Источник

Беседа 44. Евангелие от Матфея, глава 13, 1–23. «Притча о сеятеле»

Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея и мы приступаем к изучению 13-й главы. Тема сегодняшней беседы называется: «Притча о сеятеле». В целом почти все притчи связаны с темой «О Царстве Небесном». То есть об установлении теократического Божьего Царствия «яко на Небеси и на земли».

Во всех проповедях Сына Божия тема о Царствии Небесном занимает центральное место. Суть притч об установлении Царства Бога – есть слова надежды, что однажды рухнут все формы человеческого правления и Земля (наша планета) подчинится всецело воле Создателя. Сказано: «И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день» (Ис.2:17). Мятеж, вспыхнувший в грехопадении наших прародителей с его печальными и трагическими последствиями, будет подавлен, и на новой Земле возникнет порядок, подобный тому, который царит на Небесах. Грехопадение наших прародителей есть земное продолжение мятежа, устроенного на Небесах дьяволом. И именно в таком смысле и надо рассматривать данный вопрос. Сказано: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Ин.3:8).

Наступления Дня Господня не сулит ничего хорошего тем, которые не избрали для себя пути Господни. Сказано о таковых: «Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет, то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния» (Ам.5:18–20). Поистине! День Господень для неверующих будет великим потрясением, разочарованием и ужасом. И сегодня мы будем в притче рассуждать о разных группах людей в их реакции на проповедь Святого Евангелия.

И мы читаем 1-й стих 13-й главы от Матфея:

Мф.13:1–2. «Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу».

Блаженный Иероним Стридонский предложил следующtе истолкование данного текста: «Народ не мог ни войти в дом Иисуса, ни быть там, где апостолы слышали тайны, посему благий и милосердный Господь выходит из дома и садится при море века сего, чтобы многие толпы народа, которые не удостаивались слышать внутри дома, сходились к Нему и слушали Его на берегу; было так, что Он сидел на маленьком корабле: а вся толпа стояла на берегу. Иисус находится среди волн и подвергается ударам моря то оттуда, то отсюда; но Он в Своем величии не подвергается опасности и повелевает приблизить корабль Свой к берегу. А народ стоит на берегу твердой стопой, чтобы слышать то, что говорится, не подвергаясь опасности и искушениям, которых он (народ – О.С.) не мог вынести».

В этом истолковании блаженного Иеронима мы видим, что люди самостоятельно не могут противостоять волнам житейского моря века сего. Христос и является в этот мир, чтобы вместо нас и за нас в Своем истинном Человечестве одержать победу над силами зла.

Вера во Христа – есть вера в то, что Бог не равнодушен к нашим человеческим проблемам. Он не гнушается нас и готов «нас ради человек, и нашего ради спасения» взять на Себя, по праву Творца, ответственность за все Свое творение. Создав мир, Бог не устранился от его проблем, нужд и переживаний. Он и становится Истинным Человеком, чтобы, как написано: «Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им» (Ос.11:4).

Те, которые не верят в возможность Боговоплощения (мусульмане и иудеи), они хотят ограничить Бога своими собственными представлениями о Нем. Но Бог в Своем волеизъявлении не нуждается в человеческом представлении о Нем. Он всегда выше того, что мы можем представить или сказать о Нем.

А иногда Он становится как бы и «ниже» наших представлений о Нем. Сказано: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:6–8). Можно ли представить себе такое! Бог принимает на Себя «образ раба, сделавшись подобным человекам». Творец как бы уподобляется части Своего собственного творения… Непостижимое самоуничижение!

Горделивое человеческое самомнение не может представить, что объект поклонения Сам умаляется до «образа раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек». Но не нам решать за Бога, как поступать Ему и как Творцу проявлять любовь к Своему творению. Посему любая горделивая попытка ограничить действие Бога только Небом не имеет библейского основания под собою. Сказано: «Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах – кто исследовал?» (Прем.9:16).

И мы читаем далее:

Мф.13:3–4. «И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то».

Блаженный Иероним так истолковал эти евангельские стихи: «Он был внутри дома, вращался в доме, сообщал апостолам Таинства (священнодействия – sacramenta). Итак, чтобы сеять толпам, Сеющий слово Божие вышел из дома Своего. Но этот сеятель, который сеет, обозначается именем Сына Божия и сеющим слово Отца среди народов».

Далее Он Сам изъясняет, уже только ученикам, значение этой притчи:

Мф.13:18–19. «Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге».

«Посеянное при дороге» – означает проповедь слова Божия тем, которые уже двигаются в не правильном направлении. Они ходят своими путями (дорогами) и не ищут правды Божией. Их магистральный маршрут не проходит вблизи народа Божия. Они живут ради пути, который сами вычислили и вычертили для себя. Чтобы таковым понять волю Бога, им необходимо остановиться на путях своих и задуматься, а в правильном ли направлении они идут? Они похожи на тех, о которых сказано у пророка Иеремии: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: ″не пойдем″» (Иер.6:16). Такой тип человека – это нигилист, агностик (сомневающийся, неверующий). В наше время таких людей много в мире политики и шоу-бизнеса. Где каждая партия – мировоззренческая секта; а успех артиста – культ кривляющегося на сцене паяца, шута и скомороха. Таковые – энтузиасты своего дела. Пройдут мимо храма Божия и лба не перекрестят. Словосочетание «при дороге» означает, что они сами отбросили слово Божие на обочину своей автострады, широкого и пространного пути. На своих дорогих машинах они и влетят в пламя ада, так и не успев нажать на тормоза здравого смысла.

Лукавый их проводник и ведет он их туда, где плач и скрежет зубов в аду. Он задал им цель и направление и что доброе и было в них, от слова Божия, он «похищает посеянное в сердце». Раскаяние для таковых придет в пламени ада, которое не является источником света. Их ждет мрак и черный огнь геенны.

Легче прийти к Богу человеку, который осознает, что он заблудился и сошел с правильного пути, чем самоуверенному, который считает, что у него все хорошо и все правильно. Сказано: «Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему» (Мф.21:31–32).

Далее мы читаем:

Мф.13:5–6. «иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло».

Эти слова Господь объяснил так:

Мф.13:20–21. «А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется».

«Каменистые места» – означают тяжелые и опасные времена. И если человек нетверд в своих религиозных убеждениях, то «скорбь или гонение за слово» тотчас ввергнет его в соблазн отступничества, и он падет.

Для того чтобы пережить тяжелые времена гонений, надо запасаться духовным хлебом – то есть углубляться в изучение Божьего слова и не отвлекаться на второстепенные задачи. Ибо само слово Бога увеличивает в человеке веру, которая мужает и крепнет. Сказано: «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.10:17). Итак, у кого недостает веры, и он чувствует, что первая угроза гонений может сломать его, пусть слушает чаще наставления из слова Божия и самостоятельно изучает Писание.

Такой тип человека – это боязливый и чересчур осторожный. Сказано о таковых: «Боязливых же и неверных… участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.21:8). Христу нужны смелые люди, ибо страх человеческий рождается от маловерия. Сказано: «И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?» (Мк.4:40).

Боязливый может оказаться и предателем, и было такое время в истории Русской Церкви, когда так называемые «церковные регистраторы» выдавали списками всех, кто крестил своих детей, или сам крестился, или венчался в храме. И эти иудины списки ложились на стол надзирающих за населением. И кто-то терял работу, а кто попадал и в тюрьму. Боязливый всегда эгоист, ему страшно только за себя, и он готов шагать по человеческим судьбам с единственной целью – выжить самому. Таковой не пригоден для Царствия Божия.

Далее мы читаем:

Мф.13:7. «иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его».

И здесь Сын Божий предлагает Свое объяснение:

Мф.13:22. «А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно».

Этот тип человека – богач, который ради благ временной жизни презрел блаженство Жизни вечной. Именно о таковых сказано: «и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19:24). Богатство складывается из усилий множество людей и не может являться достоянием одного человека. Подобная несправедливость называется эксплуатацией. И хотя современные эксплуататоры и рядятся в одежды меценатов и благочестивых прихожан, их образ жизни на фоне общего обнищания масс выглядит чудовищным экономическим людоедством. Сказано о таковых: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле. В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые – без жителей» (Ис.5:8–9). Подобное богатство может складываться из удержанной платы, задержания зарплаты и несправедливо оцененного труда. Сказано: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания» (Иак.5:1–5). Только о четырех грехах сказано в Библии, что они вопиют к Богу о мщении:

Умышленное убийство.

Грех мужеложства.

Притеснение нищих, вдов и сирот.

Удержание платы работникам.

В ужасной компании окажутся разбогатевшие за счет других людей.

Такие спасаются обнищанием и усердной благотворительностью! Вспомним слова Закхея, когда свет Христов просветил его грешную душу. «Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему…» (Лк.19:8–9).

Первые христиане отказывались не просто от богатства, но и от самой частной собственности. Сказано: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян.4:32–35).

Итак, мы видим, что на пути в Царство Божие не пригоден политикан (комедиант), трус (предатель) и богач (олигарх).

Следовательно, Царство Божие доступно: идущему не по широкому и пространному пути, а по узкой тропе христианина; не трусливому и осторожному, но изгоняющему страхом Божьим любой страх человеческий; не богатому, но обнищавшему. Ибо и о Самом Христе, сказано: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2Кор.8:9).

И мы читаем далее:

Мф.13:8. «иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать».

Здесь Христос предлагает ученикам следующие объяснение:

Мф.13:23. «Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать».

Блаженный Феофилакт так истолковал этот стих: «Три части семени погибли, уцелела только четвертая, ибо не много спасающихся. О доброй земле говорит после, чтобы подать нам надежду покаяния; ибо всякому можно сделаться доброю землею, хотя бы кто был каменистая земля, или лежал как дорога, попираемая демонами, или же был бы тернистая земля. Не все принявшие слово приносят плод одинаковый».

Посему далее Христос и говорит:

Мф.13:9. «Кто имеет уши слышать, да слышит!».

Блаженный Иероним Стридонский так истолковал эти слова: «Он призывает нас к пониманию сказанного каждый раз, как только нас убеждают этими словами».

То есть, призывая нас к внимательному слушанию, Он подчеркивает важность сказанного. Ибо не всякий, услышав слово Божие, стремится исполнить его. Ибо думает, что это не для него, что не к нему обращено слово. Но верующий должен каждый глагол библейского слова растворить в своем сердце. Ибо сказано: «Не всякий, говорящий Мне: ″Господи! Господи!″, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:21); и еще: «потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим.2:13). – Здесь, правда, надо разуметь, что никто сам собою не может исполнить Закон Божий. Посему апостол Павел и написал «исполнители» но не «исполнившие». А ниже присовокупил: «потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Рим.3:20). То есть Закон Божий мы должны и обязаны исполнять, но там, где споткнемся и не удержим исполнение заповеди и даже впадем в грех, будет действовать благодать Божия, явленная нам в Пришествии Сына Божия и в струях Его Крови. Но воспользоваться сим очищением возмогут только те, которые стремились к очищению и делом, и верою. Ибо как учит Златоуст: «Дело без веры ничто, и вера без дел ничто». Как и сказано в Писании: «Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него (то есть Иисуса Христа – О.С.) возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий» (Деян.13:38–39).

И мы читаем далее:

Мф.13:10–11. «И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано».

Причина, по которой народу Христос говорил в притчах, следующая, как пишет блаженный Иероним: «Толпа не имеет одинаковой способности судить, и каждый отдельный человек имеет отличную от других волю. Поэтому-то и говорит Он им в притчах, чтобы, сообразно различию воли, народ мог получать различное наставление». Эти слова не означают, что все поставлены в разные условия и одни приуготованы к жизни, а другие к смерти. Скорее, кто сам себя в какое условие ставит, тот и возводит на себя или наказание, или благословение. Ибо каждый человек наделен свободной волей, и куда он ее направит во дни земной жизни, там и будет его вечный удел. Сказано: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…» (Втор.30:19–20)

Далее мы читаем:

Мф.13:12. «ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет».

Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Смотри же, как здесь Господь предложил (всем) притчу, а приняли ее одни ученики. Итак, хорошо сказал Господь, что знание дается и приумножается тому, кто имеет старание, а кто не имеет стирания и надлежащего смысла, у того взято будет и то, что он думал иметь; то есть хотя кто и малую искру добра имеет, то и ту погасит своею леностью, не стараясь раздувать и разжигать ее духом и духовными делами».

То есть необходимо проявлять усердие в деле собственного спасения. А кто не проявит сего усердия, то к нему иносказательно можно применить и следующие слова из Писания: «немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, – и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя – как человек вооруженный» (Притч.24:33–34).

И мы читаем далее:

Мф.13:13–15. «потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».

Чудесное истолкование этому отрывку дал блаженный Феофилакт. Он говорит, как бы от имени Господа: «Видишь, что говорит пророк! Не потому, – сказано, не разумейте, будто Я создал сердце ваше грубыми, но потому, что оно, прежде нежное, огрубело впоследствии, ибо все делающееся грубым сначала бывает нежным. По огрубении же сердца, они зажмурили и глаза свои. Не сказал, что Бог зажмурил у них глаза, но они произвольно сами поступили так для того, чтоб им не обратиться и чтоб Я не исцелил их. Таким образом, по своей злой воле они постарались остаться неизлечимыми и неспособными к обращению».

Итак! С всею очевидностью доказано, что человек сам губит себя своим упрямством в неверии. Действительно! Как сказал Льюис: «Ад запирается изнутри». То есть человек сам виновен в своей ужасной будущности; но при этом спасается, если он спасается не сам, а спасает его Христос. Ибо сказано Сыном Божьим: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин.15:5–6).

И не только пророк Исаия говорил о том, что упрямство иудеев зайдет так далеко, что смотря не увидят и слушая не услышат. Об этом писал и пророк Иеремия (5,21), и пророк Иезекииль (12,2).

А о том, что Бог заключит с родом человеческим Новый Завет, не тот, который был заключен только с иудеями, сказано опять же в Ветхом Завете: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер.31:31–33). Под «Иудой» и «Израилем» здесь надо разуметь Новый Израиль, новых детей Авраама, которые не от плоти, но по обетованию. Аврааму же было сказано: «и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт.22:18).

«Семя»  это – Христос, и через Него усыновление Богу всех народов, племен и языков, а не только евреев. Из них и спасается только остаток, как и писал пророк Исаия: «И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город. Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре» (Ис.1:8–9). Во дни земной жизни Сына Божия верным остатком из евреев были уверовавшие в Него как в Божьего Сына и Мессию (около 150-ти человек). Остальные пребывали в духовной слепоте и глухоте. И поныне иудеи стремятся восстановить служение Иерусалимского Храма, не замечая того, что во исполнение древнего пророчества, служение Храма распространено христианами по всему миру, а их служение отвергнуто. Сказано: «Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благоволения к вам (то есть к иудеям – О.С.), говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами (то есть всеми народами – О.С.), и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» (Мал.1:10–11).

Сие и наблюдается по всему миру, в христианских храмах по всему миру совершается приношение фимиама и чистая жертва Крови и Тела Сына Божия. А от иудеев отнято служение Храма. Но они, похоже, и здесь «не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем».

Далее мы читаем о том, какое счастье и блаженство быть ХРИСТИАНИНОМ:

Мф.13:16–17. «Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали».

Не думайте, братья и сестры, что эти слова в большей мере относятся к апостолам, хотя и к ним тоже. Как раз, наоборот, в большей мере они относятся к нам, тем, которые никогда не видели Господа Иисуса Христа своими глазами, но любят Его, веруют в Него и слушаются Его.

Ибо Он Сам сказал на исповедание веры апостола Фомы: «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20:29).

Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова из Евангелия от Иоанна: «Здесь Он намекает на учеников, которые не касались ни раны от гвоздей, ни ребра, однако уверовали, и не на одних только их, но и на тех, которые уверуют впоследствии… Он утешает таковых (то есть нас с вами – О.С.), говоря, что более блаженства в том, чтобы не видеть и веровать».

Не оставляет нас Господь Иисус Христос и Своим присутствием. Сказано: «…и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:20); и еще: «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20).

«во вся дни до скончания века» Сын Божий присутствует среди нас в дарах Святого Причастия. Как и сказано о сем Таинстве: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор.11:26), то есть «до скончания века».

А когда «двое или трое собраны во имя» Его, то есть изучая Слово Его, Он тоже посреди нас. Только и остается сказать: Христос посреди нас!


Источник: Беседы на Евангелие от Матфея. / О. Стеняев. - В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». - 2013. / Т. 1. - 336 с. Серия: Библия и современное общество. ISBN:978-5-4279-0031-7

Комментарии для сайта Cackle