Источник

208. Как учит о. Иоанн Кронштадтский об именах Божиих

В своей книге об имебожной ереси С. В. Троицкий отводит особое место учению о. Иоанна Кронштадтского об именах Божиих, потому что имебожники с особенным усилием ссылаются на о. Иоанна, который будто бы совершенно разделяет их лжеучение. “В сущности говоря, пишет Троицкий, как бы ни учил о. Иоанн об именах Божиих, отношение Церкви к имебожникам не изменится нисколько. Хранительницей и выразительницей истинного учения веры является вся Церковь, а не какое-либо отдельное лицо, хотя бы и признанное святым. Учением Церкви нужно считать то, что исповедуется в ней всегда, везде и всеми, а не то, чему учило то или другое лицо, как бы оно авторитетно ни было. Даже в том случае, если бы учение Церкви с учением имебожников было не согласно, а учение о. Иоанна было бы согласно, то отсюда следовало бы только, что в данном вопросе о. Иоанн высказывает свое личное неправильное мнение. Такие мнения имели даже некоторые отцы Церкви. “Не мните же, яко аще и святии быша, пишет св. Варсонофий Великий, о таких святых: вся глубины Божия возмогоша понята». Но ничего подобного на самом деле нет, и учение о. Иоанна об именах Божиих вполне согласно не с учением имебожников, а с тем учением, которое выяснила Церковь, защищая догмат иконопочитания».

Прежде всего, г. Троицкий замечает, что имебожники противоречат сами себе и пишут неправду, будто они свое учение утвердили на точном писании о. Иоанна. Ведь если бы они были действительно убеждены, что о. Иоанн учил так же, как они, то не стали бы и говорить об открытии ими нового догмата. Между тем, уже сам Иларион пишет, что его учение нигде не встречается. Следовательно, и он сознавал, что у о. Иоанна такого учения нет, и его последователи говорят, что “догматическая истина о том, что имя Божие есть Бог, не была доселе замечена богословами», а следовательно, по их же признанию, ее не было и у о. Иоанна. И действительно, за двадцать лет, когда те сочинения о. Иоанна, на которые ссылаются имебожники, разошлись в нескольких изданиях и нашли массу читателей, никто, решительно никто не усмотрел в них чего-либо подобного учению имебожников. Правда, буква вырванных ими мест, действительно, как будто говорит за имебожников. Но мало привести несколько отрывочных фраз, а надо рассмотреть их и в связи с ближайшим контекстом, и в связи со всем учением о. Иоанна, чтобы понимать их настоящий смысл. Еще св. Григорий Нисский заметил, что “по неправильному словоупотреблению, подобия (изображения) мы называем человеком, но собственно словом сим мы называем живое существо». О. Иоанн, действительно, пишет: “Имя Господа есть Сам Господь». Но прочтите начало этой выдержки, и видно будет, что понимать слова о. Иоанна так, как их толкуют имебожники, нельзя. “Имя Господа, Богоматери или ангела, или святого да будет тебе вместо Самого Господа, Богоматери, ангела или святого; близость слова твоего по твоему сердцу да будет залогом и показанием близости к твоему сердцу Самого Господа Бога, Богоматери, ангела или святого». В этих словах – ключ к пониманию слов дальнейших: “имя Господа Бога есть Сам Господь» и т. д. Если о. Иоанн говорит: “да будет имя вместо Господа», то уже отсюда следует, что, по его учению, имя не есть Сам Бог, так как если бы имя уже было Господом, то нельзя было бы говорить: “да будет имя вместо Самого Господа», будет как бы заменять Господа. Очевидно, что заменяющее не может быть тождественно с заменяемым. Затем, о. Иоанн говорит: “пусть будет тебе». Следовательно, имя может заменять Господа не вообще, а лишь для человека. Каким образом? – “Близость слова твоего по твоему сердцу да будет залогом и показанием близости к твоему сердцу Самого Господа Бога». “Показанием» – своего рода наглядным изображением, одним из символов Господа и близости Его к сердцу человеческому. И действительно, о. Иоанн постоянно сравнивает и сопоставляет имена Божии с крестом и другими священными символами и прямо называет слова и имена образом или знаком. “Крест и имя Христово не производят чуда, пишет он, когда я не увижу сердечными очами или верою Христа Господа». “Бог во святых почивает, и в самом имени их, и в самом изображении их». “Крест Господа чудесно действует, имя Его производит чудеса, иконы Его являются чудотворными». “Бог чрез все является, особенно чрез образы и знамения, на которых наречено достопоклоняемое имя Его или самый образ Его». “Молитесь пред иконою Спасителя, как бы пред Ним Самим». “Чудотворный образ Спасителя – Сам Господь на нем». “Иконы заменяют для меня самые лица, имена коих они носят». “Так и о кресте животворящем должно говорить. Где крест или крестное знамение, там Христос и сила Его, и спасение Его, только с верою изображай его, им покланяйся». “Крест, погружаемый в воду с молитвою веры, есть как бы Сам Господь животворящий».

Итак, о. Иоанн о святых иконах и святом кресте говорил то же самое, что и об именах Божиих, говорил, что они суть как бы Бог для нас, ибо они заменяют для нас Бога, но никогда вовсе не говорил, что они и сами по себе суть Бог. “Образ – образ и есть», пишет он, “а не первообраз». Если он говорит, что Господь пребывает в имени Своем, то это и значит, что имя не может быть Самим Господом, ибо св. Григорий Нисский говорит: “большое различие быть чем и быть в чем».

Имебожники учат, что имя Божие присущею ему самому по себе силою творит чудеса. Наоборот, о. Иоанн учит, что имя Божие не совершает чуда и так же, как и крест и святые иконы может служить лишь посредством для благодати Божией, совершающей чудо. “Чтобы маловерное сердце не помыслило, пишет он, что крест или имя Христово чудесно действуют сами по себе, а не Христом (а имебожники так именно и думают), – эти же крест и имя Христово не производят чуда, когда я не увижу сердечными очами или верою Христа Господа и не поверю от всего сердца во все то, что Он совершил нашего ради спасения». “Где употребляется с верою (в выписках имебожников слово “с верою» опускается) имя Божие, там оно созидает силы». “Все силы и чудеса совершает Дух Святой».

Тогда как имебожники мудрствуют, что даже несознательное произношение имени Божия в молитве действенно, о. Иоанн поучает: “Особенно грешны те, которые во время молитвы совсем отклоняются своими мыслями. Они крайне оскорбляют Божество, в которое должна быть вперена наша мысль». Произнесение имен без сознания и чувства он называет бормотанием. Как бы пророчески осуждая учение имебожников, что молитва есть перечень имен Божиих, он пишет: “Великая разница между бесчувственным перечнем имен и между сердечным пониманием их: одно от другого отстоит, как небо от земли».

Имебожники учат, что освящением креста служит написание на нем имени “Иисус Христос». О. Иоанн учит, что крест освящается “Самим Богом воплощенным, распростершимся на кресте». Это богомилы, 800 лет назад, учили, что не должно поклоняться кресту, если на нем нет надписи “Иисус Христос», за что Константинопольский собор 1143 года признал их еретиками и предал анафеме. О. Иоанн выясняет, что надпись была на особой дощечке и вовсе не составляла существенной принадлежности креста.

Тогда как имебожники учат, что имя Божие своею силою освящает Таинства, о. Иоанн учит, что и при освящении Таинств слова призывания, слова молитвы служат лишь посредством, чрез которое ниспосылается благодать Божия, совершающая Таинства. “Бог Отец, пишет он, чрез наше слово веры во мгновение совершает однажды навсегда предопределенные чудесные дела нашего во Христе возрождения, освящения, укрепления, духовного питания и врачевания».

Сводя к сопоставлению учения об именах Божиих о. Иоанна и имебожников, мы увидим, говорит г. Троицкий, что отношение между тем и другим учением есть отношение прямой противоположности.

О. Иоанн учит, что имя Божие есть один из символов, образов Бога, но “образ и есть образ, а не первообраз», не Бог. Имебожники учат, что имя не есть символ, а есть Сам Бог.

О. Иоанн учит, что имя Божие как символ Бога совершенно равно по своему значению другим религиозным символам – св. кресту, крестному знамению, иконам и т. п. Имебожники учат, что св. крест, св. иконы с именем Божиим сравнивать совершенно нельзя.

О. Иоанн учит, что особенное благодатное присутствие Божие в именах Божиих бывает лишь тогда, когда они произносятся с верою. Имебожники – что имена Божии не отделимы от Бога и Он всегда присутствует в них всем существом Своим.

О. Иоанн учит почитать имена Божии не сами по себе, а как образ Божий. Имебожники почитают их сами по себе, как язычники почитали своих идолов, как еврейские раввины – свою Мемру.

О. Иоанн учит, что имена Божии могут быть действенны не своею силою, а лишь посылаемою чрез них силою Божией. Имебожники учат, что имена Божии всегда действенны своею собственною силою.

О. Иоанн учит, что молитва есть возношение ума и сердца к Богу и все слова молитвы могут быть действенны только тогда, когда произносятся с верою и служат посредством для подаяний благодати Божией молящемуся. Имебожники – что молитва есть перечень имен Божиих и сила ее зависит от самых слов, в особенности от имен Божиих. Говорят даже, что самая молитва есть Бог.

О. Иоанн учит, что все священные символы, в том числе и имя Божие, освящаются Самим Богом. Имебожники – что все священные символы освящаются именем Божиим.

О. Иоанн учит, что крест Христов достоин поклонения потому, что он изображает Христа и что надпись на кресте сама по себе не достойна поклонения. Имебожники учат, что именно надпись на кресте освящает крест и делает его достойным поклонения.

О. Иоанн приравнивает имена Божии, по их действию, к обрядам. Имебожники – к таинствам.

О. Иоанн учит, что Таинства совершаются Самим Богом, имебожники учат, что Таинства освящаются силою имени Божия; для о. Иоанна имя Божие – это звуковая икона, приводящая нас к Богу; для имебожников – идол, нас от Бога отдаляющий.

Думал ли старец Божий, о. Иоанн, что новоявленные лжеучители извлекут из его творений изречения, на которых будут основывать свое еретическое мудрование? Если бы он был жив, то, несомненно, поступил бы с сими лжеучителями так же, как он поступал с “иоаннитами»: он торжественно, в присутствии многих православных, предавал нераскаянных иоаннитов анафеме. С великою ревностью о Православии, с болью сердца он обличал сих еретиков, не ожидая на них суда церковного. Можно себе представить, как он отнесся бы к новым сопротивникам власти церковной, дерзавшим предавать анафеме и наш Святейший Синод, и св. Вселенского Патриарха, и всех нас, епископов, обличавших их ересь. Удостоенный высокой чести сам быть членом Святейшего Синода, вот что писал он о сем высшем правительствующем церковном учреждении:

“Чрез Святейший Синод от Самого Господа исходит освящение на всю Россию чрез избрание, наречение и посвящение епископами священнослужителей и церковнослужителей: священнодействуются все службы и Таинства церковные; совершается духовное управление верующими как членами духовного благодатного царства Христова, непрестанно возвещается слово Божие. Святейший Синод и все пастырство руководствуют верных к соединению с Богом и к вечной жизни, восстановляя разумные и словесные образы и подобия Божии и возводя их на небо».

Увы! Таково свойство грешного сердца человеческого, зараженного гордынею ереси, что если бы даже встал теперь из могилы о. Иоанн и стал обличать новых евномиан, то и тогда они не поверили бы ему: ведь давно сказано Господом: аще и от мертвых кто востанет – не имут веры. Ведь так и было с древними почитателями Мемры (ветхозаветными имебожниками), книжниками и фарисеями: возможно ли, нужно ли было доказательство Божественности Иисуса Христа лучше воскресения Лазаря? Пред тысячною толпою собравшегося на праздник Пасхи народа встает мертвец из гроба, уже смердящий, встает по слову Господа: как бы не поверить? Но что они говорят? – Совещаша и Лазаря да убиют... Вот до чего может дойти ожесточение злой воли человека, отдавшегося сопротивлению истине! Мы видим это постоянно, как закон, на тех, которые отпадают от Церкви; мы видим и на имебожниках: они не боятся отпадения от Церкви, они осуждают и Синод, и патриархов, и епископов, предают их анафеме; клевещут на них, готовы лишиться Божественных Таин Христовых, выдумывают “причащение именем Иисусовым». Только бы не подчинить своего смышления голосу Церкви, только бы настоять на своем мудровании!.. И в слепоте своей не видят, в какую пропасть погибельную идут.

А о. Иоанн и из могилы является обличителем их лжеучения во всех своих творениях.

Я использовал труд моего почтенного сотрудника по обличению, С. В. Троицкого. Его книга – отличное пособие для пастырей Церкви в борьбе с новою ересью. Ее прочтут люди образованные с великою пользою; для людей более простых, неспециалистов в догматике, я делаю эти извлечения с его разрешения.


Источник: Мои дневники / архиеп. Никон. - Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914-. / Вып. 5. 1914 г. - 1914. - 195 с. - (Из "Троицкого Слова" : № 201-250).

Комментарии для сайта Cackle