Глава 33. Погибель страшных и гордых язычников и спасение на Сионе верных Богу-Спасителю
1. Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя. (Горе обидящим вас, вас никтоже изобидит, и отвергаяй вас не отвержет: пленени будут отметающии (вас), и предадятся, и яко молие в ризе, тако побеждени будут).
У Израиля много врагов, питающих к нему непрестанную вражду и желающих его гибели; но горе этим людям: они не могут нанести обиды народу Божию; они желают отвергнуть или удалить народ с его родной земли или, по крайней мере, обессилить его, но за это они сами будут побеждены и сделаются жертвою плена; к позору своего могущества, они будут не только побеждены, но и выброшены из святой земли также легко, как вытряхивают моль из одежды.
2. Господи! помилуй нас; на Тебя уповаем мы; будь нашею мышцею с раннего утра и спасением нашим во время тесное. (Господи, помилуй ны, на тя бо уповахом: бысть племя непокоряющихся в пагубу, спасение же наше во время печали).
От лица верных пророк молит Бога о спасении и вместе с тем исповедует, что племя непокорных Его закону при всех увещаниях пророка, обречено на погибель от меча врагов, а для покорно-преданных сам Господь будет спасителем во время печали – во дни предстоящего нашествия оных.
3. От грозного гласа Твоего побегут народы; когда восстанешь, рассеются племена. (Гласом страха твоего ужасошася людие от страха твоего, и разсеяшася язы́цы).
Все враги людей Божиих ужаснутся от грозного гласа Божия, возвещающего им погибель и рассеются от этого гласа, когда Господь, по милости своей будет спасать свой народ.
4. И будут собирать добычу вашу, как собирает гусеница; бросятся на нее, как бросается саранча. (Ныне же соберутся корысти ваши малаго и великаго: якоже аще кто соберет пруги, тако наругаются вам).
Рассеявшиеся от страха гласа Божия оставят все свои добычи – и малые, и великие: а люди спасаемые возьмут эти добычи без страха, как собирают пруги – саранчу. Так, многочисленные враги нападут, как саранча, и покроют землю, но не одержат победы и не покроются геройской славой, а погибнут все, как саранча, и покроются позором.
5. Высок Господь, живущий в вышних; Он наполнит Сион судом и правдою. (Свят Бог живый в вышних, наполнися Сион суда и правды).
Такое поражение врагов и спасение верных Господь сотворит ради святости своего высокого имени и ради того, чтобы Сион был исполнен правды, руководствующей преданных Богу людей.
6. И настанут безопасные времена твои, изобилие спасения, мудрости и ведения; страх Господень будет сокровищем твоим. (В законе, предадятся, в сокровищах спасение наше, тамо премудрость и хитрость, и благочестие к Господеви, сия суть сокровища правды).
Люди непокорные Богу, по требованию закона, будут преданы на погибель, вместе со всеми своими сокровищами, и попадут в руки врагов; а верные Богу будут сохранены с сокровищами своими, спасены и искуплены ценою этих дорогих сокровищ – премудрости, разумности и благочестия, что особенно ценно в глазах Господа, как выражение правды Его в праведных, которых Он защищает.
7. Вот, сильные их кричат на улицах; послы для мира горько плачут. (Се ныне во страсе вашем тии убоятся: ихже боястеся, возопиют от вас: вестницы бо посланы будут горце плачущеся, просяще мира).
Ради спасения достойных праведников Господь пошлет страх свой на врагов их и они с воплем отчаяния падут перед праведниками, стоящими под всемогущей защитой Господа: таким образом страх, прежде наполнявший души людей Божиих, теперь переполнит души их врагов. Ища своего спасения, враги обратятся к ним и пошлют своих вестников – послов просить о примирении с горькими слезами.
8. Опустели дороги; не стало путешествующих; он нарушил договор, разрушил города, – ни во что ставит людей. (Опустеют бо сих путие: преста страх языков, и завет иже к ним вземлется, и не вмените их в человеки).
Теперь по всем дорогам страны множество таких людей, которые ищут спасения у иноверных, много и врагов чужеземных, множество мятежных шаек, наводящих страх на мирных жителей обетованной земли; но скоро рассеются эти грозные враги и опустеют их дороги. И все, вступающие с ними в союз ради собственного спасения и обороны, невольно прекратят с ними всякую связь, и не только не будут видеть в них своих защитников, но и вообще не станут придавать им никакого значения, почитая их людьми вообще негодными.
9. Земля сетует, сохнет; Ливан постыжен, увял; Сарон похож стал на пустыню, и обнажены от листьев своих Васан и Кармил. (Восплакася земля, посрамлен Ливан, блато бысть Сарон: явлена будет Галилея, и Хермель).
