Источник

Душа человека

Нередко в жизни мы можем наблюдать, как люди, и здоровые и материально обеспеченные, не могут найти полного удовлетворения в своей внешней жизни. Они томятся о чем-то, тоскуют, куда-то рвутся своим сердцем, часто сами не понимая своего состояния. И, наоборот, нередко люди, изможденные болезнями и страданиями, подобно библейскому многострадальному Иову, не только терпеливо переносят свой жизненный крест, но и полны благодушия и внутренней духовной радости. Разве это не говорит нам о том, что кроме тела у человека есть душа, что душа и тело живут своими жизнями: тело может быть сытым, а душа голодной: тело может быть обуреваемым болезнями, а душа – покойной и счастливой.

И какую цену имеет душа человека! О душе сказал Господь Иисус Христос: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26). Все сокровище, вся красота мира – ничто в сравнении с ценой души! Ведь она бессмертна: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (Ин. 3:36). Ведь ее вечное счастье в Небесном Царстве куплено ценою крови Господа Спасителя, пролитой Им на Голгофском кресте. «Вы куплены дорогою ценою», – говорит св. ап. Павел (1Кор. 6:20).

Бессмертная душа, которую дал Господь каждому из нас, носит в себе образ и подобие Божие (Быт. 1:26–27). Бог наш, в Которого мы веруем, – вечен. Он не знает ни начала, ни конца Своему бытию. И хотя наша душа имеет свое начало, но она не знает смерти, она бессмертна.

Бог наш есть Бог всемогущий. И человека Бог наделил чертами могущества: человек – хозяин природы, он владеет многими из тайн природы, он покоряет себе воздух и другие стихии.

Бог есть Дух вездесущий, а человеку дана мысль, способная в мгновение переносить его в самые отдаленные концы земли. Духом мы бываем вместе со своими близкими, разделенными от нас далеким пространством.

Бог есть Дух всемогущий. Разум человека имеет печать этого Божьего свойства. Он может охватывать неисчислимые массы знаний; память человека хранит в нем эти знания.

Бог есть Дух всесвятой. И человек с помощью благодати Божией имеет силу достигать вершин святости. Когда преподобный Серафим беседовал о духовной жизни или когда он молился, – окружавшие его видели особый свет, исходящий от него. Отец Иоанн Кронштадский подвигом своей молитвы и праведной жизни получил от Господа силу исцелять болезни людей на расстоянии: одним только молитвенным вздохом перед Богом.

Поистине нет цены бессмертной душе человека: ведь Богочеловек кровью Своей искупил человека, призвал его к вечной и блаженной жизни, «немногим умалил перед ангелами» (Пс. 8:6), предназначил быть «храмом живущего в нас Святаго Духа» (1Кор. 6:17); человек носит в себе образ самого Создателя своего!

Наша бессмертная душа рвется к своему первоисточнику, тянется к своему Небесному Отцу, как ребенок к своей матери; и только тогда эта душа найдет для себя покой, когда почувствует себя в объятиях Небесного Отца, как успокаивается ребенок на руках своей матери. Нельзя оставлять голодающую и жаждущую душу без насыщения. Духовный голод и духовная жажда страшнее телесных. Если не насыщать нашей души на пути жизни вечной, – безмерно тяжек будет ее голод в вечности. Питайте же ее молитвой, словом Божиим, тою небесною пищей, которая преподается вам из святой Чаши, благодатию Божией, раздаваемой в Церкви в таинствах и церковных благословениях! Берегите бессмертную душу для вечной жизни! Очищайте ее от греха! Укрощайте ее вечной красотой доброй христианской жизни!

* * *


Источник: Радость и утешение христианина. Проповеди / Митр. Николай (Ярушевич), Издательство: «Жизнь с Богом», 1998 г. 180 с.

Комментарии для сайта Cackle