Источник

Псалом 45

Пс.45:1. В конец, о сынех Кореовых, о тайных, псалом.

НАДПИСАНИЕ

В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу из сынов Кореовых на мусикийском орудии.

СОДЕРЖАНИЕ

В сем псалме приносится благодарение Богу за сохранение Иерусалима от некоего великаго бедствия, а в прообразовательном смысле проповедует Пророк о Церкви, что она под покровительством Божиим среди всех напастей пребудет непоколебима во веки.

Пс.45:2. Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех обретших ны зело.

Хотя намерение Пророка вообще клонится здесь к тому, чтоб превознести Божию силу и благость, распространяющуюся на всех Божиих сынов: однако нет сомнения и в том, что сии слова в особенном разуме относит к лицу избраннаго народа, дабы отличить его от нечестивых языков, и сим образом прославить преимущество усыновления, которым почтил Бог одних токмо сынов Авраамовых. И потому ясно изображает, каков есть Бог к верным сынам Своим, дабы ведали все, что Он церковь Свою защищает. За сим следует наведение, что верные не имеют никакой причины трепетать и бояться, когда Бог всегда готов защищать и покровительствовать им, будучи вооружен непобедимою силою.

Пс.45:3. Сего ради не убоимся, внегда смущается земля, и прелагаются горы в сердца морская.

Пс.45:4. Возшумеша и смятошася воды их, смятошася горы крепостию его.

В Еврейском тексте слова сии яснее читаются так: Сего ради не убоимся, внегда смутится земля, и приложатся горы в средину моря: внегда возшумят и возволнуются воды его, потрясутся горы от возвышения его. Пророк сими словами изображает свойство истинныя и прямыя надежды, когда верные и при толиком смятении тварей, каковое здесь описывается так живо, что кажется аки бы самое небо упало, земля двинулась с своего места, и горы от оснований своих разселись до верхов, стоят спокойны и непоколебимы духом. Легко иметь надежду и показывать неустрашимость, когда нет близкой опасности; но когда потрясение всего мира угрожает всем погибелию, а сердца верных пребывают в покое, то отсюду не явно ли усматривается Божия сила, присутствующая при них? Впрочем когда говорит, не убоимся, тем самым не совсем изъемлет благочестивыя души от боязни, так как бы не имели никакого чувства, (ибо безчувствие весьма далеко отстоит от постоянства веры): но токмо научает, что верные при помощи Божией всегда находят в себе довольныя силы к преодолению всякаго страха.

Пс.45:5. Речная устремления веселят град Божий: освятил есть селение свое вышний.

Из вышереченных слов выводит Пророк такое заключение, что хотя бы воды морския вознеслися до небес и сильным стремлением своим испровергли самыя горы, но град Божий и посреде толь ужасных смятений пребудет спокоен и радостен, будучи доволен своими малыми источниками, не противополагая некоего великаго моря оным сильным волнам, о которых упомянул. Ибо Пророк просто разумеет здесь, что и малые потоки речные подадут граду святому полную материю к веселию, хотя бы впрочем весь мир поколебался. Сие же глаголет, приспособляя речь к малому потоку, текущему из Силоама, и проходящему чрез град Иерусалим. По сей причине Исаиа укоряет Иудеев, что они, презрев воды Силоамли, тихо текущия, пожелали рек глубоких и быстрых (Ис. 8:6). Почему вероятно, что ежели псалом сей сложен по поражении воинства Сеннахиримова, то Пророк с намерением употребил сии преносныя слова, дабы верные были удостоверены, что при помощи Божией могут и впредь обойтися без всяких пособий мира. Далее, нарицая Иерусалим святым селением Вышняго, приспособляет слово к обстоятельствам тогдашних времен. Ибо хотя Бог распространял владычество Свое на все колена Израилевы, но престол Свой утвердил во Иерусалиме; почему главное селение Его было во святилище.

Пс.45:6. Бог посреде его, и не подвижится: поможет ему Бог утро заутра.

Сими словами показывает, откуду святому граду толикая безопасность, и дает причину, что Бог пребывает посреде его, и потому не подвижится, то есть, не токмо не постраждет ничего тяжкаго, но ниже мало поколеблется. Ибо Бог во всякое время готов подать ему помощь, и притом весьма скорую, то есть, неотлагаемую до инаго времени, но всегда готовую, и в приличествующее время. Сие бо знаменует, утро заутра.

Пс.45:7. Смятошася язы́цы, уклонишася царствия: даде глас свой вышний, подвижеся земля.

