Азбука веры Православная библиотека патриарх Никон (Минин) Историческое исследование дела патриарха Никона. Часть 2
Н.И. Гиббенет

Историческое исследование дела Патриарха Никона. Часть 2

Источник

Часть 1 →

Аще им есть нужный и потребен, снисходити, паки призвати его на престол его есть возможно.

Вып. из правил греч. архиереев.

Содержание

Предисловие

Глава I Глава II Глава III Глава IV Глава V Глава VI Глава VII Глава VIII Глава IX Глава X Глава XI Глава XII Глава XIII Глава XIV Глава XV Глава XVI. Заключение Дополнительные приложения к первой части I. Сказание антиохийского патриарха Феодора Валсамона – почему александрийский патриарх носит золотую лиру и называется судья вселенский. II. Соборное уложение патриарха Иосифа о подтверждении правила, положенного на стоглавом соборе, касательно единогласного чтения при отправлении божественных служб. III. Донесение боярина князя Михаила Петровича Пронского, из Москвы, царице Марии Ильиничне и царевичу Алексею Алексеевичу в Колязин монастырь, о смутах в Москве во время морового поветрия, о неудовольствиях в народе на патриарха Никона, по случаю отсутствия его из Москвы и о проч. IV. Донесение Якова Буйносова-Ростовского и Василия Шпилькина, из Новгорода, царевичу Алексею Алексеевичу, в Колязин, монастырь, о моровом поветрии в Старой Русе. V. Донесение Ивана Хилкова царице Марии Ильиничне и царевичу Алексею Алексеевичу, в Колязин монастырь, об усилившемся в Москве моровом поветрии; о смерти боярина князя Михаила Петровича Пронского, боярина князя Ивана Васильевича Хилкова, окольничего князя Федора Андреевича Хилкова и других лиц, сделавшихся жертвами заразы; о грабежах в Москве и о закрытии торговых рядов. VI. Список с списка, что писал из Бежецкого верху с Городецка Яким Недовесков в нынешнем во 163-м (1654) году октября в 11 день, отчего на Городецке начался мор. VII. Список духовным лицам, находившимся при соборном служении с патриархом Никоном 10 Июля 1658 года, в тот день, в который Никон оставил патриарший престол. VIII. Указ патриарха Никона к боярину Борису Ивановичу Нелединскому, о присылке к нему в Воскресенский монастырь замков и колодезника с колодезною снастью IX. Послание к патриарху Никону епископа полоцкого Каллиста, с оправданием против оклеветания его католическими ксендзами – в притеснении будто их, по отправлению богослужения, и в разорении их фольварков – и с жалобою на обращение православных в католичество. X. Показание патриарших певчих о бытии их у патриарха Никона и об его разговоре с ними про Ивана Выговского. XI. Сказка дьякона Космы, посланного от патриарха Никона к царю с изъяснением, чтобы по церквам совершать молебствие о даровании победы на врагов. XII. Собственноручное письмо патриарха Никона к Никите Алексеевичу Зюзину, в коем пишет, что он радуется своему покою и не велит печалиться о нем. ХIII. Правила о низложении патриарха Никона с патриаршего престола. XIV. Расследование об иеродиаконе Феодосии, обвинявшемся в намерении отравить патриарха Никона. XV. Челобитная патриарха Никона с поправками и приписками его руки, к царю Алексею Михайловичу о монастырской земле и сенных покосах, коими завладел стольник Роман Бобарыкин; о поставлении в священный чин царским указом; о том, что духовных судят мирские люди и о видении, представившемся ему в церкви. XVI. Обвинения в новых обычаях и разных винах патриарха Никона, составленные в 30 вопросах боярина Семена Лукьяновича Стрешнева и ответах на оные газского митрополита Паисия Лигарида. XVII. Расследование о греческих письмах, отданных патриархом Никоном на сбережение старцу Арсению. Приложение ко второй части I. Грамоты царя Алексея Михайловича, посланные с иеродьяконом Мелетием, греком, ко вселенским патриархам с приглашением их прибыть в Москву лично или прислать вместо себя экзархов, для постановления нового патриарха московского, по случаю оставления патриархом Никоном святительского престола. II. Записка Мелетия и распоряжения о снаряжении его в дорогу, с собственноручными резолюциями царя Алексея Михайловича. III. Указ о доставлении из Сибирского Приказа в Приказ Тайных дел соболей IV. Грамота царя Алексея Михайловича к киевскому воеводе Ивану Чаадаеву об отпуске черного дьякона Мелетия в Молдавию. V. Рассуждение газского митрополита Паисия, о действиях собора, состоявшегося в Москве в 1660 году, и его постановлении, по поводу оставления патриархом Никоном святительского престола. VI. Собственноручная челобитная патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу против принесенной на него от Ивана Сытина жалобы, будто он пытал и вешал его, Сытина, крестьян. VII. Посылка окольничего Осипа Сукина и Ивана Брехова в Воскресенский монастырь к патриарху Никону, для отобрания объяснений по его челобитной к царю по делу с Иваном Сытиным. VIII. Царская грамота окольничему Осипу Ивановичу Сукину и дьяку Брехову с приказанием расследовать о повешенном крестьянине Ивана Сытина. IX. Допрос газского митрополита Паисия о составленных им касательно патриарха Никона тетрадях, – почему они сделались ему, Никону, известны? X. Собственноручное письмо патриарха Никона к Никите Алексеевичу Зюзину о том, что он не имеет никакой радости кроме бед, и о сбывшемся предсказании его касательно пожара на царском дворе. XI. Собственноручное письмо патриарха Никона к Никите Алексеевичу Зюзину, в коем пишет о своих врагах, что они не хотят мира и не приходят к покаянию. XII. Собственноручное письмо патриарха Никона к Никите Алексеевичу Зюзину, наполненное текстами Священного Писания, которые он применял к своим напастям. ХIII. Челобитная царю Алексею Михайловичу крутицкого митрополита Питирима с жалобою на порицание и наложение на него патриархом Никоном клятвы и с просьбою о предложении этого дела на обсуждение собора. XIV XV. Челобитная царю Алексею Михайловичу строителя Воскресенского монастыря, старца Аарона. XVI. Вторая челобитная старца Аарона к царю Алексею Михайловичу. XVII. Перевод с пяти латинских грамот от царя Алексея Михайловича ко вселенским патриархам с приглашением, чтобы они уполномочили грамотою находящегося в Москве газского митрополита Паисия, или же прислали другое лицо, для присутствования, в качестве патриаршего наместника, на соборе, созываемом для суда над патриархом Никоном. XVIII. Грамота патриарха Никона к окольничему Федору Михайловичу Ртищеву с просьбою доложить царю его челобитную касательно появления в Вязьме польских и литовских войск и об учреждении около монастыря крепости для защищения его от неприятелей. XIX. Челобитная патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу касательно воспрещения ему отлучаться без царского указа из Воскресенского монастыря, о скудости и недостатках этого монастыря к пропитанию; о камских соляных варницах, взятых от того же монастыря в казну и неполучении положенных за оные деньги; о доставлении в означенный монастырь осадных орудий для обороны против польских и литовских войск и об оклеветании его, Никона, пред царем от лихих людей. XX. Донесение царю Алексею Михайловичу от Савелия Козловского и Андрея Александрова о невозможности пройти в Грузию через горы за снегами; о распоряжениях для приезда иерусалимского патриарха в Москву и что никаких сведений об этом патриарх не имеется. XXI. Слухи о том, будто привезены в Москву, для продажи, книги о житии патриарха Никона. XXII. Письма дьякона Мелетия с уведомлением об исполнении порученной ему миссии к патриархам. XXIII. Показание газского митрополита Паисия и никольского монастыря архимандрита Дионисия о каппадокийской и иконийской митрополии и об иконийском митрополите Афанасии, прибывшем в Москву. XXIV. Наказныя статьи Приказа Тайных дел подьячему Перфилию Оловеникову с поручением ему передать царское приказание в Севске о встрече иерусалимского патриарха; о взятии у иеродьякона Мелетия росписи похищенным у него письмам и о поручении гетману Брюховецкому разыскать оные. XXV. Донесение царю Перфилья Оловеникова о встрече с Мелетием, с известием что иерусалимский патриарх остался в Молдавии и в Москву не поехал и с представлением росписи письмам и прочему что пограблено у Мелетия в Черкасах. XXVI. Донесение Царю от Петра Кондырева о приезде иеродьякона Мелетия в Калугу и об отпуске его к Москве с приказанием остановиться в Семеновском и ожидать царского указа. XXVII. Возвращение в Москву иеродьякона грека Мелетия с письмами от вселенских патриархов к царю Алексею Михайловичу и приезд амасийского митрополита Космы. XXVIII. Сведение о греческих духовных, бывших у царя для осмотра привезенных Мелетием патриарших грамот. XXIX. Правила, подписанные четырьмя вселенскими патриархами и двадцатью духовными лицами области Константинопольского патриарха касательно власти царской и патриаршей, и вообще относящиеся до решения вопросов, по которым, обвинялся патриарх Никон. XXX. Грамота константинопольского патриарха Дионисия к боярам и московскому собору о разрешении хиротонисать и поставить московского патриарха. XXXI. Донесение царю думного дворянина и воеводы Ивана Чаадаева, доставленное дьяконом Мелетием, о покраденных у сего последнего в Черкасах письмах вселенских патриархов и других вещах, и с представлением расспросных речей о том майора Матвея Сипягина, посланного от Чаадаева к гетману Брюховецкому. XXXII. Показание иконийского митрополита Афанасия о привезенных дьяконом Мелетием от константинопольского патриарха письмах, и о поручении сего патриарха ему, Афанасию, принести царю Алексею Михайловичу просьбу о примирении с патриархом Никоном. XXXIII. Собрание у царя Алексея Михайловича духовенства для досмотра привезенных дьяконом Мелетием писем от вселенских патриархов. XXXIV. Показания об Иконийском митрополите Афанасии: 1) Амасийского митрополита Космы, что Афанасий не был послан в Москву от константинопольского патриарха, а приехал сам и 2) Стефана Юрьева, что Афанасий свою епархию оставил и что он не племянник патриарха, а только в дальнем родстве с ним. XXXV. Показание амасийского митрополита Космы об иконийском митрополите Афанасии, писавшем константинопольскому патриарху, чтобы он опасался дьякона Мелетия и возражение на оное Афанасия. XXXVI. Указ царя Алексея Михайловича об отдаче боярину Петру Михайловичу Салтыкову привезенных дьяконом Мелетием от восточных патриархов писем «к собранию собора о патриархе Никоне». XXXVII. Посылка греков Василия Иванова и Кондрата Дмитриева с грамотами к патриархам: иерусалимскому и сербскому. XXXVIII. Грамота от царя Алексея Михайловича к патриарху иерусалимскому с приглашением его самого прибыть в Москву. XXXIX. Грамоты царя Алексея Михайловича: 1) к турецкому султану Магомету о дозволении кому-либо из тамошних православных архиереев прибыть в Москву по церковным делам и 2) к патриарху константинопольскому Дионисию об утверждении соборною грамотою газского митрополита Паисия председателем собора или прислать другого архиерея для обсуждения дела патриарха Никона. XL. Отправление дьякона Мелетия, Порфирия Оловяникова и грека Стефана Юрьева с царскими грамотами к патриархам: константинопольскому, антиохийскому и иерусалимскому. XLI. Донесение Царю Алексею Михайловичу от иеродиакона Мелетия о прибытии его в Киев, о затруднениях, встречаемых, по военным делам, для проезда в Молдавию грека Стефана Юрьева и о делах малороссийских. XLII. Пришествие патриарха Никона из Воскресенского монастыря в Москву, в соборную церковь, и суд над Зюзиным, писавшим о том к Никону от имени царя. XLIII. Описание приезда в Турцию иеродьякона Мелетия, грека Стефана Юрьева, подьячего Тайного Приказа Перфилия Оловеникова и Василия грека и приема трех последних у иерусалимского патриарха Нектария. XLIV. Донесение царю Алексею Михайловичу от иеродиакона Мелетия об отправлении грека Стефана и Порфирия Оловеникова с царскими грамотами к патриархам цареградскому и иерусалимскому и о его, Мелетия, отправлении к патриархам: антиохийскому и александрийскому. XLV. Показание грека Савелия Дмитриева, прибывшего в Москву с письмами от патриарха Иерусалимского Нектария к царю Алексею Михайловичу и к патриарху Никону, что Нектарий поехал из Молдавии обратно в Царьград и что он говорил, что кроме Никона на патриаршем престоле никому быть нельзя. XLVI. Донесение царю Алексею Михайловичу Чудова монастыря архимандрита Иоакима и дьяка Дементия Башмакова, посланных в Воскресенский монастырь к патриарху Никону, для истребования от него письма о том, что он говорил в Черневе митрополиту Павлу, чтоб ему патриархом не быть, а предоставляет он избрание и поставление нового патриарха царю и собору и о проч. XLVII. Грамота Иерусалимского патриарха Нектария к царю Алексею Михайловичу о сообщенном ему изустном поручении от царя чрез Савву Дмитриева и о слухах касательно лиц, являющихся в Москве под именем экзархов от восточных патриархов. XLVIII. Перевод с письма Иерусалимского архидиакона Досифея к Паисию митрополиту газскому о получении сведений, что патриаршие грамоты неправильно переводятся и что он, Паисий, несклонен к умиротворению церкви. XLIX. Показание грека Ивана Кузьмина, приехавшего в Москву с известием от дьякона Мелетия, что он свою отписку и грамоту иерусалимского патриарха к царю послал с греком Савою. L. Показание приехавших в Москву греков Савы Иванова и Юрья Юрьева о дьяконе Мелетии и о греке Кондратье Дмитриеве, посланном с поручением к иерусалимскому патриарху, и представление царю письма от иерусалимского патриарха, в котором он извещает, что после письма, посланного с Мелетием, он писал еще письмо к Царю с просьбою о призвании Никона на патриарший престол. LI. О дьяконе газского митрополита Паисия Агафангеле, греке, склонившем иеродиакона Моисея к тайному отъезду из Москвы в греческую землю и сообщавшем патриарху Никону известия о митрополите Паисии. LII. Перевод с листа что писал к Паисию митрополиту газскому митрополит Приконийский Даниил. LIII. Донесение царю Алексею Михайловичу от иеродьякона Мелетия о приезде его и грека Стефана в Яссы, об отказе Иерусалимского патриарха ехать в Москву и о греках Василии и Кондратии, посланных от царя к этому патриарху. LIV. Показание царегородца Христофора Юрьева и Федора Дмитриева о приезде диакона Мелетия в Царьград, о тамошней его жизни и о намерении иерусалимского патриарха ехать в Москву. LV. Письмо Иерусалимского архимандрита Иоасафа к царю Алексею Михайловичу о патриарших письмах, посланных к царю с Мелетием, и об иконийском митрополите Афанасии. LVI. Письмо к царю Алексею Михайловичу грека Василия Иванова о словесных приказаниях патриарха Иерусалимского, касающихся до патриарха Никона и Афанасия митрополита иконийского; о разглашении Мелетием в Яссах данного ему тайного поручения; о шубах Мелетием распроданных и о растраченных им деньгах и проч. LVII. Перевод с греческого письма Иоанна Кондаратова к царю Алексею Михайловичу, с уведомлением, что по царской грамоте он сообщил патриарху о совершении царского дела, чтобы первые патриаршие письма были подтверждены дополнительною грамотою. LVIII. Перевод с греческого письма Георгия Урсака к царю Алексею Михайловичу с уведомлением об усердии его к исполнению царского дела. LIX. Перевод с греческого письма к газскому митрополиту Паисию от Дионисия митрополита Ларийского с благодарностью за приветствие Ларийского митрополичества и за поучение. LX. Письмо учителя и великого ритора Александра Маврокордата к газскому митрополиту Паисию, касательно избрания его наместником. LXI. Письмо митрополита газского Паисия к царю Алексею Михайловичу об избрании его экзархом. LXII. Послание иерусалимского патриарха Нектария к царю Алексею Михайловичу о невозможности ему прибыть в Москву по разным обстоятельствам и тяжким болезням, и с просьбою об оказании царского милосердия некоему Ивану Репете. LXIII. Донесение Иеродиакона Мелетия и грамота александрийского патриарха Паисия к царю Алексею Михайловичу о прибытии их в Тифлис и об ожидании прибытия туда же антиохийского патриарха (в переводе). LIV. Донесение царю Алексею Михайловичу грека Стефана Юрьева о совершенной им поездке в Константинополь, о свидании его с патриархами, Нектарием и Парфением, от которых Мелетий укрылся и о проч. LXV. Грамоты константинопольского патриарха Дионисия к царю Алексею Михайловичу, 1) с подтверждением, что посланные от него два свитка с вопросами и ответами по делу Никона суть истинные и подписаны вселенскими патриархами и об утверждении Паисия, митрополита газского, патриаршим наместником с правом председательства на соборе, и 2) секретная о митрополите иконийском Афанасии и вымогательстве некоторым лицам денежного пособия. LXVI. Грамота Цареградского патриарха Дионисия к митрополиту газскому Паисию о невозможности послать в Москву кого-либо из тамошних архиереев и о предоставлении ему, по этому случаю, быть председателем, московского собора. LXVII. Письмо цареградского архимандрита Анфима к царю о смятении, учинившемся в Царьграде по случаю вторичного прибытия туда иеродьякона Мелетия. LXVIII. Донесение Царю Алексею Михайловичу иеродиакона Мелетия о бывшем у него свидании с александрийским патриархом Паисием, который обещал ехать в Москву и что Порфирия Оловеникова и Василия (грека) он отпустил с ответом иерусалимского патриарха к царю, грамоты же к константинопольскому патриарху поручил Стефану (греку). LXIX. Перевод с показания Афанасия митрополита иконийского о грамоте константинопольского патриарха Дионисия, которую привез грек Степан Георгиев. LXX. Письма к царю Алексею Михайловичу александрийского патриарха Паисия и дьякона Мелетия с извещением о прибытии их в Шемаху, а антиохийского патриарха в Тифлис и о затруднениях последнего продолжать путь. LXXI. Посылка Приказа Тайных дел подьячих, Еремея Полянского и Иева Ветошкина, на Терек для встречи патриархов. LXXII. Донесение царю Алексею Михайловичу воеводы Ивана Ржевского с препровождением письма к нему дьякона Мелетия о прибытии его с патриархом александрийским Паисием в Шемаху, a патриарха антиохийского Макария в Тифлис и проч. LXXIII. Челобитная патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу с благодарностью за присылку 2000 руб. в жалованье за камские варницы и с просьбою о присылке меди для колокола; о разрешении прежних его челобитен: о Печенском монастыре, о реке Еконге, о рыбных и сальных промыслах и с жалобою на притеснения от воевод крестьянам вотчин Иверского монастыря. LXXIV. О перехваченных грамотах патриарха Никона к восточным патриархам. LXXV. Посольство архимандрита Афонской горы Иоанникия и Чудова монастыря келаря Савы к константинопольскому патриарху. LXXVI. Челобитная астраханского архиепископа Иосифа с просьбою о даче ему судов для следования с патриархами в Москву. LXXVII. Донесение царю Алексею Михайловичу князя Якова Одоевского с уведомлением о прибытии в Астрахань Тайного Приказа подьячих Еремея Полянского и Иева Ветошкина и о распоряжениях сделанных по порученной им комиссии. Донесение царю Алексею Михайловичу подьячего Приказа Тайных дел Еремея Полянского, коим испрашивает разрешения: оставаться ли ему в Астрахани для встречи патриархов, так как для этого дела отправляется на Терек подьячий Иев Ветошкин Донесение боярина и воеводы князя Якова Одоевского с уведомлением, что для переправы через море александрийского патриарха, находящегося в Шемахе, он пошлет бусу, но, для отправления патриархов из Астрахани по Волге в Москву, никаких стругов, а также и денег, для снабжения их в дорогу провиантом, в Астрахани не имеется Грамота царя Алексея Михайловича к архиепископу астраханскому Иосифу с наказом ехать ему с патриархами в Москву и не объявлять им для какого дела они туда призывались Грамота патриарха александрийского Паисия к воеводе Ивану Ржевскому о присылке бусы и денег в Шемаху, куда ожидается и патриарх антиохийский Макарий, для совместной переправы в Россию Письмо воеводы Ивана Ржевского к дьякону Мелетию с уведомлением о посылке бусы, денег и людей для обереганья патриархов в дороге Донесение царю Алексею Михайловичу воеводы Ивана Ржевского касательно посылки в Шемаху бусы и денег для патриархов и для оберегания их двух пушек и ратных людей Письмо Артемона Матвеева к стрелецкому голове Василию Тяпкину, посланному к турецкому султану, о том, чтобы похлопотал у визиря, дабы палестинским патриархам дозволено было приезжать в Москву для милостыни Донесение царю Алексею Михайловичу воеводы Ивана Ржевского с известием, что в Шемаху из Тифлиса приехали Макарий патриарх антиохийский, с прочими духовными лицами и иеродьякон Мелетий, и ожидают судна, которое им от него, Ржевского, и послано Донесение царю Алексею Михайловичу воеводы Ивана Ржевского с известием, что патриархи, миновав Терек, приехали на посланной в Шемаху бусе в устье Волги Донесение царю Алексею Михайловичу астраханского архиепископа Иосифа о приезде в Астрахань патриархов и об изготовлении его к отъезду вместе с ними, в Москву Грамоты царя Алексея Михайловича к митрополитам, новгородскому Питириму и крутицкому Павлу, архиепископу рязанскому Илариону и архимандриту чудовскому Иоакиму, с восхвалением подвигов путешествия патриархов александрийского и антиохийского и иеродьякона Мелетия, по случаю прибытия их в Астрахань, с собственноручными приписками и поправками царя Ответные грамоты к царю Алексею Михайловичу митрополитов Питирима и Павла и архиепископа Илариона на царские грамоты о прибытии патриархов александрийского и антиохийского в Астрахань Грамота патриархов, александрийского Паисия и антиохийского Макария, с извещением о прибытии их в Черный Яр и о попечениях об них иеродьякона Мелетия Грамота царя Алексея Михайловича к Федору Аврамовичу Лопухину о немедленном прибытии ему из Саратова в Москву и об оставлении там с денежною казною на расходы вселенским патриархам Тайного Приказа подьячего Перфилья Оловеникова Грамота царя Алексея Михайловича к иеродьякону Мелетию с похвалою его трудам и с обнадеживанием царскою милостью Грамоты царя Алексея Михайловича к патриархам александрийскому и антиохийскому, с извещением о получении от них писем из Астрахани и с приветствием по случаю благополучного приближения их к Москве Грамота царя Алексея Михайловича к иеродьякону Мелетию с известием, что полуголовы московских стрельцов Борис Пазухин и Лука Изъединов посланы на встречу патриархам для нахождения при них в приставах и что деньги на путевые расходы для патриархов посланы с подьячим Перфильем Оловениковым, с собственноручными приписками царя Письмо патриархов к царю Алексею Михайловичу, посланное с Порфирием (Оловениковым) о желании их послать к царю иеродьякона Мелетия с тайным поручением и о готовности их продолжать путешествие от Саратова к Mocкве сухим путем Грамота к царю Алексею Михайловичу от патриархов александрийского Паисия и антиохийского Maкария, о прибытии их в Саратов, где их встретил подьячий Порфирий Оловеников, которого они послали к царю с этою грамотою и о предложении их царю призвать на собор в Москву и белорусских архиереев и архимандритов Грамота царя Алексея Михайловича к иеродьякону Мелетию о недопущении до патриархов и поимке посланного к ним с письмом от патриарха Никона, и о предложении патриархам, чтобы они не привозили в Москву печатного двора наборщика Ивана Лаврентьева, обвинявшегося в ереси, и Ивана Туркина, возмущавшего казаков Статьи стольнику Петру Савичу Хитрово, посланному для встречи патриархов александрийского и антиохийского с наказом, о чем ему говорить патриархам, с собственноручными приписками царя Алексея Михайловича О подарках, сделанных от царя Алексея Михайловича патриархам александрийскому и антиохийскому, к, прибытию их в Москву Грамоты царя Алексея Михайловича, посланные с стольником Петром Савичем Хитрово, на встречу патриархам александрийскому и антиохийскому, в ответ на их письма, писанные из Астрахани, с похвалою их подвигам, совершенным во время долгого и дальнего пути Грамота царя Алексея Михайловича иеродиакону Мелетию с милостивым словом, с похвалою его подвигам и с обнадеживанием царскою милостью Допрос грека Савелия Дмитриева о грамотах, полученных им в Яссах от иерусалимского патриарха Heктария к царю Алексею Михайловичу и к патриарху Никону, и о причинах – почему Нектарий не поехал в Москву Допрос приходившего к греку Савелию Дмитриеву, содержавшемуся под стражею, грека Анания Мануилова, у которого найдено письмо о чародействе Письмо патриарха Никона с братией Воскресенского монастыря к царю Алексею Михайловичу, с благодарностью за пожалованные деньги, по случаю рождения царевича Иоанна Алексеевича, и с принесением в благословение новорожденному царевичу писанной Никоном иконы Грамота царя Алексея Михайловича стольнику Петру Савичу Хитрово о намерении патриархов, прибывших в Симбирск, ехать в Москву сухим путем и с приказанием ему ехать на встречу патриархам Грамота царя Алексея Михайловича стольнику Петру Савичу Хитрово с приказанием разведать: сухим ли путем едут патриархи или водным, и по получении о том сведений ехать к ним навстречу Грамота царя Алексея Михайловича к патриархам александрийскому и антиохийскому, посланная с подьячим Приказа Тайных дел Порфирием Оловениковым, которому сделано от царя словесное поручение к патриархам Донесения Бориса Пазухина и Луки Изъединова: 1) о встрече ими патриархов, о прибытии их в Симбирск и о продолжении путешествия оттуда сухим путем; 2) о прибытии в Симбирск сытника с винами и столовыми припасами и 3) о том, что с людьми, сопровождающими патриархов, никаких болезней не было Донесение Бориса Пазухина и Луки Изъединова о путешествии патриархов на Арзамас и о том, что патриархи дорогою принимают челобитья и делают розыски по духовным делам Грамота царя Алексея Михайловича к патриархам александрийскому и антиохийскому о посылке для приветствия их в дороге полковника Артемона Сергеевича Матвеева Расследование по доносу патриаршего сына боярского Михайла Афанаеьева, объявившего на патриарха Никона «государево дело» Посылка стольника князя Петра Ивановича Прозоровского для встречи патриархов в собственном государя селе на подхожем стану и приветствия их от имени царя и от всего царского семейства Донесение царю Алексею Михайловичу подьячего Порфирия Оловеникова с уведомлением, что патриархи александрийский и антиохийский прибыли в Арзамас и спешат поездкой и что туда же прибыл с царскими грамотами к патриархам стольник Петр Савич Хитрово Грамота патриархов, александрийского и антиохийского к царю Алексею Михайловичу с уведомлением, что их встретил полковник Артемон Матвеев и сопровождает в пути Грамота царя Алексея Михайловича полковнику Артемову Матвееву с приказанием идти дорогою с патриархами тише и быть в селе Ивановском на подхожем стану 1-го Ноября Донесение полковника Артемона Матвеева о встрече патриархов около Владимира и о вручении им царской грамоты Грамота царя Алексея Михайловича полковнику Артемону Матвееву об отпуске дьякона Мелетия вперед в Москву и о том, чтобы спросить патриархов, для каких дел нужна им судебная палата, а Мелетия о том, не гневаются ли патриархи на газского митрополита Паисия Донесение царю Алексею Михайловичу полковника Артемона Матвеева с известием, что он с патриархами будет на Рогожу 29 Октября и с представлением списка людям, которых взяли патриархи с собою Грамота царя Алексея Михайловича к полковнику Артемову Матвееву с приказанием быть в село Ивановское к 1-му Ноября Посылка от царя Алексея Михайловича думного дворянина Ивана Богдановича Хитрово и от освященного собора архимандрита Филарета в село Рогожу для встречи вселенских патриархов Донесение царю Алексею Михайловичу полковника Apтемона Матвеева с просьбою вселенских патриархов прислать для архимандритов и монахов, их сопровождавших, в село Ивановское 50 мантий Прибытие патриархов александрийского и антиохийского в Москву и суд над Никоном, патриархом московским Краткое известие о совещании царя Алексея Михайловича с патриархами александрийским и антиохийским Соборное постановление патриархов александрийского и антиохийского о низложении патриарха московского Никона с патриаршего престола Объявление патриарху Никону патриаршеского постановления о низложении его с патриаршеского престола Статьи, заключащия в себе проект наказа посланным с грамотами от царя Алексея Михайловича к турецкому султану и константинопольскому патриарху, с ходатайством о возвращении патриархам александрийскому Паисию и антиохийскому Макарию патриарших престолов Грамота царя Алексея Михайловича к турецкому султану с уведомлением, что патриархи александрийский Паисий и антиохийский Макарий прибыли в Москву по призыву царя за милостынею и для исправлена церковных дел, и с просьбою возвратить им патриаршие престолы, на которые, во время их отсутствия, поставлены другие лица Грамота царя Алексея Михайловича к константинопольскому патриарху Парфению с уведомлением о прибытии патриархов, александрийского и антиохийского, в Москву для известного церковного дела, о полученном известии, что на их патриаршие престолы возведены другие лица и с просьбою о возвращении им патриарших престолов Грамота короля польского Яна Казимира к патриархам александрийскому и антиохийскому о созвании в Москве собора из русских архиереев и польских епископов, в видах соединения латинской церкви с греческою православною Указ царя Алексея Михайловича о заключении иконийского митрополита Афанасия в Макарьевский монастырь Грамота константинопольского патриарха Парфения к царю Алексею Михайловичу касательно возвращения александрийскому патриарху Паисию патриаршего престола и с просьбою о снисхождении к патриарху Никону Грамота иерусалимского патриарха Досифея к царю Алексею Михайловичу касательно известия о кончине царицы Марии Ильинишны, о прощении газского митрополита Паисия Лигарида, бывшего под запрещеньем, патриарха Нектария, о бывшем цареградском патриархе Парфении, простиравшем власть свою и на прочие патриаршие престолы и о прочем  

 
Предисловие

При этой части нашего исследования мы прилагаем, относящиеся к ней документы и в дополнительных приложениях к первой части помещаем документы, не вошедшие в нее; все они заключают в себя важнейшие акты, относящиеся к истории русской церкви. В числе последних мы поместили послание к патриарху Никону епископа полоцкого Каллиста, просившего защитить его от происков и интриг ксендзов и шляхты, которые преследовали его ложными на него жалобами и доносами; но послание это не застало Никона в Москве, он уже находился в Воскресенском монастыре. Никон, между прочим, обвинялся в том, что поставил Каллиста на полоцкую епископию, находившуюся в ведении цареградского патриарха; Каллист же на соборе 1660 г. подавал голос за Никона, указывая на пример епископа памфилийского Евстафия, который вследствие неприятностей оставил свою епархию и удалился на безмолвие, но 3-м вселенским собором ему оказано было снисхождение1. В приложениях ко второй части, в массе документов, сюда относящихся, мы поместили славянский перевод патриарших свитков, привезенных Мелетием и составленных в виде вопросов и ответов, по которым обвинялся патриарх Никон: этот перевод в печати не был известен, но он имеет важное значение при разъяснении некоторых мест другого перевода, напечатанного вместе с греческим текстом в Собр. госуд. грам. и догов. ч. IV № 27, на что мы и указываем, в нашем исследовании.

Таким образом, дело патриарха Никона теперь вполне представляется в печати. Мы коснулись всех его сторон и со всеми подробностями изложили наш рассказ о всех событиях и обстоятельствах, сюда относящихся, с правильною последовательностью и в строгом хронологическом порядке.

Между прочим, в такой массе документов один из них, а именно указ о заключении митрополита иконийского Афанасия в Макарьевский монастырь, в нашем исследовании оказался не на своем месте; указ этот состоялся не в 1666-м, а в 1668 году 11-го декабря, и Афанасий все это время без сомнения оставался в Москве. Но это обстоятельство не изменяет положения дела по участию его в соборных заседаниях, на которых происходил суд над патриархом Никоном, так как Афанасий еще до прибытия восточных патриархов в Москву был заключен в Симонове монастыре, поэтому положение его было весьма печально и ему было уже не до Никона.

Еще при издании первой части нашего исследования мы говорили, что столбцы Тайного Приказа были разбиты, во многих местах спутаны и не имели точного описания. Записка о встрече патриархов александрийского и антиохийского в Москве, о призвании патриарха Никона на соборе и о соборных заседаниях, на которых совершался суд над ним, писана на столбцах, из коих большая часть крайне неразборчива и писана разными руками; поэтому столбцы эти сначала были распределены по числам, в том предположении, что к ним найдутся другие, но их не оказалось, и уже при печатании мы убедились, что столбцы эти составляют одну записку, которая под означенною рубрикою напечатана здесь на стр. 997–1022, а на стр. 1068–1080 следует ее продолжение, о чем мы и сделали указание в подстрочных примечаниях. Главное то, что здесь ничего не выпущено и приведено в ясность.

Документы, помещенные в обеих частях нашего исследования, чрезвычайно интересны и важны для изучения описанной нами эпохи; они весьма разнообразны и богаты такими сведениями и фактами, которые живо рисуют Никона, представляя его характер, отношение его к царю, его умственные способности, его начитанность и глубокое знание Священного Писания, но в то же время в них отражается и болезненное настроение Никона. С того момента, как он почувствовал себя в опале, в нем стала проявляться раздражительность, которая происходила вследствие перемены в его положении; имевший силу и власть, Никон привык к личной беседе с царем и с ним только совещаться: теперь же ему передавались царские речи другими лицами, которые в то время, когда он стоял на высоте своего положения, относились к нему с величайшим уважением и даже с подобострастием; теперь эти лица, видя его падение, старались и имели возможность при всяком случае показать свое торжество и затронуть в нем самую чувствительную струну – отсутствие в нем прежнего значения; этим лицам достаточно было переменить только тон речи при объяснениях с Никоном, чтобы подействовать на него, уколоть его в больное место и тем вызвать в нем раздражительность. С этого и началась борьба с Никоном враждебной ему партии бояр еще до удаления его в Воскресенский монастырь. Дерзость этой партии становилась более и более открытою: Никону стали делать всевозможные невнятности; над ним стали делать разные насмешки, в роде таких, как боярин Семен Лукьянович Стрешнев представлял персону патриарха, благословляющего обеими руками, и обучил тому же и свою собаку; стали бить патриарших людей, в полной уверенности, что и этот поступок также, как и другие, останется безнаказанным; но патриарших людей не касалась боярская расправа; из уважения к патриаршему сану, прежде и царь не управлялся с ними, а отсылал их при случае для расправы к патриарху. Таким образом, Никону сделан был вызов. Побои, нанесенные окольничим Богданом Матвеевичем Хитрово патриаршему стряпчему князю Мещерскому, посланному от Никона для устройства церковного чина в приезд грузинского царя Теймураза, Никон принял за личное оскорбление и просил у царя суда на Хитрово, но суда не последовало. Никон, находившийся прежде всегда с царем, теперь был совершенно оставлен; в приезд грузинского царя московскому патриарху не было отведено места за царским столом, который по этому случаю состоялся при Дворе. Все это отражалось на Никоне, производило в нем сильные потрясения и в человеке впечатлительном, каким был Никон, не могло это остаться бесследным, но обратилось в болезненное настроение; его действия показывают, что в нем самом кипела сильная борьба, которая привела его к ненормальному состоянию; иначе, строгий и точный последователь церковных уставов, он не решился бы на такое предприятие, которое, после объяснений с князем Ромодановским, он учинил в успенском соборе в праздник 10-го июля 1658 года.

Превратность счастья в человеческой жизни весьма убедительно выразилась в судьбе Никона, который от бедной сельской хижины быстро достиг самой высшей степени положения и достоинства и с высоты патриаршего престола очутился в дебрях в холодной пустыни, в смрадной и закоптелой монастырской келье, в звании простого монаха; этот пример представляется в истории весьма поучительным для нравственного назидания. Никон, как человек, был доброй души, простой, не хитрый и не имел понятия об интригах, с помощью которых враждебная ему партия разрушила союз и дружбу его с царем; но, сознавая свой ум и свои нравственные преимущества, он гордо держал себя перед своими врагами, которым это самое и не нравилось. Никон понимал интриги своих противников, но не отвечал им, не собирал у себя партии, которая бы противодействовала враждебной ему партии, а оставался один.

Здесь, мы полагаем, кстати будет сделать маленькое объяснение на заметку, помещенную в №6 сборника «Древняя и Новая Россия» за 1879 год, под рубрикою «Дело о патриархе Никоне», в которой между прочим сказано, что «это дело хранилось в Государственном Архиве; долгое время запечатанным» и что «первый, снявшей с него печати, был граф Блудов». Но такого рода известия могут вводить в заблуждение: дело о патриархе Никоне в Государственном Архиве никогда запечатанным не было и поэтому граф Блудов не мог его распечатывать; оно производилось в Приказе Тайных дел, который учрежден был царем Алексеем Михайловичем и находился под личным его управлением.

Берх в описании «Царствования Алексея Михайловича (ч. I, в предуведомлении) говорит, что при исполнении этого исторического труда он встретил весьма много затруднений, так как «отечественных материалов, к царствованию сему относящихся, весьма мало». Необходимо объяснить это обстоятельство. Опыт неоднократно показывал нам, какой вред наносится истории, когда архив целого учреждения разбивается на части. Из всех государственных учреждений царствования Алексея Михайловича Приказ Тайных дел был самый обширный и занимал первое место между всеми Приказами тогдашней России; в нем производились дела всякого рода, подлежавшие в то время тайные дела, о которых царь не совещался с боярами, а занимался ими сам, отдавая по ним личные приказания; дела эти были: дворцовые, политические, военные, духовные, гражданские, уголовные и проч. Здесь, стало быть, сосредоточено было все, что особенно могло характеризовать это царствование. Но со вступлением на престол, царя Федора Алексеевича Приказ Тайных дел был упразднен, и производившиеся в нем дела в течении многих лет описывались и рассылались по другим Приказам, до которых они касались; остальные же, которые не были описаны, в том числе и дело о патриархе Никоне были переданы в Печатный Приказ и там хранились запечатанными. Но это незначительная часть Тайного Приказа. В 1710 году, по указу великого государя Петра Первого, дела эти из Печатного Приказа, находившегося в Москве, взяты были в Ближнюю Канцелярию, которая была уже в С.-Петербурге, и там описаны. Впоследствии они хранились в здании 12-ти коллегий на Васильевском острове, как надо полагать, судя по состоянию бумаг, – в сыром помещении и там потерпели от наводнения, бывшего 7-го Ноября 1824 г.; а в Государственный Архив, учреждённый при Министерстве Иностранных Дел, они поступили в 1835 г.

Впрочем, это обстоятельство принадлежит истории, и мы находим полезным сообщить об нем более пространные сведения в другом месте.

Н. Гиббенет

* * *

1

Подробности изложены в нашем исслед. ч. I, стр. 76 и 86.


Источник: Историческое исследование дела патриарха Никона: Сост. по офиц. документам Н. Гиббенет. Ч. 1-2. - Санкт-Петербург: тип. М-ва вн. дел, 1882-1884. / Ч. 2. - 1884. - [2], VIII, XIV, 1124 с.

Комментарии для сайта Cackle