Беседа 50. Евангелие от Матфея, глава 14, 13–21. «Насыщение пяти тысяч»
Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея. Евангелие – это слово Надежды, слово Веры и Любви, обращенное к потерянному в тисках отчаяния, нигилизма и вражды, человечеству. Свет Евангелия, евхаристически проникая до разделения составов и мозгов, судит помышления и намерения наши, преображая и пресуществляя (прелагая) нас из состояния чад гнева – в состояние чад Божиих.
Поэтому каждая беседа по Евангелию – это очередной прорыв к нашей совести, нашему спящему сердцу и ко спящей в греховной летаргии души. И сегодня мы будем читать Евангелие от Матфея, 14-ю главу с 13-го по 21-й стих. И тема, которую мы сегодня рассмотрим, называется «Насыщение пяти тысяч».
И мы читаем 13-й стих 14-й главы Евангелия от Матфея:
Мф.14:13. «И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком».
Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Иисус уходит по случаю беззаконного убийства Ирода, научая и нас не ввергать себя явно в опасность; уходит также и для того, чтобы воплощение Его не сочли призрачным. Ибо если бы Ирод схватил Его, то попытался бы погубить Его; и ежели бы Иисус при сей попытке погубить Его исхитил Себя из среды опасностей, потому что еще не настало время смерти, то сочли бы Его за привидение. Итак, вот почему Он уходит. Уходит ″в пустынное место один″, да сотворит там чудо над хлебами».
Итак, Блаженный Феофилакт называет три причины, почему Сын Божий, узнав о казни Иоанна Крестителя, «удалился оттуда на лодке в пустынное место один»:
Господь Иисус уходит, научая и нас самих, уклонятся от преследования и не ввергать себя в явную опасность;
Уходит и для того, чтобы в Нем видели не только духовное существо (Бога) но и Человека, стремящегося к безопасности;
Уходит и потому, что еще не окончил служение проповеди и еще не наступила пора взойти на Крест.
Рассмотрим, каждую из вышеназванных причин отдельно:
1) Удаляясь от возможной опасности, Господь наш Иисус Христос научает и нас не быть безрассудными и не вызывать на себя неприятности, не создавать себе искусственно ненужных проблем.
Согласно Иосифу Флавию, в то время там, в Галилеи было 204 городов и сел с населением 15 тысяч жителей и более. В таком густонаселенном месте было нелегко уйти от людей надолго, но на другом берегу озера было спокойно, а ширина его даже в самом широком месте всего 12 километров. Апостолы Господа Иисуса Христа были рыбаками, и потому было нетрудно сесть на одну из их лодок и искать убежище на восточном берегу. Так и поступил Господь Иисус, услышав о смерти Иоанна Предтечи34. Ведь Ему действительно было чего опасаться: царь Ирод Антипа, начав с Иоанна Крестителя, мог распространить преследование и на всех его родственников по плоти, к каковым принадлежал и Сам Христос. Блаженный Иероним Стридонский видит в этом и заботу об возможных гонителях. Он пишет: «Они (то есть ученики Иоанна Крестителя – О.С.) возвещают о совершившемся убийстве Иоанна; Иисус же, услышав о нем, удалился в пустынное место. Не из страха смерти, как полагают некоторые, а щадя своих врагов, чтобы они не присоединили к человекоубийству нового человекоубийства».
Конечно, Сын Божий знал, что Ему надлежит умереть, но все должно было произойти в свое время. Иероним пишет далее: «А может быть, Он отлагал свою смерть до дня Пасхи, когда таинственно должен был приноситься в жертву агнец и когда притолоки (косяки – О.С.) дверей домов верующих должны были окропиться кровью. Может также быть и потому удалился Он, что хотел показать нам пример, как мы должны избегать неразумной поспешности тех, которые предают себя гонителям, потому что не все выказывают ту же самую непреклонность во время мучений, какую обнаруживают, предавая себя на страдания. По этой именно причине Он повелевает нам в другом месте: ″Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой″. При том Евангелист употребляет искусное (eleganter) выражение: он не говорит: ″бежал″, но: ″удалился″, так что Он скорее удалялся от преследователей, чем боялся их».
2) Вторая причина, почему Господь Иисус удаляется от гонения, заключалась в том, что Он хотел показать и Свое истинное Человеческое лицо (природу). И действительно, мог бы Иисус Христос являться для нас учителем, в смысле примером для подражания, если бы всегда проявлял только Божественный качества? Он действует именно как Богочеловек, приоткрывая для нас в Своей земной жизни то Божественную, то Человеческую Свою природу. Как и пишет апстол Петр: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет.2:21). Он для нас пример и тогда, когда удаляется от страданий и преследований, и тогда, когда безропотно идет на них.
3) Третья, веская причина Его удаления от опасности: Он должен был проповедовать нам всю полноту евангельской истины, которую только люди и могли вместить. Смысл всей Благой вести не постижим человеческим разумом и рассудком. Мы постигаем полноту благовествования (евангельского света) только в той мере, в какой в разный период своей жизни можем вместить его. Сказано: «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном?» (Ин.3:12); и еще: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь» (Ин.21:25). Тот свет познания, который открывается нам в начале нашего пути, отличается от потока того познания, которое увеличивается со временем. Но так происходит только в жизни тех, у которых конец бывает лучше, чем начало. Сказано: «Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Притч.4:18). У некоторых людей бывает и наоборот: они хорошо начинают, но плохо кончают. Сказано: «ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (Откр.2:3–5).
О себе могу сказать, что в начале моего пути Бог открывался мне как Создатель и по праву Творца единственный Собственник во вселенной; потом в период греховной юности и смрадной молодости Господь открывался мне как долготерпеливый и милосердный, ищущий во мне покаяния; теперь, когда появляется стремление исполнять Божий Закон (то есть любить Бога), Он открывается мне как Законодатель… А что будет далее, я не знаю и знать не могу. Но совершенно очевидно, что Бог не просто ведет отдельный диалог с каждым человеческим существом, живущим на земле, но Он по-разному собеседует с нами в разные периоды нашей жизни. Как мы и прочитали: «Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Притч.4:18).
Так и разные этапы в богочеловеческой жизни Сына Божия являют нам разные аспекты Его служения. Здесь, в 14-й главе, мы видим, что Он удаляется от возможных гонений не потому, что опасается их, но потому, что еще не наступило время, и в настоящей момент Его главное служение – проповедь Святого Евангелия. Говоря о значимости именно служения благовествования, Святаго Евангелия, Сын Божий однажды воскликнул: «…пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел. И Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов» (Мк.1:38). Но когда приблизится время Его Крестного служения, Он скажет: «ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу» (Лк.22:37).
Конечно, удаляется Господь Иисус Христос, узнав о смерти Иоанна Крестителя, и для молитвы. Но эта часть Его богочеловеческой жизни более чем таинственная и непостижимая. Как в Нем Самом соотносится Божественное и Человеческое: неслиянное, неизменное, неразлучное и нераздельное – сия тайна есть тайна единой Личности (Ипостаси) Господа Иисуса Христа, при наличии двух природ и двух волей, человеческой и божественной.
Истолковывая слова: «а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком», блаженный Иероним пишет: «Услышав о смерти Иоанна, Он мог удалиться в уединенное место и по другой причине, – именно: чтобы подтвердить веру уверовавших. Наконец, толпы народа последовали за Ним пешими, не на вьючных животных, не на повозках разного рода, а на своих ногах, чтобы показать пылкость своей души». То есть Господь испытывает и народ, уходя от него в пустыню. С другой стороны, проповедь Моисея, звучала в Синайской пустыне, и Иоанн Креститель проповедовал там же, а теперь и Сын Божий, даруя людям духовное познание Закона Божия, проповедуя Евангелие прощения, оказывается в пустыне. В пустыне рождается переплавленный в горниле испытаний ветхозаветный народ, теперь и новозаветная Церковь тоже должна выйти из пустыни. Сказано: «Кто эта, восходящая от пустыни как бы столбы дыма, окуриваемая миррою и фимиамом, всякими порошками мироварника?» (Песн.3:6) – так описывается в Писании рождение церкви ветхозаветной; «Кто это восходит от пустыни, опираясь на своего возлюбленного? Под яблоней разбудила я тебя: там родила тебя мать твоя, там родила тебя родительница твоя. Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее – стрелы огненные; она пламень весьма сильный» (Песн.8:5–6), – а так Писание описывает рождение в пустыни гонения и страданий любви Церкви новозаветной.
