Источник

VI. О видениях и явлениях из невидимого мира

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познáю, подобно как я познан10.

1Кор. 13:12

Приведём здесь лишь несколько примеров видений, явлений и откровений с того, невидимого, света. Пусть никто не подумает, что это спиритизм. Ни в коем случае! Мы осуждаем спиритизм точно так же, как и [всякие виды] гаданий [и ворожбы]. Да и Библия подводит то и другое под одну категорию. Ведь спиритизм – это преднамеренное вызывание духов, заигрывание с ними из любопытства. Между тем к явлениям из мира духовного, предстающим неожиданно и нечем не вызванным, Церковь относится со всей серьёзностью. И мы [здесь] хотим представить вниманию наших читателей несколько примеров таких явлений.

О том, как демоны стараются прельстить людей

В книге о Мелании, затворнице Елецкого монастыря, описывается событие, сходное с тем, что произошло некогда с преподобным Симеоном Столпником.

Однажды ночью после долгой молитвы Мелания присела на пороге своей кельи, чтоб немного отдохнуть. Внезапно явилась ей огненная колесница и юноша в белом одеянии, обратившийся к ней с такими словами: «Подойди, о Богом возлюбленная, и прими воздаяние за свои труды. Бог послал меня, Своего Ангела, чтобы вознести тебя в райские селения, где ждёт тебя твоя сестра Екатерина! (которая только что преставилась). Услышав известие о своей любимой сестре, Мелания забыла обо всём, не осенила себя крестным знамением, но уселась в колесницу, и крылатые кони куда-то её понесли. Но в эту минуту Мелания перекрестилась – и всё тут же исчезло, а издали послышался злорадный хохот. Страх охватил Меланию. Оглянулась она вокруг и увидела, что находится на краю моста близ водяной мельницы – ещё немного, и она упала бы с него в реку. Ужаснувшись, она изо всех сил вскрикнула и без чувств упала на мосту. Её крик услышали работники с мельницы, они выбежали и нашли известную им постницу, лежащую на мосту полумёртвой. Весьма удивились они, откуда она здесь в ночное время. Но Мелания вскоре опомнилась и попросила их довести [букв.: отнести. – Ред.] её в монастырь [на Каменную гору].

О смерти из послушания

В жизнеописании преподобного Серафима Саровского изложено одно из [самых] грозных чудес, совершённых этим святым подвижником. Дело было в 1832 году. Михаил Васильевич Мантуров, знаменитый благодетель девичьего монастыря в Дивееве, смертельно заболел. У него была сестра, монахиня Елена. Позвал отец Серафим эту Елену и сказал ей: «Ты всегда меня слушала, радость моя, и вот теперь хочу я тебе дать одно послушание… Исполнишь ли его, матушка?» Елена ответила, что всегда готова к любому послушанию. «Так, радость моя! – воскликнул старец и продолжал: – Вот, видишь ли, матушка, Михаил Васильевич, братец-то твой, болен у нас, и пришло время ему умирать… умереть надо ему, матушка, а он мне ещё нужен для обители-то нашей, для сирот-то… Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича, матушка!» Елена тотчас ответила: «Благословите, батюшка!» После [этого] преподобный Серафим долго говорил ей о смерти и о вечной жизни. Но вдруг Елена смутилась и вскрикнула: «Батюшка! Я боюсь смерти!» На это сей святой муж ответил ей: «Что нам с тобой бояться смерти, радость моя! Для нас с тобою будет лишь вечная радость!» Как только Елена рассталась с отцом Серафимом, то слегла в постель и – умерла, а её брат Михаил выздоровел. Перед кончиной она радостно восклицала: «Грядет! Грядет!.. Вот и Ангелы!.. Что это?! Какие два безобразные, это враги [в серб. букв.: два гнусных урода, это бесы. – Ред.]! Ну, да эти вражие наветы уже ничего мне не могут теперь сделать!» Монахиня Елена скончалась накануне дня Святой Троицы. Её тело внесли в храм. Во время Литургии в день Святой Троицы присутствующие заметили, как трижды она улыбнулась, лёжа в гробу. Преподобный Серафим в дальнейшем говорил, что она стала святой.

Повествование о явлении Ангела и о помазании

Бывший настоятель монастыря Хиландар, покойный архимандрит Рафаил, рассказал нам следующий необычный случай из своей жизни. «За год до моего ухода на Святую Гору, – вспоминал он, – как-то ночью спал я в одной комнате и на одной кровати с моим зятем. Ночью я проснулся. И вдруг спустился ко мне некий крылатый человек и коснулся своим ликом моего лица. Затем поднявшись, помазал он меня чем-то на лбу, начертав крест. А потом так же внезапно исчез. Провёл я пальцами по лбу и нащупал тем нечто похожее на мёд. И ощутил неописуемо дивное благоухание. Мой зять при этом даже не проснулся. На следующий день все домочадцы, входившие в мою комнату, говорили, что чувствуют в ней какой-то исключительно приятный запах. И это благоухание сохранялось в комнате в течение нескольких дней!».

