Источник

Беседа в неделю Ваий. Святейшего Фотия, патриарха Константинопольского

Когда Церковь возвещает восклицание детей: осанна в вышних (Матф. 21:9), и до моего слуха достигает звук этого громкого и боголепного приветствия, я всецело проникаюсь радостным расположением духа (ибо радость способна обновить природу, и печаль, при благоприятном условии, исчезает) и с благочестивым трепетом приближаюсь своими богоугодными помыслами к Вифании (Марк. 11:1), радостно рукоплещу и веселюсь вместе с младенцами, восклицая согласно с ними Господу: благословен грядый во имя Господне: осанна в вышних. И опять, когда созерцаю взявших ветви и вышедших на встречу Христу (Ин. 12:13), во множестве стоящих и постилающих свои одежды (Матф. 21:8), я, с одной стороны, также радуюсь, видя, как дети свободно, сознательно и с успехом устраивают торжественную встречу Царю (Матф. 21:15), а с другой – начинаю больше негодовать на иудеев и ненавидеть их злобу, потому что дети являются справедливыми, а отцы замышляют гибель Христу (Лук. 19:47), – младенцы богословствуют, а старцы враждуют против Бога. Тогда я созерцаю и гибель мудрости их книжников, которые, достигнув, по ложному их предложению и мнению, высоты знания, лишились истинной и Божественной жизни и мудрости. Тогда я оплакиваю ожесточение сердца их учителей (Ин. 12:40), которые, хотя и получили право учить других, но не удостоились собрать около себя учеников, коим должны были принести вред своим учением: призванные врачевать душевные недуги других, они сами страдали совершенным невежеством, до крайности взволновали свою душу страстью самомнения и по истине болели двойною болезнью, так как, во-первых, находились в болезненном состоянии, а, во-вторых, перенося крайне опасную болезнь, они не сознавали, что больны. И конечно, если бы они приняли явившегося к ним и жившего среди них Врача, то, хотя и были поражены болезнью, однако легко и без материального лишения могли бы почерпать из протекавших пред ними источников исцелений и, таким образом, очистились бы от скверны страстей. Но они, добровольно закрывши чувства и ум на собственную порочность, отвернулись от своего исцеления и не пожелали познать своего Отца ц Творца. Аще бо быша разумели, свидетельствует Божественный Павел, не быша Господа славы распяли (1Кор. 2:8). Они не быша разумели, потому что и не желали уразуметь; а где противодействует воля, там и мысль становится добычею господствующей страсти, и свобода ума, подвергшись порабощению, уже не ведет к правильному усвоению истины. Они не уразумели Того, Кого охраняют ангелы (1Петр. 3:22) и предвозвестили пророки (Деян. 3:24). Они не уразумели Того, Кто седит одесную Отца (Колосс. 3:1), Кто был носим на руках Девы и Словом Своим утвердил все (Псал. 32:6). Они не уразумели Того, Кто грядет на престоле херувимском (Псал. 79:2) и воссел на подъяремника (Захар. 9:9). Кто совершил хвалу из уст младенец (Псал. 8:3), и добровольно явился на страдания (Матф. 26:2). Они не уразумели и даже не хотели понять, но глаголющеся быти мудри, объюродеша и осуетишася помышлении своими, и омрачися неразумное их сердце (Римл. 1:21–22). Это и Пророк давно предсказал, говоря: слухом услышите, и не уразумеете: и видяще узрите, и не увидите: одебеле бо сердце людей сих, и ушима своима тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да не когда узрят очима, и ушима услышат, и сердцем уразумеют, и обратятся, и исцелю я (Ис. 6:9–10).

