Изъяснение псалма 134-го.
«Аллилуиа». Песнь степеней. Это другая хвалебная песнь, и она вознесена Богу получившими освобождение. Слово: «аллилуия» было уже нами истолковано.
Пс.134:1. Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни.
«Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа». Поскольку естество Божие невидимо, повелевается же песнословить оное; то справедливо сказал Пророк: «хвалите имя Господне». Довольствуйтесь, говорит он, именованием Бога, и не домогайтесь видеть, что не дозволено видеть.
Пс.134:2. Стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего.
«Стоящие во храме Господни, во дворех дому Бога нашего». Избавившись от рабства вавилонскаго, и наслаждаясь благолепием дворов Божиих, говорит Пророк, воспойте Подателя сих благ.
Пс.134:3. Хвалите Господа, ибо Господь благ; пойте имени Его, ибо это сладостно.
«Хвалите Господа, яко благ Господь». Предметом песнопения изберите благость Воспеваемаго.
«Пойте имени Его, яко добро». И от сего произойдет много для вас пользы. Потом Пророк напоминает об оказанных Им благодеяниях.
Пс.134:4. Ибо Господь избрал Себе Иакова, Израиля в собственность Свою.
«Яко Иакова избра Себе Господь, Израиля в достояние Себе». Симмах перевел так: и Израиля в избранники Себе, то есть сподобил его великаго попечения, назвал собственным Своим народом, и хотя печется о всех людях, однако же преимущественно заботится о нем. Сие сказал и блаженный Моисей: «егда разделяше Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу Ангел Божиих. И бысть часть Господня, людие Его Иаков: ýже наследия Его Израиль» (Втор. 32, 8–9).
Пс.134:5. Я познал, что велик Господь, и Господь наш превыше всех богов.
«Яко аз познах, яко велий Господь, и Господь наш над всеми боги». Из самых дел, говорит Пророк, узнали мы силу Бога нашего, дознали, что никак не могут сравняться с Ним покланяемые другими народами боги; потому что с Сущим и Сущим вечно никто не сравнивает вовсе несуществующаго. Потом могущество Божие доказывает Пророк делом творения.
Пс.134:6. Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах.
«Вся елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах». Приведенное в бытие соразмерно не силе, но воле; потому что мог создать во много крат большее число и гораздо больших тварей, но восхотел сотворить именно столько и таких тварей. Впрочем Ему принадлежат все твари, небо и все небесное, земля и все земное, море и все, что́ в нем. «Безднами» же называет Пророк безпредельное множество вод. Слово: «моря» употребил во множественном числе, потому что одно море делится на многия. Так есть Атлантический залив, океан, моря: Тирренское; Иопийское, Эгейское, Аравийское, Индийское, понт Евксинский, Пропонтида, Геллеспонт и другия моря многочисленнейшия сказанных.
Пс.134:7. Возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих.
«Возводя облаки от последних земли»; потому что водное естество, стремящееся вниз, словом Божиим возводится вверх, носится в превыспренних и орошает сушу. Сказал же Пророк, что оно возводится «от последних земли»; потому что составляется из морских вод, а морские заливы суть пределы земли.
«Молнии в дождь сотвори». Молниями предвещает ниспослание дождей, и являет в том чудо, которое всего необычайнее; потому что молниеносный огонь, пробегая по водам, и вод не согревает, и сам не угасает.
«Изводяй ветры от сокровищ своих». Под «сокровищами» ветров не разумеет какие-либо влагалища. Но поскольку Божие изволение часто восхотев без труда приводит в движение воздух, сам по себе безветренный; то Пророк и назвал сие сокровищами ветров; потому что, едва даст Свое манование Бог, повсюду являются ветры. Так, указав на дело творения вообще и на Промысл, Пророк описывает потом благодеяния, оказанныя Иудеям.
Пс.134:8. Он поразил первенцев Египта, от человека до скота.
«Иже порази первенцы египетския, от человека до скота». Последнюю казнь Пророк поставил на первом месте, потому что после нея Иудеи получили свободу.
Пс.134:9. Послал знамения и чудеса среди тебя, Египет, на фараона и на всех рабов его.
«Посла знамения и чудеса посреде тебе Египте». Сим обозначил многоразличныя чудеса и наказания.
