Источник

112. Распятие Господа и наше Ему сораспятие. (Слово над святой плащаницею)

Когда стоишь пред сим священным гробом, когда созерцаешь эти зияющие раны, этот кроткий Божественный лик, омраченный смертною бледностью, это Божественное чело, увенчанное колючим тернием, то сердце вопрошает: Господи! Кто же так изранил, измучил Тебя? Какие злодеи так истерзали Твое пречистое Тело?..

И слышится в глубинах грешной совести страшный ответ: ты и подобные тебе грешники! Это – дело ваших рук: Той язвен бысть за грехи ваши и мучен бысть за беззакония ваши!..

Да братия мои! Все нераскаянные грешники, все отпадающие от веры православной, от единой спасающей Церкви Христовой, все еретики, раскольники, суемудрые лжеучители, смущающие души простецов, глумящиеся над истинами веры, все, отдавшие душу и сердце тяжким смертным грехам и не помышляющие о покаянии – все они вновь распинают Сына Божия, вновь прободают Его пречистое ребро копием, Его пречистые руки – острыми желез­ными гвоздями! Так говорит слово Божие, так учат святые Апостолы, так учит святая матерь наша Церковь – невеста Христова возлюбленная!

Но не одни нераскаянные грешники распинают Господа своими грехами. Господь пролил Свою пречистую кровь и за наши грехи. Каждый новый грех, нами совершаемый, есть новый гвоздь в Его святейшие длани, есть новый удар копия в Его пречистое ребро. Когда ты осуждаешь своего ближнего, когда издеваешься над ним, – ты осуждаешь Христа вме­сте с книжниками и фарисеями, ты издеваешься над своим Спасителем вместе с их злыми прислужниками! Когда ты оскорбляешь собрата, поносишь его имя, ты ударяешь в ланиту своего Господа вместе с единым от слуг первосвященника Анны, ты даешь заушение Ему вместе с грубыми римскими воинами! Когда злорадствуешь при несчастии ближнего, ты издеваешься над своим распятым Господом, вместе с разбойником, распятым ошуюю Его! Когда обижаешь неповинного, притесняешь беспомощных сирот или вдовиц, отнимаешь у них достояние, – ты срываешь одежды с Христа вместе с его распинателями! Когда гор­дишься, превозносишься пред другими своими мнимыми достоинствами, способностями, талантами – ты венчаешь острым, колючим тернием смиренную главу твоего Спасителя, для Которого нет ничего достолюбезнее кротости и смирения и нет ничего оскорбительнее гордости и превозношения. Помни, именующий себя христианином, то есть, учеником Хри­стовым, что речет Он тебе на страшном суде Своем пред лицом всех Ангелов Своих и всех святых: все, что ты сделал или не сделал одному из сих братий Моих меньших – сделал или не сделал Мне!

Как бы ни казался тебе малым и потому якобы извинительным грех, он есть уже оскорбление величества Божия, нарушение святейшей Божией заповеди, темное пятно на твоей совести, и ничем не можешь ты загладить его сам. Каждая минута нашей жизни есть дар Божий, а посему каждая минута, праздно проведенная, каждое слово, праздно сказанное, есть уже новый и новый грех, новое и новое оскорбление Господа Жизнодавца. Не думай, брат, что можно утраченное на грех, потерянное для добра время чем-либо восполнить, воз­наградить: раз оно потеряно – оно стало уже неоплатным долгом пред судом правды Божией, и только крестные заслуги Господа нашего Иисуса Христа могут изгладить грех и покрыть неправду нашу пред судом вечной правды Бога правосудной.

Вот почему здесь, у этого гроба Христова, ныне, в этот великий день нашего искупления и спасения, мы наипаче должны каяться, оплакивать свои грехи, умолять Божественного Страдальца, чтоб не помянул Он сих грехов и беззаконий наших в день праведного Суда Своего Страшного, чтобы покрыл, омыл их Своею Кровью бесценною, чтобы дал нам силы подвизаться в борьбе со грехом даже до пролития, если сие будет потребно, крови, чтобы дал крепость пострадать Ему, сораспяться с Ним, быть причастниками Его спасительных страданий.

Возможно ли это? – скажете вы. – Мы так слабы, так немощны.

Не только возможно, братие, но и должно. Для того и возлагается на нас крест при святом крещении, чтобы помнили мы об обете сораспятия со Христом, или, как выражается Апостол Христов, участия нашего в Его страданиях, восполнения Его страданий в плоти нашей. Все мы – Тело Его, плоть от плоти Его, кость от костей Его, ибо все мы причащаемся Тела и Крови Его в Божественном таинстве; а посему – если страждет Глава, с нею должны страдать и все члены, все тело. Наша Глава – Христос распят на кресте: сораспнемся и мы с ним борьбою со грехом, смиренным перенесением всего скорбного, благодушным несением каждый своего креста, Христом же на нас и возложенного. Будет ли то крест болезней телес­ных или страданий душевных, будет ли то крест внешний, от людской неправды, крест обид, поношений, всяких несправедливостей, лишений и болезней, как было с древним великим страдальцем Иовом, как было со всеми страдальцами за имя Христово – мучениками. Или же – крест внутренний, крест тоски безотрадной, крест тяжкой борьбы со своими внутренними врагами – страстями, постоянно воюющими на душу – все примем как от руки Божией, с благодарною смиренною преданностью святой воле нашего Господа, сознавая, что Он лучше нас ведает, на кого какой крест возложить, и никогда не возложит на нас креста, для нас непосильного. В этом самая сущность жизни христианина на земле; в этом – подвиг спасения, Христом нам завещанный. Христианин есть всегдашний крестоносец: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет, – глаголет Сам Он, Началовождь нашего спасения! Да отвержется себе: да отсечет свою волю, да предаст себя в волю Божию, да исполняет во всем только сию волю святую. Да возмет крест свой: пусть будет всегда готов на все скорби, какие попустит Господь ради его спасения! Да грядет по Мне: пусть идет по Моим стопам, пусть живет по Моим святым заповедям! Аще кто любит Мя – заповеди Моя соблюдет! Прискорбен путь, тесны врата, но зато сладок рай и вечная жизнь со Христом! Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех! И не только на небесех – в жизни вечной, но и еще здесь, на земле, Христос Спаситель наш несказан­ною радостно веселит сердца идущих за Ним путем крестным и сораспинаюшихся Ему, утешает их такими утешениями, каких мир не знает и не может знать, утешениями, ради коих истинные последователи Христа готовы на всякие скорби, на всякие муки за своего возлюбленного Господа, ибо они знают закон, по коему по мере умножения скорбей умно­жаются и сии таинственные утешения Духа Божия в их внутренней духовной жизни. Такое утешение пережил благоразумный разбойник, сораспятый Господу, когда услышал от Него: днесь со Мною будеши в раи!

Вы спросите: как достигнуть сего? Как удержаться на пути крестном и чем укреплять себя в минуты внутренней борьбы и малодушия?

Отвечаю: укрепляйте себя воспоминанием страстей Христовых. Когда придет искушение, огради себя крестным знамением, христианин, и вспомни, чего стоит твой грех Христу Спасителю. Вспомни, что если согрешишь, если не устоишь против искушения, то нане­сешь новую рану Ему, твоему Искупителю. Устыдись, ужаснись такого деяния. Пожалуйся Ему, твоему милосердому Господу, на себя самого, на немощь свою, призови Его в день и час скорби твоей, и Он услышит – непременно услышит тебя и измет тебя от беды греха, и поможет тебе Своею всесильной благодатью. Чаще прибегай к Таинству покаяния, чаще соединяйся с Господом в Таинстве причащения Тела и Крови Его. Стой на страже своего сердца и не допускай в него помыслов, Бога оскорбляющих. Гони прочь от себя первую мысль о грехе, не останавливайся на ней, не вступай в беседу с сим врагом твоего спасения. Если подкрадется к тебе искусительный помысел, не позволяй ему осквернять твое сердце, гони его молитвою Иисусовою, жалуйся на него твоему Спасителю. Не смущайся и тогда, если грешный помысел будет настойчиво приступать к тебе: Христос видит, что ты не согла­шаешься с ним, что ты гонишь его, и, видя любовь твою к Себе, Сам прогонит его от тебя, яко лающего пса. Верь, брат возлюбленный, что чем больше будешь бороться и при помощи Божией побеждать сих духовных амаликитян,1 тем больше будешь укрепляться в заповедях Христовых и тем скорее обретешь мир душевный в совести твоей. Крест постепенно будет обращаться для тебя в лествицу, на небо возводящую, в крылья, коими наконец воспаришь ты к обителям Отца Небесного, – туда, идеже есть Христос, одесную Бога сидящий!

Блаженны вы, которые несете свой крест за Христом! Ныне ваш праздник, ныне Христос таинственно изрекает душам вашим: днесь со Мною будете в раи!

Господи Спасителю наш! Ты восприял еси на Свои святые рамена все кресты наши и знаешь всю тяготу их! Ты взял на Себя все грехи наши и вознес их на древо крестное! Ты лучше нас самих ведаешь немощи наши! Помоги и нам нести кресты наши до конца, как помог Ты разбойнику благоразумному. Не воспомяни беззаконий наших, но помяни и нас во Царствии Твоем! Аминь.

* * *

1

      Амаликитяне – могущественный народ, заселявший страну между Палестиной и Египтом и называемый в Библии первым народом (Книга Чисел, XXIV, 20). Поражены и разбиты Гедеоном, Саулом и Давидом. Над ними исполнилось слово Господне: имя их исчезло с лица земли. – Ред.


Источник: Мои дневники / архиеп. Никон. - Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914-. / Вып. 3. 1912 г. - 1915. - 190 с. - (Из "Троицкого Слова" : № 101-150).

Комментарии для сайта Cackle