Беседа седьмая
Дорогие братья и сестры! Я рад вас всех видеть. Сегодня мы с вами с Божьей помощью рассмотрим 20-ю и 21-ю главы Книги Бытия. Я напомню, что наш цикл называется «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов», потому что мы будем больше обращать внимание именно на те взаимоотношения в семейной жизни, которые складывались у ветхозаветных патриархов.
С 12-й главы Книги Бытия по 50-ю главу – это история одной семьи. Это жизнь Авраама, жизнь его сына Исаака, его правнука Иакова и его праправнука Иосифа.
То, что называется еврейской национальностью, то есть нация как таковая возникает только в Книге Исход. А с 12-й главы и до конца Книги Бытия – это история одной семьи, когда еще никакой речи не было о едином народе, о новой нации.
Итак, 20-я глава. Она начинается словами:
«Авраам поднялся оттуда к югу и поселился между Кадесом и между Суром; и был на время в Гераре» (Быт. 20:1).
«Авраам поднялся оттуда…» (Быт. 20:1), увидев, что уничтожены города, и люди перестали приближаться к этой местности, и Авраам уже не мог осуществлять прием путников под свой кров.
С другой стороны, двойной инцест Лота стал известен многим, и Авраам поспешил дистанцироваться от него.
Давайте вспомним, что на священном языке «подняться» означает приблизиться к Иерусалиму. А «спуститься» – удалиться от Иерусалима или от Святой земли. Потому, что Святая земля представляется бытописателю Моисею как бы некоей духовной горою: если кто возвращается на Святую землю – он поднимается, восходит, а если кто-то удаляется – он нисходит или спускается. И те, кто делал синодальный перевод, учитывали это, поэтому здесь мы встречаем такие слова.
Нас может удивить, с какой легкостью Авраам «поднялся» и переселяется с одного места на другое. При этом он не стремится приобретать собственность среди туземцев, единственным его приобретением в земле Ханаана станет пещера для погребения (Махпела).
«Посмотри, как прост и неизыскан был образ жизни праведников, с каким удобством они совершали свои переселения, устраивали свою жизнь как странники и пришельцы и, то здесь, то там водружая свои палатки, как бы всю жизнь проводили в чужой стране. Однако не так поступаем мы. Живя в чужой стране, будто в отечестве, мы, напротив, воздвигаем великолепные дома, с портиками и галереями, приобретаем во владение поместья, строим роскошные бани и еще многое другое без числа. Посмотри же, как у праведника все имущество заключается в домочадцах и в стадах и как нигде он не имеет постоянного жилища, но то в Вефиле ставит свою палатку, то под дубом мамрийским, то переходит в Египет, а теперь находится в Гераре, и все это переносит с благодушием и за все воздает искреннее благодарение своему Господу. После столь великих обетований и благовестий, данных ему от Бога, видя себя окруженным такими тяжкими обстоятельствами, подвергаясь многим и разнообразным искушениям, он оставался непоколебимым, как адамант, постоянно показывая в себе дух благочестивый и среди всех препятствий нисколько не ослабевая в деятельности. Посмотри и теперь, возлюбленный, какое искушение постигает его в Гераре, и подивись твердости праведника в добродетели. Это искушение, ни для кого не выносимое, так что иной не мог бы и слышать о нем, он перенес без огорчения, не требуя от Господа отчета в случившемся, как делают многие люди, будучи притом сами обременены бесчисленным множеством прегрешений. Они, когда подвергаются каким-либо скорбям, тотчас предаются беспокойству и пытливости и спрашивают: для чего случилось то и то? для чего это попустил Бог? Но не таким был праведник, за то и тем большую помощь он получал свыше. Именно таково свойство истинно благомыслящего раба – не испытывать того, что от Господа бывает, а принимать от Него все в безмолвии и с благодарением»177.
Итак, Златоуст предлагает нам не иметь собственности за границей, «живя в чужой стране, будто в отечестве», и все средства вкладывать в домочадцев, подражая, таким образом, праведному Аврааму.
С другой стороны, Златоуст обращает внимание на то, что Авраам, сталкиваясь с теми или иными трудностями, не вопрошает Бога: «для чего случилось то и то? для чего это попустил Бог?», но все воспринимает с глубоким упованием на божественные Промыслы.
«Авраам поднялся оттуда к югу…» (Быт. 20:1). Юг – это земля, которая принадлежала колену Иудину. Из этого колена произошел дом царя Давида и по плоти Господь наш Иисус Христос, о чем в Евангелии от Матфея, мы и читаем: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф. 1:1).
Подняться «к югу» означает, в данном случае, подняться к Иерусалиму, потому что Иерусалим – это сердце земли, которая была отдана позже колену Иудину. Иерусалим становится священным городом только тогда, когда царь Давид почти три тысячи лет тому назад освободил этот город от филистимлян, от тех нечестивых людей, которые там жили.
Но все равно этот город, это место считалось святыней уже при Аврааме, и целый ряд событий связан именно с этим местом. Есть истолкование, что лестница Иакова, которую он видел от земли до неба, была как раз над горою Мориа. И жертвоприношение Исаака как раз тоже совершалось на горе Мориа. То есть это место – особое место. Те из вас, кто был в Иерусалиме, знают, что это – удивительный город: летом там прохладно, а зимой – тепло.
Сказано: «Так говорит Господь Бог: это Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него – земли» (Иез. 5, 5). И еще: «На святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь, – подобно тому, как сыны Израилевы» (Ис. 66:20).
И когда едешь из аэропорта «Бен-Гурион» к Иерусалиму, это буквально видно: все выше, выше, выше поднимаешься в горы.
Как мы с вами определились ранее, все стоянки Авраама связаны с какими-то событиями, которые происходили в истории еврейского народа. Первая стоянка была в Сихеме, когда он вошел в землю обетованную – это место, где изнасиловали Дину, его праправнучку, и была опасность уничтожения всего еврейского народа.
Следующая стоянка была на восток от Вефиля. Это то самое место: «Вефиль был на запад, а Гай на восток» (Быт. 12:8), которое описано в Книге Иисуса сына Навина (Нав. 8:9–28), где израильский народ входил в землю обетованную, и были серьезные военные конфликты.
А известное место дубравы Море находится рядом с двумя горами: гора Гаризим и гора Геваль. Это место описано в Книге Второзакония (Втор. 11:29–30). Гора Гаризим – это гора, на которой произносились благословения народу, который как бы вступал в новый завет с Богом, входя в эту землю. А с горы Геваль звучали проклятья грешникам, которые дерзнут нарушать Божьи заповеди.
Авраам останавливается в этих значимых местах, и когда мы читаем Библию и смотрим, где еще встречается указание на местность, мы, как правило, находим какое-то событие, которое там происходило с его потомками, то есть он, буквально «намаливал» эту землю.
И вот Авраам поселился между Кадесом и между Суром – это тоже значимое место! – и был какое-то время в Гераре. Герар – это место, которое связано с Исааком (Быт. 26:1). Оно связано и с Давидом: когда Давид спасался от царя Саула, он на какое-то время ушел в эту местность и присоединился к филистимлянам (1Цар. 27:1). Он, Давид, как будто становится их воином, участвует даже в некоторых походах, которые они проводили (1Цар. 28:1). И это было, конечно, великое испытание для этого потомка Авраама!
И то, что Авраам оказывается близ Герара – это тоже неслучайно, это имеет очень большое значение! Авраам намаливал те места, где потом его потомки, особенно такие значимые, как царь Давид, сталкивались с какими-то трудностями. Потому что когда Давид был в Гераре, была попытка его убить: князья филистимские не доверяли Давиду, хотя он внешне перешел на их сторону (1Цар. 29:3).
Филистимляне – по-еврейски: плештим, от этого слова произошло название «Палестина», то есть – «Филистимия». Но на самом деле мне представляется немного неудобным называть Святую землю «Палестиной», хотя мы все и привыкли это делать. Потому что если название Палестина – производное от פְּלִשְׁתִּים «филистимляне», пелишетим, то получается, что мы называем Святую землю именем того племени, которое Господь повелел истребить. Сказано: «Чужое племя… и Я уничтожу высокомерие Филистимлян» (Зах. 9:6).
Причем Господь не просто повелел истребить их, Он сказал, чрез пророка Давида: «И да истребит Он (то есть Господь, – О. С.) память их на земле» (Пс. 108:15). Но так получилось, каким-то непонятным образом, что память их сохраняется даже в самом названии этой земли: «Плештим» – «Палестина». Но я не думаю, что это правильно.
Дело в том, что многие языческие народы не просто назывались каким-то именем, но назывались именами своих богов или тотемов, то есть когда какое-либо животное или какой-то бог считались покровителем того или иного племени. И они назывались этим именем. Библия учит не просто не поклоняться им, ложным богам, но даже не произносить их имен, потому что они обладают некоей, как сейчас бы сказали, мантрической силой.
Читаем: «Соблюдайте все, что Я сказал вам, и имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст твоих» (Исх. 23:13). И это связано с тем, что на самом деле любое имя ложного бога – это обращение к бесу, и тут есть некоторая опасность. Новый Завет призывает: «Чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам» (Откр. 9:20). Апостол Павел, писал: «Что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами» (1Кор. 10:20).
И вот мы видим Авраама в этом месте, в Гераре. Здесь окажется и Исаак, и также в сложной ситуации. Но Исааку было уже легче, потому что он будет себя вести там, исходя из того, как Авраам повел себя, когда был в Гераре, там и ставка князя всех филистимлян.
«И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя…» (Быт. 20:2). Точно так же поступит и Исаак по отношению к Ревекке, он скажет: «это моя сестра» (Быт. 26:7).
«И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя. [Ибо он боялся сказать, что это жена его, чтобы жители города того не убили его за нее.] И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сарру» (Быт. 20:2).
Что значит «взял Сарру» (Быт. 20:2)? Взял, не спросив Авраама, потому что здесь не говорится, что он, Авимелех, обращался к Аврааму. «Взял» – то есть взял силой, Авраам не хотел ее отпускать. И происходит пленение Сарры.
Здесь мы вспоминаем о том, что происходило в Египте, когда египетский фараон тоже взял себе Сару, и потом у этого фараона начались неприятности.
В нашем переводе говорится, что неприятности начались «за женщину». Но правильнее этот текст надо понимать так, что именно «по молитвам Сарры». То есть когда Сарра оказалась у фараона или, как в этом случае, у Авимелеха, царя Герарского, она молилась, она обращалась к Богу, прося Его о защите.
Кстати, как в случае с фараоном, так и в случае с царем Герарским, Сарра не объясняет, что она – жена, потому что есть договоренность с Авраамом называться сестрою (Быт. 12:13). И она не раскрывает этот секрет своего мужа. То есть, если муж сочтет нужным, он скажет, подтвердит это. Таким образом, Сарра научает нас не выносить сор из избы. Если есть какая-то семейная тайна, может быть, элемент недоговоренности присутствует, хотя и опосредованно. Она молчит, но она общается с Богом, она молится. И Господь защищает эту удивительную женщину.
Но есть и аллегорический смысл во всем этом:
«Авраам, следовательно, не желает сейчас, чтобы добродетель называлась его женой. Ведь пока добродетель зовется его женой, она принадлежит только ему и не может быть разделена с кем-либо. И удобно и подобает быть так, чтобы добродетель души сохранялась внутри нас и была нашей личной до тех пор, пока не достигнем мы совершенства. А когда достигнем мы совершенства настолько, что сможем учить других, тогда не будем более прятать добродетель в глубине души как жену, а как сестру соединим с другими желающими ее. Для тех, кто относится к совершенным, божественное слово гласит: Скажи, что мудрость сестра твоя. Поэтому и Авраам сказал, что Сарра сестра его»178.
И мы читаем далее:
«И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа» (Быт. 20:3).
Во сне Бог является к этому человеку. Надо сказать, что наяву Господь общается только с особыми избранниками – даже не все пророки общались с Богом днем, что называется, «устами к устам» (Чис. 12:8). О Моисее сказано: «Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях», а в основном пророки видели видения (см.: Чис. 12:6–8). Есть описание, как они входили в это состояние – мы чуть ниже об этом поговорим. Они падали и с открытыми глазами лежали. Но при этом они не видели окружающее, такой провидец «падает, но открыты глаза его» (Чис. 24:4). Но об этом – далее.
Здесь мы видим, что к Авимелеху приходит Господь во сне, и Он говорит: «Ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа» (Быт. 20:3). Надо сказать, что титул «Авимелех» означает: «царь Герарский», и не является именем собственным. Это как бы название того положения, которое он имел в обществе, потому что это имя встречается несколько раз в Писании, но используется по отношению к совсем другим людям, то есть там дистанция во времени и достаточно большая. Дословно имя Авимелех, означает: «мой отец царь»179.
Кто-то может задаться вопросов, а как Авимелех, мог так влюбиться в пожилую женщину?
«Если бы Сарра по зачатии Исаака не возвратила себе юности, то, конечно, Авимелех не испытал бы вожделения к той, которой было уже девяносто лет»180.
То есть уже после зачатия или скорее в самом зачатии Сарра омолодилась.
«И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа». Когда Господь является, сам факт, что Бог начинает собеседовать с грешником – это свидетельство о том, что Бог ищет спасения для грешника.
Вот в Библии нигде не сказано, что Бог разговаривал с Авелем – помните, были Авель и Каин? Так вот, нигде не говорится, что Бог разговаривал с Авелем. Но с Каином Господь разговаривал неоднократно. Господь разговаривал с Каином, когда он испытал чувство зависти к брату своему, и у него появилось намерение убить брата (Быт. 4:6–7). Господь разговаривал с Каином и после того, как он убил брата (Быт. 4:8–15).Надо прямо сказать, что у Бога есть повышенное внимание именно к людям грешным, которые находятся на грани. И если Бог являлся к таким людям, возможно, что благодаря таким явлениям они и пережили то, что называется покаяние или обращение к Богу.
И по преданию Каин в седьмом поколении был убит, а если человек претерпел смерть как наказание от Бога за то убийство, которое он совершил, то это «мера за меру». Таким образом, он получил сполна, и, возможно, это произошло в ответ на его покаяние перед Богом.
Поэтому отмена смертной казни в России и других странах мира – есть хитрая диавольская уловка не предоставить преступникам возможность сполна ответить за злодеяния уже в этой жизни. И не пострадать в жизни будущей.
Сказано: «Если они в один раз будут наказаны, то мы надеемся, что на будущее время… дела придут в совершенное благоустройство и наилучший порядок» (3Мак. 3:19). Церковь придерживается принципа: «за одно преступление дважды не наказывают», этот принцип имеет силу канона181.
Считается, что если грешник умирает, так и не получив возмездие на земле, то его обязательно ждет наказание в будущем мире. И отмена смертной казни, которая произошла в нашей стране, в Евросоюзе – с религиозной точки зрения на самом деле таит некую опасность, что человек не сможет заплатить ту цену крови, своей собственной жизни, когда он пролил чью-то кровь.
Еще Ною был дан закон, что «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9:6).
И не надо считать, что Бог мстит. Бог не мстит, Бог не испытывает людей, не проверяет их. Он всегда стремится усовершенствовать человека, посылая ему трудности, потому что в глазах Бога мы – прозрачные и Он лучше нас знает, что для нас полезно (см.: Рим. 8:26). Бог все знает, что у нас на душе (см.: 1Кор. 2:10). И если Он является каким-то людям во сне, если они слышат голос Божий – это попытка остановить этих людей на стезях греха. Как Господь собеседовал с Каином до преступления и после преступления.
Какие страшные слова: «вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа» (Быт. 20:3)! Казалось бы, Авимелех невиновен, ведь она названа сестрою. Но мы же с вами выше прочитали, что он взял Сарру, то есть взял силою – неважно, сестра она или жена! Тут ничего не говорится о том, что он договаривался с Авраамом, но именно «взял»! И вот в этом – вина Авимелеха.
«Аврам переселился в Герар в Палестине и взял с собою Сару под видом сестры своей; так как подобно прежнему он и теперь боялся за нее, оттого-то и решился опять на такой обман. Он опасался Авимелеха, тамошнего царя, который также почувствовал вожделение к Саре и готов был обесчестить ее. Но эта страсть царя была обуздана тяжкою болезнью, которую наслал на него Господь Бог. И когда врачи уже совершенно отказались от надежды на его выздоровление, [Авимелеху] приснилось, что возбраняется чем бы то ни было оскорблять жену чужестранца. Лишь только ему полегчало, царь сообщил близким своим, что Господь Бог наслал на него болезнь в виде возмездия за оскорбление чужестранца, причем предупредил его не трогать женщины, которая при нем не в качестве сестры, но живет с ним как законная жена»182.
То есть, совершив подобное, Авимелех нарушил и закон гостеприимства, обязательного по отношению не опасных для страны переселенцев.
«Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыка! неужели ты погубишь [не знавший сего] и невинный народ?» (Быт. 20:4).
«Слова не прикасался имеют ту же силу, что и следующие: «хорошо человеку не касаться женщины» (1Кор. 7:1) – то есть, даже без соединения, не следует ни страстно взирать, ни касаться до женщины. Итак, Бог не позволил Авимелеху прикоснуться к ней, а, возможно, что и всякому возвышенно помышляющему, ибо такое качество (то есть целомудрие, – О. С.) – дар Божий»183.
Авимелех, как царь своей земли, отлично понимает, что если кара от Бога падет на него, то через него кара придет и на весь его народ, потому что царь в языческих пониманиях – это некий тотем собственного народа. Древние цари Ханаана были одновременно и жрецами, они выполняли жреческие функции. Но и в любом случае, если правитель впадает в какие-то согрешения, это сказывается на его подданных.
Известно, что когда государю Иоанну Васильевичу Грозному запретили вступить в очередной брак – у него несколько жен умерли, и он решил опять жениться, а по канонам это было недопустимо, у него был уже четвертый, кажется, брак – то Церковь не дала ему благословения. И тогда он обратился к духовенству, сказав: «Неужели вы хотите, чтобы государь впал в блуд? Тогда и все государство погибнет!» – настолько ответственно он относился к этой ситуации.
Ему запретили венчаться в Кремле. И он пошел венчаться в храм, который называется храм «Николы Мокрого». Это – маленькая церквушка, беленькая, которая и сейчас стоит на берегу Москвы-реки рядом с бывшей гостиницей «Россия». Как раз ближе к Москве-реке. Маленькая такая, красивая церквушка.
Почему она называется «Николы Мокрого»? Потому что там останавливались баржи, которые тащили батраки, и там с батраками расплачивались. Когда они получали деньги, прежде чем идти их пропивать, они заходили в этот храм и покупали свечки в благодарность Господу за то, что они благополучно дошли до Москвы. И в храме всегда была вода, потому, что они вылезали из воды и с этими своими мокрыми портянками шли в храм. Вот и называется храм «Николы Мокрого». И царь по смирению пошел венчаться в этот маленький храм.
И вот царь Герара Авимелех понимает, что действительно невинный народ через его грех, грех правителя, может пострадать. Это очень важно – иметь такой пример ответственного отношения к тому положению, которое ты занимаешь в обществе!
И далее Авимелех говорит:
«Не сам ли он сказал мне: она сестра моя? И она сама сказала: он брат мой. Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих» (Быт. 20:5).
Ну, мы уже установили меру его вины, иначе бы не было такого сурового предупреждения.
И здесь он испытывает страх – он собеседует с Богом, и Бог отвечает ему: «И сказал ему Бог во сне…» (Быт. 20:6) – здесь как раз и есть отличие от великих пророков, потому что дважды повторяется «во сне» – мы видим это в 3-м и 6-м стихе. Это происходит для того, чтобы показать отличие ночного общения Авимелеха от того, как пророки общались с Господом.
«И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней» (Быт. 20:6).
Как Господь удержал его от греха? Господь поразил его члены. Авимелех заболел, мужское бессилие обрушилось на него. Наказание всегда, скажем так, пропорционально содеянному, пропорционально тому, к чему человек стремился. Человек наказывается своими помыслами – не только своими грехами. Авимелех не согрешил, но в своих помыслах он, конечно, согрешил. И наказание пришло – таким образом, Господь его останавливает: Авимелех не мог вступить в сексуальные отношения не только с Саррой, как мы увидим далее, но и с другими своими женами, то есть у него возникли сложности.
Господь говорит, что таким образом Он удерживал его от греха: «Потому и не допустил тебя прикоснуться к ней» (Быт. 20:6). Почему здесь, в Писании, не говорится о том, что он пытался иметь отношения с Саррой, но у него не получилось и так далее? Это – из уважения к Сарре. Бытописатель Моисей эти подробности скрывает из уважения к Сарре.
Но вот эти слова «потому и не допустил тебя прикоснуться к ней» – само слово «прикоснуться» и означает как раз вступить в такие отношения, другое понимание этого слова мы дали выше. Например, в Книге Исход (Исх. 19:15) слово «прикоснуться», «не прикасайтесь к женам» означают: «Не вступайте в сексуальные отношения!»
То есть Господь защитил эту женщину. Опять же, давайте вспомним, что она была на десять лет моложе Авраама. Но ее красота была духовной красотой. Она действительно была удивительной женщиной, и люди ощущали ту силу, которая исходила от нее.
Многие богословы, которые изучают историю Авраама, даже задаются вопросом, кто находился на более высоком духовном уровне: Авраам или Сарра? На самом деле, муж и жена – это «в плоть едину» (Быт. 2:24). Сарра как жена пророка Божьего и сама могла обладать пророческим даром.
Господь говорит Авимелеху:
«Теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои» (Быт. 20:7).
Здесь Господь подтверждает опасения Авимелеха, что когда правитель страны грешит, то может быть наказан не только он: «умрешь ты и все твои» (Быт. 20:7). Что значит «и все твои»? Все твои подданные, все те, кто ниже тебя по рангу, поэтому, когда мы избираем правителей, мы должны очень ответственно к этому подходить! Не всегда надо давать свое согласие на чье-то избрание, если есть хотя бы тень сомнения. Потому что если вы за кого-то ручаетесь, то вы разделите часть ответственности за этого человека – это очень опасно! Сказано: «Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен» (Притч. 11:15). И еще: «Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего» (Притч. 17:18). «Дает руку… ручается» (Притч. 17:18) – то есть голосует поднятием руки или иным способом.
И вот смотрите: Сарра молилась, чтобы Господь защитил ее, Господь защитил ее. И Он предлагает Авимелеху, чтобы тот попросил Авраама, כִּי נָבִיא הוּא «ибо он пророк (вот здесь появляется это слово נָבִיא «пророк», – О. С.) – и помолится о тебе, и ты будешь жив» (Быт. 20:7).
То есть Сарра молилась, чтобы Господь ее защитил, и возникла угроза над жизнью не только Авимелеха, но и над всем его народом. И выйти из этой ситуации можно, только если Авраам обратится к Богу как пророк Божий, помолится за него. Здесь устанавливается статус, духовный статус Авраама – он пророк. Настаивая на том, чтобы Авимелех попросил молитв Авраама, Господь Бог устанавливает принцип, что мы нуждаемся в молитвах «всех святых» (см.: Отк. 8:3).
Кто такой пророк? Пророк – это человек, который видит именно тайны, скрытые от внешних людей. Он может провидеть. В тех случаях, когда в Писании говорится о видениях, которые были Аврааму, употребляется слово махозе. Слово махозе от глагола хозе – «видит». И самое древнее наименование пророков – это слово хозен, то есть «провидец».
Был такой Билам – в нашей транслитерации он называется Валаам. Давайте посмотрим Книгу Чисел. Здесь говорится о Валааме: «Валаам увидел, что Господу угодно благословлять Израиля, и не пошел, как прежде, для волхвования, но обратился лицем своим к пустыне. И взглянул Валаам и увидел Израиля, стоявшего по коленам своим, и был на нем Дух Божий. И произнес он притчу свою, и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его» (Числ. 24:1–4).
То есть пророк может во время видения упасть, и хотя глаза его открыты, но он не видит этот мир, который нас окружает, он видит тайны Божии.
«В каких случаях Авраам является пророком? Сначала он говорит Сарре, сходя в Египет: «ты красивая женщина, и если египтяне увидят тебя, они убьют меня и возьмут тебя себе» (Быт. 12:12). Затем, когда приносил в жертву Исаака на горе, он говорит отрокам: «останьтесь вы здесь, а я и сын взойдем на эту гору и, принеся жертвы Господу, возвратимся к вам» (Быт. 22:5). И наконец, поскольку он один из немногих обладал знанием Бога – и Господь свидетельствует о нем, что он пророк, говоря: «возжелал Авраам увидеть день Мой» (ср. Ин. 8:56), то есть когда он узрел Господа (Иисуса Христа) через пророчества»184.
И вот Авимелеху прямо говорится, что за него должен молиться такой человек, который видит духовные реальности, и он увидит, конечно, что намерения Авимелеха были не такими злыми, хотя он похитил все-таки Сарру. И вот теперь Авимелех ждет, когда Авраам за него помолится.
«И встал Авимелех утром рано, и призвал всех рабов своих, и пересказал все слова сии в уши их; и люди сии [все] весьма испугались» (Быт. 20:8).
Кто такие «все рабы»? Весь его народ. А как можно было собрать весь его народ? Это были цари наподобие греческих царей. У греков каждый более или менее значимый город был «царством». Спарта – это было царство, Афины – это было царство, и так далее. То есть, это были маленькие такие царьки, как бы сейчас сказали. И Авимелех собирает городское собрание: значимых людей из окрестностей, своих рабов, и он им рассказывает: «пересказал все слова сии в уши их» (Быт. 20:8). Хотя Герар и имел статус столицы, но столицы именно конфедерации городов.
Зачем такая деталь – «в уши их» (Быт. 20:8)? Это значит, что все были напуганы, все что-то почувствовали, и они очень внимательно слушали все, что он говорил. Это значит, что несчастья уже начались в домах других людей. Ведь если вы просто включаете телевизор, и там выступает Медведев или Путин – ну, вам скучно, и вы переключаете на другой канал. Но если вы вдруг узнали, что произошло нападение на нашу страну, и вы видите, что на экране появился президент – вы внимательно слушаете!
И вот таким образом бытописатель Моисей через эти слова «в уши их» (Быт. 20:8) показывает внимание этих людей, вызванное тем, что наказание и на них пришло из-за их правителя. В Писании есть такой текст: «Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему» (Еккл. 8:9). То есть иногда лидеры стран управляют своими людьми во вред им, это зависит от нравственных качеств этих правителей.
«И люди сии [все] весьма испугались», – то есть они убедились, что это не только проблема Авимелеха, это и их проблема.
«И призвал Авимелех Авраама и сказал ему: что ты с нами сделал? чем согрешил я против тебя, что ты навел было на меня и на царство мое великий грех? Ты сделал со мною дела, каких не делают» (Быт. 20:9).
Здесь, с одной стороны, он как бы упрекает Авраама, а с другой стороны – он видит полное бесстрашие Авраама. Эти слова: «Ты сделал со мною дела, каких не делают» (Быт. 20:9) – можно перевести и так: «Ты делаешь такое, что никто бы не позволил себе по отношению ко мне!» Он видит, что этот пророк боится только Бога.
Здесь в 9-м стихе: «призвал Авимелех Авраама» (Быт. 20:9) и ниже: «сказал Авимелех Аврааму» (Быт. 20:10). Почему такое расхождение? В первом случае Авимелех боялся даже с ним встретиться. И эти слова Авимелеха передали его слуги. Он испугался этого пророка, за которым ночью Бог является и угрожает смертью.
Здесь уже 10-й стих:
«И сказал Авимелех Аврааму: что ты имел в виду, когда делал это дело?» (Быт. 20:10).
Он уже встречается с пророком: наверное, слуги услышали какие-то добрые слова от патриарха Авраама, и страх Авимелеха ослаб.
«И сказал Авимелех Аврааму: что ты имел в виду185, когда делал это дело? Авраам сказал: я подумал, что нет на месте сем страха Божия, и убьют меня за жену мою; да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою» (Быт. 20:10–12).
Слово «сестра» может означать и племянницу, и просто близкую родственницу, даже тетку. И когда он говорит, что она «дочь отца моего» (Быт. 20:12) – не обязательно, что она именно дочь его отца. Потому что отцом семейства являлся самый старший человек семейства, он имел статус отца. И здесь родственная связь достаточно сложная: по крайней мере, споры идут на эту тему: сестра там была, племянница или кто-то еще.
Авраам дальше говорит: «когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: это брат мой» (Быт. 20:13).
То есть Авраам все раскрывает: нет больше никаких секретов, потому что здесь уже Господь вмешался в ситуацию. Можно найти такую интересную параллель: некоторые богословы задавались вопросом, когда Иосиф, обручник Девы Марии, узнал, что она беременна, почему Мария ему ничего не рассказала о том, что произошло? Она предоставила возможность Господу вмешаться в эту ситуацию. Блаженный Феофилакт поясняет, что Она ждала, чтобы Господь сам заступился за Нее. И Господь посылает ангела, который во сне является к Иосифу и говорит: «не бойся принять Марию, жену твою» (Мф. 1:20).
Так и в этом случае. Если бы Авраам сначала пришел, сказал бы: «Это моя жена, я не скрываю этого», его могли бы просто убить, а ее забрать. Такие были обычаи. Причем в древних египетских литературных памятниках есть описание, как тогда просто убивали мужей и забирали их жен. Так было и у славян: вспомните Владимира и Рогнеду. Считалось, что это – ничего, нормально. Так же, как сейчас считается: ничего страшного – с одной развелся, с другой сошелся, так и тогда – мужа убил, ее забрал…
Причем преступлением считалось, наоборот, если ты не убил мужа, у египтян, например. Как же? Она обещалась одному, он еще жив – она даже не добыча, если другой ее забрал. Получается, что он ее украл! Это воспринималось как большее преступление. А если убил мужа, а жену забрал – у египтян это считалось как смягчающее обстоятельство. Вроде и не украл он ее – взял как добычу. А добыча – это славное дело, это результат воинского подвига!
И Авраам поступает очень разумно, он предоставляет Богу вмешаться в эту ситуацию, чтобы Господь Сам заступился за него. Здесь он уже может говорить смело, ничего не скрывая. И вот иногда в нашей жизни бывают такие испытания: какие-то люди угрожают нам, и у нас есть желание ответить им что-то, пойти оправдаться, объяснить…
У меня был один такой случай, когда некий человек на меня постоянно нападал. Как только мог – вредил мне. А я думаю: что же делать-то? Я был в таком недоумении, значит, как поступить? В какой-то момент у меня было желание пойти, взять и высечь его. Я как раз читал житие протопопа Аввакума – там описано, как один человек вел себя очень бесстыдно и постоянно докучал Аввакуму. Аввакум не знал, как с ним справиться, и дождался, когда тот пришел в церковь, и за церковный мятеж прямо в храме плеткой, любя, отходил.
Но потом я понял, что это не выход. Я пошел к одному священнику, у которого я исповедуюсь, и говорю: «Как мне поступить? Один человек на меня постоянно нападает, пакости устраивает». Тот священник говорит: «А ты разве не знаешь, что надо сделать? Пожалуйся Господу, ты Господу пожалуйся!» Я говорю: «А как?» – «Ну как? У престола пошепчись!» И я понял: действительно, это выход.
И вот Сарра: казалось бы, ее молчание – в глазах Бога более красноречиво, чем все эти оправдания Авимелеха. Бог угрожает убить Авимелеха, если эту женщину не оставят в покое.
Так вот, если вам кто-то докучает, какие-то проблемы у вас – вы тоже можете пожаловаться Господу. И Господь вас услышит. Господь слышит человека, когда он в беде, если есть ему какая-то угроза, когда он в болезни – особенно Господь слышит болящих (Быт. 21:17), и в Писании есть много подтверждений тому! Или когда человек просит за других, которые оказались в такой же сложной ситуации (Мф. 18:19).
«И взял Авимелех [серебра тысячу сиклей и] мелкого и крупного скота, и рабов и рабынь, и дал Аврааму; и возвратил ему Сарру, жену его…» (Быт. 20:14). Авимелех понимает свою вину, и он дает «мелкого и крупного скота, рабов и рабынь» (Быт. 20:14). Так что же получается – Авраам берет взятку? Нет.
Из этого стиха мы можем сделать вывод, что Авимелех забрал у Авраама не только Сарру, но еще прихватил и стада Авраама из его овчарни, все, что можно, забрали: козочек, барашков, много всего могли набрать, прихватить с собою. Наверняка же, он не сам взял ее, а послал воинов – а те и прихватили всего заодно, и рабов. И сейчас он возмещает ущерб – возместить ущерб очень важно! Если вы хотите с кем-то примириться, если вы нанесли какой-то ущерб человеку, то очень важно, насколько возможно, его возместить (Лук. 19:8). Потому что, если вас человек простит, но вы не возместили ему ущерба, то, скажем так: вы не сотворили плод покаяния (Мф. 3:8). Вы раскаялись в содеянном, но плода-то покаяния – нет!
«И взял Авимелех [серебра тысячу сиклей и] мелкого и крупного скота, и рабов и рабынь, и дал Аврааму; и возвратил ему Сарру, жену его. И сказал Авимелех [Аврааму]: вот, земля моя пред тобою; живи, где тебе угодно» (Быт. 20:14–15).
«Бог не только избавляет от скорбей тех, кто старается великодушно переносить посылаемые на них искушения, но и в самих скорбях доставляет такое утешение, что мы совершенно их забываем и получаем великое множество благ. Посмотри же далее, какие услуги царь оказывает праведнику. Он не только почтил праведника богатыми дарами, но и дает ему позволение жить на своей земле: земля моя пред тобою; живи, где тебе угодно. Когда царь убедился, что ему дарована жизнь ради праведника и по его молитвам, то чужеземцу, страннику и до сих пор совершенно неизвестному человеку начинает услуживать, как своему благодетелю и покровителю»186.
И когда Авимелех говорит: «вот, земля моя пред тобою; живи, где тебе угодно», то, конечно, это дерзость! Это – не его земля, и то, что он предлагает Аврааму жить, где угодно – это дерзость. Эта земля с самого начала, когда Ной благословлял своих сыновей Сима, Хама и Иафета, родоначальников всех рас, принадлежала Симу – так уже тогда было решено.
И Авраам не захватывает эту землю – это удел дома Сима. И когда евреи входили в землю обетованную – это удел дома Сима, это очень важно осознать! То есть Бог не сгоняет людей, чтобы заменить другими людьми, Он как бы ставит их на свое место.
Теперь Авимелех обращается к Сарре, он хочет как-то загладить свою вину:
«И Сарре сказал: вот, я дал брату твоему тысячу сиклей серебра; вот, это тебе покрывало для очей пред всеми, которые с тобою, и пред всеми ты оправдана» (Быт. 20:16).
Авимелех называет Авраама братом Сарры, как бы принимая сказанную ему версию. Но в этих словах звучит и ирония: мол, сами виноваты.
То есть Сарра беседует с Авимелехом и продолжает с ним какой-то спор, она не соглашается с ним. Наверное, она спорила из-за статуса Авраама: то он признает, что он муж, то тут братом опять назвал… Авимелех – это сложный человек. А она все равно спорила с ним. То есть она имела свою позицию. Не сказано раньше, что она спорила – она ждала, когда муж расскажет всю ситуацию, потому что жена не имеет права ничего делать прежде мужа. А когда муж уже все рассказал, здесь она уже может вступить в этот спор187.
Но как бы то ни было, Авраам молится за Авимелеха. И мы читаем:
«И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его (то есть оказывается, и рабыни его заболели! – О. С.), и они стали рождать» (Быт. 20:17).
А почему не рабы, а рабыни? Ну, наверное, потому что он был «натуралом», спал с женщинами. И у него были наложницы-рабыни. А что с ними-то произошло? А истолкование такое предлагается: они не могли разродиться, те, которые были беременные, и уже время подошло. У таких царей было много жен, и у жен никак не отходили воды, они не могли разродиться.
Или же наказание заключалось в том, что Авимелех не мог с ними иметь никаких отношений. А дальше поясняется в 18-м стихе:
«ибо заключил Господь всякое чрево в доме Авимелеха за Сарру, жену Авраамову» (Быт. 20:18).
Всякое чрево Господь заключил. А что значит «всякое чрево» (Быт. 20:18)? Если бы там было написано «всякое женское чрево» – было бы понятно. А почему сказано «всякое чрево» (Быт. 20:18)?
Мы можем предположить, что женщины не могли родить, а у Авимелеха был запор. И действительно, мы должны обращать внимание на каждое слово в Писании, потому что это слово Божие! Когда Господь наказывает людей, Он это делает по-разному. И чтобы такого дикого язычника заставить подчиниться воле Создателя, Господь не только ему является, его сопровождают наказания. Но тут они все пришли в норму – жены начали рожать.
Молитва пророка значит очень много, потому что пророки в глазах Бога – это особые люди, это Божьи друзья, потому что Он с ними собеседует. А с кем человек собеседует? С чужими же мы не собеседуем! Если Бог собеседует с пророком, значит выстраиваются какие-то особые отношения. Например, в арабской традиции Авраам называется «Эль Халиль» (خان الخليلي) – «друг Божий». И вы знаете, что в Библии Давид тоже называется другом Божиим, «муж по сердцу» Божьему (1Цар. 13:14), и он тоже был пророком.
И теперь мы переходим к 21-й главе – здесь очень сложный семейный узел. Вы знаете, что у Авраама был очень сложный семейный треугольник, это: Авраам – Сарра – Агарь. Этот узел надо было как-то разрешить. У мужчин бывают такие проблемы. Мы специально изучаем семейную жизнь ветхозаветных патриархов, потому что здесь достаточно много таких треугольников бывает. И в случае с Иаковом будет тоже треугольник достаточно сложный.
В 21-й главе описано, как этот треугольник «Авраам – Сарра – Агарь» разрешается. Сарра на 10 лет моложе Авраама, мы об этом помним, и мы читаем:
«И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил. Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог» (Быт. 21:1–2).
Значит, Аврааму 100 лет, когда рождается Исаак, а Сарре – 90. И вот девяностолетней женщине, у которой обычное все женское прекратилось, как она сама о себе свидетельствовала, Господь все восстановил. Некоторые комментаторы говорят, что, когда Господь восстановил у Сарры все обычное женское, произошло всецелое обновление ее организма, так что и внешне она даже помолодела.
И я однажды беседовал с одним врачом, он гинеколог, и говорю: «Ну а вот если пожилая женщина вдруг получит возможность рожать, у нее все функции женские восстановятся – это скажется на ее внешнем виде?» Он говорит: «Обязательно! Обязательно!»
То есть Сарра могла и внешне помолодеть, поэтому не надо удивляться, что все на нее обращают внимание, Господь знает, как Своих людей награждать!
Но прежде всего у нее было, конечно, духовное обаяние. И вот Сарра, которая была бесплодная, рожает в 90 лет для столетнего Авраама сына. Этот сын рождается как сын обетования Божьего – Бог изрек обетование о нем.
«И нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак» (Быт. 21:3).
Исаак – это значит «радость». Иногда переводят как «смех» но, прежде всего, это «радость», это радостный смех. И это, действительно, радость – представляете, девяностолетняя женщина избавилась от поношения безчадства, она прижимает к себе Исаака! И какая радость у Авраама, что у него сын!
«Исаак изобилует славой, потому что он родился как награда отцу его Аврааму, величайшему и неподражаемому мужу. И это, право, не удивительно, поскольку он был прообразом рождения и страсти Господа. Бесплодная престарелая женщина родила согласно обещанию Божию, чтобы мы поверили, что Бог всемогущ сделать и так, чтобы Дева родила. Он был особенным образом принесен в жертву, так что и для отца не погиб и совершил приношение. Итак, самим своим именем он прообразует милость, ибо Исаак в переводе означает смех, а смех – это признак радости. Кто же не знает, что он – это радость всех, который, сдержав страх ужасной смерти и отринув скорбь, сделался для всех отпущением грехов? Итак, один именовался (то есть Исаак, – О. С.), а другой обозначался (то есть Христос, – О. С.), один изображался (то есть как икона Христа, – О. С.), а другой возвещался (как Сам Христос, – О. С.)»188.
«И обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог» (Быт. 21:4).
Исаак – это, наверное, первый человек, который был обрезан по закону Божьему, то есть именно «в восьмой же день», как сказано в законе Божьем (Лев. 12:3). Потому что Аврааму было, когда он был обрезан, 99 лет, Измаил был обрезан в 13 лет, а Исаак – именно по закону был обрезан на восьмой день, как и положено, как и Господь наш Иисус Христос был обрезан на восьмой день. Причем наречение имени всегда совершалось при обрезании, как и читаем: «когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус» (Лук. 2:21).
«Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его. И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется» (Быт. 21:5–6).
Действительно, у многих людей вызывало улыбку, что девяностолетняя женщина родила сына – вот сейчас опять кто-то захихикал! – но вы ничего не нарушили, потому что пророчество есть, что будут смеяться. Что делать? Действительно, когда люди слышат об этом случае, они улыбаются и смеются.
«И сказала: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына…» (Быт. 21:7). Каких это «детей»? Один же ребенок родился, правильно, Исаак? Другой, Измаил, здесь ему уже 16-ть лет! Так каких детей грудью-то кормить?
И чтобы расшифровать этот текст, предлагается вот такое истолкование – но это уже легенда: Авраам отмечал двухлетие сына от его рождения, а на востоке именно отмечают двухлетие. Это когда ребенок отнимается от груди матери, и она перестает его кормить молоком. Это делалось на второй год, то есть два года проходило, и отнимали ребенка от груди матери. И на этот праздник собралось много женщин, мужчин. И между собой женщины стали сплетничать и говорить: «Не может такая женщина родить, да еще кормить грудью! Как это так? Наверное, они купили этого младенца. Или украли!»
И тогда Сарра сказала: «Я сейчас покормлю Исаака, и давайте всех ваших детей – я их тоже накормлю». И она накормила всех этих детей, которые пришли на день праздника отнятия от груди.
«И сказала: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына. Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак [сын его] отнят был от груди» (Быт. 21:7–8).
То есть через два года, как это на востоке принято, это установленная дата.
И если ваши невестки вас будут спрашивать: «До какого времени кормить-то?» Говорите: «До двух лет!» Потому что до двух лет кормить надо. Не теряйтесь, всегда опирайтесь на Писание во всем (см.: 1Пет. 4:1). Для нас важны именно бытовые подробности, потому что мы говорим о семейной жизни ветхозаветных патриархов. А сейчас стараются побыстрее избавиться от кормления грудью, заменить материнское молоко всякими жидкостями почти химического происхождения – это опасно для детей. До двух лет кормить ребенка – это хорошо.
И вот это событие отмечалось, это был праздник. И далее мы видим проблему:
«И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки189, которого она родила Аврааму, насмехается [над ее сыном, Исааком]» (Быт. 21:9).
«Когда Писание говорит «насмехается», оно имеет в виду иной скрытый смысл. Ибо под «насмехается» подразумевается, что Измаил бил Исаака. Сарра же, увидев это, разгневалась и поэтому сказала Аврааму: выгони эту рабыню, и прочее»190.
Измаил смеется над Исааком! Почему же он смеется? Измаилу исполнилось 14-ть лет, когда рождается Исаак, и он себя считает первым наследником! С точки зрения устного права он прав: он – первенец Авраама, он первый ребенок, он старший. А Исаак – младший. И Сарра видит, как сын рабыни превозносится, насмехается над Исааком.
Кстати, вот это слово «насмехается», «забавляется» – по-еврейски מְצַחֵק мецахек – это очень сложное слово. Оно может обозначать идолопоклонство, в библейских текстах оно используется по отношению к тем, кто в насмешку единому Богу поклонялся разным богам, играл пред идолами на музыкальных инструментах (см.: Быт 4:21).
Оно обозначает убийство – помните, две группы молодых людей стояли на поле боя, а воины зрелые не хотели вступать в битву? И они предложили: «пусть встанут юноши и поиграют пред нами» (2Цар. 2:14) – они там, юноши, мечами пронзили друг друга и упали мертвые с той, и с другой стороны. Там тоже используется это слово мецахек, как описывающее проявление агрессии – то есть «поиграли они с этими ножичками», а это же убийство!
Также это слово означает и «разврат», развратные действия какие-то. Или заигрывание мужа с собственной женою (см.: Быт 26:8). Поэтому нам трудно понять, бил ли он Исаака или нецеломудренно вел себя в его присутствии, но из контекста мы можем предположить, что верна одна легенда. Контекст мы увидим далее, а легенда, вот какая.
Измаил, который был искусный стрелок из лука (см.: Быт 21:20), использовал маленького Исаака как мишень: заставлял его бегать за стрелами и постреливал в его сторону, рядышком с ним, над головою. И Сарра пришла в ужас, когда это увидела. Она увидела и испугалась! Далее мы увидим косвенное подтверждение этой легенде (см.: Быт. 21:16).
Сарра начинает искать защиты у Авраама:
«И сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком» (Быт. 21:10).
Вот здесь пропадает имя Агари, и сын ее не называется Измаилом. Но что более важно для нас в 12-м стихе: Бог не называет Агарь по имени и Измаила не называет по имени! Потеря имени в тексте означает гнев Божий.
Сарра говорит Аврааму: «Выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком» (Быт. 21:10). И вот за то, что она себя так ведет – вы помните, что когда-то она прогнала беременную Агарь, а здесь она уже изгоняет Агарь с ее сыном! – последовало наказание Божие: с тех пор арабы будут гонять евреев, всегда будут над ними превозноситься и теснить их! И есть пророчество, что восстанут они – будет как бы арабское восстание – и накажут тех, кто господствовал над ними (см.: Быт. 27:40).
«И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его [Измаила]» (Быт. 21:11).
Аврааму неприятно то, что Сарра требует, чтобы он прогнал Агарь и его первенца, его сына. Ему это неприятно.
Я знаю одну семью в Москве: у одного молодого христианина второй брак, и его вторая жена запрещала и запрещает ему видеться с сыном от первой жены. И когда я это узнал, я очень испугался за ребенка, который родился от второго брака у этого человека, потому что он мне родственник. И ребенок от второй жены заболел, у него возникли проблемы со здоровьем, сахарный диабет. А от первой жены – здоровенький, крепенький бегает, сообразительный такой, смышленый.
И в Книге Второзакония сказано: «Если у кого будут две жены – одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, – то, при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой; но первенцем должен признать сына нелюбимой [и] дать ему двойную часть из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему принадлежит право первородства» (Втор. 21:15–17).
И поэтому если у вас есть дети от нескольких браков или кто-то из вас имеет детей от разных женщин, вы должны к детям относиться принципиально одинаково. Это очень важно! Если вы кого-то будете выделять – может быть, случится Божие наказание за это, могут возникнуть какие-то проблемы. Но это не случай, конечно, с Авраамом – здесь несколько иная ситуация.
И вот Авраам огорчился…
Весьма неприятным это было ради сына его. Ведь помните, как он в свое время говорил: «Хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим» (Быт. 17:18), когда он потерял надежду, что у него от Сарры родится ребенок. Но здесь вмешивается Господь и занимает сторону Сарры.
«Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей191; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя» (Быт. 21:12).
Вы видите, как сложно этот поток семени, праведного семени, святого семени пробивается к нашему Господу Иисусу Христу! Потому что назначение еврейского народа было двоякое: с одной стороны, создать корпус слова Божьего, то, что называется «Библия», и второе назначение: способствовать воплощению Божественного Слова-Логоса. Христос и рождается как сын Давидов, как сын Авраамов от этого семени Авраамова, дома Давидова (см.: Мф. 1:1). Здесь мы наблюдаем некое противостояние, но оно оправдано, это противостояние.
И далее Господь говорит:
«И от сына рабыни Я произведу [великий] народ, потому что он семя твое» (Быт. 21:13).
Семя пророков не может пропасть просто так, бесследно, и вы знаете, что от Измаила произошел арабский народ, все, скажем так, мусульмане в той или иной степени считают Измаила своим праотцем. Но здесь нет полноты Божьего обетования: Господь говорит, что Он позаботится, да, но это – не сын обетования в полном смысле этого слова!
И, так или иначе, мусульмане отвергли идолопоклонство, а у них в Саудовской Аравии были страшные обычаи: например, если мальчик рождался, его оставляли живым, а если девочка – ее зарывали в землю! И пьянство было страшное, и обряды были языческие, совершенно дикие! То, что они от этого отказались, это, возможно, благодаря тому, что они – семя Авраама. Господь говорит: «И от сына рабыни Я произведу народ, потому что он семя твое» (Быт. 21:13), – то есть Бог заботиться и об этих людях…
Зададимся вопросом: евреи – это народ Божий? Да, народ Божий! Но они остались верны Богу? Нет, не остались. Но истребило ли это обстоятельство верность Бога, по отношению к ним? Нет! Апостол Павел пишет: «Ибо дары и призвание Божие непреложны» (Рим. 11:29). Да, они неверны, но Бог – верен. «Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2Тим. 2:13). И хотя они отпали от Христа, не приняли Его, само их выпадение из Божьего мира оказывается спасением для язычников, как апостол Павел и пишет: «Если же падение их – богатство миру, и оскудение их – богатство язычникам, то тем более полнота их» (Рим. 11:12).
Потому что, если бы они приняли Мессию, был бы Страшный Суд и конец света. Это обетование Божие: когда они примут Христа, будет конец света (см.: Рим. 11:25). И если вы читали Сергея Нилуса «Близ есть при дверях», где помещены известные «Протоколы сионских мудрецов», вы можете вспомнить, что Нилус ссылается на святых отцов: во дни антихриста евреи разочаруются в антихристе, и пророк Илия будет послан к ним, и они поймут, что истинный Мессия – это Тот, Кого они распяли, и будет великий плач стоять над Иерусалимом (Зах. 12:11), когда семя Авраама, еврейский народ, обратится к Иисусу Христу, чрез «дух благодати и умиления» (Зах. 12:10). А перед этим они будут апостолами антихриста, они будут везде выступать в его поддержку, объединять земной шар по своим ложным вероубеждениям.
И вот Авраам хочет от себя отослать Агарь, но здесь происходит что-то очень странное, смотрите: Авраам – это же богатый человек, у него, мы прочитали, и скот был мелкий, крупный, рабы, рабыни…
«Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды (один мех воды! – О. С.), и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии» (Быт. 21:14).
Кстати, некоторые, когда читают, не замечают запятую. Они читают так: «и дал Агари, положив ей на плечи и отрока, и отпустил ее». Он не мог ей положить на плечи отрока. Давайте вспомним, когда обрезывается Авраам? Аврааму – 99 лет. Измаилу – 13. Один год до рождения Исаака. Исаак рождается – Измаилу 14 лет. Два года Исаака кормили грудью – события-то связаны! – Измаилу 16 лет. И, конечно, Агарь не могла взять его на плечо и понести, хотя иногда этот текст публикуют без запятой. Просто посчитайте сами, и вы убедитесь, что ему 16 лет.
Но все равно здесь текст построен так, что она как бы принимает его на плечо – так можно сказать. И из этого делается вывод, что он был болен на тот момент. Представляете, больного шестнадцатилетнего мальчика Авраам прогоняет с матерью, дает им хлеба и один мех воды! Авраам, который имел столько всего, почему он так поступает? Авраам верит Богу. Бог сказал: «И от сына рабыни Я произведу [великий] народ, потому что он семя твое» (Быт. 21:13). Он верит Богу! Не просто верит в Бога, то есть в Его существование, он верит Богу, то есть доверяет Его словам.
«Неужели праведный Авраам был бесчеловечным, не дав осла Агари и отроку, хотя имел такое множество домашнего скота? Одни говорят, что он сделал так из-за человеколюбия, чтобы она не обременяла себя заботой об осле. Другие – что Авраам верил, что Бог сохранит отрока… Он не сделал бы этого, если бы Бог ему не сказал: не огорчайся из-за этого»192.
Потом, после смерти Сарры, Авраам женится на Хеттуре, и у него родятся еще дети, это будут князья востока. Когда он будет их от себя отсылать, «еще при жизни своей, на восток, в землю восточную», он даст им «подарки» (см.: Быт. 25:6).
Но есть и аллегорическое истолкование, почему Авраам отсылает от себя Агарь и ее сына, дав им только мех воды и лепешку хлеба:
«Давайте посмотрим, что делает Авраам, когда Сарра разгневалась: изгоняет рабыню и сына ее, но дает ему мех воды. Ибо у его матери нет колодца с живой водой, а мальчик не может зачерпнуть воды из колодезя… Рожденный же по плоти! пьет воду из меха, и она у него иссякает, и во многих вещах он терпит нужду. Мех Закона есть буква, от которой плотские люди пьют, и от которой получают разумение. Но нередко буква не способна объяснить Закон: буквальное объяснение во многом неполно. Церковь же пьет из источников апостольских, которые не иссякают, а текут по улицам, потому что всегда полны и текут в широте духовного толкования. Церковь также пьет из колодезей, когда более глубокое зачерпывает и извлекает из Закона. Полагаю, что про это таинство говорил Господь и Спаситель наш самарянке, когда, словно самой Агари, говорил: «всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему; тот не будет жаждать вовек» (Ин. 4:13–14)»193.А здесь-то – ничего! Мех воды и кусок хлеба. И – в пустыню! Агарь пошла и заблудилась в пустыне Вирсавии. То есть, только закон, и отсутствие милосердия.
Дети Авраама по плоти (аллегорически), это, прежде всего, иудеи, а дети по духу – христиане.
«Авраам с трудом перенес уход Агари, но отпустил ее по повелению Божию. Ведь отпадение Израиля также опечалило святых апостолов и евангелистов, однако они отделились от него не добровольно, но по божественному решению и любви ко Христу. В самом деле, и божественный Павел пишет: «великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян» (Рим. 9:2–4). Итак, когда мать194 иудеев была отослана, она долгое время блуждала и в конце концов подверглась опасности окончательной гибели. Но если бы они [иудеи] вовремя подняли вопль к Богу, то, конечно, были бы помилованы. Ведь Бог откроет их умственные очи, и они узрят источник воды живой, то есть Христа; и когда они будут пить из Него, они будут жить Им и, по слову пророка, станут омытыми и чистыми (Ис. 1:16)»195.
«И не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом. И пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука» (Быт. 21:15–16).
А почему такая деталь – «на один выстрел из лука» (Быт. 21:16)? А здесь давайте вспомним легенду: Измаил действительно мог издеваться над маленьким Исааком и пускать стрелы в его сторону. А сейчас Агарь села на расстоянии одного выстрела из лука – зачем?
Возможно, она села и кричала, чтобы сын ее пристрелил из лука. Потому что она не вышла из того поля, где смертоносный удар стрелы может ее погубить. То есть Бог всегда наказывает людей через их грехи, через их преступления. И иногда нам преступление неизвестно, но через наказание мы можем понять, почему именно он наказан так, и за что наказан. Когда вы читаете или слышите, что кого-то Бог наказал чем-то, вы можете сразу попытаться понять, догадаться: а почему именно так?
«И пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука» (Быт. 21:16). Это вообще можно перевести: села так, что с одного раза можно было попасть.
«Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока» (Быт. 21:16).
Что значит «не хочу видеть смерти отрока» и «села… в расстоянии на один выстрел из лука» (Быт. 21:16)? То есть она видит своего сына, она хочет умереть раньше его, чтобы не видеть смерти отрока. Она действительно могла просить, чтобы он ее убил.
«И она села [поодаль] против [него], и подняла вопль, и плакала» (Быт. 21:16).
если мы примем эту легенду, мы увидим, что здесь она еще больше удаляется, она поняла, что сын не будет в нее стрелять. Она отходит дальше и поднимает вопль, рыдает.
А дальше сказано:
«И услышал Бог голос отрока [оттуда, где он был]» (Быт. 21:17).
А почему Агарь Он не услышал? Она подняла вопль, она рыдает, кричит, а про молитву отрока же ничего не сказано. А он – семя пророка! Он мог даже молчать, но иметь такое упование, что его отец – пророк. Видите, какой контраст:
«И она села [поодаль] против [него], и подняла вопль, и плакала; и услышал Бог голос отрока [оттуда, где он был]» (Быт. 21:16–17).
«О, как человеколюбив Господь! Он не презрел ее, хотя она и рабыней была, но по Своему обетованию праотцу, от семени которого был Измаил, удостаивает также Агарь Своего столь великого попечения и говорит: «что с тобою, Агарь»? Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; встань, подними отрока и возьми его за руку; ибо Я произведу от него великий народ. Не скорби, говорит, о том, что изгнана ты из дому, потому что о сыне твоем Я буду иметь такое промышление, что и он получит многочисленное потомство (Быт. 21:17–18)»196.
«…и услышал Бог голос отрока [оттуда, где он был]; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари» (Быт. 21:17). То есть Бог услышал голос отрока, о котором ничего здесь не обозначено, молился он или плакал («голос»). Шестнадцатилетний юноша на востоке – это уже считается мужчина.
Для нас здесь очень большое значение имеют слова: «услышал Бог… [оттуда, где он был]» (Быт. 21:17). Они означают, что Бог оценивает каждого из нас в конкретной ситуации, сегодня и сейчас, исходя не из того, кем мы были до этого, и какими мы станем после этого. Но для Бога, всегда более значимо, какой ты сегодня и сейчас, ибо «довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6:34).
Бог знает вину Измаила, за что и попустил его изгнание, и знает Бог, каким человеком станет Измаил в будущем, но оценивает его и нас всегда исходя из нашего настоящего.
Ангел Божий посылается к Агари, и Ангел Божий с неба воззвал:
«что с тобою, Агарь?» (Быт. 21:17).
Почему такой вопрос? Здесь мы видим укоризну. «Что с тобою, Агарь?» – неужели Ангел не видит, что она в пустыне, у нее закончилась вода, она ищет для себя смерти? Неужели он этого не видит? «Что с тобою, Агарь?»
Так смысл-то вопроса в другом! «Что с тобой, Агарь? Ты что, забыла? А что я тебе раньше говорил?» – Ангел как бы спрашивает ее. Ведь раньше, когда она убежала от Сарры, Ангел уже сказал ей, что великий народ произойдет от ее сына! «Что с тобой? Куда девалась твоя вера? Тебе же Бог уже раньше все сказал! Что с тобой? Что случилось? Не бойся!»
«Что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится» (Быт. 21:17).
То есть услышит и потом, как бы ни распространилось это семя. Действительно, мы должны понять: в каком бы месте мы ни находились, Бог нас слышит!
Надо сказать, что Измаил уклонится от путей Господних и станет разбойником.
Неважно, как он себя вел с Исааком, неважно даже, каким он станет потом. Но сейчас его голос скорби услышал Бог – он не вопил, не кричал, здесь сказано, что это мать его вопила-кричала. Значит, у него был молитвенный настрой, упование. Он – сын пророка, и Бог услышал его. Тем паче услышит и нас, христиан, детей Божиих по благодати!
То есть если Бог посылает нам помощь на какой-то момент, например, ты заболел, тебе больно и страшно, что ты можешь умереть, ты начинаешь плакать, просить помощи – и Бог посылает помощь. Бог тебя исцелил – это не значит, что и дальше будет так же, что всякий раз, заболев, ты получишь помощь. Потому что, когда ты болел в том году, предположим, ты искренне молился. А потом ты стал злоупотреблять той милостью, которую тебе Господь оказал.
Но именно на этот момент Бог, конечно, позаботится об этих людях! Мать с ребенком одна, и вода закончилась!..
И когда сейчас мы видим вокруг себя все эти ситуации: как часто матери-одиночки страдают, им кажется, что помощь никогда не придет, «мать-одиночка» – это так тяжело! Ее бросил муж, выгнал из дома с больным ребенком!.. Мы должны знать, что на самом деле помощь всегда рядом, и именно для таких одиноких людей!
Просто мы не всегда видим, откуда она придет. Иногда мы даже ставим условия Богу: «Вот такому-то человеку, Господи, скажи, может быть, он посодействует. Или вот надо, чтобы то-то и то-то произошло». Мы иногда не видим, что помощь всегда рядом! Сказано: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор. 10, 13). И всегда рядом есть помощь, облегчение, – ее просто надо увидеть! И она как-то связана с этим испытанием.
И Ангел говорит:
«не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; встань, подними отрока (оказывается, он лежал, он, действительно, был болен! – О. С.) и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ» (Быт. 21:17–18).
«Великий» – это значит, что они откажутся от идолопоклонства. Но они не получат полноту откровения. Эта полнота откровения не будет им дана, но этот их отказ от идолопоклонства – это как раз кровь пророка пробивается в них!
И смотрите, что дальше мы читаем:
«И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою [живою]» (Быт. 21:19),
Оказывается, колодец-то рядом был! Представляете? Отрок лежит-умирает, она вопит-рыдает… А, оказывается, помощь-то – рядом!
«И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою» (Быт. 21:19). И это не просто колодец, в который надо заглянуть и смотреть: есть вода или нет, камушки бросать – плюхнется об воду или нет? А вода была видна! Колодец с водой доверху! «С водою [живою]» (Быт. 21:19) – то есть фонтаном журчал источник!
«И пошла, наполнила мех водою и напоила отрока» (Быт. 21:19).
Этот колодец очень почитают мусульмане, он называется زمزم «Зам-зам». И когда мусульмане совершают паломничество, «хадж», они после посещения Мекки обязательно ходят вокруг этого колодца. Причем бегают, вспоминая, как Агарь наливала мех воды, бежала к сыну, потом обратно еще за водой, как потом сам Измаил бежал к колодцу… И вот они там целыми толпами бегают – до нескольких сот тысяч человек может единовременно собраться у колодца Зам-зам…
И дальше, смотрите, что сказано:
«И Бог был с отроком» (Быт. 21:20).
Это не о каждом человеке можно сказать! «И Бог был с отроком» (Быт. 21:20). Вы бы хотели, чтобы о ваших детях было так сказано? Ну, разумеется!
Конечно, судьба Измаила будет сложная…
Но здесь сказано: «И Бог был с отроком» (Быт. 21:20). Господь верен, хотя поведение отрока было ужасное. Вот это слово, страшное слово мецахек – мы так до конца и не выяснили, что же это такое. Или идолов он стал ставить, или сексуальные какие-то поступки совершал, или пытался убить брата…
Но «Бог был с отроком» (Быт. 21:20)! Бог не оставляет наших детей, Он видит, что их состояние во многом обусловлено тем, как мы сами вели себя в жизни. И Он с ними, и Он заботится о них.
Я помню, как мне приходилось навещать одну умирающую женщину. Она плакала и говорила: «Я не знаю, кто будет заботиться о моем сыне». А ее сын спился, он был молодым человеком, но он спился. Она говорит: «У него квартиру заберут! Уже и участковый приходил, присматривался. Пришел с рулеткой, стал замерять. Уже, наверное, переоформляют…» А у нее самой – тяжелая стадия рака. И я сказал этой женщине: «Поручите его Господу, молитесь. У вас, действительно, безвыходная ситуация, но доверьтесь Господу – помощь где-то рядом!» И женщина стала молиться.
Потом проходит время, она звонит, говорит: «А я на поправку пошла!» Потом какие-то родственники появились – она вообще забыла об этих родственниках. И так далее. Я не знаю, что там потом происходило, по-моему, она все-таки умерла, но он не пропал, этот ребенок. Очень важно, когда хотя бы один член семьи – религиозный человек!
Да, у Измаила была сложная мать – Агарь. Но какой отец! Патриарх Авраам! Первый патриарх народа Божьего. Какой отец! Измаил – семя пророка, поэтому сказано:
«И Бог был с отроком; и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука» Быт. 21:20).
Есть древнее предание, которое сохранилось в иудейской и в мусульманской традициях: и там, и там сохранилось, что интересно, предание о том, как Авраам навещал своего сына Измаила, когда тот уже вырос. Измаил вырос и женился. Его первая жена, по этому преданию, была язычница. И вот Авраам пошел навещать своего сына Измаила. Он пересекает пустыню, приходит в Аравию, заходит в дом – нашел, где дом Измаила, он как князь в этой местности, Господь продолжает его благословлять. А Измаила дома нет, только жена была. И Авраам стал присматриваться к этой жене, как она себя ведет.
Она говорит: «Мужа нет, дождитесь, когда он придет, я никого не принимаю…» И тогда Авраам говорит: «Я не могу ждать, мне надо вернуться назад. Передай своему мужу, пусть он починит порог своего дома». И Авраам, сказав это, ушел.
Приходит Измаил, он какие-то походы, наверное, совершал военные, и эта женщина ему говорит: «Был человек, сказал, что он – твой отец, велел порог починить». Измаил задумался: «А-а-а, все ясно!» И прогнал ее. Потому что «порог» на востоке – символ: жена входит в дом через порог. И Измаил ее прогнал, взял другую.
По этой легенде, Авраам опять пошел навещать Измаила, выяснить, появилась ли у него нормальная жена, в конце концов. Приходит – опять Измаила нет дома. А эта новая женщина говорит: «Да вы входите, садитесь, вот ноги вам надо омыть – вы с дороги! Сейчас я муку буду месить для вас, все приготовлю…» И старец побыл какое-то время, посмотрел на внуков, благословил их и говорит: «Скажи, что все нормально с порогом, что муж-то твой очень хорошо его починил!» И вернулся назад. Вот такая хорошая легенда.
И вот сказано дальше про Измаила:
«Он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли Египетской» (Быт. 21, 21).
Это как раз первая жена имеется в виду. Сама Агарь была из Египта, оттуда и ему берет жену. Но мы видим, как трудно Агари было все это египетское наследие в себе изжить. Она жила в доме двух пророков, можно сказать, потому что и Сарра была наделена пророческим даром, и Ангелы Божии являлись. И все-таки – какое упрямство! И в жены сыну взяла такую же египтянку! Конечно, вполне вероятно, что Авраам позаботился, чтобы она покинула дом Измаила как можно быстрее.
Итак, сегодня мы с вами рассмотрели 20-ю главу и начало 21-й главы. Далее идет текст, который не связан с семейной жизнью ветхозаветных патриархов, поэтому мы его опускаем, а в следующий раз, если мы будем живы, и Господь позволит, мы с вами будем читать 22-ю главу, где говорится об очень важном событии в жизни патриарха Авраама, когда Господь явился ему и сказал: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22:2). Это будет самое тяжелое испытание для Авраама, и о том, как Авраам его преодолеет (или не преодолеет – я не буду забегать вперед), мы поговорим в следующий раз.
Спаси вас Христос!
* * *
Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия.
Ориген, Гомилии на Бытие.
«Авимелех означает мой отец – царь. Мне думается, что сей Авимелех представляет усердных и мудрых светских людей, которые, занимаясь философией, хотя и не достигают полного и совершенного порядка благочестия, все же поняли, что Бог есть Отец и Царь всех вещей, то есть Тот, Кто все сотворил и правит вселенной» (Ориген, Гомилии на Бытие).
Ефрем Сирин, Толкование на Книгу Бытия.
Правила святых Апостолов.
Иосиф Флавий, Иудейские древности, 1.12.1.
Ориген, Избранные комментарии на Книгу Бытия.
Катены на Бытие.
Здесь уже более сдержанный вопрос, видите, как меняется интонация: «что ты имел в виду?», а не: «что ты с нами сделал?».
Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия.
Слова «И Сарре сказал…» подразумевают, что оправдывался на ее возражения.
Амвросий Медиоланский, Исаак, или О душе..
Здесь Агарь называется египтянкой, это свидетельство того, что она действительно была взята из Египта, и действительно она была, возможно, принцессой Египта, о чем существует древнее предание.
Катены на Бытие.
Видите, здесь также не упоминаются имена, как Сарра не употребила имен, и в этом Господь подтверждает позицию Сарры.
Евсевий Эмесский, Катены на Бытие.
Ориген, Гомилии на Бытие.
Аллегорически, их мать.
Кирилл Александрийский, Искусные толкования на Пятикнижие.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия.