П. Сырку

Источник

II. География, статистика и этнография.

В этот отдел входят все географические, статистические и этнографические или историко-географические описания стран и отдельных местностей, а также и описания путешествий и т.п., как составленный о. Порфирием, так и взятые им у других. Соответственно этому, отдел подразделяется на две части: А) сочинения преосвящ. Порфирия и Б) сочинения других лиц.

А) Сочинения преосвящ. Порфирия:

1) Этнографические статьи и заметки в одной книге (IIA1), в большой в обыкновенный лист серой и белой бумаги, это сборник статей и заметок частью преосвящ. Порфирия, а частью других лиц; часть его можно считать одним из самых ранних трудов о. Порфирия по крайней мере, 1-я статья составлена в 1839 г. Содержание сборника следующее: α) «Религия Персов. Взгляд на Персию, на древние предания этой страны и на историческое развитое этой страны (стр. 1–70). Эта статья не окончена, так как V глава ее прерывается на полмысли. β) «Костюм Римлян в древнюю христианскую эпоху», – где говорится также об «утвари и меблировке» римлян и о «византийском костюме». Статья переписана не рукой о. Порфирия и не им составлена. γ) «Смердящие Немцы» из «Православного Собеседника» 1875 г. δ) «Философия цветочная», где описано значение цветов (на 6 листках). ε) «Лексикончик Арабско-Русский», написанный не о. Порфирием, на 15 листах почтовой бумаги малого формата; на 10 листах против арабских слов поставлены русские объяснения, а на остальных объяснений нет. ζ) «О Пиласго-циклопских постройках и о разыскании их в Южной России. Архимандрита Порфирия Ч. I. 1842 г.». η) Конверт с 2-мя кусками прозрачной бумаги с записями и тоненькой пластинкой из какого-то дерева; на одной бумажке снято от руки: и εωн в 2-х строках. θ) «Собрания епископа Порфирия. Статья акад. И.И. Срезневского» – печатный оттиск из т. XII «Записок Императорской Академии Наук», в 2-х экземплярах. ι) «Кратчайшая история Венецианской республики», на 37 листах, на чисто переписанные не о. Порфирием. За этим следует черновая (на 34 листах) этой статьи под заглавием: «К истории Венецианской республики», написанная рукой нашего автора и исправленная карандашом, причем многое из нее выкинуто. После этого на 2 листах трактуется о сербах и болгарах на Афоне.

х) «Солунь», – заметки об этом городе карандашом на 1½, листах из разных средневековых писателей. По всей вероятности, заметки эти служат дополнением к книги Тафеля: De Thessalonica ejusque agro dissertatio geografica. Berolini. 1839», судя потому, что там напр. ничего не говорится о патриapxe Николае Мистике, свидетельство которого приводить преосвящ. Порфирий. λ) «Статистические заметки о Буковине за 1871 год» русского консула в Черновцах Д. Киры-Динжана, – статья написана рукой последнего. Это, по всей вероятности, официальный отчет, судя по тому, что на заглавном листе отмечено: «К № 333 18/30 ноября 1871». μ) «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. Записки Карамзина», – переписанное рукой о. Порфирия. ν) Статистические сведения о славянах, живущих в Буковине в обща и в частности о храмах Божиих, об училищах, о литературных изданиях и предприятиях» – Николая Дмитриевича. В начале статьи отмечено: «к № 333». ξ) «О студентах Московского университета в начале XIX века». ο) «Послание с неба к обществу скопцов», переписанное в 1843 г., о. Порфирием. π) Брань народов или Славяне и Венгры 1842 г. (Beilage № ll. Ueber Ungarns-Magyrisiruug. Von Csaplovics), – переведено в Вене в 1841 г. По-видимому, эта статья была гораздо обширнее и озаглавливалась «Славяне в Венгрии. Сербы»; за этим на ⅔ листа говорится о положении церкви в Венгрии; а потом на обороте его начинается «Послание с неба».

р) «Женская одежда по сербским песням» – статья, по-видимому, переделанная, потому что начало ее написано на белой бумаги, а продолжение следует на серой большого формата. Изложение состоит из стихов народных песен без всяких объяснений, размещенных в 2-х столбцах на серой бумаге, причем в 1-м столбце «женская одежда и туалет» и «туалет спальни», а во 2-м «рукоделие»; на белой же бумаге почти нет столбцов и каждый предмет трактуется отдельно. Есть, впрочем, 2 листа: 1 малый, на котором 3 столбца: для «одежды и рукоделия», «ceеверия» и «цветов», а 2-й большой, на котором 2 столбца: для «цветов» и «замечательных изречений»; тут была и «архитектура»; но потом зачеркнута. Это, несомненно, труд о. Порфирия и, судя по почерку, относится к тому же времени, когда написана была и предыдущая статья.

Св. Земля, – подробное, ученое историко-географическое описание Палестины, – в 2-х книгах, из которых 1-я (IIА2) из 307 листов cерой и белой бумаги большого листового формата, – составленное в 1842–1843 годах, когда наш автор приготовлялся к отправлению на восток, частью в Петербурге, частью в Вене. Почти весь текст переписан, причем оставлены широкие поля в ½ листа, на которых местами помещены примечания, иногда довольно обширные. Только на полях 1-й страницы и частью 2-й повторен переделанный несколько текст. Кроме того, на 89–118, 233–258, 267–274, 276–297 и 306–307 лл. полей совсем не оставлено. Видно, что текст в этих местах черновой, судя по тем помаркам и исправлениям, которые встречаются здесь на многих листах. Описание изложено по провинциям. За общим физическим описанием Св. Земли (на 18 лл.), за исключением гидрографии, для которой, по всей вероятности, оставлено 24 неписанных листа белой бумаги, следуют: α) Иудея. – 1843 г. (лл. 44–119), – разделенная на восточную, западную и среднюю с областью филистимлян. β) Самария. – 1842 года (лл. 121–141). γ) Галилея.– 1843 г. (лл. 144–474). δ) Перея или За-Иорданская сторона. – 1843 года (лл. 177–204). ε) Сельское хозяйство древних израильтян (лл. 205–231), написанное в Вене в 1841 г. ζ) Девицы и женщины (лл. 231–232). η) Политические отношения и союзы израильтян с соседними и отдаленными народами (лл. 23–258), начиная с Иисуса Навина. θ) Военное искусство евреев (лл. 261–267). За этим изложение идет на французском языке (268–271) и касается разных предметов общественной и частной жизни евреев. Вероятно, вся эта статья списана о. Порфирием из какого-либо французского сочинения. На следующих за этим 2-х листах приведены рубрики разных частей военного устройства евреев, с указанием мест в Книгах Царств, где об этом говорится; но потом все эти рубрики зачеркнуты и оставлены только указания на «дипломатию Маккавеев».

ί) Религиозное состояние иудеев во время появления христианства (лл. 276–297), – написанное также в Вене в 1841 г.

