История русского раскола старообрядства

Источник

Содержание

Что такое раскол?

Глава I. Происхождение раскола § 1. Обрядовое направление в религиозной жизни русского народа § 2. Религиозная самомнительность русского народа § 3. Эсхатологические чаяния, существовавшие на Руси § 4. Состояние богослужебных книг до открытия книгопечатания в Москве § 5. Состояние богослужебных книг после открытия книгопечатания в Москве § 6. История обрядовых особенностей на Руси и утверждение мнений ошибочных § 7. Перемена в давнем взгляде русских на православие греков, совершившаяся в половине XVII века § 8. Первые распоряжения патр. Никона и первые его противники § 9. Приготовления к исправлению богослужебных книг § 10. Издание новоисправленных книг § 11. Пропагаторская деятельность противников церковных исправлений; условия благоприятствовавшие ей, и её следствия § 12. Сущность протеста, его обоснования и характер § 13. Суд над противниками церковных исправлений; собор 1667 года; начало истории раскола Глава II. Раскол в первое время своего существования. Распадение раскола § 14. Сношения сосланных расколоучителей с Москвой; их руководственные писания; внутреннее состояние общины § 15. Надежда раскольников на возвращение старых церковных порядков; челобитные и открытые возмущения § 16. Ожидание кончины мира; самоистребление; колонизация. – Распадение раскола Глава III. История безпоповщины § 17. Условия образования безпоповщины. Общие её начала § 18. Толк поморский § 19. Толк федосеевский – Согласия, отделившиеся от федосеевства: титловщина, аристовщина, федосеевцы рижские и польские § 20. Толк филипповский § 21. Толк странников. – Аароновщина § 22. Толк приемлющих браки § 23. Нетовщина. – Глухая нетовщиша. – Самокрещенцы. – Рябиновщина. – Новоспасовцы. – Некрещеные § 24. Замечания о мелких сектах в безпоповщине Глава IV. История поповщины § 25. Начальная история Керженца § 26. Дон и Ветка § 27. Беглопоповщина в Стародубье § 28. Замечания об образовании беглопоповщины. – Как принимали беглых попов § 29. Возникновение Рогожского кладбища; время его процветания § 30. Иргиз. – Монастырская организация и быт § 31. Перемазанский собор. – Значение Иргиза § 32. «Оскудение» священства: появление общин, управляемых уставщиками § 33. Лужковское согласие. – Современное положение беглопоповщины § 34. Искание архиерейства. – Епифаний, Афиноген, Анфим. – Хлопоты о приобретении архиерея во второй половине XVIII века § 35. Искание архиерея во второй четверти XIX века. – Амвросий – родоначальник белокриницкой иерархии § 36. Белокриницкая иерархия заграницею и в России § 37. Окружное послание. – Произведенные им раздоры в обществе приемлющих белокриницкую иерархию старообрядцев. – Окружники и противоокружники § 38. «Славяно-беловодская» иерархия. – Зарождение её. – Её представитель Глава V. Отношения церковного и гражданского правительства к расколу § 39. Меры против раскола во второй половине XVII века: закон гражданский и духовные мероприятия § 40. Законы о расколе, действовавшие при Петре I и его преемниках. – Их результаты § 41. Меры духовного характера, предпринятые в первой половине XVIII века. – Воззвания Синода. – Миссии. – Полемика § 42. Положение раскола пред законом во второй половине XVIII века и первой четверти XIX § 43. Миссии в этот период – Литература по расколу § 44. Единоверие. – Идея условного единения «старообрядцев» с Церковью и первое её осуществление. – «Согласие» в Стародубье и в других местах. – Правила «единоверия». Учреждение единоверческой типографии § 45 Законы о расколе в царствование Николай I. – Пересмотр законодательства по расколу в царствование Александра II – Закон 3 мая 1883 года § 46. Полемика против раскола в этот период. – Разработка истории раскола § 47. Суждения светской литературы о расколе. – Взгляд на раскол, как явление гражданское. – Идеализация раскола § 48. Миссионерское дело. – Миссия при Николае I. – «Правила об устройстве миссий» 1888 года. – Миссионерские отделения при академиях и семинариях. – Учреждение штатных кафедр по истории и обличению раскола. – Вопрос о миссионерских школах. – Издание книг и открытие миссионерских библиотек. – Видающиеся миссионеры прежнего времени. – Братства. – Соборы и съезды § 49. Школа: значение церковно-приходской школы § 50. Единоверие. – Черты внутреннего состояния единоверия. – Ходатайства о расширении правил единоверия. – Распоряжения Синода. – Возникновение единоверия на Преображенском и Рогожском. – Обращение в единоверческие Иргизских и других монастырей. – Учреждение мужского единоверческого монастыря в Москве. – Замечательные случаи присоединения к единоверию. – Единоверие заграницей § 51. Замечания о центрах современного раскола. – Вопрос о его численности. – Заключение Послесловие  

 
Что такое раскол?

