Источник

Глава 35. Возрождение пустыни жаждущей

1. Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс. (Радуйся пустыня жаждущая, да веселится пустыня, и да цветет яко крин).

Обозревая древний языческий мир и вдохновенным взором созерцая падение царств, погибель народов, разрушение городов и опустошение всех, прежде людно населенных, пространств, пророк Исаия ясно представляет себе эту печальную и жаждущую пустыню. Пустыня печальна: её поверхность, где нет воды, растений и животных, представляет картину смерти, внушает страх, томление и скорбь; здесь, среди зноем раскаленных скал, всюду прах, носимый ветром, и над всяким чувством преобладает гнетущая жажда влаги и жизни, погибшей здесь, как на месте проклятия Божия. Но, по определенно Божию, эта пустыня не останется столь пустынной навсегда, – ей предстоит славное будущее. Непоколебимо уверенный в наступлении этого будущего, пророк приветствует пустыню и в чувстве радости восклицает: «радуйся, пустыня!» И радость пустыни будет не только в её внутреннем состоянии, но выразится и во вне,– она примет вид радостный: вместо праха, покрывающего ее теперь и служащего ей как бы покровом скорби (так как прахом обыкновенно посыпали голову и одежды в знак скорби), она покроется растительностью, и не однообразной и бедной, но пышной и цветоносной; она процветет как крин (нарцисс) – цвет сочный, ослепительно яркой белизны и благоуханный: вместо серой, песчано-известковой и разъедающей пыли, пустыня покроется жизненной и ярко-цветной растительностью, и, таким образом, как бы облечется в праздничную одежду, вместо скорбного вретища, покрытого прахом.

2. Великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего. (И процветет и возвеселится пустыня Иорданова: и слава Ливанова дадеся ей, и честь Кармилова, и узрят людие мои славу Господню, и высоту Божию).

Приветствуя возрождение пустыни с чувством глубокой радости, Пророк особенно обращается к пустыне Иордановой – к стране, заселенной народом Божиим, но опустошенной его врагами, по силе гнева Божия. Опустошенная прежде, она и возрождена будет прежде других стран. И радость при её возрождении будет полнейшая. Пустыне Иордановой дана будет слава Ливанова, на поверхности её будут не только одни кустарники, но и высочайшие кедры, которыми всегда славился хребет Ливанских гор (на севере Палестины); ей дана будет и честь Кармилова: на поверхности её будут не одни только хвойные леса, хотя бы и дивные кедры, но и самые разнообразные и плодоносные деревья, которыми покрыты были северо-восточный и юго-западный склоны горы Кармил, как бы садом, от подошвы до вершины (на северо-западе Палестины). Так, вместо погибели, печали и позора, в пустыне появятся жизнь, радость и слава. Когда произойдет столь дивное возрождение пустыни Иордановой, то люди, знающие Господа и благоговеющие перед Его промыслом, увидят в этом оживотворении пустыни славу Господню – обнаружение Его премудрых мыслей и совершенных свойств, благой воли и крепкой власти, как небесного Царя; увидят и высоту Божию – непреодолимое могущество Господа в таком великом деле, подобного которому никто не мог никогда и нигде совершить, – ни царь-завоеватель, ни языческий бог-идол.

3–4. Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. (Укрепитеся руце ослабленыя, и колена разслабленая, утешитеся малодушнии умом, укрепитеся, не бойтеся: се Бог наш суд воздает, и воздаст, той приидет и спасет нас).

Жажда и голод в сухой и бесплодной пустыне истощают телесные силы её путников; скитаясь здесь и утомляясь, они опускают руки, подгибают ноги и падают на землю, едва переводя дыхание. Страх в виду явной погибели производит в них и упадок душевной деятельности: истомленные, они не уверены в себе, не думают найти средства к жизни и мысль им не служит; и если подавляющая печаль уничтожает напряжение мысли, то страх смерти поселяет трепет. Так действовала и пустыня Иорданова на своих пришельцев – на людей Божиих, евреев. Но пустыня Иорданова процветет! Обширные пространства её займут цветоносные луга, кедровые леса, плодоносные сады. Тогда должны будут укрепиться руки и ноги её обитателей, должна укрепиться мысль чувством жизнерадости. Так совершится это по суду Божию; а Бог правосуден, – совершая воздаяние людям за их деяния, Он не карает их без милости, напротив, наказанием приготовляет к принятию даров своей благости. Поэтому Он Сам придет в пустыню Иорданову и спасет обитателей её, как бы воскресит их из мертвых. И спасенные Богом уже решительно не будут бояться никакой опасности, ни даже самой смерти (ст.10).