Об обновлении иконы в Харбине

Епископ Димитрий из Харбина поведал нам следующее: «Некая госпожа Корнеева, супруга русского полковника, подарила храму при Доме милосердия в Харбине две старинные иконы: образ Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» и образ святителя Николая. Живший в том городе заслуженный русский искусствовед Волоченко исследовал обе иконы и заключил, что написаны они два века назад. Лик Богоматери на иконе распознавался лишь в контурах. Вокруг него располагались [трудно различаемые] предстоящие святые. Из них можно было узнать только лик святителя Николая. Сия Богородичная икона лежала в храме на аналое, и все к ней прикладывались, так что стала она известной всем православным в Харбине. Вдруг было замечено, что икона светлеет и лики на ней проступают всё отчётливее. Волоченко приходил в храм каждое воскресенье и отмечал этот удивительный феномен. В конце концов икона стала ясной, будто свеженаписанной. Чётко виделся лик Богоматери в окружении сонма святых: 13 с одной стороны и 13 с другой. Все святые были узнаваемы. Среди них оказался и лик священномученика Антипы, епископа Пергамского, упоминаемого в Откровении святого Иоанна Богослова. Это нарочито обрадовало госпожу Корнееву, так как в её семействе особо почитался и чествовался святой Антипа. Больше всего нас поразило то, что золотой нимб вокруг главы Пресвятой Богородицы сиял даже из-под воска, то есть просвечивал через воск, которым икона была закапана. Это обновление иконы вдохновило и обрадовало всех русских на Дальнем Востоке».

О спасительном чувстве страха от близости врага

Мы много читали и слышали, что люди чувствовали непомерный страх, когда приближался к ним злой дух. Но такую же великую тревогу ощущает неиспорченный человек и близ враждебных ему людей. О покойном архимандрите Амвросии из монастыря Мильково рассказывали, что лично испытал он на себе такой страх, и об этом событии неоднократно рассказывал своим друзьям. Окончив философский факультет, он, тогда ещё Владимир Зиновьевич Курганов, поступил в юнкерское училище, где и застала его большевистская революция. На собраниях и митингах он открыто выступал против коммунистов и за это подвергся от них преследованию, как враг народа. В виду угрожающей ему опасности Владимир верхом отправился в одно южнорусское село, где жил его дядя, священник. После долгой дороги подскакал он ночью к дому своего родственника. Но уже почти на пороге объяло его столь глубокое чувство страха и тоски, что никак не мог он с ним совладать. Приводил он себе разные доводы, подбадривал себя и хотел слезть с коня, но так и не смог. Проскакал мимо дома своего дяди и отправился в другое село, где и заночевал. А наутро получил известие, что в предыдущий вечер большевистские агенты делали обыск в доме его дяди и искали [именно] его, Владимира Курганова. Так спасся он [от их рук] и впоследствии перебрался на Балканы.

О Божием чуде, совершившемся на румынском пастухе

В румынском селе Магловит совершилось Божие чудо. Газеты в эти дни широко освещают сие событие, публикуя пространные репортажи. Пастух Петраке Лупу, человек женатый и отец одного ребёнка, на протяжении 15 лет пас чужих овец. Был он полностью глухим и почти немым, так что больше объяснялся руками, нежели языком. В пятницу на неделе после Святой Пятидесятницы явился ему на дороге белобородый старец и повелел идти и призвать народ к покаянию, чтобы не погибнуть им всем от засухи. Пастух испугался этого видения и не исполнил повеления. В следующую пятницу снова на том же месте явился ему тот же старец и дословно повторил наказ. Но пастух опять ничего не сделал. И в третью пятницу было ему то же самое видение на том же самом месте. Старец резко упрекнул его и пригрозил наказание, если не исполнит он заповеданного ему. В ту же минуту у пастуха отверзся слух, и он обрёл способность говорить. Тотчас отправился он в родное село и возвестил народу и священнику обо всём, чтó лицезрел и что было ему приказано передать людям. Окончив [свою речь], почувствовал он душевное облегчение. После этого многотысячными толпами приходили к нему люди, и он повторял и до сего дня повторяет рассказ о своём видении. И многие искренне верующие бывают исцелены: слепые видят, глухие слышат, немые говорят. Врачи пришли к выводу о достоверности всех таких случаев чудесного исцеления. Государство сделало скидку на железнодорожные билеты до [станции, близ которой находится] село Магловит. Румынский патриарх благословил построить храм на месте сих откровений. С этой целью тут же был собран миллион лей. Вся Румыния только и говорит об этом событии. До ста тысяч человек ежедневно отправляется в то село, чтобы увидеть человека Божия.

