Источник

201. На грани Нового года

В последней молитве на сон грядущим православным христианам святая Церковь заповедует, указуя на свое ложе, смиренно как бы вопрошать Господа: “Владыко Человеколюбие! Неужели одр сей будет гробом мне?».

В последний день года, переживая полночный час, каждый внимательный к себе христианин со страхом помышляет: Господи! Не будет ли этот, наступающий ныне, год последним годом моей грешной жизни на этой земле? Не будет ли концом моего странствования в этом мире?

Ведь нет ничего неизвестнее того, когда я умру, как нет ничего достовернее того, что я – непременно умру! Нередко бывает, что с вечера ложится человек в постель почти здоровым, а утром находят его умершим. И в наше нервное время это бывает чаще, чем прежде: с упадком духовной жизни растет безмерно самолюбие наше, с развитием внешней культуры и удобств жизни слабеют характеры, люди становятся менее терпеливыми, все это постоянно раздражает наши нервы, и мы сами сокращаем свою и без того недолгую жизнь. И если за один день, за одну ночь мы не можем поручиться, что все останемся живы и здоровы, то можно ли гадать о том, что будет в продолжение наступающего целого года? Посмотрите кругом, припомните: сколько братий наших, вместе с нами встречавших минувший год, нет больше с нами: где они теперь? Что сталось с ними? Увы! Многих из них уже похитила беспощадная смерть! И тело покоится в недрах общей нашей матери-земли, а дух где? С тревогою и за них и за себя – что-то с нами будет? – повторяет эти вопросы наше сердце, и только вера, святая православная вера наша проливает отраду в тревожное сердце: над ними совершилась, как и над нами совершится, воля Божия всеблагая, и судьба их, как и наша, в руках Божиих.

А времена настали тяжкие, столь тяжкие, что многим приходит на мысль: стоит ли прилепляться крепко к земле? не близится ли всему конец?

И знамения времен становятся все грознее и грознее. Раскройте святое Евангелие от Матфея и читайте главу 24-ю и далее. Пророчество Спасителя о последних временах начинается с стиха 23-го: тогда аще кто речет вам: се зде Христос или онде, не имите веры, не верьте. Востанут бо лжехристи и лжепророцы, и дадят ложныя знамения велия и мнимые чудеса, так что трудно будет распознать обман, якоже прельстит, аще возможно есть, и избранные.

Не исполняются ли сии словеса Господа с поразительною точностью в наше время? Спиритизм, с его фокусами и сатанинской прелестью, хлыстовщина, с ее человекообожанием и гнусным служением плотской страсти, скопчество, разное сектантство, с их хулами на Церковь православную – разливаются повсюду широкою волною. Се зде Христос, у нас истина Христова, говорят разные самозваные учители в салонах якобы благочестивых великосветских несчастных дам-мечтательниц, и на эти проповеди-беседы собираются считающие себя цветом общества и внимают разглагольствованиям лжеучителя, уводящего их от матери-Церкви. Се зде Христос, говорит уже о себе какой-нибудь невежда-сектант Чуриков, и к нему идут простые несчастные люди, чая получить исцеление от страшного недуга своей ослабевшей воли – пьянства. Се зде Христос, говорит полуграмотный монах, – слава Богу, ныне покаявшийся, – и за ним идут толпы простецов-молдован, идут в снежные сугробы Олонии, забывая Церковь и ожидая спасения от этого монаха. Се зде Христос, говорят разные лжеучители, в роде Фетлера или Проханова, говорят киселевцы, стефановцы и прочие сектанты, имже несть числа, обманывающие простой народ, а иногда и некоторых полуинтеллигентов. А вера, настоящая вера гаснет в сердцах, и близится исполнение словес Господних: Сын Человеческий пришед убо обрящет ли си веру на земли? (Лк. 18:8). Так умалится вера даже среди верующих!

Да, времена становятся все более тяжкими, все более грозными. Видно, лице Божие отвращается от грешного рода человеческого, и кто весть пути Господни? Может быть, уже близок и страшный суд Божий на нечестие людское. Бдите и молитеся, глаголет Господь, яко не весте, в кий час Господь ваш придет! Бдите и молитеся – о, если бы это слово Его громче и чаще раздавалось в нашей грешной совести! Что же ты спишь, душа моя беспечная, в суете утонувшая, грехом порабощенная? Дни мелькают один за другим, как минуты, годы проходят, как часы. Знаешь ли ты, что принесет тебе завтрашний день? В наше грешное, страшное время можно всего ожидать, а чего ожидать грешнику, как не скорбей? Господь, устами Своего Апостола, давно сказал: егда рекут: мир и утверждение, тогда внезапу нападет на них всегубительство... (1Сол. 5:3). Думали ли о внезапной, страшной смерти без покаяния несчастные жители города Сен-Пьера на острове Мартинике? Но пришел час суда Божия: один толчок земли – и остров опустился, и город с 40000 жителей погиб. Весело проводили праздники Нового года жители города Мессины у берегов прекрасной Италии, – но земля сотряслась, волны морские хлынули на город, и тысяч двадцать людей погибло под развалинами зданий и в волнах морских. И невольно приходят на память слова Спасителя о тех галилеянах, коих Пилат приказал избить в то время, когда они приносили жертвы у храма: мните ли, яко Галилеане сии грешнейши паче всех Галилеян бяху, яко тако пострадаша? Ни, глаголю вам, но аще не покаетеся, все такожде погибнете! При этом Господь напомнил и о тех 18-ти, на коих обрушилась башня Силоамская: мните ли, яко тии должнейши бяху паче всех живущих в Иерусалиме! Ни, глаголю вам, но аще не покаетеся, все такожде погибнете (Лк. 13:3–5). Грозный урок для всех нерадивых, нераскаянных грешников! И всегда должно благоговейно помнить этот урок, а тем паче в тот таинственный час, когда стрелка часов указывает нам, что мы стоим на грани нового года, может быть, последнего года Божией милости и Божия долготерпения к нам, грешным.

Пусть же в эту святую полночную минуту молитвенной встречи нового года каждый из нас вспомнит, что мы – гости на земле, что появились здесь на краткое время, только для того, чтобы приготовить себя, свободною волею нашей, к вечности, что здешняя жизнь есть только школа, в которой мы должны научиться жить жизнью вечною. Время сокращается, и надо спешить: на целый год все мы постарели с того дня, как в минувшем году встречали новый тогда год, на целый год стали ближе к смерти, к вратам вечности. Готовы ли мы сдать грядущий беспощадный экзамен за целую жизнь? Научились ли мы дышать любовью, какою дышат на небе и Ангелы Божии и святые Божии? Приучили ли себя славословить Бога подобно Ангелам Божиим, находить высшее блаженство в благоговейном созерцании совершенств Божиих? Чисто ли наше сердце от страстей, чтоб созерцать славу Божию? По крайней мере – начали ли мы это приготовление, эту великую науку из наук, это искусство из искусств – жить по Божией воле, чтобы и умереть во славу Божию?..

Вот о чем предлагаю и себе, и вам, православные, подумать на пороге нового года, – подумать и поусерднее помолиться превечному Царю веков, да поможет Он нам с нового года положить начало новой доброй жизни, да пробудит заснувшую нашу совесть, да возжжет в нас ревность к смиренному деланию Его животворящих заповедей, под руководством святой матери нашей – Церкви православной. Аминь.


Источник: Мои дневники / архиеп. Никон. - Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914-. / Вып. 5. 1914 г. - 1914. - 195 с. - (Из "Троицкого Слова" : № 201-250).

Комментарии для сайта Cackle