П. Сырку

Источник

V. Живопись

В этом отделе обозреваются сочинения преосвящ. Порфирия и других лиц по живописи и перечисляются альбомы гравюр, рисунков и вообще снимков с древних икон, виденных или собранных им на востоке. Таким образом, этот отдел разделяется на две части: А. книги по живописи и др. и Б. перечень альбомов.

А. Книги по живописи

Живопись и хронология, – в одной книге (VА1) в л., состоящей из 140 листов разной бумаги и разных форматов, писанных в разное время рукой о. Порфирия, в начале даже старческой рукой; в ней содержится: α) «Образчики живописи книжной у латин, греков, грузин, болгаров, сербов, сириан и арабов с 5 века по 19-й» (лл. 1–10). Это, собственно, текст к снимкам, как видно из рубрики в начале статьи: «Содержаниe рисунков и откуда они взяты». Эти объяснения написаны в Новоспасском монастыре, 2 июня 1884 г., как видно из отметки в конце. β) Символическое объяснение месяцев названиями драгоценных камней, писанное женской рукой (л. 13). γ) «О церковном пении 1860 г.» (лл. 15–18); здесь приведены только изречения отцов церкви о музыке. δ) «Хронология изящных искусств и великих людей до Христа» (лл. 27б–101); здесь приведены: «Zeittafeln» (лл. 27б–61, 63–71), как значатся на начальном листе, за тем следуют хронологические таблицы: а) «Tablette chronologique des grandes hommes, qui ont parus dans les sciences depuis déluge jusqú au V-e siècle de l'ére vulgaire (лл. 74–91), b) Ordre chronologique des vies des grands hommes de la Grèce, écrites par Plutarque, Cornelius Nepos et autres Iittérateurs anciens et modernes (лл. 93–95), с) Liste des vies... (лл. 97–98), d) Manière de compter des romains et des grecs, soit pour les années, soit pour les autres choses, rapportée aux chiftres vulgaires (лл. 99–101). Несомненно, все эти таблицы заимствованы из немецких и французских изданий. ε) Мелкие заметки по живописи и хронологии на отдельных листках и листах, из которых 2 изорваны в верхней их части; кроме того здесь же изложены на 2-х листах исторические и хронологические сведения об «Египте» в «веках 17 и 16-м», как показано в заглавии, хотя в изложении приведены и века XIV и XV-й (лл. 103–116). ζ) О стилях (d'ames), – на французском языке (лл. 117–140), – переписано, несомненно, из французской книги.

Ерминия, – в одной книге (VА2), в л., состоящей из 199 листов (=398 страниц) разной бумаги и разных форматов, писанных большей частью рукой о. Порфирия чернилами и карандашом. В ней содержится следующее: α) Содержание иepуcaлимской рукописи: «Ερμηνεία τῆς ζωγραφικῆς τέχνης, с приведением полного предисловия (стр. 1–14); кроме того в конце преосвящ. Порфирий приводит свидетельство св. Григория Нисского о храме св. муч. Феодора Тирона в Амасии. »Ερμηνεία переведена целиком на русский язык и напечатана в Труд. киевск. дух. ак. 1867 г. № 7, стр. 139–192, под заглавием: «Ерминия, или наставление в живописном искусстве, написанное, неизвестно кем, вскоре после 1566 года (Первая иерусалимская рукопись 17-го века). Порфирия, епископа чигиринского» (отдельное издание. Киев 1867). β) "Ερμηνεία τῆς ζωγραφικῆς τέχνης ὐπὸ Διονυσίου ίερομονάχου, τοΰ ἐκ Φουρνας τῶν Αγράφων, – в переводе на русский язык, но не полном. На заглавном листе сперва было: «Руководство к церковному живописанию, составленное иеромонахом и живописцем, родом из Фурны-Тон-Аграфон, и переведенное с новогреческого языка А.П.У., в бытность его на св. горе Афонской в 1858–9 году», а ниже сделано NB карандашом: «Подлинник в библиотеке Руссика на Афоне». Потом все это зачеркнуто и вместо него написано: «Ерминия или наставление в живописном искусстве иеромонаха и живописца Дионисия Фурноаграфиота. Новогреческий подлинник находится в Пантелеимоновском монастыре на Афоне». Кроме этого, здесь помещены две выписки из библиотеки Φοтия. Перед заглавием изложено оглавление на 4-х листах (стр. 17–23) Ерминии. Далее следует перевод, но только до главы: «Святые праотцы по родословию», после которого написано всего два слова: «Праотец Адам», и вслед затем отмечено черным карандашом: «Далее смотри переплетенную книгу in 4°», а потом, красным карандашом: «но ее отобрал от меня Св. синод, потому что она принадлежала Ее Высочеству Марии Николаевне». Ерминия в русском переводе напечатана также в Труд. киевск. дух. акад. 1868, № 2, стр. 269–315; № 3, стр. 526–570; № 6, стр. 494–563; № 12, стр. 355–445 (отдельно в Киеве в 1868 г.), с прибавлением недостающего в рукописи, но без оглавления. γ) «Мои заметки» (лл. 143–146). δ) «Указания русским художникам при посещении св. горы Афонской, (стр. 153–386), написанные о. Порфирием в 1858 г. въ С.-Петербурге, кажется, по поручению великой княгини Марии Николаевны (см. выше стр. 138); в конце прибавлена «роспись расходов при отправлении художников на Афон» (стр. 386). «Указания» находятся здесь только в черновом списке, как видно по исправлениям, помаркам и зачеркиваниям целых мест; впрочем, сам автор отметил в скобках, что они «переделаны». В начале трактата, на полях 1-го листа, сделаны две заметки в 1858 г , когда о. Порфирий был на Афоне, а именно, одна: «NB 18 августа 1858 г. поездка на Ласточке к острову Мульяни в 9 часов утра», а другая: «1858 г. 23 августа до поездки прибыли в Руссик посланники французской Тувенси и испанский и закусывали тут». ε) Выписки из книги: «Слава Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии, открывшаяся в явлениях чудотворных икон ее в России. Ч. 1-я. М. 1853», стр. 12, 12, 17, 20, 28, 50, 52–54, 89–94 (стр. 387–397); между 391 и 396 рукописи вставлено 1½ листа из истории живописи, под заглавием: «Живопись» (стр. 392–394).

История иконописания, в одной книге (VA3) в л., состоящей из 696 листов, писанных, по преимуществу, о. Порфирием в развое время. Кроме писанного текста, в ней находится несколько печатных статей (на 15 листах или 30 страницах), взятых из разных изданий, затем приводятся рисунки и снимки с икон, с миниатюр и заставок в рукописях, сделанные от руки в разных местах путешествия о. Порфирия. Содержание книги следующее: α) Об иконопочитании (стр. 1–15), – начало труда о. Порфирия. β) «Глава III. Разные виды живописи у древних восточных христиан» (стр. 30–56), – отрывок из истории живописи. γ) Выписки из хроники Зигиберта Гемблаценского(стр. 64). δ) «Заметки, надобные для церковной истории по моему плану» (стр. 66–82). ε) Pусскиe живописцы (стр. 86–88). ζ) «Живопись. Malerei in Venedig» (стр. 90–92), – взято из немецкого издания. η) Выписки из «Λόγοι πανηγυρικοί», по рукописи афонско-русского монастыря (стр. 92–93). θ) Отрывок из сочинения Елпия, – по рукописи парижской национальной библиотеки (стр. 94–102). ι) Сказания о внешнем виде святых мужей и жен и о возрасте их, составленный по разным данным преосвящ. Порфирием и напечатанные в Труд. киевск. духовн. акад. 1867, № 1, стр. 3–47 (и отдельно Киев 1867), – стр. 106–148.

х) Два №№ Киевских Епархиальных Ведомостей: 1868 г., 22, где находится: «Человек в церковной живописи» (взятое из Душеполезн. Чтения 1868, сент.) свящ. В. Владимирского; 1869 г., № 11: «Богоматерь в церковной живописи» (оттуда же). После этого следует изображениe Богоматери, ἠ ἐλεοΰσα, в афонском протате, гравированное на меди, по всей вероятности, в Вене, в 1820 г. λ) «Древние иконы в монастырях св. горы Афонской в 1744 году (из путешествия о. Василия Барского)», – по академия. издан, (стр. 153–157). μ) «Стенная живопись в монастырских церквах на святой горе Афонской в 1744 году (из путешествия о. Василия Барского)», – по тому же изд. (стр. 185–195). ν) Заметка о евангелии XII-XIII в. (стр. 196а–197б). ξ) «Записная книга Α. Порфирия. Куплена на Карее, что на св. горе Афонской, в 10 день октября 1858 года» (стр. 197–351), а после этого приведено изображение «братской» трапезы в Русском монастыре (построенной в 1818 году), сделанное от руки в 1858 г., по всей вероятности, спутником о. Порфирия по Афону, Н. Благовещенским. Здесь находится много снимков с разных изображений из рукописей, а также записей, подписей, образцов почерков, сделанных от руки в тексте, а иногда на прозрачной бумаге, приклеенной к листам.

