Источник

Беседа 52. Евангелие от Матфея, глава 14, 33–36. «Исповедание апостолами Христа Сыном Божиим»

Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея, и сегодня мы будем оканчивать чтение 14-й главы, читая с 33-го по 36-й стих.

33-й стих входит в прошедшую беседу, где мы вспоминали хождение по водам Сына Божия. Это было великое и знаменательное чудо, показавшее апостолам, что осуществлять странствование по житейскому морю этого мира и при этом не погибнуть в его пучинах мы можем только во Христе и со Христом. Пораженные этим великим чудом, апостолы исповедовали в Иисусе Христе Сына Божия. Сказано:

Мф.14:33. «Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий».

Исповедание Иисуса из Назарета как Сына Божия меняет все доселе существовавшие представления о Теофании (Богоявлениях). Оказывается, что Бог собеседует с миром не только через посредство Ангелов, пророков, чудеса и знамения но может и настолько приблизиться к Своему творению, что и по виду может стать как человек, то есть Его откровение о Самом Себе, может приобрести абсолютно человеческие черты. Сказано: «Узами человеческими влек Я их, узами любви…» (Ос.11:4); и еще: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:6–8). Сам факт, что бессмертный Бог принимает на Себя подобие смертной плоти, и приемлет в Своем истинном Человечестве и самую смертность, свидетельствует о величии Любви, именно о самоуничижении Богочеловека Христа Иисуса. Как мы и прочитали: «но уничижил Себя Самого, приняв образ раба». Слово «уничижил» можно перевести с греческого и как «опустошил», то есть лишил Себя добровольно той Божественной славы и власти, каковую имел и прежде создания мира.

Но оставаясь по природе Богом, Он освятил в Самом Себе и смирение, и самоуничижение и придал сим добродетелям новый формат духовного доброделания. Точно так же, как Он в Своем истинном Человечестве освятил и саму нашу человеческую природу, точно так же, как в Своем Крещении, Рождестве и Вознесении Он придал силу Таинствам, освятил детство и соделал человеческое естество способным неслиянно войти в мистическую жизнь Лиц Святой Троицы. Всё, с чем соприкасается Божество, освящается и преображается. Поэтому в тайне Его Воплощения, неслиянного соединения с человеческой природой, мы и видим начало преображения всей материй в ее разных видах, состояниях, формах и величинах. Сказано: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим.8:19–23). То есть грядущее преображение коснется не только природы человеческой, но изменятся и небо и земля, ибо будет и Новое Небо и Новая Земля. Сказано: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце» (Ис.65:17); и еще: «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Пет.3:13). То есть, те перемены, которые от Бога грядут на всю Вселенную, будут носить не только нравственно-религиозный, но и космически-физический характер. Написано: «И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы» (Ис.30:26).

Преображающие перемены коснутся всех стихий тварного мира. И как падение осуществлялось через первого человека Адама, в истинном Человечестве второго «Адама», то есть во Христе, происходит изменение и преображение всего творения, не только земного, но и небесного: «и на земле, как на небе» (Мф.6:10). Апостол Павел писал: «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1Кор.15:47–49).

Средоточием Божественного пресуществления мира и является Божественная Литургия (Евхаристия), начало которой Боговоплощение – Рождество Христово, осуществление – Голгофа, а апогей – сотворение Нового Неба и Новой Земли. То есть именно пресуществиться должно все тварное. Сказано: «Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится  – смерть, потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1Кор.15:25–28). Поэтому каждый причастник Святого Тела и Крови Сына Божия и есть то одухотворенное звено, которое протягивает мистическую нить между миром, какой он есть сейчас, и каким он будет по воле Всевышнего.

А то, что Голгофская смерть имеет значение не только для уверовавших в ее значимость, но и для и для всего мира, сказано: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши (то есть уверовавших – О.С.), и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Ин.2:1–2). То есть Христом сохраняется весь мир, как мир Церкви, так и мир мира, то есть Господь Иисус Христос  – есть Жертва умилостивления за все Божие творение. И в Нем и с Ним все творение евхаристически восходит к своему совершенству.

И вера в Иисуса Христа как в Сына Божия и есть осознание нерасторжимости Творца со всем Его творением, нерасторжимости Источника бытия всяческого с тварным и существующем. Сказано: «ибо мы Им живем и движемся и существуем…» (Деян.17:28).

К сожалению, мы, христиане, погрязли в религиозном эксклюзивизме. То есть нам кажется, что все существует только ради нас, для нас и во имя нас. Такая форма религиозного эгоизма не позволяет нам рассмотреть все аспекты Божественного Промысла и порою заключает нас в тиски самомнения и конфессиональной гордыни.

Но Господь проявляет заботу о всем Своем творении, и никакая часть творения не остается без Его попечения и заботы. И так будет всегда! Святые Отцы учат, и мы об этом уже неоднократно говорили, что некоторая форма богообщения сохранится и для людей. вечно пребывающих в аду...

…В подобном религиозном эксклюзивизме пребывали и иудеи, когда им казалось, что вся история мироздания вращалось только вокруг них и что только их проблемами занимался Создатель. Но это им только казалось. Сказано: «Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян – из Кафтора, и Арамлян  – из Кира?» (Ам.9:7).

Религиозный эксклюзивизм – это и есть закваска фарисейская, о проникновении которой в апостольское сознание с такой опаской предупреждал Сын Божий Своих учеников, говоря: «…смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Мф.16:6). Книжники, фарисеи и саддукеи и были такими людьми, которые веровали в свою исключительность. Но Бог судил им иначе!

Господь Бог заботится не только о человеках, о всех человеках, Он промышляет и о мире животных. Сказано: «И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой!» (Пс.83:4); и еще: «Он покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву [и злак на пользу человеку]; дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему» (Пс.146:8–9). Сказано: «Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе» (Пс.103:20–21). В некотором смысле животные более точно, чем люди, исполняют пред Богом свое предназначение, как и сказано: «И аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь; а народ Мой не знает определения Господня» (Иер.8:7).

Если Господь промышляет (заботится) о всем Своем творении, то тем более Он заботится о человеке, венце Своего творения на всей нашей Земле. Сказано: «Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями» (Пс.8:4–9).

И мы читаем далее:

Мф.14:34–35. «И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую. Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных».

Здесь мы видим людей, многих человеков в болезненном состоянии. В таком, когда они (люди) не могут самостоятельно выйти из того затруднительного состояния, в котором они оказались в результате своих недугов, и им нужна помощь.

Но что такое болезнь, и почему Бог попускает нам болеть?

Смерть и болезнь пришли в мир через грех. Сказано: «а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:17); и еще: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим.5:12).

Иными словами, до грехопадения человек не был подвержен никаким болезням, и более того, он (человек) был сотворен именно для Вечной жизни. Но принять дар жизни или нет – человек должен был избрать сам, ибо Бог не хочет спасать нас без нас, так как Создатель уважает именно наше добровольное решение. И как мы знаем, человек неправильно распорядился с даром свободной воли, в результате чего мы имеем то, что имеем.

Зло, болезни, страдания и сама смерть вошли в мир именно в результате грехопадения. И казалось бы, навсегда… Но! Бог судил быть иначе. Господь Бог использует все эти тяжелые обстоятельства нашей жизни, именно для того, чтобы возвысить нас до богообщения.

О страданиях сказано: «…ибо страдающий плотию перестает грешить» (1Пет.4:1). О болезнях мы находим такие слова в Священном Писании: «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их  – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Пс.89:10). Почему «страдающий плотью перестает грешить», почему «труд и болезнь»  – «лучшая пора»? Ответ очевиден! Когда человек болен и обременен страданием от своих недугов, то он перестает искать для себя чувственных греховных наслаждений, понимая, что нормальное, безболезненное состояние – уже само по себе и есть благо и счастье. Да! Братья и сестры! Недуги и посылаются нам для того, чтобы мы оценили то, что имели до их получения.

Одна молодая женщина, говорила мне: «Я когда была здорова, совершенно не могла оценить такого состояния. И мне казалось, что я нуждаюсь в чем-то еще. В результате грехи, потом болезни и страдания. Теперь мне не нужны никакие удовольствия, только бы вернуть то состояние здоровья, которое я имела и так бездарно и бессмысленно растратила».

Да, человек действительно не ценит того, что имеет. И чтобы оценить что-то, человеку иногда бывает совершенно необходимо это потерять. А грехи, они действительно несут нам болезни, страдания и переживания, страх, депрессию и стыд. Сказано: «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1Кор.6:18); и еще: «похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак.1:15).

В этом и заключается главный парадокс нашей жизни: мы ищем в грехе для себя благо и наслаждения, а получаем, стыд, печаль, страдания и смерть. И напротив: удаляясь от греха, мы идем стезею счастья, радости и жизни. Грех, как я часто говорю, он именно суицидален и содержит в себе самом семена страдания, болезней, муки и смерти. Сказано: «дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» (Рим.5:21); и еще: «Ибо возмездие за грех  – смерть, а дар Божий  – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:23).

Но бывают болезни, никак не связанные с личными грехами человека. Сказано: «Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий» (Ин.11:4). Бывают болезни и душевные недуги, которые совершенно необходимы человеку, и избавься он от них, его может постичь более серьезная скорбь и беда. Апостол Павел писал о самом себе: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: ″довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи″. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2Кор.12:7–10). Православная Толковая Библия под редакцией Лопухина так объясняет эти слова апостола Павла: «Откровения, полученные Павлом, были так необычны, что могли заставить его возгордиться. И вот, для спасения его от гордости, Бог послал ему болезнь, которая часто напоминала ему о том, что он слабый, немощный человек».

Часто в теле своем апостол Павел ощущал острые позывы к совершению греха, которые граничили и с некой греховной болезненностью. Он восклицал: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:15–24). Конечно! Греховные недуги особенно печалят душу верующего человека, а вкупе с телесными недугами они могут оказаться и источником невыносимых и самых несносных переживаний. Итак, грех есть болезнь души, а болезнь тела – результат греха.

И как нам избавиться от всего этого?

Как вырваться из сего порочного круга?

Кто поможет нам и защитит нас?

Ни Ангел, ни Архангел, никакой святой, ни на Небе, ни на земле, не способен открыть «памятную» книгу Божию и изгладить из нее все наши грехи, пороки и прегрешения и снять печати проклятий Бога, наложенные на каждый грех и каждое прегрешение. Никто. кроме Бога, не может избавить нас от Его же (Господа) кары, если вопрос уже решен. Сказано: «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему; отгони их от лица Моего, пусть они отойдут. Если же скажут тебе: ″куда нам идти?″, то скажи им: так говорит Господь: кто обречен на смерть, иди на смерть; и кто под меч, ПТБ под меч; и кто на голод, – на голод; и кто в плен, – в плен» (Иер.15:1–2). То есть, необходим всем нам такой Посредник и такая Жертва умилостивления Богу, Которая реально удовлетворит Божественное правосудие.

Сказано в Книге Откровение Иоанна Богослова: «И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее. И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю» (Откр.5:2–6).

Да! Братия и сестры! Только ОДИН Агнец Божий, Господь наш Иисус Христос силен снять с нас все наши грехи, пороки и преступления, понести на Себе все наши недуги и болезни, как душевные, так и плотские. Сказано: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5).

Пророк Исаия восклицает: «…Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное…» (Ис.53, 4–10)

Да! Братия и сестры! Сын Божий, «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни», все наши немощи и недуги и все наши болезни, как физические, так и душевные.

Твои и мои грехи – они повисли на Голгофском кресте, все рукописание наших грехов и преступлений оказалось прибито к древу Креста и разорвано Его (Сына Божия) страданиями. Сказано: «и вас, которые были мертвы во грехах… плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив… бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его (то есть весь этот дьявольский компромат – О.С.) от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей (то есть бесов – О.С.), властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою. Итак никто да не осуждает вас…» (Кол.2:13–16)

И если дьявол будет продолжать нашептывать нам о прежде содеянных грехах или, широко раскрыв свою пасть, кричать о них, мы знаем, как преодолеть этот соблазн. Сказано: «…Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1:7–9).

Верующий человек должен именно решительно расстаться со своим греховным прошлым и не крутить головою, подобно жене Лота. Даже если грех и будет повторяться в нашей жизни, мы никогда не должны соглашаться с ним как с чем-то естественным и нам присущим. Сказано: «Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк.9:62). То есть тот, кто уже начал взбадривать поле своей души словесами о Божественном милосердии, не должен помышлять о прошедшем и уподобляться жене Лота.

Итак, высшая неправда – сказать прощенному грешнику: «Ты не прощен, и остаешься таким же грешником». В Добротолюбии мы находим такое наставление преподобного Антония Великого: «…не осуждай никого или ни о ком не говори, что он-де нехорош, согрешил; но лучше разыскивать свои худые дела и свою жизнь рассматривать с самим собой  – угодна ли она Богу. Какое нам дело до того, что другой кто нехорош… Боголюбивый муж не укоряет никого другого, потому что знает, что и сам согрешает, и это есть признак души спасающейся». То есть поносящий другого еще не вступил на стезю спасения.

Апостол Павел восклицает: «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер… Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим.8:33–34); и еще: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:4). При этом не надо думать, что Христос спасает нас, потому что знает, насколько радикально изменится наша жизнь. Сказано: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит.3:5). То есть главная мотивация со стороны Бога, почему Он спасает нас, это, прежде всего, то, что Создателю известно, что самостоятельно мы никак не можем ни заслужить, ни заработать спасение. Блаженный Августин писал: «Ты спас их даром. Что значит ″даром″? Ты не находишь ничего такого, ради чего должен был бы спасти, но видишь много такого, за что их следует судить» (Проповедь 15-я).

Даже если мы предположим, что кто-то, пораженный даром спасения, полностью изменил свою жизнь и стал жить праведно и благочестиво, то нельзя ли считать такую его жизнь и некоей компенсацией за некогда содеянные им грехи? Святитель Василий Великий, комментируя 113-й псалом, возражает: «Ибо вечный покой ожидает праведно боровшихся в этой жизни не ради заслуг их дел, но по благодати милостивейшего Бога, на Которого они уповали». Святой Августин Блаженный добавляет: «Вы можете провозглашать, что древние праведники обладали огромной праведностью, но все же их спасла только вера в Посредника, излившего Свою Кровь во оставление грехов». Посему нам всем – и благочестивым и грешным – надо осознать, что источник спасения ОДИН, и это Сын Божий и Господь наш Иисус Христос, изливший Свою драгоценную Кровь «нас ради человек и нашего ради спасения», «чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом» (1Кор.1:31). Святитель Амвросий Медиоланский восклицает: «Я буду хвалиться не потому, что праведен, а потому, что искуплен. Я буду хвалиться не потому, что свободен от грехов, а потому, что мои грехи прощены. Я буду хвалиться не потому, что творил добро, и не потому, что кто-то другой сотворил добро мне, но потому, что Кровь Христова излита за меня».

Итак, никакие наши добродетели и заслуги, никакие наши грехи и преступления не могут пересилить силу Крови Сына Божия. Сказано: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:4–9). Конечно, от величия Божественной любви и обилия Божественного милосердия может и голова закружиться, человек может начать превозноситься, посему блаженный Августин и наставляет: «В конечном счете, что остается от испорченности после искупления, кроме венца праведности? Он (венец праведности – О.С.) даруется безусловно. Но пусть голова под ним не кружится от принятия венца. Заметь, что Тот, Кто спас вашу жизнь от извращенности и Кто украсил вас венцом, не желает венчать превозносящуюся (то есть хвастающуюся своею человеческой праведностью – О.С.) голову». Иными словами, спасение открыто для каждого кающегося грешника, но гордящийся своим усердием и своими добродетелями и тем более противопоставляющий свою «праведность» чьим-то грехам может потерять всё и вся.

И мы читаем далее окончание 14-й главы Евангелия от Матфея:

Мф.14:36. «и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись».

Смотри, христианин, эти иудеи исцелялись только от прикосновения к Его одежде, а ты столько лет причащаешься Его Тела и Крови и нисколько не меняешься. Почему?

Причастие может быть и во вред человеку. Сказано: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:26–30).

То есть, приступать к Таинству Святого Причастия необходимо с духовным рассуждением, «со страхом Божиим и верой». Причащаясь, надо совершенно ясно представлять, чему причащаешься и зачем. Это Таинство – особое, и к нему соответствующим образом должно готовиться. Любая встреча с Богом предполагает для человека отрешение от всего земного и плотского. Сказано: «и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти… скот ли то, или человек, да не останется в живых…» (Исх.19:12–13) Вот это словосочетание: «скот ли то, или человек» – означает, что, приступая к святыне, необходимо отречься всего скотского (плотяного) и искать для себя горняго надмирного. Но когда животное еще господствует в нас, нам необходимо воздерживаться от приближения к святыне, особенно святыне Святого Причастия.

Конечно, мы имеем в Евангелии образ кровоточивой женщины, в нечистоте прикоснувшейся к Господу Иисусу Христу и получившей при этом исцеление от своего недуга. Но именно кровоточивая и есть величайший пример того страха Божия, без которого и невозможно приближаться к святыне Святого Причастия. То есть, покаяние и полное сердечное сокрушение помогает грешнику преодолеть оскверненность собственной души и выстроить правильные отношения с Богом.

Как мы выше определились, нельзя приступать к Святому Причастию и без веры («со страхом Божиим и верою приступите»). Сказано: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6). Но есть евангельский пример, когда и маловерный, можно сказать неверующий, приступил к Господу Иисусу и получил от Него великое благословение. Сказано: «И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк.9:24). И Господь помог ему… Похоже, что Бог всегда смотрит именно на внутренние сердечные мотивации человека, даже оскверненного человека (как в случае с кровоточивой), даже маловерного человека (как в случае с отцом больного отрока), и идет Бог именно навстречу ищущему, искренне прибегающему к Нему человеку. Ибо Бог дорожит пусть слабым, но искренним позывом человеческой души, стремящейся найти прощение и благословение в Боге и с Богом.

И что уж точно Бог никогда не примет, так это веру надменного и «праведность» фарисейскую, то есть «праведность», которая противопоставляет себя всему, все осуждает, над каждым злорадно посмеивается. Именно поэтому и было некогда сказано Сыном Божиим надменным фарисеям с их религиозным эксклюзивизмом: «… истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие… и вы не поверили… а мытари и блудницы поверили… вы же, и видев это, не раскаялись… » (Мф.21:31–32).

Блаженный Августин, напутствуя кающихся грешников, учил их: «Кто такие блаженные? Не те, в ком Бог не находит никакого греха. Ведь Он находит его во всех, ибо ″все согрешили и лишены славы Божией″. Но если греховны все, это означает, что блажены только те, чьи грехи прощены… ″Если по благодати, то даром″. Ты не сделал ничего доброго, но тебе даруется прощение грехов. Твои дела рассмотрены и найдены злыми. Если Бог воздаст за эти дела так, как они того заслуживают, то Он безусловно осудит тебя. Бог не воздает тебе справедливое наказание, но дарует незаслуженную благодать».

Поистине: «… Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6).


Источник: Беседы на Евангелие от Матфея. / О. Стеняев. - В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». - 2013. / Т. 1. - 336 с. Серия: Библия и современное общество. ISBN:978-5-4279-0031-7

Комментарии для сайта Cackle