«На фараона и на вся рабы его». Ибо и царское достоинство не могло избавить его от ниспосылаемых Богом наказаний, но и подданные и царь подпадали одним и тем же бедствиям. Так и великому Моисею изрек Бог всяческих: вот поражу всякаго первенца египетскаго, «от первенца фараонова, иже седит на престоле, даже до первенца рабыни, яже у жернов» (Исх. 11, 4–5).
Пс.134:10. Поразил народы многие и истребил царей сильных.
Пс.134:11. Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского, и все царства Ханаанские.
«Иже порази языки многи» – народы, населявшие древле Палестину.
«И изби цари крепки». «Сиона, царя амморейска, и Ога, царя васанска». Царства их сокрушил божественный Моисей.
«И вся царствия ханаанска». Сих покорил блаженный Иисус, и страны и города, ими занимаемые, разделил Божию народу. О сем и здесь говорит Пророк.
Пс.134:12. И отдал землю их в наследие, в наследие Израилю, народу Своему.
«И даде землю их достояние, достояние Израилю людем Своим»; потому что землю, бывшую издревле во владении оных злочестивых царей, как некое отеческое наследие, дал Израилю Бог их.
Пс.134:13. Господи! имя Твое вовек; Господи! память о Тебе в род и род.
«Господи имя Твое в век, и память Твоя вь род и род». Величие совершенных Тобою чудес для всех соделало ведомым имя Твое, и память о Твоих благодеяниях сохранится в будущие роды.
Пс.134:14. Ибо Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится.
«Яко судити имать Господь людем Своим, и о рабех Своих умолится». Ибо не презришь, видя, что неприязненные нападают на нас, и не наложишь наказаний, каких достойны грехи наши; но будешь милостив и снисходителен. Так, показав силу Сущаго Бога, Пророк осмеивает немощь богов, так именуемых, но не существующих. И поскольку наименовал их богами, то показывает, что не принадлежит им, как действительность, так и самое название.
Пс.134:15. Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих:
«Идоли язык сребро, и злато, дела рук человеческих». Бог наш, говорит Пророк, есть Творец всего; а они не только не имеют творческой силы, но и сами вид свой получили от искусства человеческаго; потому что для состава их нужны вещество и искусство.
Пс.134:16. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят.
Пс.134:17. Есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их.
«Уста имут, и не возглаголют, очи имут и не узрят». «Уши имут, и не услышат». Имеют они у себя, говорит Пророк, изображения чувственных орудий, но лишены их деятельности.
«Ниже бо есть дух во устех их». А сего причастно и естество безсловесных; потому что каждое животное дышет; идолы же непричастны сего даже наравне с безсловесными.
Пс.134:18. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них.
«Подобни им да будут творящии я, и вси надеющиися на ня». Достойны этой безчувственности и делающие идолов, и покланяющиеся им. Ибо тем, которые одарены словом и признают богами лишенное жизни и дара слова, справедливо быть причастниками безсловесия богов своих.
Пс.134:19. Дом Израилев! благословите Господа. Дом Ааронов! благословите Господа.
«Доме Израилев благословите Господа». Они, говорит Пророк, удостоивают такого служения неодушевленных идолов: а вы песнословьте Творца всех.
«Доме Ааронь благословите Господа». Пророк отличает иереев от народа, и повелевает песнословить особо, показывая их отличие.
«Доме Левиин благословите Господа». Здесь опять иное отличие; потому что Левиты досточестнее других, но ниже иереев. Посему, чтобы и они не восхищали священническаго достоинства (а древле еще при жизни божественнаго Моисея отважились на это); то по необходимости отличил и их от иереев.
Пс.134:20. Дом Левиин! благословите Господа. Боящиеся Господа! благословите Господа.
«Боящиися Господа благословите Господа». И это иной чин, – люди, не от Иакова ведущие род свой, но возлюбившие его благочестие. Наименовал же так Пророк благочестивых пришельцев. Достаточно же и сего для вразумления Иудеев, что Бог всяческих сродство нравам предпочитает сродству телесному.
Пс.134:21. Благословен Господь от Сиона, живущий в Иерусалиме! Аллилуия!
«Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме». Благословляемый Бог благословляет; но благославляет Он делом, а благословляется словом: и песнословящие приносят в дар слова, а Он воздает благословение делами. Пророк сказал, что Бог живет во Иерусалиме, не описуя естества Божия пребыванием там, но зная, что там открывалось тогда Божие присутствие.