Псалом 105
Аллилуиа. «В сем псалме, – говорит бл. Феод., – пророческое слово напоминает благодеяния Божии, обвиняет в неблагодарности и показывает различные наказания, наложенныя на облагодетельствованных». «В сем псалме, – говорит св. Афан., – пророк перечисляет грехи народа, показывая, за что отвержены Израильтяне». Если верить раввинам, то псалом сей, как и предыдущий, коего этот есть продолжение, пели на Сионе пред ковчегом завета. Три стиха (1, 47, 48) сего псалма взяты из песни царя Давида, петой по принесении ковчега на Сион. См. 1Пар. 16:34, 35, 36. По мнению св. Афанасия и бл. Феодорита, псалом сей содержит молитву пленных в Вавилоне, что видно из замечаний их на 46 стих.
1. С Евр.: «Славьте Господа, ибо Он благ; ибо вовек милость Его».
2. С Евр.: «Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его»?
3. С Евр.: «Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время»!
4. Помяни нас, Господи, во благоволении людей Твоих. «Здесь, – говорит бл. Феод., – пророк подразумевает народ новый и Церковь из язычннков». «Иудеи молятся, чтобы им причаститься спасения, дарованного язычникам», поясняет св. Афаыасий. С Евр.: «Вспомни о мне, Господи, в благоволении к народу Твоему; посети меня спасением Твоим».
5. С Евр.: «Дабы мне видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим».
6. С Евр.: «Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду».
7. И преогорчиша восходяще в Чермное море: – «ибо увидев, что преследуют Египтяне, а море препятствует спасаться бегством, не хотели ожидать Твоей помощи, но возопили на великого Моисея: «Разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне»? (Исх. 14:11. Бл. Феодорит). С Евр.: «Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря».
8. Сказати силу Свою. С Евр.: «Но Он спас их ради имени Своего, дабы показать могущество Свое».
9. Запрети Чермному морю, и изсяче. С Евр.: «Грозно рек морю Чермному, и оно изсохло; и провел их по безднам, как по суше». Т.е. когда разделенныя воды соделались двумя стенами по правую и по левую сторону, тогда в этом пустом пространстве дно морское высохло, и Евреи перешли среди моря по суше (Исх. 14:22, 16), как «по равнине».
10. С Евр.: «И спас их от руки ненавидящего, и избавил их от руки врага».
11. Покры вода стужающыя им. С Евр.: «Воды покрыли врагов их, ни одного из них не осталось». Т.е. воды покрыли Египтян, притеснителей Евреев. Ни един от них избысть – ни одного не осталось из притеснителей, всех потопила вода морская.
12. С Евр.: «И поверили они словам Его, (и) воспели хвалу Ему».
13. С Евр.: «Но скоро забыли дела Его, не дождались Его изволения».
14. С Евр.: «Увлеклись похотением в пустыне, и искусили Бога в необитаемой».
15. С Евр.: «И Он исполнил прошение их, но послал язву на души их».
16. С Евр.: «И позавидовали в стане Моисею и Аарону, святому Господню».
17. Покры на сонмищи Авирона. С Евр.: «Разверзлась земля, и поглотила Дафана, и покрыла скопище Авирама». Т.е. земля покрыла Авирона на том месте, где было собрание его сообщников – семейство и единомышленники; всех поглотила земля (Числ. 16:27).
18. С Евр.: «И возгорелся огонь в скопище их, пламень попалил нечестивых».
19. С Евр.: «Сделали тельца у Хорива, и поклонились истукану» (Исх. 32:4).
20. Измениша славу Его (Божию) в подобие тельца ядущего траву. Этими словами певец выражает крайнее безумие Евреев, которые вместо истинного Бога, так поразительно и недавно проявившего Свою славу в чудесах, стали покланяться изображению тельца ядущего траву. О чем могло говорить уму и сердцу такое жалкое изображение!
21. С Евр.: «Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте».
22. С Евр.: «Дивное в земле Хамовой, страшное у Чермного моря».
23. С Евр.: «И хотел истребить их, если бы Моисей, избранный Его, не стал пред Ним в расселине, чтобы отвратить ярость Его, да не погубит (их)».
24, 25. И уничижиша землю желанную. Т.е. не хорошо отзывались о земле обетованной, по возвращении соглядатаев; «потому что последние худо говорнли о земле, а тем совращали и других» (Св. Афан.). Тогда (ст. 25 с Евр.): «И роптали в шатрах своих, не слушались гласа Господня».
26. С Евр.: «И поднял Он руку Свою на них, чтобы низложить их в пустыне».
27. С Евр.: «Низложить племя их в народах, и рассеять их по землям».
28. И причастишася Веельфегору, и снедоша жертвы мертвых. С Евр.: «Они прилепились к Ваалфегору, и ели жертвы бездушным» (Числ. 25:3). «Это, – говорит св. Афан., – идол Аммонитский, у Еллинов называемый Кроном. По бл. Феодориту: «Беелфегор есть идол, чтимый Моавитянами; Фегором называлось место, где стоял идол584, а самый идол именовался Ваалом. Говорят же, что на языке Эллинском он называется Кроном. Жертвами мертвых пророк именует так называемые у Эллинов возлияния, которыя они имели обычай приносить мертвым. Но не погрешит, кто и самых, так называемых ими богов, наименует мертвыми»585 (Бл. Феод.).
29. С Евр.: «И раздражали Бога делами своими, и вторглась к ним язва».
30. И преста сечь586. С Евр.: «И восстал Финеес, и произвел суд, – и остановилась язва». За гнусное служение Ваалфегору Бог приказал повесить всех военачальников Еврейского народа, а прилепившихся к идолу побивать. Таким образом погибло 24.000. Финеес своею ревностию отвратил гнев Божий, тогда поражение (сечь) прекратилось (Числ. 25:1–14).
31. С Евр.: «И это вменено ему в праведность в роды и роды во веки».
32. И прогневаша Его на воде пререкания, т.е. Евреи прогневали у вод Меривы. Так названо место, где Евреи роптали на отсутствие воды, и где Моисей потерпел за них гнев Божий. См. след. ст. 33.
33. И разнствова устнама своима. Когда на требование воды, не без сомнения, Моисей сказал непокорным: еда из камене сего изведу вам воду (Числ. 20:10), и ударил в скалу дважды вместо того, чтобы только сказать скале, и она дала бы воду без ударения (ст. 8), за что Бог осудил Моисея и Аарона и не дал им ввесть Еврейский народ в землю обетованную. Это и значит: разнствова устнама своима, т.е. сказал, чего не следовало говорить; не устоял, допустил то, чего, конечно, и не думал допускать – разнствовал, как бы разделился сам в себе; по бл. Феод. – «сказал не без сомнения». Но кто и сомневается только, тот уже разнствует в душе своей. С Евр.: «Ибо они огорчили дух его, и он погрешил устами своими».
34. С Евр.: «Не истребили народов, о которых сказал им Господь».
35. С Евр.: «Но смешались с язычниками, и научились делам их».
36. С Евр.: «Служили истуканам их, которые были для них сетью».
37. И пожроша сыны своя и дщери своя бесовом. С Евр.: «И приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам». Те, которые приносили в жертву идолам Ханаанским (ст. 38) своих сыновей и дочерей, те в собственном смысле приносили в жертву бесам, демонам; ибо вси бози язык бесове (Пс. 95:5). «Демонам соорушаемы были храмы, для демонов строились жертвенники, для демонов поставлялись жрецы, демонам приносили жертвы, в идолах обитали духи злобы». Таково общее учение Отцов587. Здесь разумеется служение Моавитскому и Аммонитскому идолу Молоху, которому приносили кровавые человеческие жертвы. От этого служения особенно предостерегал Евреев Бог чрез Моисея (Лев. 18:21), за это идолослужение после укоряли Иудеев пророки (Иер. 7:31, 19:5; Иез. 16:20. – Сн. 4Цар. 16:3).
38. И убиена бысть земля их кровми. С Евр.: «Проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, – и осквернилась земля кровью».
39. И соблудиша в начинаниих своих. С Евр.: «Оскверняли себя делами своими, блудодействовали поступками своими». «Блудом здесь, – говорит бл. Феод., – пророк называет не только непотребство, но и служение идолам».
40. И омерзи достояние свое. С Евр.: «И воспылал гнев Господа на народ Его, и возгнушался Он наследием Своим». Евреи своими языческими мерзостями стали противны Богу, а потому, в наказание, унижены, приведены в презрение у соседственных народов.
41. И обладаша ими ненавидящии их – Моавитяне, Аммоннтяне, Амаликитяне, Мадианитяне и Филистимляне (Бл. Феод.).
42. С Евр.: «Враги их утесняли их, и они смирялись под рукою их».
43. И смиришася в беззакониих своих. С Евр.: «Много раз Он избавлял их; они же раздражали (Его) упорством своим, и были уничижаемы за беззаконие свое». Смиришася, т.е. были унижены, наказываемы за свои беззакония, гибли. «Слова: смиришася в беззакониих своих, – говорит св. Афан., – подобны следующим: и не восхотесте (Лк. 13:24). Бог наказывал Евреев для вразумления, давал опять место и человеколюбию, но они воздавали Ему поступками враждебными»; – или, как говорит об этом же упорстве Ездра: «Хребет свой сделали упорным, и шею свою держали упруго, и не слушали» (Неем. 9:29).
44. С Евр.: «Но Он призирал на скорбь их, когда слышал вопль их».
45. И раскаяся по множеству милости Своея. С Евр.: «И вспоминал завет Свой с ними, и раскаивался по множеству милости Своей». «Раскаянием пророк называет прекращение наказания, потому что Бог не раскаивается» (Бл. Феод.).
46. И даде я в щедроты пред всеми пленившими я. С Евр.: «И возбуждал к ним сострадание во всех, пленявших их». Т.е. те, которые брали в плен себе Евреев, и те, по действию Божию, питали к ним сожаление. «Говорит это, разумея Кира, который освободил Евреев из плена, также Дария и Артаксеркса, которые дали денег на построение храма (Иерусалимского)» (Св. Афан.).
47. И собери ны от язык. Эти слова показывают, что когда написан был сей псалом, Евреи были рассеяны между народами. Может быть, здесь молит Бога возвратившийся из плена Ездра о том, дабы и прочие Евреи, еще оставшиеся в плену и рассеянные за Евфратом при Салманассаре, возвратились в свое отечество. С Евр. весь стих: «Спаси нас, Господи, Боже наш, и собери нас от народов, дабы славить святое имя Твое, хвалиться Твоею славою». Здесь под хвалою или славою, по бл. Феодориту, разумеется слава спасения, явленная миру чрез искупление людей. Даруй нам, Господи, хвалиться этою Твоею славою спасения, даруй прощение, познание истины; веру во Владыку Христа и введи нас в новый завет.
48. С Евр.: «Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! И да скажет весь народ: аминь! Аллилуия!
Примеч. 105 псалмом кончается у Евреев четвертая часть псалмов.
* * *
Моисей после победы над Мадианитянами остался недоволен военачальниками за то, что они оставили в живых женщин Мадиамских, потому что последние, по совету Валаама, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору. Числ. 31, 15. 16. Из этого видно, что Фегором назывался, по-видимому, самый идол Аммонитский и Моавитский. Сн. Числ. 23, 8, 25, 18. Осии IX, 10. Служение Ваалфегору, как и Приапу, было самое гнусное.
По Калмету, под жертвами мертвых разумеются жертвы в честь Адониса или Озириса, смерть коего каждогодно оплакивали и приносили жертвы.
Сечь θραυσις – сокрушение, побитие от θραυω – ломаю, сокрушаю.
См. Догм. Богословие Арх. Иакария, т. 2, стр. 561.