9. Св. Иоанн Евангелист не позволяет говорить: веруй, как хочешь, только люби
Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов, возлюбленный ученик Господа, есть по преимуществу образец и проповедник любви. Любовью дышит его святое Евангелие, уроками о любви исполнены его послания и разительным примером ее служит жизнь его.
Он истолковал все тайны любви, – и ее начало неточное, и ее движение в делах, и ее конец – высоту, до коей возводит она всех своих. С сей стороны особенно и известен св. Иоанн, и кто бы ни стал рассуждать о любви, тотчас воспоминает о нем, как образце любви, и к нему обращается, как к учителю любви.
Но посмотрите, какое употребление из сего сделали нынешние умники? – Есть у них особый род суемудрия, называемый индифферентизмом, по которому думают и говорят: как хочешь веруй, – все равно, – только люби людей, как братьев, – благодетельствуй им и благотворно действуй на них. Вот, говорят, и Евангелист Иоанн Богослов только и пишет, что о любви. – В любви у него – свет, в любви – живот, в любви – всякое совершенство. А кто не любит, тот, по его словам, во тьме ходит, в смерти пребывает, человекоубийца есть. Известно также, что когда Евангелист остарел и не мог уже ходить сам, то его на руках вносили в церковь, и он твердил только: братие! будем любить друг друга. – Вот как ценил он любовь.– Так, говорят, и нам надобно: люби, – и только; а веруй себе, как хочешь.
Мне самому приходилось слышать такое мудрование. Может быть, и из вас кому приходилось или придется услышать нечто подобное. Противопоставим же их лжеучению истинное учение святого Иоанна Богослова и тем оградим смысл свой от колебания в началах Христианского здравомыслия суемудрием индифферентистов.
Этим умникам хочется самим все устроять – без Бога, – и свое внешнее благосостояние и свою нравственность. Оттого они всячески ухитряются сплести такую систему учения, чтобы в ней о Боге и говорить не было нужды. – И ударяют на любовь. – Вы себя-то, говорят, взаимно любите, а о Боге что и думать?– Но с сей-то стороны и поражает их особенно святый Евангелист. – Ибо хотя точно он непрестанно поминает о взаимной друг к другу любви, но поставляет сию любовь в такой связи с Богом, с любовью к Богу и с Богопознанием, что их отделить друг от друга нет возможности. Смотрите, откуда производит он любовь? – «Бог возлюби, – говорит, – нас, и посла Сына Своего очищение о гресех наших». – Далее прибавляет: «Аще сице возлюбил есть нас Бог, и мы должни есмы друг друга любити» (1Ин.4:10–11). – Стало, по его разуму, наша любовь взаимная должна созидаться под действием веры в Господа, пришедшего спасти нас, и, следовательно, не все равно, как хочешь веруй. Потом, – "возлюбим, – учит он, – друг друга: яко любы от Бога есть» (1Ин.4:7). «Аще друг друга любим, Бог в нас пребывает...» (1Ин.4:12). «Бог любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает...» (1Ин.4:16). Видите ли, у него нет слова о любви без слова о Боге и Спасителе. – Любовь от Бога и к Богу ведет, – так что кто говорит, что он «любит брата, а Бога и Спасителя не знает и не любит, тот лжец есть, и истины в нем нет ни единыя» (1Ин.4:20, 1Ин.2:4). Почему все учение св. Евангелиста о любви можно сократить в следующих словах: чтобы возлюбить брата, надо Бога возлюбить; но чтобы Бога возлюбить, конечно, надо познать Его и в себе самом и особенно в Его спасительных действиях на нас, – познать, –стало быть, и веровать. – Отсюда – в чем вся воля Божия? В вере и любви: вот, говорит, заповедь, – «да веруем во имя Сына Божия – Иисуса Христа – и любим друг друга» (1Ин.3:23). Не одна любовь заповедуется, но и вера в Господа, и притом так, что вера есть источник любви; так что если собрать во едино только те места, где святой Иоанн Евангелист говорит об одной любви, и тогда его учением никак нельзя подтверждать лжи суемудрия: люби только, а веруй, как хочешь.
Но у него, кроме учения о любви, есть еще учение веры, независимо от закона любви. – И смотрите, как он решительно отвергает тех, которые говорят: веруй – как хочешь? С самых первых стихов о чем идет проповедь у него? – о том, говорят, что мы видели, что слышали и что руки наши осязали, – о Словеси животнем, о том, что живот явился, тот живот, который был у Отца и явился нам, – вот об этом, говорит, и проповедуем вам, да общение имате с нами, а наше общение с Богом Отцем и с Сыном Его Иисусом Христом (1Ин.1:1–3). Главная, значит, у св. Иоанна Богослова, как и у всех Апостолов, проповедь об общении с Богом чрез Господа Иисуса Христа, из которого потом вытекает и взаимное общение верующих. Как же теперь останавливаться на последнем, не имея первого? – Далее – задает себе святой Иоанн вопрос: кто есть лживый? – и решает его так: никто, «разве точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос, и сей есть антихрист, отметаяйся Отца и Сына. Всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать. – Иже аще исповесть, яко Иисус есть Сын Божий, Бог в нем пребывает, и той в Бозе» (1Ин.2:22–23, 4:15). Стало быть, все дело в исповедании Господа Иисуса Христа Сыном Божиим и Богом. – Как же говорить: веруй, как хочешь?
Вот еще предостережение: «Возлюблении, – говорит, – не всякому духу веруйте, но искушайте духи; аще от Бога суть: яко мнози лжепророцы изыдоша в мир. О сем познавайте Духа Божия и духа лестча: всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть. И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть: и сей есть антихристов» (1Ин.4:1–3). Но кто говорит: веруй, как хочешь, тот не исповедует Иисуса Христа; ибо, если бы исповедывал, не говорил бы так. Стало – и он несть от Бога. От кого же? – И сей, верно, есть антихристов.
Наконец, все существо Христианства святой Евангелист изображает так: «Живот вечный дал есть нам Бог, и сей живот в Сыне Его есть. Имеяй Сына Божия, имать живот: а не имели Сына Божия, живота не имать» (1Ин.5:11–12). Кто же имеет Сына Божия? – Верующий во имя Его. – Почему, говорит, и пишу «вам верующим во имя Сына Божия», чтобы вы знали, что вы веруя в Сына Божия, «живот вечный имате» (1Ин.5:13). Следовательно, кто не верует в Сына Божия, живота вечного не имеет. Как же будет все равно, как хочешь, веруй? – Нет.–«Вемы, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем в истиннем Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и живот вечный» (1Ин.5:20).
Этих извлечений достаточно, полагаю, чтобы указать индифференистам, что они напрасно чают найти опору своей лжи в учении святого Иоанна Богослова. – Верно, они говорят так, не читавши никогда его святых и боговдохновенных писаний, а ссылаются на него по слуху о его любвеобильности. – Но пусть они теперь и другое что, кроме сего, выставляют в защиту своего учения, нам, верующим, достаточно одного слова возлюбленного ученика Христова, чтобы отвергнуть его и, не колеблясь, веровать исключительно тому, что предано от Господа чрез святых Апостолов и содержится Церковью.
К сим решительным словам Апостола и Евангелиста Иоанна приложу только одно следующее соображение. – Отчуждившись умом своим от Господа, не веры упираются на благотворную деятельность, коей исходище и подпора – точно любовь. Но и это они делают для того только, чтобы на чем-либо остановиться, без уверенности, что нашли прочную опору. Ибо если б они имели здравое понятие о том, как возможна для человека плодотворная деятельность, никак не остановились бы на сем учении. Ведь мы теперь не в правом состоянии. Стало, право действовать не можем. – Чтоб начать нам право действовать, надо войти в правое состояние. – Сами собою сделать этого не можем. Господь, пришедши на землю, возвел в Себе человечество в правое состояние; но возвел его не для Себя, а для того, чтобы люди приняли от Него сие восстановленное человечество и чрез то получали возможность действовать право. Принимают же его чрез святое крещение. Ибо елицы во Христа крестятся, во Христа облекаются. С сего времени они становятся едино с Господом и начинают жить Его жизнью и действовать Его силою. Стало, опирающиеся на любви, или на правой деятельности (ибо любовь есть исполнение закона) должны наперед принять все учреждение Христианства, чтобы чрез то взойти к возможности действовать право и, следовательно, отказаться от своей лжи. Ибо сего нельзя достигнуть без веры, которая в Христианстве есть корень и начало всего. – О сем так говорит Сам Господь: «Будите во Мне, и Аз в вас. Якоже розга не может плода творити о себе, аще не будет на лозе; тако и вы, аще во Мне не пребудете. Аз есмь лоза, вы же рождие. Иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног: яко без Мене не можете творити ничесоже. Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и изсыщет, и собирают ю, и во огнь влагают, и сгарает» (Ин.15:4–6). Так, когда начнет кто толковать вам о любви, или плодотворной деятельности, помимо истинной веры, скажите ему: подожди; прежде уверуй истинно, по вере приобщись всем спасительным учреждениям Христианства; – чрез них соединись с Господом, жизнь и силу от Него позаимствуй, как прививок, – и тогда начнешь действовать благотворно. – То правда, что свидетельство истинной жизни есть плодотворная деятельность в любви: но чтобы до ней дойти и в ней пребывать, надо всю истину Божию воспринять верою и все освятительные действия Божии пройти. – Только при этом условии, – т.е., только истинствующе в любви, можем мы возражать всяческая в Того, Иже есть глава, Христос (Еф.4:15). Заключим так: кто не содержит правой веры, тот не может взойти в правое состояние, а кто не взойдет в правое состояние, тот не может право действовать. – Как же теперь говорить: веруй, как хочешь.
Вера не есть только образ познания Бога и наших к Нему отношений; она совмещает и все спасительные учреждения, Богом данные. Спасительные учреждения составляют действующую веру. Наши умники, может быть, от учения Христианского еще бы не прочь; но их паче всего отталкивают Христианские учреждения. Как сии учреждения суть не что иное, как вера в действии и движении; то главный их грех тот, что им действовать в духе веры не хочется. Удивляться надо, каким образом эти люди так настойчиво толкуют о делах и трудах, а в области святой веры паче всего отчуждаются от деятельности. Что-нибудь тут не так. Ведь они знают законы, как правильно вести течение мыслей. – Если здесь кривость такая допускается, то, наверно, полагать надо, что они тут суть не действующие, а деемые, – суть орудия чуждой силы, – и при том такой, которая сама чужда истины.
Сие ведяще, братья, оградим себя от злоумия века сего! – Колебаться в истине могут только невкусившие истины. Смиренно и в истинном духе будем проходить все, требуемое святою верою нашею. Тогда постоянно будем иметь и носить свидетельство в себе, пред которым ничто – все приражения лжи совне. – Господь да освятит нас всех истиною Своею. Аминь.
26 сентября, 1865 г.
В день св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.