Источник

Беседа на Богоявление Господне. Святого Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского

Мужи, возлюбленные Христу и любящие общение и братство! Удостойте благосклонного вашего внимания мою беседу, и, отверзши слух свой, как бы некие двери, приимите слово мое и внемлите моей спасительной проповеди о крещении Иисуса Христа, совершившемся на реке Иордане, дабы вам сильнее возлюбить Господа, низшедшего к нам до такой степени. Хотя торжество Богоявления или откровения Спасителя нашего прешло уже; но благодать его всегда пребывает. Посему постараемся ею насытить и усладить ненасытимые сердца (в делах спасения такая ненасытимость похвальна). Итак, прейдем все из Галилеи в Иудею и изыдем вместе со Христом: ибо блажен тот, кто шествует вместе с Путем жизни. Изыдем, – и мысленными стопами достигнем Иордана, чтобы зреть, как Тот, Кто не имеет нужды в крещении, крещается от Иоанна Крестителя, дабы даровать нам благодать Крещения. Изыдем, – и узрим образ нашего возрождения, который напечатлелся в сих водах.

Тогда приходит Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от него (Матф. 3:13). Какая кротость и смирение Господа! Какое снисхождение! Небесный Царь приходит ко Иоанну – Своему Предтече, не будучи окружен воинством Ангельским, и не предпосылая пред Собою вестников, т. е. бестелесных Сил; но, подобно простому и обыкновенному воину, Он приходит к собственному Своему воину, приступает к нему как бы кто-нибудь из среды простого народа; в числе пленников обретается Искупитель их и Судия; к погибшим овцам присоединяется добрый Пастырь, Который ради заблуждшей овцы низшел с неба, и между тем не оставил неба; с плевелами смешалась небесная пшеница, произросшая без человеческого семени.

Иоанн Креститель, увидев Его, узнал, что это действительно – Тот Самый, Которого он исповедал и почтил, быв еще во чреве матери, ради Которого он так рано, преступив пределы естества, взыгрался в матерней утробе. Опустив свою руку, и преклонив свою главу, как возлюбленный раб Господень, Иоанн сказал Ему: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне (Матф. 3:14)? „Что делаешь Ты, Господи? Для чего превращаешь порядок вещей? Для чего, наравне с рабами, от раба Твоего просишь того, что свойственно рабам? Для чего желаешь получить то, в чем не имеешь нужды? Для чего меня, Твоего раба, Ты подавляешь столь великим снисхождением и смирением? Аз требую Тобою креститися: но Ты не имеешь нужды креститься от меня. Меньшее благословляется от большего и сильнейшего; а не большее благословляется и освящается от меньшего. Светильник возжигается от солнца, а не солнце воспламеняется от светильника. Глина получает образование от скудельника, а не скудельник – от глины. Тварь обновляется Творцом, а не Творец управляется тварью. Больной врачуется от врача, а не врач принимает наставления от больного. Бедный берет взаем у богатого, а не богатый у бедного. Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне? Неужели я не знаю. Кто – Ты и откуда воссиял и откуда пришел? Неужели я стану отрицать величие Твоего Божества потому только, что Ты сделался подобным мне? Неужели я, ради видимой очами плоти, отвергну познаваемое умом Божество потому только, что Ты явил ко мне такое снисхождение, т. е. принял на Себя плоть и носишь меня всего в Тебе Самом, дабы спасти всего человека? Неужели я не знаю, что Ты одеваешься светом, как ризою, потому только, что Ты для моего спасения облекся в мое естество? Неужели утаится от меня блистательный свет Твоего Божества потому только, что Ты носишь мою плоть и зрим бываешь всеми? Неужели я, ложно умствуя, дерзну отвергнуть Божественное, невидимое и непостижимое Твое существо потому только, что вижу в Тебе мой образ? Нет, я знаю Тебя, Господи, – знаю Тебя, будучи научен Тобою же Самим: ибо никто не может знать Тебя, если не будет просвещен светом Твоей благодати. Я ясно знаю Тебя, Господи: ибо я видел Тебя духом, прежде нежели я узрел сей свет. Ибо Ты, тогда как весь был в бесплотном недре Отца Небесного, весь также был и во чреве рабы Твоей и Матери; а я между тем, будучи содержим природою во чреве Елисаветы, как в темнице, и окован неразрешимыми узами младенчества, взыграл, прославил и восхвалил еще прежде Твое рождение. И неужели я, проповедавший Твое пришествие еще прежде Твоего рождения, не знаю Твоего пришествия? учив о Твоем пришествии еще во чреве, теперь, приобретши уже совершенное познание, явлюсь младенцем? Нет, я не могу не чтить и не прославлять Тебя, пред Которым благоговеет вся тварь! Я не могу не проповедовать о Тебе, о Котором небо возвестило путеводною звездою, Которому принесла поклонение земля в лице волхвов, Которого воспели хоры Ангелов, радуясь о Твоем к нам снисхождении, и Которого пастыри, содержавшие ночную стражу в поле, исповедали Начальником пастырей словесных овец. Я не могу молчать в Твоем присутствии, потому что я – глас, и притом глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень (Матф. 3:3). Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне? Я своим рождением разрешил неплодство родившей меня матери, и, будучи еще младенцем, уврачевал немоту моего отца, получив от Тебя благодать чудотворения. Ты же, родившись от Девы Марии, как Сам благоволил и как Ты Один знаешь, не разрешил Ее девства, но и сие соблюл и Ее удостоил имени Матери, так что ни девство не воспрепятствовало Твоему рождению, ни Твое рождение не нарушило девства: но сочетались и соединились вещи совершенно противоположные, т. е. рождение и девство, потому что это легко и удобно для Тебя, как Творца природы. Я человек и – только причастник Божественной благодати; а Ты – Бог и вместе человек, потому что Ты любвеобилен и благ к роду человеческому. Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне? Ты ли, Который был в начале, был у Бога и Сам был Бог (Ин. 1:1)? Ты ли – Сияние славы Отчей? Ты ли – Совершенный Образ Совершенного Отца? Ты ли – Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир? Ты ли, Который, бывши в мире, опять идешь туда, где был прежде? Ты ли, Который соделался плотью, но не обратился в плоть? Ты ли, Который обитал между нами и был зрим Твоими рабами во образе раба? Ты ли, Который соединил небо с землею святым Твоим именем, как бы некиим мостом? Ты ли грядешь ко мне – столь Великий к столь малому? Царь к Предтече? Владыка к рабу? Хотя Ты не устыдился родиться в самом смиренном образе человеческом; но я не могу прейти пределов природы. Я знаю, какое расстояние – между землею и Создателем; знаю, какое различие между перстью земною и Творцом ее; знаю, в какой мере свет Твоей правды превосходит меня, который не – более, как светильник Твоей благодати. И хотя Ты облечен чистым облаком тела; но я знаю Твое владычество. И исповедую рабское свое состояние, и проповедую Твое величие. Признаю могущество Твоей власти, и не таю собственного моего уничижения и недостоинства. Несмь дoстоин, да отрешу ремень сапогa Твоего (Ин. 1:27); и как же дерзну я коснуться непорочного верха Твоей главы? как простру десницу мою над Тобою, Который распростер небо, как кожу, и повесил на водах землю? как возложу рабские персты мои на Твою Божественную главу? как омою непорочного и непричастного никакому греху? как просвещу самый Свет? Какую молитву произнесу над Тобою, Который приемлешь мольбы даже тех, кои не знают Тебя? Когда я крещаю других, то крещаю в Твое имя, дабы они уверовали в Тебя грядущего со славою. Но, крещая Тебя, кого стану я призывать? Во имя чье буду крестить Тебя? Во имя Отца? – но Ты всего Отца имеешь в Себе Самом, и Сам весь находишься в Отце. Во имя Сына? – но кроме Тебя нет другого Сына Божия по естеству. Во имя Святого Духа? – но Он – всегда с Тобою, как Тебе Единосущный и Единомысленный, Единовластный, Единочестный и Единопокланяемый от всех. Итак, крести, если благоугодно Тебе, Господи, крести меня – крестителя. Возроди того, которого произвел Ты на свет. Простри державную Твою десницу, которую Ты Сам для Себя создал, и Твоим прикосновением венчай мою главу, дабы я, предшествуя Твоему царствию, как увенчанный Предтеча, велегласно благовествовал грешникам, взывая к ним: Се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1:29). И ты, река Иорданская, возвеселись вместе со мною и возрадуйся; стройно и согласно восплещи твоими волнами, потому что Создатель твой предстоит пред тобою во плоти. Ты видела некогда, как переходил чрез тебя Израиль, и, разделив воды, остановилась, ожидая перехода народа Божия; ныне же разливайся сильнее, теки величественнее и обыми непорочные члены Того, Кто в то время провел чрез тебя Иудеев. Горы и холмы, источники и потоки, моря и реки! благословите Господа, входящего в реку Иорданскую: ибо чрез ее воды Он сообщает благословение всем водам».

Но Иисус в ответ сказал Иоанну: Остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду (Матф. 3:15). „Остави ныне: умолкни, о Креститель, и дай действовать Мне. Научись желать того, чего желаю Я. Научись послужить Мне в том, к чему Я обязываю тебя; и не углубляйся чрезмерно в испытание того, что Я хочу сделать. Остави ныне. Не проповедуй еще о Моем Божестве: не возвещай еще твоими устами Моего царства, дабы тиран, узнав о сем, не оставил своего намерения, которое он принял против Меня. Позволь диаволу приступить ко Мне так же, как он приступает к простому человеку; позволь ему сразиться со Мною, дабы он мог получить себе должную язву. Дай Мне исполнить мое намерение и желание, для которого Я пришел на землю. Таинственно и сокровенно то, что ныне совершается на Иордане. Сокровенно здесь то, что Я делаю сие не для Своей нужды, а для уврачевания уязвленных. Таинственно и сокровенно то, что в сих водах, возрождающих человечество, еще прежде указаны потоки небесные. Остави ныне. Когда увидишь, что Я, как Бог, буду действовать в Своих творениях по своему произволению: тогда прославь то, что уже совершено. Когда увидишь, что Я очищаю прокаженных, то проповедуй обо Мне, как о Творце природы. Когда увидишь, что Я хромых делаю быстроногими: тогда и ты, ускорив умственное шествие, настрой язык твой к прославлению Меня. Когда увидишь, что Я изгоняю демонов: то почти Мое царство. Когда увидишь, что Я одним словом извожу мертвых из гробов: то, вместе с воскресшими, и ты прославь во Мне Виновника и Подателя жизни. Когда увидишь Меня седящим одесную Отца: то признай и исповедуй во Мне Бога, сопрестольного, совечного и единочестного Отцу и Святому Духу. Остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду. Я – Законодатель и Сын Законодателя; и потому Мне прежде всего нужно Самому исполнить заповеданное, а потом уже повсюду являть опыты Моей власти. Мне должно прежде исполнить закон, и тогда уже сообщать благодать. Мне должно прежде произвести тень, и потом уже самую истину. Мне должно положить конец Ветхому завету, и потом уже проповедовать Новый, начертать его на сердцах человеческих, скрепить Моею кровью и запечатлеть Моим духом. Мне должно взойти на крест и на нем пригвоздиться, претерпеть в этом естестве все, что только оно может претерпеть. Моими страданиями уврачевать страдания других, и древом исцелить ту язву, которая нанесена людям посредством древа. Мне должно низойти в самую глубину преисподней, ради содержимых там мертвецов. Мне должно тридневною смертью Моей плоти истребить и уничтожить долговременное владычество смерти. Мне должно возжечь светильник Моего тела для тех, кои сидят во тьме и сени смертной. Мне должно взойти туда с плотью, где Я пребываю по Божеству. Мне должно привести к Отцу царствующего во Мне Адама. Мне должно ныне креститься сим крещением, и после преподать всем людям крещение Единосущной Троицы. Возложи же на Меня ныне, Креститель, свою десницу, так как Мария уготовала Мне для рождения свое чрево. Погрузи Меня ныне в струи Иорданские, подобно тому, как Родившая повила Меня младенческими пеленами. Преподай Мне крещение так же, как Дева преподавала Мне млеко. Приклонись Моей главе, пред которою благоговеют и которой покланяются Серафимы. Коснись десницею твоею той главы, которая соединена с тобою союзом крови. Коснись того, что по естеству может быть держимо. Коснись того, что для сего и уготовано Мною и Отцем. Коснись Моей главы: ибо, кто только с благовением прикоснется к ней, тот никогда не потерпит кораблекрушения. Крести Меня, Который водою, духом и огнем имею крестить верующих: водою, которая может омыть греховные нечистоты, – духом, который может соделать земных духовными, – огнем, который может попалить терние беззаконий».

Выслушав сие, Креститель, обратив внимание на цель спасения и уразумев таинство, покорился Божественному велению (ибо он был вместе и благочестив и послушен), и, простерши с радостью и трепетом свою десницу, крестил Господа, иудеи же, стоявшие вблизи и в отдалении, помышляли и говорили сами с собой: „разве мы напрасно думали, что Иоанн – более и совершеннее Иисуса? Разве мы несправедливо полагали, что первый важнее последнего? Не свидетельствует ли самое крешение Крестителево, что сей более Того? Не крещает ли Его сей, как превосходнейший Его; а Тот не крешается ли от сего, как низший?» Когда таким образом размышляли сами с собою люди, не понимавшие таинства смотрения Божия: тогда Тот, Кто Един есть Господь и по существу Отец Единородного, Кто Един подлинно и совершенно знал Того, Которого родил Един без страдания и возмущения. Сам, говорю, Отец, исправляя ложное мнение Иудеев, отверз врата небесные и ниспослал на главу Иисуса Духа Святого, в виде голубя, как бы перстом указуя нового Ноя и Творца Ноева и мудрого Кормчего для естества, подвергающегося опасности кораблекрушения, – и Сам возгласил с неба, ясно говоря: Сей есть Сын Мой возлюбленный (Матф. 3:17). „Сей – Иисус, а не Иоанн, – Тот, Кто крестился, а не тот, кто крестил. – Тот Кто родился из Меня прежде всех времен, а не тот, кто родился от Захарии. – Тот, Кто по плоти родился от Марии, а не тот, кто произошел от Елизаветы, сверх ее ожидания, – Тот, Кто, не нарушив девства и без всякого человеческого участия, произрос, как плод, а не тот, кто, разрешив неплодство, произрос, как отрасль, – Тот, Кто обращался с вами, а не тот, кто воспитывался в пустыне Сей есть Сын мой возлюбленный, о Немже благоволих: Сын Единосущный, а не другого естества, Единосущный Мне по тому, чего вы не можете видеть, и Единосущный вам по тому, что вы видите, кроме греха. Это – Тот, Который вместе со Мною сотворил человека. Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих. Не иной есть Сын Мой и иной Сын Марии, но Сей Самый есть Сын Мой возлюбленный, Который зрится очами и постигается умом. Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих, Того послушайте. Если Он скажет: Аз и Отец едино есма (Ин. 10:30), слушайте Его. Если Он скажет: видевый Мене, виде Отца (Ин. 14:9), слушайте Его. Если Он скажет: Пославый Мя болий Mене есть (Ин. 14:28), покоряйтесь Его слову. Если Он вопросит: Кого Мя глаголют человецы быти, сына человеческаго? Вы отвечайте Ему: Ты еси Христос, Сын Бога живаго“ (Матф. 16:13, 16).

Когда услышаны были с неба такие слова: то род человеческий просветился и узнал различие между Творцом и тварью, между Царем и воином, между художником и его произведением, и, утвердившись в вере, люди посредством Иоаннова крещения пришли к Тому, Кто крестил духом и огнем, т. е. ко Христу, истинному Богу нашему, с Которым Отцу вместе со Пресвятым и животворящим Духом да будет слава ныне и всегда и во веки веков. Аминь90.

* * *

90

Curs. Compl. Patrolog. Migne, series graeca, tom. X, col. 1184; cp. Христианск. Чтен. 1838 г., I, 1–19 стран.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle