Источник

Беседа 51. Евангелие от Матфея, глава 14, 22–33. «Хождение по водам»

Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея. И наименование сегодняшней темы: «Хождение по водам». И мы будем читать 14-ю главу Евангелия от Матфея с 22-го по 33-й стих.

Итак, в прошлый раз мы читали о насыщении хлебом и рыбою 5-ти тысяч человек, не считая женщин и детей. Конечно, такое чудо, сотворенное в пустыне, напомнило иудеям о том, как Бог питал их манною в пустыне в дни пророка Божия Моисея. Теперь, видя чудесное умножение 5-ти хлебов и 2-х рыб, они как бы воочию переживали то, что в глубокой древности пережили их отцы, выходя из Египетского плена. И им становилось более понятно то, что Бог Израиля по-прежнему обитает среди Своего народа и проявляет отеческую заботу о них.

Как важно, чтобы и мы пережили веру своих отцов, чтобы в этой безысходной жизни современной России на нас повеяло бы дыханием Святой Руси. Той самой древней, Святой Руси, которая затерялась для многих и многих россиян среди суеты современного растленного и гибнущего мира. Гибнущего нравственно, экологически и духовно. Она, Святая Русь, остается, где-то там, среди белоснежных берез, в сини чистого русского неба, овеянная запахом ладана, воска, яблок и меда; она, Святая Русь, остается нашей Матерью, она, говорящая с нами в перезвоне колоколов малиновым звоном, журчащая в святых источниках, смотрящая на нас с древних образов икон, – глас, который мы слышим и в шелесте древних книг, и в движении собственной совести. «Свет невечерний» – это таинственное словосочетание как бы подводит нас к тайне надмирной и неземной, подводит при раскрытых царских вратах к тайне Царя Славы и Господа нашего Иисуса Христа.

Насыщение хлебами как бы перенесло иудеев через толщу веков и столетий в дни Боговидца Моисея, когда хлеб, небесная манна падала с неба, когда Бог разговаривал с людьми. Когда над Синайской горой огненные буквы складывались в слова Божиих заповедей, как и сказано, что «весь народ видел громы и пламя, и звук трубный…» (Исх.20:18). Как можно видеть громогласные звуки, если это не буквы, сотканные в слова и предложения Святого Закона Божия.

И теперь, когда произошло чудесное насыщение более чем 5-ти тысяч с их женами и детьми иудеи решили, что мессианское Царство наступило, и они спешат поставить Иисуса царем над собою.

Но какой царь (евр. Мелех) был нужен иудеям того времени? Они мечтали, что пришедший Мессия свергнет ненавистное для них иго римлян-язычников, они надеялись, что именно Он, Христос и возглавит освободительную патриотическую войну, великий джихад против всех неверных. Они грезили, что именно их Бог поставит их священниками и царями над поверженными народами (евр. гоим). И здесь они серьезно обманулись! Ибо Мессия (Христос) пришел не только к ним, но и ко всему разрозненному роду человеческому. И Христос пришел не для того, чтобы свергнуть иго римского рабства, Он пришел, чтобы освободить весь род людской от более страшного ига и рабства, от рабства дьявола и ига греха, порочности, скверны и нечистоты.

Некогда Бог сказал Аврааму: «и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт.22:18); нечто подобное было сказано и Исааку (Быт.26:4); и Иакову (Быт.28:14). Истина этих слов более чем очевидна: через Одну, произошедшую по плоти от Авраама, от Исаака и Иакова, явится в мир Тот, Который станет благословением именно для всех народов земли. То есть Бог заключит именно Новый Завет со всем родом человеческим, не такой завет, который однажды был заключен только с еврейским народом. В Ветхом Завете мы находим на сей счет следующие пророчество. Сказано: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер.31:31–33). Здесь мы прочитали о начале Нового Израиля, то есть о христианах, вступивших в Новый Завет с Богом через излияние Духа Святого в их сердца. Говорится в Новом Завете и о перемене Закона и священства. Сказано: «Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона» (Евр.7:12). То есть во Христе мы имеем дело с духовной сутью Моисеева Закона. Господь Иисус Христос вскрыл именно духовную мотивацию греха и праведного поступка. И если ранее грехом считалось убийство, то теперь и сам беспричинный гнев делает человека виновным в человекоубийстве (Мф.5:21–22); следовательно, само вожделенное поведение уже является корнем греха прелюбодеяния (Мф.5:28). И теперь Богу посвящается не один день в неделю, но и вся седмица (Кол.3:17). Таким образом, Закон Божий никогда не был поднят на такую духовную высоту, на которой он оказывается благодаря новозаветному благовествованию.

И мы читаем далее:

Мф.14:22. «И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ».

Блаженный Иероним так истолковал данный стих: «Ученикам Он приказал переплыть залив и побудил их сесть на корабль; этими словами показывается, что они неохотно оставили Господа, так как они не желали из любви к Наставнику отделиться от Него даже на одно мгновение».

Слово «понудил» именно и означает, что Он употребил над ними некоторую власть, возможно, что и усилие. В сознании учеников событие насыщения 5-ти тысяч человек могло представляться триумфом всего того, что делал и чему учил Сын Божий. Ведь именно теперь люди поняли и увидели, что Он (Иисус из Назарета) – истинный Мессия, а значит, и истинный Царь Израиля (Машиах Исроэль). Через какое-то время они начнут делить и министерские портфели, выясняя, кто справа, а кто слева будет предстоять перед Ним в день Его интронизации. Но Он восходил на Крест, на Голгофу, а им казалось, что искал царства земного. Дьявол уже предлагал Ему все царства мира и славу их, но Сын Божий решительно отверг всю славу и все богатства этого мира, ибо в глазах Бога все это – ничто. Иудеи думали, что Богу нужны жертвы агнцев, козлов, буйволов и коров. Но Бог не нуждается даже во всех мирах. Сказано: «″Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог. Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною; не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих, ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня″» (Пс.49:7–15).

Но есть и другая причина, почему апостолы не хотели оставить Господа Иисуса. Мы уже прочитали у блаженного Иеронима: «они неохотно оставили Господа, так как они не желали из любви к Наставнику отделиться от Него даже на одно мгновение».

Эти слова святого Иеронима несут в себе глубочайший смысл: творение не может существовать без Своего Творца даже одно мгновение. Ведь творение и существует только потому, что на сие есть волеизъявление Создателя. И когда происходит расторжение любой части творения с Источником бытия, именно тогда творение раздирается жесточайшей болью. В таком мучении расторжения с Творцом и будут находиться, пребывать души, оказавшиеся в аду. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Верх страдания грешников, будет заключаться не в адском пламени, но в видении ими Сына Божия, отворачивающегося от них, и слышать Его слова: ″Я, никогда не знал вас″». Да! Именно расторжение любой части творения с Творцом и Создателем – источник невыносимейших мук, и страданий.

Даже неверующие, души которых мятутся и ни в чем не находят для себя удовлетворения и отдохновения, они именно сим и показывают, как тяжело твари иметь некоторое расторжение с Источником бытия, Богом. Конечно, полностью Господь Бог не оставляет ни одну из частей Своего творения, иначе бы оно тут же прекратило бы свое существование. Сказано: «Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются…» (Ис.26:9).

Блаженный Августин писал: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе… Но как воззову я к Богу моему, к Богу и Господу моему? Когда я воззову к Нему, я призову Его в самого себя. Где же есть во мне место, куда пришел бы Господь мой? Куда придет в меня Господь, Господь, Который создал небо и землю? Господи, Боже мой! ужели есть во мне нечто, что может вместить Тебя? Разве небо и земля, которые Ты создал и на которой создал и меня, вмещают Тебя? Но без Тебя не было бы ничего, что существует, – значит, все, что существует, вмещает Тебя? Но ведь и я существую; зачем прошу я Тебя прийти ко мне: меня бы не было, если бы Ты не был во мне. Я ведь еще не в преисподней, хотя Ты и там. И ″если я сойду в ад, Ты там″. Меня не было бы, Боже мой, вообще меня не было бы, если бы Ты не был во мне». Великий русский поэт Державин, в своей оде «Бог» писал:

«…А я перед Тобой – ничто. Ничто! – Но Ты во мне сияешь Величеством Твоих доброт; Во мне Себя изображаешь, Как солнце в малой капле вод. Ничто! – Но жизнь я ощущаю, Несытым некаким летаю Всегда пареньем в высоты; Тебя душа моя быть чает, Вникает, мыслит, рассуждает: Я есмь – конечно, есть и Ты!»

То есть, мы существуем только потому, что Бог является источником нашего бытия, и мы – ничто, раздираемые вакуумом собственного греха, если устраняемся от Бога. Вот почему святые апостолы так тягостно переживали хотя и временную, но разлуку со Христом.

И мы читаем далее:

Мф.14:23. «И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один».

Блаженный Иероним Стридонский так истолковал эти слова: «А то, что Он один ушел молиться, ты не относи к Тому, Который [по Божеству] пятью хлебами насытил пять тысяч человек, исключая женщин и детей, а к Тому, Который [как человек], услышав о смерти Иоанна, удалился в пустыню; но это не то значит, что мы разделяем лицо Господа, а то, что дела Его разделены между Богом и человеком». То есть, в действиях Иисуса Христа мы должны различать, когда Он действует как Истинный Бог, а когда – как Истинный Человек.

Далее мы читаем:

Мф.14:24. «А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный».

«Лодка»  – есть символ Церкви, совершающей свое плавание по бурному океану греховного мира. «Ветер противный» – символ всевозможных ересей и человеческих заблуждений, которые пытаются свернуть корабль – Церковь с правильного маршрута. Блаженный Иероним пишет: «Вполне основательно апостолы как бы с неохотой и раздумьем оставили Господа, чтобы не претерпеть кораблекрушения в Его отсутствие. Действительно, пока Господь проводил время в молитве на вершине горы, поднялся неблагоприятный ветер, взволновал море, и апостолы устрашились, а грозный призрак кораблекрушения представлялся им до тех пор, пока не явился Иисус». То есть, пока Господь присутствует среди верных, им не приходится опасаться за себя, но коль скоро мы отходим от Господа, впадая во всевозможные грехи и заблуждения, опасность кораблекрушения в вере настигает нас. Апостол Павел подсказывает нам, при каких обстоятельствах мы можем потерпеть «кораблекрушение в вере»; он пишет: «имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» (1Тим.1:19).

Преподобный Серафим Саровский говорил людям, искавшим спасения вне Церкви: «…море житейское, и не все спасаются от потопления (то есть пребывающие в Церкви-корабле – О.С.), то куда же стремишься ты со своим ботиком и на чём утверждаешь свою надежду – спастись». Находящиеся на «ботике» – это еретики и сектанты, которые силятся преодолеть житейское море без корабля – Церкви, а значит, и без кормчего – Христа. Сказано: «Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий» (Иак.3:4). То есть Христос, который как Бог Слово руководит нашим движением по бурному океану этой жизни в Небесную райскую гавань.

И мы читаем далее:

Мф.14:25–26. «В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали».

Слова «в четвертую же стражу ночи» блаженный Иероним Стридонский, истолковал следующем образом: «Расстановка солдат и военные караулы (имеется введу установленный порядок в римской армии – О.С.) разделяются тремя промежутками часов. Таким образом, когда он говорит, что Господь явился им тогда, когда наступила четвертая ночная стража, то показывает, что они находились в страхе в течение всей ночи и что помощь будет подана им в самую последнюю часть ночи и в конце мира». То есть все время от Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо и до Его Второго славного Пришествия – это как бы некая духовная ночь. В этой «ночи» наше общение со Христом осуществляется прикровенно, через Его Святые Таинства. Это время ожидания; после Его Вознесения на Небо вся история Церкви – это история ожидания, когда же Он вновь явится в реальности нашего мира. И надо прямо сказать, что земная Церковь потерпит серьезный урон, и спасение Церкви осуществится Самим Христом в момент Его явления в сей мир, о чем и сказано: «Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей» (Откр.1:16).

То есть помощь с Небес придет тогда, когда верующих практически не останется на земле, тогда, когда откроется сын погибели антихрист и царство его распространится по всему миру. Сказано: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление (апостасия – О.С.) и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес. 2, 3–4). Это будут самые тяжелые времена за всю историю рода человеческого. Сказано: «…и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге» (Дан.12:1). Апостол Павел пишет о последних временах: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие» (2Тим.3:1). То есть, это будет тяжелая и долгая ночь, после которой неожиданно произойдет рассвет, и победа будет одержана во Христе и со Христом.

Блаженный Феофилакт пишет: «Не тотчас предстал им для укрощения бури, но уже около четвертой стражи, научая таким образом не скоро просить удаления бед, а переносить их мужественно с благодарением, и потом, когда уже много пострадают, просить избавления от напастей». То есть искушения еще долго будут терзать наши души, а грехи одолевать нас срамотами своими. Но спасение придет именно тогда, когда мы все окажемся как бы на краю пропасти. Написано: «сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18:8).

Сила искушения и слабость человека – как совместить эти понятия? Иногда нам кажется, что искушение по своему накалу, особенно плотское искушение, столь велико, что нам, особенно молодым, невозможно и устоять. Но в действительности это не так! В Новом Завете сказано: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор.10:13). То есть, Бог всегда контролирует степень нашего искушения, не попуская дьяволу искушать нас сверх наших сил, как и в случае с многострадальным Иовом. Но порой мы сами так расшатываем свой внутренний мир движением сладострастия, что именно сами становимся виновниками нашего падения. Святитель Василий Великий писал: «В душе человеческой невозможно не быть некоторому волнению от искушений. Пока погрешаем редко и не в важном, мы слегка колеблемся, как растения, качаемые тихим ветром. Но когда худые наши дела сделаются многочисленнее и важнее, тогда, по мере возрастающих грехов, и волнение в нас усиливается. И одни приходят в колебание сверх меры, а другие доходят до того, что, вырванные с корнем, бывают низложены, когда дуновение порока сильнее всякой бури исторгает как бы корни души…» То есть человек сам ввергает себя в состояние погибели, если никак не останавливает движение греха в сердце своем. Сказано: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак.1:13–15). Здесь подсказывается нам, как одно греховное состояние переводит грех в другое качество, и в результате все поглощается смертью. Сначала увлечение, потом похоть, потом грех, и как прямое следствие греха – смерть души, то есть летальный исход и души и тела. А потом – вечный АД!

Но экзистенциальное противоречие нашей жизни заключается и в том, что мы не можем обойтись без искушения. Преподобный Антоний Великий учил: «Никто без искушений не может войти в Царствие Небесное. Не будь искушений, никто бы не спасся». В Евангелии сказано: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18:7). То есть соблазнам именно надлежит войти в мир нашей души; но сам человек, испытывающий соблазн, должен остановить его движение в своем сердце.

Средства, с помощью которых мы одерживаем победу над соблазном, есть: молитва, пост и терпение. Сказано о силе молитвы: «…много может усиленная молитва…» (Иак.5:16). Пост, совмещенный с молитвой, еще в большей степени может помочь страждущей во искушениях душе. Сказано: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21). То есть бесовский род, искушающий нас, «изгоняется… молитвою и постом». Но и это не всё! Если ко всему выше сказанному мы присоединим еще и милостыню (благотворительность), то действие молитвы несомненно усилится. Читаем: «Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех» (Тов.12:8–9).

Вы слышите! Братия и сестры! Молитва, соединенная с постом и милостынею, даже малою милостынею, способствует очищению наших грехов. И как правильно поступают те из вас, которые жертвуют на дело радиослужения в эфире «Радонежа», здесь даже из малых пожертвований складываются секунды, минуты и часы православного благовествования. И таким образом, жертвуя мало, вы помогаете многим.

Итак, Господь Иисус Христос силен нам помочь в искушениях наших, ибо Он и Сам пережил некогда искушения и знает способ их преодоления. Сказано: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр.4:15).

Но вернемся к апостолам, которых застигла буря, и они, увидев Господа Иисуса, подумали, что это призрак. Почему они так подумали?

Блаженный Феофилакт так истолковал это обстоятельство: «Итак, Господь предстал после девятого часа ночи, ходя по поверхности воды, как Бог. Ученики же, видя столь необыкновенное и дивное дело, почли это за привидение; ибо не узнали Его по виду, как по причине ночи, так и по страху. Тогда Господь, прежде всего, ободряет их: Аз есмь, говорит, Который все может; дерзайте!» То есть, духовное для плотских людей, всегда представляется чем-то призрачным.

До принятия Духа Святого в день святой Пятидесятницы апостолы еще оставались плотскими людьми. И мы видим, какая разительная перемена происходит с ними после того, как Дух Святой вселяется в них. Сначала они «страха ради иудейского» прятались в сионской горнице. Даже жены-мироносицы в тот момент превосходили их мужеством. Но когда Дух Святой наполнил Своим дыханием бурным сионскую горницу, апостол Петр, который до этого, испугавшись служанок и раба, трижды отрекся от своего Божественного Учителя, вмести с другими апостолами смело выходит на улицы Иерусалима, и от одной го проповеди три тысячи иудеев приносят покаяние и крестятся во имя Иисуса Христа.

Но здесь они, находясь в лодке, средь бушующей водной стихии, как бы переживают древнюю историю исхода из Египта, видя Господа, «яко посуху пешешествова», ходящего по водам. Прямо стоя на поверхности моря, Он обращается к ним со словами утешения. Ведь именно когда все зыбко и неопределенно в жизни нашей, когда всякие бесовские и еретические ветра смущают и тревожат нас, мы так сильно нуждаемся в слове ободрения и успокоения.

И мы читаем далее:

Мф.14:27. «Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь».

Блаженный Иероним Стридонский так истолковал этот евангельский стих: «Первоначально Он устраняет то, что было причиной [страха] и находящимся в страхе повелевает, говоря: ″Будьте уверены, не бойтесь″. А из следующих слов: ″Это – Я [или: Я есмь] ″, – хотя в них и не прибавляется указания на то, кто Он, – они по известному им уже голосу Его могли понять, кто это Тот, Который говорит во мраке ночи; с другой стороны, они могли подумать, что это есть Тот, Который, – как им было известно, – сказал Моисею: ″Так скажи сынам Израилевым: Сущий [qui est – Который есть] послал меня к вам″». Теперь они точно как бы переживают времена Исхода, зря своего Учителя, «яко посуху пешешествова», и теперь им может и должно показаться, что и они сами могут пройти по средине моря, «яко посуху».

Новый Завет – это именно новый Исход, новое освобождение, но уже освобождение от фараона мысленного дьявола и освобождение из «Египта» греха.

И далее мы читаем:

Мф.14:28. «Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде».

Какое дерзновение и какая юношеская любовь к Господу проявляется в этих словах рыбака из Галилеи: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде». Он как бы говорит этими словами: если это Ты, то мне ничего не страшно; если это Ты, то я все смогу сделать; если это Ты, то это все – новый Исход из «Египта» греха, и я готов подобно своим предкам, «яко посуху» путешествовать по стихии моря.

Как это дерзновенное проявление веры Петровой созвучно с известным новозаветным текстом: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4:13)!

На сие дерзновение Петрово Господь отвечает, и мы читаем далее:

Мф.14:29. «Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу».

Достойно возвышенному событию возвышенными словами блаженный Иероним Стридонский истолковал данный стих, он пишет: «Во всех местах Петр оказывается имеющим пламеннейшую веру. На вопрос, предложенный ученикам, за кого люди считают Иисуса, он исповедует в Нем Сына Божия. Он препятствует Его желанию идти на вольное страдание и, хотя он заблуждается умом, однако не ошибается в движении чувства любви, ибо не хочет смерти Того, Которого немного раньше исповедал Сыном Божиим. Среди первых он первым вступает на гору вместе со Спасителем, и во время страданий только он один следует [за Ним], а грех отречения, в который он впал вследствие внезапного страха, он тотчас омыл горькими слезами. После страдания, когда они были на озере Геннисаретском и ловили рыбу, а Господь стоял на берегу, он [Петр] в то время, как другие подплывали понемногу, не выдерживает медленности их движения, но тотчас же бросается в воду, набросив верхнюю одежду. С тем же самым пылом веры, как и всегда, он теперь, – когда другие молчат, – считает возможным совершить по воле Учителя то, что Тот мог совершить только по свойству своей природы. ″Повели мне придти к Тебе по водам″. Ты повели, и волны пусть сгустятся там, а тело, само по себе тяжелое, пусть станет легким». Действительно! Этот преклонных лет Апостол-рыбак, подобно юноше, импульсивен и бодр. Он всем своим поведением напоминает нам царя Давида, ответившего на порицание Мелхолы, когда та спросила «…как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись сегодня пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек! И сказал Давид Мелхоле: пред Господом [плясать буду. И благословен Господь], Который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождем народа Господня, Израиля; пред Господом играть и плясать буду» (2Цар.6:20–21).

Апостол Петр смело и дерзновенно идет по волнам за Господом Иисусом Христом, пока не отводит взгляда от Источника своего спасения. Сказано: «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» (Евр.12:2–3). Пока мы взираем на Источник нашего спасения, на Господа Иисуса Христа, созерцая Его Голгофский подвиг, никакие греховные волны и бесовские ветроучения не в силах опрокинуть нас. Но если мы только отведем свой взор с Источника нашего спасения, то нас тотчас может ожидать беда. Сказано: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства» (Рим.1:28). Даже на мгновение мы не должны оставаться без Бога, хотя бы в разуме, в помышлении о Нем. Впрочем, мы призываемся и к непрерывному внутреннему молению. Сказано: «молись ко Всевышнему непрестанно, и Я приду и буду говорить с Тобою» (3Ездр.9:25); и еще: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла» (1Сол.5:16–22).

Но часто помыслы этого мира начинают одолевать нас, стихии греховные настигают нас своими порывами и натисками. И если мы попускаем им ворваться в душу нашу, опрокинуть и напугать ее, тогда мы сами ввергаем себя в пучину страстей и духовных невзгод.

И далее мы и читаем о Петре:

Мф.14:30. «но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня».

Блаженный Иероним поясняет: «Вера пламенела в душе его, но тленность тела увлекала его в глубину. Поэтому он на краткое время подвергается искушению, чтобы вера его умножилась и чтобы ему сделалось понятным, что он спасен могуществом Господа, а не легко исполнимым желанием своим». То есть. Господь показывает Своему Апостолу, что в Боге всё возможно для нас, и окажись мы без Господа, один на один с бушующими стихиями мира сего, мы тотчас начнем утопать. Но и спасение не замедлит придти к нам, если мы и в самом падении нашем останемся верными Господу. Возникает вопрос: а разве греховные падения наши не обнаруживают в нас неверность Богу? Да! Конечно! Но если при всем при этом мы будем продолжать искать спасения у Него, то Он не замедлит и «тотчас» придет к нам на помощь. Сказано: «Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся: они поколебались и пали, а мы встали (то есть поднялись – О.С.) и стоим прямо» (Пс.19:8–9).

И мы читаем далее:

Мф.14:31. «Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?».

Здесь нам очень важно обратить внимание на последовательность событий. Господь сначала поддержал утопающего, потом поставил его на ноги, ввел в лодку и лишь потом обличил словами: «маловерный! зачем ты усомнился?» Так Господь научает и нас сначала сделать добро погибающему и согрешающему, а потом только указать на причину его греховности и падения, но никак не наоборот.

К сожалению, в наше время многие увлеклись протестантскими методами и практиками и совершенно оставили благочестие жизни и целомудрие веры. Они утопают и топят тех, которые рядом с ними. Немало таких и из числа монашествующих. Старец Паисий Святогорец в Письмах к новоначальным монахам пишет, что многие страдают, «потому что, помимо трудностей от плачевного мирского окружения и мирского образа мыслей их родителей, еще большее зло им принесли своими протестантскими идеями некие духовники-иеромонахи, повторяющие всякие нелепости некоторых модернистских монастырей и монахов нашего времени!» Я всем советую прочитать книгу старца Паисия Святогорца «Письма», изданную в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в 2001-м году. Она посвящена современным нео-протестантам «восточного обряда», разоблачает их новины и возвращает сознание молодых верующих в правильное эмоциональное и теологическое русло.

Поистине утопающий не должен тянуть за собою других людей, но сам должен искать спасения у Христа Спасителя в Его святой Церкви.

И далее мы читаем:

Мф.14:32–33. «И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий».


Источник: Беседы на Евангелие от Матфея. / О. Стеняев. - В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». - 2013. / Т. 1. - 336 с. Серия: Библия и современное общество. ISBN:978-5-4279-0031-7

Комментарии для сайта Cackle