Источник

Божественная Мудрость и Божественная Любовь

«Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй...»

Эти слова одной из церковных молитв мы часто слышим в наших храмах. Они говорят нам о том, что миром и каждым из нас управляет Божественная Мудрость и Божественная Любовь. О, как это утешительно для верующего сердца!

Вся история мира и жизнь каждого из нас носит на себе яркую печать этой мудрости и этой любви. Наша вера, на основании слова Божия, учит нас тому, что мир видимый и невидимый сотворен волею Всемогущего Бога. Для чего сотворил Бог мир? Не для Себя. Он окружен славою, и воинства небесные являются созерцателями Его вечной славы. Бог сотворил мир для человека, по любви к нему, чтобы человек наслаждался красотами этого мира и пользовался всеми его благами.

Бог не сотворил зла, греха, несчастий. Все скорби и болезни человека вошли в его жизнь как следствие греха, после того, как первый человек нарушил волю Божию и согрешил. Но Премудрый и Всеблагий Небесный Отец и скорби, и болезни обращает нам на пользу и делает их орудием Своего Божественного Промышления о нас. Через эти скорби и болезни Он стучится в сердце человека, он будит нас от греховного сна, напоминает о Себе и через них хочет нас привязать к Себе. Он учит нас, что терпеливым перенесением скорбей и болезней не только укрепляется наша вера и проявляется наша любовь к Богу, но и искупаются наши вольные и невольные согрешения. «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог», – говорил один верующий поэт, и говорил это от лица каждого вдумчивого христианина.

Христианин знает Божественное слово, сказанное еще через одного из ветхозаветных пророков, о том, что скорби – это зов к Богу: «В скорби своей будут искать Меня и говорить: пойдем и возвратимся к Господу, и Он исцелит нас» (Ос. 6:1). Христианин знает и о том, как утешает Господь Своих детей в их скорби: «По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2Кор. 1:5). И во всем этом мы видим проявление Мудрости и Любви Небесного Отца.

Бог не создал смерти. Первый человек был создан бессмертным и не должен был никогда знать смерти. Но смерть вошла в жизнь первого человека после нарушения им воли Божией. Смерть – это плод греха, учит ап. Павел: «Как одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков» (Рим. 5:12). И в этом, что Господь попустил человеку стать смертным по телу и оставил его бессмертным душой, сказалась та же Божественная Мудрость и Божественная Любовь.

Всякое преступление должно влечь за собой наказание. Это – закон правды, закон правосудия. И по этому закону все грешники всех времен и всех народов за свои грехи должны понести наказание. Но кто из нас, носителей множества грехов, был бы в силах понести то наказание, которого он заслуживает? И сколько такого рода долга перед лицом Правды Божией должно было накопиться у всего человечества за долгие ветхозаветные века? И сколько его еще накопится в будущие века истории мира?

Кто мог бы понести наказание за все эти грехи и преступления всех людей?... Только Мудрость Божия могла найти это средство спасения людей, искупления великого множества их греховных преступлений перед лицом Правды Божией. В Совете Божием было решено послать Сына Божия на землю для того, чтобы Он, принял на Себя душу и плоть человеческую, возложил на Себя грехи всех людей и Голгофскими страданиями совершил дело спасения человечества. И какая любовь Божия изливается со креста на нас, припадающих к подножию этого креста с верой и любовью! Теперь во имя крестной жертвы Христовой прощаются грехи каждого кающегося грешника. И личное искупление, какое кающийся грешник должен понести в своей совести за свои грехи, от них отрекаясь и их оплакивая, уже посильно для каждого из нас, потому что спасение наше совершено искупительной жертвой, принесенной за нас Сыном Божиим.

Совершив наше спасение Своей Голгофской жертвой, Спаситель не оставил нас без Своей помощи на пути к вечной жизни. Он основал Свою Церковь – хранительницу слова Божия и раздаятельницу благодати. Через крещение Он вводит нас всех в ограду этой Святой Церкви и делает ее детьми, а ей, Святой Церкви, Он повелел звать людей в Царство Небесное, учить людей истинам веры, проповедуя слово Божие будить грешников к покаянию, питать людей духовной небесной пищей, вести их к ногам Божиим. Сколько в этом Мудрости Божией и Любви к нам, недостойным детям своего Небесного Отца! Воистину, «глубиною мудрости человеколюбно все строит Господь и полезная всем подает»!

Как сердцеведец, Господь хорошо знает, что нередко мы бываем подобны ребенку, который потерял свою мать в толпе или в лесу, плачет, зовет ее, ищет ее. Мы бываем подобны этому ребенку в минуты наших скорбей и жизненных невзгод, когда чувствуем себя одинокими, когда не находим вокруг себя тех, кому могли бы рассказать о своем горе и кто мог бы нам посочувствовать и помочь.

И вот, зная об этом, Господь поручил Своей Матери стать нашей Небесной Матерью, чтобы в минуты скорбей, болезней, тревог и забот мы находили бы у Нее Материнскую поддержку и покров.

Вот какова любовь Божия к нам! Вместе с Божественной Мудростью она – источник нашего счастья. В ответ на Свою любовь к людям Господь требует и ждет от нас только одного: нашего сердца. О, да будут всецело отданы наши сердца Богу!

* * *


Источник: Радость и утешение христианина. Проповеди / Митр. Николай (Ярушевич), Издательство: «Жизнь с Богом», 1998 г. 180 с.

Комментарии для сайта Cackle