Русский раскол глаголемого старообрядства возник во второй половине XVII века по поводу исправления патриархом Никоном богослужебных книг и церковных обрядов. Как явление – это есть болезнь организма русской Церкви, как доктрина – это есть букво-обрядо-верие. В первом отношении раскол есть схизматическое общество, враждебное собственно Церкви; во втором отношении раскол есть букво-обрядо-верное направление в религиозной жизни, исчерпываемое учением об известного рода церковнобогослужебных книгах и определенной совокупности церковных обрядов. Таким образом раскол есть явление церковной жизни и идеал церковной жизни раскола, альфа и омега его религиозного упования заключается в этом учении о книгах и обрядах. Что же это за книги и что это за обряды? Это книги и обряды благочестивых древних годов, времен святой старожитности, – книги, напечатанные при первых пяти святейших патриархах московских – Иове, Гермогене, Филарете, Иоасафе и Иосифе. В них, в этих книгах, как в богатой сокровищнице, обретается все, необходимое для богоугодной жизни христианина. Каждое выражение, каждое слово, каждая буква, в этих книгах начертанные, заключают в себе тот или другой великий догмат веры православной, спасительный всем человеком. Нужно доказательство? Все великие русские чудотворцы благоугодили Богу именно этими книгами. Так и теперь, – непременно получает спасение всякий, кто служит Богу по этим книгам, строго соблюдая все, в них предписанное, не отступая в йоте единой, ниже в единой черте, готов умереть за один «аз», в книгах написанный, и, наоборот, тот, кто не ведает этих книг, тем паче, зная, отвергает, непременно погибает. Есть, впрочем, и особенные частности, записанные в этих книгах, о которых подобает помнить изряднее всего, это – произносить имя Христа Спасителя Исус, читать в восьмом члене Символа веры слово истинного, петь по дважды, сиречь сугубить аллилуиа, служить на семи просфорах, почитать только осмиконечный крест, ходить посолонь, особенно же креститься и благословлять двумя перстами. Все это, по понятию раскола, премудрые догматы и спасительные тайны, которые ведут свое начало от Христа и Его святых апостолов, существовали на святой Руси от лет св. князя Владимира – и пусть во веки веков не коснется их рука «скверных». Когда, во дни патриарха Никона, в тексте богослужебных книг были произведены перемены, записанные в этих книгах «обряды» заменены другими, особенно – введены имя Иисус, трегубая аллилуия, пять просфор, четвероконечный крест, хождение против солнца, троеперстие для крестного знамения и именословие для священнического благословения, наконец, «выброшено» слово истинного, – тогда совершилось великое «отступление» от веры, по подобию того, как это случилось сначала с западною церковью, а потом, по её влиянию, с греками и русскими униатами. Русское православие тогда «неисцельно испроказилось» латинскими ересями и таким образом явилось богопротивное «никонианство». Особенно злую ересь последнего составляет троеперстие и именословие. Желая показать, как крестятся и благословляют в православной Церкви, глаголемые старообрядцы употребляют для этого левую руку, чтобы не осквернить правой, созданной только для двуперстия. Тут одна часть раскола и останавливается в своем взгляде на православную Церковь, ограничиваясь разглагольствиями только о мнимых ересях её; но другая идет далее и – опять вспоминая имя «Иисус», крест четвероконечный, троеперстие – доказывает воцарение в «велико-российской» Церкви последнего антихриста. Таким образом и с отрицательной стороны своего учения – в суждениях о православной Церкви раскол остается тем же букво-обрядо-верием.

