Источник

Псалом 134

Аллилуиа. По бл. Феод. – псалом сей есть хвалебная песнь, вознесенная Богу Евреями, получившими освобождение из плена.

1. С Евр.: «Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни».

2. С Евр.: «Стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего».

3. Пойте имени Его, яко добро653. С Евр.: «Пойте имени Его, ибо это сладостно». Т.е. спасительно и сладостно воспевать имя Божие, славословить Господа. «От сего произойдет много пользы для вас» (Бл. Феод.).

4. Яко Иакова избра Себе Господь, Израиля в достояние654 Себе, с Евр.: – «в собственность Свою». Т.е. Господь Бог избрал Еврейский народ в богатство, в собственность Себе, «взирая не на малочисленность его, а на добродетели, к которым Он хотел руководить Евреев» (Злат.); избрал для достижения Своих великих целей о спасении человеческого рода, соделал его как бы сокровищницею Своих даров, обетований, благодеяний, потому особенно и заботился о нем (Втор. 32:8–9). «Назвав достоянием Божиим, – говорит св. Злат., – пророк выражает Божию к ним любовь, промышление, попечение, благоволение».

5. С Евр.: «Я познал, что велик Господь, и Господь наш превыше всех богов».

6. Во всех безднах. «Безднами пророк назвал, – говорит бл. Феод., – безпредельное множество вод», или, по св. Златоусту, – «преисподния места земли». С Евр.: «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах».

7. Возводя облаки от последних земли. С Евр.: «Возводит облака от края земли», – от пределов земли; «потому что, – говорит бл. Феод., – облака составляются из морских вод, а морские заливы – пределы земли». «Удивительно, – говорит св. Злат., – не только то, что облака с водою поднимаются – тяжелое носится на легком, – но и то, что идут как бы в горних жилищах, нося в себе (от пределов земли) тяжесть такого множества вод». Молнии в дождь сотвори, т.е. во время дождя. С Евр.: «Творит молнии при дожде». Т.е. соединил несоединимое, по природе противоположное, молнии с дождем, огонь с водою, «что молниеносный огонь, пробегая по водам, и вод не согревает и сам не угасает» (Бл. Феод. и Злат.). Изводяй ветры от сокровищ Своих. «Словами: от сокровищ Своих, – говорит св. Злат., – пророк выражает не то, будто есть сокровищницы ветров, но то, как легко Бог управляет ими»; – «едва даст Свое мановение Бог, повсюду являются ветры» (Бл. Феод.). «Словом: сокровища, – говорит св. Афан., – пророк изобразил непостижимость для людей природы ветров».

8. С Евр.: «Он поразил первенцев Египта, от человека до скота».

9. С Евр.: «Послал знамения и чудеса среди тебя, Египет, на Фараона и на всех рабов его».

10. Иже порази языки многи и изби цари крепки. С Евр.: «Поразил народы многие, и истребил царей сильных». Т.е. Бог поразил народы, населявшие древле Палестину, избил царей крепких, ст. 11: Сиона (или Сигона) – царя Амморейского и Ога – царя Васанского и других. Всех избитых, как насчитывает книга Иисуса Навина, тридцать один (Нав. 12:24); и вся царствия Ханаанска, которые были покорены Иисусом Навином, а страны и города Ханаанские были разделены между Евреями (ст. 12).

14. И о рабех Своих умолится. С Евр.: «Ибо Господь будет судить народ Свой, и над рабами Своими умилосердится». «То и другое, суд и помилование, можно, – говорит св. Злат., – относить или к одному народу Израильскому в том смысле, что Бог накажет его, а потом остановится и помилует; или раздельно можно относить: умолится – к народу (Еврейскому), а судити – ко врагам, т.е. тех (Евреев) помилует; ибо это и значит: умолится, – а врагов будет судить, т.е. предаст их наказанию».

15–18. Здесь повторяются из 113 псалма стихи: 12, 13, 14, 15 и 16.

* * *

653

Добро в Римск. издании: καλον – хорошо, благо, а в других изданиях: сладостно.

654

В достояние περιουσιασμονος – избыток, обладание богатством. Еврейское слово здесь segulla означает вещь дорогую и редкую, также: богатство.


Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский. / Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с.

Комментарии для сайта Cackle