Скажи же, иудей, почему ты пророков хвалишь, а Того, о Ком они предсказывали, порицаешь? Как ты прилежишь Писанию и в то же время отклоняешь свой ум от сего Писания? Почему ты листья закона собираешь, а зрелый плод законоположения оставляешь снимать другим? Зачем ты напрасно отыскиваешь руду Писания, а то, что скрывается в ней, именно – золото, не выкапываешь и не хранишь, как сокровище? Тогда как другие, тщательно собравши цветы с лугов законных и великолепно украсив себя роскошным венком, ликуют вокруг чертога церковного и благоухают благочестием благодати: ты всецело сосредоточил свой взор на листьях цветочных растений, нисколько не смущаясь суровостью вида и не обращая своего внимания на цветы. Ты, к несчастью, высоко ценишь самые раковины с жемчугом, в коих он находится; а люди Христовы, искусно вскрывши их, действительно извлекают оттуда блистающий свет истины. Ты долго и упорно сидел возле брачного чертога, но не принял Жениха, когда Он явился, и предался любви блудной. Поистине, сии люди буии и не мудри (Второзак. 32:6): будучи поставлены во главе законоположения, они однако не были записаны и на последнем месте Богопознания. Разве ты не слышал, как воспел боговдохновенный царь Давид, говоря: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг твоих ради, еже разрушити врага и местника (Псал. 8:3)? Ты не веришь ему, как пророку? – поверь, по крайней мере, как родному тебе, если ты только признаешь это родство хотя бы на словах, потому что на деле, как мы знаем, ты уже давно отказался от него. Ты не чтишь его, как пастыря? – побойся, как царя: ибо он умел угрожать по-царски, когда замечал нерадивых или упрямых; он имел оружие свое блестящим (Псал. 7:13), пас жезлом железным и сокрушал яко сосуды скуделничи (Псал. 2:9) тех, которые сопротивлялись ему по своему неразумию. Скажи с ним велегласно: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу. Для твоего наказания явился Спаситель и для твоего осуждения совершил хвалу из уст младенец. Зачем ты завидуешь себе в собственном своем спасении? почему ты являешься таким злым в воздаянии за милость? Конечно, это порочно, однако же лучше твоей злобы. Ты не веришь тому, что слышал? – поверь же тому, что видел. Неужели ты не веришь и пророку Исаии, который восклицал, говоря: языцы немотствующии скоро научатся глаголати мир (Ис. 32:4)? Разве не языцы немот- ствующии ясно говорят истину? Разве младенцы не научились воспевать мир? Ибо Христос есть мир наш, средостение огради разоривый (Ефес. 2:14), и чрез Него мы, некогда отступив вследствие греха, примирились с Отцем и Создателем (Римл. 5:10). Не Захария ли по вдохновению пророчествовал радость Сиону: радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля, се царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток и всед на подъяремника и жребца юна (Захар. 9:9)? Не были ли глаза твои свидетелями предсказанного? Не слышал ли ты этого пророчества и не видел ли его осуществления? Не согласны ли дела со словами? Разве Он не кроток? разве не праведен и спасаяй? Разве Он не воссел на подъяремника? Разве немотствующии язы́цы громко не возвещают мир? Разве дети благоразумные не приносят Ему хвалу? Дети приносят в дар хвалу – дабы разум доказал всю неосновательность злонамеренного мнения, которое кто-нибудь, желая исказить смысл повествования, может высказать, говоря, что славословящие воспевали хвалу Господу по какому-то хитрому намерению и под влиянием своего пристрастия, – потому что природа детей не знает коварной изобретательности, не служит страсти лести, но, как благодать Святого Духа внушит им, так они и возглашают чудодеяние. Дети приносят в дар хвалу, дабы на деле научить всех, что благодать таинства сообщается не тем, кто имеет изобретательный ум и бесстыдно предается своим делам, но знание благочестия открывается тем, кто приступает с непритворною мыслью и незлобивым намерением: ибо, кто вынуждается исследовать то, что выше испытания, и не следует Божественным постановлениям, тот резко нарушит и причины естества, на которые он с гордостью указывает, – всецело уклонится от законов богословия, против коих высокомерно борется, и не достигнет цели предпринятого исследования. Дети приносят в дар хвалу, дабы обличить беззаконие родителей, и обновить Богопознание верующих: ибо то, что побеждает ум и не может быть постигнуто суждением рассудка, нуждается в Божественном вдохновении, которое, привитое в сердцах чистых и простых, чрез них открывает познание истины и другим. Но ты не взираешь и на Лазаря, восставшего от гроба, на мертвеца, оказавшегося среди живых и возлежавшего со Христом на вечери (Ин. 12:1–2). Ты развязываешь погребальные пелены умершего (Ин. 11:44), а своего неверия не разрешаешь. Ты отнимаешь камень от гроба (Ин. 11:41), но зависть души твоей, произведшую в тебе весьма вредную язву, ты не отвергаешь. Ведь ты видишь, что ад, по Господню повелению, возвратил четверодневного (Ин. 11:39), а между тем вооружаешь свои избившие пророков (Матф. 23:31) руки для убийства и Воскресшего, и Воскресившего. О, беззаконие! О, жестокость неисцелимых помыслов! Они (иудеи) повергли свои души в такое нечестие, что не веруют тому, чему должно было бы веровать (Ин. 12:37, 39), – произносят хулу на то, что следует восхвалять, – неблагодарны за то, за что должно прославлять и величать, – злословят и восстают против Бога за то, за что следует глубоко чтить и славословить. Такова болезненная сила самомнения: опьянив умы обольщением лживых мечтаний, оно не позволяет оку ума смотреть сквозь окружающую его тьму и замечать лучи истины. Таков недуг фарисеев и книжников, которые много заботятся о преждевозлеганиях на вечерях (Матф. 23:6), сильно гордятся названием – учителю, чрезмерно хвалятся охранением закона посредством расширения воскрилий риз своих (Матф. 23:5), но нисколько не заботятся об истине и не исполняют ни одного дела благочестия. Таково жало зависти: лишь только оно вонзилось в душу, поражает всего человека; зависть ослабляет силу помышления о добре, до крайности извращает чувства, пользование коими есть средство к познанию, и не позволяет помышлять о полезном, укреплять слух памятью и правильно созерцать видимое.

