Источник

313. Берегитесь, православные, немецких лжеучений!

Берегись, Русь родная! Сатана ополчается на тебя отовсюду: и неверные турки, и еретичествующие немцы, и богоотступники-иудеи, и даже свои братья-болгары, за коих ты про­ливала кровь 39 лет тому назад. И эти братья стали изменниками, и они пошли с турками и немцами против тебя, родной их матери. Суди, Боже, обидящие ны, побори борющие ны!

Но этого мало. В недрах твоих, среди твоего родного народа, завелись изменники вере твоей православной, разные баптисты, штундисты, ставшие полунемцами, – и какая же гор­дыня обуяла их! Куда девался их русский дух? Где то смирение, послушание Церкви, коими красовались русские люди от веков древних, со дней князя Владимира? Совершенно стали другими людьми, от них так и веет нестерпимой гордыней еретика-немца, который право­славных людей и за людей не считает! Страшно становится, когда придешь в соприкоснове­ние с этими фарисеями. Что-то темное, злобное, полное сатанинской гордыни веет вокруг этих отщепенцев от нашего доброго православного русского народа. А соприкасаться мне приходится, хотя не лично, а лишь чрез письма.

Письма баптистов и штундистов дышат фарисейским презрением к православию и к православным: никогда ни один православный человек не позволит себе так высокомерно обращаться с иноверцем, будь то даже язычник или магометанин, как обращаются с православными совращенные в баптизм и штунду бывшие русские православные люди. Да, говорю: “бывшие” русские, ибо теперь, изменив родной вере, они перестали быть и рус­скими. Как будто и нет их умнее и ученее; будто знают они слово Божие лучше всех свя­тых отцов, когда-либо живших, лучше самих Апостолов Христовых, будто толкуют его так непогрешимо, что не смей никто и возражать; только вот что поражает людей, сведущих в их толкованиях: сами-то они друг с другом никак не сходятся, не согласуются, спорят между собою. Мы, православные, сами не дерзаем своим смышлением толковать слово Божие: мы стараемся узнать, как толковали его святые отцы, коих Господь, еще при жизни, прославил за их подвижническую жизнь, а Церковь причислила к лику святых потому, что Господь являл много чудес по молитвам их. Так, по нашему убеждению, надежнее: ведь кто живет по заповедям Божиим во смирении и послушании Церкви, как Господь повелел, к тому ближе и благодать Божия, которая и вразумляет его в толковании слова Божия. Так учит нас и матерь наша, Церковь святая. За девятнадцать веков она скопила нам великую сокровищницу писа­ний святых отцов и учителей Церкви, откуда мы и почерпаем толкование слова Божия. Нет сомнений, что святые мужи, ученики апостольские и их преемники, от самих Апостолов научились, как надо понимать слово Божие, и записали это, и передали нам: вот наше неис­тощимое богатство! А ученики немцев в гордости своей черпают толкование от своего гордого смышления да от немцев, своих учителей, таких же или еще хуже гордецов; можно ли им верить? Правда, хвалятся они своим благочестием, но вот в том-то и беда, что они хвалятся своими добродетелями: фарисей в притче Христовой тоже хвалился, да никуда не годился! Ведь Господь-то сказал: “Если и все заповеданное вам исполните, то говорите: мы рабы, ни на что не годные: что должны были сделать, то и сделали”. Значит: за что нас хва­лить, тем более, – себя хвалить? Ведь человек ничего доброго сам по себе сделать не может, а если что сделал, то это уж Бог ему помог, ибо Господь сказал: без Мене не можете творити ничесоже. А как только ты приписал себе доброе, тобою сделанное, как только сказал: “Это я сделал”, так и пропала ему цена у Бога; все равно, что ты украл его у Бога, когда своим назвал. Вот это постоянно и делают немецкие ученики – разные сектанты: баптисты, штундисты, гордо величающие себя “евангельскими христианами”, и им подобные. Я скажу еще больше: когда вечный враг наш диавол видит, что человек хвалится своим добром, то он еще и подскажет, даже поможет сделать какое-нибудь добро, только не настоящее, смиренное, христианское, а показное, лицемерное. Люди будут видеть это добро и хвалить добродела­теля, а он будет воздыматься этой похвалою. Ведь гордыня всякую добродетель обесценивает, все грехи заменяет: сколько ни делай добра гордый человек, никакой ему нет пользы от того – тщеславие и гордость все расхищает, все ему же во вред обращает. Святые отцы гово­рят, что если птица хоть одним ноготком зацепится в сетях, то – быть ей в руках ловца. Так и в духовной жизни, если человек хоть одной страсти поддастся, то – быть ему в сетях врага. А гордость есть такая сеть, крепче которой у врага и нет. Сам он погиб от гордыни, возмечтав быть равным Богу. Туда же влечет он и всех, кто ему поддается. И удобно ему ловить людей на эту удочку: все другие страсти заметны и для людей, да и для самого преданного страсти, если только совесть его не погасла совсем; а гордый слеп – он вовсе не видит, как гордыня его ослепила, он видит только свои мнимые достоинства и любуется ими. Так и сектанты: не даром же они величают себя “святыми”. Несчастные! Они не хотят знать того, что Богу приятнее кающийся смиренный грешник, чем гордый мнимый праведник! Бог ведь гордым противится, смиренным же дает благодать.

Эти гордые люди, заразившись духом немецким, стараются смущать православных разными мудрованиями: сами не знают православного учения веры, а критикуют его; не хотят спросить со смирением пастырей Церкви: как и почему так учит Церковь, а своим умом или по подсказу своих немецких учителей, врагов Веры и Отечества нашего, судят обо всем. Берегитесь их, верные чада Церкви православной! Это – волки, которые охотятся за вашими душами! Помните: стоит вера православная со времен святых Апостолов, а у нас со времени нашего Красного Солнышка – князя Владимира, а их вера с дней расстриги Лютера, который был когда-то монахом, а потом женился, стал толковать по-своему слово Божие, отрекся от своей католической церкви и увлек своими мудрованиями немцев. Кому же больше верить: этому расстриге или святым, Богом прославленным отцам Церкви, кото­рые от святых Апостолов сберегли для нас истину православия? Церкви святой или каким-то немецким проповедникам, которые и совращают православных-то только потому, что знают: какую силу великую имеет вера наша, это наше святое сокровище, от св. Апостолов нам завещанное? И вот немцы хотят похитить из души народа нашего это заветное сокровище, чтоб сделать русских людей немцами, вынуть русскую душу и вложить в русского чело­века душу немецкую!.. Хотят оторвать русских людей от их матери-Церкви Православной, лишить их и благодатных Таинств, и заступления Матери Божией и всех святых, лишить благодатной силы креста животворящего и крестного знамения, лишить утешения иметь святые иконы, напоминающие нам и Господа нашего, и Пречистую Его Матерь, и угодников Божиих. Гоните, православные, прочь от себя этих соблазнителей, этих слуг немецкого кайзера, который никаких денег не жалеет на их содержание, на совращение русских людей в веру немецкую. Жалуйтесь на них своим пастырям, жалуйтесь Матери Божией, Которую они не почитают; молитесь, чтобы Господь вразумил их, несчастных.

Помните: кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец! Аще кто Церковь преслушает, буди тебе яко язычник и мытарь! Так говорит Сам Христос.

Откуда у сектантов усердие совращать православных (Письмо в окопы воину, которого соблазняют баптисты)

Божие благословение рабу Божию воину Ермолаю!

(Прости, что не скоро отвечаю: много дела, да и очень мне неможется). – Правду ты пишешь, что враги Церкви везде сеют свои плевелы. Вижу, что и в окопах, в виду смерти, они враждуют против матери нашей святой Церкви. Хитрецы эти вот не проповедуют своей веры татарам, иудеям, язычникам; не соблазняют даже католиков и лютеран: им приятно совратить православного человека. Почему так? Я тебе скажу то, что сам думаю: действуют они так по внушению духа лукавого, врага Бога и людей; а врагу нет нужды соблазнять тех, кто и без его соблазнов стоит не на пути спасения: ведь мы веруем, что кроме Церкви Пра­вославной нигде нельзя обрести спасение. Итак, суди сам: те, иноверные и инославные, в деле своего спасения и без его соблазнов заблуждаются: стало быть, и заботу прилагать об их погибели ему не стоит. Другое дело, православный христианин: Церковь оберегает его душу от вражьих искушений и молитвами, и Таинствами; согрешит он, по немощи своей яко человек, но скоро покается, и Церковь очистит его Таинством покаяния; потом он соеди­нится с Господом в Таинстве причащения и начнет снова жить по-Божьему, по-православ­ному. А у этих баптистов, штундистов, всяких библейских и яко бы евангельских лжехристиан нет этих благодатных Таинств: вот в эти секты враг и старается увлекать простеца православного; попадет он туда – враг опутает его и гордынею: “вот-де я святым стал”, и ненавистью к другим православным, да еще подскажет: “Теперь тебе все можно делать, что захочется: ты искуплен, ты веруешь, а верою и спасешься, потому что сказано-де, что кто верует, тот спасен будет”. И погибнет бедная душа этого простеца, а виною его погибели будет тот баптист или там иной какой сектант, который совратит его. Сам погибнет и другого погубит, а это-то и надо Божию врагу. Читал я твое письмо, и подивился, видишь, какой он умник: сколько насыпал тебе вопросов и недоумений! По его мнению, для спасения ни хра­мов Божиих не нужно, ни св. икон, ни креста, ни крестного знамения (а знамения боится враг, как пламени огненного!); да и дел-то добрых, кажется, не нужно: ведь он говорит, что одна вера спасает! Ничего, видно, не нужно – живи себе как хочется, только веруй. А то скрывает, что сказал Господь: не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех (Мф. 7:12). И апостол Иаков говорит: вера без дел мертва есть (2:26), потому что и бесы веруют, и даже трепещут (ст. 19). Да что тут говорить – эти ученики немецкие: баптисты, и штундисты, и лицемерные, якобы еван­гельские христиане готовы и слово Божие зачеркнуть, когда оно им не нравится. Вот так они и делают – послание брата Божия Иакова они словом Божиим не признают: не по душе оно им! Всю веру православную они исказили, хотят спасаться не так, как Господь чрез Церковь Свою велел, а как им хочется: все полегче бы. А то забывают, что сказал Господь: царство Божие усилием берется, и только понуждающие себя входят в него (Мф. 11:12).

Посылаю тебе книжку, в которой найдешь ответы на все те недоумения и возражения, какие обычно ставят православным сектанты. Прочитай ее, давай читать тем, кто смущается их лжеучениями, но в споры не советую входить: это вам не по силам, потому что святое Писание вы не достаточно знаете. Берегитесь этих лжеучителей, и Бог вас сохранит под сенью матери нашей Церкви православной!

Вместо Пасхального Красного яичка

Для верующего как душа важнее тела, так и духовная пища выше хлеба вещественного. К сожалению, об этом мало заботятся наши благотворители. Между тем, наши воины в окопах алчут духовной пищи в виде слова Божия, молитвословов и разных духовных книг общедоступного содержания. Троицкая Сергиева Лавра не раз посылала на фронт большое количество своих листков и разных книжек и получала оттуда самые трогательные благодарные письма.

Перед Рождеством Христовым один добрый русский человек прислал тысячу руб­лей с этою целью, и тогда было послано на три фронта около полумиллиона этих изда­ний. Теперь, в виду приближающегося праздника Пасхи, он же прислал еще тысячу руб­лей, чтобы послать на фронт воинам вместо красного яичка “Троицких Листков и Книжек”, уделив часть и пленным нашим воинам, если окажется возможным отправить в Германию посылку. То и другое будет, конечно, исполнено по возможности.

Да благословит Бог добрую душу православного русского человека за такой гостинец! Это дороже табаку, папирос, бумаги и разных безделушек, иногда посылаемых вместо красного яичка нашим доблестным воинам – православным русским людям.

Побольше бы таких благодетелей!


Источник: Мои дневники / архиеп. Никон. - Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914-. / Вып. 7. 1916 г. - 1916. - 188 с. - (Из "Троицкого Слова" : № 301-350).

Комментарии для сайта Cackle