Божественное происхождение откровения
а) Очевидно из внутреннего достоинства
Божественное откровение по своему содержанию превосходит все, что умы всех людей во всех странах и во все века могли и могут сказать о вере и нравственности. Оно удовлетворяет всем нуждам и требованиям духа человеческого и доставляет не только познания, необходимые для высшего совершенства и вечного спасения человеков, но и указывает верные средства для сего. Все учение откровения имеет совершеннейшее единство и все истины, имея тесную связь между собой, объясняются одни другими. Всякое писание Богодухновенно и полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию, еже в правде: да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован (2Тим.3:16–17). Божественное откровение так совершенно во всех отношениях, что ни одним из врагов оного не найдено в нем ничего недостойного Божественных свойств. Напротив, бесчисленное множество людей испытали и испытывают истину слов Иисуса Христа: аще кто хощет волю его творити, разумеет о учении, кое от Бога есть, или аз от себе глаголю (Ин.7:17).
б) Из внешних признаков
Божественное происхождение откровения, ясное из его внутреннего величайшего достоинства, очевидно и из видимых внешних признаков, которыми Господь благоволил оградить его. Главные из сих признаков суть чудеса и пророчества.
а) Чудо
Чудо есть Божественное, подлежащее внешним чувствам, действие, превышающее законы природы, напр., исцеление словом долговременных тяжких болезней (Ин.5; Мф.9:1–8; Ин.9), воскрешение мертвых (Лк.7:11, 8:49; Ин.11) и тому подобные.
Чудеса суть несомненные доказательства Божественного откровения. Ибо один только Бог может творить чудеса сам непосредственно, или чрез своих посланников. Благословен Бог Израилев, творяй чудеса един (Пс.71:18). Сам Господь Иисус Христос указывал на чудеса, Им совершенные, как на неоспоримое доказательство Божественного Своего достоинства и учения (Ин.5:36, 10:37–38; Мф.11:4).
Чудесами не нарушаются порядок и законы мира, ибо они входят в вечные определения и намерения Божии также, как и законы природы.
Чудеса совершаются только для святейших целей, достойных Бога.
б) Пророчество
Пророчество есть предсказание о будущем событии, которого нельзя предузнать чрез умозаключения и соображения разума сотворенных существ, или изъяснить из естественного состояния предсказывающих, и которое должно исполниться в точности.
Пророчества представляют ясное и неопровержимое доказательство божественности откровения. Ибо один Бог знает все, что должно Его всемогуществом совершиться в будущем. Помяните первая от века, яко аз есмь Бог, и несть еще разве мене: возвещаяй первее последняя, прежде неже быти им, и абие сбышася (Ис.46:9–10). В доказательство ничтожества языческих богов пророк Исаия указывает на то, что они не могут пророчествовать: возвестите нам грядущая напоследок, и увемы, яко бози есте (Ис.41:23).
Ветхозаветные и новозаветные святые предсказывали будущее по вдохновению свыше или по Божественному откровению (1Пет.1:19), а Господь Иисус Христос предрекал Сам Собою, как всеведущий Бог. Так пророчество о всемирном потопе, изложенное в книге Бытия гл. 6 – 8, равно и пророчество Авраама, что его потомки четыреста лет будут пришельцами в земле чужой, в порабощении и угнетении, и освободятся от него чудесным образом (Быт.15:13–14; Исх.12:40; Гал.3:17) – очевидно от Бога. Ибо никакой ум человеческий не мог предвидеть сего и люди своей силой не могли совершить того, что предсказано. Таковы пророчества Иисуса Христа о событиях в жизни Его и Апостолов (Мф.26:34; Ин.13:21; Лк.18:31–33; Деян.1:4, 2:1–22; Лк.21:12; Ин.15:20; Мф.10:17, 26:7; Мк.14:3), о судьбе Его учения и церкви, именно о том, что учение Его будет проповедано по всему миру (Мф.24:14; Мк.13:10; Лк.24; Ин.12:32), что церковь Его будет непоколебима до конца мира (Мф.16:18) и о других многих событиях.