Вторая книга (IIА2а) состоит из 225 листов бело-серой и серой бумаги так-называемого альбомного формата: сначала помещено 22 листа бело-серой бумаги, за которыми следуют 80 листов серой, из которых 57 заняты текстом, и наконец опять 22 бело-серой. Листы серой бумаги – обрезки от больших листов, на которых был текст, как это видно по некоторым оставшимся словам на этих обрезках в перпендикулярном направлении. По содержанию, она составляет дополнение к предыдущей книги; заглавие ее следующее: «Реки, потоки, озера, источники, минеральные ключи в Обетованной земле (1843). С.-Петербург». Описания вообще довольно кратки, но встречаются между ними и более или менее подробные; они составлены по русским и иностранным пособиям. Кроме того здесь начата статья: «Первобытные жители Обетованной земли» (с л. 77), но на 4-м листе (т.е. 80) она прерывается. В предыдущей книге этих глав именно и не достает.

"Первое Путешествие Архимандрита Порфирия в Синайский монастырь в 1845 году». Один том (IIА3) в лист, заключающий в себе 279 листов, из которых нумерованы по страницам 204 (=2+406 стр.) до главы седьмой; остальные до конца нумерованы только по тетрадям, начиная с 18-й (в которой только 10 листов) и кончая 23-й (по 12 листов в каждой). Не все листы исписаны, а именно страницы 396–406 и 3½ листа в 23-й тетради остались белыми. Вся рукопись написана рукой о. Порфирия; в ней довольно много поправок и немало мест зачеркнуто. Этот список описания путешествия есть оригинал печатного издания, вышедшего в С.-Петербурге в 1856 г., в 8-ку.

Печатное издание описания этого путешествия, однако, сделано с другого его списка в одной книге (II.A4) в большой лист, писанной частью рукой о. Порфирия, частью другой рукой каллиграфически. Этот список заключает в себе 273 листа (или стр. 2+544); во многих местах листы книги вырезаны. На этой книге видны пометка цензора и сургучная печать; во 2-й половине книги листы запачканы от рук наборщика. В некоторых местах текст поправлен и иногда рукой цензора, а некоторый места совсем зачеркнуты и в печати опущены; на многих листах отмечено карандашом о. Порфирием «опущено», а на поле страницы 21 записано: «От 211 стран, до 222 опущено все» и т.п. в этом роде. И действительно зачеркнутых в рукописи мест нет в печатном издании.

«Второе путешествиe Архимандрита Порфирия Успенского в Синайский монастырь в 1850 году» – в одной книге (II.А4а) в лист, заключающей в себе 448 стр., довольно четко писанных; местами есть прибавления или исправления, сделанный рукой о. Порфирия на особых листках, приклеенных к листам книги. На обороте 1-го листа находится отметка цензора и печать о дозволении печатать. Оно напечатано в С.-Петербурге, в 1856 г., в одном томе, в 8-ку.

»Aegiptus et Sinai. 1845«, – в одной книге (IIА5), заключающий в себе 68 листов разной бумаги листового Формата. Книга написана в разное время, затем пересмотрена и исправлена, а некоторые места совсем зачеркнуты. Содержание ее изложено на русском языке; только на корешке оттиснуто вышеприведенное нерусское заглавие. Она содержит в себе полный черновой дневник 1845 г.; записи сделаны не под каждым числом, хотя это весьма редко; в них иногда выставлены только одни рубрики. Здесь о. Порфирий описывает свое пребывание в Константинополе сначала года до 16 января (до 13 листа), когда он отправился в Египет; – здесь же 4 его письма: протоиерею Павловскому, своей матери, А.С. Стурдзе и с.-петербургскому митрополиту Антонию. Далее он описывает свое пребывание в Александрии, куда приехал 26 числа того же месяца, путешествие вверх по Нилу, со 2 февраля до апреля, при чем останавливается особенно на посещенных им на пути монастырях, приводить планы многих из них или планы их церквей, изображения замечательных предметов, надписи и т.п.; – все это сделано от руки чернилами. С 19 апреля по 18 мая описывается путешествие в Синайский монастырь, но в самых кратких рубриках и приводятся планы тамошних церквей и местностей, а также и надписи и т.п. (лл. 101–108), – затем с Синая в Каир (29 мая; – до л. 122). Эти заметки о Синае послужили канвой для описания «Первого путешествия в Синайский монастырь в 1845 г.», напечатанного в Петербурге; в 1856 г. Историческая часть печатного издания составлено, несомненно, специально для него, так как здесь, в дневнике, ничего подобного нет. По всей вероятности, опиcaниe этого путешествия было составлено по свежей памяти, так как оно в сравнении с дневником довольно подробно. Сам о. Порфирий говорит об этом в конце путешествия в виде NB. следующее: «Мне тяжело. Не знаю успею ли я написать свое путешествие на Синай, как должно (Успел! Слава Богу!)».68 За этим следуют «Заметки на пути в Нитрийские монастыри» и описание самых монастырей (лл. 122б–144), которое было напечатано в Трудах киевской духовной академии 1868 г., № 8, стр. 189–234; 1869 г., № 1, стр. 52–97; № 2, стр. 161–194, под заглавием: «Путешествие архимандрита Порфирия Успенского в Нитрийские монастыри, в Ливии» и отдельно: «Восток христианский. Нитрийские монастыри в Ливии» (Киев. 1868). Далее следуют: а) Выписка из древнего кодекса Синайского монастыря» – послание константинопольского патриарха Дионисия 1686 г., на греческом языке, – переписанное не рукой о. Порфирия; b) рекомендательное письма коптского патриарха на арабском языке для всех тех мест, где будет о. Порфирий, с) «монастыри», которые он «видел своими очами», d) из Козмы Индикоплевста, е) Excerpta ex sacra historia Sulpicii Severi параллельно с арабским текстом. Кроме того, в этой книге приведены снимки с надписей, записей и изображений, сделанные от руки карандашом и чернилами на особых бумажках белой бумаги, наклеенных на 15 листах серой (лл. 150–164). В конце книги приведены «выметки о Синае из библиотеки тамошней обители» (лл. 164б–168) и «выметки из Denkmäler aus Aegypten und Aethiopien von K. Lepsius. Berlin. 1849».

