Х. Умственное воспитание и классные занятия
В школе пять классов, из них два первых подготовительные, а три последних специальные.
В подготовительных классах занятия начинаются с 15 сентября, в специальных – с 1 октября и продолжаются, с перерывом от 20 декабря по 10 января, приблизительно до 1 апреля.
Подробные программы занятий в школе нашей помещены в виде приложения в конце книги.
Уроков ежедневно всего три; начинаются они в 8 часов утра и продолжаются, с перерывами в четверть часа, до 11½ часов.
Подготавливают уроки после обеда с 3-х ч., пока смеркнется, и после краткой прогулки или маршировки, пока в школе зажигают лампы и проветривают классы, до самого ужина (в 7 часов ). После ужина обыкновенно бывает спевка, а раз в неделю, по средам, хор идет в женскую с.-х. школу на общую спевку соединенных хоров.
Подготовление уроков в нашей школе введено общее, целым классом Побудительные причины к тому были следующие:
1. Приучить воспитанников к дружной совместной деятельности. Стремление к эгоистической индивидуальности, неумение согласиться с товарищами и принудить себя охотно принять участие в общем деле – доходит в русском ребенке до того, что даже в играх и праздничных собраниях ему нипочем расстроить общее веселье ради выполнения своего собственного каприза или минутной прихоти. В делах более серьезных, в которых дети вносят еще менее радостной энергии и благодушия, чем в игре, дела обстоят еще хуже. Не только нет привычки заставить себя делать общее дело, но нет и сознания необходимости прививать себе эту привычку, что и приводит в конце концов к пресловутой неспособности славян дружно действовать на пользу общего дела и довести до конца предприятие, за которое вначале принялись с горячим увлечением.
2. Развить в детях привычку сосредоточивать внимание. Большая часть крестьянских детей страдает хроническою умственною распущенностью, ярко выражающейся и в неумении сосредоточивать свое внимание по мере надобности и в крайней неряшливости речи, даже после продолжительного пребывания в школе и общения с людьми правильно выражающимися, и в крайней безграмотности письма, даже при частых упражнениях и знании грамматических правил. Всего хуже и тут упорное убеждение в своей неспособности там, где в действительности только дурная привычка умственной распущенности. Бороться с этим злом, близко граничащим с суеверием, можно только доказав на опыте возможность того, что считалось невозможным.
3. Доставить возможность менее способным детям систематично пользоваться помощью при приготовлении уроков со стороны более способных товарищей. После того как урок прочитан, первым рассказывает его обыкновенно тот, который лучше других усвоил прочитанное, причем менее способные из детей легче поймут рассказанное в живом изложении самых способных из товарищей, нежели из книги. Кроме того каждый может просить товарищей объяснить ему непонятные места, причем объяснением этим воспользуются разом все те, которые в нем нуждались.
4. Заставить подготовлять уроки даже самых ленивых и таким образом постепенно отучать их и от самой лени. До этого были случаи, когда ленивые дети под разными предлогами совсем не выучивали уроки, попусту теряя время, назначенное на их подготовление. Всего чаще лень духовная выражается именно в той умственной распущенности, о которой я говорил раньше, за неимением нужной энергии для борьбы с нею и тем более для победы над нею; в таких случаях ребенок пробегает глазами строки лежащей перед ним книги, а мысли его разбрелись во все стороны и ничего из читаемого он не понимает; надеясь на возможность прочесть урок во второй и третий раз, он и во второй, и в третий раз предается умственному far niente и в конце концов, потеряв много времени, ровно ничего не знает, бросает книгу и идет слоняться из угла в угол в отупении духовной лени. При совместном подготовлении уроков, когда все товарищи заняты общим делом, громко читают и громко рассказывают урок, даже самый ленивый мимовольно многое запомнит, многим заинтересуется, во всяком случае чаще будет пробуждаться от духовной спячки и в результате окажется, что урок, который иначе совсем не был бы подготовлен, остался в памяти и пробудил энергию духа, пробудив пытливость ума.
5. Сделать невозможным зазубривание уроков для тех, которые поступают в нашу школу с этою дурною привычкою.
Все уроки, которые можно подготовлять сообща, подготовляются таким образом. Исключение составляют случаи, когда требуется заучивать что-либо на память и, само собою, все письменные работы. Случаи, когда воспитанники могут отступать от общего правила, переходя от общего подготовления к одиночным занятиям, не определены раз навсегда. Всем воспитанникам подробно объяснено значение для них общего подготовления, и в деле отступлений мы полагаемся на благоразумие учеников старших классов, в то время, как младшие обязаны каждый раз испросить позволения дежурного преподавателя.
Вначале мера эта вызвала неудовольствие многих консерваторов, которых и между детьми много, вскоре однако большинство убедилось в пользе этого нововведения и теперь общее подготовление пользуется несочувствием только со стороны редких приверженцев зубрежки и тех из наиболее способных детей, в которых нет достаточной любви к товарищам, чтобы желать быть им полезными.
В результате ученики стали заниматься значительно ровнее и общий уровень занятий значительно повысился, не говоря о тех нравственных благах, которые исчислению не поддаются.
Экзамены начинаются в разное время, обыкновенно недели за две до Страстной недели, оканчиваясь в субботу на Вербной. В эти две недели экзамены бывают ежедневно утром и вечером для четырех старших классов, по два класса ежедневно, и, следовательно, через день для каждого класса. Экзамены первому подготовительному классу производятся после Святой Пасхи в течение Фоминой недели.
Кроме этих ежегодных экзаменов бывают и внезапные экзамены летом, когда приезжает ревизовать школу Уполномоченный от Министерства Государственных Имуществ. В таких случаях дети отрываются прямо от летних работ и отвечают без всякого подготовления; отвечают, конечно, далеко не так хорошо, как на экзаменах в конце учебного года, но отвечают однако настолько удовлетворительно, что на бывших после этих экзаменов Педагогических Советах под председательством г. Уполномоченного М. Г. И. мы не раз имели удовольствие слышать от него, что по успехам учеников в науках школа наша занимает одно из первых мест в ряду низших с.-х. школ.
Вне уроков мы делаем все от нас зависящее для того, чтобы возможно более умственно развить воспитанников, что я и считаю элементарною обязанностью всякой христианской школы, признающей, что разум человека есть образ и подобие в нем мудрости Божией, что нельзя быть достойными чадами Отца Небесного, не стараясь относиться разумно и к Нему, и к себе самому, и ко всему окружающему и, особенно, что нельзя без помощи разума достойно служить на разумное дело Божие.
С этою целью мы пользуемся каждым свободным днем, устраивая чтение, беседы и рефераты, на которых воспитанники старших классов приучаются систематизировать свои мысли по отдельному вопросу и связно излагать их.
Кроме школьной библиотеки, воспитанники специальных классов могут пользоваться, под руководством учителей, и тремя отделами моей библиотеки: богословским, историческим и научным.
Полагая умственное развитие главным образом в широте и стройности мировоззрения, в высоте нравственного идеала и в упорядочении мыслей и симпатий согласно сознанному мировоззрению и соответствующему идеалу, я не могу не поставить во главе всего, что делается в нашей школе, с целью умственного развития воспитанников, мер, направленных к воспитанию в них сознательной веры и сознательной любви к Богу, что в смысле умственного развития не может быть заменено самою обширною ученостью, которая, оставаясь бесформенными грудами знаний, может не привести ни к какому определенному мировоззрению или к такому однобокому и комично-наивному, что об умственном развитии этого одичалого сына науки, заблудившегося в дебрях собственной учености, можно говорить только по недоразумению.
Если так неутешительны результаты накопления обширных познаний, не упорядоченных светом разумения правды Божией, результаты полуграмотности людей, нахватавшихся верхушек, при тех же обстоятельствах еще хуже. От этого и происходит всем известный факт, что приобретя много знаний можно оставаться до крайности неразвитым умственно и нравственно.
Результаты получаются совсем иные, если задаются прежде всего целью развить учеников до стройного мировоззрения сознательной веры и высочайшего идеала сознательной любви, для чего не требуется никаких предварительных знаний со стороны ученика, а только вера живая и сознательная любовь со стороны учителя. При этих обстоятельствах всякое новое знание пойдет на пользу и умственного и нравственного развития ученика.
Вот почему, ставя во главе знаний сознательную веру и сознательную любовь, я не боюсь верхоглядства и сочувствую в жизни школы всему тому, что может способствовать умственному развитию воспитанников.
Н. Неплюев