Источник

Слово на Святое Богоявление. Святого Священномученика Ипполита, епископа Римского88

Все, что сотворил Бог и Спаситель наш, все, что только видит око, и о чем размышляет душа, что исследывает разум и осязает рука, что объемлет мысль и вмещает природа человеческая, – все это хорошо и весьма хорошо. В самом деле, что может быть прекраснее небесной тверди? что может быть разноцветнее земной поверхности? что может быть быстрее течения солнечного? что может сравниться с приятностью лунного сияния? что может быть удивительнее многосложной стройности светил небесных? что окажется плодотворнее благовременных ветров? что может быть прозрачнее дневного света? какое из животных может быть совершеннее человека? – Итак, все что сотворил Бог и Спаситель наш, весьма хорошо. Если обратимся также к веществу воды, то и в данном случае какой дар может оказаться нужнее ее? Ведь водою все омывается и питается, очишается и орошается. Вода содержит землю, производит росу, утучняет виноград, приводит в зрелость колосья, истребляет горечь в виноградных плодах, умягчает маслину, делает сладким пальмовый плод, украшает розу, испещряет цветами фиалку, питает в прекрасной оболочке лилию. Но для чего говорить много? Без вещества водного ничто из всего видимого нами не может существовать: вода столь необходима, что в то время как все прочие стихии имеют жилище свое под сводами небес, она получила для себя вместилище и превыше небес. О сем свидетельствует сам Пророк, взывая: Хвалите Господа небеса небес, и вода, яже превыше небес (Псал. 148:4).

Но не этим только доказывается важность воды, а больше всего тем, что Сам Творец всех вещей – Христос низшел, как дождь (Ос. 6:3), – познан был, как источник (Ин. 4:14), – распространился, как река (Ин. 7:38), и крестился во Иордане. Ибо сейчас мы слышали, что Иисус пришедши к Иоанну, крестился от него во Иордане (Матф. 3:13). Чудное дело! Бесконечная Река, веселящая град Божий (Псал. 45:5), омывается в небольшом количестве воды. Необъятный Источник, произращающий жизнь для всех человеков, Источник, не имеющий пределов, покрывается скудными, скоро иссякающими, водами. Тот, Который везде присутствует и все наполняет. Тот, Который непостижим для ангелов и невидим для человеков, – грядет ко крещению по собственному благоизволению. Когда же ты слышишь эти слова, возлюбленный, то не понимай их естественным разумением, а принимай их в том смысле, что здесь предлагается тайна искупления. Вот почему и от естества водного не сокрылось то, что Господь, по Своему человеколюбивому снисхождению, совершил в тайне: ибо видеша Его воды, и убояшасл (Псал. 76:17). Они едва не выступили и не побежали от берегов своих. В виду этого Пророк, еще задолго созерцая сие событие, вопрошает: Что ти есть море, яко побегло еси? и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять (Псал. 113:5)? А воды на это говорили в ответ: „мы увидели Творца всех вещей в образе раба, и, не понимая сего таинственного домостроительства, мы подвиглись от страха“.

И вот теперь, когда уже нам стало известно сие домостроительство Господа, мы прославляем Его милосердие за то, что Он пришел спасти, а не судить мир. Ведь и Иоанн, Предтеча Господень, прежде не знавший сего таинства, но после познавший, что Иисус истинно есть Господь, воззвал к тем, которые шли к нему креститься: „рождения ехиднова (Матф. 3:7)! Что вы так внимательно смотрите на меня? Я не – Христос (Ин. 1:20). Я – служитель, а не Господь; я – частный человек, а не царь; я – овца, а не пастырь; я – человек, а не Бог. Рождением своим я разрешил неплодство матери, но не оставил девства неплодным. Я – произведение нижних, а не от вышних низшел. Я связал язык своего отца (Лук. 1:20), но не изъяснил Божественной благодати. Я узнан был матерью еще во чреве, но не предзнаменован звездою (Матф. 2:2). Я беден и ничтожен, но грядет по мне, иже предо мною бысть (Ин. 1:27); по мне в отношении ко времени, а предо мною в отношении к неприступному и неизглаголанному свету Божества. Грядый по мне, креплий мене есть, Ему же несмь достоин сапоги понести: той вы крестит Духом Святым и огнем (Матф. 3:11). Я нахожусь под властью, а Он Сам имеет власть. Я повинен в грехах, а Он – истребитель грехов (Ин. 1:29). Я проповедую закон, а Он предносит свет благодати. Я учу как раб, а Он судит как Господь. Мне ложем служит земля, а Он обладает небом. Я крещу крещением покаяния, а Он дарует благодать усыновления; Он крестит вас Духом Святым и огнем. Что же вы устремляете на меня свои взоры? я не – Христос“!