Копты или историко-этнографические записки преосвящ. Порфирия и других о коптах, – в одной книге (IIА6) в лист, состоящей из 262 листов разной бумаги и форматов. Текст писан частью рукой о. Порфирия, частью рукой другого лица. Оригинальные записки пересмотрены и исправлены. Содержание ее следующее: α) Рассуждение о коптском языке с датой 23-го января 1851 г. (лл. 1–25). β) Остатки древней письменности коптов с русским переводом «Од Соломона» (лл. 27–42). γ) «Relatione delle stato presente dell'Egipto. Parte III. Dello stato ecclesiastico de Copti» (лл. 44–86), – переписанная в Ораниенбауме в 1856 г. δ) Об александрийском патриapxe (лл. 89–230) – с отметкой в конце: «Окончен перевод 15-го сентября 1851 г.». ε) Коптская eпapxия (лл. 233–240), – статистические таблицы монастырей, церквей и населения в греческом переводе с арабского, сделанном в 1852 г. вифлеемским священником, о. Ильей, как отметил о. Порфирий в конце статьи (л. 240б). ζ) Богослужение египетских, христиан коптов. Чин святого крещения (л. 245), – в русском переводе, но по-видимому, неоконченном, так как он прерывается на л. 247 началом молитвы. η) Перечень коптских патриархов в Египте (извлечен из книги: Historia patriarcharum Alexandrinorum Jacobitarum. Parisiis. 1713), – л. 226. За этим следует 2 листа из какого- то догматическая сочинения о коптах. θ) Τα δέκα ήματα (л. 262), – факсимиле на одной странице.

Описания путешествий на Афон и по Афону составляют семь книг:

1) Афон. Первое путешествие на Афон и по этой горе Архимандрита (ныне Епископа) Порфирия Успенского в 1845 г.; – две книги в лист, из которых 1-я (IIА7) представляет черновую, состоящую из 459 листов или 918 страниц, которая вся писана рукой преосвящ. Порфирия карандашом, кроме небольшого числа листов, писанных чернилами, со снимками надписей и видами разных местностей, сделанными большей частью на прозрачной бумаге от руки; только к стр. 199 приклеена небольшая гравюра изображающая « αгиαзму свѴ27;тαго АфαнαсиѴ27;», которая отлитографирована у А. Траншеля. Книга пересмотрена и исправлена.

2) 2-я книга (IIА7а) из 402 листов представляет чистовую предыдущей с некоторыми добавлениями; она писана также рукой преосвящ. Порфирия чернилами и только кое-где карандашом и с очень немногими исправлениями и помарками. В заглавии также сделано небольшое изменение, а именно прибавлено: «Часть I. Отделение первое», – со стр. 1 по 423, и «Часть I. Отделение второе», – со стр. 424 по конец книги; на листах видны помарки от рук наборщика, и кроме того есть пометка цензора, протоиерея киево-софийского кафедрального собора Михаила Богданова, о дозволении печатать. Согласно с этими изменениями, книга напечатана в Киеве в 1877 г., в 2-х книгах, под заглавием: «Восток Христиaнский. Афон. Первое путешествие в афонские монастыри и скиты Архимандрита, ныне Епископа Порфирия Успенского, в 1845 г.». Печатный текст и текст чистовой вполне сходны.

3) «Первое путешествие в aфoнскиe монастыри и скиты преосвящ. Порфирия в 1846 г. ч. II. Отделение первое«, в одной книге (IIА8), состоящей из 582 листов разной бумаги листового формата с приклеенными к ним снимками надписей, записей и местностей, сделанными от руки на прозрачной бумаге. Книга содержит в себе чистый и черновой тексты описания путешествия: первая (281 лист), писанная чернилами, отличается от второй (301 лист), писанной большей частью карандашом, некоторыми добавлениями. Она напечатана в Киеве в 1877 г. Печатный текст с чистым текстом вполне сходен; в черновом многое исправлено и зачеркнуто.

4) »Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты. Ч. II. Отделение второе. 1846 год» составляет одну отдельную книгу (IIА8а) из 535 листов (или 1076 страниц, начиная со страницы 563, так как означение числа страниц этой книги соединено с числом страниц предыдущей) разной бумаги и форматов. Эту книгу можно разделить на две части: 1-ю составляет чистый текст, состоящий из 175 листов с прибавлением (между стр. 865–866) 4-х печатных листов (или 8 страниц) в виде оттиска из «Чтений в Обществе любителей духовного просвещения» 1879 года статьи: «Новое слово об афоно-иверской иконe Богоматери». Рукопись писана рукой о. Порфирия красными и черными чернилами и после написания исправлена, причем некоторый места зачеркнуты. Ко многим листам приклеены снимки с надписей, крестов и изображений святых, сделанные от руки на прозрачной и простой бумаге. Нa листах видны следы oт рук наборщика и пометки цензора. Заключающейся в книге текст напечатан под выше приведенным заглавием в Москве, в 1880 г. 2-ю часть составляет черновой текст предыдущей, писанный почти весь карандашом на листах разной бумаги и разных форматов, и частью на объявлениях газеты «Правда». Он не в таком порядке, как чистый; видно, что наш автор значительно пополнил первоначальную редакцию своего описания, имея в виду его напечатать.

5) "Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты. Часть II. Приложена ко второму отделению сей части«,-в одной книге (IIА8б) в 4-ку, заключающей в себе 14 рисунков литографированных и сделанных от руки, из которых некоторые в нескольких литографированных экземплярах, а именно: 1-й и 4-й в 2-х, 2-й и 3-й в 6-ти, 6-й в 5-ти. Собственно писанных листов всего 5; остальные все печатные, а именно: α) Стихирарные пииты. Отрывок из путешествия епископа Порфирия Успенского по Афону в 1846 году из Труд. киевск, духовн. акад. 1878 г., № 4, стр. 3–47; № 5, стр. 213–279; № 6, стр. 502–530; № 7, стр. 65–78. β) Святой Дионисий Ареопагит и творения его из «Чтений в Общ. люб. духовн. просвещения» 1878, № 8, стр. 176–214; № 10, стр. 321–378; № 12, стр. 715–757. γ) Проповедники в четырех патриархатах восточных и их проповеди из Труд. киевск. духовн. акад. 1879, № 8, стр. 480–527; № 9, стр. 3–45; № 10, стр. 135–190; № 11, стр. 360–399. – Все это перепечатано в Москве в 1881 г. под вышеприведенным заглавием, с прибавлением нот греческих напевов (стр. 93–112), которых нет в рукописи, запачканной наборщиком и имеющий пометку цензора о напечатании.

6) »Восток Христианский. Афон. Второе путешествие по святой горе Афонской Архимандрита, ныне Епископа, Порфирия Успенского в годы 1858, 1859 и 1861, и опиcaниe скитов афонских« в одной книге (IIА9), в лист, состоящей из 302 писанных и печатных листов белой бумаги разных форматов; кроме того между лл. 129 и 130 вставлено 16 печатных листов, не вошедших в число других. Рукопись вся писана рукой о. Порфирия, пересмотрена и исправлена и кое-что в ней зачеркнуто. К ней приложены 2 литографированных плана и нескольких рисунков, из которых два литографированных, а остальные – снимки с икон, надписей и разных церковных предметов и 1 карта, которые сделаны от руки на прозрачной и белой бумаге. Вышеуказанные печатные листы составляют отрывок из истории Афона (о Зографском монастыре), печатавшейся в Трудах киевск. дух. акад. 1873, № 6, стp. 25–56. Кроме этого присоединены 3 печатных листа: »Κανών παρακλητικός« дохиарской чудотворной иконе (между л. 145 и 148) из »Πρυσκυνητάριον᾿α τῆς ιερς μονῆς τοῦ Δοχειαρείου« (стр. 30–44), изданного в Букуреште, в 1843 г.; оттуда же взято 8½ листов (стр. 9–54) между листами 162 и 175. Книга разделяется на две части: 1-я носит вышеприведенное заглавие, а 2-я – «Скиты на Святой горе Афонской, описанные архимандритом, ныне епископом, Порфирием Усиенским. С приложением оправданий»69 ; она имеет пометку цензора о дозволении печатать и была в руках наборщика. Текст ее напечатан в Москве в 1880 г.

