Источник

126. Мое прощальное послание к Вологодской пастве

Долго ждал я воли Божией о себе. Постоянные болезни не давали мне возможности служить моей епархии так, как требовала того моя совесть, но я не решился упорно настаи­вать и на моем увольнении. Наконец, Святейший Синод благосклонно внял моей просьбе, и в 29 день мая Государю Императору было благоугодно утвердить его доклад о назначении меня постоянным членом Святейшего Синода с освобождением от управления епархией. Не без смущения приемлю столь высокое назначение, относя всецело это внимание высшей Власти к тому святому делу, коему я послужил, при помощи Божией в течение 33-х лет – служению Церкви Божией путем печатных моих трудов. Слава Богу за все! Если Господу угодно, чтобы я чем-либо послужил еще святой Церкви Его, то уже буду служить только словом печатным. А со своею Вологдою я уже прощаюсь, и вот мое последнее слово, обра­щенное к бывшей пастве моей, слово прощальное.

Божией милостью,

смиренный Епископ Никон – возлюбленным о Господе чадам Церкви Вологодской мир и Божие благословение!

Шесть лет прошло, как я, многонемощный, волею Божией был призван служить спасению вашему в сане архиерея. Слава Богу, помогавшему мне в великом служении сем, посы­лавшему мне добрых сотрудников, подкреплявшему слабые силы и вразумлявшему меня в трудных обстоятельствах моего служения! Но в усилившихся в последнее время немощах моих вижу волю Божию, указующую мне иной путь служения святой Церкви Божией. Епар­хиальная служба стала мне не по силам. Пусть займет мое место более меня сильный и духом, и телом, и разумом, и опытом духовной жизни. По-человечески говоря – скорблю, что расстаюсь с паствою, которую полюбил от души: немного на Руси еще таких уголков, как епархия Вологодская, в коих еще живо ощущается веяние старой Руси, еще умеют люди православные жить по-православному, строить и украшать храмы Божии и хранить заветы отеческие. Но ныне время тревожное, время, когда мы, пастыри, должны бодро и неустанно стоять на страже: всюду рыщут волки хищные, еретики и раскольники, политические аги­таторы, а я слишком немощен стал, чтобы исполнить мой долг пастырский во всей полноте его требований. И я радуюсь, что на мое место грядет к вам архипастырь, более меня силь­ный и бодрый: помоги ему Господи восполнить то, чего я не мог или не сумел сделать для Церкви Вологодской!

А теперь, отцы и братия и чада, услышьте мой последний вам архипастырский завет!

Всем сердцем смиренным любите вашу святую матерь-Церковь Православную: нет ее в мире краше, нет любвеобильнее, нет ее смиреннее! Она – невеста Христова прекраснейшая, она – наша любящая мать. Хорошо чадам ее – чадам послушным ей – на лоне ее! Бла­годать Христова согревает их и просвещает их сердца. И чем проще, чем смиреннее сердце, тем сладостнее ощущение благодати Христовой в душе верующей: смиренным бо, глаго­лет Господь, дается благодать. Ведайте, возлюбленные, что смирение есть отличительная черта нашего святого православия, и если любовь есть верх совершенства, то смирение есть матерь самой любви. Научитеся от Мене, глаголет Господь Иисус Христос, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим.

Все ереси и расколы, все секты и лжеучения происходят от гордыни и дышат гордынею: одно наше родное Православие благоухает смирением.

Пребывайте же в единении с Церковью небесною, с Церковью веков минувших, – в единении веры, мысли и жизни, в общении молитвы, которая есть дыхание любви. В этом

единении, в этом общении с небесною Церковью вы и ощутите всю животворность христоподражательного смирения, а смирение оградит вас от всякого самочиния в вере и жизни по вере, от всякой ереси и ложных мудрований. Само же смирение рождается от исполне­ния животворящих заповедей Господних, имеющих чудную силу не только смирять наше сердце, но и животворить в нас самую веру, почему и говорит Апостол Христов: вера без дел мертва есть. Всеми силами души своей понуждайте себя к исполнению Христовых запо­ведей, внимательно прислушивайтесь к голосу своей совести, в которой говорит нам Ангел Хранитель наш, и тогда вы опытом сердца познаете, какое сокровище нам дал Господь в вере православной, – сердцем ощутите, что такое вера живая, спасающая, и какое благо в обще­нии с Господом чрез молитву и таинства церковные, наипаче же чрез святейшее из таинств – Причащение пречистого Тела и Крови Господней. О если бы все люди жили по вере, если бы исполняли заповеди Господни во смирении! Тогда не было бы ни ересей, ни расколов, не было бы никаких смятений на земле!..

Возлюбленные мои! Берегитесь всяких лжеучителей! Много их появилось в последнее время. Прежде, чем они будут говорить вам, вопрошайте их, по заповеди Апостола Иоанна Богослова: исповедуют ли они Господа Иисуса Сыном Божиим единородным, воплотив­шимся, пострадавшим за нас и плотью Своею восставшим из мертвых? Веруют ли, что гря­дет Он судить живых и мертвых, что создал Он Церковь Свою и врата адова не одолеют ее, что должно повиноваться сей Церкви Божией, яко Самому Христу? Если станут уклоняться от прямого ответа, то это – верный признак, что они не от Бога. Если позволяют себе дерз­новенно судить Церковь Божию, ее учение и уставы, – они не от Бога. Если дерзко поносят Помазанника Божия, Царя Самодержавного, – они не от Бога. Если проповедуют учение, противное заповедям Господним, если подучают на грабежи и поджоги чужого достояния, – они не от Бога. Если речи их, приправленные лестью, дышат злобою против людей неодинакового с ними образа мыслей, – они не от Бога. Ради Бога – берегитесь их, гоните их прочь от себя, как зараженных, бегайте их, как зачумленных! В гордыне своей они не ста­нут слушать вас, если бы стали увещевать их, а своими хульными, кощунственными речами они могут осквернить ваши простые души, смутить ваш, в простоте сердца верующий ум и соблазнить слабых в вере. Святые Апостолы давно пророчествовали о них: прочтите во втором Послании Апостола Петра главы 2 и 3 и послание Апостола Иуды, брата Господня по плоти: вы увидите там точное изображение всех этих новых лжеучителей, изображение, сделанное почти за две тысячи лет до их появления. По пророчеству Апостола Петра, они “введут пагубные ереси, отвергаясь искупившего их Господа, и многие последуют их раз­врату, и чрез них путь истины (христианская вера) будет в поношении. Из любостяжания они будут уловлять вас, – пишет первозванный друг Христов, – льстивыми словами. Зло­словя то, чего не понимают, они в растлении своем истребятся. Срамники и сквернители, они наслаждаются обманами своими. Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха, они прельщают неутвержденные души, сердце их приучено к любостяжанию: это – сыны проклятия! Они обещают другим свободу, будучи сами рабами тления, ибо кто кем побежден, тот тому и раб”.

О, как эти слова, это пророчество близко напоминают нам наших социалистов и всех именующих себя “освободителями!” “Горе им, – восклицает другой Апостол – Иуда, горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упор­стве погибают, как Корей! Это – безводные облака, носимые ветром, осенние деревья, два­жды умершие, исторгнутые, – свирепые волны, пенящиеся срамотами своими, звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки! Это – ропотники, ничем недовольные, поступающие по своим похотям нечестиво и беззаконно, уста их произносят надутые слова, они оказывают лицеприятие для корысти, это – люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа”. Предостерегая от таковых, Апостол Павел запрещает разде­лять с ними даже трапезу (1Кор. 5:11), а святой Апостол Иоанн Богослов, сей великий апостол любви, почивавший на персях возлюбившего его паче всех Господа, называет их обольстителями, слугами антихриста и даже антихристами, и не позволяет приветствовать их, ибо “приветствующий такового, – говорит он, – участвует в злых делах его” (1Иоан. 4:1–4; 2Иоан. 7:10–11). С одним из таковых возлюбленный ученик Христов не захотел даже оставаться под одною крышею и бежал из того дома, где встретил еретика. Умоляю вас и я, возлюбленные мои, берегитесь таковых! Святая Церковь дала вам пастырей, благодатью священства облеченных: их и слушайтесь! Правда, немало среди них немощных, много заботами земными удрученных, но Господь не позволял судить даже книжников и фарисеев, а повелевал слушаться их, пока они возвещали закон Божий: вся елика рекут вам блюсти – соблюдайте и творите, по делам же их не творите! (Мф. 23:3). Тем паче слово это следует соблюдать в отношении к немощным пастырям Церкви Христовой. Идите к ним за святое послушание Церкви-матери, паче же Самому Христу Спасителю, рекшему: слушаяй вас Мене слушает и отметайся вас Мене отметается (Лк. 10:16). Молите Главу Церкви, Господа нашего Иисуса Христа, да речет Он вам волю Свою чрез тех, кого Он же поставил пасти Церковь Свою, искупленную Его честною кровью. И сие будет делом послушания, и в сем проявится достолюбезное христоподражательное смирение ваше, во исполнение реченного Господом устами Его Апостола: повинуйтеся наставникам вашим и покоряйтеся, ибо они пекутся о душах ваших.

И вам, бывшие сотрудники мои на ниве Господней, служители алтаря Христова, мое слово прощальное: пасите во смирении души, вам вверенные, помните, что за них ответ дадите во Второе страшное пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Пасите любовью, кротостью, но без человекоугодничества, кротко, но твердо обличая заблуждающихся, сло­вом любви увещевая согрешающих, плача с грешниками о грехах их – и своих. О, любовь святая! Она может творить чудеса. Если вы со своими семьями в хлебе насущном будете нуждаться, любовь сотворит чудо умножения хлебов Божиим благословением; если восчув­ствуете свою немощь, она подаст вам приток новых благодатных сил; если разумом оскуде­ете, по неопытности своей в духовной жизни, она откроет уста ваши и будет говорить за вас во время благопотребное. Помните, что Бог – Сам Бог – любы есть. Христос всеблагостный не оставит в беспомощном состоянии Своих сотрудников – пастырей Его возлюбленной Церкви! Слышите, что глаголет Он: се Аз с вами есмь до скончания века, аминь! Исполняйте же Его святые заветы – заповеди, дабы и других опытом своим научить сему великому дела­нию, дабы восчувствовать в смиренном сердце своем, что это – Он в вас и через вас испол­няет Свои же заповеди. И сие общение с Господом в исполнении Его воли святой укрепит вашу волю в доброделании, оживотворит вашу веру, соделает вас способными всем своим существом ощущать, что вы – живые члены Тела Христова, которое есть Церковь, осветит небесным светом ваш жизненный путь, наполнит ваше сердце радостью, ее же никтоже возмет от вас! Но все сие возможно только при частом благоговейном общении с Господом в святейшем Его Таинстве причащения. Се – источник духовной бессмертной жизни! Се – единый истинный источник нашего благобытия!

Да поможет вам Господь в великом и многотрудном служении вашем! Да понесет Он Сам на раменах Своих иго ваше вместе с вами!

Аз же, недостойный, отходя из града Вологды и передавая епархию другому святителю, умоляю любовь вашу: простите мне все мои немощи, все мои пред вами прегрешения, да и Бог милосердный простит вам все, в чем, яко человецы, согрешили предо мною! Всех, кто оскорблял меня, от всей души прощаю; всех священнослужителей, коих запретил я в священнослужении по суду архиерейской совести, властью, от Бога мне данною, разрешаю и всех, всех умоляю: молитеся о немощах моих, да укрепит сия молитва союз любви, для которой нет пределов пространства и времени, которая всех единит во Христе и со Христом, объединяя нас в таинственное тело Христово, еже есть Церковь, невеста Христова непороч­ная!

Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами! Аминь.


Источник: Мои дневники / архиеп. Никон. - Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914-. / Вып. 3. 1912 г. - 1915. - 190 с. - (Из "Троицкого Слова" : № 101-150).

Комментарии для сайта Cackle