Будучи явлением церковной жизни, раскол лишь косвенно затрагивает жизнь гражданскую. Идеал гражданской жизни, по понятиям последователей старообрядства, состоит в той жизни, какая была на Руси в первой половине XVII и в XVI столетия: благочестивый царь с бородой, молящийся, как Феодор Иванович, беспрестанно, то в церквах, то келейно, одетый в парчу и жемчуг, медленно водимый под руки боярами, тоже бородатыми, не пьющими треклятого зелья табаку, и пр. т. п.; по приказам бородатые бояре, по городам благочестивые бородатые воеводы, те и другие строго соблюдают посты по субботам ходят в баню, по воскресеньям за крестными ходами, часто ездят по св. обителям на богомолья, отнюдь не дозволяют народу бесовских игр и ристалищ, «яже от Бога отводят, к бесом же на пагубу приводят», истребляют театры, запрещают танцы, музыку, маскарады, воздвигают гонение на заморское учение, суд и расправу совершают по Кормчей книге и пр. и пр. и пр. Все это было, но миновало и оставило по себе лишь одно воспоминание. Теперь совсем уже не то. Современное состояние общества есть состояние упадка, современные порядки жизни государственной, общественной и домашней есть зло: раскол чуждается этих порядков в понятиях и сторонится по возможности на практике, в будущем ожидает еще больший упадок. Откуда такое нерасположение? В чем его причина? Она заключается в религиозных принципах раскола и только в них одних. Все, что существовало во времена святой церковной старожитности – все то свято; все же, что существует теперь – есть порождение еретического новшества и само есть душепагубная ересь. Раскол протестует против народных переписей... почему? потому, что когда Давид царь «послал Иоава по всей земли, да счислит Израиля, прогневался Господь Бог за таковое законопреступление на Давида и послал на него три язвы великие, да и прежде бывшие в России благочестивые цари: Иван Васильевич, и Федор Иванович, и Михайло Федорович, и Алексей Михайлович, бывший во благочестии до Никонова патриаршества, сии вси народного исчисления от мала до велика, мужеска пола и женска, живых и мертвых, описания не творили», – раскол восстает против «подушных» податей... почему? потому, что «что есть душа? душа есть образ Божий, дебельством плоти одеяна, невидима и неосязаема, должна есть приносити Создателю своему дань душевную: веру правую, надежду несомненную и любовь нелицемерную», – он недоволен воинской повинностью... почему? потому, что ныне – не «копии и стрелы, мечи и палицы железныя, но оружия огнепальныя, о них же страшно и рещи, и не воины, не казаки и ратники брадатые со крестами, сиречь стрельцы благоверные, но солдаты, еже есть имя сатаны, и брады бриты, одеяние короткое и обтянуто, и хвост имущ, на главах же носят орла, о нем же писа Ездра пророк», – он вопиет против моды в одежде... почему? потому, что «россияне дворяне и прочие... платье, обувь, колоши немецкие носят, и галстухи около шеи, и парики», также и женский пол в платьях своих особенности некоторые неудобные допускает, и с непокрытыми главами ходят, мужчины «брады бриют», женщины «лица вапами мажут и белят, брови же начерневают, и власы вонями умащают»: а все это что такое? например, брадобритие или галстухи?... зри, что писано в «деяниях апостольских», в зачале 36: подобает христианам «огребатися от треб идольских, и от блуда, и от удавленины», а «удавленина» и есть галстухи никонианские... зря и то, что брадобрийцы «губят доброту Богом созданного им образа»: при воскресении мертвых, и море, и земля, и огнь, и звери, и птицы отдадут всякую плоть человека и жив будет человек, но сбритые волосы с бороды и усов не отдадутся, а без них человек не войдет в царство небесное... Вот как рассуждает раскол о современных гражданских новшествах! Во всех этих воплях слышится один мотив, – такой, который совсем несвойственен партии гражданской. Идеал гражданского устройства существует для раскола в невозвратимом прошедшем, в будущем он не существует. И теперь, и впереди – антихрист, который, правда, должен пасть, но не от руки людей, а от десницы самого Иисуса Христа, как сказано в Писании, и за падением антихриста немедленно настанет воскресение мертвых, страшный суд, райские утехи и вечный огнь. Торжества своих общин последователи старообрядства не ожидают: по духу своих верований они не только не способны быть политическими деятелями, но даже и орудием таких деятелей.

Такова в существенных чертах характеристика раскола старообрядства. Была особого рода почва, на которой вырос раскол, и была атмосфера, при которой он народился. Вопрос о почве разъясняет то, почему раскол возник по поводу исправления богослужебных книг и церковных обрядов; вопрос об атмосфере, об обстоятельствах возникновения раскола показывает то, почему раскол появился именно во второй половине XVII века.


Источник: История русского раскола старообрядства / [П.С. Смирнов]. - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : тип. Гл. упр. уделов, 1895. - 276, 34, IV с.

Комментарии для сайта Cackle