7) "Афон. Путешествие по Афону в 1859 г.«, – в одной книге; (IIА9а), имеющей 386 страниц в лист, писанной, почти вся, карандашом рукой преосвящ. Порфирия с многими поправками. Это – собственно черновая части предыдущей книги, а именно, начиная с III-й главы и кончая описанием монастыря Кастамонита (стр. 1–348). За этим следуют два отрывка, первый без начала, а другой без конца: а) из путешествия по Нитрийской пустыни и о «поразительном сходстве их и нашей церковности» и главным образом об восьмиконечном кресте (стр.359–365), и б) о житии Стефана Сурожского (стр. 367 по конец книги); первый отрывок написан в Московск. Новоспасском монастыре (5 ноября 1879 г.). Следовательно в этой книге нет ни приложений, ни описаний скитов. Что же касается начала, то о нем на 1-й стр. есть такое NB: «Начало перенесено в книгу бытия моего», где оно действительно и находится (см. выше, стр. 138).

Oпиcaниe монастырей Афонских в 1845/6 годах, – в одной книге (IIА10) из 159 листов; оно заключает в себе следующее: два отношения о. Порфирия к Сербиновичу от 16-го июля 1847 г. из Александроневской Лавры; А. Название и число монастырей, ныне существующих на св. горе Афонской: Б. Число монастырей на Афоне своежительных и общежительных (по актам); В. Название и число церквей с приделами в них и прочих зданий в монастырях Афонским; II Опись имений, принадлежащих монастырям Афонским в Валахии, Молдавии и России 184 5/6 г.; Опись III имений, принадлежащих монастырям Афонским в разных областях Турции 184 5/6 год.; Опись IV келий, принадлежащих монастырям Афонским в 184 5/6 г.; Опись V скитов Афонских в 184 5/6 годах; Судьба Русского скита св. пр. Илии на Афоне, с жалобой и прошением иноков русского скита св. пророка Илии; изображение иконы Божьей Матери сладколюбящей и Ильинского скита; отношение к Сербиновичу и при этом «Услуга Афонского Кавсокаливского скита Российскому флоту»; Судьба Русского монастыря на Афоне с отношением к Сербиновичу при нем; письмо к о. Порфирию от братии русского на Афоне монастыря от 30 июня 1846 г. об исходатайствании дозволения на сбор милостыни в России; отношение к Сербиновичу с запиской: «Настоящее религиозно-нравственное и вещественное состояние Русского монастыря на Афоне, его нужды и возможные пособия ему»; 37 писем на русском и греческом языках от разных афонских монастырей к о. Порфирию 1845–1849 и 1859–1861 гг. Книга напечатана в Ж. М. Н. Пр. 1848, ч. 58, стр. 55–101, 111–166.

Статистика Афона. – Такое заглавие дано самим преосвящ. Порфирием сборнику в 2-х книгах, состоящему из 486 листов (или из 971 страницы) большого формата, писанных частью рукой преосвящ. Порфирия, частью разными другими руками. 1-я книга (IIА11), (368 листов = 736 стр., начиная с 236-й, так как счет листам идет с 2-й книги), после общего заглавия, носит еще и другое: «Состояние монастырей (было: и скитов) и число келий и монахов с 1422 года по 1861-й»; она заключает в себе следующее: α) «Краткое изъяснение о первоначальном распространении и ныне опаснейшем положении святой Афонской горы», – составленное, как отметил преосвящ. Порфирий на поле 1-го листа, «Зографским архимандритом Анатолием, который долго жил в Петербурге и возвратил Зографу бессарабское имениe, называемое Киприанa». β) Метеорология Афонская, – где приведены свидетельства из разных сочинений о погоде на Афоне, начиная с жития препод. Евфимия афонского (IX века). γ) Βαρλαάμ καί Παλαμᾶ, – где приводятся: a) рассказ об варлаамитской ереси из истории Ник. Григоры (кн. IX, гл. 10), и b) заметка: Ποῦ ἐν τῷ "Αθωνι, ἐκάθισεν ὀ Βαρλαάμ из описания Афона, составленная Феодоритом, игуменом есфигменским (1806–1813 гг.). δ) Отрывки из описаний Афона в разных новых сочинениях, а именно из: а) Christ. Bondelmontii Florentini Libr. insular. Archipelagi. Lipsiae et Berolini. 1824; b) P. Belonii Cenomani Observationes. Raphelengii. MDCV; c) Turcograec. а Μ. Crusio. Basileae; d) 1-й ч. Сношений России с востоком по делом церковным Муравьева. Спб. 1858: Состояние монастырей на святой горе Афонской в 1582 – 4 годах; е) Оттуда же, ч. II, стр. 169: Состояние монастырей Афонских в 1634 году; f) Ricaut: Histoire de l'estat present de l'eglise grecque et de l'eglise armenienne. Amsterdam, 1698; g) P. Luccas: Voyage. Amsterdam, 1714; h) Heineccii Abbildung der alten und neuen griechischen Kirche. Leipz. 1711; и) Elsner Neueste Beschreibung der griechischen Christen in der Türckey... Berlin. 1737. ε) Состояние монастырей, скитов и внешних келий на св. горе Афонской в 1744 год) из путешествия В. Барского по академическ. изданию, стр. 103–844, откуда преосвящ. Порфирий и сделал свое извлечение (стр. 389–839), а по изданию Православного Палестинского общества, ч. III, стр. 5–412. ξ) Отрывок, касающейся истории афонско-иверского монастыря, из книги Броссе: Additions et eclercissements à l'histoire de la Géorgie. St.-Pétersbourg. 1851. η) «Yποσημείωσις Νικοδήμου μοναχοῦ περί τῶν ἐν τῷ ἀγίὄρει τοῦ ᾿A=θω μοναστηρίων, κελλίων καί σκήτεων из Πηδάλιον᾿а того же Никодима. »Ἐν A=θήν. 1841, стр. 479 (стр. 856). θ) Περιγραφή τοῦ ὄρους τοῦ ᾿Αθω, – составленное есфигменск. игуменом Феодоритом (стр. 856–933), но рукописи афонско-григориатского монастыря. В конце описания находится такая же запись, какую я привел ниже (стр. 213). ι) Число монахов в монастырях св. горы Афонской в 1744 г. (из путешествия о. Василия Барского), стр. 936–947. κ) Киевлянин Василий Григорович Барский-Плака-Альбов (биографический очерк).

2-я книга (IIА11а), состоящая из 244 листов(=255+232 стран.), содержит в себе следующее: α) Черновую статьи: «Скиты, замонастырные кельи и развалины древних монастырьков на св. горе Афонской, описанные архимандритом, ныне епископом Порфирием Успенским», – статья, вошедшая во Второе путешествие по Афонской горе (см. выше стр. 201), – стр. 1–151. β) Перечень скитов, принадлежащих монастырям на св. горе Афонской в 1845 и 1846 годах (стр. 153). γ) Скиты на св. горе Афонской в 1744 году (из путешествия Василия Барского) со многими приложениями, извлеченными из разных рукописей и печатных сочинений русских и греческих, и между прочим довольно много данных о ските св. Димитрия; здесь приведены: грамота бывшего патриархa константинопольского Григория 1768 г. и фотографический снимок с соглашения (1857 г.)ватопедцев на устройство скита на их земле. δ) Кельи: а) перечень актов о кельях по афонской рукописи и b) число внешних келий, находящихся на св. горе Афонской в зависимости от тамошних монастырей в 1744 год (из путешествия о. Василия Барского). ε) Надписи в монастырях, скитах и знаменитых кельях на святой горе Афонской (стр. 1–255), – целый, отдельный весьма ценный труд преосвящ. Порфирия, составляющий 2-ю часть этой книги, с отдельной пагинацией; в конце приведен «перечень всех надписей на Aфoне», которых оказывается 499. Этот сборник составлен в 1862 г. ζ) Церковные уставы. Св. мощи. Иконы. Церковная утварь. Стенная живопись, – сборник, составленный из статей, собранных у Барского, а в начале приведен устав св. Саввы сербского (стр. 1–232).

"Восток христианский. Фессалия. Путешествие в Метеорские и Оссо-Олимпийские монастыри в Фессалии Архимандрита Порфирия в 1859 году« в 3-х частях и 3-х книгах. 1-я книга (IIА12) из 579 листов в лист заключает в себе дневник-oписание путешествия в Солунь, Фессалию и Метеорские монастыри в 2-х частях (в 1-ой 351 страница; во 2-ой 135 страниц + 30 листов приложений), совершенно приготовленное к печати, будучи переписано начисто и исправлено. Только приложения, писанные рукой нашего автора частью карандашом, частью чернилами, остались в первоначальном списке, который впрочем совершенно ясен и удобочитаем. Приложение 3-е составляет греческие стихи в честь о. Порфирия, написанные на Матеорах 19 мая 1859 г. Записи, иногда довольно обширные, ведутся под каждым числом, начиная с 16 марта и кончая 3-м июня, иногда с означением и часов, причем сообщается множество исторических припоминаний, частью на основании местных документов. Три записи под 11, 12 и 17 апреля напечатаны, но без исторических припоминаний, в Трудах Киевской духовной академии 1866, № 4, стр. 477–496 и отдельно под заглавием: »Отрывок из путешествия в Mетeopcкиe монастыри в Фессалии, в 1859 г.». – За чистовой следует черновая, писанная о. Порфирием частью на серой, частью на белой бумаге в разное время. Заглавие здесь несколько иное, а именно: «Путешecтвиe в Метеорские и Оссо-Олимпийские монастыри в Фессалии и Македонии...». Кроме того, в 1-й части приложены все снимки и планы, для которых оставлены места в чистовой; они очень аккуратно исполнены спутником о. Порфирия, Н. Благовещенским, или в тексте, или на отдельных бумажках, приклеенных к листам. Черновая изобилует поправками и зачеркиваниями целых мест.

2) 2-ю книгу (IIA12а), имеющую 255 листов, составляют приложения или собственно сборник материалов для истории и археологии Фессалии; здесь находятся: α) Воздушные явления в Фессалии. β) Надписи в епархиальных городах Новой Димитриаде, Лариссе, Зарке, Трикке и Стагоне в Фессалии; здесь в самом начале приведено изображение св. Николая, сделанное от руки на целом листе, красками. γ) Выписки из кодекса митрополии лариссо-трикской, составленного митрополитом Парфением, с статистическими данными об училищах, приходах и расходах приходских церквей в Трикке. δ) Надписи в Метеорских монастырях и приписки на тамошних рукописях и книгах, служащие к объяснению истории этих монастырей. 1859 г. ε) Разные дееписания о Стагопском ските и о других Метеорских монастырях. ζ) Царские хрисовулы и приказы, патриаршие грамоты и другие дееписания в Метеорских монастырях св. Стефана, Преображения Господня на столпе Метеоро и всех святых на столпе Варлаама, и в фессалийских обителях св. Георгия, называемого Кόрбово, и Пресвятой Богородицы Ликусадской, с присовокуплением письменных заметок о монастыре Дусико, находящемся близ Фермопил. 1859 г. η) Надписи в Икономийском монастыре св. Димитрия на Фессалийской горе Occе, и в олимпийском монастыре Дионисиатском, Капалонском и Елассонском, и приписки на тамошних книгах и рукописи, служащие к объяснению историю этих монастырей. 1859. θ) Царские хрисовулы, патриаршие грамоты и другие дееписания в Олимпийских монастырях: Дионисиатском и Елассонском. 1859 г. ι) Живописцы в Фессаллии κ и λ) Каталоги замечательных рукописей, хранящихся в монастырях Метеорских и Киссаво-Олимпийских. μ) Выписки из Икумения (к путешествию по Фессалии). ν) Заметки о епископах в Фессалии и несколько исторических данных о Метеорах и Лариссе, три письма к о. Порфирию от митрополитов: ларисского Стефана и стагонского Феофила и Георгия Иоаннида, и наконец две заметки: а) «об изменениях греческого языка» из греческого афонского журнала: «Νέα Πανδῶρα», IX (июль 1858), и б) К истории Македонии и Фессалии.

3) 3-ю книгу (IIА12б) составляет «Путешествие в Солунь и по Метеорам» (255 листов в лист), которое представляет первоначальную редакцию первой книги, не разделенную на две части. Это – собственно дорожная записная книга. В ней также есть и кое-что из того, что помещено во второй книге, и кроме того карты и виды Метеорских монастырей, сделанные от руки о. Порфирием, на 7 листах. Вообще нужно заметить, что описание путешествия в Метеорскиe монастыри представляется одним из самых ценных трудов преосвящ. Порфирия.

Далмация, – в одной книге (IIА13) из 309 лл., – описание этой страны в историко-географическо-политическом отношении К. Ириартa, переведенное о. Порфирием, как замечено им в конце: «окончен перевод с французского 21 января 1881 года в Москве».

Далмация, – одна книга (IIА14), имеющая 114 листов, на которых изложен дневник путешествия преосвящ. Порфирия по Далмации, писанный им, как он замечает, «на лету» в 1842 г., за которым следуют «записки о Далмации», собранные из разных книг. После этих записок идут копии с 18 писем на итальянском языке о разных предметах разных лиц: Круфта, Соро (Saurau), Кральевича, затем одно прошениe всех обществ далматской епархии карловицкому митрополиту Стефану Стратимировичу. Далее следуют: «Замечания о восточных христианах» преосвящ. Порфирия и наконец небольшая переписка (4 письма) его с некоторыми далматинскими славянами.

Первое путешествие по Архипелагу, Средиземному морю и Италии. I.1, – в одной книге (IIA15), состоящей из 493 лл., писанных рукой о. Порфирия, карандашом и чернилами с исправлениями. Это – описание путешествия его по упомянутым местам в 1854 году; оно собственно состоит из двух частей: одна носит вышеприведенное заглавие (имеет 340 лл.), а другая озаглавлена: «Путешествие от Иерусалима до Рима и Вены» в том же году; здесь описывается путешествие по Италии. В обеих книгах немало интересных мест, как напр. заметки о Венеции. К тексту приложены снимки с разных предметов, сделанных от руки, как в самом тексте, так и на отдельных листочках белой прозрачной бумаги, приклеенных к листам книги.

Общее описание Архипелага, в 2-х книгах из 1155 листов, писанных рукой преосвящен. Порфирия. Это географико-историко-археологическо-статистическое описание каждого в отдельности острова, чем-либо и когда-либо известного, в Архипелаге; следовательно это не собственно описание, но скорее отдельные монографии о каждом острове Архипелага с самых древнейших времен до настоящего. Автор при составлении этого громадного своего труда, если не пользовался всей литературой предмета до мелочей, то хорошо знаком с капитальными сочинениями по истории и описанию островов Архипелага. Для науки имеет значение та часть исследования о. Порфирия, где говорится о средневековых временах этих островов. Содержание описания следующее. В 1-й части (IIА16), – на 591 л., автор описывает:

1) Острова Пропонтиды, а за ними следуют:

2) Несколько заметок, только начатых впрочем, о «православии на островах морей Мраморного, Эгейского и Средиземного».

3) Остров Самофракия.

4) » Фазос.

5) « Лемнос и Имброс.

6) » Тенедос (на стр. 143 по ошибке написано: Лесбос вм. Тенедос).

7) Остров Лесбос.

8) » Xиoc.

9) » Самос.

10) "Ко» (Κῶς). В конце описания автор говорит, что переходит к о-ву Калимносу, но описания его нет здесь, а непосредственно за Ко следуют:

11) Остров Кипр.

12) » Родос.

Во 2-й части (IIА16а), – на 565 л., содержится следующее:

13) Спорады.

14) Северные берега Евбеи.

15) Остров Евбея.

16) Циклады.

17) Патмос.

18) Остров Калимнос.

19) Остров Псара.

20) Острова залива Саронского.

21) Остров Эгин.

22) « Калаврия.

23) Острова Пелопонеза.

24) Остров Крит.

25) Ионические острова.

Метеорологические таблицы гг. Киева и Москвы за 1873–1879 года, т.е. за семь лет – в одной книге (IIА17) из 34 листов большого альбомного формата. Каждая страница разделена на клеточки числом от 35 до 49, в которые вписаны состояние погоды за каждый день месяца всех годов. Таким образом, все годы расположены параллельно на каждой странице. Отметки о московской погоде начинаются с 13 марта 1878 г. В конце находится следующая приписка: «Еще один год канул в вечность. В этот год было у меня горе: я одолел его благоразумно. Были у меня радости: они услаждали меня. Я мыслил, чувствовал, веровал, любил, надеялся, но сознавал, что у меня нет простора для уделенного мне от Бога дарований. Рвусь преобразовать гнусную у нас школу. Рвусь возобновить древнюю доброту православия во всей широте, глубине и высоте его. Но крылья у меня подвязаны какой-то непостижимой злой судьбой. Кто развяжет их? Бог! Ему слава и поклонение!».

Б) Сочинения других лиц.

1) – IIБ1 – в одной книге, заключающей в себе 92 листа в 4-ку, писанных рукой о. Порфирия; в ней содержится следующее: α) "Ιωάννου τοῦ Φῶκα ἔκφρασις ἐν συνόψει τῶν ἀπ᾿ ᾿ Αντιοχείας μέχρις ᾿Ιεροσολύμων κάστρων καί χωρῶν Σύρίας, Φοινίκης καί τῶν κατά Παλαιστίνων ἀγίων τόπων. Затем ниже записано карандашом: «XII века», а после этого теми же чернилами: «Leo Allat. Venetiis. 1733» (лл. 1–21), т.е. год и место издания этой книги. Это сочинение Иоанна Фоки напечатано в сборнике Л. Алляция: Συμμίκτα sive opusculorum graecorum et latinorum libri duo. Colon. Agrip. 1653; о других изданиях этого сочинения см. в «Православном Палестинском Сборнике», в вып. 23-м стр. XIII, и вып. 11-м, стр. XXXI. β) Eugesippuss de distantiis locorum terrae Sanctae. Anno Domini MLX (Leo Allat. – "Venetiis. 1733). XI или XIII век» Текста Евгезиппа нет; а на обороте этого же листа приведено: «Eugesippis Zeit sich nicht ganz sicher bestimmen lässt, der aber wohl den 13 Jahrhundet angehört, Zeitschrift für die histor. Theologie. Jahrhang 1844. 1 Heft.». γ) Ἐπιφανίου μοναχοῦ τοῦ ἀγιοπολίτου τοῦ πνευματικοῦ μῶν πατρός Διήγησις είς τόπων περιηγητοΰ, περί τῆς Συρίας, καί τῆς ἀγίας πόλεως, καί τῶν ἐν αὐτἀγίων τόπων. VIII или XI века. Смотри Leon. Allatii Enarratio Syriae, urbis sanctae et cet. Venetiis. 1733», (лл. 34–40). Об изданиях этого труда см. Dressel'я: Epiphanii monachi et presbyteri edita et inedita. Paris. et Lipsiae. 1843, стр. 50–55; Migne Patr. gr. t. 120, стр. 259–272; «Православный Палестинский Сборник, вып. 11, стр. XXXI. δ) Itinerarium terrae sanctae anctore Willebrando ab Oldenborg, Canonico Hildesemensi (каранд.: 1211 anno). ε) Περδίκκου πρωτονοτάρίου τῆς ᾿Εφέσου ἔκφρασις περί τῶν ἐν ᾿Ίεροσολύμοις κυριακῶν θεμάτων (кар.: XIV век). Leo Allat, Venetiis. 1733 (лл. 77–79) см. Православный Палестинский Сборник в. 11, стр. XXXI. ζ) Απόδειξις περί τῶν Ιεροσολύμων, (с л. 81-го по конец книги). Anonymus, (каранд.: XIV века) Leo Allat. Venetiis. 1733. см. Православный Палестинский Сборник, вып. 11, стр. XXXI-XXXII.