Описание в Книге Песнь Песней ветхозаветной церкви – это описание воскуряемого от земли к небесам дыма жертвенных костров и каждения благоухания. Но при описании новозаветной Церкви, Церкви-Невесты, в этой же Книге Песнь Песней мы видим ее, уже опирающиеся на Жениха-Христа, и здесь та разительная перемена, о которой святитель Иоанн Златоуст восклицал: «Как небо отстоит от земли, так Новый Завет, выше Завета Ветхого».
И мы читаем далее:
Мф.14:14. «И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их».
Как народ нашел Господа в пустыне, несложно догадаться. Они наблюдали за Его «овцами» (апостолами), и там, куда отправились они (апостолы), в Вифсаиде, там народ и нашел в пустыне Господа Иисуса Христа. То есть мы должны искать Господа по следам Его избранных овец. Сказано: «Если ты не знаешь этого, прекраснейшая из женщин, то иди себе по следам овец и паси козлят твоих подле шатров пастушеских» (Песн.1:7). Святые овцы стада Христова помогают Невесте-Церкви лучше рассмотреть в пустыне след Жениха-Христа. О верных овцах стада Христова сказано апостолами: «Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2Кор.3:2–3). То есть, подражая овцам-апостолам, и мы, овцы «великого множества», отображаем в своей жизни и показываем узнаваемый всеми образ Христа. Сами апостолы и призывают нас, подражая им, апостолам, подражать и Самому Христу. Апостол Павел призывает нас, уверовавших: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1Кор.4:15–16). Церковь наша и называется Апостольской, потому что через служение апостолов и узнала Евангелие Царствия и через образ их жизни научилась подражать Христу Спасителю.
Но своею ли силою действовали и сами апостолы? Силою своего ли личного благочестия они и могли оказаться для нас добрым примером?
Истолковывая слова: «Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их», святой Иероним Блаженный пишет: «В евангельских речах с буквой всегда соединен дух, и то, что на первый взгляд кажется холодным, если прикоснешься к нему, оказывается пылающим. Господь был в пустыне; за Ним последовали толпы, оставляя города свои, то есть прежнее поведение и разнообразие учений (dogmatum). Иисус же, выйдя, показывает, что толпы, хотя имели желание пойти, но не имели силы дойти до конца; посему Спаситель и выходит из места Своего и идет навстречу, подобно тому как, – согласно изображенному в другой притче, – Он выбегает навстречу приносящему покаяние сыну. И увидев толпы людей, Он умилосердился над ними и исцелил недужных между ними, чтобы за полной верой непосредственно следовала и награда». В этом истолковании святого Иеронима обращает на себя мысль, что, следуя за Господом, надо так отказаться от прежней своей жизни, так очистить помыслы и чувства, чтобы не только прежний образ жизни, но и прежний образ мышления («разнообразные учения» прошлого) не настиг бы нас. То есть, входя в Церковь, за спиной необходимо оставить не только багаж прежних грехов, но и багаж прежних предрассудков, человеческих мировоззрений, познаний и навыков.
Блаженный Феофилакт истолковывая слова: «увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их», пишет: «Видна вера народа, по которой он идет за Иисусом, когда Он удалялся; почему, в награду веры, получает исцеления. Знак веры и то, что люди последуют за Ним пешие и без пищи». Важно, чтобы, следуя за Христом, мы не думали ни о чем постороннем и все прежнее оставляли у себя за спиной. Написано: «Но Иисус сказал… никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк.9:62).
