Глава 34. Суд Божий над язычеством
1–2. Приступите, народы, слушайте и внимайте, племена! да слышит земля и все, что наполняет ее, вселенная и все рождающееся в ней! Ибо гнев Господа на все народы, и ярость Его на все воинство их. Он предал их заклятию, отдал их на заклание. (Приступите язы́цы, и услышите князи: да слышит земля, и живущии на ней, вселенная и людие иже на ней. Зане ярость Господня на вся языки, и гнев на число их, еже погубити их, и предати я на заклание).
Язычники, ревностные служители идолопоклонства, заглушивши в себе голос совести и разума, не познали Господа своего, не предвидели и своей неминуемой казни; наконец они должны выслушать определение Господне о своей будущности. Их ожидает великий, но праведный гнев и суд Божий, они сделаются жертвой меча Бога-Промыслителя.
3. И убитые их будут разбросаны, и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их. (И язвеннии их повергнутся, и мертвецы, и взыдет их смрад, и намокнут горы кровию их).
Не воздавая чести Богу, язычники погибнут сами в полном бесчестии. Все они, как раненые, так и убитые, будут с отвращением оставлены на поле казни непогребенными и подвергнутся тлению, от них пойдет смрад, как бы во свидетельство их отвратительной жизни, и горы, на которых они будут избиваемы, не только оросятся их кровью, но даже и намокнут; так неценна кровь нечестивых.
4. И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со смоковницы. (И истают вся силы небесные, и свиется небо, аки свиток, и вся звезды спадут яко листвие с лозы: и якоже спадает листвие смоковницы).
Тщетно язычники будут ожидать своего спасения от сил небесных и от идолов своих, представляющих собой небо на земле. Все идолы, представляющие солнце, луну и звезды, как бы целое небо, истают – исчезнут из виду, и небо это, распростертое по лицу земли, свиется или свернется как книжный свиток, после чего уже не видно будет их; Господь стряхнет эти звезды, как листья с виноградной лозы или как листья со смоковницы, – легко и скоро.
5–8. Ибо упился меч Мой на небесах: вот, для суда нисходит он на Едом и на народ, преданный Мною заклятию. Меч Господа наполнится кровью, отучнеет от тука, от крови агнцев и козлов, от тука с почек овнов: ибо жертва у Господа в Восоре и большое заклание в земле Едома. И буйволы падут с ними и тельцы вместе с волами, и упьется земля их кровью, и прах их утучнеет от тука. Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион. (Упися меч мой на небеси: се на Идумею снидет, и на люди пагубные с судом. Меч Господень наполнися крове, растолсте туком, от крове козлов и агнцев, и от тука козлов и овнов, яко жертва Господеви в Восоре, и заклание велие во Идумеи, и падут с ними сильнии, и овны, и юнцы, и упиется земля от крове, и от тука их насытится. День бо суда Господня, и лето воздаяния суда Сионя).
Когда Господь будет разрушать языческий мир мечем своим и уничтожать всех идолов, представляющих небо на земле (в Ассирии, Вавилонии и пр.), то меч Его снидет и на Идумею, на жителей её, которые постоянно желали погибели народа Божия; поразит их меч Господа с судом – по всей правде. От обильной жертвы меч Господа, как бы змей, нещадно пожирающий свою добычу, напитается кровью и наполнится жиром козлов и агнцев (ср. 2Цар.2:26). Такова будет жертва Господу в городе Восоре – столице Идумеи и по всей земле Идумейской: народ и его цари будут истребляться без пощады и без счету, как овцы и козлы. Это время суда Господня над притеснителями народа Божия, время воздаяния врагам Сиона за все их зло.
9–10. И превратятся реки его в смолу, и прах его – в серу, и будет земля его горящею смолою: не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее; будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней. (И обратятся дебри его в смолу, и земля его в жупел. И будет земля его горящи яко смола днем и нощию, и не угаснет в вечное время, и взыдет дым её высоце, в роды своя опустеет).
Земля Идумейская будет опустошена, разрушена и выжжена: по долинам её потекут смоляные источники и серные потоки, и будут пламенеть и дымиться день и ночь, на веки, и дым этот взойдет к облакам и рассеется в поднебесном пространстве. Идумея погибнет так, как некогда погибли под серным дождем проклятые Богом города Содом и Гоморра (находившиеся в соседней долине Сиддим).
11. И завладеют ею пеликан и еж; и филин и ворон поселятся в ней; и протянут по ней вервь разорения и отвес уничтожения. (И во время много птицы, и ежеве, совы, и вранове возгнездятся в нем: и возложат нань уже землемерно пустыни, и онокентаври вселятся в нем).
Вследствие опустошения страны, в ней уже не будут селиться люди; там будут витать пустынные птицы и дикие звери, обыкновенные жители развалин: и прежде роскошно обстроенная земля сравняется с дикой пустыней, по ней снова пройдет вервь землемера, дабы отмерить пространство если не для жилищ, то для пастбищ; потому что не останется и следов прежнего обитания. Следы жизни изгладятся даже из воспоминаний, и никому не придет на мысль, что там жили когда-то люди; там будут жить только онокентавры – страшные чудовища и страшные звери (ср.гл.13:22).
12–15. Никого не останется там из знатных ее, кого можно было бы призвать на царство, и все князья ее будут ничто. И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником – твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой. Там угнездится летучий змей, будет класть яйца и выводить детей и собирать их под тень свою; там и коршуны будут собираться один к другому. (Князи его не будут: цари бо и вельможи его будут в пагубу, и возникнут во градех их терновая древеса, и во твердынях его: и будут селения сирином, и селища струфионом. И срящутся беси со онокентавры, и возопиют друг ко другу, ту почиют онокентавры, обретше себе покоища. Тамо возгнездится еж: и сохранит земля дети его со утверждением: тамо елени сретошася, и увидеша лица друг друга).
Некому будет восстановить прежнего порядка общественной жизни в опустошенной стране: здесь не будет ни царей, ни князей, ни вельмож, все погибнут. И города страны, после опустошения, порастут терновником, как порастает необработанное поле; и крепости, на которые жители так надеялись, думая вечно благоденствовать, также порастут терном, в этих твердынях устроят безопасное жилище для себя только сирины и страусы. Здесь будет место привидениям и чудовищам; к дополнению всякого страха здесь будут раздаваться дикие вопли: это место, столь страшное для людей, будет тем удобнее и безопаснее для диких чудовищ пустыни. Там совьет гнездо себе и еж и будет обитать вполне покойно: его дети сохранятся в гнезде своем целыми н невредимыми; там спокойно будут встречаться олени лицом к лицу, никто их не разгонит, тогда как даже и в пустыне они не всегда бывают безопасны от нападения отважных охотников.
16–17. Отыщите в книге Господней и прочитайте; ни одно из сих не преминет придти, и одно другим не заменится. Ибо сами уста Его повелели, и сам дух Его соберет их. И Сам Он бросил им жребий, и Его рука разделила им ее мерою; во веки будут они владеть ею, из рода в род будут жить на ней. (Числом преидоша, и един от них не погибе, друг друга не взыска, яко Господь заповеда им, и Дух Его собра я. И той вержет им жребия, и рука Его раздели пастися: в вечное время наследите, в роды родов почиют в нем).
Обитатели пустыни придут туда в определенном числе и ни один из них не погибнет: они будут вместе, не разгонит их охотник, чтобы им пришлось искать одному другого; потому что Господь повелел им быть там и так; Он сам своим Духом собрал их туда – вместо жителей Идумеи. Он сам разделил им Идумейскую пустыню как бы по жребию и назначил каждому определенное пастбище. Они и будут жителями и наследниками этих пастбищ и будут из рода в род пребывать там.
Так погибнут враги народа Божия, опустошавшие его землю, и во главе их Идумеи. Столь выразительное изображение суда Божия над язычниками – врагами царства Божия в Ветхом Завете послужило предызображением и последнего суда Божия над миром. Посему и Христос Спаситель и Его апостолы, предызображая последний день всеобщего суда, представляют образ его в тех же чертах, как и пророк Исаия (ср.ст.3,4,9–10 и Откр.19:18; Марк.13:24; 2Пет.3:10; Откр.6:14; Марк.9:44).