Понеже церковь Божия всегда имеет врагов, и притом таких, которые с зверским и необузданным стремлением нападают на нее; сего ради Пророк учение свое, которое предложил выше о непобедимой помощи Божией, подтверждает первее опытом, потом выводит общее утешение, показывая, что рука Божия довольно сильна отвратить все усилия врагов. Таким образом повествует, что хотя враги церкви с ужасным ополчением пришли истребить град святый, но, Божиим гласом будучи поражены, все мгновенно разсыпалися и исчезли. Сие бо значит, смятошася язы́цы. И хотя Бог не гласом и воплем побеждает противных, но единым токмо мановением: однако не возбраняет и человеческим образом понимать силу Свою, возводя мысли наши от нижних к вышшим. Сего ради Пророк всегда вводит его вооруженна, хотя Бог ни в каком оружии не имеет нужды, ибо единым мановением не токмо грады, и царства, и страны, но и самую землю сотрясает.

Пс.45:8. Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль.

Здесь паки упоминает об усыновлении, по силе котораго отличил Бог Израильтян от всех прочих языков: иначе воспоминание Божией силы поразило бы всех одним токмо страхом. Отсюду убо приемлют дерзновение хвалиться, что Бог того ради избрал их в особенный народ, дабы силу Свою явить в защищении и хранении их. По сей причине Пророк, наименовав Бога Господем сил, тотчас присовокупляет другия прилагательныя имена: заступник наш Бог Иаковль, коими утверждает завет, учиненный древле с Авраамом, дабы потомки его, к коим собственно относится наследие Божия обетования, не сомневалися, что Бог равно и к ним милостив будет. Таким образом в стихе сем два полагаются довода, коими весьма ясно доказывается, что народ Божий ничего не должен бояться. Первое потому, что всемогущий Бог, Которому всяческая служат, есть Помощник народу Своему; второе потому, что Тот же не токмо может, но и хощет народу Своему помогать, поскольку благоволит нарицаться Богом Иаковлим, от котораго сам по плоти произошел.

Пс.45:9. Приидите и видите дела Божия, яже положи чудеса на земли:

Пс.45:10. отъемля брани до конец земли, лук сокрушит и сломит оружие, и щиты сожжет огнем.

Здесь, как кажется, Пророк припоминает Израильтянам о тех чудных делах, которыя произвел Бог над врагами их, поразив чрез Ангела в одну нощь все Ассирийское воинство, состоявшее из ста осмидесяти тысящ вооруженных воинов, и которыми засвидетельствовал, что Он есть наилучший и вернейший покровитель церкви Своея, дабы верные отсюду восприяли оружие и силы против всех нападений, могущих случиться впредь. Почему не всуе призывает всех, и убеждает размышлять о Божиих делах, а чрез то прикровенно укоряет небрежение тех, кои не так внимательны к Божиим делам, как должно. Сего ради великолепными словами превозносит Божию силу, явленную в сохранении избраннаго народа, которая понеже обыкновенно презираема бывает, или не уважается по достоинству, когда действует просто: для того предлагает на среду запустения и другия чудеса, сильнее действующия на человеческия чувства. Следующия слова: отъемля брани до конец земли, лук сокрушит и сломит оружие, сказаны в таком смысле, чтоб верные и в предбудущее время того же ожидали, что теперь видят на самом опыте собывшееся. В самом деле мы видим из священной истории, коль сильно защищал Бог церковь Свою. Ибо не единожды, но многократно сокрушая луки, преломляя оружие, и сожигая щиты огнем, удалял брани от пределов земли Иудейския. Да и вероятно, что Пророк, взяв отсюду случай, привел Иудеям на память, коль часто Бог сокрушал величайшия ополчения врагов. Впрочем нет сомнения, что он описывает сии чудеса с тем намерением, чтоб и мы во время мятежей мира прибегали к Богу, и от Него надеялися покоя и тишины.

Пс.45:11. Упразднитеся и разумейте, яко аз есмь Бог: вознесуся во языцех, вознесуся на земли.

Пс.45:12. Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль.

Здесь, как кажется, особенно обращает слово ко врагам Божия народа, и дабы придать больше силы слову, вводит самого Бога глаголющаго, и первее повелевает им предстать или успокоиться от дерзких начинаний, потом познать, кто есть Бог. Ибо мы видим, что когда люди безразсудно на все стремятся, тогда нет никакого кротости места. Сего ради Пророк не без причины требует кротости от врагов церкви, дабы успокояся и укротивши ярость, восчувствовали, что они брань творят не с людьми, но с Богом; сему подобное изречение видели мы во Пс. 4:5, где сказано: гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся. Сущность слов состоит в том, чтоб враги, усмиря мятущияся страсти, покорилися Израилеву Богу, и отдали Ему достодолжную славу: а ежели продолжат неистовство свое, то ведали бы, что Божия сила не в одних заключается пределах Иудеи, и что Ему не трудно будет простерть мышцу свою далече во языки, и повсюду себя прославить. На конце повторяются слова, реченныя выше, то есть, что Бог довольно имеет оружия и сил для защищения Своея церкви.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle