Аркадий епископ Пермский
Древняя плащаница, принадлежащая Астраханскому собору, построена в лето от сотворения мира 6974-е (1466). Неизвестно, когда и каким образом она взошла в состав соборного имущества: ибо нет никаких оснований почесть ее произведением Астрахани. Кроме своей древности она может быть примечательною и по следующему обстоятельству: в 1791 году при преосвященном Астраханском Никифоре приезжал сюда настоятель Иргизской Успенской пустыни Серий. Пастырь сей, известный своими увещаниями к раскольникам, видя пред собою главу и наставника старообрядцев, увлечен был духом евангельской ревности – поборника заблуждения побороть истиною православия и спасения. Сверх других предметов прения важный составляло перстное сложение. В сем случае ни глубокая ученость Никифора, ни его красноречие, ни самое рождение в Греции, долженствующее преклонять к убежденно, потому что оно могло познакомить его ближе с постановлениями древней греческой церкви, нимало не убеждали Сергия. Истину надлежало решить древними памятниками: я для сего была употреблена плащаница сия, где сложение перстов в благословляющей руке Спасителя изображено не по мнению старообрядцев, но согласно постановлению церкви грекороссийской. Сие так подействовало на Сергия, что он не только обратился к православной церкви нашей, но и запечатлел это своим увещанием к раскольникам, в книге им изданной под названием: Зеркало старообрядцев5. Достоверность сего происшествия засвидетельствуют и современники, и очевидцы.
Белов, управлявшей нижнетагильскими заводами, был одним из споспешников преосвященного Аркадия в обращении раскольников6 и, очевидно, находился с ним в частых письменных сношениях. В 1836 г. при письме своем о нижнетагильских приходских делах, он прислал преосвященному копию какой-то статьи, составленной поморцем (Рябовым), как видно, распространявшейся среди раскольников, и на которую эти последнее требовали ответа у православных. Отвечая Белову, архиепископ Аркадий делает краткие замечания на отдельные места и выражения в статье поморца, или указания, как следует опровергать их. К сожалению, он приводить эти места и выражения отрывочно, так что для не имеющего под руками самой статьи поморца, смысл и значение их не везде ясны, но тем не менее каждый может видеть, как сильны и метки сделанные преосв. Аркадием замечания и как близко он знаком был с учениями раскола, как правильно и верно судил об них. Особенного внимания заслуживает здесь кратко выраженный им взгляд на клятвы собора 1667 года, – тот ясный и правильный взгляд, которого, к удивлению, доселе не могут усвоить себе иные даже из православных писателей, сбитые с толку филипповскими «чтениями». Вообще же письмо преосвященного Аркадия к Белову – достойный внимания и подражания пример того, как заботился этот архипастырь, чтобы не оставлять без помощи и руководства тех людей, чрез которых и с помощью которых он действовал в обращении раскольников к православной церкви. Надеемся, что читатели не посетуют на нас, если мы приведем здесь вполне это письмо.
Милостивый государь,
Дмитрий Васильевич!
Чердынского уезда приходы: Юрлинский, Юксиевский и Гаинский почти очищены от раскола в нынешнем году: слишком 300 душ присоединилось к православной, или единоверческой церкви.
С бумаги, которую заготовили вы в опровержение последних слухов, старшинами рассеваемых, желал бы я иметь копию.
В заводы ваши пополнение священно- и церковнослужителям будет на сих днях. Далматовский отказался.
Уверен, уверен я, что душа ваша стремится быть полезною вверенным управлению вашему людям.
О копии речь. Эта бумага написана неумно; а что всего важнее, с явными неверностями и нелепостями, коих устыдиться и убояться должны сами поморцы.
«Прииде время отрешитися от новыя секты».
В подлинном послании св. Апостола (Филип. 1, 23) слов: от новыя секты нет. Св. Апостол под словом: разрешитися разумеет разрешение души от тела – смерть, а не от новой секты. Поморцы под новой сектой хотят разуметь нашу церковь; но ее никто, кроме наших раскольников, не называл так, и никогда она не была и не будет – секта, как вселенская церковь. Таковые поморские прибавки св. Апостол предает анафеме (Галат. 1. 6, 7, 8, 9) И простое человеческое писание подделывать непохвально, кольни паче слово Божие.
