Источник

Заповеди блаженства

Окруженный множеством народа, Господь Иисус Христос взошел на гору и сел. У Его ног расположились Его ученики.

Свою проповедь Спаситель начал заповедями блаженства, в которых указал нам путь к небу – в Царство Небесное.

Будучи кроток и смирен сердцем, Он предложил Свое учение не повелевая, а ублажая тех, которые свободно примут и исполнят Его слово.

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».

Кто такой нищий? Это тот, кто ничего своего не имеет, кто ожидает всего только от милосердия других. А нищий духом – это тот человек, который искренно признает себя духовным бедняком, ничего не имеющим своего, кто считает себя грешнее, хуже, ниже всех, кто себя всегда укоряет и никого не осуждает.

Духовная нищета – это смирение перед Богом и перед людьми.

Будем всегда помнить, что в Царстве Небесном не будет душа гордая, осуждающая своего ближнего и ставящая себя выше других. Не войдет в Царство Небесное тот, в ком живет закваска евангельского фарисея, превозносившегося перед мытарем и другими грешниками. Наследниками Царства Небесного будут только нищие духом, смиренные рабы Божии, которые перед Господом считают себя последними грешниками, сознают, что своими силами ничего доброго они сделать не могут, и просят во всем благословения Божия, непоколебимо надеясь на Того, Кто сказал: «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся».

Спаситель ублажает не просто нищих, но нищих духом. И блаженны не просто плачущие, а те, кто плачет о правде и добродетели, которых не имеют, о грехах своих, которыми обременены.

Истинный христианин должен плакать о том, что он осквернял и непрестанно оскверняет в себе своими грехами образ Божий.

Разве нам трудно плакать о грехах, если мы знаем, что грехи будут служить для нас преградой при входе в Царство Небесное, если мы знаем, что грех – это самый страшный враг наш, который отнимает от нас наше светлое будущее? И чтобы никто из плачущих о своих грехах не впал в отчаяние и уныние, Господь Спаситель обещает ему утешение: и здесь – в прощении от грехов, и в царстве будущего века – в вечном и благодатном веселии.

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

Терпеливое перенесение скорбей, неизбежных в жизни, незлобивое обхождение со всеми, вообще такое расположение духа, чтобы не раздражать никого и не раздражаться никем, – вот те свойства, которые низводят нам Божие благословение в жизни временной и высшие блага в будущей жизни. Кроткий человек никогда не платит злом за зло, обидой за обиду. Кроткий, будучи укоряем, не укоряет; терпя злострадания и напасти от других, не грозит мщением, но предоставляет мстить за себя Судящему праведно (1Петр. 2:23).

В этом духовная красота кротости! И как мы можем поступать иначе, как мы можем сердиться, мстить, гневаться, когда общий наш Отец, перед Которым мы без числа согрешаем, всегда творит с нами по Своей кротости и долготерпит нам? И мы должны быть к нашим братьям кротки, снисходительны, долготерпеливы.

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».

С томительным чувством голода и жажды сравнивается здесь сильное желание духовного блага: правды Божией, исполнения воли Божией, жизни добродетельной, оправдания человека перед Богом. И как насыщение телесное, прекращая чувство голода, восстанавливает и укрепляет наши силы, так и насыщение духовное вносит мир и покой в душу истинного раба Божия. Совершенное насыщение людей праведных последует в жизни будущего, но и здесь они носят в себе залог своего будущего счастья.

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

Кто из нас не хочет быть помилованным Господом – нашим праведным Судией? Все мы нуждаемся в милости Божией, в даровании нам еще времени на покаяние, в прощении грехов, а на конце времени – помилования на Страшном Суде Божием. Поэтому-то Церковь от лица нашего так часто произносит за богослужением: «Господи, помилуй!»

Если мы жаждем сами помилования Божия на Страшном Суде, мы должны быть милосердными. «Суд без милости не оказавшему милости», – говорит св. ап. Иаков (Иак. 2:13). Сам Господь при изображении последнего Своего Суда упоминает о делах милости, и милость, оказываемую нами ближнему, Он сочтет сделанной Ему Самому (Мф. 25:31–46). Наше милосердие, наша любовь, наше сострадание привлекут к нам милость Божию.

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».

Сердце грязное, греховное не может иметь духовных очей и видеть Бога. Чистота же приобретается только усердной молитвой, покаянием, помощью благодати Божией и постоянным наблюдением за своим сердцем. «Сыне мой, – говорит слово Божие, – больше всего хранимого храни сердце твое» (Пр. 4:23), берегись того, чтобы сердце не стало рабом твоих страстей и пороков.

Одним из самых сильных средств удаления из своего сердца всего нечистого, по учению святых отцов, является живое сознание вездеприсутствия Божия. Помни, что Господь всеведущ, и что ни одно самое малое не только греховное движение твоего сердца, но и греховное намерение не скрыты от Его всеведения.

И какая награда обещана чистым сердцем? Здесь, в жизни земной – сердцем ощущать присутствие Божие, а в жизни будущей – увидеть Бога своего, поклониться Ему и участвовать в прославлении Его вместе со всеми ангелами и святыми!

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».

В чьем сердце царствует мир, нет злобы, ненависти, кто не только сам не носит в своем сердце зла, но содействует тому, чтобы примирить враждующих, сеет мир вокруг себя, – тот назовется сыном своего Небесного Отца.

В слове Божием сказано: Царство Божие – это «праведность, и мир, и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Истинный христианин и носит в своем сердце этот мир и эту радость, и сеет их вокруг себя.

«Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех».

Вечная радость и веселие, обещанные Господом, будут раскрытием во всей полноте того счастья жить с Господом, какое носит уже в земной жизни каждый истинный раб Божий, каждый нищий духом, кроткий, алчущий и жаждущий правды Божией, милостивый, чистый, миротворец.

С помощью Божией, пусть каждый из нас по ступеням, указанным нам Господом Иисусом Христом в заповедях блаженства, подымается к радости будущей жизни!

* * *


Источник: Радость и утешение христианина. Проповеди / Митр. Николай (Ярушевич), Издательство: «Жизнь с Богом», 1998 г. 180 с.

Комментарии для сайта Cackle