Станем же, возлюбленные, избегать сих душевредных страстей. Будем удаляться тщеславия (Флп. 2:3), из-за которого пал первым падением первый из бесплотных (Ис. 14:12). Станем избегать зависти (1Петр. 2:1), и в особенности потому, что она для того, кто имеет ее, является гибелью, нисколько или мало опечаливающею того, кому завидуют. Будем удаляться самомнения и честолюбия, которыми прогоняется уразумение истины. Станем избегать неблагодарности (2Тимоф. 3:2), и хуления (Колосс. 3:8). Ибо все это низвергло архиереев и книжников иудейских в бездну погибели (Матф. 23:13), привело их в неистовство Христоубийства (Марк. 11:18) и сделало неразумнее младенцев (Матф. 21:15–16). Не будем подражать неразумию иудеев, но возревнуем благодарению детей. Будем следовать не богоборству старейшин, но богословствованию младенцев, – не слепоте завидующих, но богопознанию воспевающих, – не злобе убивающих, но незлобию младенствующих. Будем и мы, как дети, ибо Господь говорит: аще не обратитеся, и будете яко дети, не внидете в царство небесное (Матф. 18:3). Будем детьми по незлобию, не записывая в своей душе ничего дурного или лукавого, но, освободившись от образов злочестия и приняв и вписав в своей душе благочестивую веру, (станем стремиться) к тому, чтобы войти в царство небесное (Матф. 5:20). Принесем Господу ваии сострадания и человеколюбия, дабы нам войти в вечную радость праведников (Матф. 25:46). Выйдем в сретение Ему, грядущему на жребяти осли (Ин. 12:15), предавшему позору безумие иудеев и присвоившему Себе усыновление народов (Ин. 12:20–23). Станем сретать Его, постилая одежды свои (Марк. 11:8). Как же будем постилать? – Именно, станем раздавать их бедным, ибо Он принимает на Себя их нищету и восклицает: понеже сотвористе единому сих братий Моих менших, Мне сотвористе (Матф. 25:40). О, человеколюбивый и Божественный глас! „Мне, говорит, ты постилаешь одежды, когда одеваешь ими бедных, – Mеня согреваешь, когда избавляешь их от жестокого страдания, от холода». Станем же постилать Ему одежды, дабы у нас явилось дерзновение восклицать вместе с детьми: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне (Матф. 21:9). Благословен грядый простереть на кресте руки Свои и собрать к Себе все народы (1Тимоф. 3:16). Благословен грядый показать ад связанным, разрешить Адама от уз и поднять от падения (Евр. 2:15). Благословен грядый погубить державу мучителя и даровать свободу переносившим величайшие страдания. Благословен грядый упразднить адовы жилища и наполнить небесные обители многочисленным сонмом спасаемых. Благословен грядый принести Себя в жертву за нас (Ефес. 5:2), очистить все грехи (Евр. 2:17) и примирить со Отцем (2Кор. 5:18). Благословен грядый разрушить смерть (2Тимоф. 1:10), возродить нам воскресение (1Петр. 1:13), избавить от рабства (Евр. 2:15) и даровать в наследие усыновление (Ефес. 1:5). Ибо Тебе, Создатель, принадлежит – сотворить нас из небытия и создать, и в Твоей власти – восстановить и воссоздать нас, падших и сокрушенных, Твоему человеколюбию свойственно искать заблудившегося (Матф. 18:12), обратить от ложного пути (Иак. 5:20) и удостоить древнего наследия. Ибо мы – людие Твои и овцы пажити Твоея (Псал. 78:13), и все находимся под Твоею властью, и Тебе славу и благодарение воссылаем вместе со Отцем и Святым Духом, единосущной, животворящей и вседержавной Троице, ныне и присно и во веки веков. Аминь173.

* * *

173

Настоящая беседа переложена на русский язык с греческого текста изданного г. С. Аристархасем в официальном органе Константинопольской патриархии Ἐκκλησιαστικη Ἀλἡϑεια (1883 г., № 34, стр. 328–331); по мнению издателя, эта беседа была произнесена патриархом Фотием 27-го марта 880 года. Сравн. „Церковные Ведомости“ 1899 г., № 15, стран. 609–614.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle