Источник

Беседа 10. Благословение детей

Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея на радио «Радонеж». Продолжим читать 19-ю главу с 13-го по 30-й стих. В данном отрывке рассмотрим две темы: Благословение детей и Господь Иисус Христос и богатый юноша.

Здесь мы видим очень органичный переход: апостол Матфей, рассказав об отношении Христа к браку и безбрачию, переходит к истории о благословении детей. Ведь главная цель брака – чадородие (Быт.1:27–28). Но, конечно же, и счастье совместной семейной жизни мужчины и женщины тоже является целью и назначением брака. Сказано: «Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа» (Притч.18:23); и еще: «Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа» (Притч.19:14).

И мы читаем 13-й стих 19-й главы Евангелия от Матфея:

Мф.19:13. «Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им».

Блаженный Иероним Стридонский так истолковал подобное поведение апостолов: «[Ученики делали так] не потому, что не хотели, чтобы они были благословлены словами и рукой Спасителя, но потому, что, не имея вполне совершенной (plenissimam) веры, думали, что Он подобно другим людям будет утомлен надоедливостью (несвоевременностью) приносивших»113.

Блаженный Феофилакт поясняет: «Матери приносили детей, чтобы дети их получили благословение чрез прикосновение рук Его. Но женщины с детьми подходили в беспорядке и с шумом, а потому ученики и не допускали их»114.

Объясняя, почему такой шум был от детей, Евфимий Зигабен пишет: «Лука (18, 15) назвал их младенцами, которые приносились по вере родителей»115. То есть среди детей, которых приводили к Нему, были и дети (младенцы), которых приносили к Нему. Греческий глагол привели может также иметь значение принесли.

Можно сказать, что это самый прекрасный момент во всей евангельской истории. Все действующие лица видны ясно и отчетливо, хотя весь рассказ занимает всего два стиха.

«Обратившейся в христианство индус Премананд… приводит слова своей матери. Когда Премананд принял христианство, его семья прогнала его, и двери дома были закрыты для него. Но иногда он все же приходил украдкой повидать свою мать. Его принятие христианства разбило ей сердце, но она не переставала любить его. Она рассказала Премананду, что когда она носила его в чреве, один миссионер дал ей книгу Евангелий. Она прочитала их; эта книга даже все еще была у нее. Она сказала сыну, что у нее не было желания стать христианкой, но в те предшествовавшие его рождению дни она иногда мечтала, чтобы он вырос и стал бы таким человеком, как Иисус»116.

Та связь, которая существует между ребенком и его матерью, представляет собой нечто более чем возвышенное и прекрасное. Сказано: «Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы» (Притч.20:20). Особо почтительное отношение к матери и отцу, напротив, усиливает свет в душе человека.

Мудрый Иешуа Бен-Сир`а писал: «Почитающий отца очистится от грехов, и уважающий мать свою – как приобретающий сокровища» (Сир.4:3–4). Очевидно, что между детьми и родителями существует некая мистическая связь, когда они чувствуют друг друга и оказывают друг на друга влияние даже на расстоянии.

«Жена одного сельского диакона из Подмосковья, некая Варвара Ивановна Знаменская, по ее словам, собиралась отвезти в Волоколамское духовное училище своего сына Сергия. Накануне отъезда она отправилась с ним в церковь и здесь в течение всей литургии и молебна перед образом Божией Матери усердно со слезами молила Царицу Небесную, чтобы Она взяла ее сына под Свое небесное покровительство и устроила бы жизнь его во спасение души. Когда она вернулась домой, то мальчик сказал: “Мама! У меня что-то болит голова”. “Иди отдохни”, – отвечала ему мать. На другое утро, когда настало время везти его в училище, он уже был мертв. Когда его отпевали, мать сильным плачем выражала свои душевные чувства. Священник, видя ее плачущей, сказал ей: “Варвара Ивановна! У вас ведь есть еще другие дети. Что вы так плачете!” Она отвечала: “Батюшка, я плачу не от горя, а от благодарности Царице Небесной, что Она услышала мою молитву и взяла моего сына под Свое покровительство для вечного упокоения”. Так могуча молитва матери, отверзающая Небеса и устрояющая вечное счастье ее детей»117.

Великий российский ученый, поэт, художник М.В. Ломоносов в юности предвидел смерть своего отца. Когда он возвращался на судне в Россию из Германии, где он учился, снилось ему следующее: он увидел своего отца, выброшенного на необитаемый остров в Ледовитом океане в результате крушения корабля. Остров оказался знакомым – к нему как-то прибило судно с рыбаками, на котором находились молодой Ломоносов и его отец. Сон встревожил Михаила. Прибыв в Петербург, юноша сразу же бросился наводить справки о местонахождении родителя. И услышал от родного брата страшный рассказ. По обыкновению своему, как только вскрылись воды, отец отправился на рыбный промысел. Прошло уже четыре месяца, а он все не возвращался. Услышанная история и увиденный сон повергли Ломоносова в крайнее беспокойство. Он просил об отпуске, чтобы отправиться к тому злополучному острову и найти там тело погибшего отца. Однако обстоятельства не позволили ему совершить задуманное. Тогда Ломоносов через письмо обратился с этой просьбой к артели холмогорских рыбаков. В послании детально описал остров и дорогу к нему. Вскоре просьба была исполнена. Тело отца нашли в указанном месте и погребли, возложив огромный камень на могилу.

И далее мы читаем:

Мф.19:14. «Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное».

Блаженный Феофилакт так истолковал данный стих: «Кроме того, ученики полагали, что достоинство их Учителя может унижаться, если будут подносить детей. Но Христос, показывая, что для Него приятнее тот, в ком нет лукавства, говорит: “пустите детей, ибо таковых есть Царство Небесное”. Он не сказал: “этих”, но “таковых”, то есть простых, невинных, незлобных. Посему если и ныне к какому-либо учителю приходят христиане, предлагая детские вопросы, то учитель не должен удалять их от себя, но должен принять их»118. То есть мы не можем быть как дети умом, но именно должны быть чисты как дети душою. Сказано: «Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1Кор.14:20); и еще: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк.10:15).

Но есть и аллегорическое истолкование данного стиха. Латинский учитель Церкви Иларий Пиктавийский пишет: «Итак, дети были приведены, но им и препятствовали. Дети – прообраз язычников, которым спасение даровано через веру и проповедь. Но поскольку целью было сначала спасти Израиль, то поначалу ученики и препятствовали детям приближаться к Нему. Действия апостолов объясняются не их собственными намерениями, а, скорее, тем, что они прообразуют будущую проповедь язычникам. Господь говорит, что детям нельзя мешать, “ибо таковых есть Царство Небесное”; язычникам же предстояло через возложение рук обрести благодать и дар Святого Духа»119.

Слова «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» в Древней Церкви приводились в обоснование крещения младенцев.

Здесь я хотел бы рассмотреть вопрос о Крещении младенцев. Прежде всего, мы, православные, исходим из того, что Крещение несет в себе избавление от грехов, в котором нуждаются, в том числе, и дети. Сказано: «Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю» (1Кор.1:16). Понятие «дом» в те времена было достаточно широким и вмещало в себя всех домочадцев, слуг и рабов с их семьями – как взрослых, так и детей.

Как вы думаете, дети находятся под грехом? Если кто-то возразит, что детям незачем креститься, так как они безгрешны, он будет неправ. Дети все же имеют на себе грехи. Писание учит: «…Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня» (Исх.20:5). Давид говорил: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс.50:7). Очень часто в Библии говорится о том, что Господь наказывал детей наряду со взрослыми, например: «и взяли в то время все города его, и предали заклятию все города, мужчин и женщин и детей, не оставили никого в живых» (Втор.2:34). Поэтому выделять детей из проблем взрослых и рассматривать их отдельно от них достаточно легкомысленно. Сказано о равной ответственности перед законом и взрослых и детей: «…ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя…» (Втор.5:14). Кстати, о поколении потопа сказано: «конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли» (Быт.6:13). – Никто из взрослых и детей, кроме семейства Ноя, не спасся. Опасность Божьего гнева нависает над каждым человеком независимо от его возраста. Не заботиться о спасении детей – это означает проявлять верх беспечности и неблагоразумия.

