, которую преосвященный Порфирий имел в виду из не напечатанных своих сочинений прежде всего издать в свет для окончания написанной им истории Афона, две части и I отделение III-й части которой изданы еще в 1877 г. В этом отделе имеется также несколько трудов преосвящ. Порфирия, весьма важных для истории христианского востока, а именно: aфoнскиe акты, описание синайских и афонских рукописей греческих и арабских и путешествие по Метеорским монастырям.

4)Описательный или, вернеe, географический, имеющий до 30 томов, и наконец

5)Искусство – отдел заключающей в себе 25 картонов больших и малых с видами и снимками: афонскими, метеорскими, палестинскими, сирийскими, малоазийскими, египетскими, три коллекции разных фотографических снимков и этнографических видов Балканского полуострова и одну коллекцию гравированных икон, числом до 23, в большом количестве экземпляров, часть которых предназначена по желанию преосвящ. Порфирия в продажу, один ящик с выпуклым планом Иepусалима, другой ящик с несколькими свинцовыми оттисками древних римских и византийских монет и наконец большой портрет преосвящ. Порфирия, писанный красками, в золоченой paме.

Все это было изложено комиссией в ее донесении общему собранию Академии 7 ноября 1887 г. В заключение члены комиссии заявили, что бумаги преосвященного Порфирия в настоящее время приведены в такой порядок, что уже является возможность приступить в непродолжительном времени к исполнению его завещания, а именно:

1) к составлению его жизнеописания, для чего имеется богатые материалы;

2)к выпуску в свет собрания изображений древних икон, что составляло, так сказать, предсмертное желание преосвященного Порфирия;

3) к обнародованию II отделения III тома истории Афона, совершенно приготовленного преосвящ. Порфирием к печати;

4) к обнародованию материалов и других ученых трудов жертвователя и 5) к постепенному приготовлению полного собрания сочинений преосвящ. Порфирия, начиная с разбросанных по разным повременным изданиям мелких его статей, имеющих и до сих пор научное значение.

Несмотря на то, что мое описание было составлено, по краткости времени, только вчерне, комиссия нашла его весьма обстоятельным и предложила собранию напечатать его «для ознакомления ученых с важными и разнообразными мaтepиaлами, собранными преосвящ. Порфирием во время своего пребывания на всем христианском востокe». Общее coбраниe одобрило это предложение комиссии.

Чтобы напечатать мое описание, необходимо было прежде всего проверить его внимательно еще раз с бумагами преосвящ. Порфирия и сделать нужные исправления и дополнения, а для этого нужно было не только пересмотреть снова все бумаги, но и перечитать нередко значительную их часть. Оказалось необходимым сгруппировать и те три коллекции переписки преосвящ. Порфирия, о которых упомянуто выше, разбить их на отдельные тома и переплести. Таким образом число томов значительно увеличилось. Кроме того, необходимо было указать не только то, что напечатано было из мелких произведений преосвящ. Порфирия, что не так легко, как это может казаться с первого взгляда, так как значительная часть этих печатных трудов жертвователя рассеяна по разным, большей частью, старым журналам, но и определить, по возможности, какие статьи не принадлежат его перу и какие из этих статей напечатаны и где, по крайней мере главные из них. Этот нелегкий труд осложнился еще тем, что пришлось несколько подробнее остановиться на первом отделе и главным образом на «Книге бытия моего» по причинам указанным мной ниже, на стр. 118. К 1-му декабря прошлого года труд мой был окончен. Члены комиссии сообщая об этом общему собранию Академии, бывшему в тот день, сочли необходимым указать собранию, что было бы желательно прибавить к описанию: полный обзор картин и снимков, находящихся при бумагах преосвящ. Порфирия, чтпервоначально не предполагалось, перечень печатных трудов жертвователя и наконец указатель личных имен и географических названий, встречающихся в моем описании. Желание это мной исполнено.

1 марта 1891 г.


Источник: Сырку П. Описание бумаг еп. Порфирия (Успенского), пожертвованных императорской академии наук по завещанию. СПб 1891.

Комментарии для сайта Cackle