Святые места Палестины, – в одной книге (IIБ2), состоящей из 180 листов (= 360 страниц), писанных частью рукой о. Порфирия, частью рукой другого лица. В этой книге заключается следующее: α) Два «извлечения из путешествия Ивана Шильтбергера по Европе, Азии и Африке с 1394 по 1427 год» (стр. 1–8), по русскому переводу Ф. Бруна в Записках Новороссийского университета, т. I, вып. 1 и 2, стр. 77–84 и 75–77. β) Viaggio da Venetia al S. Sepolcro et al monte Sinai. Composte dal r. padre fra Noe dell» ordine di San Francesco in Bassano (стр. 13–25). γ) Journal de Constantinople l'echo de l'Orient 1848 г. № 81, 26 mars (стр. 25–76). δ) Извлечение из Pelerinage à Jerusalem et au mont Sinai en 1831, 1832 et 1833. Paris 1839, t.1, стр. 108–109 (стр. 26–27). ε) – из Processio, qui fit quotidie a pp. franciscanis in ecclesia S. Sepulcri in Jerusalem. Venetiis. 1716 (стр. 28–29). ζ) – из смирнской газеты Ή Αμάλθεια 1851, № 641, ίουνίου 1, (стр. 29). η) – из Творений св. отцов. т. IV, кн. 3: о мощах св. Саввы (стр. 30). θ) Καταγραφή τῶν ἐν τἀγίᾳ "Ιερουσαλήμ ἀγίων προσκυνημάτων из рукописного хронографа 1570 г., хранящегося в афонском монастыре Кутлумуш по списку 1616 г. (стр. 33–50). ι) О святых местах в Палестине (из путешествия отца Bacилия Барского) 1726 года (по акад. изд. I, стр. 170–239, откуда и взять этот отрывок; а по издан. Православн. Палестинского общ. I, стр. 275–399), – стр. 55–175). κ) Тоже в 1729 году (по академ. изд., I, стр. 345–353, по изд. Православного Палестинск. общ. II, стр. 139–153), – стр. 179–196. λ) Pyccкиe путешественники к святым местам (ст. 199–218). μ) «Новое решение вопроса о святых местах с двумя раскрашенными планами святогробского храма, обозначающими владения в нем разных христиан до пожара в 1808 году и после оного. – Сочинение аббата И. Мишона«(стр. 221–296). ν) Миссионерские заметки из Палестины. Переведены с немецкого языка настоятелем русской духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином (из Духовной Беседы 1867 г., №№ 3–5), стр. 301–356. – Это перевод брошюры Г. Цшокке и А.К. Германна. »Yπόμνημα περί ἀρχαιολογίας ἐθνῶν ἐν ᾿Ιερουσαλὴμ καί πράξεων αύτῶν, – доведенное до 1844 г. (29 мая), – в одной книге (IIБ3), из 107 страниц в 4-ку. Это ὐπόμνημα составлено иеромонахом Неофитом Иерусалимским.

IIБ4 – в одной книге из 72 листов в 4-ку, писанной частью рукой о. Порфирия, частью рукой другого лица; в ней содержится: α) Описание афонских монастырей, начинающееся так: «Τοῖς ἐντευξομένοις φιλολόγοις πασιν ὀμοδόξοις καί ἐτεροδόξοις, τὴν ἐκάστπροσήχουσαν πρόσρησιν». На стр. 1-й листа 1-го отмечено синим карандашом: «все переписано», а в конце описания записано о. Порфирием следующее: «Жаль, что не окончено это отчетливое сочинение. Писал его Есфигменский игумен Феодорит в 1817 г. Переписано оно для меня со списка, найденного мной в библиотеке Афоно-Григориатского монастыря, где в 1845/6 году настоятельствовал игумен Неофит, ученик сего Феодорита, муж умный и во истину преподобный» (л. 55). β) «Ἐκ τοῦ λόγου τοῦ είς τούς βίους καί τά θαύματα τῶν ἀγίων Μεθοδίου, Κυρίλλου καί Κλήμεντος πάνυ ραιοτάτου καί χρισιμωτάτου Θεοφυλακτου Βουλγαρείας, – списано из иверского рукописн. Малого Панфекта не рукой о. Порфирия в 1846 в Ивере (лл. 57–62). γ) »О монастыре Златице в Австрии« или «Краткая повесть о общежительном монастыре Златице в валахо-иллирической регименте сущем, о его начале и приключениях от 1225 даже до 1797 лета» (лл. 66–70), – статья списана, по всей вероятности, из какого-нибудь сербского сочинения не рукой о. Порфирия. Между 1-й и 2-й статьями была или были еще статьи, но потом вырваны.

"Записки покойного архимандрита Арсения (из донских казаков), которого я видел в 1848 году в монастыре св. Саввы близ Иерусалима, куда он заключен был, как святогробский архимандрит, по настоянию Русского Правительства, за его проделки в Москве и в Суздальском монастыре». Такую запись своей рукой сделал в начале записок сам преосвящ. Порфирий. Рукопись в малую 8-ку (IIБ5) не особенно грамотная, вероятно, руки самого архимандрита Арсения. Всех листов в ней 153+3 листа прошения в л., серой и бело-серой бумаги. Листы имеют разную нумерацию, сделанную самим автором, по тетрадям; но кроме этой сделан мной общий счет листам по страницам. В разных местах книги оставлено немного чистых листов, вероятно, для дополнения потом. Самые записки в виде писем, без начала, начинаются с 7-го листа, и заключают в себе описание и заметки о путешествие автора по разным странам. По-видимому, они начинались описанием Петербурга, но из этого описания остался только один лист; затем следуют таблицы числа монастырей, церквей и eпархий и духовных училищ в России в 1830 г. с показанием числа учеников. Отсюда идет маршрут следования на Москву (стр. 7–19) и затем гимн и хвалебная песнь Москве; после этого сделан «Маршлук до Питера» (стр. 25), за которым следует «Путешествиe в полуденную Pocсию в Киев 1793 и 1797. Москва, в письмах. ᾶ» (стр. 27–68), где в 8-ми письмах описано это путешествиe. Подробнее всего описан Киев. За этим (следует: «Путешествие в Киев императрицы Екатерины Алексеевны» (стр. 69–84) и затем продолжается описание дальнейшего путешествия в 24-х письмах, начиная с 9-го (Переяслав), в Крым и Астрахань (стр. 85–120). Нередко в этих письмах встречаются весьма интересные замечания, напр. о менонитах, о Сарепте и др. Видно, что «Записки» составляли несколько тетрадей, судя по тому, что после писем начинается описание путешествия по востоку и листы этого описания отмечены новой нумерацией, начиная с 59-го листа; первых листов этой тетради, следовательно, нет здесь. На этом листе отмечено: «Константинополь. Надписано в 1852 новом годе Божьем по слухам ceминарии студентом Николаем Крыловым». С 60-го листа (или стр. 123-й) описывается путешествие в Константинополь через Молдавию и Валахию и затем довольно подробно некоторые достопримечательности Константинополя, как напр. храм св. Софии и некоторые из обычаев турецких, при этом путешественник делает немало интересных исторических заметок о современных событиях в Турции и ее столице. На стр. 163-й помещена «Таблица главнейших государств и пространства и народонаселение, а на следующей: «Таблица главнейших городов европейских» и всех на земном круге: долгота и широта, по градусам. Расстояние С.-Петербурга и число жителей». Далее следует «Способ истребить нищету в государстве, а паче в столицах» (стр. 172–177). После этого помещена статья: «Ерм αк Тимофεεв зαвоεвαтεль Сибирского цртвα» (стр. 192–229). Обе таблицы и эта статья попали сюда из третьей тетради, имеющей отдельную нумерацию. Следующая статья взята из четвертой тетради также с отдельной нумерацией (со стр. 235); статье предшествует стихотворение, начинающееся:

