Изъяснение псалма 105-го.
«Аллилуия» В сто четвертом псалме пророческое слово описывало Божии благодеяния; а в сем псалме и благодеяния напоминает, и облагодетельствованных обвиняет в неблагодарности, и показывает различныя наказания на них наложенныя. Излагается же псалом как бы от лица благочестивых, которые оплакивают общия бедствия, и умоляют о пощаде.
Пс.105:1. Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.
«Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его». И за прежния благодеяния песнословьте Владыку, и ожидайте исполнения благих надежд; потому что Владыка благ и человеколюбив, и не престает водиться всегда милостию. Потом Пророк показывает, сколько повествование о чудесах Божиих превышает естество человеческое.
Пс.105:2. Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его?
«Кто возглаголет силы Господни? Слышаны сотворит вся хвалы Его?» Никакое слово недостаточно к песнопению Бога всяческих.
Пс.105:3. Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время!
«Блажени хранящии суд, и творящии правду во всякое время». За сознанием греха следует ублажение добродетели; потому что, кто несет наказания за грех, тот ублажает освободившихся от онаго и украшающих жизнь свою правдою, – ублажает же не того, кто однажды поступил правдиво, но кто всегда и непрестанно следует по следам правды.
Пс.105:4. Вспомни о мне, Господи, в благоволении к народу Твоему; посети меня спасением Твоим.
«Помяни нас Господи во благоволении людей Твоих, посети нас спасением Твоим». Здесь Пророк подразумевает народ новый и церковь из язычников, которую Господь сподобил спасения, и общение с которою восхищать себе поучаются и Иудеи. Согласно же с сим разумением и присовокупляемое.
Пс.105:5. Дабы мне видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим.
«Видети во благости избранныя Твоя, возвеселитися в веселии языка Твоего, хвалитися с достоянием Твоим». То есть, умоляем о том, чтобы и нам быть причастниками в веселии новаго народа Твоего, и иметь общение в оказываемой ему благости.
Пс.105:6. Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду.
«Согрешихом со отцы нашими, беззаконновахом, неправдовахом»; то есть, как бы в некоторое наследство прияли мы от отцев нарушение законов Твоих; отцами же называет Пророк не святых патриархов, но бывших после них. Сие дал он видеть в следующих за сим словах.
Пс.105:7. Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря.
«Отцы наши во Египте не разумеша чудес Твоих, не помянуша множества милости Твоея». Ибо после стольких чудес, совершенных ради них в Египте, не восхотели уразуметь силу Твою.
«И преогорчиша восходяще в Чермное море». Ибо увидев, что преследуют Египтяне, а море препятствует спасаться бегством, не восхотели ожидать Твоей помощи, но возопили на великаго Моисея, говоря: «за еже не быти гробом во Египте, извел еси нас умертвити в пустыне» сей (Исх. 14, 11). Впрочем, хотя оказались они неблагодарными, Ты сподобил их спасения. Ибо Пророк присовокупил следующее.
Пс.105:8. Но Он спас их ради имени Своего, дабы показать могущество Свое.
Пс.105:9. Грозно рек морю Чермному, и оно иссохло; и провел их по безднам, как по суше.
Пс.105:10. И спас их от руки ненавидящего и избавил их от руки врага.
«И спасе их имене Своего ради, сказати силу Свою»; «И запрети Чермному морю, и изсяче, и преведе я в бездне яко в пустыни». «И спасе я из руки» ненавидящаго, «и избави я из руки врага». Ибо, словом дно морское обнажив от вод, великую эту бездну соделал для них удобопроходимою коням пустынею. В пустынях много удобства шествующим от того, что нет растений и препятствующих шествию преград; посему удобство перехода чрез море Пророк выразил сравнением его с пустынею.
Пс.105:11. Воды покрыли врагов их, ни одного из них не осталось.
«Покры вода стужающия им: ни един от них избысть»; потому что вода потопила всех Египтян; одно и тоже море Евреям послужило во спасение, а Египтянам – в наказание.
Пс.105:12. И поверили они словам Его, [и] воспели хвалу Ему.
«И вероваша словеси Его, и воспеша хвалу Его». Ибо у поющих мужей начальником был великий Моисей, а у лика жен – Пророчица Мариам. Предана же письмени и песнь их.
Пс.105:13. Но скоро забыли дела Его, не дождались Его изволения.
Пс.105:14. Увлеклись похотением в пустыне, и искусили Бога в необитаемой.
«Ускориша, забыша дела Его: нестерпеша совета его»: «И похотеша желанию в пустыни, и искусиша Бога во безводней». Имея столько сильных удостоверений в Божием могуществе, не просили снабдить необходимым, и не ожидали Божия дара, но тотчас начали злословить Божиих служителей.
Пс.105:15. И Он исполнил прошение их, но послал язву на души их.
«И даде им прошение их, посла сытость в души их». Прошением Пророк назвал пожелание; потому что не просили, но роптали. Однако же дал им Бог обилие мяс, и хлеб нерукотворенный, и сладкую в обилии воду.
Пс.105:16. И позавидовали в стане Моисею и Аарону, святому Господню.
«И прогневаша Моисея в стану, Аарона святаго Господня». Ибо Корей и его сообщники покушались похитить священство, а Дафан и Авирон замышляли присвоение себе другаго начальства.
Пс.105:17. Разверзлась земля, и поглотила Дафана и покрыла скопище Авирона.
Пс.105:18. И возгорелся огонь в скопище их, пламень попалил нечестивых.
«Отверзеся земля и пожре Дафана, и покры на сонмищи Авирона»: «И разжжеся огнь в сонме их, пламень попали грешники». Дафан и Авирон со всем семейством поглощены землею, а Корей и бывшие с ним попалены ниспосланным от Бога огнем. Наказания же сии Бог наложил, побуждая других уцеломудриться, но они не восхотели извлечь из сего пользы. Сие видно из повествования о том, на что́ они отважились.
Пс.105:19. Сделали тельца у Хорива и поклонились истукану.
«И сотвориша телца в Хориве». Пророк не просто упомянул о горе, но с намерением показать чрезмерность нечестия. Ибо на сей горе явился Господь всяческих; там исполнил их страха, явившись в сильном огне, при звуках труб, при ударах грома, среди страшных явлений изрекая закон; там отважились они на нечестие.
«И поклонишася истуканному». И это служит обвинением в другом еще безумии. Ибо видели, что получило оно вид свой от искусства человеческаго, и воздали сему Божеское чествование.
Пс.105:20. И променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву.
«И измениша славу Его в подобие тельца ядущаго траву». Весьма приличными чертами Пророк изобразил неразумие их. Ибо вместо того, Кто совершил столько чудес, Кто даровал им чудное оное спасение, и может производить столько и таких дел, почтили изображение тельца, когда тот, с кого снято сие изображение, имеет нужду в питании. Да и пища у тельца не хлеб, предлагаемый существам словесным, но трава и сено. А изображение тельца гораздо маловажнее самаго тельца, который по естеству безсловесен, питается сеном и дан в служение людям. Ибо изображение сие не только безсловесно, но и не одушевленно, не может ни действовать, ни мычать, ни есть. Однако же и сие столько безсильное предпочли они Богу всяческих.
Пс.105:21. Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте.
Пс.105:22. Дивное в земле Хамовой, страшное у Чермного моря.
«И забыша Бога спасающаго их, сотворшаго велия во Египте». «Чудеса в земли Хамове, страшная в мори Чермнем». Не содержали в памяти ни собственнаго спасения, ни казни египетской, ни великаго чуда на море; но вдруг презрели все это.
Пс.105:23. И хотел истребить их, если бы Моисей, избранный Его, не стал пред Ним в расселине, чтобы отвратить ярость Его, да не погубит [их].
«И рече потребити их, аще не бы Моисей избранный Его стал в сокрушении пред Ним, возвратити ярость Его, да не погубит их». Ибо, когда изрек Бог всяческих: «остави Мя, и возъярився гневом, потреблю их: и сотворю тя в язык велик» (Исх. 32, 10); тогда блаженный Моисей сказал: «аще оставиши им грех, остави: аще же ни, изглади мя из книги, в нюже вписал еси» (Исх. 32:32).
Пс.105:24. И презрели они землю желанную, не верили слову Его.
Пс.105:25. И роптали в шатрах своих, не слушались гласа Господня.
«И уничижиша землю желанную, не яша веры словеси Его»: «И поропташа в селениих своих, не услышаша гласа Господня». Пророк упоминает о непокорности при другом случае. Ибо, когда повелел Бог войти в обетованную землю, они, впав в недуг боязни явно воспротивились, говоря, что Хананеи мужественны, сами же они не имеют достаточных сил вступить с ними в сражение. А это- явный знак неверия; потому что самовидцам столь многих и великих чудес справедливо было во всем довериться могуществу Спасшаго их.
Пс.105:26. И поднял Он руку Свою на них, чтобы низложить их в пустыне.
Пс.105:27. Низложить племя их в народах и рассеять их по землям.
«И воздвиже руку Свою на ня, низложити я в пустыни», «И низложити семя их во языцех, и расточити я в страны». Господь хотел подвергнуть их казни, которая соответствовала бы их неверию, и навести на всех вместе пагубу; но, водясь обычным Ему человеколюбием, отчасти только наказал их.
Пс.105:28. Они прилепились к Ваалфегору и ели жертвы бездушным.
Пс.105:29. И раздражали Бога делами своими, и вторглась к ним язва.
«И причастишася Веелфегору, и снедоша жертвы мертвых»: «И раздражиша Его в начинаниих своих». Предавшись снова невоздержанию, и смесившись с женами Моавитян, обучились их нечестию. Веелфегор же есть идол, чтимый Моавитянами; и Фегором называлось место, где стоял идол, а самый идол именовался Ваалом. Говорят же, что на языке эллинском называется он Кроном. «Жертвами мертвых» Пророк именует так называемыя у Эллинов возлияния, которыя имели они обычай приносить мертвым. Но не погрешит, кто и самых, так называемых ими богов, наименует мертвыми.
«И умножися в них падение». Ибо наслал еще на них другаго рода смерть.
Пс.105:30. И восстал Финеес и произвел суд, – и остановилась язва.
«И ста Финеес и умилостиви, и преста сечь».
Пс.105:31. И это вменено ему в праведность в роды и роды во веки.
«И вменися ему в правду, в род и род до века». Слово: «сечь» Симмах перевел: язва. Это показывает и история. Ибо Замврия, который имел безстыдство явно блудодействовать с некоею Мадианитянкою, Финеес пронзил копьем вместе с сею женщиною. Бог, прияв ревность, похвалил его самаго, но воспретил подвергать казни других.
Пс.105:32. И прогневали Бога у вод Меривы, и Моисей потерпел за них.
Пс.105:33. Ибо они огорчили дух его, и он погрешил устами своими.
«И прогневаша Его на воде пререкания, и озлоблен бысть Моисей их ради»: «Яко преогорчиша дух его, и разнствова устнама своима». Ибо, приступив к Моисею, который оплакивал сестру, с великим безчинием просили удовлетворить их нужде; а он, изнемогая духом и видя их невоздержание, объятый и гневом и скорбию, не с обычным ему послушанием исполнил Божие повеление, но, выразив в словах некое сомнение, ударил в камень, и извел воду. Это и значит сказанное: «разнствова устнами своима», то есть, сказал не без сомнения. Ибо сказано: «рече к ним Моисей: ...еда из камене сего изведу вам воду» (Числ. 20, 10)? За сие-то, конечно, прогневавшись Бог всяческих, не дал ему земли обетованной отцам, но повелел ему приять конец жизни, а обетование исполнил чрез Иисуса Навина. Но Правитель всяческих, хотя, по-видимому, обратил это в наказание Моисею, однако же при совершении сего имел в виду и нечто другое. Во-первых, зная неразумие Иудеев, не допустил в исполнение придти всему обетованию Моисеем, чтобы не почли его Богом; потому что обоготворившие изображение тельца, какого чествования не воздали бы бывшему служителем стольких чудес? Потому-то и гроб его соделал Бог сокровенным. Сверх же сего, что было с законодателем, тем самым угодно было Богу показать временность закона. Ибо, если законодатель не насладился обладанием обетованной земли, то легко было уразуметь из сего, что и они не долго будут пользоваться сим о них промышлением. Так, описав, что было в пустыне, Пророк обличает преступление, совершенное Иудеями в земле обетования.
Пс.105:34. Не истребили народов, о которых сказал им Господь.
«Не потребиша языки, яже рече Господь им».
Пс.105:35. Но смешались с язычниками и научились делам их.
Пс.105:36. Служили истуканам их, которые были для них сетью.
«И смесишася во языцех, и навыкоша делом их». «И поработаша истуканным их, и бысть им в соблазн». Бог воспретил смешение, по причине общения в нечестии, чтобы, отъяв начало предотвратить и конец, в корне истребить плод, меньшим злом предварительно подавить худшее. Однако же они, и в этом преступив Божий закон, «не потребиша» злочестивые «языки», не избегали общения с ними, но поревновали лукавому их житию.
Пс.105:37. И приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам.
«И пожроша сыны своя и дщери своя бесовом».
Пс.105:38. Проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, – и осквернилась земля кровью.
Пс.105:39. Оскверняли себя делами своими, блудодействовали поступками своими.
«И пролияша кровь неповинную, кровь сынов своих и дщерей, яже пожроша истуканным ханаанским. И убиена бысть земля их кровми». «И осквернися в делех их». Крайний верх нечестия показали они в себе. Ибо не высшая ли степень злочестия – осквернять землю кровями сыновей и дочерей, и приносить их в жертву кровожадным демонам? Богу не приносили они и узаконеннаго, а идолам закалали и детей.
«И соблудиша в начинаниих своих». Блудом называет здесь Пророк не только непотребство, но и служение идолам. Поскольку, вступив в союз с Богом, возлюбили служение идолам; то суеверное сие чествование справедливо назвал блудом.
Пс.105:40. И воспылал гнев Господа на народ Его, и возгнушался Он наследием Своим.
Пс.105:41. И предал их в руки язычников, и ненавидящие их стали обладать ими.
Пс.105:42. Враги их утесняли их, и они смирялись под рукою их.
«И разгневася яростию Господь на люди Своя, и омерзи достояние Свое»: «И предаде я в руки врагов, и обладаша ими ненавидящии их». «И стужиша им врази их, и смиришася под руками их». Сие показывают и история Судей и книги Царств. Бог предавал их, то Моавитянам, то Аммонитянам, а иногда Амаликитянам, Мадианитянам и Филистимлянам, чтобы сие наказание послужило в пользу.
Пс.105:43. Много раз Он избавлял их; они же раздражали [Его] упорством своим, и были уничижаемы за беззаконие свое.
«Множицею избави я: тии же преогорчиша его советом своим, и смиришася в беззакониих Своих». Наложив наказание, являл опять и человеколюбие; но они воздавали Ему противным.
Пс.105:44. Но Он призирал на скорбь их, когда слышал вопль их.
«И виде Господь внегда скорбети им, внегда услышаше моление их». Сие показывает и история, а именно, что вынуждаемые необходимостию обращались с прошениями к Богу, и как скоро просили, бывали услышаны.
Пс.105:45. И вспоминал завет Свой с ними и раскаивался по множеству милости Своей.
«И помяну завет Свой, и раскаяся по множеству милости Своея». Ибо ради обетований, данных отцам, оказывал милость. Раскаянием же Пророк называет прекращение наказания; потому что Бог не раскаявается; Он не благоугождается, то тем, то другим, но, премудро всем управляя, и наказание налагает, и являет человеколюбие.
Пс.105:46. И возбуждал к ним сострадание во всех, пленявших их.
«И даде я в щедроты пред всеми пленившими я». Так умиротворил и преклонил на милость Кира, соделал, что дал он свободу пленникам.
Пс.105:47. Спаси нас, Господи, Боже наш, и собери нас от народов, дабы славить святое имя Твое, хвалиться Твоею славою.
«Спаси ны Господи Боже наш, и собери ны от язык; исповедатися имени Твоему святому, хвалитися во хвале Твоей». И сие дает видеть, что пророческое слово научает Иудеев, как должно умилостивить им Бога, чтобы сподобиться Его о себе попечения. И божественный Апостол предвозвестил будущее Иудеям спасение чрез Илию Фесвитянина. «Приидет от Сиона, – говорит он, – избавляяй, и отвратит нечестие от Иакова: и сей им от Мене завет, егда отъиму грехи» (Рим. 11, 26–27). Посему, не возсоздания Иерусалима, согласно с баснями неразумных, не служения подзаконнаго, не жертв безсловесных, не обрезания, не субботы, не кроплений, служивших только сению, должно ожидать им после всесвятаго крещения (это бред упившихся старух); но призвания, и познания истины, и веры во Владыку Христа, и постановления новаго завета.
Пс.105:48. Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! И да скажет весь народ: аминь! Аллилуия!
«Благословен Господь Бог Израилев от века, и до века: и рекут вси людие: буди буди». Ибо всеми песнословим Господь всяческих, наименовавший Себя Богом Израилевым, столько соделавший для спасения человеческаго. Целому же народу надлежит глас поющих заключить словом: «аминь»; потому что сие: «буди, буди» Еврей выражает словами: «аминь, аминь». Почему и соблюдается в церквах обыкновение, народу согласие свое на славословие иерея изъявлять словом: «аминь», вступать чрез сие с ним в общение, и принимать благословение.