С нами Бог

Источник

Содержание

«Грозный глагол обличения – утешительное слово любви…»

Предисловие

I. О сновидениях с важными последствиями Повествование о великом чуде почившего епископа Повествование об исцелении ребёнка в портике монастыря Жича Повествование о чудесном предсказании Повествование о чуде Пяточисленных [просветителей] Повествование о краже в монастырском винограднике Повествование о том, как мать получила известие, что её дитя в опасности Повествование о необычном происшествии с турчанкой Из моего дневника Повествование о чуде святителя Василия Острожского Повествование о первом чуде святителя Феодосия Черниговского Повествование о чудесном исцелении от гнева Повествование об убийце, которого не мучила совесть Повествование о старице и трёх самых главных молитвах Повествование о человеке, отвратившемся от еретиков Повествование о женщине, вознамерившейся перейти в сектанты Повествование о пьянице, которого исцелил св[ятой] Архангел Повествование о явлении с того света Повествование об ответе с того света Повествование о чудесно обретённой иконе Повествование о пророческом сне Повествование о сбывшемся сне Повествование о сновидении, объясняющем, почему не приехал брат Повествование о смерти, предвещённой во сне Повествование о необычном сне, возвестившем правду О кончине святителя Филарета, митрополита Московского Сон накануне кончины короля Александра Обреновича После утраты – прибыток Повествование о святом Василии Острожском Молния убила девушку, которая видела это во сне Библейское мерило Сновидений В Ветхом завете В Новом завете II. О чудесных исцелениях Повествование об исцелении в Барешанском монастыре Из моего дневника (1935 г.) Повествование о женщине, лишённой рассудка Повествование о немом юноше, получившем чудесное исцеление Повествование об исцелении жены дервиша Повествование об исцелении немых Из моего дневника (1935 г.) Повествование о чудесном исцелении от благодати Святой Евхаристии Повествование об исцелении глаза Чудо от Курской [-Коренной] иконы Божией Матери Исцелённая верой Повествование об исцелении турчанки за её великую веру Повествование о помощи святого Василия Острожского Повествование о чуде на острове Тинос Повествование о наказании и об исцелении у источника преподобной Параскевы в Белграде Из моего Дневника Повествование об одном случае обращения в веру Повествование о холере в Охриде в 1910 году Повествование об исцелении скорченной женщины и о трясении раки с мощами О чудесах [святого] о. Иоанна Кронштадтского Повествование об исцелении на источнике преподобной Параскевы Охридской Повествование об исцелениях от Курской [-Коренной] иконы [Пресвятой Богородицы, имевших место] в Болгарии Повествование о моментальном исцелении зобной болезни Святыми Дарами Повествование об исцелении от прикосновения к антиминсу Повествование об эпилептике Повествование о действии молитвы на дальнем расстоянии Повествование об исцелении от прикосновения к мантии III. О таинственных голосах О чём свидетельствует блаженный Августин Загадочные голоса определили участь просветителя Ирландии Спасительный голос Зов почившей матери О внезапном голосе, изменившем настроение сердца О голосе, пробуждающем на молитву Повествование о голосе свыше Повествование о внутреннем голосе О чуде в монастыре Рáваница (в области Срем) Кто-то крикнул Услышал глас Ангела О косьбе в праздник Святой Троицы Голоса в церкви О таинственном и спасительном голосе Услышал голос: «Не убий!» Спасённая таинственным голосом от удала молнии Некоторые библейские примеры таинственных голосов IV. О Божественном промысле О мертвеце перед домом О чудесно сохранившейся иконе Богоматери Повествование об иконе на Святой Горе Афон Об обращении к Богу Повествование о человеке, зарекшемся не чествовать память святителя Николая Поколебавшийся, а затем утвердившийся в вере О болезни как средстве духовного оздоровления О действии Божия Промысла О кончине в день любимых святых О том, как один врач стал набожным Решение вопроса с помощью Евангелия О человеке, ненавидевшем монастыри Повесть о том, как священник спасся от гибели История с найденным полтинником Повествование о жребии Священное писание не сгорело в огне Библия и Промысл V. Божии наказания Жизненные хитросплетения Бéги-самодуры Сошла с ума из-за осквернения святыни О гибели неправедного богатства Повествование о лжесвидетеле О том, как сгорела лавка вора Повествование об умирающей мачехе Об архиерейском проклятии О неуродившемся картофеле О том, как в праздник работа пошла шиворот-навыворот О наказании за работу в праздники О выборах в дни церковных праздников О двоих погибших в колодце Участь богохульника Студеница – не сумасшедший дом, а лечебница О бессовестных поставщиках Преступник обнаружил себя сам Божий перст в Бразилии Уповал на мозоли, а не на Бога Богоборец был поражён слепотой Библия учит нас примерами VI. О видениях и явлениях из невидимого мира О том, как демоны стараются прельстить людей О смерти из послушания Повествование о явлении Ангела и о помазании Об обновлении иконы в Харбине О спасительном чувстве страха от близости врага О Божием чуде, совершившемся на румынском пастухе О видении распятого Христа на светском вечере О славном видении Христа Спасителя О явлении Пресвятой Богородицы О том, как офицер убедился в существовании диавола О видении покойников и их действиях Из моего дневника О видении, которого сподобился врач О[б иконе] святителя Николая в Харбине О явлении святителя Николая на корабле О видении жены, убившей своего мужа О старушке, умершей и вернувшейся к жизни О том, как смертельно больная получила с того света извещение о времени своей кончины Повествование об умирающем графе Как неверующий человек на смертном одре пришёл к покаянию О горькой смерти женщины-грешницы Повествование о белградской грешнице Из моего дневника Повествование об ожившем покойнике О проницательности умирающего человека Необычайное происшествие с болгарским учителем Примеры из Библии Сербскому народу – Из окна темницы I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII XXIII XXIV XXV XXVI XXVII XXVIII XXIX XXX XXXI XXXII XXXIII XXXIV XXXV XXXVI XXXVII XXXVIII XXXIX XL XLI XLII XLIII XLIV XLV XLVI XLVII XLVIII XLIX L LI LII LIII LIV LV LVI LVII LVIII LIX LX LXI LXII. Плач пред Богом LXIII LXIV LXV LXVI. Молитва небесной иерархии. (Собору Всех Святых) LXVII LXVIII LXIX LXX LXXI LXXII LXXIII LXXIV LXXV LXXVI LXXVII LXXVIII. Молитва Божиим Святым LXXIX LXXX LXXXI LXXXII. Молитва  

 

Святитель Николай Сербский (Велимирович, 1180–1956) безусловно самая яркая и масштабная личность в новейшей истории Балкан. Величайший серб ХХ века, она напоминает нам старые, сегодня, к сожалению, многими позабытые истины, всем житием своим неуклонно свидетельствуя, что подлинная любовь к Господу и служение Ему немыслимы без приобщения к богодарованным ценностям национальной жизни. Современники называли его проповеди «небоотверзающими» и говорили, что «со времён святого Саввы сербская земля не знала пастыря такой интеллектуальной и нравственной силы». Задолго до официальной канонизации (май 2003 года в народе широко распространилось почитание святителя, отмеченное многими чудесными явлениями. Веря в особую миссию славянства, святитель Николай вслед за преподобным Серафимом – предрекал грядущее величие Православного Царства, в котором будет место и «царству Святой Руси», и «царству балканских народов». И выражал надежду, что их пример вдохновит и восставит падшую и поруганную Европу, некогда любимую дочь Спасителя.

В восьмой том творений святителя Николая (Велимировича) вошли: «С нами Бог» и «Сербскому народу – из окна темницы».

«Грозный глагол обличения – утешительное слово любви…»

Настоящая книга представляет собой восьмой том Собрания творений святителя Николая Сербского на русском языке и включает в себя такие широко известные духовные сочинения святого Владыки, как «Сербскому народу – из окна темницы» и «С нами Бог». Написанные в разное время и при разных обстоятельствах, они объединены общим высоким пафосом и несокрушимой верой в торжество Промысла Господня и Божией правды в нынешнем, поражённом грехом и, казалось бы, окончательно падшем мире. Глубоко современные по своей тематике и проблематике, произведения эти поднимают вечные вопросы, испокон веков волнующие человека. И заставляют нас задуматься над сегодняшним нашим плачевным состоянием. Обращаясь не только к своим соотечественникам, но и ко всем православным христианам, сербский святитель приводит знаменитые слова апостола Павла, предостерегающего верных от следования обманчивым принципам «современного мира иллюзий»: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол.2:8). Призывает остерегаться «общечеловеческих» наставников, «всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (2Тим.3:7), демократических и экуменических учителей, что «от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2Тим. 4:4). Как говорит о таких учителях сам святитель Николай, «в них нет ничего от Неба, а всё от земли».

Приземлённость «современного мира», о коей возвещают нам сегодня ученики и последователи великого святителя (митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий и др.) и коя берёт своё начало отнюдь не в новом времени, но в древних сатанинских культах «матери Земли», распространённых на Ближнем Востоке и в ряде других регионов с незапамятных пор, всегда противоречила европейскому сознанию, ориентированному на небесные истоки человеческого бытия. Христианский выбор Иафетидов был промыслителен и закономерен. Исторгнутые милостью Божией из тьмы неведения, они познали наконец Отца Небесного и обрели полную радость, а вместе с тем – и огромную ответственность за судьбы мира. «Исторически христианство было и до сих пор остаётся религией главным образом европейской расы», – напоминает святитель Николай. И задаётся вопросом: в чём же причина «нынешней болезни белого человечества»? Почему облагодетельствованные Христом и верно служившие Ему на протяжении многих веков народы оказались поражены чужеродным вирусом христоборчества и тотального отрицания собственного прошлого?

Исполняющие похоти отца своего, диавола (Ин.8:44), изначально были ненавистниками Бога Живаго и Его проповеди, обращённой ко всему человечеству. Как пишет святой Владыка Николай, «не приняли они сих святых слов, но восстали против Христа, надругались над Ним и умертвили Его – на свою вечную погибель. Ослеплённые сатаной, как Иуда, они не видели Бога в Христе. Дышавшие смрадным духом сатаны, они Христа судили и убили. Кроме того, они показали себя бóльшими противниками Божьими, нежели язычник Пилат, ибо в приступе ярости и злобы изрыгнули страшные слова: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:25). Так эта невинная кровь стала бичом, что гонит их, как скотину, сквозь века, из страны в страну, словно огонь, попаляя клубки их интриг против Христа. Ибо тому учил их диавол, отец их. Диавол научил их, как восстать против Сына Божия Иисуса Христа. Диавол учил их на протяжении веков и до сего дня, как бороться против сынов Христа, против детей Света, против последователей Евангелия и жизни вечной. В течение столетий распявшие Мессию – Господа Иисуса Христа, Сына Божия, – сделали из Европы основное диавольское поле битвы с Богом…»

Там, где ярче и чудеснее всего просияла благодать Господня, на земле древнейшего континента, в дивной «страну святых чудес», посрамлённый враг задумал отомстить Спасителю, соблазнив Его «любимую дщерь»; ту, что «тысячу лет жила со Христом, не помышляя о разделе» (свт. Николай Сербский). Об этом – с болью и горечью, со скорбью и сокрушением великим – пишет в роковом и судьбоносном ХХ столетии, на рубеже третьего тысячелетия христианской эры, величайший сербский святитель нового времени. В фашистском концлагере, посреди ужаса и смерти, размышляет он о страшных последствиях богоборческого вызова. И, не поддавшись искушению скоропалительного осуждения последствий вековой неправой жизни, вскрывает самые корни древнего зла, указуя верным путь исцеления и спасения. Из-за тюремной решётки обращается Святитель к родному сербскому народу и ко всем православным христианам. Но голос его так же твёрд, как и прежде, когда звучал с епископской кафедры и церковного амвона. Ибо небесного спокойствия и непоколебимой веры исполнен великий угодник Божий, а потому нет в нём ни страха, ни ненависти.

Жалостью и состраданием веет от его суровых словес обличения. Жалостью к заблудшему грешнику, задыхающемуся в сатанинских тенетах и тщетно пытающемуся разорвать их без помощи Бога. Состраданием к слепцу, давно и неуклонно стремящемуся к пропасти погибели. Не сегодня и не вчера соделалась Европа «полем битвы с Духом Святым». Но ей, как справедливо замечает Владыка Николай, «сие неведомо, и в этом – вся безнадёжная судьба, вся ужасная трагедия её народов. Прежде всего, она не знает кому она принадлежит. А значит, не знает, кто ей друг, а кто враг. Не знает кого называть Отцом и кого Сыном, почему и оплёвано в ней отцовство, и сыновство, долг чад и родителей. Она ничего не знает, кроме того, что ей…подсунули под видом знания». Горькие и страшные словеса! Ведь, несмотря на все происки лукавого и присных его, на европейских народах, избранных Спасителем для благовествования Истины всему миру, лежит и огромная личная вина за забвение священных заповедей Христовых. Тем паче, что они сами начинают уже, как с горечью пишет о том Святитель, выступать в роли соблазнителей. Прежде всего – нашего рода славянского, остающегося одним из последних оплотов христианства как на европейской земле, так и в масштабах всего мира. Грозно звучат глаголы Николая Сербского, обращённые к заблудшей и страждущей Европе. Одумайтесь, говорит ей несчастным детям святой Владыка. То, что древние христоненавистники «творят подобное против Бога Отца И Сына Божия Господа Иисуса Христа, это – ничуть не странно. Ибо сам Господь Иисус Христос, всевидящий и безгрешный, сказал, что их отец – диавол, а они исполняют волю отца своего». Но странно, продолжает Святитель, что европейцы, крещённые и миропомазанные, полностью предались им, так что чужим умом живут, чужие программы утверждают, чужое богоборчество перенимают, чужую ложь принимают за истину, чужие лозунги воспринимаю как свои собственные, чужими путями ходят и чужим целям служат. «Вот что странно сегодня, и ничто больше в целом свете, говорит святитель Николай, – всё прочее в меньшей степени важно или неважно. Но самое важное, как христианская Европа стала прислужницей… и почему отпала от отца света и признала диавола за отца своего во всех помышлениях, желаниях и делах своих. Об этом надо думать, братья сербы (русские, греки и т.д. – И.Ч.), и с учётом этого исправлять путь свой прежде всех помышлений, желаний и поступков. Да не окажетесь вы сынами сатанинскими. Помоги вас Христос. Аминь».

О помощи Божией современному человеку немало говорится и во второй работе святителя Николая Сербского, вошедшей в данную книгу. «С нами Бог!» – восклицает Святитель, обращаясь к православным христианам, со всех сторон стеснённым кознями диавольскими и злобою христоненавистников. Чего же нам страшиться? Разве не являемся мы ежечасно, ежеминутно свидетелями неизъяснимой тайны и неизреченной милости Божией? И только слепые очи и косные сердца не видят и не чувствуют этого. Святитель Николай приводит пример славянского и европейского гения Николы Теслы (1856–1943), сына православного священника и глубоко верующего христианина, величайшего физика ХХ века, чей вклад в современную науку только сейчас (спустя более чем полвека после того, как писал о нём святой Владыка. – И.Ч) начинают наконец оценивать по достоинству. Сей выдающийся учёный никогда не стыдился признать собственное бессилие перед величием Творца. Именно поэтому смешон и жалок был в его глазах позитивистский релятивизм, возводимый в абсолют недобросовестными манипуляторами. Равно как и любые потуги выдать половинчатое знание за нечто цельное и непререкаемое. «Разве это серьёзный ответ серьёзного учёного?» – спрашивает нас сам святитель Николай, цитируя «глубокомысленную» тираду широко разрекламированного создателя «теории относительности». И ещё раз подчёркивает значение христианского подхода к любым, в том числе и самым сложным, явлениям окружающего мира.

Веря в абсолютную Истину, мы должны быть предельно честны, говорит Святитель. Не должны успокаивать себя тем, что «всяк человек есть ложь», но обязаны стремиться преодолеть эту ложь в себе и вокруг нас. «Мужайтесь: Я победил мир!» – сказал Господь Иисус Христос, Победитель сатаны, греха и смерти… Быть христианином – значит принять к сердцу эти слова Христа Спаса и руководствоваться ими», – учит нас святой Владыка. И призывает не падать духом в скорбях и бедах, ибо Господь всегда с нами. От начала пути и «во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20)

Илья Числов

Предисловие

К чему говорить: случай!

Бессмысленно кричать: суеверие!

События слишком красноречивы. Факты суть факты. Можно ли их объяснить или нет, но они остаются таковыми.

Нет резона горделиво прятать глаза в песок науки. Вселенная слишком велика для её узких рамок [и контуров].

Напрасный [труд] – списывать все необъяснимые и удивительные [явления] на телепатию, галлюцинации, внушения и самовнушение. Незнание нельзя объяснить незнанием. Факты не могут считаться аргументами, даже если кто-то нарёк их эллинскими именами и отнёс к области тех или иных фантасмагорий. При этом [адепты науки] пытаются строго ограничить число подобных рубрик, не допуская открытия новых, – [но] может ли быть что-то более бездарное в человеческом роде?

Европейскую науку позорят многочисленные учёные профаны, боящиеся слова не знаю! Напротив, честь и хвала одарённым исследователям, которые, заключив все свои знания в крохотную ракушку, с трепетом смотрят на пучину собственного неведения. Только ли в Европе и Америке Незнание кричит: «Знаю!», а Знание – «Не знаю»?

Кто сейчас обладает вящим знанием в сфере позитивной науки, нежели даровитый Никола Тесла?

Но вот как открыто сей знаменитый учёный говорит о спорности и ненадёжности того, что бездари от науки считают некой догмой, то есть знанием непререкаемым. «самое удивительное, – заявляет Тесла, – это заблуждения научного разума в последнюю четверть века. За этот период теория относительности, электрона, радиоактивности и другие – были разработаны и развиты до высокой степени. М всё-таки, вероятно, 90 процентов того, что сегодня считается научной истиной, суть не что иное, как несбыточные грёзы. В равной степени представления об атоме навеяны мечтой и не имеют никакой связи с подлинной природой материи. Сходным образом [обстоит дело] и с теорией электрона, потому что никто толком не знает, чтó он такое в действительности».

В наши дни сами учёные поставили под вопрос все человеческие знания: не только научные теории, но и те позитивные сведения, которые преподавались в школах как «святыня», не допускавшая никаких сомнений. Авторитетные исследователи не только опровергают теорию Дарвина, то есть учение об эволюции, равно как и [математическую] теорию туманности Канта-Лапласа, но и решительно восстают против всех «положительных» знаний, считая их спорными и ненадёжными. Некогда мы, будучи гимназистами, высмеивали за компанию с нашими учителями «глупые» верования прошлых поколений о том, что земля якобы не движется. Однако в настоящее время именитейшие из именитых мужей науки выступают с утверждением, что земля и впрямь не движется. Когда об этом спросили известного еврейского учёного Эйнштейна, он ответил: «Я полагаю, что земля и движется, и не движется». Разве это ответ серьёзного исследователя?

При столь незавидном положении современной науки, в которой царят сумятица, хаос и противоречия, феномены мира духовного, какими бы необычными они ни были, заявляют о себе со всё возрастающей силой, неодолимо себя навязывая, проникая в массы и повелительно требуя серьёзного к себе внимания и досконального изучения, – ничуть не меньшего, чем сфера осязаемых предметов и наблюдаемых фактов и явлений.

Уильям Джеймс, знаменитый американский философ, один из современных мыслителей, всерьёз воспринявший и осознавший разнообразные необычайные события и переживания верующих людей, описал их в своём труде «Многообразие религиозного опыта» (Variety of Religious Experiences). Данное исследование он заканчивает такими словами: «Если я, насколько могу, правильно держусь сей особой веры, то это вселяет в меня величайшее душевное успокоение. Естественно, и я могу встать в позу так называемого «учёного» и самонадеянно заявить: «Существует только один мир – мир эмпирических наблюдений и законов науки». Но всякий раз, когда пытаюсь так поступать, слышу предостерегающий внутренний голос: «Глупость! Глупость! – даже если это и носит имя науки». Когда я объективно слежу за всецелым накопленным человеческим опытом, то непременно бываю вознесён над тесными границами науки. Следовательно – как по объективным причинам – мне дóлжно оставаться при своей вере».

Так пишет не какой-то фантазёр, а практичный американец, представитель «высшего света» виднейших современных учёных, назвавший свою философию прагматизмом.

Примеры, приведённые в настоящей подборке, суть лишь один «сноп» на ниве людской жизни, [сплошь и рядом] усеянной такими «снопами». Мы излагаем [отнюдь] не все события, о которых слышали и узнали, а лишь [самые] характерные и достоверные. Некоторые в ряду этих удивительных случаев вполне походят на библейские чудеса, тогда как другие [опять-таки] воссоздают духовный опыт, пережитый в прошлые времена и отмеченный в церковном Предании. Библия и церковное Предание суть и есть истинное мерило всего чудесного, что происходит в мире и в жизни людей. Пользующийся этим критерием не впадёт в заблуждения оккультизма или спиритизма, но сумеет различать духов, то есть отличать правду от лжи, свет от тьмы и действительность (истину) от символа.

Какой же вывод напрашивается из [описания] подобных событий и переживаний? Можно прийти только к одному разумному заключению, а именно: Бог управляет миром и руководит человеческой жизнью. Бог действует постоянно и неустанно, бесчисленными способами стараясь привести людей к познанию истины и спасению. Существует пребогатое духовное Божие Царство, куда переходят с этого света все праведные души, отделившиеся от тел. Наличествует только один закон – закон Божией правды, или нравственный закон; всё прочее, именуемое законом, – всего лишь тень и символ этого великого и вечного закона Божия.

Одним словом – мы, земные путешественники, не одиноки на своём пути. С нами Бог и всё небесное Воинство.

Еммануил!

С нами Бог!


Источник: Перевод с сербского Сергея Фонова.

Комментарии для сайта Cackle