о) "Просопография. Епископа Порфирия Успенского» (стр. 356–502), с 3-мя фотографическими изображениями Спасителя (между стр. 357, 358, 359 и 360). Это целое сочинение, очевидно, приготовленное к печати. π) «Мои рассуждения о живописи», – где автор имел в виду рассматривать «живопись иконную» и затем: «I. Историю живописи у эдемских племен, II. Живопись книжную, III. Вышивание икон, IV. Просопография, Школы живописи, V. Ерминии и VI. Узаконения церкви о живописцах» (стр. 503). Но эта программа здесь не выполнена. Вслед за этим помещен оттиск с изображения славы Божьей, взятого, по всей вероятности, из какого-либо раскольничьего издания (стр. 504). Лица различить довольно трудно, так как весь снимок пропитан каким-то маслянистым веществом.

р) «О свящ. живописи. Черновое» (стр. 506–643). По-видимому, эта статья предназначалась первоначально для внесения в историю Афона, но потом оставлена, как видно из следующей заметки в конце: «Писал, писал этот 113 §, долго писал его, а теперь не хочу кончить его, признавая лишней такую вставку в историю Афона. Лучше написать отдельное и более полное сочинение о церковной живописи на Востоке и Западе, да лучше! Ergo quiesce liber!». σ) 22 картонных листа с изображениями И. Христа, Божьей Матери, ангелов архангелов и некоторых святых, снятыми или с рукописей, или с икон; изображения фотографированы, фотогравированы, писаны красками и сделаны от руки. Большая часть снимков прилеплена к листам, за исключением гравированных и писанных красками. На каждой странице наклеено по несколько изображений. По очень аккуратному исполнению, особенно выступают писанные красками: 1. «Ή ΘΕΙΑ ΛΕΙΤΟYΡΓΙΑ (Господства), 2. ΔYΝ(ΑΜΕΙΣ) = Силы, 3. »ΕΞΟYΣ(ΙΑΙ) = Власти, и 4. "A=РХAI = (Начала), а также на 2-х листах: пророки и апостолы. Фотогравюр три: 1. Деисус, 2. О ἀγ. ΘΕΟΔΟΡΟΣ О ΣTPATIΛATOΣ и О ἀγ. ΘΕΟΔΟΡΟΣ О ΤΙΡΟΝ и 3. О АГΙΟΣ ЕРМОΛАОΣ. Из изображений, сделанных от руки, заслуживают внимания песнописцы Косма и Иосиф.

т) Довольно подробный «список чудотворных икон в Москве», – Д. Струкова, – извлеченный из «Московских Церковных Ведомостей» 1884, № 45-й, стр. 599–602, где был напечатан. υ) «Рукописи с миниатюрами с Афона» (стр. 3–207), распределенные по монастырям или, вернее, по монастырским библиотекам. Однако, здесь обозреваются не только афонские библиотеки, но также и библиотека Джуванийская (Заметки о живописи из истории Aфанасия Ипсиланта Комнина), вифлеемская саввинская и иерусалимская. Текст этого трактата написан, по преимуществу, на листах из записной книги конторского формата. Судя потому, что здесь везде отмечено, что «переписано», можно думать, что это только черновой список трактата. В начале последнего листа о. Порфирий отметил следующее: «Афон. 1859 г. А. Порфирий мученик! Все переписано». Здесь обозреваются библиотеки следующих монастырей: Пантократора, Есфигмена, Дохиара, Кутлумуша, Ватопеда и Ивера. φ) «Священная живопись у христиан на Востоке и Западе. Преосвященного епископа Порфирия Успенского. 1882, 1883–1884 г. Quid potui, feci, faciant meliora potentes. Москва» (стр. 204–539), с 2-мя фотографическими снимками и 3-мя снимками, сделанными от руки. Это – один из самых последних трудов преосвящ. Порфирия. По-видимому, он не окончен, судя потому, что «Монография вторая. О святых образах, написанных красками на дсках и полотне, у христиан на Востоке и Западе» (стр. 390), даже и не начата. χ) Живопись и ваяние в Cикионe (стр. 397–539) в 2-х списках, беловом и черновом. ψ) Писатели о живописи языческой: Валерий Максим, Витрувий, Плиний и Павзаний (стр. 541–574), – выписки и заметки, сделанные в Иерусалиме, в 1850 г. ω) «1, Программа моего сочинения о живописи, 2, Божий мир есть чертог, наполненный картинами, кои писаны перстом его, 3, История живописи» (стр. 576–565); в начале изложено нечто в роде конспекта, а потом набросана вчерне программа. Судя по почерку, можно думать, что это один из довольно ранних трудов преосвящ. Порфирия.

"Симаида или История Аполлоновой школы на острове Сими и церковных живописцев, процветавших в ней, написанная иеромонахом Мелетием Хиосцем в 1236 годе по P. Χ. и переведенная с греческого архимандритом Порфирием Успенским в 1849 году», – в одной книге (VA4), состоящей из 169 (или 338 страниц) + 7 белых листов. В конце перевода замечено: «Перевел его (т. е. Мелетия) писание в Сентябре 1850 года, в св. граде Иерусалиме, в монастыре св. Архангел, Архимандрит Порфирий Костромич. Слава Богу Всехудожнику!» (стр. 310). Далее следует «Духовное завещание писателя», присоединенное сюда, несомненно, переводчиком, который приложил довольно подробный «Перечень лиц и событий упоминаемых в Симаиде и в Дополнении к ней».

Снимки, – в одной книге в 4-ку (VА5), состоящей из 44 листов разной бумаги и разных форматов; в ней собраны из бумаг преосвящ. Порфирия снимки, не имевшие определенного назначения, а некоторые, служившие вместо обертки для разных тетрадей или сборников, предназначены были о. Порфирием, по всей вероятности, к уничтожению. В книге содержится следующее: α) Papyros Ebers. Tafel V. – Leipziger Univers. Bibl., – на одном фотолитографированном листе, представляющем, несомненно, образец издания. β) Specimen. – Bibliorum sacrorum graecus codex Vaticanus, изданный Карлом Верчеллоне (Vercellone) и базилианцем Иосифом Коццой, с одним листом (стр. 141 и 191) напечатанного текста из кодекса. γ) Отрывки из Профитолога Влантиончаушского X века, переписанные рукой о. Порфирия на одном листе. δ) Знаки для. чтения на распев, – снимок из «синайской рукописи евангелия пергаменного с иерусалимск. древней рукописи № 2» (см. выше, стр. 321, d). ε) Четыре снимка из Профитолога X века в солунском монастыре Влантион-Чауше; из них один в 2-х видах: фотографическ. и фотолитографическ., остальные только в фотографическом. Снимки под γ, δ и 1-й под ε см. в Первом путешествии в афонск. м. и ск., т. II, отд. 1, в конце, №№ 1 (= δ), 4 (= 1-й ε) и 5(= γ). ζ) Три фотографических снимка из синайских рукописных евангелий (лл. 14–15), из которых 1-й в 5-ти экземплярах, а 2-й – в 4-х; 3-й см. в Перв. путеш. в афонск. м. и ск. II, 1, № 3, в конце. η) Греческая гамма, переложенная на италианские ноты (л. 16). θ) 41 снимок литографическ. и от руки (лл. 16б–17) с крестов, букв, подписей, печатей, икон и т.п., о которых говорится в описаниях путешествий по Афону и Синаю. ι) Автографы разных лиц, отлитографированные золотыми чернилами на одном листе (л. 18).

х) 2 синайск. вида, сделанные от руки на прозрачной бумаге (лл. 19–20). λ) Четыре плана, сделанные от руки (лл. 21–23): храма в Севастия, самарянск. храма на горе Харизим, развалин иродиона в обители аввы Харитона и развалин в Ютте. μ) 2 снимка из рукописей (л. 25). ν) Литографированный снимок с изображения агиазмы св. Афанасия (л. 266); см. в Первом путешествии в афонск. м. и ск., I, 1, стр. 164. ξ) Печатное немецкое объявление о книге: Raphael Santí's Decken-Gemälde der Stanza dell» Eliodoro im Vatican, (л. 27). ο) 8 палестинских видов, сделанных от руки (лл. 28–41): a) патриарш. училища в Крестном монастыре (2), b) Крестного монастыря, с) монастыря св. Саввы Освященного (2), d) Архангельск. монастыря, и е) дома о. Порфирия в Иерусaлиме. π) 3 карты Метеор (лл. 42–44).

Епиграфика и Палеография, – альбом из 21 листа большого и обыкновенного листового формата; из них на 19 наклеены снимки на прозрачной бумаге греческих почерков из «Palaeographia graeca» Монфокона, на 1-м приклеен снимок с «грузинской надписи на камне близ Ериссо у Афонского перешейка; наконец последней лист представляет литографированный снимок с »кр εстα кάмεннαго прѴ17; цέркви БлαговещεниѴ27; ỳ Αркάжα монαстырѴ27;, д1400 г.», взятый из «Христианских древностей и Археологии» Прохорова. 1862–1863 гг., 5-я книга, между стр. 2 и 3.

Снимки с икон и образцы книжной живописи на Афоне, – в одной тетради в большую 4-ку, состоящей из 15 листов, из которых 5 листов прозрачной бумаги; здесь, собственно, 4 снимка, сделанные от руки на прозрачной бумаге, приклеенной к листам обыкновенной бумаги, а именно: а) Часть(?) от щита св. Меркуpия, хранящаяся в Пантократоре, с латинской надписью текста из Псалтири и изображением поклонения волхвов (л. 1б); b) Иоанн Креститель (л. 12); с) Вид Синайского монастыря; d) Σχέδιον οἴκου ἐλληνικοκατὰ τὸν Βιτρούβιον. Снимков в тетради первоначально было больше.

Б. Перечень альбомов

I. La Теrrе Sainte. Vues et monuments, recueillis par David Robert. Avec une déscription historique sur chaque planche. Bruxelles. Société des beaux arts, gérant A. de Wagme. 1843, in fol. Гравюр 31 и 31 лист объяснительного текста и 4 листа заглавия, предисловия и вступления в начале.

II. Палестина. – Фотографии; 61 фотографический вид, список которых, писанный рукой о. Порфирия приложен в начале альбома. Кроме этого в самом начале альбома помещены: а) «Богоугодные заведения, строящиеся близ Яффских ворот», в 2-х отдельных фотографических видах с запада и востока (на 2-х листах), и фотографический вид Иepусалима в 2-х экземплярах. В состав этого альбома вошли следующие фотографии:


1. Вид Иерусалима с северо-востока. 29. Она же.
2. Вид Иерусалима с востока. 30. Вход в мечеть Ель-Акса.
3. Вид мечети Омара, окрестных зданий и горы Елеонской. 31. Древнейшая стена.
4. Вид стен Иерусалима с подъезда от Яффы. 32. Место плача евреев.
5. Вид цитадели Иерусалимской с того же подъездa. 33. Угол восточной стены.
6. Вид цитадели извнутри Иерусалима. 34. Угол восточной стены.
7. Вид ворот Дамасских. 35. Золотые ворота.
8. Вид стен близ ворот Дамасских. 36. Восточная стенa Иерусалима.
9. Вид стен же и оттуда же, с окрестностями. 37. Остаток Гефсиманской башни.
10. Вход в церковь Армянского монастыря. 38. Гроб пресвятой Богородицы.
11. Ворота Давида. 39. Сад Гефсиманский.
12. Мечеть на месте дома Тайной Вечери. 40. Памятник Авессалома.
13. Вход в храм св. Гроба. 41. Церковь апостола Иакова и гробница Захарии.
14. Вид церквицы св. Елены. 42. Силоамская деревня.
15. Иерусалимский храм Воскресения Хр. и часовня гроба Господня. 43. Силоам.
16. Гроб Христа Спасителя. 44. Древо пророка Исаии.
17. Ессе Homo. – Се человек. 45. Колодезь Иоалева.
18. Австрийское консульство. 46. Колодезь Неемии.
19. Часть Антониевой башни. 47. Долина Гинном.
20. Церковь святой Анны. 48. Елеон.
21. Ров крепости. 49. Вифания.
22. Мечеть Омара. 50. Вифания.
23. Она же. 51. Источник Елиссея в Иерихоне.
24. Она же. 52. Он же.
25. Мечеть Омара. 53. Иордан.
26. Она же. 54. Мечеть неби-Муса на месте монастыря Св. Евфимия.
27. Она же. 55. Монастырь св. Саввы.
28. Мечеть Ель-Акса. 56. Саввинский игумен о. Иоасаф.
57. Вифлеем.
58. Гора блаженств.
59. Назарет.
60. Тивериада.
61. Строители русского подворья в Иерусалиме.

III. Палестина. – Альбом снимков и планов, сделанных от руки, большей частью красками, палестинских видов и местностей, перечень которых, писанный рукой о. Порфирия, помещен в начале альбома. Кроме того в начале же приложены: а) фотографический вид Бейрута в 2-х экземплярах и b) план Иерусалима и его окрестностей, сделанный о. Порфирием, на 3-х листах. В альбоме находятся следующие планы и виды:


1. План развалин города Арсуфа (Апполлонии), находящегося в 3 часах езды от Яффы на север. 26. Монастырь Иоанна Хозевита в Иади Кельт.
2. Вид и план сарацинской крепости Рас-ель-Айн, у самого истока pеки Одже, в 3 часах от Яффы на северо-восток. 27. План монастыря Иоанна Хозевита в юдоли (Иади) Кельт.
3. Развалины церкви в Еммаусе. 28. Гора искушения.
4. Голгофа. Гробница Готфрида и Балдуина под Голгофой. Ротонда Св. Гроба. Зад святогробск. вертепа: Четыре воздыхающие и плачущие колонны. Колокольня у святогробск. храма. 29. План храма на вершине горы искушения.
5. Церковь св. Анны на месте рождества Богородицы. Здесь 12 апост. составили Символ веры. Церковь и погребальный вертеп Богоматери в Гефсимании. Mестo явления Господа апостолам на горе Галилее. Овчая купель. 30. План монастыря Иоанна Предтечи у Иордана.
6. Гора искушения. Место страха Богоматери в Назарете. Иерусалимская усыпальница. Гроб Рахили. 31. Надписи в развалинах храма Иоанна Предтечи у Иордана.
7. Церковь св. пророка Илии. Рака св. Екатерины. Церковь св. Екатерины. Синайский монастырь. Монастырь 40 мучеников. 32. Карта Тивериадского озера, Иордана и Мертвого моря.
8. Восточная сторона Святогробского храма. 33. План монастыря св. Герасима у Мертвого моря.
9. Архангельский монастырь в Иерусалиме. 34. Мечеть неби-Муса. Бывший монастырь св. Евфимия великого.
10. Дом архимандрита Порфирия в Иерусалиме. 35. Юго-западная часть монастыря Саввы Освященного.
11. Крестный монастырь в Иерусалиме. 36. Вид северной стороны монастыря св. Саввы Освященного.
12. Вид патриаршего училища, в Крестном монастыре близ Иepуcaлима (с запада). 37. Храм Благовещения пр. Богородицы в монастыре св. Саввы Освященного с южной стороны.
13. Вид патриаршегo училища, в Крестном монастыре, близ Иepуcaлима (с востока). 38. Внутренность храма во имя Благовещения пресв. Богородицы.
14. Вход в водоем Гаваонский и план его. 39. Гробница, где почивали мощи св. Саввы Освященного в монастыре его.
15. Внутренность церкви в Гаваоне и западный вход в нее. 40. Вид пещерной церкви св. Николая в монастыре св. Саввы Освященного.
16. Вид церкви в протопресвитерстве Абудском, при Иустиниане 1-м (6-го века). 41. Монастырь св. Георгия Бетжальского близ Вифлеема.
17. Разрез церкви в протопресвитерстве Абудском. Придел церкви в этом же протопресвитерстве. 42. Хермель на юге от Хеврона.
18. Погребальный вертеп евреев в Абуде. 43. Елевферополь, ныне Бетжибрин.
19. Внутренний вид Иамнийской церкви. Развалины церкви в Ибне (Иамнии). 44. Развалины в Елевферополе.
20. Вид древней крепости в православном селении Тайбе. 45. Сирские надписи в Ера ель-мой близ Бетжибрина.
21. Вид развалин монастыря св. пророка Илии на холме Оф в соседстве с православн. селением Тайбе. 46. Развалины храма в ел-Бире по пути в Набулуз.
22. Часть мозаики в алтаре церкви св. Георгия в православн. селении Тайбе. 47. План развалины церкви в ел-Бире.
23. Вид водопровода над потоком Док от Иерихона на север. 48. Силом.
24. Развалины монастыря на пути к неби-Муса. 49. Силом.
25. Развалины древнего водопровода в Иади Кельт. 50. 1) Самаританская надпись в Набулузе. – 2) Кивот с свитком Самарянского пятокнижия в тамошней синагоге.

IV. Иерусалим. Берлин. Издание Шотта и К0, – выпуклый, гипсовой четырехугольный план Иерусалима с русскими объяснениями. План вделан в черную раму под стеклом, которая вложена в особенно приготовленный для этого ящик.

V. Сирия. Л. Лаборда. – Voyage de la Syrie. Par Mr. Alexandre de Labord, Becker, Hall, et Léon de Laborde, redigé et publié par Léon de Labord. Paris. 1837. – Альбом из 54 сирийских и палестинских видов и планов, включая в это число и 2 листа заглавия и введения.

VI. Cирия и Палестина, – альбом из 33 сирийских и палестинских видов и планов, изданных Л. Лабордом, и кроме того 1 вид Иерусалима. В начале нет ни заглавия, ни оглавления. Очевидно, этот альбом составляет продолжение предыдущего.

VII. Малая Азия. Л. Лаборда. – Voyage de l'Asie Mineure. Par Mr. Alexandre de Laborde, Becker, Hall, et Léon de Labord, redigé et publié par Léon de Laborde. Paris 1838. – Альбом, заключающей в себе 92 вида Малой Aзии и Константинополя и 4 листа заглавия, введения и проч.

VIII. Египет Верхний и Нубия. – Альбом, заключающий в себе 53 фотографических вида, рукописный перечень которых помещен в начале альбома на 2-х листах. Этот альбом заключает в себе следующее:


1. Вид Александрии и старой пристани. 30. Улица в Kaире.
2. Вид ее же и новой пристани. 31. Улица Долбакермен в Kaире.
3. Главная улица Александрии. 32. Улица Табана в Kaире.
4. Обелиск Клеопатры в Алекандрии. 33. Улица в Kaире.
5. Колонна Помпея близ Александрии. 34. Портал мечети султана Хассана.
6. Древняя усыпальница близ Помпеевой колонны. 35. Вид старого Каира.
7. Указатель 122 муч. Христовых, 250 и 811 мучеников при Диоклитане. 36. Ворота Каирской крепости.
8. Надпись над могилой иерарха Игнатия в вышепомещенной усыпальнице. 37. Общий вид цитадели близ Каира.
9. Портрет александрскандрийского патриарха Митрофана Критопула. 38. Улица в цитадели.
10. Патриарх александрийский Иерофей. 39. Улица в цитадели.
11. Портал моста над Нилом. 40. Вид цитадели с севера.
12. Мост над Нилом. 41. Вид цитадели и гробницы мамелюков.
13. Мост над Нилом. 42. Мечеть и дворец Мегмета-Али.
14. Булак, предместьe Каира. 43. Фонтан у мечети Мегмета-Али.
15. Общий вид Каира. 44. Мечеть Мегмета-Али в цитадели.
16. Общий вид Каира. 45. Портик сей мечети.
17. Общий вид Каира. 46. Гробницы халифов.
18. Езбекие в Kaире. 47. Мечеть Адмирал.
19. Оружейный базар в Kaире. 48. Гробница Осман.
20. Мечеть Аяд-Бей в Kaире. 49. Она же.
21. Та же самая мечеть. 50. Гробницы халифов.
22. Мечеть Емира Иана в Kaире. 51. Мечеть Тунис.
23. Мечеть Тунисская в Kaире. 52. Гробницы халифов и мамелюков.
24. Мечеть Махмудие в Kaире. 53. Гробницы халифов.
25. Мечеть Хабениа в Kaире. 54. Гора Мокаттам и арабское кладбище близ Каира.
26. Мечеть Хабениа. 55. Гора Мокаттам.
27. Мечеть султана Баркука. 56. Гора Мокаттам.
28. Мечеть Тайлун. 57. Гробы мамелюков.
29. Улица в Каире. 58. Древо Богоматери в Матариэ.
59. Обелиск в Илиополе.
60. Правая сторона киоска в Шубре.
61. Левая сторона киоска в Шубре. 65. Вторая пирамида в Гизэ.
62. Пирамиды в Гизэ. 66. Сфинкс.
63. Они же. 67. Он же.
64. Большая пирамида. 68. Пирамида в Санкере.
69. Она же.

IX. Египет Нижний. – Альбом, заключающий в себе 69 ниже перечисленных фотографических видов, перечень которых, писанный рукой о. Порфирия, помещен в начале альбома:


1. Погребальные вертепы в Бени-Хассан. 23. Колоссальные статуи Мемнона в Фивах.
2. Шех Абаде. Древняя Антиноя. 24. Рамессеум.
3. Дендера. 25. Внутренность Рамессеума.
4. Лугзор. 26. Общий вид Рамессеума.
5. Обелиск в Лугзоре. 27. Гурна в Фивах.
6. Первый пилон Карнака с южной стороны. 28. Долина с гробницами царей в Фивах.
7. Тот же пилон с северной стороны. 29. Ермонтис.
8. Первый двор Карнакский. 30. Колонны капища в Есне.
9. Колонны среди Карнака. 31. Общий вид Едфу.
10. Карнак с восточной стороны. 32. Пилоны капища в Едфу.
11. Часть Карнака с первым пилоном южным. 33. Фасад капища в Едфу.
12. Пилоны на южной стороне Карнака. 34. Каменоломни в Силсилисе
13. Статуи богини Гаот в Карнаке. 35. Омбос.
14. Сфинксы в Карнаке. 36. Ассуан.
15. Общий вид Мединет-Хабу в Фивах. 37. Катаракты Ассуанские. Вход с севера.
16. Дворец в Мединет-Хабу. 38. Остров Элефантина.
17. Врата малого капища в Мединет-Хабу. 39. Катаракты Нила с южной стороны.
18. Первый двор большого капища в Мединет-Хабу. 40. Общий вид Филе.
19. Второй двор в Мединет-Хабу. 41. Пилоны капища в Филе.
20. Второй двор большого капища в Мединет-Хабу. 42. Капище в Филе.
21. Остатки внутренности большого капища в Мединет-Хабу. 43. Остов Биге.
22. Спеос Афирский в Фивах. 44. Деболь в Hубии.
45. Гертас в Нубии.
46. Ибсамбул.
47. Илифия, ел-Кале.
48. Дàкке.
49. Калабхе (Талмис).
50. Абу-Сембил.
51. Дандур.
52. Общий вид развалин Дандура.
53. Джефр-Хосейн.

X. Живописное обозрение Афона. 1845–1846, 1858– 1860 гг., – альбом состоящий из 49 листов в л., со снимками разных частей Афона, затем разных предметов древности языческого времени, надписей, барельефов и т.п., а также и отдельных строений, перечень которых, писанный рукой о. Порфирия, помещен в начале альбома. Кроме того к 1-му не нумерованному листу приклеена карта Афона, сделанная от руки о. Порфирием на прозрачной бумаге; карта ни в число листов, ни в перечень не входит. Снимки сделаны от руки, вероятно, Н. Благовещенским, за исключением 7 литографированных, или отдельно изданных, или взятых из разных изданий русских и иностранных. В этом альбоме заключается следующее:


1. Живописное обозрение Афона (заглавие).
2. Перешеек Афона.
3. Эгейское море.
4. Вид св. горы Афонской с запада.
5. Вид св. горы Афонской из монастыря Пандократорского, с cевepo-востока.
6. Вид водопада Друванисти между монастырями св. Дионисия и препод. Григория.
7. Источник св. Павла близ г. Иериссо. Македонский царь Кассандр, на восточной башне ограды Хиландаря, вне сего монастыря. Гробница царя Аканфоса в кладбищной церкви г. Иepиcco.
8. Мраморный щит между колоннами фиала в Лавре св. Афанасия. Наружная сторона.
9. Мраморный щит между колоннами фиала в Лавре св. Афанасия. Наружная сторона.
10. Мраморный щит между колоннами фиала в Лавре св. Афанасия. Внутренняя сторона.
11. Мраморный щит между колоннами фиала в Лавре св. Афанасия. Внутренняя сторона.
12. План, фасад, разрез и надпись гробницы в Лавре св. Aфанасия.
13. Гробница Германа Иракла 351 года в Ватопеде. Гробница Дионисия в Ватопеде.
14. Гробница гимнасиарха в Есфигмене.
15. Остатки языческих древностей в Ватопеде.
16. Грузинская надпись на камне близ Ериссо.
17. Монастырь св. Василия близ Хиландара.
18. Резьба на кружке св. Симеона Неманя, выточенной из слоновой кости в монастыре Хиландарском.
19. Арбанасский пирг, или скит близ Хиландара.
20. Вид Есфигменского монастыря с южной стороны.
21. Вид старой части Есфигмена со стороны моря. Вид древних приморских укреплений в Есфигмене.
22. Южная сторона братских келий в Есфигмене. Архитектура 1805 г. Братская трапеза в Русском монастыре на Афоне построена в 1818 году.
23. Bнешний и внутренний вид Ватопедского монастыря.
24. Вид монастыря Пандократорского с восточной стороны.
25. Внутренний вид скита св. Пророка Илии.
26. Новый русский скит св. апос. Андрея Первозванного и св. Антония Великого на Афоне.
27. Восточная сторона Серайского здания на Афоне.
28. Capайский скит св. Андрея Первозванного.
29. Келья, называемая, «Достойно есть», близ Кареи.
30. Карея.
31. Протатская колокольня с прилежащими к ней зданиями; на право виден дом русского инока Исаии Чеботаря.
32. Вид монастыря Ставроникитского.
33. Монастырь Кутлумуш.
34. Вид скита св. Пантелеймона.
35. Иверский монастырь с северной стороны.
36. Вид Иверского монастыря с восточной стороны.
37. Старинное укрепление на южной стороне келий внутри Иверского монастыря.
38. Вид пристани монастыря Иверского.
39 Келья Милопотамская близ монастыря Иверского, – вдали виден остров Лимнос.
40. Милопотам с западной стороны.
41. Вид источника св. Aфанасия.
42. Вид Лавры св. Афанасия Афонского.
43. Вид Русского монастыря св. великомученика Пантелеймона на св. Афонской горе.
44. Вид Русского св. великомученика Пантелеймона монастыря на Афоне с западной стороны. Вид кельи схимонаха Серафима на Афоне.
45. Вид Зографского монастыря с северо-западной стороны.
46. Вид кельи св. Георгия, близ монастыря Зографского.
47. Виды Андрониковой башни: а) со стороны входа; б) с моря, в) Кастор и Поллукс на башне; г) имя Бога.
48. Вид монастыря св. Дионисия.

XI. Афон. Живопись и архитектура. – Альбом, состоящий из 25 листов, на которых помещены планы церквей, монастырей и местностей афонских, а также виды монастырей и церквей, снимки с капителей, аналоев и других церковных предметов, и печатей, перечень которых, носящий заглавие: «Архитектура» писанный рукой о. Порфирия, помещен в начале альбома. Снимки или сделаны от руки, или литографированы в литографии Прохорова. В этом альбоме заключается следующее:


1. План протатской церкви на Афоне.
2. Фасад южной стороны протатской церкви. Колоко будто Константина Великого в протатской колокольне. Алтарь протатской церкви.
3. План соборного храма в Ватопеде IV века. Южный фасад Ватопедского собора.
4. План соборного храма в Ватопеде IV века. Южный фасад Ватопедского собора.
5. План соборного храма Успения пресв. Богородицы в Иверском монастыре.
6. Вид соборного храма Успения Богородицы в Иверском монастыре.
7. Рельефное гипсовое окно с разноцветными стеклами, в алтаре собора Успения пресвятой Богородицы монастыря Ивера на Афонской горе.
8. Соборный храм Введения пресвятой девы Марии в Хиландаре.
9. Соборная церковь Введения во храм пресвятой Богородицы в монастырь Хиландаре (на Афоне).
10. Нa Афонской горе в м. Хиландаре. Западный угол северного фасада соборной церкви Введения во храм пресвятой Богородицы.
11. Тетраморф или Четвероевангелие. Символы.
12. На Афонской горе в мон. Хиландаре. Наружные мраморные украшения церкви Введения во храм пресв. Богородицы.
13. План храма Вознесения Господня в Есфигмене. Вид храма Вознесения Господня в Ефсигмене с восточной стороны.
14. Колонны в больших окнах у клиросов: 1) в coбopе Хиландарском, 2) в Ватопедском приделе Св. Димитрия, 3) в Ватопедском coбopе.
15. Колонны: в Дохиаре в соборном храме; в Ватопеде в приделе св. Димитрия.
16. Одна из 4 колонн, что у клиросов Успенского собора в Ивере. Капитель колонны в xpaме св. Пантелеймона в Руссике. Царские двери в старом иконостасе Хиландарского собора.
17. Западные двери в соборном храме Руссика. Дверь из нартика в притворе в Xилaндapе. Северо-западные двери в соб. храме Протата.
18. Мраморный иконостас в соборном xpaме Ксенофского монастыря.
19. Мраморно-мозаический пол в старой церкви св. Георгия в Ксенофской обители на Афоне.
20. Водосвятная чаша в Хиландаре. Водосвятная чаша в Протате.
21. Дискелий (двубедренник) в Pуccике. Аналой в храме св. Пантелеймона в Pуccике. Верхняя доска аналоя.
22. Водосвятный фиал в Bатопеде.
23. Фиал в Ефсигменском монастыре. Беломраморный водосвятный фиал в Кутлумуше. 1817.
24. Ваяние на мраморных досках левогo клироса Успенского собора, снаружи. Струйник (фонтан) против ворот Иверского монастыря. Макед. царь Кассандр на восточной башне ограды Хиландара, вне сего монастыря.
25. Печати: 1) солунского судьи Андроника, 2) Иоанна Деспота Палеолога, 3) Ахридского архиепископа Симеона 1550 года, – в Зографском монастыре на св. горе Афонской.

XII. Виды афонских монастырей. – Альбом огромного формата, заключающий в себе сорок листов разных видов Афонской горы, а именно:


1. Изображение св. Афонской горы и монастырей на оной по юго-западной стороне. – Рисов. и литогр. И. Медведев.
2. Вид русского на св. горе Афонской св. великомученика Пантелеймона монастыря с южной стороны (литогр. у Траншеля).
3. Посещение Богоматерью св. Афонской горы (там же).
4. Господь Иисус Христос в терновом венце, – гравюра.
5–6. Св. Афонская гора с монастырями на ней, – две афонские ксилографии в разных видах.
7. Монастырь Хилендарь. – Литография на меди, изданная старцем Афанасием, Стефаном Рожей, немешем и жителем Егарским, и Вретой Иовановичем в 1779 году.
8. Тоже, – издан. в Москве, в 1757 г.
9. Монастырь Ватопед. – Литогр., издан. в Вене в 1767 г.
10. Pуccкий скит Сарай 1849 г. Литогр.
11. Два вида того же скита, издан. иеромонахом Феодоритом.
12. Русский скит Сарай. Литография, сделанная в России.
13. Тоже, – другое издание.
14. Икона Богоматери Сладколюбивой в этом ските, – русское издание.
15. Монастырь Пантократор (на меди).
16. Тоже. 1844 г. (на меди).
17. Монастырь Кутлумуш (на меди).
18. Тоже, – в другом виде, – 1839 г.
19. Ставроникита (на меди). 1817 г. на Афоне.
20. Тоже (на меди). 1838 г.
21. Ивер, – гравирован в 1800, в Москве (ἐν Μόσχᾳ).
22. Икона Богоматери, – ἠ Πορτατισσα τῶν ‘Ίβηρῶν, изданная παρὰ τῷ κυρίΓοττλόπ Αὐγούστου Λίβε ( ωт госп. Богуслαвα ЛѴ17;вα), старанием архимандрита Мелетия, ίβηρίτου τριεραρχίτου, х νήσου Μιτυλίνης, x γένσυς τοΰ Ταλιάνου, а иждивением Димитрия του Γοβδελᾶ.
23. Два вида Русского монастыря (на меди): один изданный в Вене в 1765 г., διὰ συνδρομῆς κῦρ. Γαβριήλ τοῦ Βατοβεδινοῦ (sic) διἐξόδων ᾿Αλεξίου Νιαολάου ἐx γράμποβο ἐν ἐπιστασίΚωνσταντίνου, οίκονόμου ἐx πολεαως Μιλενίхου; а другой – в России.
24. Два вида: один скита св. Пантелеймона около Кутлумуша «гравировал монах Феодосий иконописец 1810 года»; а другой, изд. в 1836 г., Русского монастыря, устроенного в 1818 г. воеводой Скарлатом Каллимахом и иеромонахом Саввой Пелопонисийцем, с изображением вверху Каллимаха и Саввы.
25. Вид русского монастыря св. вм. Пантелеимона, что на святой Афонской горе, – изд. русское.
26. Тоже, – другое издание предыдущего.
27. Два вида Русского монастыря, изданные в России по образцу № 24.
28. Два вида Ксенофа (на меди), – 2-й – в 1850 г.
29. Вид того же монастыря, издан в 1798 г. (на меди).
30. Вид монастыря Дохиара, издан. в Венеции в 1819 г. (на меди).
31. Вид Зографа, издан. хаджи Строилом Димитриевичем и сыновьями Георгием и Лазарем «роду болгари от Разлога банско отечеством», в Bене, в 1802 г.
32. Вид Кастамонита, изд. в 1818 г., в Bене или Венеции (на меди).
33. Метеорский монастырь Дусху (sic) в Фeccaлии (издан. на меди в 1815 г.).
34. Вид Рыльского монастыря в Болгарии, издан. в 1792 г. братьями Мустаковыми (из Габрова), – гравировал Николай Дьяконов.
35. Вид палестинского монастыря св. Саввы. Копия, сделанная карандашом от руки.
36. Тоже. Ксилография иерусалимская 1847 г.
37. Оригинальное изображение 25-ти священных событий в Eгипте, сделанное в 1727 г. иеромонахом Дионисием Синаитом и издан, в 1736 г. Михаилом Форро da Nausa (ἐκ Ναούσης) с объяснениями греческ., латинск. и сербскими.
38. Фотографический снимок Троице-Сергиевой лавры.
39. Вид костромского кафедрального собора с юго-западной стороны, изд. в 1855 г. в литогр. Балмэна.
40. Киево-Златоверхо-Махайловский монастырь, издан. Киево-Печерской лаврой в Пapиже.
41. Купол собора, сделанный от руки красками.

XIII. Афонские образа, гравированные на 23 листах, самого большого формата, на которых изображено:


1. Чудо свв. архангелов в афонском монастыре Дoxиapе (на меди). 1809 г.
2. Изображениe пророка Илии с каршунской надписью с правой нижней стороны, где отмечено, что оно сделано Михраном Абдуллахом в 1751 г., – снимок большого формата от руки, на прозрачной бумаге, наклеенной на полотно.
3. Возношение пророка Илии на небо с изображением св. града Иеpуcaлима (на меди).
4. Скит св. Иоанна Предтечи на Афоне с изображением святого и событий из его жизни, (на меди) – 1753 г.
5. Благовещение Богородицы (на меди). – 1842 г.
6. Икона Богоматери, – ἠ Πορτατισσα в Ивере на Афоне с изображением Иверского монастыря; см. выше, стр. 386, № 22.
7. Παναγία ‘A=λασονιτήουσα ῆτο: ‘Όλιμπιοτίσσα (в монастыре того же названия), издан Иоанном Здравком из Кожен (Ἱωάννου Ζδραύχου ἐx πόλεως Κοζένης), в 1752 г. в Вене (на меди).
8. Успение Пресвятой Богородицы (на меди).
9. Тоже, изданное иноками монастыря θεοτόχου, ἐπιχαλουμένης Όλυμπιοτίσσης, πλησίον ᾿Ελάσσονος в 1733 г. (на меди).
10. ‘Ή ἀγία ζώνη. – Положение пояса Богородицы, с видом монастыря Ватопеда, издан. (на меди) в Константинополе в 1887 г.
11. Изображение иконы Споручницы грешным и Креста с распятием.
12. Шесть изображений икон чудотворных: Богородицы (3), св. в.м. Пантелеимона (2) и Богоматери и препод. Афанасия Афонского, гравированным в Руссике на Aфoне, в 1859 гг., как видно из записи о. Порфирия.
13. Четыре изображения икон: Богородицы, св. в м. Пантелеимона (2) и Богоматери и препод. Афанасия Афонского, гравирован, там же.
14. «Святой Афонской горы Божья матерь Афанасию дает вот тебе злата кошелек построй на сем месте храм» (sic). Кроме того здесь изображен св. вм. Пантелеимон и святит. Митрофан Воронежский на голубом фоне. Изд. игум. Герасимом и монахом Иринием (sic), там же.
15. ‘Ή σύναξις τῶν ιβ ἀποστόλων (на меди), в красках.
16. Св. в.м. Пантелеимон, – гравюра издан. в Руссике на Афоне.
17. Покров Богородицы и св. Пантелеимона, – грав. там же.
18. Святит. Митрофан Воронежский и св. Пантелеимон, – гравированы там же.
19. Св. вм. Георгий, – восточная гравюра, издан. монахом монаст. Ксенофонта в 1798 г., в Брояно, на Афоне.
20. Св. архангел Михаил, – афонская гравюра 1858 г.
21. Св. Николай и события из его жизни и чудеса, – гравированы в Вене, в 1753 г.
22. ‘Ή Δεύτερα Παρουσία (Второе пришествие Христово), – афонская гравюра в 2-х экземплярах.
23 Священномученик Григорий V-й, патриарх Константинопольский, – портрет, гравированный в Одессе у Алексомати, в 1864 г.

XIV. Фессалия. Альбом фессалийских видов на 34-х листах к которым еще присоединены заглавие и две литографированные карты. Снимки, а также и заглавный лист сделаны весьма аккуратно от руки спутником о. Порфирия в путешествии по Фессалии в 1859 г., в апреле и мае месяцах, как отмечено на листах, начиная с 8-го; только снимки на последнем листе, к которому они приклеены, гравированы и, несомненно, взяты из какого-либо французского издания. Кроме того, здесь приложены два не нумерованных фотографических снимка с церкви св. Софии в Солуне и римских ворот там же, – оба в 2-х экземплярах. Снимки, по-видимому, приготовлены к изданию. Вначале альбома приложен довольно краткий перечень рисунков, писанный рукой о. Порфирия; его же рукой писаны и надписи на каждом листе альбома. В этом альбоме находятся следующие виды и снимки:


1. Фессалия (заглавие).
2. Скала и монастыри Метеорские в Фессалии (Rochers et convents des Météors en Thessalie), – карта взятая из атласа, приложенного к «Missionarchéologiqne de Macédoine. Par L. Heuzey et Η. Daumet», издан. французск. министерством народного просвещения (Paris 1876), pi. F.
2а. Itinéraire entre la Macédoine et la Thessalie, – оттуда же, ρl. В.
3. Вид города Скиаво на острове того же имени.
4. Церковь во имя св. Николая в новой Димитриаде близ Воло в Фессалии.
5. Вид крепости Воло в Фессалии.
6. Развалины церкви св. Параскевы и циклопической стены в Гардикии.
7. Вид г. Лариссы и горы Оссы.
8. Вид монастыря св. Стефана с северо-западной стороны.
9. Утесы Метеорской горы Куклюли у монастыря св. Стефана.
10. Вид церквей монастыря св. архидиакона Стефана с южной стороны.
11. Внутренний вид монастыря св. Стефана на Метеорской горе Куклиоли в Фессалии.
12. Снимок с литургии Преждеосвященных даров 1404 года (на прозрачной бумаге красками).
13. Вид монастыря св. Троицы на отдельном утесе Метеорской горы Куклиоли; – снят с вершины противоположного ему утеса.
14. Общий вид Метеорских утесов и монастырей: Преображенского, Варлаамского, Русанского, Агиамонийского, Никольского и Предтеченского.
15. Общий вид Метеорских утесов и монастыря Русаны (в Фессалии).
16. Виды Фессалийских монастырей: Предтеча, Анапавса (св. Николай), Агиамони, Метеоро, Ипсилотера, Варлаам.
17. Метеорская кукла.
18. Вид Метеоро-Преображенского монастыря с северной стороны (в Фессалии).
19. Вид Метеоро-Преображенского монастыря с восточной стороны.
20. Внутренний вид Преображенского монастыря на столпе Метеорском.
21. Ό ἄγιος Γεόργιος ὀ χαπαδόξ, ὀ ἄγιος Διμήτριος ὀ μέγας δούξ, и ὀ ἄγιος Μηνς, – изображены в алтаре соборного храма Преображения Господня в Метеорском монастыре (сняты красками).
22. Вид Варлаамского монастыря.
23. Св. Прокопий, св. Иаков Перс, св. Говдела Перс, – изображены в монастыре Всех Святых на Метеорском столпе Варлаама (сняты красками).
24. Пещера под монастырем Варлаама.
25. Виды на Метеорских горах: Варлаам, Сурлути, Крокос, Кубышки, Русана, базальтовые столбики.
26. Вид монастыря св. Димитрия.
27. Вид Cретенскогo монастыря. – "Yπαπάντη.
28. Вид Фессалийских монастырей: Св. Георгия и Пандократора на утесе Дупиании.
29. План Стагонского кафедрального собора (базилики без купола) во имя Успения пресв. Богородицы с мраморным высоким амвоном в середине XII векa.
30. Вид горы Олимпа из села Литохоро.
31. Внутренний вид монастыря св. Дионисия на горе Oлимпе.
32. Вид монастыря пресвят. Богородицы Олимпийской близ города Елассона; вдали Олимп.
33. Надгробные памятники.
34. Разнородные барельефы.
35. Два вида: Темпейская долина и Порфирий и спутник его в дупле от дождя.
36. Два вида: греческий дом в Турнаве и внутренний вид этого дома, – из французского издания.

XV. Живописное обозрение Италии – в 2-х альбомах, из которых 1-й состоит из 128 листов толстой бумаги, на которые наклеены снимки фотографические, гравированные и сделанные от руки на прозрачной бумаге. Собственно, снимков 65, но значительная часть из них представлены большей частью в 4-х, затем в 3-х и даже в 5-ти экземплярах. Снимки представляют разные предметы языческой древности и христианской старины и затем большое количество планов, сделанных от руки на прозрачной бумаге, которые представляют различные формы христианских храмов Италии; только в конце находятся виды бельведера в Вене и план его, – оба литографированные. Вначале приложен список всего заключающего в альбоме под заглавием: «Картинные и чертежные листы»; но этот список не совсем полон.

XVI. 2-й альбом состоит из 82 листов толстой же бумаги, из которых на первых 20-ти листах помещено 82 снимка с предметов классической древности и христианской старины и планы церквей и других зданий. Планы и снимки, за исключением 7, сделаны от руки на прозрачной бумаги; из остальных снимков 6 фотографических, при чем при каждом из этих снимков, наклеенных на толстую бумагу, прибавлено еще по 2, иногда и по 3 экземпляра не приклеенных. Наконец, один снимок, в виде медальона, гравирован. Все эти снимки и планы должны служить «рисунками к путешествию по Италии, – в книгу», (см. выше стр. 208), как отмечено вначале о. Порфирием. За этими 20-ю листами следуют 62 листа, на которых помещены фотографические виды, каждый в 2-х экземплярах, разных италианских местностей и типы отдельных строений: церквей, домов, башен и проч.

XVII. Италия в картинах, – альбом огромного формата, состоящей из 36 гравюр, изданных в Италии, которые представляют виды главным образом церквей, а затем городов и разных других предметов италианской жизни. По всей вероятности, гравюры были подобраны о. Порфирием во время его пребывания в Италии для иллюстрирования своего описания путешествия по этой стране. Картины представляют раскрашенные виды, большей частью, Пизы и Венеции. Кроме того, в это число входят два листа с венскими видами и затем еще два листа: а) рисунок, представляющей «отъезд Петра Великого из Шлиссельбурга во время страшной бури по взятии оного князем Голицыным в 1705 году» и b) адрес киевскому митрополиту Арсению, довольно роскошно отделанный, с изображением св. Троицы, четырех евангелистов, Александра Невского и Марии Магдалины по сторонам или, вернее, по рамке, между которыми в синих четвероугольниках помещены на русском, греческом, грузинском, армянском, арабском, латинском, итальянском, немецком, английском, французском, словенском и мадьярском языках следующие слова: С верой исповедую и поклоняюсь Тебе Отче, и Сыне, и Святой Душе, несозданное и бессмертное существо, створителю ангелов и человеков и всех сущих! Помилуй творение Твое!». В середине начертана Молитва Господня, между словами которой изображены Всевидящее око с надписью: Θεός и

,ангелы и праведники и два вида из деревенской трудовой жизни крестьянина. Адрес исполнен в Москве, и поднесен владыке, вероятно, в день юбилея.

XVIII. Коллекция фотографических и литографированных рисунков в одном альбоме, состоящая из 213 листов толстой бумаги, на которых наклеены рисунки, и из 14 фотографических снимков не приклеенных к листам. Всю коллекцию можно разделить на следующие отделы:

1. 23 гравюры из италианского издания, как видно из надписи Pitture, нумерованные не по порядку и с пробелами (№№ 112–165), которые представляют духовные, по преимуществу, изображения духовного содержания из рукописей восточной и западной церквей.

2. 51 лист фотографических снимков с изображений, находящихся в рукописях, главным образом, восточной церкви. К этому нужно присоединить еще 14 фотографических снимков, не наклеенных на толстую бумагу, как остальные снимки. Hекоторыe снимки в 2-х экземплярах.

3. 11 литографированных в России снимков с изображений, находящихся в книгах церковных, греческих и арабских.

4. 34 листа на которых помещены снимки с следующих афонских икон:


1. Перстосложение на иконах.
2. Иисус Христос Вседержитель.
2а. Он же. Из Афонопавловск. монастыря с образа, писанного на стекле.
3. Господь Вседержитель.
3а. Еммануил, – НенѴ17;, из Афонской лавры.
4. Божия Матерь.
5. Подобие иконы Божьей Матери Скоропослушницы.
6. Подобие иконы Божьей Матери Достойно есть.
7. Святой архангел Михаил.
8. Святой архангел Гавриил.
9. Из иконы Собор св. Архангелов в Руссике.
10. Святой Иоанн Предтеча.
11. Обретение главы св. Иоанна Предтечи.
12. Иисус Христос Всевидец. Св. Апостол Павел.
13. Святой апостол Петр.
14. Святой апостол Павел.
15. Два рисунка с древней медной иконы. Святой Феодор Стратилат и святой Феодор Тирон.
16. Первый вселенский собор. – Царь Константин и св. отцы собора держать Символ Веры.
17. Погребение св. Ефрема Сирина.
18. Образ серафима.
19. Мучение св. Георгия.
20. Рисунок диптиха (т.е. помянника) в Кутлумуше.
21. Из Диптиха (т.е. помянника) в Кутлумуше.
22. Часть жeлезного щита св. мученика Меркурия в монастыре Пандократорском.
23. Катапетазма (занавес) царя Ивана Васильевичи Грозного и подпись под ней.
24. Шитый образ Божьей Матери на катапетазме (завесе) царя Ивана Васильевича Грозного.
25. Николай чудотворец.
26. Столешник Андроника Деспота в Ватопеде.
27. Надписи на столешнике Андроника Деспота.
28. Господь Вседержитель. Образ пресв. Богородицы. Святитель Николай. Свящевномученик и целебн. Пантелеимон и пресв. Богородица, все написаны красками; еще священномученик Пантелеимон на бумаге. Все последние изображения помещены па 5-ти листах.

5. 24 листа афонской живописи стенной, на которых представлено следующее:


1. Господь Вседержитель.
2. Фрески в трапезе монастыря Хиландарь на Афоне.
3. Святой пророк Илия Фесвитянин.
4. Апостол Филипп.
5. Димитрий великомученик.
6. Георгий великомученик.
7. Артемий великомученик.
8. Прокопий великомученик.
9. Святой бессребреник Дамиан.
10. Св. Николай архиепископ Мир Ликийских.
11. Святой Патапий.
12. Преподобный Моисей Мурин.
13. Живопись Фралга 1560 года, на западной стене соборного придела в Афонской Лавре.
14. Изображение келейного жития Святого Иоанна Златоустого в нартике Xиландарского собора.
15. Изображение притчи: Премудрость созда cебе дом, в нартике Хиландарского собора.
16. Стенное изображение св. пророка Илии, возносящегося на небо. Тетраморф в греческом Евангелии XIII века.
17. Прощание св. апостола Павла с Ефесскими епископами.
18. Сила Вышнего... Витии многовещанные...
19. Аристотель. Солон Aфинский. Плутарх.
20. Apий и его сподвижники на I-м вселенском соборе.
21. Органист из псалма: Хвалите Бога, изображенного в лицах на паперти собора в Кутлумушском монастыре на Афонe.
22. Панселин, расписавший Протатский собор на Афоне в 1534/5 году.
23. Елена, супруга Матвея Бессарабы Господаря, – изображена в Лаврском храме св. Михаила Синадского. Мраморный барельеф на арсане Ватопедской.
24. Афонские монахи (фотография).

6. 23 Фототипических снимка с икон, собранных преосвящ. Порфирием в разных местах востока, по преимуществу в Египте (на Синае) и на Афоне; каждый снимок в 3-х экземплярах. К ним нужно присоединить еще 5 снимков, гравированных Африкановым в Mocкве, которые послужили оригиналами для 5-ти из указанных выше фототипий.

XIX. Альбом, – состоящий из 101 листа, со снимками, рисованными, фотографическими, литографированными и фотолитографированными с икон в Палестиене, Египте, на Афоне, в России и на заπадe Европы. Из этих снимков 31 представляют Спасителя в разных видах (между ними 17 листов с изображениями Спасителя на западе), 34 – Богоматери (из них 8 листов с изображением русских чудотворных икон, снятых от руки, и 10 с изображениями Богородицы на западе) и 36 – разных святых (между ними 8 листов русской литографии и 3 западной). Некоторые снимки нарисованы на востоке, во время путешествия о. Порфирия, другие приготовлены в России, в Mocкве, Африкановым, и фотолитографированы у московского фотографа Левицкого, третьи, наконец, взяты из изданий: русск. «Христианских Древностей» Прохорова и французск. «Peintres Primitifs». Большая часть снимков в нескольких экземплярах (от 2-х до 6-ти).

XX. Альбом, состоящий из 10 листов большого листового формата, на которых наклеены снимки от руки с икон, а именно:


1. Два снимка от руки с оригинального изображения Шести дней творения: один карандашом, а другой красками; это изображение находится в «патриаршей церкви в граде Дамаске».
2. Cретениe Господне.
3. Снятие со креста и положение в гроб.
4. Тоже, – гравюра-снимок с картины Рубенса.
5. Эскиз с изображения Сошествия в ад.
6. ‘Ή ΘΕΙΑ ΛΕΙΤΟYΡΓΙΑ, – прообраз литургии, – снимок от руки водяными красками.
7. Образ «Богоматери 1497 г., принадлежавший Марии Асанине Палеологине, господарше Молдаван». Икона, вероятно, находится на Афоне.
8. Эскиз снимка с «образа Богоматери, молящейся. Из монастыря св. Георгия в Каире», с кратким описанием цветa одежды Богородицы.
9. Фотографический снимок с иконы «Богоматери, V векa, написанной в Koнcтaнтинoπoле, и находящейся в Pиме, в церкви in Cosmedine».
10. Истинное изображение с явленно чудотворного образа свят. Николая чудотворца пустынно Рыхловской св. Николаевской общежительной обители» – с стихотворением под изображением. -Ксилография.

XXI. Альбом, состоящий из 11 листов в л., на которые наклеены снимки с изображений духовных и cветcκиx, а именно:


Л1. Образчик письма допотопного.
Л2. Азбука, извлеченная из надписей мексиканских и перуанских.
Л3. Из рукописи X векa на пергамене, содержащей слова св. Григория Богослова и хранящейся в библиотеке святогробского монастыря в Иерусалиме.
Л4. Моӡ αикα въ Софийском Сoбόpе въ Константинόполе, пострόεнном Юстинианом ВεлѴ17;ким в 537 годỳ (Заимств. из сочин. Зальценберга), а о. Порфирием заимствовано из Христианских Древностей Прохорова (литография).
Л5. Григорий Богослов. Моӡ αикα въ Софиεвском Сoбόpе в Константинόполе. VI века. Оттуда же (литография).
Л6. Св. Дионисий и Cош έствиε стάго Дχα. Моӡαикα въ Софийском Сoбόpе. VI века (литография).
Л7. Мозаичный образ в алтаре храма Синайского, сделанный в царствование Иустиниана в 551 году (исполнен от руки красками).
Л10. 3 фотографических снимка.
Л11. Фотографический снимок с иконостаса в Иepусалиме.

XXII. Альбом, состоящий из 68 л. в л., из которых 60 представляют литографированные снимки с мозаических икон, взятые из италианского издания, как видно из надписи на каждом листе Musaici; только один лист отмечен надписью Pitture . Листы имеют общую нумерацию издания, но не по порядку (между №№ 107–294). Два из этих листов взяты из другого издания. За этим следуют четыре фотографических снимка, каждый в 2-х экземплярах, наклеенные на 8-ми листах; снимки взяты также из печатного издания.

XXIII. Картон большого формата с 4-мя планами иконостасов, а именно:


1. План иконостаса Воскресенского храма в Иерусалиме, – представлена только схема 3-х ярусов карандашом от руки на прозрачной бумаге; план сделан 3 авг. 1851 г.
2. Фасад иконостаса в Воскресенском храме в Иepусалиме, – сделан карандашом от руки на прозрачной бумаге; к плану приложено примечание или, вернее, объяснение к фасаду на отдельном листе. Все эти планы приклеены к большим листам толстой бумаги.
3. Иконостас в Вифлееме, – снят карандашом от руки на большом листе прозрачной бумаги, но без изображения.
4. Часть плана неизвестного иконостаса; – он исполнен карандашом от руки на толстой бумаге. Как чертежи, так и объяснения сделаны рукой о. Порфирия.

XXIV. Альбом, состоящий из 5-ти листов, на которых изображены:


Л1. Часть плана неизвестного иконостаса; – он исполнен карандашом от руки на толстой бумаге. Как чертежи, так и объяснения сделаны рукой о. Порфирия.
Л2. Γοнорий в том размере, в каком он представлен на диске Феодосия Великого 303 г. Тоже и оттуда же.
Л3. «Тиридат царь Армянский в Армянском монастыре Св. града Иерусалима». Снимок сделан от руки карандашом с описанием внешних черт.
Л4. Грузинский царь Багратион на иконе в Синайском монастыре, – снят карандашом на прозрачной бумаге, с отметками на самом изображении о цветах разных частей одежды.
Л5. То же изображение, но вместе с иконой, на которой изображено трое святых с грузинскими надписями; – воспроизведено фотографией на 2-х листах.

XXV. Портрет преосвящ. Порфирия, писанный масляными красками на полотне (дл. 1 арш. 4 в.; шир. 1 арш.); он вставлен в золоченную рамку (дл. 1 арш. 8¾ в.; шир. 1 арш. 5 в.). Наш автор изображен здесь в старческом возрасте; он без клобука, в голубой рясе при орденах, сидит у столика, на котором наложены книги. На обороте написано: «По воле покойного преосвященного Епископа Порфирия, портрет сей передается в Императорскую Академию Наук». Портрет висит в одной из академических зал.

XXVI. Альбом, заключающий в себе 20 изображений духовных и светских, вырезанных из объявлений об издании русских иллюстрированных газет, главным образом «Нивы», затем "Модного Света» и др.; тут все есть: и образ Спасителя, и изображения церкви Василия Блаженного, и храм Изиды в Филе, и портрет Тургенева, и статуя Иоанна Грозного, и арест Бирона с картины Якоби, и ряд женских типов, и картины природы.

XXVII. 37 оттисков печатей на кусках свинцового листа, привешенных к афонским грамотам и иконам, и три оттиска с древнегреческих монет, найденных на Афоне. Все оттиски помещены в деревянном некрашеном ящике (длин. 1 арш., а шир. 6½ верш.), на 2-х листах, в наведенных карандашом клетках, и пронумерованы; всех №№ 21; был еще один, № 22, но оттиск под ним уничтожился. Все оттиски сделаны довольно отчетливо и сохранились вполне, за исключением одного под № 10 (оборотная его сторона). Кроме 4-х, №№ представляют лицевую и оборотную стороны первообразов. Между печатями есть три русских царей Иоанна Грозного 1571 (7079) г., Феодора Иоанновича 1586 (7097) г. и Бориса Годунова 1603 (7111) г.; в числе остальных находится несколько сербских.


Источник: Сырку П. Описание бумаг еп. Порфирия (Успенского), пожертвованных императорской академии наук по завещанию. СПб 1891.

Комментарии для сайта Cackle