По требованию святой правды Божией, произойдет самая великая, неожиданная перемена на земле: то, что было так высоко, крепко, роскошно и гордо, все это унизится и восплачет, при скудости и беспомощности вся земля примет печальный вид пустыни (ср.32:10–13). Посрамится Ливан, потому что обнажится; посрамится великолепная долина Саронская, потому что превратится в болото; а Галилея – область разнообразной и пышной растительности и живописных горных местностей будет открыта – обнажена, как брошенное поле, по скудости почвы: такова даже будет и гора Кармил, прежде столь славная своей растительностью (гл.35:2).
10–13. Ныне Я восстану, говорит Господь, ныне поднимусь, ныне вознесусь. Вы беременны сеном, разродитесь соломою; дыхание ваше – огонь, который пожрет вас. И будут народы, как горящая известь, как срубленный терновник, будут сожжены в огне. Слушайте, дальние, что сделаю Я; и вы, ближние, познайте могущество Мое. (Ныне воскресну, глаголет Господь, ныне прославлюся, ныне вознесуся. Ныне узрите, ныне ощутите, тщетна будет крепость духа вашего огнь вы пояст. И будут язы́цы пожжени, аки терние на ниве разметано и пожжено. Услышат дальний, яже сотворих (глаголет Господь) уведят приближающиися крепость мою).
Господь утешает свой народ и угрожает язычникам. Ныне, говорит Он, а именно – в день спасения, Я воскресну – восстану со своего престола, как царь и защитник (ст.22), для поражения тех, которые считали Господа как бы мертвым – вполне безучастным к своему народу. Он восстанет и тем спасет верующих в Его силу, исповедующих Его живым во всей божественной славе и в полном величии Его. Теперь, с унижением всех врагов, будет очевидна для всех и ощутительна сила Божия, превращающая в ничто всякое величие людей и спасающая слабых, очевидна в том, что крепость мужественных врагов исчезнет перед страхом силы Божией и богатые средства их защиты истребит огнь гнева Божия. Так, за враждебные намерения язычников, Господь уничтожит их храбрость и истребит огнем все средства их военных успехов: Он вырвет их из среды человечества и сожжет их, как колючий терновник на ниве (как то обыкновенно делали для очищения почвы). О таком действии правосудия Божия, к славе Божией, к утешению праведных и к большему позору врагов, услышат как отдаленные народы, так и ближние, и все познают всемогущую волю Божию; тогда исповедуют могущество Божие и беззаконные жители Сиона, теперь близкие к Богу лишь устами, а не сердцем (гл.29:13).
14. Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: «кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?» (Отступиша, иже в Сионе беззаконницы, приимет трепет нечестивый: кто возвестит вам, яко огнь горит? кто везвестит вам место вечное?)
Люди беззаконные – жители Сиона отступили от Господа, перешли на сторону Его врагов, ища себе у них защиты; но обнимет (овладеет ими) их трепет, – они всецело будут жертвой гибели при совершении казни над всеми врагами Божиими. И никто не возвестит им об огне горящем (пожирающем), дабы они могли предохранить себя от него, Господь пошлет этот истребляющий огонь – свой гнев, внезапно, и тем ужаснее; никто не укажет им твердой, на веки несокрушимой крепости, где бы они могли спастись – так, как это несомненно устроит Господь на Сионе (ст.20–21). Нет, они погибнут внезапно и будут истреблены беспощадно, как терн на поле.
15–16. Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах; убежище его – неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет. (Ходяй в правде, глаголяй правый путь, ненавидяй беззакония и неправды, и руце оттрясаяй от даров: отягчяваяй уши, да не услышит суда крове: смежаяй очи, да не узрит неправды, сей вселится в высоце пещере камене крепкого: хлеб ему дастся, и вода его верна).
Кто же будет обитать в Сионе, где будет место вечного спасения? – Тот, кто праведен, согласует свои действия и планы с законом Божиим, с презрением смотрит на изменников закона, отказывается принять дары и даже не решается прикоснуться к ним, как к нечистоте, оскверняющей человека, – кто намеренно становится глухим, чтобы не слышать оправдания кровопролития, и намеренно закрывает глаза, чтобы не видеть неправды, только этот будет обитать на Сионе, как-бы в высокой каменной пещере, устроенной на твердой скале; он будет обитать благонадежно и благополучно: ему дан будет хлеб и вода его будет верна – не оставит его, не иссякнет. Так жил враг нечестия и ревнитель правды Божией, великий пророк Илия в пещере, при потоке Хориве, где ворон приносил ему пищу.
17–19. Глаза твои увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную; сердце твое будет только вспоминать об ужасах: «где делавший перепись? где весивший [дань?] где осматривающий башни?» Не увидишь более народа свирепого, народа с глухою, невнятною речью, с языком странным, непонятным. (Царя со славою узрите, и очи ваши узрят землю издалеча, душа поучится страху Господню: где суть книгочии? где суть совещавающии? где есть исчитаяй питаемыя малы и велики люди? Имже не совещаше, ниже ведяше глубокий глас имущего, яко не слышати людем уничтоженным, и несть слышащему смысла).
Надеясь на Бога, верный Израиль дождется обетованного ему славного и могущественного царя: он увидит землю, оставленною предками при рассеянии по отдаленным землям врагов. И душа его не испытает страха от врагов, но лишь проникнется страхом Божиим, видя полное поражение тех. Тогда он спросит с радостью, где книгочии, переписывающие пленных подданных? где совещавающии или определяющие и распределяющие пленных по областям своего царства? где высчитывающие средства пропитания малых и взрослых людей, с целью определить точнее подати и налоги? – И узнает, что их нет. Им – врагам народа – не суждено от Бога достигнуть своего злодейского намерения; Господь не знает никого, имеющего глубокий глас – не терпит никакого заговорщика, передающего свой замысел другому тихо, потаенно, чтобы не слышали того люди уничтоженные – униженные, ставшие жертвой заговора, обреченные на погибель, или если бы и услышали они, то чтобы не поняли слышанного. Господь открывает тайное злое намерение и разрушает злодейство в самом его начале – ради избавления невинных и простодушных.
20–22. Взгляни на Сион, город праздничных собраний наших; глаза твои увидят Иерусалим, жилище мирное, непоколебимую скинию; столпы ее никогда не исторгнутся, и ни одна вервь ее не порвется. Там у нас великий Господь будет вместо рек, вместо широких каналов; туда не войдет ни одно весельное судно, и не пройдет большой корабль. Ибо Господь – судия наш, Господь – законодатель наш, Господь – царь наш; Он спасет нас. (Се Сион град, спасение наше, очи твои узрят Иерусалиме, граде богатый, кущы не поколеблются, ниже подвигнутся колие храмины его в вечное время, и ужя его не преторгнутся, яко имя Господне велико вам есть, место вам будет, реки и ровенницы широки и пространны: не пойдеши по сему пути, ниже пойдет корабль пловущий: Бог бо мой велик есть: не минет мене Господь судья наш, Господь князь наш, Господь царь наш, Господь той спасет нас).
Нечестивым нет места спасения, а для благочестивых – город Сион; глаза жителей Иерусалима увидят в нем спасение: он снова обогатится, шатры его не поколеблются, не пошатнутся и колья его палаток во веки, не порвутся и веревки, прикрепляющие покров палатки к кольям. Основание этой твердыни Сиона – благочестие лучших людей его: они исповедуют величие Бога живого; поэтому здесь для них будет место, на веки укрепленное (ст.14). Оно будет как-бы окружено реками и глубокими и широкими рвами, наполненными водой, так что к нему не пройдут враги (у которых были подобные укрепления, как в Египте и Вавилоне); но нельзя будет подъехать к нему и на кораблях. – Господь спасет верных своих чад: для них Он велик, как Судья, Князь, Царь и Спаситель.
23–24. Ослабли веревки твои, не могут удержать мачты и натянуть паруса. Тогда будет большой раздел добычи, так что и хромые пойдут на грабеж. И ни один из жителей не скажет: «я болен»; народу, живущему там, будут отпущены согрешения. (Прервашася ужя (веревки) твоя, яко не укрепишася: щогла (мачта) твоя преклонися, не распустит ветрил (парусов), не воздвигнет знамения (флага), Дóндеже предастся на пленение: тем-же мнози хромии плен сотворят, и не рекут, труждаемся, людие живущие в них, оставися бо им грех).
Теперь Иерусалим как бедствующий корабль на бурном море: у него порвались веревки, так как не могли выдержать напора ветра на паруса и мачты; от того и мачты уже наклонились, нельзя поднять парусов, нельзя выкинуть флага: в таком бедственном виде он готов попасть в плен и сделаться добычей морских разбойников... Но – нет! Господь – Царь спасет его: враги преданы будут на смерть и оставят так много добычи, что даже и хромые будут собирать ее, не опасаясь нападения ни с какой стороны. Тогда живущие в Иерусалиме не скажут «труждаемся – мы больны», как говорят пленные, израненные и угнетенные, нет – тогда не будет скорби и страданий, напротив, будет всеобщая радость, потому что всем будет оставлен грех – неверия и неверности завету с Богом.