28. О покаянии
Божественное же Писание не только запрещает беззакония, но и врачует уязвленных оными. Ибо гнушается жестокостию Новата и осуждает пастырей, которые не прилагали сего попечения об овцах. Сам Бог говорит: «оле, пастыре, изнемогшаго не подъясте, и болящаго не уврачевасте», и исхудавшего не откормили, «и заблуждающаго не обратисте, и погибшаго не взыскасте» (Иез. 34, 3–4). Осуждающий же не промышляющих об этом, очевидно, хочет, чтоб недужные овцы были удостаиваемы врачевания. А потому сему же Пророку изрек: «во стража дах тя дому Израилеву, и услышиши от уст Моих слово, и» предостережешь его «от Мене». «Егда реку грешнику, смертию умреши: и не будеши глаголати грешнику, еже сохранитися нечестивому, и обратитися от пути своего» лукаваго, и живу быти ему: «беззаконник той в беззаконии умрет, крове же его от руки твоея взыщу» (Иез.33, 7–8); и чрез несколько слов: «живу Аз, глаголет Адонаи Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратитися» ему «от пути своего» лукаваго, «и живу быти ему» (Иез.33,11); потом в виде совета продолжает: «обращением обратитеся от пути вашего злаго: и вскую умираете, доме Израилев!» После же сего повелевает Пророку передать им следующее слово: «и ты, сыне человечь, рцы к сыном людий твоих: правда праведника не избавит его, в оньже день прельстится: и беззаконие беззаконника не убиет его, в оньже день обратится от беззакония своего» (Иез.33,12), «и сотворит суд и правду, и залог отдаст, и восхищеное возвратит». Аще «беззаконник в заповедех жизни ходити будет, еже не сотворити неправды, жизнию жив будет и не умрет. Вси греси его, яже согреши, не помянутся: понеже суд и правду сотвори, жив будет в них» (Иез.33,14–16). И Навуходоносору блаженный Даниил преподал врачевство покаяния. Ибо говорит: «сего ради, царю, совет мой да будет тебе угоден, грехи твоя милостынями искупи и неправды твоя щедротами убогих» (Дан. 4, 24). Пророчество божественного Иеремии исполнено сего же учения. Ибо в одном месте говорит: «обратитеся, сынове отступившии» и обращуся к вам, «глаголет Господь Бог» (Иер. 3, 14); в другом увещевает: «омый от лукавства сердце твое», Израиль, «да спасешися», да не обретутся «в тебе помышления» трудов твоих (Иер.4, 14); и еще: «еда падаяй не востает? или отвращаяйся не обратится?» (Иер.8, 4) Но много можно найти и других подобных сим советов. И всепремудрый Исаия взывает: «егда возвратився воздохнеши, тогда спасешися и уразумееши, где еси был: егда уповал еси на суетная» (Ис. 30, 15). И если в начале, исчислив множество беззаконий народа, показав неисцельность болезни, говорил: «несть пластыря приложити, ниже елея, ниже обязания» (Ис. 1, 6), то чрез несколько слов предложил им врачевство покаяния, о котором сказал: «измыйтеся, чисти будите, отъимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших, научитеся добро творити, взыщите суда, избавите обидимаго» из руки обидящего (Ис. 1,16–17). Потом обещает соделать их подобными белой волне и снегу, хотя бы имели червленый и багряный цвет. А сие возможно единому Богу, потому что красильщики хотя превращают белый цвет в другие цвета, но какого-либо другого цвета превратить в белый не могут, для Творца же все удобно.
Чрез меру продлим слово, если будем собирать все увещания Пророков, потому что исполнены ими как пророческое сладкопение упомянутых нами, так и предвещания других Пророков. Но преемники Новатова кичения говорят, что не надлежит подавать врачевства согрешающим после крещения. Должно же знать им, что и ветхозаветные в прообразование божественных таинств имели кропления и божественные священнодействия. В обличение их неразумия, при великом избытке доказательств, изведем на среду Аарона. Ибо он, быв помазан, первый рукоположен в Архиерея и прияв благодать Божия Духа, уступил злочестивым просьбам беззаконного народа, сделав подобие тельца, и с прочими левитами принес жертвы, однако же был прощен и до кончины продолжал архиерействовать. И великий Давид, пророк, достигший того, что обитала в нем благодать Божия Духа, совершил два тяжких беззакония, но язвы сии уврачевал покаянием, и не лишен был благодати Духа, и после греха предвозвестил многое о будущем. Что сказать о впадшем в блуд в Коринфе? Он не только сподоблялся божественных таинств, но даже имел дарование учительства.
Посему-то божественный Апостол осудил тех, которые, состоя под ним, высоко о нем думали, как о мудром и ученом, и сказал: «и вы разгордесте, и не паче плакасте, да измется от среды вас содеявый дело сие» (1Кор. 5, 2). Впрочем, и его, бывшего учителем и отважившегося на величайшее беззаконие, Апостол, предав сатане, исхитил потом из рук его и возвратил телу Церкви. Пишет же во Втором послании так: «ему же аще что даруете, и аз: ибо аще что даровах; ему же даровах, вас ради» (2Кор. 2, 10). И чтобы не подумал кто о нем, будто бы сделал сие из человекоугодия, присовокупил: «о лицы Христове», то есть, потому, что Владыка всяческих видит, и я знаю, что сделанное угодно и Ему; почему приводит и причину: «да не обидими будем от сатаны: не не разумеваем бо умышления его» (2Кор. 2,11). «Темже паче вы да даруете и утешите, да не како многою скорбию пожерт будет таковый» (2Кор. 2,7).
Столько-то благосердия имели учители Церкви! Они были духовные врачи, охраняющие здравие здравых и отражающие недуги болезнующих. Сие-то имея в виду, Апостол в послании присовокупил и следующее: «да не паки пришедша мя смирит Бог мой у вас, и восплачуся многих прежде согрешших и не покаявшихся о нечистоте и блужении и студоложствии, яже содеяша» (2Кор. 12, 21).
Так, Галатов, которые уклонились от веры, по благодатном призвании и приобщении божественных таинств, приняли обрезание и возлюбили хранение подзаконных обрядов, возводит Апостол ко спасению, предлагает им врачевства покаяния и с материнскою нежностию возглашает; «чадца моя, имиже паки болезную, дóндеже вообразится Христос в вас» (Гал. 4, 19).
Сие же учение преподал нам и Владыка Христос в притчах Своих, потому что и погибшая овца, и потерянная драхма научают нас прилагать попечение о согрешивших. Да и блудный сын явно означает нарушение закона, сделанное по крещении, потому что возвратился он, получив надлежащую часть отеческого имущества, и растратил ее, живя блудно; однако же удостоился прежней ризы, с перстнем восприял образ Божий, вкусил тельца упитанного и внезапно устроил отцу великий праздник. Врачеванию грешников научают нас и все учение и все дела Господни, и призванные мытари, и приступившая блудница, и уверовавший разбойник, и сии глаголы человеколюбия: «не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние:... не требуют здравии врача, но болящии» (Мф. 9, 12–13).
Если скажут, что было сие до крещения, то пусть знают, что первое основание Церкви колебалось и утверждено благодатию Божиею. Ибо три раза отрекшийся великий Петр, уврачевавшись собственными своими слезами, пребыл первым. Сего врачевания повелел ему Владыка не лишать и братий. Ибо говорит: «и ты... обращся утверди братию твою» (Лк. 22, 32). И преподавая ученикам образец молитвы, повелел говорить: «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6, 12). Молитве же сей учил не тех, которые еще не освящены, но тайноводствуемых, потому что никто из неосвященных, как не приявший еще дарования сыноположения, не смеет сказать: «Отче наш, Иже еси на небесех» (Мф.6, 9), но сподобившийся дара крещения называет Бога Отцом, как вступивший в число сынов благодати. Посему им повелено говорить: «остави нам долги наша». Поэтому исцелимы язвы, и по крещении бывающие, исцелимы же так, что исцеление дается не за одну веру, как прежде, но за многие слезы, сетования, стенания, за пост и молитву, за труды, по количеству соразмерные учиненному греху. Ибо научены мы: тем, которые болезнуют грехом, как не воспрещать, так и не сообщать безрассудно божественного. Ибо сказано: «не дадите святая псом, ни пометайте бисер ваших пред свиниями» (Мф. 7, 6). Сии же законы имеет Церковь и о покаянии.