Источник

Письма к о. Иакову Емельянову116

1 письмо

(по татар. Прил.I, №25)

19 марта 1871 года.

Любезнейшему моему другу Якову – большой поклон!

В ответ на твоё письмо скажу, что следующею весною или летом набору не будет. Я об этом многих спрашивал. Говорят, что не будет, и быть совершенно не может. А относительно экзамена мы устроим следующим образом: до нового года, когда начнётся набор, остаётся теперь 8–9 месяцев. По окончании ученья, в мае, ты приезжай в Казань. Отсюда я пошлю тебя в Свияжск; тамошние о. архимандрит и протопоп тебе помогут. Ты там поживёшь, и будешь постоянно говорить по-русски, а по-татарски не будешь разговаривать. А таким образом в три месяца ты очень хорошо научишься говорить по-русски. Твой язык начнёт легко поворачиваться. В это же время ты научишься и писать по-русски. Ты там встретишь какого-нибудь человека, который может дать тебе необходимый объяснения по-русски. Начальник Свияжского училища смотритель Платон Максимович со мной знаком. Он прикажет с тобою разговаривать и учить тебя кому-либо из учеников или учителей своих. Но как бы там ни было, а здесь мы уже устроим, что тебе нужно. И экзамен здесь будет. Только ты заранее возьми от священника метрическую запись с надлежащею подписью и приложением церковной печати о твоём рождении и крещении. Без этого нельзя. Потом ещё ты не особенно скупись на деньги; где их нужно употребить, там нужно. Где семя не посеяно, там жнивы не бывает. И в Свияжске, кто будет учить тебя, с тем ты предварительно уговорись о плате за учение. Пусть только будет хороший, который сам исправно знает (дело своё); потому что, если он выучит тебя хорошо по-русски, то не для экзамена только, а и для всей твоей будущей жизни полезно будет. Ну, да сохранит тебя Господь здравым.

Сие писал Н. Ильминский.

2 письмо

(по татар. Прил.I, №26).

23 сентября 1871 года.

Милый мой Яков!

Письмо твоё получил и, прочитав, очень обрадовался. Ты теперь не учишь; хотя ты и не виноват в этом, но всё-таки ты старайся поскорее кончить (устройство школы) и начинай учить. Эй жегетляр117, сильнее старайтесь! Пробудились от сна крещёные татары и сами склоняются в ту или другую сторону. Если вы не постараетесь, они могут склониться на сторону врага. «Восстани спящий – говорится в Евангелии – и да осветит тя Христос». Не оставайся, закрывши глаза, и восприми в себя свет, – сказано. Знаете ли, жегетляр, что куда не падает солнечный свет, там бывает и темно и холодно. Солнце не только освещает, но ещё и греет. Иисус Христос истинно есть, как солнце. Кто содержит истинный закон Его, тот во свете ходит и в тепле живёт, с ясным лицом ходит и всякого человека любит, как своего родного, всякому доброму делу помогает и не обманывает, как татары (магометане). Так вот как! Узнавши этот истинный свет, вы должны его теперь всюду распространять, иначе сами будете виновны. Ленивый раб! – скажет Христос в день страшного суда, – Я дал тебе пять талантов; куда ты скрыл, их, почему не увеличил их? – отойди от Меня! Много ли, мало ли что узнаешь, увеличивай и сам старайся, учись, и учи; сколько сам знаешь, и других тому наставляй; не задерживай дело Господне. Это очень хорошо, что Казакларские118 ребята, начали учиться, спасибо им. Кроме того, есть ещё Машляки, ваша деревня119 и другие деревни. И везде нужно учителей. Если будет учить хотя мальчик маленький, то и тот ведь научит букварю; а пением молитв, чтением Евангельских поучений вразумит и порадует сердца и старых людей. Так ли? Ладно ли? Поговори-ка со стариками: не дадут ли они квартиры? а потом какому-нибудь мальцу (учителю) денег не много нужно, вероятно и из Братства можно мало-мало помочь. Посмотрите, как татары (магометане) стараются. Не берут денег Царских, а сами, на свои средства устраивают мечети и школы. Если они так стараются в неправде, как же вы не постараетесь для истины? Старайтесь, старайтесь, Господь вам поможет. Аминь. Пришёл человек и задержал меня, а то я тебе очень много написал бы. Что писал, то не почти за выговор. Бумага твоя из Свияжска всё ещё не пришла, но она придёт теперь. Как придёт, я прямо отошлю её в Казённую Палату, и тебя уволят120. Ну, будь здоров. Твоим родителям и однодеревенцам – большой поклон.

Это писал я Н. Ильминский.

3 письмо

2 марта 1877 года.

Дорогой Яков Емельянович!

Господь да укрепит тебя на двойной труд – ученье и говенье. Уведомляю тебя, что тебе на 1877 год жалованье будет выдаваться из Мамадышской Уездной Земской Управы, куда ты и должен являться за деньгами, – обращайся к г. председателю Управы Константину Ивановичу Якимову. Бумага от Братства в Мамадышскую Управу послана – о выдаче-то тебе. Мы все здоровы. Будь и ты здоров с своим добрым семейством.

Твой преданный слуга.

А из Казани в 1877 году не жди ни копейки (приписано на поле письма).

4 письмо

2 сентября 1882 года.

Отец Яков!

Относительно преподавания Закона Божия я спрашивал нового инспектора; он обещался этот предмет предоставить тебе, как священнику местной церкви121. Исендя булсын (да будет тебе известно).

Твой покорный слуга

5 письмо

5 октября 1888 года.

Аулак сюзе (секретно)122.

Яков Емельянович!

Не хорошо слышу о тебе. Ты был всегда умён н благоразумен; а вино и не таких умных победило. Владыка, слышав о твоих неуспешностях, решается тебя перевести в Танькино. Этому решению Владыки ты покорись добродушно, без ропота. Старайся поправить свою жизнь, иначе пропадёшь. Мне тебя, сказать нельзя, как жаль. Дай Бог тебе силы удержать себя. Ты не отчаивайся, никто тебе зла не хочет. Это должно остаться между нами. Твой приятель Афанасий кабатчик на тебя Архиерею подавал жалобу, что его избили или жену, – я не помню, но всё-таки не годится, и зачем было связываться с кабатчиком? Ну, тебе много толковать нечего, – сам ты всё это знаешь. Но зная, старайся исполнять.

Твой, от всей души желающий тебе добра...

* * *

116

Иаков Емельяныч Емельянов из старокрещёных татар, сын Емельяна Петрова, крестьянин деревни Аланки прихода Уриевых Челнов (Лаиш. у.). История Иакова Е-ча начинается с первых дней школы. Он был первый в единственный мальчик, который в 1864/5г. открыл дорогу из деревни Аланкн в казанск. крещ. т. школу («Центр. крещ. т. школа» 107стр.) О семействе его и др. подробности см. там же (стран.118, 190, 155–161). По окончании курса учения И.Е-ч состоял 5 лет учителем в Земской Уреево-Челиинской школе. 1874г. И.Е-ч посвящён во дьякона в церкви Св. Гурия при казанской крещёно-татар. школе, а в 1880г. – во священника. Первоначально И.Е-в был священником в Чуре, затем – в Теньках. Месяцев за пять до своей смерти († 3 февраля 1893г.) он перепросился на открывшуюся вакансию священника в с. Уреевых Челнах, где И.Е-ч. состоял первоначально учителем, – в 3 верстах от родной деревни Аланки, – здесь и скончался 45 лет от роду. И.Е-ч был очень даровитый человек, и мог бы быть очень полезным деятелем среди своих соплеменников, но несчастная слабость, на которую определённо указывает Н.И-ч в своём последнем письме к нему, решительно загубила этого человека. Он писал Н.И-чу много писем очень длинных (до 2–3 листов писчей бумаги) и хороших. Настоящие 5 писем Н.И-ча к о. И.Е-ву представлены нам 13 января 1893г. сыном его Николаем, учеником казанской духовкой семинарии. При этом (Николай Емельянов сообщил нам, что у его батюшки было больше писем от Николая Ивановича, но, когда он уезжал из Уреевых Челнов для посвящения во диаконы, то оставил письма в школе, где они попались вероятно в руки учеников, и он уже не мог отыскать их. «Стихи на крещено-татарском языке» отца Якова Емельянова неоднократно были изданы на средства Православного Миссионерского Общества.

117

Это слово дов. употребительно в татарском языке и ближе всего соответствует русскому простонародному «молодцы» и прилагается к юношам примерно лет 15–25. Эй жегетляр! обращение (звательн. падеж) во множественном числе: молодцы!

118

Казаклары деревня Мамадышского уезда.

119

Разумеется Аланки, соседняя деревня с Казакларами и Мамляками.

120

Т.е. из податного сословия, для поступления во священники.

121

В селе Чуре Махад. у.

122

Это письмо писано особенно чётким и разборчивым почерком.


Источник: Издание Редакции Православного Собеседника. Казань Типо-литография Императорского Университета 1896. От Казанского Комитета дух цензуры к печатанию разрешено, 22января 1896г. Читал профессор академии П. Знаменский

Комментарии для сайта Cackle