«Описаны места святые,

Зде прочти;

И склонности имев благие,

Туда ты мысли обрати» и т.д.

После этого начинается: «Путешествие во Иерусалим, Египет и святые горы Афонскую и Синайскую» (стр. 237–252). На стр. 254-й отмечено: « Ѵ50; Црεгрαдα мы к Российскому црству дαидохом здоровы и бεзврεдны Божиεю млтию сохрαняεмы». На стр. 255–259 изображается, по-видимому, в стихах, очень грубых, восторг по случаю приезда в Москву и окончания путешествия автора и благодарственный псалом Богу. На стр. 262 отмечено рукой Крылова: «Конец путешествию». Наконец следует отрывок из пятой тетради, начиная со стр. 263-й, подписанной рукой Крылова: «Афон». Но об Афоне здесь всего две маленькие странички, где собственно описывается путешествие на Афон и остановка в Иверском монастыре и русском ските св. Илии и затем приводится число поприщ длины, вышины и ширины Афона, число монастырей, скитов в келий; о числе монахов и их национальности говорится: «монахов 12 тысяч было в то время, все православные: греки, болгары, сербы, и молдаване и российские (люди)». За этим следуют три белых листа до стр. 271-й, с которой начинается описание путешествия в Иерусалим по Средиземному морю, при чем автор подробно описывает некоторые достопримечательности тех островов, на которых он останавливался, и свои приключения там, иногда довольно любопытные. За этим описывается дорога из Яффы в Иерусалим и достопримечательности последнего. В конце записок приложено прошение, по-видимому, преосвящ. Порфирию. В этом прошении автор просит его «к αк ггла Бжия Его Импεрαторскому Вεличεству или по духовной чαсти доложить что Ѵ33; Ѵ17;мεю лично тαйну ὠсобεнную, в сεбε вαжность зαключαющую, госудαрю ὠбъѴ27;вить словεсα дел Бжии Ѵ51;крити слαвно, что мне Бг Ѵ51;крил и повεлел». Тайна эта заключается в следующем, как объясняется в прошении. Автору было в видении открыто, что император Николай возьмет от турок Цареград и Иepусалим и затем приводятся об этом пророчества, якобы св. отец, Иоанна Богослова и др. Преосвящ. Порфирий в начале прошения отметил: «Архимандрита Арсения, скончавшегося в монастыре Саввы Освященного близ Иерусалима. Я видел его в 1844 году. Он не в полном здравом уме».

Записка Б.П. Мансурова, печатная, имеющая 209 стр.; она является в виде отчета после его возвращения из Иерусалима, куда он ездил по поручению русского правительства «для собрания сведений, которые могли быть полезны Русскому Обществу Пароходства и Торговли при устройстве правильного и сколь возможно частого перевоза паломников из России к святым местам Палестины», как сказано в секретном отношении вел. кн. Константина Николаевича к преосвящ. Порфирию. Затем следуют рукописные: а) письмо Мансурова к преосвящ. Порфирию; в нем составитель записки сообщает последнему, что записку знали в конце декабря 1857 г. только великий князь, преосвященный Порфирий и составитель ее; b) Отношение великого князя к преосвящ. Порфирию с предложением о том чтобы последний «прочел и сообщил» ему «вел. кн. с полной откровенностью» свои «мысли по всем заключающимся в ней предметам, также указания тех мер, которые правительство наше должно бы принять ныне, дабы сколь возможно облегчить православным русским исполнениe благочестивого подвига и дабы возбудить в большем числе народа желание поклонится Святым местам». Наконец следует весьма интересный «Ответ на недавние известия с Cионa» преосвящ. Порфирия или его заметки на записку Мансурова с объяснительными примечаниями. – Писано рукой преосвящ. Порфирия; рукопись в 8-ку (IIБ6).

"Опыт церковной статистики Cирии и Палестины. Сочинение российского консула в Бейруте Константина Михайловича Базили. 1841 года». После этого ниже замечено: «Из сего сочинения сделано мной одно извлечение». Письмо руки преосвященного Порфирия довольно чистое. Рукопись (IIВ7)заключает в себе 104 листа в 8-ку. Извлечения из книги занимают лл. 1–87; в более подробном виде они заключаются в изданном позже сочинении К. Базили: Cирия и Палестина под турецким правительством. Ч. II. Одесса. 1862, стр. 126–317. Кроме этого в книге содержится еще следующее: α) Заметка на л. 89 о латинском константинопольском архиепископе по поводу книги о нем, вышедшей в Константинополе в 1844 г., а на обороте этого же листа отмечено, но всей вероятности, цифры пожертвований в пользу латинской пропаганды на востоке; за этим следует заметка о друзах. β) Заметки из рукописи иеромонаха Парфения, уроженца острова Ифаки, сохраняющейся в библиотеке иерусалимской патриархии: «Περιγραφή τῆς ἀγίας γῆς.» (лл. 91–102). γ) «L'Empereur de Russie près de sa fille mourante», – стихотворение m-me Louise Colet. В конце стихотворения о. Порфирием записано: «Подлая! Когда я тебя встречу где-нибудь, то ударю по щеке...», и затем следует но поводу этого замечание на французском языке, сделанное в Константинополе в 1844 г. (18-го октября).

* * *

68

Эти 3 слова написаны карандашом, разумеется, после напечатания путешествия.

69

Было: «Скиты и замонастырные кельи, и развалины древних монастырьков...», а потом все это зачеркнуто карандашом.


Источник: Сырку П. Описание бумаг еп. Порфирия (Успенского), пожертвованных императорской академии наук по завещанию. СПб 1891.

Комментарии для сайта Cackle