О видении распятого Христа на светском вечере

Князь Жевахов рассказывал нам о знаменитом Н.Н. Неплюеве, общественном реформаторе и [в то же время] искреннем [в серб. букв.: великом. – Пер.] христианине. По матери Неплюев был в родстве с баварским королевским домом Виттельсбахов. Как человек весьма богатый и молодой, не знал он, чему себя посвятить, и решил поступить на дипломатическую службу. Был аккредитован при дворе баварского короля в Мюнхене. Но однажды, когда во дворце был устроен бал, с Неплюевым произошло нечто такое, что полностью переменило его нрав и ход жизни. В программе вечера была и сольная игра на виолончели. Когда виолончелист начал исполнение произведений, Неплюев обособился от общества и одиноко встал у стены, весь внимая звукам. И вдруг в ярко освещённом зале, на противоположной стене, увидел он Распятие – Крест Христов и Христа на кресте. И вместо музыки услышал он громкие рыдания с Креста, которые в его ушах полностью заглушали игру на виолончели. От страха и ужаса его охватила дрожь. Выйдя из дворца, он кое-как добрался до своей квартиры. Немедленно после этого подал в отставку и, оставив дипломатическую службу, вернулся в Россию, в своё имение. [И там,] в полном уединении засел за чтение Евангелия. Всё своё баснословное состояние [Неплюев] жертвовал на храмы и сиротские дома. Особенно потрудился он ради учреждения христианских трудовых братств.

О славном видении Христа Спасителя

Однажды Христос явился преподобному Серафиму Саровскому, когда тот, [ещё будучи] молодым диаконом, служил Литургию вместе с иеромонахами Пахомием и Иосифом. Об этом сам преподобный Серафим рассказывал так: «Только что [после малого входа] провозгласил я, убогий: Господи, спаси благочестивыя и услыши ны! – и, наведя орарем на народ, окончил: и во веки веков, вдруг меня озарил луч, как бы солнечного света; взглянув на это сияние, увидел я Господа и Бога нашего Иисуса Христа, во образе Сына Человеческого, во славе и неизреченным светом сияющего, окружённого Небесными Силами: Ангелами, Архангелами, Херувимами и Серафимами, как бы роем пчелиным, и от западных церковных врат грядущего на воздухе; приблизясь в таком виде до амвона и воздвигнув пречистые свои руки, Господь благословил служащих и предстоящих; посем, вступив во святый местный образ Свой, что по правую сторону Царских врат, преобразился окружаемый Ангельскими ликами, сиявшими неизреченным светом во всю церковь. Я же, земля и пепел, сретая тогда Господа Иисуса на воздухе, удостоился особенного от Него благословения; сердце моё возрадовалось чисто, просвещённо, в сладости любви ко Господу!».

Увидев сие, святой Серафим остался как вкопанный на солее и не мог двинуться. Тогда подошли к нему два монаха и увели его в алтарь. Три часа пребывал он в алтаре неподвижно, ибо не мог промолвить и слóва. И лишь цвет лица у него менялся: то был он бел как снег, а иногда на щеках выступал румянец.

О явлении Пресвятой Богородицы

Двенадцатый раз Пресвятая Богородица явилась преподобному Серафиму на Благовещение в 1831 году. Дело было утром. Посетила его тогда по монастырским делам старица Евдокия Ефремовна, впоследствии (в монашестве) мать Евпраксия. Прозорливый старец перед этим явлением сказал Евдокии: «Ах, радость моя… Какая нам с тобой милость и благодать от Божией Матери готовится в настоящий праздник!» После этого они начали читать акафисты. «И вдруг сделался шум, подобно ветру, явился блистающий свет, послышалось пение», весьма умилительное. Врата кельи распахнулись сами собой, келья наполнилась небесным светом и благоуханием. Тогда явилась им Пресвятая Богоматерь, а вместе с Ней Ангелы. За Царицей Небесной шли 12 дев, увенчанных венцами: святые великомученицы Варвара и Екатерина, святая первомученица Фёкла, святая великомученица Марина, святая великомученица Ирина, преподобная Евпраксия, святые мученицы Пелагия и Дорофея, преподобная Макрина, мученица Иустина, святая мученица Иулиания и мученица Анисия. За ними шествовали святой Иоанн Креститель и святой Иоанн Богослов. Старица Евдокия упала от страха замертво на землю». «Тогда Пречистая, – вспоминает она, – изволила взять меня, недостойную, за правую руку, и батюшка [Серафим] за левую, и через батюшку приказала мне подойти к девам, пришедшим с Ней, спросить, как их имена и какая жизнь была их на земле». Так она и сделала: подошла к явившимся святым, и каждый назвал своё имя и поведал о своей земной жизни. Преподобный Серафим потом говорил, что «это явление продолжалось четыре часа». Старец молился Пресвятой Богородице о своих монахинях, и Она ему ответила: «Я тебе, любимче Мой, во всём помогу! Возложи на них послушание; если исправят, то будут с тобою и близ Меня… Кто обидит их, тот поражён будет от Меня; кто послужит им ради Господа, тот помилован будет пред Богом!» Напоследок Пресвятая Богородица сказала старцу: «Скоро, любимче Мой, будешь с нами!» Это произошло в день Благовещения в 1831 году, а 2 января 1833 года преподобный Серафим преставился ко Господу. Старица же Евдокия прожила ещё долго и упокоилась 28 марта 1865 года.