Когда таким образом Иоанн говорил к народу, когда сей последний с нетерпением ожидал увидеть телесными очами какое-либо поразительное зрелище, когда и диавол трепетал при столь важном свидетельстве Иоанна: вот является Сам Господь, в простом виде, один, без украшений и без сопутников, облекшись плотью человеческою и сокрыв под оною достоинство Божества, дабы чрез то утаить оное от козней духовного дракона. Он не только приступил к Иоанну, как Господь, сложивший с Себя царское величие, но и как простой человек, повинный греху, преклонил пред ним свою главу, дабы принять от него крещение. Вот почему Иоанн, увидев столь великое смирение, изумился, и начал удерживать Его, говоря: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне (Матф. 3:14)? „Что Ты делаешь, Господи! Ты учишь неправильно. Я возвещал о Тебе одно, а Ты совершаешь другое; диавол слышал одно, а видит иное. Ты крести меня огнем Божественным: чего ожидать Тебе от воды? Ты просвети меня Духом: а от твари чего Тебе ждать? Крести меня – крестителя, дабы познали Твое достоинство. Я, Господи, крещу крещением покаяния, и отнюдь не могу крестить приходящих ко мне, если они прежде не исповедуют грехов своих. Пусть бы я и крестил Тебя, что же Ты будешь исповедовать предо мною? Ты – истребитель грехов, и, однако же, хочешь креститься крещением покаяния? Допустим, несмотря и на это, я дерзну крестить Тебя, но ведь Иордан не дерзнет приблизиться к Тебе. Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне“?

Что же отвечает ему Господь? – Остави ныне, тако бо подобает нам исполнити всяку праву (Матф. 3:15). „Оставь же, Иоанн; ты не мудрее Меня. Ты смотришь как человек, а Я провижу как Бог. Прежде Мне Самому надлежит совершить и потом уже научить. Я не делаю ничего неблагоприличного: ибо Я облечен благолепием. Удивляешься ли ты, Иоанн, что Я не явился в блеске Моего достоинства? Правда, как простому человеку не прилична царская порфира, так, напротив, царю приличествует воинственное снаряжение: но разве Я пришел ко врагу, а не к другу? Остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду. Я – исполнитель закона, и ничего не хочу оставить в нем без исполнения, дабы после Меня Павел мог сказать: кончина закона Христос в правду всякому верующему (Римл. 10:4). Остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду. Крести Меня, Иоанн, дабы никто не презирал крещения. От тебя – раба Я крещаюсь, дабы никто из царей или князей не возгнушался принять крещение от смиренного священника. Допусти Меня сойти в Иордан, дабы услышали свидетельство Отца, и познали могущество Сына. Остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду. Тогда, наконец, Иоанн допускает Его: и крестився Иисусъ, взыде абие от воды: и се отверзошася Ему небеса, и виде Духа Божия сходяща яко голубя, и грядуща на Него. И се глас с небесе, глаголя: сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Матф. 3:16–17).

Видишь, возлюбленный, сколь многих и сколь великих благ лишились бы мы, если бы Господь, уступив убеждениям Иоанна, отрекся от крещения! В самом деле, доселе небеса были заключены; вышняя область оставалась неприступною. Мы нисходили в нижние области, но не восходили в вышние. И вот, только что Господь крестился, как в тоже время Он обновил ветхого человека, и возвратил ему царственное право усыновления: ведь тотчас же отверзошася Ему небеса (Матф. 3:16). Последовало примирение видимого с невидимым: возвеселились небесные лики, уврачевались земные немощи, открылось сокровенное, уничтожилась вражда. Ты слышал Евангелиста, говорящего: отверзошася Ему небеса. Небеса отверзлись ради трех чудных вещей. Ибо во время, как крестился Жених – Христос, небесные чертоги долженствовали отверсть свои блистательные врата. Подобным образом надлежало, чтобы врата небесные возвысили верхи свои (Псал. 23:7), когда Дух Святой сходил яко голубь, и гремел глас Отца. И се отверзошася Ему небеса, и се глас с небесе, глаголя: сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих.