5–6. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки. (Тогда отверзутся очи слепых, и уши глухих услышат. Тогда скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых, яко проторжеся вода в пустыни, и дебрь в земле жаждущей).

Обитатели пустыни, потерявшие зрение и слух от палящего зноя и безтенного света, от удушливых ветров и разъедающей пыли, от мертвой тишины и однообразной дали, снова увидят и услышат, когда возродится пустыня и в ней водворится и разовьется жизнь. И кто в пустыне не мог ходить иначе как только опираясь на палку, тогда тот будет чувствовать крепость и бодрость и пойдет без поддержки легко и быстро, подобно лани, имеющей тонкие, но крепкие, легкие и подвижные ноги (ср. 2Цар.2:18). И у кого в пустыне от голода и жажды прилип к гортани пересохший язык, тот будет говорить ясно и чисто, – когда здесь появится вода и не мутная, как дождевая, но живая и чистая, свежая и ключевая, которая с силой пробьет из-под треснувшей почвы; тогда на месте раскаленных песчаных степей, появятся обильно орошенные и цветоносные долины. Образ возрожденной природы в пустыне есть образ спасения народа Божия в благодатном царстве Мессии-Искупителя (ст.4). Здесь людям верующим даны будут все средства просвещения и учения для укрепления духовных сил, потому что только здесь откроется источник благодати Божией (ср.гл.55).

7. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля – в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша. (И безводная будет во езера, и на жаждущей земли источник водный будет: тамо будет веселие птицам, и селитва трости, и лузи).

В песчаной пустыне, перед глазами усталого и жаждущего путника, вдали – на горизонте – иногда является заманчивая картина: ему представляются деревья, озера, источники и т.п., которых в действительности там нет (это – мираж, явление, происходящее от преломления и отражения лучей солнца в воздухе, насыщенном мелким песком); но неопытный путник напрягает последние силы и спешит к тому месту на отдых: наконец призрак исчезает и путник жестоко обманывается. Вместо подобных кажущихся озер, в возрожденной пустыне будут действительные, или же прежде пересохшие, и безводные водовместилища впоследствии наполнятся обильно водой; здесь появится роскошная растительность; сюда прилетят птицы и наполнят воздух веселым пением; здесь для них будет место не только на деревьях, но и в траве; воды будет так много, что появятся обширные болотистые пространства, заросшие тростником, и луговые цветоносные низменности. Подобно тому, и в царстве Божием откроется действительный источник истинно радостной жизни для всякой души.

8. И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся. (И тамо будет путь чист, и путь свят наречется, и не прейдет тамо нечистый, ниже будет тамо путь нечист; рассеяннии же пойдут по нему, и не заблудят).

Путь чистый тот, на котором нет острых камней, ползучих и колючих растений (терновника, кактуса) и никаких других препятствий движения. Путь свят – прямой, безошибочный, ровный, который скоро и верно ведет путника к цели. Таковой путь и будет в возрожденной пустыне: на этом пути здесь уже не будет никакого нечистого – кровожадного и обагренного кровью существа, ни зверя-хищника, ни человека-разбойника, ни завоевателя-злодея. Обыкновенно по пути пустыни путники отправлялись не иначе, как целым обществом – караваном, в сопровождении и под руководством отважного и опытнейшего проводника, чтобы не заблудиться; а по чистому и святому пути в возрожденной пустыне путники пойдут в рассеянии и однако не заблудят. Путь чистый и святой есть образ жизни, чуждой соблазнов и страстных движений, образ мысли, чуждой сомнений, колебаний и ошибок; вообще, это образ правильного развития душенных сил человека, в стремлении его ко спасению. На таком пути жизни нет места человеку нечистому – с греховным настроением и преступной волей.

9. Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него; его не найдется там, а будут ходить искупленные. (И не будет тамо льва, ни от зверей злых не взыдет нань, ниже обрящется тамо, но пойдут по нему избавленнии).

Кроме злодейских нападений и сбивчивого пути, пустыня представляет большие опасности и от зверей. Особенно страшен в пустыне лев, где он голоден и свиреп: он хватает свою жертву с крайней лютостью и беспрепятственно и безнаказанно удаляется. Но в возрожденной пустыне не будет не только льва, но и никаких других хищных зверей (гиены, тигра, рыси); их даже нельзя будет найти в окрестностях чистого и святого пути: все, идущие здесь по этому пути, будут избавлены от всякого рода зла и насилия. Так и в царстве Божием не будет уже насильственных нападений дьявола, который, как кровожадный лев, ходит в мире, ища кого-либо поглотить (1Пет.5:8): здесь будут люди избавленные от всякого зла и от страха смерти.

10. И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся. (И собраннии Господом обратятся, и приидут в Сион с радостию, и радость вечная над главою их: над главою бо их хвала и веселие и радость приимет я, отбеже болезнь и печаль и воздыхание).

Наследники возрожденной пустыни, рассеянные в страхе смерти, будут собраны Господом-Спасителем, возвратятся сюда, соберутся на Сион, как прежде собирались сюда в радостные дни великих праздников. Вечное спасение будет основанием их вечной радости. Теперь на голове их прах и пепел – знак проклятия, унижения и скорби; тогда будет венец славы и радости. Теперь над головой их раздается крик слезных жалоб и отчаяния; тогда вознесется торжественная песнь хвалы Богу в радости о спасении. Теперь они покрыты разодранным вретищем – в знак безвозвратных лишений; тогда облекутся в светлые, убранные одежды, обычные в дни великих праздников. Так радость избавленных обнимет их отовсюду и всецело – и не оставит их во веки; а телесные страдания и душевные скорби и всякая печаль исчезнут безвозвратно, как отбегает тень легкого облака, рассеиваемого полуденным солнцем.

Пустыня жаждущая, это – древний мир, опустошенный силой промысла Божия. Средоточием этой пустыни была земля народа Божия, прилегавшая к Иордану. Во времена пророка Исаии началось и после него продолжалось опустошение Палестины и других, сопредельных с ней стран; так постепенно весь обозреваемый им мир превратился в пустыню и она была жаждущей. Все народы, а иудейский в особенности, с томлением ожидали источник новой и совершенной жизни, пока не явился, наконец, в пустыне Иордановой вестник наступающей новой жизни предтеча Христов Иоанн. В этой пустыне впервые открылся источник воды очищающей и освящающей, здесь совершал Иоанн крещение, которое знаменовало имеющее быть духовное возрождение мира и обращало души томившихся грешников ко Христу, как растения, при действии весеннего дождя, обращаются к солнцу. И Христос, подобно Иоанну, действовал первоначально в пустынях и местах уединенных по ту и другую сторону Иордана (в особенности на пустынных берегах галилейского моря). И Его благодатное слово, которое Он Сам называл живой водой, действовало на сердца людей так животворно, как дождь и роса на царство растений (Иоан.4:10,14,35,39). По действию Его всемогущего слова, слепые прозревали, глухим открывался слух, хромые ходили, даже мертвые воскресали. И эта чудодейственная перемена совершалась не в одной только телесной природе, но простиралась и на духовную и прежде всего – на духовную; вера во Христа открывала зрение и слух, исцеляла и воскрешала. Так совершалось возрождение людей, и с водворением новой жизни зарождалась радость о спасении и вечном блаженстве, вечная радость, потому что Христос низложил власть дьявола, который, как лев, ходит, ища кого бы поглотить (1Пет.5:8). Первоначально такое обновление совершилось в земле Иудейской, средоточием которой был Сион; а затем и во всем мире, до того времени языческом, греховном, а потому и духовно мертвом. Созерцая такое изменение жизни в пределах древне-языческого мира, под влиянием учения Иисуса Христа и благодати Нового Завета, православная церковь торжественно воспевает: «процвела есть пустыня яко крин, Господи, языческая неплодящая церковь пришествием Твоим...» (Воскресн. канон, гл.2,т.3). Так было благотворно действие возрождающей благодати христианства на жаждущую пустыню язычества; так оно открыло для жаждущего мира неиссякаемый источник вечно-блаженной жизни.


Источник: Святые пророки ветхого Завета. Последовательное изъяснение славянского текста. Т 1. Книга пророка Исайи. Н.И. Троицкий. Тула. Тип. Н.И. Соколова, 1889. С. 154. Книга пророка Исайи. Последовательное изъяснение славянского текста. Выпуск 2-й. Н.И. Троицкий. Тула. Тип. Н.И. Соколова, 1891. С. 614.

Комментарии для сайта Cackle