О том, как офицер убедился в существовании диавола

Оптинский старец Амвросий спросил одного посетителя, верит ли тот, что существует диавол. И, получив утвердительный ответ, рассказал следующий случай. «Видите ли, – заметил старец, – некоторые отвергают это верование и считают, что диавол есть не иное что, как олицетворение наших страстей. Такие помыслы вбрасывает сам враг человечества, чтобы люди отрицали [его существование] и он легче бы на них воздействовал. Но, вероятно, вы читали в газетах, что в некоторых домах бывают удивительные явления: предметы летают сами собой, слышен стук и многое тому подобное. На масленице сидели в своём обществе офицеры и среди них пожилой военный священник. Разговор пошёл о демонах. Все офицеры отвергали их существование, высмеивая это как средневековое суеверие. Долго слушал их священник и наконец сказал: «Вы, господа, не верите в то, что есть демоны, и думаете, что это сказки. Но хочет ли кто-то из вас на себе испытать, что демоны и впрямь существуют?» Вызвался один уже немолодой офицер. «Приходите ко мне», – сказал ему священник. Пришёл офицер в его дом, и священник дал ему Молитвослов, благословив читать молитвы особенно Пресвятой Богородице (а молитвы, обращённые к Божией Матери, заметил старец Амвросий, диавол нарочито ненавидит). Заповедал священник офицеру начать чтение молитв в Чистый понедельник, причём в закрытой комнате. Офицер так и поступил. Когда начал он читать молитвы, то ощутил зуд, словно муравьи ползали у него по спине. Во вторник он продолжил чтение. Тогда ещё сильнее почувствовал он этот зуд, а к тому же и сильный страх – мурашки бегали у него по коже, а волосы вставали дыбом. Кроме того, ощутил он, что кто-то вокруг него ходит. На третий день он опять стал читать – и уже ясно слышал чьи-то шаги в комнате, затем налетел на него порыв сильного и холодного ветра и наконец раздался издевательский и дикий крик: «Глянь-ка, и ты взял в руки молитвенник!» Офицер от ужаса даже подпрыгнул, отомкнул дверь, прибежал к священнику и сказал ему: «Теперь верю я в существование бесов!» (Душеполезное чтение. 1903. №2. С. 219).

О видении покойников и их действиях

Из моего дневника

Вот что рассказала нам одна старица в Белграде о кончине своего мужа: «Мой покойный Лю́бо долго лежал парализованным в постели. Не мог он сам ни подняться, ни перевернуться. За несколько дней перед смертью он мне говорил: «Вот наша Ружа!» (А это была наша дочь, скончавшаяся ещё девочкой.) Затем он промолвил: «Вот и моя мама, она пришла взять меня!» И вдруг начал горько причитать, что две чёрные фигуры хотят его задушить. Я должна была сесть с ним рядом и махать рукой, чтобы его успокоить. На минуту я вышла из его комнаты. Вернувшись, увидела, что он стоит на коленях у кровати. «Как мог ты сам спуститься наземь?» – вскрикнула я со страхом. А он мне на это ответил: «Да не сам я, а пришла наша Ружа, взяла меня и спустила!» «Но где же Ружа!» – спросила я. «Неужели не видишь, что она постоянно здесь со мной в комнате», [- последовал ответ].

О видении, которого сподобился врач

Известный белградский врач, д-р Г., с малых лет верил в Бога. Когда в 1915 году сербская армия отступала через Албанию к морю, вместе с ней уходил и д-р Г. со своим сыном. В Сан-Джованни пришлось им просидеть несколько дней в ожидании. Спали они в палатке. [Погода не благоприятствовала -] шли сильные дожди. На берегу было много военных и штатских лиц. Все жили в полном неведении, чтó принесут им грядущие дни. Поэтому и настроение у всех было мрачное, а на лицах скорбь. Однажды ночью д-р Г. вошёл в свою палатку весьма нерадостным. Осенив себя крестным знамением, лёг он на спину, ухватился обеими руками за голову и произнёс: «Но до каких же пор будет это продолжаться, о великий Боже! Когда обретём мы свободу?» И в то же мгновение перед его лицом на брезенте палатки высветились слова как некое знамение во тьме: «В сентябре 1918 года». Ошеломлённый таким откровением, д-р Г. не мог уснуть всю ту ночь. А наутро поведал об этом свои товарищам, которые нам сие и сообщили.

О[б иконе] святителя Николая в Харбине

Епископ Димитрий из Харбина рассказал нам о следующем. «На городском вокзале русские некогда поставили большую икону святителя Николая, и она пребывала там многие годы. Благочестивые русские пассажиры перед этой иконой зажигали свечи перед тем как отправиться в путь, либо же по счастливом возвращении. Глядя на русских, и китайцы стали чтить сей образ Святителя, зажигая перед ним свечи. Когда большевики-безбожники взяли КВЖД в свои руки, то приказали убрать икону из здания вокзала. Однако этому воспротивились, по большей части, китайцы, говоря: «Чем вам мешает этот добрый старец? Он пребывает здесь столько лет, а мы от него не видели никакого зла. Не позволим ни прикасаться к нему, ни убрать его». Безбожники испугались народных протестов и оставили икону на своём месте. И, как это ни удивительно, почти 10 лет икона стояла на харбинском вокзале, находившемся под властью советских нехристей. Святитель Николай не дал себя переместить. Это ещё больше воспламенило ревность, [причём] как православных русских, так и язычников-китайцев – и они бережно хранили образ святого Николая, так что не угасали перед ним свечи. Впоследствии железная дорога перешла в руки японцев, а икона, естественно, осталась на своём месте.

В нынешнем, 1935 году произошло нечто [такое], что ещё больше привлекло внимание всего Харбина к образу Святителя. За городом, на берегу реки Сунгари, стоит холм. Власти захотели на нём что-то построить, и нужно было копать котлован. Копали долго и глубоко. Однажды китайские дети играли в [той] яме под холмом; холм был уже сильно подрыт, так что верхняя его часть нависала над дном карьера в виде крыши. Именно там и устроили дети свои игры. Но вдруг явился им некий седобородый старец и велел немедленно бежать оттуда. Дети нехотя послушались старца, больше испугавшись его появления, нежели чего-либо другого. Но стоило им удалиться, как верхняя часть холма обрушилась со страшным грохотом. Если бы дети там остались, то все бы погибли. Увидев всё это, дети сообщили взрослым, что холмом был придавлен такой-то и такой-то старец. Рабочие разрыли завал, но никакого старца не нашли. После этого некоторые из тех детей [случайно] оказались на [харбинском] вокзале. Взглянув на икону святителя Николая, они воскликнули: «Вот тот старец, который явился нам и прогнал нас из-под горы!»

О явлении святителя Николая на корабле

Художник Богданов-Бельский поведал нам о чудесном событии. Около трёхсот русских беженцев-офицеров плыли на корабле в Царьград. В Адриатическом море они попали в сильный шторм. Такого яростного ветра не помнили даже старожилы, и все беженцы уже прощались с этим светом. Но внезапно явился на корабле святитель Николай, степенный и спокойный, и возвестил трём офицерам, перед которыми предстал: «Не бойтесь, вы спасены!» Сказав эти слова, святитель исчез, а шторм тут же прекратился. Богданов-Бельский слышал эту историю в Дубровнике из уст очевидца – одного из тех трёх офицеров, которые были свидетелями явления сего Божиего святителя на корабле во время страшной бури.

О видении жены, убившей своего мужа

Один друг из Пожаревца рассказал нам о некой женщине. Обдумывала она планы, как бы освободиться от своего мужа. Решила его убить. И исполнила свой умысел – когда муж спал, она забила гвоздь ему в темя. Гвоздь так и остался в голове. А женщина зачесала волосы [убитого] на это место, чтобы гвоздь был не виден. Все посчитали, что человек умер естественной смертью. Но дух убитого мужа мучил ту женщину целых 8 лет. К прочим истязаниям добавилось и такое: когда бы ни села женщина за стол, чтобы перекусить, – в тарелке видела целые пряди волос покойника. Долго и настойчиво выбирала она волосинки из пищи, чтобы только можно было поесть. Но это повторялось непрерывно. Здесь приходит нам на память и следующий случай. Один человек убил другого. Преступление не было раскрыто. Но из года в год, в день его совершения, убийца видел кровь в тарелке, в которой приносили ему еду.

О старушке, умершей и вернувшейся к жизни

Некто рассказал нам об одной старушке из города Ужице, скончавшейся 30 лет тому назад. Была она богатой вдовой, но при этом – очень жадной. Сирот гнала от себя прочь, а нищих ругала и не подавала им ничего. Единственным добрым делом в её жизни было то, что приютила она у себя в доме некую девочку-сироту, питала и содержала. Разумеется, малютка не даром ела свой хлеб, но зарабатывала его повседневным трудом и верным служением своей госпоже. Но приключилось и сей старушке умереть. Лежала она мёртвой целую ночь и следующий день до полудня. Всё уже было готово для похорон. Между тем она возвратилась к жизни. Вся объятая страхом, дрожала она и трепетала. Рассказывала, что за эти неполные сутки её душа прошла через такие ужасы, какие невозможно передать словами. «И если бы не было у меня этого дитяти, – призналась она, указав на девочку, – не смогла бы я вынести [и одного] вида тех злоключений. Но добро, которое оказала я этой сироте, спасло меня. О, если бы знала я, что нужно делать больше добра!» Рассказывала она о неком протоиерее, служившем в Ужице в старые времена, – и вот теперь, на том свете, удостоился он изрядных благ и живёт, наслаждаясь великим светом и радостью. Говорила, что ничего большего не могла бы пожелать, как только быть на том свете вместе с тем покойным старцем-протоиереем. И ещё добавила: «Известил он меня, что умру я в Великую Пятницу». Когда наступила первая по календарю Великая Пятница, старушка надела на себя лучшую одежду: либаде (то есть верхнюю одежду с широкими рукавами. – Пер. ), узорчатую шапочку и другие старинные наряды, которые носили в незапамятные времена. Но в тот год на Великую Пятницу она не умерла. Точно так же приготовила она себя к смерти и на будущий год, но Великая Пятница прошла, а старушка осталась жить. И лишь в седьмой год, именно в Великую Пятницу, отошла она в мир иной. Во всё это время до кончины щедро жертвовала она своим имуществом и без счёту раздавала милостыню. А к тому же часто и усердно молилась Богу. В седьмой год на Великую Пятницу оделась она во всё лучшее и пополудни созвала своих соседей и знакомых, сообщая им, что умрёт в тот же день. Но так как говорила она об этом каждый год, то гостившие у неё женщины лишь улыбались, уверяя, что она не умрёт. Однако в тот день старушка и вправду скончалась.

