Источник

65. Слезы у Христова гроба

Вместо дневника помещаю на Великой седмице свое слово на Великий Пяток над плащаницею, приготовленное мною для «Троицкого Листка». Молитвенно желаю моим читателям провести великие дни в мире и духовном утешении, отстранить от себя подальше суету земную и, подобно Марии, приседевшей у ног Христовых, сосредоточить свои мысли у гроба Жизнодавца.

Увы мне, сладчайший Иисусе!..

Когда Святая Церковь в сей священный и великий день искупления мира крестною смертью Единородного Сына Божия, нас ради воплотившегося, приводит нас ко гробу нашего Спасителя, когда мы здесь созерцаем святых мужей Иосифа и Никодима, погребающих Его и горько рыдающих, то и из нашего сердца невольно исторгается скорбный вопль: увы нам, сладчайший Иисусе! Ведь все, что совершилось сегодня, все, что претерпел Ты и во дворцах Анны и Каиафы, и в чертогах Пилата и Ирода, и на священной Голгофе, на кресте – все это – дело любви Твоей к нам, грешным: а мы, чем мы платим Тебе за это?.. Отвечаем ли мы на любовь Твою – любовью, готовы ли мы – не говорю уже пролить свою кровь, отдать жизнь за Тебя – нет, а хотя бы только не оскорблять Тебя грехами своими, не распинать Тебя ими снова, хотя бы отречься от суетных забав и утех земных, чтобы исполнять Твои заповеди – ведь в этом только и можем мы проявить свою любовь к Тебе по слову Твоему: аще любите Мя – заповеди Моя соблюдите?.. Увы нам, сладчайший Иисусе! Праведные Иосиф и Никодим рыдали над бездыханным Телом Твоим, омывая его слезами пламенной любви, а нам – о дай нам, Господи, пролить над гробом Твоим хотя одну слезу истинного покаяния – нераскаянного!..

Да, братие мои – покаяния нераскаянного, неизменного, без возврата ко грехам. Только такое покаяние Богу приятно и нам спасительно, только такие слезы уподобляются тем ароматам, какими помазывали тело Господа нашего Его верные, хотя и тайные ученики. Есть добрые, нежные сердца, которые и теперь плачут над гробом своего Спасителя; в ком есть искра веры, в чьем сердце еще не погасла совесть, тот не может без слез сердечного умиления созерцать наши трогательные священные обряды сих великих дней, не может равнодушно слушать наши умилительные, возвышенно-поэтические священные песнопения, в коих святая Церковь, устами святых песнописцев, выразила всю свою любовь к своему Жениху небесному, за нее пострадавшему и во гроб сошедшему. Мы – чада Церкви, мы не можем не откликаться сердцами на то, чем живет сердце нашей матери. Блажен, кто прольет и эти богоданные слезы над святою плащаницею: это – дар благодати Христовой, призывающей его ко спасению.

Но это – не те слезы, коих ждет от нас почивающий во гробе Господь наш. Это те слезы, коими плакали добрые жены, сопровождавшие Господа на Голгофу, – те жены, которым Господь изрек: не плачитеся о Мне, – о себе плачите и о чадах ваших (Лк.23:28). Это слезы сострадания к Страждущему, слезы доброго, но еще не сознающего своей вины, не кающегося сердца. Это слезы минутной растроганности, под святыми впечатлениями трогательного церковного обряда. Нет, это еще не то, чего ждет от нас Господь наш. Он ждет от нас тех слез, какими плакали наши прародители у дверей райских, какими омочал свое царственное ложе и утолял свою жажду псалмопевец Давид, какими горько плакал отрекшийся от Христа Петр, какими омывала ноги Господа нашего великая грешница, давшая нам великий пример покаяния. О – эти святые слезы-жемчужины, собираемые нашими Ангелами-Хранителями и приносимые Господу как чистейший дар любви нашей к Нему! Если бы мы знали всю сладость этих горестных, но не горьких слез! Если бы знали, как радуются им Ангелы Божии на небесах! Если бы знали, с какою отеческою любовью приемлет их Тот, Кто потоки крови Своей бесценной пролил, чтобы дать цену этим слезам в очах Правды Божией! А это и есть слезы – искреннего, неизменного покаяния.

Братия мои! Плачет ли кто сегодня у гроба Христова такими слезами? Если есть здесь, в храме сем, хотя один такой счастливец: радуюсь за него, благодарю Господа, Который коснулся сердца его и растопил его в слезах. Блажени плачущии, говорит о таковых Сам Господь, яко тии утешатся (Мф.5:4). С сего дня начнется для него новая жизнь, жизнь во Христе и со Христом. Господь возьмет его за руку и поведет за Собою туда, куда ввел Он сегодня разбойника: днесь со Мною будеши в раи! (Лк.23:43). Такой человек готов будет на все для возлюбленного Господа Иисуса. Такой человек уверен с Апостолом Павлом, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, никакая тварь не может разлучить его от любви к Тому, Кто возлюбил его даже до смерти, смерти же крестныя.

Можем ли мы, грешные, сказать о себе это? Позволит ли сказать это наша совесть? Здесь, у гроба Христа-Сердцеведца, не будем лукавить, скажем себе откровенно: ведь сегодня мы молимся, можем быть, даже плачем над гробом Божественного Страдальца, а чрез день, лишь только восстанет Он из гроба, мы покинем Его и снова погрузимся в омут житейской суеты. Одни пойдут в театры и другие зрелища, другие – в увеселительные заведения, иные предадутся страсти пьянственной, а большая часть из нас совсем забудут то, что пережили в эти священные минуты. И сбудется на нас скорбное слово Христово: Вот наступает час, что вы рассеетесь каждый в свою сторону, а Меня оставите одного (Ин.16:32). Горько мне говорить это, но ведь это горькая правда: когда же и где же ее высказать, как не у сего гроба, в святые минуты, когда совесть наша с особенною силою должна звать нас к покаянию?.. Наступает единонадесятый час – последний день времени поста и покаяния. Долг пастырский властно повелевает нам сегодня громко возглашать: кто еще не исполнил долга христианского? Кто не очистил совести исповеданием грехов своих? Кто еще не приступал к Чаше Господней? Именем Господа, именем сладчайшего Иисуса призываю вас: спешите сложить бремя грехов ваших у сего святого гроба: се – Агнец Божий, вземляй грехи мира – Он снимет с вас тяжелое бремя греховное! Кто хочет встретить грядущие светлые дни Господни в мире и радости о Господе? Спешите соединиться с Господом в святейшем Таинстве Божественного Причащения! Время сокращенно есть прочее – спешите воспользоваться им! Только в единении с Господом можно войти в радость Господа, только с чистою совестью можно наслаждаться сею радостью целым сердцем.

Один великий святитель нашей Церкви, пораженный величием крестной Жертвы и ничтожеством человека, ради которого принесена сия Жертва, в своем слове над святою плащаницею восклицает: «Братья, будем молиться и плакать!» Дерзаю и я повторить это слово здесь: братья, будем каяться и плакать у гроба нашего Спасителя! Будем проливать слезы над сим священным изображением, будем лобызать сии животворящие язвы, исцелившие неисцельную язву греха Адама и всего рода человеческого! Будем из глубины сердца взывать к Почивающему в сем гробе: увы нам, сладчайший наш Господи Иисусе! Не стоим мы милости Твоей, не достойны того, чтоб склонять грешную главу свою пред сею святою плащаницею! Одолел нас грех; мы изменяем Тебе каждый день и каждый час; нет у нас никакого в том оправдания, но, Господи Сердцеведче! Ты ведаешь, что хотя мы и грешники, а все же Твои, хотя мы и падаем, а все же не хотим отрекаться от Тебя, наш Спаситель. Веруем и исповедуем, яко Ты еси Бог наш! Вмени же веру нашу вместо дел добрых, которых нет у нас! Укрепи волю нашу в исполнении Твоих животворящих заповедей! Согрей сердце наше любовью к Твоим святым заветам! Ты претерпел крестныя муки ради нашего спасения: да не одолеет же наше грехолюбие неизреченной благости и милосердия Твоего! Аще хощем, аще ли не хощем – имиже веси судьбами спаси нас, Спасителю наш, аминь.


Источник: Мои дневники / архиеп. Никон. - Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914-. / Вып. 2. 1911 г. - 1915. - 191 с. - (Из "Троицкого Слова" : № 51-100).

Комментарии для сайта Cackle