Мне известен один священнослужитель, который до прихода в Церковь увлекался психологией. Придя в Церковь, он решил, как нечто ценное, втащить в нее и навык этой психологической рухляди, к тому же замешенной на западной оккультной харизматичности. Он даже не догадывался, что современная психология и возникла как альтернатива христианскому духовничеству; а западная харизматичность – языческого происхождения. Разворачивая свои психотренинги как некие ультра-новые достижения в сфере миссионерского служения, он покалечил немало душ. Так что некоторые срывались в безысходную депрессию, крайнюю форму гордыни и осуждение всех и вся. Из некогда смиренных людей возникали агрессивные забияки, ненавидящие каждого в отдельности и всех вместе. Много говоря о любви, они начинали свою проповедь с отрицания чего-либо у других (первое занятие и происходило по схеме: «Что нам не нравится в Церкви?»), распространяли сплетни, слухи и клеветы на несогласных с ними. Очень полюбили судачить о грехах других людей. Говоря о том, что он будет заниматься с помощью психотренингов обращением в христианскую веру неверующих и даже уголовников, он набирал на свои сеансы православных семинаристов и студентов. Судьбы этих людей так коверкались и ломались, что, попав в лапы к этому «экспериментатору» и «архитектору человеческих душ и судеб», некоторые начинали вести социально бесполезный образ жизни, бомжевать и даже проявлять суицидальность. Все кончилось тем, что на одной из московских квартир возникла новая секта. Лидер этой секты стал участвовать на сионистские деньги в анти-арабских митингах (маршах), прямо в рясе маршируя по улицам Иерусалима на иудейский праздник Суккот, и даже не догадываясь при этом, что в Иерусалимском Патриархате православные арабы составляют 95 %! Были открыты на деньги англиканских харизматиков всякие курсы, наименование которых из конспиративных соображений менялось несколько раз. Неоднократно и один на один, и при свидетелях, при встречах и по телефону, я обличал сих отступников. Сколько слез пролил за них на молитвах дома и у престола на службе, но все оказалось тщетно. Вести религиозный диалог с этими деятелями оказалось и бесполезно, и даже небезопасно. Как и сказано в Писании: «Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого – пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» (Притч.9:7–8).
Объясняя, кто такие еретики, и как они получаются, в Большом Катехизисе, сказано: «Почему познаются еретики? Дел ради сих: аще не имеют истинного пристанища, рекше святыя апостольския церкви; аще не призываемы входят в чин учительства и учат не тако; аще ино некое новое учение предлагают, его же отцы наши не предаша». Ересь, как учит святой Петр Дамаскин, хуже любого греха. Святой Петр пишет: «Ино убо грех есть, и ино нечестие (то есть ересь – О.С.). Грех от немощи бывает верного человека, ему же предлежит покаяние и очищение кровию Христовою. Нечестие (то есть ересь – О.С.) же вольное от благочестия отступление, еже и ересь именуется. Не токмо таковни (то есть таковые – О.С.) не каются о нечестии, но и в гордости преуспевают, яко же и сам сатана». От совратившихся в заблуждения ересей следует удаляться, хотя бы они были самые ближайшие и дорогие нам лица. Святитель Иоанн Златоуст писал по этому вопросу: «…Да будем все едино тело, да будем все братия. Ибо доколе это разделяет нас (то есть ересь – О.С.), доколе и отец, и сын и брат, и кто бы то ни был для нас еще не истинный сродник наш, так как он отделен от сродства горняго (то есть Небесного – О.С.). Да и какая польза быть соединенными родством бренным, когда мы не соединены сродством духовным? Какая прибыль от близости на земле, когда мы чужды друг для друга на небесах».
Далее мы читаем:
Мф.14:15–16. «Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть».
Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Человеколюбивы ученики, поэтому заботятся о народе и не желают оставить его голодным. Что же отвечал им Спаситель? ″Дайте, говорит, им есть″. Говорит так не потому, чтобы не знал, в какой скудости были апостолы, а для того, чтобы, когда объявят они о своем недостатке, оказалось, что Он приступает к чудотворению не по славолюбию, а по нужде». Итак, любовь апостолов к народу побуждает их просить за них у Христа, Любовь Христова питает всех нуждающихся. Как актуально это евангельское повествование для современной России! Церковь должна и, более того, обязана вступаться за нужды простых людей. Хотя апостолы и не сомневались в любви Господа Иисуса, они просят Его о благотворении, чтобы и нас научить хлопотать за нуждающихся; Сам Господь не сразу сотворяет чудо насыщения хлебами пяти тысяч, но прежде выясняет, нуждаются ли они, научая нас, как мы видим у Феофилакта, ничего не делать из тщеславия, но только когда есть нужда.
Великая нужда есть у русского народа – выбраться из состояния крайнего обнищания и социального бесправия. Власти нашей страны развернули именно социальный геноцид против людей пожилого возраста. А по справедливости, прожиточный минимум пожилых людей должен быть выше, чем у молодежи. Молодежь ведь и работоспособна, и не нуждается так остро в серьезной медицинской поддержке, как люди пожилого возраста. Пожилой человек, даже с трудом и передвигается, но современное общество как будто торопит наших стариков своими социальными реформами, будто хочет поскорее загнать их в могилу, урезая им те или иные льготы. Только тогда наша молодежь сможет духовно усовершенствоваться и нравственно преобразиться, когда именно молодые и будут активно заботиться о пожилом населении нашей страны. А когда современные политики вместо того, чтобы говорить: «все для пожилых», говорят: «все для молодежи», – таким образом они воспитывают армию эгоистов и тунеядцев.