Возлюбленный рождает Любовь, и Свет невещественный рождает Свет неприступный. Сей есть Сын Мой возлюбленный, – Сын, Который явился на земле, не оставив недр Отца: Он явился и не явился. Ибо не то Он был, чем казался: иначе, если судить только потому, как Он явился, то крещающий имеет преимущество пред Крещаемым. Вот почему Отец ниспослал с небес Святого Духа на Крещаемого. При чем как в ковчеге Ноевом человеколюбие Божие изображалось посредством голубя; так и здесь Дух, нисходя в виде голубя, и как бы неся масличный плод, опочил на Том, о Коем было свидетельствовано. Для чего же так? – для того, чтобы познали силу Отеческого гласа, и поверили пророческому предсказанию, еще за долго воспоследовавшему. Какое же предсказание? – Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих (Псал. 28:3). Какой глас? Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих. Сей, названный сыном Иосифа, есть Мой единородный Сын, по Божественному существу. Сей есть Сын Мой возлюбленный. Хотя Он алчет, но питает тысячи; хотя трудится, но упокояет труждающихся; хотя не имеет, где преклонить главу (Матф. 8:20), но содержит все в Своей деснице; хотя страждет, но в то же время и врачует немощи; хотя терпит удары (Матф. 26:67), но дарует миру свободу, хотя прободается копием в ребро (Ин. 19:34), но исправляет ребро Адама.

Но прошу вас еще приложить внимание: ибо я хочу созерцать Источник, источающий исцеление. Бессмертный Отец послал в мир бессмертного Сына и Слово, – Сына, Который пришел к человекам, дабы омыть их водою и Духом, и, возродив нас к нетлению духовному и телесному, вдохнуть в нас Духа жизни, и таким образом облечь в нетленное всеоружие. Итак, если человек соделался бессмертным, то он соделается и причастником Божественного естества (2Петр. 1:4). Но если он, после возрождения водою и Духом Святым, полученного им в купели, делается причастником Божественного естества: то и после воскресения из мертвых он обретается сонаследником Христовым (Римл. 8:17). Итак, гласом проповедника взываю: придите, все племена языков, к бессмертию, даруемому в крещении. Я благовествую жизнь вам, седящим во тьме неведения. Придите от рабства к свободе, от тирании к царству, от тления к нетлению. Но как, скажете, мы придем? как? – Водою и Духом Святым. Сия вода, соединенная с Духом, есть та самая вода, которою орошается рай, утучняется земля, прозябают растения, рождают животные, – словом, которою человек возрожденный оживотворяется, в которой Христос крестился, на которую Дух Святой низшел в виде голубя.

Это – Тот Самый Дух, Который первоначально носился над водами (Быт. 1:2), Которым движется мир, сохраняется творение и все оживотворяется, – Который действовал в пророках (Деян. 10:43), сходил на Христа (Матф. 3:16). Это – Тот Дух, Который дарован был апостолам в виде огненных языков (Деян. 2:3). Это – Дух, Которого желал Давид, когда говорил: и Духа Твоего Святаго не отыми от Мене (Псал. 50:13). О сем Духе возвещал и Гавриил Пресвятой Деве: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя (Лук. 1:35). Сим Духом святой Петр изрек оное блаженное слово: Ты еси Христос, Сын Бога живаго (Матф. 16:16). Сим Духом утвержден камень Церкви (Матф. 16:18). Ceй-то Дух Утешитель (Ин. 14:26) посылается к тебе с тою целью, дабы показать тебе, что ты – чадо Божие.

Итак, приступи, человек; возродись, дабы получить усыновление Богу. Но ты скажешь: „каким образом“? – Если не будешь прелюбодействовать, совершать убийств, служить идолам; если не будешь побеждаем удовольствиями, если не будет господствовать над тобою страсть гордости; если истребишь в себе нечистоту и свергнешь с себя бремя греховное; если совлечешься всеоружия диавола и облечешься в броню веры, как говорит Исаия: измыйтеся,... взыщите суда, избавите обидимаго, судите сиру, и оправдите вдовицу. И приидите, и истяжимся, глаголет Господь. И аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю: аще же будут яко червленое, яко волну убелю. И аще хощете, и послушаете Мене, благая земли снесте (Иc. 1:16). – Видишь, возлюбленный, как предсказал Пророк очистительную силу крещения. Тот, кто с верою входит в сию баню возрождения, отрицается сатаны и сочетавается со Христом, отвергает врага, и исповедует Христа своим Богом, – совлекается рабства и облекается в усыновление. Он возвращается от купели крещения – светел, как солнце, блистая лучами правды, что же всего важнее – возвращается сыном Божиим и сонаследником Христа. Ему слава и держава со Всесвятым, благим и животворящим Духом Его, ныне и присно и во все веки веков. Аминь89.

* * *

88

Сконч. в 235 г.

89

Curs. Compl. Patrolog. Migne, series graeca. tom X; сравн. творен. св. Ипполитa, еписк. Римского, в русск. перев. Изд. Казанск. Духов. Академ. 1899 г. Казань. Вып. II, стр. 123–130; Христ. Чтен. 1835 г. ч. 1, стр. 8–22.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle