Изъяснение псалма 135-го.
«Аллилуия». И сию песнь пророческая благодать сложила для возвращавшихся из плена Иудеев, многими вразумлениями доставляя им пользу.
Пс.135:1. Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.
«Исповедайтеся Господеви, яко благ: яко в век милость Его». Принесите Богу, говорит Пророк, благодарственную песнь, памятуя ниспосланныя Им блага и удивляясь безмерной Его милости.
Пс.135:2. Славьте Бога богов, ибо вовек милость Его.
«Исповедайтеся Богу богов: яко в век милость Его». Под именем богов разумеет здесь Пророк не идолов; потому что Бога не назвал бы Богом не сущих: «несть Бог, Бог мертвых, но Бог живых» (Матф. 22, 32). Посему богами называет сподобившихся чести священства и именуемых сынами Божиими. Так и в законе сказано: «богов да не злословиши, и князю людей твоих да не речеши зла» (Исх. 22, 28): и: «сын мой первенец Израиль» (Исх. 4, 22), устами Исаии говорит Бог: «сыны родих и возвысих» (Ис. 1, 2); и в псалмах: «Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси» (Псал. 81, 6). Сим-то назвал Пророк богами, как именовавшихся сынами Божиими.
Пс.135:3. Славьте Господа господствующих, ибо вовек милость Его.
«Исповедайтеся Господеви господей: яко в век милость Его». И цари и князи, от Бога прияв власть, владычевствуют над подчиненными. Так и Господь сказал: «цари язык господствуют ими», и князи «обладают ими» (Матф. 20, 25). Но и некоторые из Ангелов именуются господствами. Потому и божественный Апостол сказал: «аще бо и суть глаголемии бози» (много глаголемых, но не действительных, участвующих в имени, а не в существе), «или на небеси или на земли: якоже суть бози мнози: но нам един есть Бог Отец, из Него же вся, и мы у Него, и един Господь Иисус Христос, Имже вся и мы Тем» (1Кор. 8, 5–6). Его-то псалом назвал Господом истинных господей.
Пс.135:4. Того, Который один творит чудеса великие, ибо вовек милость Его.
«Сотворшему чудеса велия единому: яко в век милость Его». Чудотворения совершаются и усердными служителями Его; но Божиими называем чудеса Моисеевы, Иисусовы, Илиины, равно как и знамения, совершенныя священными Апостолами. Посему Пророк справедливо единаго Бога назвал Творцем «чудес велиих». Потом указует он и великия творения Его.
Пс.135:5. Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его.
«Сотворшему небеса разумом: яко в век милость Его»; потому что и одно видимое небо проповедует Божию премудрость; велики – и обширность, и красота, и долговечность неба.
Пс.135:6. Утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его.
«Утвердившему землю на водах: яко в век милость Его». И то достойно удивления, превышает человеческое разумение, что земля, окруженная отвсюду водами, стоит и пребывает в собственном своем естестве. Справедливо-же песнописец ко всем сим изречениям присовокупляет упоминание о вечной милости; потому что, не по собственной нужде, но по единому челоколюбию, создал все Человеколюбец.
Пс.135:7. Сотворил светила великие, ибо вовек милость Его.
«Сотворшему светила велия единому: яко в век милость Его». Человек, причастник Божественнаго промышления, возжигает обыкновенно светильники, но в совокупности взятый земный огонь не уподобляется сиянию одной звезды; светоноснее же всех звезд и самой луны солнце; потому что появляясь, и звезды делает оно невидимыми, и ослабляет лучи луны.
Пс.135:8. Солнце – для управления днем, ибо вовек милость Его.
Пс.135:9. Луну и звезды – для управления ночью, ибо вовек милость Его.
«Солнце во область дне: яко в век милость Его». «Луну и звезды во область нощи: яко в век милость Его». Бог разделил светилам время, и солнечными лучами производит день, а луною и звездами освещает нощь, а чрез сие показывает собственную Свою благость.
Пс.135:10. Поразил Египет в первенцах его, ибо вовек милость Его.
«Поразившему Египта с первенцы его: яко в век милость Его». При сем, может быть, спросит кто: как милостию устрояется смерть? Посему, пусть обратит внимание на решение предложеннаго вопроса, а именно, что Бог, по милосердию к обидимым, наказывает обидчиков. Ибо Пророк и здесь присовокупил сие.
Пс.135:11. И вывел Израиля из среды его, ибо вовек милость Его.
«И изведшему Израиля из среды их: яко в век милость Его». Милость к Израилю была причиною наказания Египтян, но милость и наказание срастворены правдою; потому что Израильтян помиловал справедливо, и Египтян наказал законно.
Пс.135:12. Рукою крепкою и мышцею простертою, ибо вовек милость Его.
«Рукою крепкою и мышцею высокою: яко в век милость Его». «Рукою» назвал Пророк действенность, «мышцею» – крепость, а тем и другим дал разуметь, что Бог, совершив спасение народа Своего, открыл тем собственную Свою силу.
Пс.135:13. Разделил Чермное море, ибо вовек милость Его.
«Раздельшему Чермное море в разделения: яко в век милость Его». Иные, следуя иудейским басням, утверждали, что в Чермном море произошли разделения, равночисленныя двенадцати коленам; потому что Пророк сказал: «разделения», а не разделение. Но им должно было знать, что по разсечении моря на две части, из одного стало два. «Вода им стена бысть одесную, и стена ошуюю» (Исх. 14, 29). Посему-то разсечение моря на две части Пророк назвал разделениями.
Пс.135:14. И провел Израиля посреди его, ибо вовек милость Его.
Пс.135:15. И низверг фараона и войско его в море Чермное, ибо вовек милость Его.
«И проведшему Израиля посреде его: яко в век милость Его» : «И истрясшему фараона и силу его в море Чермное: яко в век милость Его». Его могущества делом было то и другое, и что Израильтяне удобно перешли море, и что Египтяне погребены в водах.
Пс.135:16. Провел народ Свой чрез пустыню, ибо вовек милость Его.
«Проведшему люди Своя в пустыни: яко в век милость Его». И это доказательство Божией силы, – столько народа и столько времени пропитать в пустыне, снабжать его в обилии необходимым.
Пс.135:17. Поразил царей великих, ибо вовек милость Его.
Пс.135:18. И убил царей сильных, ибо вовек милость Его.
«Поразившему цари велия: яко в век милость Его». «И убившему цари крепкия: яко в век милость Его». И на сие уже сделано нами краткое толкование.
Пс.135:19. Сигона, царя Аморрейского, ибо вовек милость Его.
Пс.135:20. И Ога, царя Васанского, ибо вовек милость Его.
«Сиона царя амморейска: яко в век милость Его» : «И Ога царя васанска: яко в век милость Его». Не без намерения Пророк, прейдя молчанием других царей, преимущественно упомянул о сих, но желая напомянуть Израильтянам Богоданную победу; потому что цари сии славились силою, могуществом и телесным ростом. Ог, по причине великаго телеснаго роста, употреблял железный одр, девяти лактей в длину и пяти в ширину.
Пс.135:21. И отдал землю их в наследие, ибо вовек милость Его.
Пс.135:22. В наследие Израилю, рабу Своему, ибо вовек милость Его.
«И давшему землю их достояние: яко в век милость Его» : «Достояние Израилю рабу Своему: яко в век милость Его». Истребив всех их и предав смерти, Израиля сделал владетелем земли их.
Пс.135:23. Вспомнил нас в унижении нашем, ибо вовек милость Его.
Пс.135:24. И избавил нас от врагов наших, ибо вовек милость Его.
«Яко во смирении нашем помяну ны Господь: яко в век милость Его». «И избавил ны есть от врагов наших: яко в век милость Его». О сем упоминает и блаженный Моисей; ибо говорит: «возстенаша сынове Израилевы от дел, и взыде вопль их к Богу» (Исх. 2, 23). Но и снова умилосердился, когда были пленниками, и возвратил их в отечественную землю.
Пс.135:25. Дает пищу всякой плоти, ибо вовек милость Его.
«Даяй пищу всякой плоти: яко в век милость Его». От Промысла частнаго Пророк переходит снова к всеобщему, возвещая Божие попечение о всем. Ибо не только людям, но и безсловесным, дает приличную пищу. Так и Господь в священном Писании говорит: «воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их» (Матф. 6, 26).
Пс.135:26. Славьте Бога небес, ибо вовек милость Его.
«Исповедайтеся Богу небесному: яко в век милость Его». Бог есть Бог всех; потому что Творец всего, но собственно именуется Богом небесным; потому что служат Ему на небе обитающие Ангелы, и страна эта чиста от греха.