Истолковывая слова обращенные Господом к апостолам: «вы дайте им есть», блаженный Иероним пишет: «Он призывает апостолов к преломлению хлеба, чтобы величие чуда было более явственно, так как они были свидетелями того, что сам Он [хлеба] не имеет». С другой стороны, этими словами Господь Иисус Христос, призывает всех священнослужителей, и не только их, но и каждого христианина Церкви, проявлять заботу и о духовных, и о насущных социальных проблемах нашей паствы, наших братьев и сестер во Христе. Сказано: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: ″идите с миром, грейтесь и питайтесь″, но не даст им потребного для тела: что пользы?» (Иак.2:14–16); и еще: «Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, – то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?» (Иак.2:1–4). То есть, задача христианских священнослужителей не обслуживать олигархов от политики и политиков от олигархов, но, прежде всего, заниматься духовным и социальным окормлением малоимущих братьев и сестер наших.
Депутаты, буржуи и политиканы, бизнесмены – это свора воров, ограбивших свой собственный народ. И горе нам, если при таком образе жизни они еще и называют себя православными христианами. Сказано: «Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?» (Иак.2:5–7). То есть богатый человек в христианской общине – это позор христианской общины, ибо как мы прочитали о богатых: «они… бесславят доброе имя, которым вы называетесь», то есть имя «православного христианина». Так как Сын Божий Сам сказал: «…удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19:24), то, следовательно, для богатого вход в Царствие Небесное один: разорится и обнищать ради людей, оказавшихся в социально бесправном положении.
А богатый священнослужитель – это недопустимый зловредный и опаснейший элемент в Теле Церкви Христовой. Тем более, что православный епископ не может быть богатым по определению – так как все епископы у нас монашествующие, а, как известно, каждый монах дает перед Богом обет нищеты. Итак, какие бы средства ни оказались у священнослужителя в его руках, ничего из данного ему как священнику он не должен почитать своим, но общим, то есть церковным, служащим ко благу всех верных, и не только верных, но и всех нуждающихся. Сказано: «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1Тим.3:2–5).
И мы читаем далее:
Мф.14:17. «Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы».
Как мы видим, под руками у апостолов оказалось совсем немного, «только пять хлебов и две рыбы». Но в другом Евангелии сказано, что и это им не принадлежало, а являлось собственностью некоего мальчика, который странствовал с апостолами вслед за Иисусом. Скорее всего, это и был будущий апостол и евангелист Марк.
Блаженный Иероним под мальчиком, имеющим пять хлебов, духовно понимает Боговидца Моисея с его Пятикнижием. Иероним пишет: «Под ним (то есть под мальчиком – О.С.), по моему мнению, разумеется Моисей». Следовательно, духовное (аллегорическое) истолкование здесь может быть и следующим: Закон Моисеев не мог удовлетворить насущные духовные нужды всего человечества. Таким образом, Закон Божий (Пятикнижие), только соединенное с Евангелием прощения, может духовно удовлетворить все человечество, а не только один еврейский народ. То есть, Евангелие Иисуса Христа выводит Божественное Откровение из рамок узко-национального и узко-племенного формата и сообщает всему Божественному Откровению общечеловеческое, а не узко-национальное значение. И не надо удивляться, что при таком аллегорическом прочтении данного текста Моисей выглядит мальчишкой по сравнению с апостолами. Ведь еще об Иоанне Крестителе было сказано: «Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его» (Лк.7:28).
Истолковывая слова «две рыбы», блаженный Иероним Стридонский пишет: «А под двумя рыбами мы понимаем или оба Завета, или число два, относящиеся к закону (или: закону и пророкам). Итак, апостолы прежде страдания Спасителя и блистания молниеносного Евангелия, имели только пять хлебов и две рыбки, которые вращались в соленых водах и волнах моря». Пять хлебов, – могут означать пять Книг Моисея (Тору), а две рыбы¢ – Книги Пророков (Набиим) и Книгу Писаний (Кетубим). И все это Господь Иисус Христос преумножил, то есть сообщил этим текстам общечеловеческое значение, растворив ветхозаветное Откровение евангельским благовествованием, по Иерониму, «блистанием молниеносного Евангелия».
И мы читаем далее:
Мф.14:18. «Он сказал: принесите их Мне сюда»
То есть все, что мы имеем, мы должны отдать на служение Богу, и только тогда мы можем обрести для себя пользу, а не вред и из того, что считаем своим, или нам порученным. В Боге если кто имеет много, не бывает лишнего, а кто имеет мало, всегда хватает. Сказано: «и меряли гомором, и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка: каждый собрал, сколько ему съесть» (Исх.16:18); и еще: «Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» (Лк.12:29–31).
И мы читаем далее:
Мф.14:19. «И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу».
Блаженный Иероним так истолковал этот текст: «Они получили повеление расположиться на траве, или, – по сказанию другого евангелиста, – на земле, по пятидесяти и по сто, чтобы, поправ плоть свою и блеск ее, и похоти мира сего, и подобно сухому сену поработив их себе, они через покаяние пятидесятницы (quinquagenarii numeri) могли возвыситься к совершенной вершине стократного числа (то есть принесли стократный плод)».
О самом чуде преумножения хлебов и рыбы блаженный Феофилакт пишет: «Принесите Мне, сказал, сюда хлебы; ибо хотя поздно, но Я Творец времени, хотя место пустое, но Я Тот, Кто подает пищу всякой плоти. Здесь научаемся тому, что, имея и малое, мы должны употреблять то на гостеприимство, так как и Апостолы, имея малое, отдали все народу; но как малое их Господь умножил, так умножится и твое малое. Господь велит народу: возлечь на траву, научая умеренности, дабы и ты покоился не на драгоценных одрах и коврах, а на чем случится. Потом взирает на небо и благословляет хлебы. Это, может быть, для уверения, что Он не противник Богу, и пришел от Отца с небес, а вместе и для наставления нам, чтоб мы, приступая к трапезе, благодарили и потом уже вкушали пищу».
Слова «дал хлебы ученикам, а ученики народу» научают нас: всё, что мы принимаем от Христа, принимать только через руки Его священников, наших предстоятелей в Господе. Сказано: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою» (1Сол.5:12–13). И если нам предлагают общение с Богом вне Церкви Его, то ничего такого принимать нельзя. Сказано: «Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: ″вот, Он в пустыне″, – не выходите; ″вот, Он в потаенных комнатах″, – не верьте» (Мф.24:25–26).
И далее мы читаем:
Мф.14:20–21. «И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей».
В другом Евангелии сказано, что Господь Иисус Христос Сам велел собрать оставшееся в корзины (короба). Сказано: «И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало» (Ин.6:12). Этим Сын Божий научает нас бережливости, чтобы мы не разбрасывались тем, что имеем и получаем от Бога, но рачительно оберегали, преумножали и использовали только для насущных нужд. Хлеб, брошенный на землю, как учили наши предки, может вызвать наказание голодом от Бога. Сказано: «ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет (то есть тот, кто небрежет тем, что имеет – О.С.), у того отнимется и то, что имеет» (Мф.13:12).
Блаженный Феофилакт предлагает и следующее аллегорическое (духовное) истолкование всего изучаемого сегодня отрывка из Евангелия от Матфея: «В духовном смысле разумей следующее: после того, как Ирод, то есть плотский, грубый ум иудейский – (Ирод означает плотский ум) обезглавил Иоанна, главу Пророков, то есть не поверил пророчествовавшим о Христе, Иисус отходит в пустое место – к язычникам, кои пусты в отношении к Богу, и врачует недужных душею, а потом питает их». Далее Феофилакт присовокупляет: «Пять тысяч народа означают пять чувств поврежденных, что врачуются пятью же хлебами; ибо как пять чувств недуговали, то сколько ран, столько и пластырей. Две рыбы – слова рыбарей; одна рыба – Евангелие, другая – Апостол. Некоторые, впрочем, понимали под пятью хлебами Пятикнижие Моисеево, то есть книги Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Апостолы взяли и понесли двенадцать коробов, то есть то, чего не могли мы, простые, снести, то есть уразуметь, понесли и вместили апостолы. Жены и дети исключаются из числа. Это значит, что христианин не должен иметь ничего детского, женоподобного, немужественного». Итак, из всего повествования о насыщении хлебами мы выносим для себя не только духовные назидания, но и научаемся, как и в самой повседневной жизни выстраивать правильную иерархию ценностей, то есть всегда помнить, что на первом, а что на втором месте должно быть в нашей жизни.
* * *
Баркли