3. Письмо к некоему другу, скорбевшему о выходе моем из раскола
О Христе возлюбленный брат!
Сказывал мне общий наш друг, что ты весьма обо мне сожалеешь и плачешь, зачем я сделал переход из именуемого старообрядчества в греко-российскую церковь. За любовь твою и от любви сожаление и попечение о мне душевно благодарю тебя; но прошу рассудить и сообразить, кто более достоин плача – я ли, ищущий соединения с церковью, или вы, доселе пребывающие в поморском согласии. Имеете ли вы, обещанного Христом с верными во век пребывать (от Ин. зач. 48), в день пятидесятный пришедшего, Утешителя Бога? Поставляет ли Он вам пастырей (епископов), да пасут стадо, по слову Апостола Павла: внемлите себе и всему стаду, в немже вас Дух Святой постави епископы пасти церковь Господа и Бога (Деяний Апост. зач. 44), да раздают дары священничества с возложением руку, и все таинства церковные да совершают (к Тимофею посл. зач. 285 и 290)? Где Дух Святой пребывает, тамо неотложно должно быть и все сие: якоже сам Он, по слову Христа Господа, с верными пребудет во век, так же во век и пастырей поставлять будет и дары раздаять. И если которая именуемая церковь поставления пастырей от Духа Святого, чрез возложение руку священничества, и раздаяния даров в совершение всех таинств церковных не имеет: сие достовернейший есть знак, что церковь та Духа Святого в себе не вмещает. Увы, скорби и плача достойное положение! И где, в которой именуемой церкви, пастыри с возложением руку не поставляются, тамо, в той церкви, и ключей царства небесного не обретается: ибо ключи, отверзающие царство небесное, даны от Господа только Апостолам и преемникам их, а прочим, не поставленным вожатаям, они неприступны. О коликое ослепление! Непоставленные путеводители, бесключные дверники о том не имеют печали, как войти и иным указать вход в царство небесное, но печалью сокрушаются о тех, которые, дабы войти во врата царства небесного, припадают к имущим ключи оного, от Господа Апостолам вверенные и чрез преемство рукоположения от Апостолов ими наследованные! Ты плачешь обо мне? Не дивно! К сему побуждает тебя сожальливая душа твоя, при мысли о гибельной якобы перемене в моем положении; но зачем не посмотришь ты беспристрастно на свое собственное положение? Не вкусивши живота и источника бессмертного, почему имеешь надежду быть живым? Не имея ключей царства небесного (ибо не вверены тебе), как надеешься ввести в него водимых тобой? Не будучи поставлен от Духа Святого, как не боишься присвоят себе пастырство стада Божьего, за негоже Христос кровь свою пролия? Вам не только бояться надобно, но и дрожать, обмирать от страха, помышляя, на чтó произвольно дерзнули…
Не имеешь ли ты в оправдание себе недоумение, неизвестность? Проливай слезы пред Создателем, проси показать истинную Его церковь, которую Он основал во век, и исправил, да не подвижется и вратами адовыми не одолена будет. Только припади с молитвой к Богу, и вникни в рассуждение: тогда помыслы мнимых новин церковных, представленных Никитой, Лазарем и Аввакумом, от лица рассуждения истины исчезнут, и страшащие клятвы собора не на обряды, а на хулителей и раздирателей церковных возгремят, и плач твой о мне в радость преложится. Останется же только сожаление о том, как мы неразрешенным во грехах душам, на нас расположившимся и отшедшим в будущий век, бехом неосмотрительные в царство небесное путеводители, и непосланные Богом проповедники, и не поставленные стада начальники!... Не во укоризну тебе пишу сие (ибо если укорять, то я первый подлежу укоризне), но истину пред очами поставляю; а смотреть, или смежить очи, на твоей воле остается.
О мнимых новинах церкви ты и сам уже довольно знаешь, что одна только клевета назвала их новинами. От рассмотренных можешь понять, что необходимо позаботиться рассмотреть и другие, а не оставаться в упорстве. И когда станешь рассматривать, проси Бога дать тебе разум рассудить истинно. Я представлю тебе малый пример в доказательство, что нужно вникнуть рассмотрением в дело, а не просто на предках полагаться. Соловецкие зазирали, что в новых книгах напечатано: спаси люди отчаянныя; а посмотревши внимательно, найдешь это слово отчаянные во множестве древних книг. Да и можно ли поставлять его причиной раздрания церковного? Теперь каждый благоразумный старообрядец и должен рассудить, что, значит, соловецкие не понимали, чтó есть догмат веры, за который только и достоит ратовать, и чтó есть слог песнопений и тропарей. Слог, и притом древний, они приняли за догмат, противный православию, и поступили так не только по неразумно, но и по вражде против церкви. А такой их поступок заставляет рассмотреть и прочие их действия: когда малого не могли они оценить, как можно в великом на них положиться? Сего примера довольно: сам разумей о прочем.