О том, как смертельно больная получила с того света извещение о времени своей кончины

Старица Елена Й. рассказала нам о смерти своей сестры Лю́бицы. Когда Любица тяжело болела, сродники не смыкали вокруг неё глаз день и ночь. Утомившись от такого бодрствования, пригласили они Елену провести ночь у постели больной. Смерть Любицы вот-вот должна была наступить. В ту ночь у смертного одра вместе с Еленой была и Цáя, [родная] сестра Любицы. Внезапно Любица начала говорить: «Вот мой брат Мика» (а этот Мика, будучи офицером, погиб вместе с королём Александром Обреновичем). «Дай мне, Мика, попить воды!» – молвила Любица. Елена и Цая никого не видели, но заметили, что сразу же после этих слов Любица стала беседовать со своей умершей матерью. У неё также попросила она воды и как бы пила, а потом и чавкала ртом, как человек, когда напьётся воды вдоволь. После этого больная с напряжённым внимание слушала, чтó говорит ей почившая мать. Но вдруг воскликнула: «Ох, долго это, мама, долго! Неужели целый месяц? Это ужасно долго и много!» Затем повернула она голову в другую сторону и умолкла. Когда Цая и Елена спросили её, с кем и о чём она разговаривала, больная ответила: «Моя мама говорила со мной. Сообщила мне, что должна я вот так промучиться ещё целый месяц. Подумайте только – ещё целый месяц!» Это произошло накануне дня Михаила Архангела. А в день памяти святителя Никола, то есть ровно через месяц, Любица предала свою душу Богу.

Повествование об умирающем графе

Настоятельница монастыря Хопово рассказала нам о покойной игуменье Екатерине и её утончённой духовности. Была она из графского рода. [Истая] дворянка – по крови и по духу. Была хорошо знакома с русским философом Соловьёвым. Чаще всего говорила о жизни после смерти и ожидала кончину с радостью. Был у неё родной брат, граф Андрей Ефимовский, которого она безгранично любила. Однако к вере её брат был равнодушен. Это сильно печалило и тревожило сестру. Старалась она ему что-то доказать, давала книги – но всё тщетно. После революции в России граф Андрей стал беженцем и приехал к своей сестре в Хопово. Там он и скончался после смерти Екатерины. Однако перед кончиной тяжко мучился и громко кричал, пытаясь отогнать какие-то мрачные фигуры, нападавшие на него со всех сторон. Днём и ночью инокини дежурили в его комнате. Крестным знамением и молитвами отгоняли они тёмную силу от умирающего графа. Наконец с трепетом и ужасом испустил он свою душу.

Как неверующий человек на смертном одре пришёл к покаянию

Протоиерей С. Гужвич из Тополы поведал нам следующее. «Жил в Тополе некий Светислав М. Образование получил он в Париже, но, как сторонник Карагеоргиевичей, в период правления Обреновичей не мог рассчитывать ни на какую должность на государственной службе. Так и остался он в Тополе, где жил в собственном доме. В Париже этот человек утратил веру в Бога, так что не только ничуть не верил, но ещё и публично перед людьми везде и всюду насмехался над Божией верой. Но вот заболел он и слёг на смертный одр. Тогда призвал [«парижанин»] протоиерея Георгия Джорджевича [то есть Георгиевича. – Пер.], исповедался ему и сказал: «Постоянно мне кто-то является и повелевает: «Исповедуйся и покайся, а иначе не сможешь ни умереть, ни жить». Тогда протоиерей Георгий исповедал его и причастил, после чего тот легко испустил дух.

О горькой смерти женщины-грешницы

Крестьянка из Вáлева рассказала нам о смерти своей соседки. Дом Живáничей – богатый и уважаемый светскими людьми. Однако никто в нём и думать не хотел ни о Боге, ни о душе. И в храм они не ходили, и постов не соблюдали, и милостыню не раздавали. На днях умерла в том доме некая А. Смерть её весьма показательна, как и вся её жизнь. В молодости гонялась она за многими мужчинами, сожительствовала и со своим деверем, который впоследствии из-за неё покончил жизнь самоубийством. Со своим мужем не разговаривала она целых четыре года. Сама рассказывала, как травила и изводила младенцев в собственной утробе, чтобы они не родились. Ей супруг умер в этом году в Великий Понедельник. Не захотела она даже подойти к нему, когда тот тяжело болел, хотя и я, и другие говорили ей, что обязана она пойти к умирающему мужу, помириться и проститься с ним. Лёжа на смертном одре, муж проклял её, сказав: «Дай Бог, чтобы целого места на ней не осталось» [в серб. букв.: чтобы разложилась она в язвах! – Пер.]. И действительно, тотчас по кончине мужа А. заболела. На её теле от поясницы до ступней образовались жуткие раны. Видела я её всю загноившуюся. Четыре женщины поднимали её, опускали и чистили. Никак не могла она с собой совладать. Размахивала руками вокруг себя, бия воздух, и кричала: «Уходите! Прочь! Да гоните же этих детей от меня!»

«Каких детей? – спросили мы. – Не видим мы никаких детей». Но она не переставала кричать: «Гоните их! Как это вы их не видите? Вот они, вокруг меня, и ползают рядом со мной». А это были как раз те младенцы, которых она в себе гноила и отравляла. Я много раз советовала ей: «Позови, сестра, священника, исповедайся и причастись». Но на это она никак не соглашалась. Наконец уговорила я её, и она пригласила священника. Но едва тот ступил на порог, как у неё отнялся язык, и она ничего не смогла ему сказать. Так после тяжёлой и продолжительной болезни, вся в язвах и смраде, еле-еле испустила дух моя несчастная соседка А.! И всё наше село содрогнулось от ужаса. Только о неё все теперь и говорят.

Повествование о белградской грешнице

Из моего дневника

Один белградский священник рассказал нам о необычном приключении с развратной, уличной женщиной в том городе. Как-то ранним вечером гуляла она по улицам, [занимаясь] своим скверным ремеслом. Проходя мимо [ограды] какого-то сада, увидела она человека, который хотел повеситься. Привязал он верёвку к ветке дерева и уже надел себе петлю на шею. Женщина быстро перемахнула через ограду, вынула из кармана свой ножик и перерезала верёвку. Однако тот человек упал на землю уже без сознания. Растирала она его и тормошила, пока он не пришёл в себя. Но самоубийца упрекнул её. «Зачем ты это сделала, – сказал он ей, – я не могу жить. Нет у меня нигде ничего. Из-за нищеты [и] захотел я свести счёты с этой горестной жизнью». Женщина вынула все деньги, какие у неё были, и отдала ему, обещая и впредь ему помогать, пока тот не найдёт работу. Продолжила та женщина свои непристойные дела, а часть заработанных денег относила тому бедняку, чтоб мог он хоть как-то сводить концы с концами. Однако спустя [каких-нибудь] шесть недель женщина, поражённая тяжёлым недугом, слегла в постель. Позвали к ней священника. В его присутствии она, уже чувствуя приближение смерти, начала говорить: «О Ангелы Божии, почему вы ко мне пришли? Неужто не знаете, что я скверная и грешная женщина?» Немного погодя она опять воскликнула: «О Владыко Христе, неужели и Ты пришёл ко мне, грешнице? Чем это я заслужила? Разве только тем, что спасла от смерти того бедолагу? Увы мне, недостойной! О, как велика милость Божия!» С этими словами испустила она дух, а лицо её просияло, точно освещённое бликами горящей свечи. Вот что значит спасти душу одного человека! Вот как одно дело милости к ближнему покрывает многие грехи!

Повествование об ожившем покойнике

Епископ Шáбацкий Михаил рассказал нам об одном удивительном событии, имевшем место в бытность его наместником монастыря Врачевшница. В ту пору в [обители] Драча настоятельствовал игумен Филофей. Однажды позвали его в село Грбица отпеть покойника. По окончании отпевания почившего препроводили на кладбище и опустили гроб в могилу. Но внезапно мертвец поднял крышку гроба. Народ в страхе разбежался. Остался лишь монах. Не теряя присутствия духа, он помог ожившему покойнику встать. «Что это вы со мной делаете?» – спросил его тот. «Да ведь ты ещё вчера умер», – ответил ему монах. «А теперь я снова жив, [- молвил почивший. -] И был постоянно жив на том свете; смерти же нисколько не вкусил». После этого тот человек прожил ещё 15 лет. Всё это время провёл он в безмолвии и молитве. А если и приставали к нему с просьбой о чём-то рассказать, он, вздыхая, говорил: «Слава Богу за Его милость, но мне лучше было на том свете».

О проницательности умирающего человека

Старица Елена Янич поведала нам о необычном случае прозорливости её покойного сына Тáсы. Таса умер три года назад. Накануне дня смерти он начал кричать: «Бедный Лю́биша! Мама, посмотри-ка, Любиша порезал руку. Вот [сейчас] он останавливает кровь. Вот завязывает руку платком. Принеси, мама, стул, чтобы Любиша сел. Сейчас он придёт!» А Любиша, товарищ Тасы, работал помощником продавца в магазине на улице Князя Михаила. «И тогда мой сын Мика, – продолжает Елена, – срочно звонит по телефону и вызывает Любишу. Тот и впрямь пришёл с обвязанной рукой и рассказал, что незадолго до того порезался, упаковывая какую-то бумагу. Этот случай проницательности больного человека всех нас изумил. На следующий день утром Таса предал Богу душу».