«Удаляемся нового предания Никонова», пр.
Что Никон ничего нового не предал, о том в начале 1-й беседы к глаголемому старообрядцу.
«Содержим святые правила» и пр.
Указать те правила в соборах, кои нарушают поморцы; предоставить им найти хотя одно правило, которое бы нарушила российская церковь – по их – новая секта.
«В 1661 году, егда взыде (Никон) на патриаршеский престол».
Но еще в 1660 году созван был собор уже для суждения Никона (Истор. словарь, т. II, стр. 114,1827).
«Нача искажать догматы» и проч.
Какие догматы? Сущность догматов изложена в символе веры: против какого члена грешит святая российская церковь?
«Бысть в Москве собор в 1666 году7.
Но вот точный слова подлинного соборного деяния: «Сие соборное наше узаконение подписахом и утвердихом нашими руками в лето от сотворения мира 7175, от воплощения же Бога Слова 1667, индикта пятого, месяца Маия в 13 день».
«А старые книги... и спасшихся по оным святых отец клятве предаша»
Но собор, в 1667 году бывший, одобряя ново-исправленные богослужебный книги, как несомнительные, не произнес ни осуждения на книги патриарших изданий, ни запрещения употреблять их, как изданные православными иерархами и содержащие в себе православную веру, хотя и неочищенные от некоторых словесных и обрядовых погрешностей, по неведению или по недосмотру вкравшихся. Вот на кого произнес он осуждение. «аще кто не послушает повелеваемых от нас, или начнет прекословить или противлятися нам: и мы такового противника данною нам властно от Всесвятого и Животворящего Духа, аще будет от священного чина «извергаем» и пр. Собор осуждает непослушных, прекословящих, противников, а не святых отец, спасшихся до Никона патриарха, коих прославляла и ублажала святая вселенская церковь до патриарха Никона, прославляет и ублажает церковь и после патриарха Никона. Все церковный службы и праздники подтверждают это.
«И за двуперстное сложение рукою проклинаемы. Напечатано в книге Никифора, архиерея Астраханского, на листу 273».
Но на листе 273 даже слова проклинаю, или проклятия нет.
«За сие мы называемся поморского согласия старообрядцы, – за старопечатных книг содержание».
Но Полное историческое известие о стригольниках8 (1831, стр. 95–106) не согласно бумаге говорить.
«Тако глаголет Господь: Блюдитеся, да никтоже вас прельстить ни по единому же образу»9.
Но не Господь, а св. Апостол Павел во 2-м посл. к Солун. (гл. 2, ст. 3) сие написал. Толкование св. Златоуста (напечат. в Киеве 1623 г., ст. 2333) показывает, в чем состоят те образы, о коих говорит св. Павел. Духом – ложные откровения лжепророков; словом – ложные сказки и указания; посланием – подметные сочинения: это все есть у раскольников; таковыми токмо образами и держатся они.
«Мерзость запустенья» и пр.
См. Благовестник 1819 г., л 154.
«Толкуется по Писанию»10.
По какому? В большом Катехизисе на л. 25 написано: «еже обладает нечестивая ересь церкви святыя».
А какие ереси, – поименованы в том же Катехизисе на лист. 23; о священстве слова нет.
«От Марка гл. 13»11.
В последнее время антихрист придет видимо, а не духовно, как учат поморцы. В Благовестнике на л. 67 это показано ясно; к сему ведут и слова: «и тогда узрят Господа, яко Сына человеча, сиречь во плоти – видимое бо все тело есть».
«От Луки гл. 21»12.
В Благовестн. на л. 179 весьма замечательны слова: «Род, рече, не тогда сущий, но род весь христианский верный... да не непщуют нецыи, яко егда христианство разорится. Ни, рече: не прейдет бо род сей христианский: небо и земля изменится, но о Мне (Христе) вера не оскудеете. Являете же зде, яко церковь честнейшу имать всех тварей: ибо аще и тварь изменится, верных же церкви и словеса ея, и Евангелие, никогда же».
«От Иоана гл. 10»13.
Весьма замечательно толкование в Благовестнике на л. 132 – 134. Здесь раскрыто, почему знается пастырь и волк; а на обор. л. 140 о самовластии сказано хорошо – поражение поморцам.
«2-го посл. Петра гл. 2-я»14.
Прочитать на русском языке: сколько признаков поморства!
«К Солун. посл. 2-е» и пр.
Святой Златоуст в указанном толковании ясно говорит о лице антихриста человека, который повелит себе кланяться вместо Бога.
«И во откровении св. Иоанна Богослова гл. 13-я» и пр.
Всего лучше прочитать толкование св. Андрея Кесарийского на это место.
«Царь Алексей» и пр.15
В известной челобитной Соловецкого монастыря, какова послана к великому государю к Москве во 176 г., написано. «Благоверному и благочестивому и в православии светло сияющему, от Небесного Царя помазанному», и пр. Ваши поморяне следуют ли сему?
«Крайний именный антихрист» и пр. В толковании св. Андрея Кесарийскаго на стран. 138 см. о сквернавом имени антихристовом.
«И зверь, иже бе» и пр.
В оном же толковании на стр. 181 ни лживого пророка, ни безбожного мучителя никак нельзя видеть в тех лицах, в коих видеть думают ваши поморцы.
«Его же Господь Исус убиет духом уст своих» и проч.
В Бесед. Златоуста на стр. 2340 и 2341 и далее ясно говорится, когда и как явится антихрист. Тогда, как власть римская возьмется от среды; а ныне власть римская, папская, еще существует и проч.
«Аще не быша прекратилися дни оны» и пр.
В Благовестник на об. л. 155 объяснено, что пророчество сие разуметь должно не о антихристовом времени, а о времени разорения Иерусалима
«Тако глаголет св. Мелетий патриарх антиохийский в 10-м послании» и пр.
О. прот. Михаил16 весьма хорошее замечание сделал на это место в книге Кирилловой па л. 502 и друг17.
«Сия церковь Богу возлюблена» и пр.
Это взято из «Книги веры», на обор. л. 19. Прочитать главу до конца: она преясно и пресильно опровергает лжеученые раскольников о не хождении во храмы православные и о успокоены себя домашними, или часовенными собраниями о себе.
«Ядый мою плоть» и пр. «Слово плоть бысть» и пр.
О. протоиерей в Благовестнике на 6-ю гл. и 14-й ст., 1 гл. от Иоанна найдет прекраснейшее опровержение лжемудрования поморцев.
«Крещение сами совершаем по правилу в Номоканоне 203».
Но вот 203-е правило: «второе крещаются, иже ложне творящеся, по истине же не суще священницы, крестиша». Явно уничтожается сим правилом крещение не священником совершаемое.
«Обаче не второкрещаются иже (крещены от) христианина некоего православного, и по нужде, не сущу священнику... Чти правило Никифора патриарха константинопольского»
Таковое снисхождение объясняется следующим ответом на л. 726: «Аще умрет крестивыйся (не священником) прежде, нежели постигнути священнику; божественная благодать совершает и Аще ли же жив будет, да паки поставит и священник в купель, и молитвы и миро по обычаю творить. То же и Никифор патриарх цареградский глаголет». Ни одному старообрядцу нельзя сказать, что ныне нет священников: следовательно, беззаконно и не спасительно крестят простецы.
«Сами брачный союз совершаем» и пр.
Это не старый, законный, а новый, самочинный и беззаконный обряд. Ибо в Кормчей гл. 21 о тайне супружества си есть законного брака, на лист. 521, 524, подробно изложена такая форма, что сие таинство никем другим, как только иереем совершено быть может, и притом с благословения архиерейского, в церкви; а та форма, на которую указывают поморцы, т. е. в Кормчей на л. 500, относится не до совершения тайны супружества, а до имущества и прав браком сочетатися хотящих. Совещания, или договоры по сему случаю делаемые, бывают или писанные, или неписанные. О совещании брака написанного говорится на л. 498 и далее, где ясно говорится о наследии, о частях имения, о том же говорится и на листах 500-ых, ибо говорится: «аще ли по тесноте... не возможет кто написанного составити брака, но и неписанно да совещается женитва (а не да совершится тайна супружества): а) советом родителей, кои благословляют детей вступить в брак; б) или в церкви благословения ради, коим влагаемые в брак утверждают свое согласие и касательно имущества; в) или пред други дадут обещание распорядка своим имениям, приняв тех другов за свидетелей на всякий случай раздела, или спора. Дальнейшее объяснение сей статьи в Кормчей совершенно подтверждает нашу мысль и совершенно опровергает на искаженном понятии сего места основываемый обычай поморцев – самим совершать брачный союз. Словами еще лучше объяснить это можно, что о. протоиерей и исполнит. Брак есть тайна великая (Ефес. 5:31, 32), и строителями тайн Божиих (1Кор. 4:1) надлежит признавать Апостолов и их преемников. Следовательно брак должен быть совершаем не просто при собрании людей, какие случатся, а с благословением священнослужителя.
О. протоиерей еще знает многое, что сказать и о чем сказать, дабы раскрыть неверности, нелепости, противозаконности бумаги. Почему желал бы я, чтобы все эти неверности, нелепости, противозаконности Рябову с некоторыми его единомышленниками были объяснены с надлежащим внушением, по правилам миссии. Если и после такового внушения не примут они добрых советов, отвергнуть очевидную и для них истину: то будет неопровержимо ясно, что они не заблуждающиеся, а злонамеренные люди и опасные для общества. Это укажет вам и то, что должно делать с бумагой по законам.
О. протоиерею в увещании поможет и о. Алексий при г. исправнике. Я так думаю; но, может быть, есть и такие обстоятельства, коих я не знаю, кои вам известны, кои указывают вам другие средства законные, вернейшие к спасению порученных вам людей от зла, каково есть раскол не просто по заблуждению, а по злонамеренности18.
Да даст вам Господь разум о всем! Примите удостоверение в том моем отличном почтении, с коим был и есмь ваш, милостивый государь, усердный слуга
А. А. Пермский.
18 июля 1886 года.
***
Заняв в 1831 г. пермскую архиерейскую кафедру, преосв. Аркадий поражен был многочисленностью и силою раскольников в его новой епархии. Спустя ровно двадцать лет после этого он писал: «Небесный Пастыреначальник возложил на наши слабые рамена слишком миллион семьсот тысяч душ... Священников было мало, и в малом числе их еще меньше образованных, – я застал таких туземцев-священников, которых едва можно отличить от простого деревенского мужика, от раскольника. Прихожане православные жили в отдалении от церквей, коих было очень, очень мало; а раскольники господствовали, управляли судьбою православных: я застал еще около 150,000 раскольников, из числа коих были и управляющее и приказчики на самых важных заводах, напр. Яковлевских, Демидовых и др., из числа коих самая большая часть жили в самых привольных местах, – и кто смел отделиться от раскола? кто мог защитить отделившегося от преследования всего разъяренного фанатизма раскольнического, который имел влияние и на самое духовенство?.. Пермская епархия имеет свои такие особенности, каких в других епархиях нет... Везде ли столько силен раскол, сколько у нас? Везде ли для него такие выгоды, как у нас? Везде ли уральская горы, уральские леса, где кроются и не одни раскольники, где составляются различные Цветники раскольнические против церкви, и составляются применительно к месту, во времени, даже к мыслям, к расположениям, к восприимчивости почти каждого человека, которого стараются совратить от церкви? Везде ли с таковыми Цветниками разъезжают лженаставники и совратители, как в Пермской губернии?.. В богатую Пермь, как в тихое пристанище, кажется, изо всей России, и особенно из Сибири, бегут, бегут, и под сенью раскола, живя в довольстве, помогают расколу»19.
Имея в виду эту обширную распространенность и великую силу раскола в своей новой пастве, преосв. Аркадий, с самого вступления своего на пермскую кафедру и в течение всего двадцатилетнего здесь пребывания, с неутомимою пастырскою ревностью подвизался в очищении своей духовной нивы от плевел раскола, действуя на заблуждающихся, и внушая своим сотрудникам действовать, как сам он говорит, преимущественно «просвещением и убеждением», и только в крайних случаях прибегая к пособию гражданской власти. Надобно сказать, что при предшественнике архиепископа Аркадия, преосвященном Мелетии, уже было положено начало миссионерской против раскола деятельности в Пермской епархии: указом св. Синода от 27 Мая 1828 года предписано было преосв. Мелетию «избрать трех священников честного жития с основательными сведениями как в учении веры вообще, так и в особенности в учении об истинной древности и правильности обрядов православный церкви и о лживости клевет, взводимых на нее раскольниками», и «отправить сих священников, на иждивение правительства, к раскольникам Пермской епархии, в качестве миссионеров на шесть месяцев, и скорее прочих к тем, кои, не имея беглых священников, затрудняются в исправлении треб церковных». В указе Св. Синода изложены и некоторый правила относительно деятельности этих временных миссионеров20. Миссия, образованная на время, обратилась потом в постоянную. «Первые действия ее, – пишет обозреватель пермского раскола, сам родившийся и служивший в Перми, – были недовольно решительны и малоуспешны. Миссионеры, встретив сильные противодействия миссии, по новости деда, сами поставлены были в немалое затруднение. Уже впоследствии, наученные опытом, стали они действовать решительнее и успешнее, под ближайшим руководством высокопреосвященнейшего Аркадия. Сей ревностнейший архипастырь, во все время служения его пермской церкви, с необыкновенною энергией и мудростью занимался обращением заблудших на путь истины и возбудил ревность к этому святому делу не только в миссионерах, которых руководил, оживлял и поддерживал на каждом шагу, но и в светских лицах. Все это время (1832–1851) было золотым веком пермской миссии. В это именно время пермский раскол был потрясен в своих основаниях, низложены столпы, его поддерживающие, и обращено множество заблудших в недра св. православной церкви»21. В это время одних только единоверческих церквей в Пермской епархии открыто по разным местам сорок две22, что уже само собою свидетельствует о множестве присоединившихся из раскола на правилах Единоверия. Таких успехов в борьбе с расколом архиепископ Аркадий достиг впрочем не с помощью одних только специально назначенных для того миссионеров, которые действительно были главными его помощниками: нет, – он старался привлечь к миссионерству против раскола все подчиненное ему духовенство, едва ли не каждого священника своей епархии он желать сделать миссионером в известном смысл. Еще в 1835 г., спустя всего три года по приезде в Пермь, он составил и сообщил благочинным секретное «Начертание правил для приходских священников, в приходах коих есть раскольники». В правилах этих точно и обстоятельно излагаются те способы, коими каждый священник может и обязан служить святому делу миссионерства против столь великого зла, каково раскол. Они весьма примечательны, особенно для того времени, когда были составлены, и служат новым неопровержимым свидетельством не только великой ревности и заботливости преосв. Аркадия об ослаблении раскола, но и в высшей степени верного и ясного разумения тех способов, какими можно этого достигнуть. То, что лишь в недавнее время, после состоявшегося в Москве миссионерского съезда, издано Святейшим Синодом в руководство для миссионерской деятельности против раскола по всем епархиям, архиепископ Аркадий изложил в главных чертах еще слишком пятьдесят лет тому назад в руководство духовенству своей Пермской епархии. В его «правилах» есть некоторые частности, заслуживающая и теперь особого внимания, как напр. указание того, с км из раскольников миссионеры и священники должны особенно искать сношения и входить в собеседования (пр. 2), или меры, направленные к тому, чтобы приобретаемые для церквей книги и сочинения о раскол, не лежали без употребления, а читались священниками (пр. 11), также требование, чтобы благочинные подавали пример прочему духовенству своей усердной деятельностью против раскола. В виду всего этого мы считаем не излишним привести здесь вполне составленные преосв. Аркадием правила для руководства пермскому духовенству в его миссионерской деятельности против раскола, составляющие столь примечательный памятник его собственной архипастырской заботливости о преуспеянии этой деятельности во вверенной ему епархии.
* * *
Книгою «Зеркало для старообрядцев» Сергий, действительно, «запечатлел» свое обращение к церкви; но в книге этой об астраханской плащанице не упоминается.
За свою полезную для церкви деятельность в обращении раскольников он награжден золотой медалью на александровской ленте: Обозрение пермского раскола, архим. Варлаама (впоследствии епископ Олонецкий), стр. 78 и прим.
Поморец, как это делают и другие раскольники, намеренно говорит только о соборе 1666 г., на котором, однако дело раскола окончательно не решено, чтобы приурочить собор к апокалипсическому числу 666 и известному свидетельству списателя Книги о вере.
Т. е. известное сочинение прот. Андрея Иоаннова.
Отсюда начинались в «копии», очевидно, рассуждения о важнейшем и любимейшем у безпоповцев предмете, – об антихристе.
Как видно из замечания, сказанного в Писании о «мерзостях запустения» поморец прилагал к православному священству.
В этой гл. содержится беседа Спасителя о последней судьбе Иерусалима и мира.
Глава параллельна 13-й гл. Марка. Здесь, как видно, подвергали перетолкованию, в приложении к учению о настатии времен антихриста, 32-й стих: аминь, глаголю вам, яко не имать преити род сей, дóндеже вся сия будут.
Притча о добром пастыре, полагающем душу за овцы, и о наемнике, иже видит волка грядуща, и оставляет овцы, и бегает; сказанное о наемниках и волках поморец, очевидно, прилагал к православному духовенству.
О ложных пророках, каковыми, конечно, поморец называл, православных пастырей в учителей.
Видно, что в сочинении поморца говорилось о мнимом отпадении царя Алексея Михайловича от православия.
Тот самый нижнетагильский протоиерей, письмо к которому напечатано выше. Должно быть, на сочинение поморца уже сделаны были и сообщены преосв. Аркадию замечания протоиерея.
Здесь в послании патр. Мелетия идет речь об антихристе.
Эти слова как нельзя лучше подтверждают приведенное выше свидетельство преосв. Аркадия о себе: «хочу быть поверяем во всем; прошу о сем других; больше всего опасаюсь ошибки».
Пис. к Новгородск. м. Никанору от 10 Марта 1851 г. (Христ. Чт. 1887 г. ч. II, стр. 682–686).
Правила эти, самым стилем своим ясно показывающие, что их писал приснопамятный м Филарет, буквально приведены в кн. «Обозрение пермского раскола» (стр. 56–58) Из них заслуживают особого внимания 3-е, 7-е, 9-е и 10-е. Третье правило гласит: «Сим священникам (т. е. трем православным миссионерам) на время сего поручения разрешить совершение богослужения и треб церковных по старопечатным книгам на правилах единоверческих церквей, если то окажется нужным». Итак вот, еще в 1828 г., Святейший Синод, по собственной инициативе, в сознании особенной благотворности этой меры, «разрешил» православным священникам-миссионерам «совершать богослужение и требы по старопечатным книгам на правилах единоверческих церквей, если то окажется нужным» (напр. для присоединяющихся к церкви на правилах Единоверия старообрядцев, или присоединившихся уже, но не имеющих по близости единоверческого священника). А шестьдесят лет спустя, когда на миссионерском съезде 1887 г поднят был вопрос о необходимости исходатайствования у Св. Синода этого самаго, в высшей степени благотворного для церкви дозволения для православных священников-миссионеров (См. Брат. Сл. 1887 г. т. II, стр. 43–16), из среды самих православных священников-миссионеров раздался голос (весьма не многими поддержанный), горячо восставший против этой важной меры к ослаблению раскола, и Святейшей Синод склонился на сторону этого одинокого голоса: то, что шестьдесят лет тому назад признано было благопотребным и полезным для миссионеров самим Святейшим Синодом, в котором присутствовал тогда и был деятельнейшим членом мудрый митрополит Филарет, то найдено теперь почему-то неблагопотребным и неудобным к «разрешению»!... Тем же духом пасторского попечения и снисхождения к заблудшим проникнуто и 7-е правило, изложенное так: «Крещеное раскольнических младенцев совершать дозволить по желанию родителей, с запискою в метрическую тетрадь, которая должна быть дана миссионеру из местной консистории, без всяких других разбирательств: поскольку младенец до крещения так же не принадлежит к расколу, как и к церкви». В остальных двух правилах говорится о миссионерских собеседованиях и о снабжение миссионеров книгами: «9-е. Чтобы расположить раскольников к сему общению (с церковью), священник-миссионер войдет с ними в собеседование о вере и чиноположениях, на основание слова Божия и истинного предания церковного. 10-е. Для сего полезно предварительно снабдить миссионеров книгами, представляющими доказательства в пользу того, что приемлется православною церковью, и в опровержение мнимо-древних обычаев раскольнических».
Обозрение пермск. раск. стр. 79.
См. там же, стр. 76–77.