А о том, что именно в Крещении мы приобщаемся искупительному действию Крови Христа, в Писании сказано достаточно много: «Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои» (Деян.22:16); и еще: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян.2:38). А то, что Кровь Христова была пролита во оставление грехов, мы знаем и верим в это, как и сказано: «…сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:28). И не только в Таинстве Причастия, но и в Таинстве Крещения мы можем приобщаться к спасительному Ее действию, о чем и прочитали выше.

Я хочу спросить вас, как вы думаете, какое время было более спасительным и благодатным: ветхозаветное или новозаветное?

– Конечно, новозаветное.

– Правильно! Как и сказано: «ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин.1:17). Как вы думаете, где легче войти в народ Божий: во дни Ветхого Завета, когда весть о спасении была открыта только одному народу, или во дни Нового Завета, когда правда Божия открывается всякому?

Конечно, наше время более благоприятное для спасения. Но кто-то спросит, какое это отношение имеет к рассматриваемому вопросу? – Прямое. Ведь с точки зрения не принимающих детокрещение следует, что с приходом в мир Христа Спасителя положение детей усугубилось.

Давайте ответим на следующий вопрос: через какой обряд пройдя, в новозаветные времена человек может войти в народ Божий?

– Крещение.

– Хорошо. А в ветхозаветные времена – через какой обряд пройдя, человек входил в общину Израиля, становился иудеем?

– Обрезание.

– Отлично. А в каком возрасте человек мог быть обрезанным?

– В восьмидневном.

Это действительно именно так. Сказано: «Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола» (Быт.17:12).

Итак, у нас получается, что в ветхозаветной общине Бога человек мог войти в сообщество Израиля, будучи ребенком, а в новозаветное время положение детей усугубляется, и они не могут быть членами Христианской Церкви…

Кто-то спросит:

– А как обрезание соотносится с крещением?

Само Писание проводит эти параллели, когда говорит: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении» (Кол.2:11–12).

Итак, обрезание, которое можно было совершать над восьмидневным ребенком, прообразовывало собою Крещение.

Да, в Писании ясно сказано о крещении: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16). Возникает вопрос: как ребенок может веровать?

Ответ очевиден: за него веруют его крестные родители.

– А разве один человек может веровать за другого?

– Может, и тому есть множество примеров из Писания. Например, вспомним случай со слугой сотника. Он был исцелен не своей личной верой, а верой самого сотника, как и сказано: «И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (Мф.8:13).

Кстати, то слово, которое у нас переведено как «слуга», в греческом оригинале читается как paЭw – «ребенок», «мальчик». Получается, что взрослый сотник верует за своего слугу, ребенка, и последний получает по его вере исцеление.

Также примером может быть для нас случай с расслабленным, положенным на постели, где говорится о его друзьях, когда, «видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф.9:2). Здесь, как в других случаях, Христос не обращает внимания на самого больного (который, похоже, был расслаблен не только телом, но и душою), а смотрит на веру его друзей и по их вере исцеляет его.

Теперь давайте внимательно прочитаем следующий текст: «Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян.2:37–38). Обратим внимание на то, что, когда апостол Петр говорит «покайтесь», он не говорит «покайтесь все», как в той части, где он говорит о крещении: «и да крестится каждый из вас». Это значит, что он имеет в виду только тех, которые могут покаяться (то есть взрослых). Малые дети не могут каяться. Но в случае, когда он говорит о крещении, он говорит «да крестится каждый из вас», имея в виду и взрослых, и детей. Ведь, как мы установили, и дети и взрослые находятся под грехом. И он (Петр) именно это имеет в виду, когда добавляет о крещении «…во имя Иисуса Христа для прощения грехов». Далее он говорит еще более определенно: «и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян.2:38–39). А то, что Господь призывает не только взрослых, но и детей, Он Сам засвидетельствовал, сказав: «пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк.10:14).

И далее мы читаем:

Мф.19:15. «И, возложив на них руки, пошел оттуда».

Родители имеют право благословлять детей, подобно пророкам и священникам. Причем благословение, полученное от отца, может в корне поменять жизнь ребенка – достаточно вспомнить благословение Исааком Иакова, которого сначала он не хотел благословлять. Равно как и проклятие родителя может полностью изменить жизнь не только ребенка, но и всего его потомства – случай с Ноем и Ханааном, сыном Хама (Быт.9:25). Благословение Израилем (Иаковом) Манассии и Ефрема даже поменяло степень их родства (48, 5).

Формула этого благословения, гласящая: «Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии» (Быт.48:20), сохранилась до настоящего времени в еврейском народе. Ею благословляют родители детей накануне Йом Кипура (Судного Дня).

На Руси родительскому благословению придавали особое (сакральное) значение и принимали его в особо значимых и судьбоносных случаях.

В Троицком листе с луга духовного (XIX века) мы находим следующее повествование: «По словам благочинного церквей Волоколамского уезда протоиерея Михаила Николаевича Рождественского, в одной деревне прихода села Середы близ г. Волоколамска жили молодые супруги, у которых родился ребенок. В один из весенних дней супруги поехали в поле, где муж сеял яровое, а жена боронила. По окончании дневного труда они, усталые, возвратились домой. Поужинав, муж лег спать, а жена никак не могла успокоить малютку-сына, который плакал и нестерпимо кричал. Мать долго успокаивала его, наконец, не вытерпела и вскричала в гневе: “Хоть бы тебе нечистый глотку завалил, хоть бы тебя нечистая сила взяла”. Малютка после этого безумного пожелания моментально умолк. Мать очень обрадовалась успокоению младенца, положила его в люльку, а сама погрузилась в глубокий сон. Прошло 3–4 часа. Мать проснулась и, не слыша плача, подошла к люльке, чтобы покормить ребенка. К своему ужасу, сына она не нашла. Предполагая, что впросонках положила его на кровать, и думая, не придавила ли его, мать стала усиленно искать его на постели, шаря руками. Разбуженный муж спросил ее: “Что ты здесь ищешь, спать не даешь?” Жена с воплем отвечала: “Николай! Ребенок пропал”. На это муж ответил: “Глупая баба! Куда он мог деваться, зажги свет”. Оказалось, что ребенка в люльке нет, на кровати тоже нет, и когда стали осматривать все углы в комнате, то заметили вдруг: под лавкой торчат ножки, а голова ребенка просунута в подполье через скважину шириной вершка в два с половиной. Стали супруги доставать ребенка, но не могли, они позвали соседей, которые вынули половицу. Только после этого они смогли вытащить ребеночка, личико которого уже почернело, но было еще с признаками жизни. С большим трудом он был приведен в сознание. Благочинный официально донес об этом случае митрополиту Московскому Филарету. Митрополит в своей резолюции на донесении просил все духовенство того благочиния о том, чтобы священники внушали своим прихожанам быть осторожными в выражениях по отношению к детям. Особенно матерям предписывалось резолюцией помнить слово Божие, в котором говорится, что матери дан суд над своими детьми. Потому всякое слово матери имеет особенную действенную силу и непременно сбывается. Если мать своего ребенка благословит, то и Божие благословение будет почивать на нем во все дни его жизни. Если же мать проклянет его, никакая сила не сможет избавить ребенка от бедствия, пока сама мать не покается в своем безумном слове и не испросит у Господа Бога благословения своему чаду»120.

Христос, благословляя детей, как бы усыновляет их Себе, и сообщает им особый благодатный статус. Возможно, благословляя детей, Он употреблял в данном случае каноническую форму, известную Ветхозаветной Церкви: «Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии»; или другую, тоже имевшую литургический статус (Чис.6:22–23) в ветхозаветные времена: «да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» (Чис.6:24–26).

Господь Иисус Христос и богатый юноша

Теперь мы переходим ко 2-й теме нашего сегодняшнего евангельского урока: Господь Иисус Христос и богатый юноша.

И мы читаем далее:

Мф.19:16. «И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?».

Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Тот, который спрашивал, каким образом он унаследует жизнь вечную, был и юн, и богат, и горд; а согласно словам других евангелистов, он спрашивал не с целью научиться, а с целью испытать»121.

Блаженный Феофилакт иначе оценивает личность подошедшего и его мотивы: «Этот человек подошел не с целью искушать Христа, но с целью получить наставление, так как жаждал жизни вечной»122.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Некоторые обвиняют этого юношу в том, будто он подошел к Иисусу с хитростью и лукавством, и притом с намерением искусить Его; но я скорее согласен назвать его сребролюбцем и невольником богатства, так как в этом же самом и Христос изобличил его. Укорять же юношу в лукавстве я отнюдь не намерен: не безопасно быть судиею того, чего мы не знаем, и особенно судиею-обличителем. Да и Марк отдалил такое подозрение, когда сказал об нем: “подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его”; и еще: “Иисус, взглянув на него, полюбил его” (Мк.10:17, 21)»123.

То есть для юноши все складывалось более чем хорошо, но некая двойственность его души погубила его. Сказано: «Боязливых же… участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.21:8). То есть страх человеческий, который иногда сковывает нас, может способствовать нашей духовной деградации. С другой стороны, страх Божий изгоняет любой человеческий страх и делает верующего совершенно бесстрашным.

«При императоре Юлиане Отступнике христианские храмы были закрыты, и потому христиане для совершения богослужений стали собираться в поле. Юлиан узнал об этом и велел одному из военачальников всех собиравшихся там умертвить. Начальник был человек добрый и, щадя христиан, предупредил их о царском повелении. Между тем рано утром увидел он одну женщину, которая с ребенком на руках быстро вышла из дома и так же быстро прошла мимо солдат императора. Начальник повелел взять ее и привести к себе. Когда ее привели, он спросил: “Убогая жена, куда так рано спешишь?” Она отвечала: “В поле, где христиане собираются”. Начальник сказал: “Да разве ты не слышала, что туда придет посланный от царя и всех, кого застанет там, убьет?” “Слышала, – отвечала женщина, – потому и спешу, чтобы умереть за Христа”. – “Да зачем же, если так, младенца несешь с собой?” “Затем и несу, – отвечала она, – чтобы и он мучения сподобился”. Услышав это, начальник отпустил своих воинов, пошел к царю и сказал: “Если велишь мне умереть, я готов, но исполнить твоего приказания относительно христиан не могу”. И рассказал о своей встрече с женщиной»124.

Святитель Василий Великий учит: «Кто Бога боится, тот людей не боится; а кто людей боится, тот Бога не боится»125. Но юноша, пришедший к Сыну Божию, боялся именно людей, и боялся их более, чем Бога.

И далее мы читаем:

Мф.19:17. «Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог».

Возможно, что юноша догадывался, Кто перед ним, поэтому и обращается к Господу Иисусу со словами «Учитель благий», но не называет его Господом, опасаясь стоящих рядом иудеев. И Христос обличает его, как бы говорит ему: назвал Меня благим, назови и Господом – «Никто не благ, как только один Бог». Но, скованный собственными страхами и сомнениями, юноша оказался неспособным возвыситься над собственной трусостью и объективно оценить реальность.

Святитель Иоанн Златоуст, истолковывая слова Христа «никто не благ, как только один Бог», пишет: «Итак, когда Он сказал: “никто не благ”, то этим не хотел показать, что Он не благ. Да не будет этого! Ведь Он не сказал: почему ты называешь Меня благим? Я не благ; но: “никто не благ”, то есть никто из людей. Впрочем, Он этими словами не лишает благости и людей, но только отличает последнюю от благости Божией»126.

Отвечая на его вопрос: «что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» – Христос говорит:

Мф.19:17. «Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди».

Здесь Христос не просто указывает на Закон Божий, Он, как мы увидим далее, указывает на практическую сторону, практические аспекты Божественного Закона.

Молодости свойственно абстрагироваться (дистанцироваться от реальности). Молодых более привлекают абстрактные умозаключения, чем приземленные реалии настоящей жизни. Молодой человек может часами рассуждать об этических аспектах Закона Божия и при этом даже пальцем не двинуть в сторону исполнения конкретной заповеди (мицвот). Это связано, прежде всего, с тем, что молодым верующим не свойственно ощущать остроту и опасность греха. Грех для молодых – хоть и опасное, пугающее, но все же приключение. Они хотят пережить, поэкспериментировать и проверить всё на самих себе, даже не догадываясь, как потом в зрелые годы, и даже в преддверии могилы, грехи юности могут настичь их и нанести предательский удар в спину. Сказано: «Ибо Ты пишешь на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей» (Иов.13:26); и еще: «Кости его наполнены грехами юности его, и с ним лягут они в прах» (Иов.20:11). И если Иов боится последствий грехов юности, которыми напоены кости его, то Давид умоляет Бога не вспоминать дней юности его: «Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!» (Пс.24:7)

Что происходит далее, когда Христос, отвечая на вопрос «что сделать… чтобы иметь жизнь вечную?» – указывает на Закон Бога, на Его святые заповеди? Юноша спрашивает:

Мф.19:18. «Говорит Ему: какие?».

А действительно, какие заповеди прежде всего надо соблюдать? Если, отвечая на этот вопрос, предложить молодому человеку нечто общее, то он, скорее всего, даже не поймет о чем идет речь. И поэтому юноша получает более чем конкретный ответ:

Мф.19:18–19. «Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя».

Возможно, что, услышав подобный, более чем конкретный ответ, юноша обиделся или даже оскорбился. И действительно, если священник на исповеди даст совет кому-либо из нас не убивать людей и не насиловать женщин, то, возможно, подобное оскорбит и выведет из равновесия кого-либо из нас. Разве это не очевидно?

Но в действительности многим людям необходима именно такая конкретика, она необходима и каждому из нас. Ибо что пользы для христианина рассуждать о нетварных божественных энергиях и при этом блудить, воровать, поносить ближних последними словами, курить и пьянствовать?

Если дело с богатым юношей обстоит именно так, то он просто-напросто грешник, который не понял этого до конца.

Но в Толковой Библии Лопухина предлагается и несколько иное истолкование, там сказано:

«Нельзя предполагать также, что указание Христом таких-то, а не других заповедей было просто делом случайным, то есть, иначе говоря, простым набором слов. Таким образом, остается только одно – предположить, что, наоборот, юноша особенно сильно, особенно ревностно заботился об исполнении тех именно заповедей, на какие указывал ему Христос, и ответ Его, если можно так выразиться, был прямо рассчитан на то, чтобы не сказать ничего нового сравнительно с тем, что уже было хорошо известно из ветхозаветного закона. Это толкование во всяком случае хорошо подтверждается дальнейшим заявлением юноши (ст. 20), что все это он “сохранил”. Чего еще недостает ему? – Самые заповеди, перечисленные Христом, есть сокращенное изложение Десятословия и других мест ветхозаветного закона»127.

Если следовать за толкованием преемников Лопухина, то получается, что Христос ищет для юноши не просто спасения на положении меньшего в Царствии Небесном, но предлагает ему нечто иное – и несравненно большее.

И действительно, далее мы читаем:

Мф.19:20. «Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?».

Такой ответ юноши нельзя воспринимать как что-то безусловное. Конечно, он мог исполнить внешнюю сторону Закона, но если бы он постиг и внутренний смысл каждой заповеди, то без сомнения почел бы себя грешником. Апостол Павел писал о себе: «Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками…» (Гал.2:17). То есть, он посмотрел на Закон Божий через призму Нового Завета, и увидел себя грешным и оскверненным. Сказано: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной… Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:21–22, 27–28). Иными словами, иногда грешник не совершает грех только потому, что обстоятельства, не зависящие от него, не позволяют ему это сделать, и неужели его только за это надо считать праведным? Конечно, НЕТ!

Грех, живущий в нашей душе, как некий закон действующего в нас греха, сам по себе делает нас грешными. О чем и пишет апостол Павел: «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:22–24).

Юноша не видел в себе живущего греха – и поэтому заблуждался; юноша искал для себя спасения – и поэтому Христос возлюбил его.

И далее мы читаем:

Мф.19:21. «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною».

Этим призывом Сын Божий помогает юноше реально оценить свое собственное состояние как грешное и лишенное надежды на спасения вне божественного милосердия. Да и на что он мог надеяться? Сказано: «Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим.3:9–12). То есть эллины грешили, не зная Закона, а иудеи грешили, находясь под Законом, и «нет праведного ни одного». Но теперь это становиться понятным и для самого юноши, он не может стяжать совершенство, жадность душит его, а где жадность, там и гнев, и злоба, и убийство.

И далее мы читаем:

Мф.19:22. «Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение».

Здесь не очень понятно, «с печалью» о чем он отходит от Христа? То ли с печалью за «большое имение» – как бы его не потерять, то ли с печалью за самого себя, так и не сумевшего преодолеть собственный эгоизм и любостяжание.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «…если бы юноша подошел к Иисусу с намерением искусить Его, то не отошел бы с печалью о том, что услышал. Никто из фарисеев никогда не испытал в себе такого состояния; напротив, все они, будучи опровергаемы Иисусом, еще более ожесточались против Него. Не так поступает юноша: он уходит с печалью»128. – Близко подошел богатый юноша ко спасению в лице Спасителя, но и быстро, хотя и с печалью, покинул Его.

И далее мы читаем:

Мф.19:23–24. «Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие».

Это был вызов ветхозаветному представлению о том, что должно сопутствовать праведности и святости. Иудеи были уверены, что богатство – это особое Божие благословение, и в их понимании скорее нищие («эм хаарец»: «черная кость», «крестьяне») – неучи, грешники и враги праведности.

Подобное новшество озадачило и апостолов…

И мы далее читаем:

Мф.19:25. «Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?».

В их вопросе так и сквозит: «Если богатые не спасаются, то кто же тогда может спастись?» Чтобы окончательно отвести подобное заблуждение от их сознания, Господь Иисус Христос

Мф.19:26. «…воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно».

Блаженный Иероним так истолковал эти слова: «Этими словами уже показывается, что не [только] трудно, но и невозможно [войти в Царство Небесное богатому]. Действительно, если верблюд не может пройти сквозь игольное ушко и если подобно этому богач не может войти в Царство Небесное; то никакой из богачей не спасется»129. Блаженный Феофилакт как бы уточняет резкий тон Иеронима: «Если кто-либо станет избегать корыстолюбия, то он, при помощи Божией, сперва успеет в том, что отсечет излишнее, а потом дойдет до того, что истратит на бедных и необходимое; так помощь Божия добрым путем приведет его к Царству Небесному»130. То есть богатый спасается только через добровольное обнищание, и никак иначе.

И далее мы читаем:

Мф.19:27–28. «Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых».

Апостол Петр, продолжая мыслить в ветхозаветной парадигме (ведь Дух Святой еще не сходил на них), как бы спрашивает: «Если богатые погибнут и не войдут в Царство Небесное, то куда попадем мы, обнищавшие ради Тебя?» На что Христос отвечает:

Мф.19:29–30. «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми».

Таким образом рушились обветшавшие парадигмы (системы представлений) ветхозаветного мира и созидалось в сердцах апостолов новое представление о новозаветном Царстве Бога, о котором и Сам Сын Божий некогда изречет: «Царство Мое не от мира сего… но ныне Царство Мое не отсюда» (Ин.18:36). Итак, Христос провозглашал теократические принципы новозаветного Царства-Церкви, о котором еще пророк Даниил сказал: «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан.2:44).

Спаси вас Христос!

* * *

113

Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.19:13. (?)

114

Блаженный Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкование на Мф.19:13. (?)

115

Евфимий Зигабен. Толкование на Лк.18:15. (?)

116

Баркли У. Комментарий к Новому Завету. Комментарии к Евангелию от Матфея, 19-я глава: http://www.bible.by/barclay-new-testament/read-com/40/19/

117

Троицкие листки с луга духовного. С. 59.

118

Блаженный Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкование на Мф.19:14.

119

Библейские Комментарии Отцов Церкви. Т. Iб. – Тверь: Герменевтика, 2007.

120

Троицкие листки с луга духовного. С. 130.

121

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.19:16.

122

Блаженный Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкование на Мф.19:16.

123

Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. Толкование на Мф.19:16.

124

Гурьев В., прот. Пролог.

125

Свт. Василий Великий, архиеп.

126

Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. Толкование на Мф.19:17.

127

Православная Толковая Библия Лопухина. Толкование на Мф.19:18–19. (?)

128

Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. Толкование на Мф.19:22.

129

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.19:26.

130

Блаженный Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкование на Мф.19:26.


Источник: Беседы на Евангелие от Матфея. / О. Стеняев. - В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». - 2013. / Т. 1. - 336 с. Серия: Библия и современное общество. ISBN:978-5-4279-0031-7

Комментарии для сайта Cackle