Необычайное происшествие с болгарским учителем

Когда в 1933 годы мы были в Софии, там оживлённо обсуждали событие, приключившееся с болгарским учителем Барамовым. Этого человека знали как отъявленного безбожника. Но однажды заболела его жена, и недуг оказался серьёзным. Измученный заботами и тревогами, Барамов отправился из Софии к товарищу в село. Как-то раз ночью, едва только зарделась заря, под спящим в отведённой ему комнате учителем так сильно затряслась кровать, что вскочил он с постели, думая, что начинается землетрясение. Побежал он, разбудил хозяина и всех домочадцев. «Землетрясение, землетрясение!» – кричал он. Все этому подивились – ведь никто не почувствовал ни малейших толчков. Однако учитель уверял всех, что ощутил очень сильную тряску почвы, отчего даже его кровать зашаталась и сдвинулась с места. Все пошли в его комнату и убедились, что кровать действительно заметно сместилась в сторону. Это произошло в 4 часа утра. А в 6 часов Барамов получил известие, что два часа тому назад скончалась его жена. С того времени сей учитель стал весьма набожным.

Примеры из Библии

Видение Господа пророком Исаией. В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл… И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!.. И сказал я: горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами… и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа (Ис. 6:1–2, 3, 5)

Видение славы Божией пророком Иезекиилем (см. Иез. 1:4–2:1, 10:1–22).

Видение будущего (в символических образах) пророком Даниилом (см. Дан. гл. 7, гл. 8 и гл. 10).

Таинственная рука во дворце царя Валтасара написала на стене четыре слова: мене, мене, текел, упарсин (Дан. 5:25). Эти слова никто не сумел прочесть и изъяснить, кроме пророка Даниила, который, прочитав их, сказал царю: Мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел – ты взвешен на весах и найден очень лёгким; Перес (упарсин) – разделено царство твое и дано Мидянам и Персам (Дан. 5:26–28). В ту же ночь Валтасар был убит и воцарился Дарий. А случилось всё это из-за того, что сильно опьянённый Валтасар повелел принести сосуды, взятые при разграблении иерусалимского храма, и раздать гостям, чтобы они пили из них. Именно тогда явилась та таинственная рука и написала вышеуказанные слова на стене.

Видение небесного воинства. Когда сирийское войско окружило город, где жил пророк Елисей, то испугался его слуга и воскликнул: Увы! Господин мой, что нам делать? А пророк ответил ему: Не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. И помолился Елисей Богу, и говорил: Господи! Открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея (4Цар. 6:15–17).

Явление Духа Святого. В виде огненных языков на Апостолах (Деян. 2 гл.).

Явление бесов. Лукавый сатана явил своё действие на праведном Иове. Злой дух напал на Саула. В пустыне Сам Спаситель претерпевал искушения от сатаны. Дано мне жало в плоть, ангел сатанин, удручать меня, чтобы я не превозносился, – говорил о себе апостол Павел (2Кор. 12:7). Злые духи вступали в беседу со Христом, прося Его не мучить их (Мк. 5:7) и не посылать в бездну (Лк. 8:31).

Видения апостола Павла. Ещё будучи Савлом, видел он великий свет средь бела дня и слышал глас Христов из [среды] этого света (Деян. гл. 9; ср. гл. 22). Впоследствии был он вознесён в рай, до третьего неба, и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2Кор. 12:3–4).

Видения святого Иоанна Богослова. Книга Откровений, заключительная книга Библии, собственно, и не содержит ничего другого, кроме грозных и величественных видений того света и судьбоносных событий, имеющих свершиться в человечестве до конца времён.

Из указанных примеров – как этих, древних, так и тех, новых и новейших, – ясно, что поток чудесных и удивительных событий в мире, [впервые] явленных в начале творения, нисколько не оскудевает и не пересыхает, но полноводно течёт по руслу времени, обильно наполняя каждое людское поколение. Невозможно ему противостать. [Равно как] невозможно понять и объяснить [происходящие события] без признания бытия Бога и ещё одного Божиего мира – мира духовного. Сей духовный мир – для нас неопровержимая реальность. Такая же, как и его очевидное и непрерывное воздействие на этот видимый мир.

Подобное знание и уверенность наполняют наши сердца неописуемой отрадой. А потому, сознавая, что Творец и Отец наш Небесный пребывает близ каждого из нас и бодрствует над нами Своим взором и Промыслом, мы радостно восклицаем:

С нами Бог! Еммануил!

* * *

10

В серб.: <…> подобно как я сам себе известен. – Примеч. пер.


Источник: Перевод с сербского Сергея Фонова.

Комментарии для сайта Cackle