Источник

Начертание правил для приходских священников, в приходах коих есть раскольники

Всякий приходской священник должен иметь верный список о всех раскольниках, в приходе его находящихся, с показанием лет их и времени, с которого состоят они в расколе, к какой принадлежат секте раскольнической, и не принимали ли каких от церкви таинств.

При всяком благоприятном случае входя в собеседование с раскольниками (о вере, о образовании церкви во внешнем ее состоянии, о чиноположениях церкви и о постепенном распространении обрядов в церкви, с применением сего к обрядам и обычаям содержимым раскольниками) на основании священного писания и истинных преданий церковных, приходской священник должен особенное обращать внимание на тех из чуждающихся св. церкви, кои умеют и любят читать книги и большую пред прочими имеют охоту к познанию истины, с сими особенно должен он быть в близком отношении; им особенно должен указывать в собственных книгах их те места, в коих обличаются их неправые мнения. А для сего в досужное время должен стараться читать с ними их же собственные, особенно печатные книги.

Дабы приходской священник способен был отвечать по возможности на всякое возражение со стороны раскольников, разрешать всякое их сомнение, и таким образом руководствовать их к познанию истины, непременно должен он, кроме священного писания, читать следующие книги. Кормчую, Четьи-Минеи и Пролог, Розыск, Пращицу, Наставление правильно состязаться с раскольниками, Обличение на неправость раскольников, Ответы преосвященного Никифора на вопросы старообрядцев, Книгу о стригольниках23, и другие, сим подобные, а также и разные письменные сочинения, против мнений раскольнических написанные. Книги сии должны быть при каждой церкви, где в приходе имеется довольное число раскольников, если приходской священник не в состоянии иметь их собственные. Сверх сего должно стараться о приобретении книг собственно раскольнических, и уважаемых раскольниками, каковы суть: Книга веры, Катехизис большой, Катехизис малый, Книга мнимого Кирилла, так называемые Цветники, и печатные и письменные, и им подобные тетрадки; ибо нет лучшего средства к обличению раскольников в неправости мнений их, как собственные их книги, против коих они ничего говорить не могут. Поскольку же не всякий приходской священник имеет возможность покупать сии книги на собственные деньги, так как они продаются обыкновенно дорогою ценою: то, в случае надобности и требования, разрешить покупку оных, собственно, для церквей на счет церковный.

Всякий священник должен стараться иметь верное сведение о духе существующего в приходе его раскола, о местных мнениях, на коих утверждается оный, о мере ненависти к православию и законному священству, о степени упорства, о главных лицах, под влиянием коих состоят раскольники, в приходе его живущее, о лженаставниках, поддерживающих и распространяющих раскол в том месте, и строго наблюдать – посещают ли раскольников какие либо из других мест лжеучители в образе монахов и монахинь, не обращаются ли между раскольниками какие-либо вновь составленные раскольнические сочинения, или записки, не носятся ли между ими какие особенные слухи, вредные для святой церкви и духовного начальства местного, или вообще всего, и не приметно ли в действиях их новых каких предприятий к поддержанию раскола. Для точнейшего разведания сих и подобных обстоятельств священник под рукою может с успехом употреблять иногда кого-либо из своих правоверных прихожан, человека искусного, благоразумного, скромного и притом испытанной верности. А для поддержания собственного внимания на сей предмет, всем замечательным по сей части случаям, разговорам, встречам вести определенную запись.

В частных заводах, где управляющие или приказчики и другие должностные лица заражены недугом раскола, приходские священники должны наблюдать не употребляют ли они каких противозаконных мер к поддержанию и распространению раскола, например через тайные, но тем не менее жестокие притеснения православных, через угнетение обращающихся из раскола к святой церкви, через определение в заводские должности преимущественно раскольников под видом большей способности таковых к должностям, или больших заслуг.

Если где в приходе есть раскольническая часовня, приходской священник должен иметь сведение о ней,– давно ли она существует, кем и на какой счет построена, сколь обширна, какое имеет внутреннее расположение и украшение, какие при ней имеются книги, бывает ли в ней служение, когда и какое, кто при служении читает и поет, кто в ней старший, не бывает ли при ней звона на подобие колокольного, не произведено ли и не производится ли вновь каких-либо совне или внутри пристроек, переделок и поправок, какие бывают нарочитые и совершаемые с нарочитым стечением народа праздники, не приглашаются ли на оные для совершения какие-либо уважаемые раскольниками лженаставники, присвоившие себе право совершения некоторых служб в раскольнических часовнях; нет ли икон, выдаваемых за чудотворные, или тому подобного, чем обыкновенно поддерживается и может поддерживаться раскольническое суеверие.

Если где в приходе есть раскольнический скит, приходской священник должен знать о времени основания оного, о числе живущих в нем, о образе жизни и поведении их, о настоятеле или настоятельнице, о главных лицах, под покровительством коих состоит оный, и вообще знать то же, что сказано о часовнях, с наблюдением притом того, какое имеют влияние живущие в ските лжемонахи, или лжемонахини на прочих раскольников, или уважение у них.

Поскольку ныне в Екатеринбургском уезде один только находится раскольнический беглый поп Парамон Лебедев, проживающей в Верхне-Нейвинском заводе, но и тому строго воспрещено исправлять требы у раскольников вне его жительства: то всем приходским священникам поставляется в обязанность наблюдать, – не посещает ли тайно оный поп Парамон Лебедев раскольников, в приходах их живущих, или сии не ездят ли скрытным образом к нему для исправления треб. Не мешает знать даже и то, не получают ли они в роде совершения таковых треб от него заочное благословение, или тому подобное суеверное обрядоисполнение. Если замечено будет, что раскольники исправляют требы в Верхне-Нейвинском заводе чрез попа Парамона, то следует узнать – кто таковых увольняет и кто дает им письменные виды на проезд в оный завод. Поскольку же известно, что раскольники некоторые требы исправляют чрез своих стариков и подобных тем лжеисправителей треб под тем видом, якобы таковые получают право совершать требы через благословение какого-либо раскольнического попа, кои посему читают родильницам очистительные молитвы, нарекают имена новорожденным младенцам, крестят их в три погружения, напутствуют исповедью и причастием больных, погребают умерших: то приходские священники должны иметь надлежащее сведение о таковых развратителях, наблюдать за действиями их, а равно дознать и то, от кого они уполномочены в сем праве.

Всякий приходской священник таким образом постоянно наблюдая и действуя в отношении к раскольникам с христианскою любовью и с Евангельскою кротостью, должен все свои замечания и действия по сему предмету подробно описывать в журнале, а по окончании месяца доносить об оных его преосвященству, или местному миссионеру, смотря по важности обстоятельств и действий, по удобности и надобности приведения оных в известность. Обстоятельства особенной важности без промедления должны быть доводимы до сведения прямо к его преосвященству, и вслед за тем, если бы требовались дополнения, с оными объясняемы были местному миссионеру.

Если кто из раскольников, по убеждению приходского священника, изъявит желание присоединиться к святой церкви, то немедля должно отобрать от такового обстоятельную подписку, и по засвидетельствованию местным начальством, представлять оную к его преосвященству или прямо, или через миссионера, с изъяснением в донесении или на самой подписке, что обращающийся действительно есть давний раскольник, или с известного времени отступивший от святой церкви, при чем должно означить номер, под коим он состоит в исповедных церковных росписях за последний год. Между тем, как дело сие продолжается, священник всемерно должен стараться поддержать в обращающемся доброе расположение. Когда же получится архипастырское его преосвященства благословение на присоединение обращающегося к святой церкви, приходской священник должен совершать оное по чиноположению в присутствии местного причта и некоторых прихожан; вообще же полезно было бы для поддержания чувства благочестия, если бы присоединение совершаемо было перед литургией в праздничные дни, когда бывает большое стечение народа; по совершении присоединения донести о том его преосвященству с приложением свидетельства; новообращенного же ввести в особый список (каковой должен быть в каждой церкви), и всегда иметь такового в особенном внимании, побуждая его к неопустительному исполнению христианских обязанностей, а по окончании года доносить его преосвященству о всех новообращенных, пребывают ли они постоянно в православии и не имеют ли которые-либо из них наклонности к расколу.

Благочинные (кои обязаны обозревать подведомые им церкви по окончании каждой трети года, при обозрении вести журнал и представлять его преосвященству), посещая сии церкви, непременно должны обращать внимание на действия священников и в отношении к раскольникам, на степень усердия их к святому делу обращения ими на путь истины и спасения заблуждающихся, и свои замечания по сему предмету писать в путевых журналах своих с изъяснением: а) ведут ли приходские священники журналы, означенные в 9-м пункте сего предначертания; б) есть ли в церквях списки о новообратившихся из раскола к святой церкви, и исправно ли оные ведутся; в) есть ли при церквях книги, показанные в 3-м пункте, по крайней мере самонужнейшие из них, и священники занимаются ли чтением оных, касательно чего их и испытывать по мере образования их, так же как указывать им в книгах места, более важные по степени свирепствующего в каком-либо приходе раскола или раскольнического толка. Для сего каждый благочинный имеет у себя все сии правила, и в случае надобности, прочитывать оные при обозрении церквей с священниками для объяснения, как пользоваться оными в приложении к различным случаям.

Как благочинные, так и священники, в доношениях своих должны помещать свои замечания о тех средствах и способах, какие по их наблюдениям откроются благоприятными и действительными к ослаблению раскола, так же как непременно, доносить и о всех тех, которые из принадлежащих к церкви, кто бы то ни были, для приобретения корысти или для угождения сильным раскольникам и их покровителям, стали бы сообщать им о благих мерах и действовании духовного начальства, клонящихся к собственному спасению самих заблуждающихся, но по невежеству ими приемлемых за притеснение.

Сами оо. благочинные должны быть главными сотрудниками и споспешниками в святом деле миссии, так как собственная их деятельность на сем важном поприще всего более может возбудить в подведомых им священниках пастырскую ревность ко спасению заблудшей братии нашей. Когда они сами со всем вниманием будут заниматься сим собственно пастырским делом, то могут из подведомых им священников даже тех самых, кои, по-видимому, менее других способны и образованы, вразумить, наставить и одушевить к таковому же образу действовали. Да тако все пастыри Христовой церкви, соединившись в един дух христианской любви к удаляющимся от святой церкви, потщатся общими силами исполнить желание Пастыре-начальника своего Иисуса Христа, которого божественные глаголы особенно можно приложить к удаляющимся церкви Божией по причине раскола: ины овцы имам, яже не суть от двора сего: и тыя ми подобает привести, и глас мой услышат, и будет едино стадо и един пастырь. (Ин. 10:16).

Замечание.

Пункты 4, 5, 6, 7 и 8 можно поставить в обязанность и единоверческим благоразумным священникам, а известным по ревности к св. церкви старшинам единоверческим сообщить для сведения и просить их, соответственно оным пунктам, содействия, во многих случаях весьма нужного для совокупного действования в пользу православной церкви и правильно поставленного священства.

Июля 29-го дня, 1835 года.

***

Стараясь таким образом возбудить к миссионерской деятельности всех священников своей епархии, «в приходах коих есть раскольники», преосв. Аркадий сам первый, как и следовало, показывал им пример этой деятельности, был именно первым миссионером своей епархии, руководителем своего миссионерствующего духовенства. И сам пользуясь всяким случаем к открытию личных сношений с раскольниками, охотно вступая в беседы и в переписку с ними, он по преимуществу заботился действительно о том, чтобы руководить в этом деле свое миссионерствующее духовенство, давал наставления, советы священникам, поддерживал и ободрял наиболее деятельных между ними, не только опять при личных свиданиях, но и посредством переписки с ними, как это, повторяем, несомненно доказывают многочисленный письма его к разным лицам из подчиненного ему духовенства, примечательным образчиком коих служит приведенное выше письмо к нижнетагильскому протоиерею.. Письма эти, в общей их совокупности, могут составить даже достойный внимания памятник литературной противораскольнической деятельности архиепископа Аркадия. Но эту деятельность он не ограничивал одною перепиской. Он хорошо понимал важность серьезных литературных наследований по вопросам о расколе и в высшей степени интересовался ими. Так он с усиленным вниманием следит за ходом работ митрополита Филарета по составлению известных «Бесед к глаголемому старообрядцу», как видно из писем к нему митрополита, – быть может, он способствовал даже тому, что митрополит Филарет приступил к составлению «Бесед». По крайней мере еще в 1831 году он писал московскому владыке, что нужно и полезно было бы «написать о книгах, на которые опираются раскольники», – а в «Беседах» сделать разбор некоторых положений именно книги, которую раскольники особенно уважают, – известной «Соловецкой челобитной», весьма рано напечатанной раскольниками и повсюду у них распространенной24. Между тем и сам архиеп. Аркадий делал опыты в этом роде, разбирал критически важнейшие статьи, полагаемый в основу того или иного раскольнического лжеучения: так им составлен был разбор 31-й главы Стоглава, написаны «Замечания» на 9-ю главу соборного изложения патриарха Филарета, Заметка на пятый поморский ответ. Но и в своих литературных трудах по расколу он имел преимущественною целью вспомоществование своему миссионерствующему духовенству в борьбе с расколом. Мы видели, что он жаловался на распространение среди пермских раскольников разных «Цветников», «с которыми разъезжают лженаставники и совратители»; и в «правилах» для священников он предписывал им «строго наблюдать, не обращаются ли между раскольниками какие-либо вновь составленный раскольнические сочинения, или записки». Эти-то обращавшиеся между пермскими раскольниками сочинения и обращали на себя особое внимание архиеп. Аркадия: он писал разборы их, и именно с той главным образом целью, чтобы сообщать их духовенству для руководства в опровержении этих сочинений и тетрадок, или же для распространения среди раскольников. Образчик такого разбора раскольнической тетрадки и с этою самою целью представляет приведенное выше письмо преосв. Аркадия к Белову, но известны нам и целые сочинения его в этом роде, очевидно, с этою же целью составленный. Таково составленное им краткое сочинение под заглавием: «Нечто о расколе в российской церкви». Таково небольшое же сочинение под названием «Есть ли правда?» Таково небольшое сочинение под названием «Нужда». Таковы очень обстоятельный разбор употреблявшегося у пермских беглопоповцев «Чиноприятия» от великороссийской церкви приходящих, и большое сочинение о составленном каким-то раскольником «Увещании ко всем христианам». Достойно внимания, что преосвященный Аркадий, назначая свои сочинения именно для местного употребления, в списках, и приспособляя их именно к этому пользованию местным духовенством и местными старообрядцами, вовсе не имел намерения и желания предавать их печатному тиснению, потому ли что совсем не заботился о приобретении авторской известности, или потому, что не усвоял им особенно важного значения, считал их пригодными и полезными только для своей пермской епархии. А между тем они заслуживают полного вниманья всех, подвизающихся в борьбе с расколом, и для пользы их стоили бы именно печатного тисненая. Написанные с редкою основательностью и самою строгою логическою последовательностью, с обширным знанием и святоотеческих писаний и учений раскола, языком чрезвычайно простым, ясным и правильным, но не лишенным своеобразности, они показывают в авторе примечательного писателя и составляют ценный вклад в нашу противораскольническую литературу: и теперь, интересующиеся расколом и миссионерствующие против раскола прочтут их с немалою для себя пользою. Поэтому и нашли мы не только не излишним, но и нужным напечатать те противораскольнические сочинения преосвященного Аркадия, точные засвидетельствованные копии которых имеются в нашем собрании рукописей25.

Итак, и словом, и делом архиепископ Аркадий был первый миссионер среди миссионеров своей пермской епархии. И плоды его миссионерской деятельности были, как уже сказано, весьма благотворны и обильны. Но никакое доброе и святое дело не совершается без наветов лукавого. В последний год пребывания своего в Перми, преосвященный Аркадий встретил наветника в лице тогдашнего секретаря консистории – Архарова. Архаров донес в Петербург, что якобы преосвященный в преувеличенном виде» сообщает Синоду о числе присоединяющихся к Единоверью. Донос Архарова «буквально не подтвердился»; однако же указом Св. Синода от 31-го Декабря 1850 г. было предписано преосвященному Аркадию «о присоединившихся раскольниках в церкви доносить по одной истине, не считая их присоединенными дотоль, доколь, сие не оправдается исполнением с их стороны устава церкви», так как «из числа показанных присоединившимися весьма немногие исполняют христианский по правилам церкви долг исповеди и причащения». Можно представить, как прискорбно было такое замечание для архипастыря, «всего себя обрекшего на службу святой церкви» и так утешавшегося быстрым и широким распространением Единоверия в его пастве! Особенно же огорчило его это, крайне строгое в отношении к присоединившимся предписание – не считать их таковыми, если они не исполнят долга исповеди и причащения, – предписание, которого он по совести не мог признать справедливым и полезным. Тогда-то написал он митрополиту Никанору, то обширное и замечательное письмо, из которого мы уже сделали некоторый извлечения. Здесь он высказал с горячностью и редкой убедительностью свои суждения о Единоверии и о способах обращения раскольников – суждения до такой степени важные по своей неотразимой верности, что мы не можем отказать себе в удовольствии привести их здесь в пространных извлечениях.

«Если бы, писал преосвященный, дотоле не присоединять к церкви обращающихся, доколе каждый из них не исполнит христианского долга исповеди и причащения, то не было бы у нас единоверцев за 60.00026. От себе бо земля плодит прежде траву, потом клас, таже исполняет пшеницу в класе. Чтобы увидеть пшеницу... надобно прежде видеть траву... и сию траву, которая может в свое время показать клас и пшеницу, надобно хранить в ограде, т. е. в церкви: вне ограды кто не потопчет траву, если бы она и появилась?

«Опыт величайшего миссионера, св. Апостола Павла (Деян. 20:31, 1Сол.2:7)27, в деле обращения к церкви должен служить образцом, примером для всякого миссионера. Если св. Павел был всем вся, да всяко некие спасет (1Кор.9:22): мы ли немощнейшие не снизойдем к нашим старообрядцам, да всяко некие от них спасем?

«Кого мы ныне найдем с дарами Апостола! Кого с самоотвержением Павловым? Да найдем ли и из раскольников хотя одного такого, который бы согласился провести с миссионером хотя одну недели неотлучно?28

..."Для церкви и то есть великое приобретение, что человек отделяется от раскольников. Пусть он еще земля, но земля, уже производящая зелень, подающая надежду в свое время произвести и колос, потом полное зерно в класе, – и бывает так...

В оправдание порядка, какой был нами наблюдаем в отношении обращения раскольников, приведу опыты. В имени его сиятельства графа Григория Александровича Строганова многие раскольники по одним приговорам изъявили желание быть в Единоверии, и теперь при трех церквах исправляют все христианская обязанности. Также и в имении графини Н. П. Строгановой составилось шесть приходов единоверческих, когда миссионеры, при содействии управляющих, убедили главных из раскольников присоединиться к церкви: ныне единоверцы сии имеют при церквах даже школы, и в этих школах священникам-учителям первые помощники те же лица, кои прежде были наставниками, вожатаями у раскольников! В 1837 году пожелали некоторые из нижне-тагильских раскольников обратиться к церкви, избрали себе кандидата во священника, прислали его ко мне для производства, и с ним прислали нескольких человек поверенных – главных в своем обществе: сип поверенные смотрели, как я служил, как я рукополагал их священника, читал ли я ту книгу, которую они привезли, чтобы по ней только было совершено мною рукоположение. После божественной литургии пришли ко мне на закуску. В то время случилось быть у меня В. В. Скрипицыну, нынешнему директору департамента духовных дел иностранных исповеданий: он видел осторожность, дикость тех посланных. Скажу, кстати, этот чиновник, приезжавший к нам по особому распоряжению правительства, очень, очень много заботился для нашей миссии: его внушения раскольникам доселе памятны. Он, думаю, и ныне припомнить тот случай: из дикарей-поверенных тогдашних что бы он увидел теперь? Теперь общество единоверцев в нижнетагильских заводах уже за 8 тысяч. Поминаемый ставленник, по желанию и просьбе самих бывших дикарей, уже протоиерей со скуфьей. С ним в нижнетагильских заводах служат четыре священника; к ним приискивают еще двоих. Нижнетагильские единоверцы имеют две церкви, строят третью, каменную, на свой счет; слили в Москве чрез мастера Богданова колокол в 744 пуда. Поручили мастеру испросить благословенье у высокопреосвященного Филарета, митрополита Московского, который и надпись для колокола того благоволил исправить; поручили мастеру, пред литьем колокола, совершить молебное пение у раки св. Стефана епископа пермского; в надписи на колоколе вылиты слова: по благословению архиеп. Аркадия. По благословению!... Кто мог все это предвидеть, когда нижнетагильские единоверцы были у меня в 1837 году? На такой-то земле, тогда показывавшей еще слабую траву, явился потом такой тучный клас, и в класе зреет такая приятная пшеница!

...«Бывают уклонения, отпадения присоединившихся; но бывают сии уклонения в раскол и отпадения от церкви и между старинными прихожанами-православными. Да когда и где таковых уклонений и отпадений не бывало?

...»Да не заградим убо раскольникам дверь веры, которую отверзе им Бог чрез церковь единоверческую, чрез любовь и снисхождение к ним. Последуем апостольской ревности и апостольской снисходительности.

...«Какие силы своей беспредельной благости премилосердый просветитель наш, Господь Иисус Христос, явил в стране нашей со времени открытия в ней массы, всего того в настоящее время и ближайшему наблюдателю видеть не можно. От себе бо земля плодит.

«О едином прошу, едино почитаю нужным, чтобы нам позволено было и в траве принимать пшеницу, дабы пособить земле произвести колос, потом и полное зерно в колосе. Иначе – не увидим мы новой пшеницы и старую пшеницу подавят плевелы, если они умножатся; потопчет ее скот и зазеленевшую, если она не будете огорожена и хранима приставником.

...»Если мы не будем успевать в обращении раскольников, раскольники будут успевать в совращении.

«Пиша сие, не себя лично имею в виду, а единственно состояние, пользу Пермской епархии, перед которою я – ничто29.

Так ревностный архипастырь изливал в письме к первенствующему члену Святейшего Синода свои заветные мысли и чувства по вопросу о обращении раскольников, столь близкому для его сердца. Но, вероятно, письмо его не успело еще дойти по назначению, как состоялось определение о переводе его из епархии, для которой он так много и плодотворно потрудился, в другую, где он также и с тою же неослабною ревностью предался святому делу обращения глаголемых старообрядцев к православной церкви30. Изложение этой деятельности преосвященного Аркадия в Олонецкой епархии не входит в нашу задачу, так как печатаемый нами сочинения все составлены им во время управления Пермскою епархией, и мы желали только сопроводить издание этих сочинений кратким очерком миссионерских трудов его против раскола именно в Перми.

* * *

23

Здесь перечислены все капитальный противораскольнические сочинения XVII–XVIII ст.; из сочинений же истекающего ныне столетия не упомянуты даже «Беседы к глаголемому старообрядцу», первое издание которых отдельною книгою последовало в том же 1835 году, но, как видно, не было еще известно преосв. Аркадию. К настоящему времени историческая и полемическая литература о расколе обогатилась многими замечательными сочинениями и вообще сделалась обширна и богата; но тем не менее упомянутые здесь книги прошлого времени доселе не потеряли своей цены.

24

В письме от 2-го Генваря 1831 года м. Филарет писал к архиеп. Аркадию: «Написать о книгах, на кои опираются раскольники, может быть полезно. Только, по моему мнению, надобно написать о главнейших сочинениях небольшого пространства, чтобы могло иметь легкий ход (Собр. мнений... ч. 2, стр. 304). «Беседы» и были «сочинением небольшого пространства» об одной из «главнейших» раскольнических книг. Первая беседа написана в Марте 1834 г.

25

Надобно полагать, что есть и другие не известные нам противораскольнические сочинения преосв. Аркадия. Мы будем весьма благодарны, если те, у кого имеются таковые, сообщать нам верные с них копии для напечатания.

26

Мы даже не понимаем, как можно «не присоединять к церкви обращающегося, доколь он не исполнить долга исповеди и причащения», или, другими словами, как можно присоединять к церкви уже исполнившего в ней долг исповеди и причащения. Разве можно не присоединенного к церкви допускать к церковным таинствам исповеди и причастия? Допущение к таинствам уже необходимо предполагает совершившимся присоединение к церкви. Как же можно требовать, чтобы старообрядец дотоле не считался присоединенным к церкви, доколе не исполнил долга исповеди и причастия? Иди предписание Синода имело тот смысл, что не следует считать действительно присоединенными к церкви тех, которые по присоединении не исполняют исповеди и причастия (в таком смысле очевидно понимал его и преосв. Аркидий)? Но в таком случае сколько и православных нужно было бы исключить из церкви за неисполнение долга исповеди и причастия! Нельзя же иметь два мерила – одно для единоверцев, другое для православных.

27

Вот указываемые слова из книги Деяний: Сею ради бдите, поминающе, яко три лета ночь и день не перестаях уча со слезами единого коегождо вас. Из послания к Солунянам: Могуще в тяготь быти, якоже Христовы Апостолы, но быхом тиси посредь вас, якоже доилииа греет своя чада. (В рус. пер. «Мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были среди вас тихи, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими»).

28

Очевидно, имеются в виду вышеприведенные слова Апостола: «три лета ночь и день не перестаях уча со слезами единого коегождо вас».

29

Христ. Чт. 1887 г., ч. II, стр. 687–688.

30

Письмо помечено 10 Марта 1851 года, а назначение на Олонецкую кафедру последовало 29 числа того же месяца.


Источник: Москва. Типография Э. Лисснера и Ю. Романа, Воздвиженка, Крестовоздвиженский пер., д. Лисснера. 1890. Отдельный оттиск из №№ 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 20 за 1889 год и из №№ 1, 2, 3, 4 и 5 журнала «Братское Слово» за 1890 год.

Комментарии для сайта Cackle