Источник

41. Совершение таинства: возбуждение к достойному предстоянию при совершении евхаристии: возгласы и ответы, предшествующие и сопровождающие евхаристическую молитву; возношение даров и освящение

После пения символа веры диакон возглашает: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити». После этого диакон уходит в алтарь. Эти слова диакона означают то, что мы будем стоять хорошо, будем стоять со страхом. Будем внимательны, чтобы спокойно в мире принести святое возношение. После этого на клиросе поют: «Милость мира, жертву хваления»; этими словами обясняют что такое «святое возношение». Святое возношение – есть хвалебная и самая приятная жертва Богу. Она есть милость ближним, принесение бескровной жертвы и прославление Бога. После этого пения священник в алтаре обращается к народу и преподает ему благословение Св. Троицы такими словами: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами». На это благословение клир поет: «и со духом твоим», т.е.мы желаем того же и твоей душе. После этого священник возглашает: «Горе имеем сердца». Эти слова означают то, что мы должны обратить наши сердца от земли на небо к Богу. На это молящиеся отвечают: «Имамы ко Господу», т.е. мы уже обратили свои сердца к Господу. После Этого священник произносит: «Благ одарим Господа», т.е. принесем Господу благодарственные молитвы. В ответ на это на клиросе поют:

«Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней».

Перевод.

Достойно и праведно поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу Троице единосущной и нераздельной.

Это время возвещается звоном для того, чтобы знали те, кто не в храме, о наступлении важных минут при совершении литургии. Священник во время этого пения молится и тайно читает первую часть благодарственной евхаристической молитвы. В этой молитве он прославляет Бога и благодарит Его за сотворение нас, за Его милости и за то, что Он принимает эту нашу службу, хотя Его окружают на небе и Ему всегда служат множество ангелов постоянно:

«Победную песнь поюще, взывающе и глаголюще».

Перевод. Воспевая песнь победы, вопиюще, возглашая, взывая и говоря.

Эти последние слова молитвы священник произносит вслух. В них указывается на те четыре вида животных под образом которых пророк Изекииль видел ангелов, окружающих престол Божий, а именно орла (поюще), вола (вопиюще), льва (взывающе) и человека (глаголюще). На клиросе поют ту победную песнь, которую пели на небе Серафимы:

«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея».

Перевод.

Свят, Свят, Свят Господь сил. Небо и земля полны славы Твоей.

Слово «Саваоф» означает Владыку небесных воинств. К этой ангельской песни присоединяется та хвалебная песнь человеческая, которую пел народ при торжественном входе Господа во Иерусалим: «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне. Осанна в вышних». Это слияние ангельской и человеческой песни происходит, во-первых, в воспоминание того, что Господь принес Себя в жертву за грехи мира и тем примирил небо и землю, ангелов и людей, во-вторых, потому, что в совершении литургии вместе с людьми участвуют и ангелы. Слово «Свят», повторенное в ангельской песни три раза, относится к Богу Отцу, Богу Сыну и Богу Духу Святому. Во время пения серафимской песни священник тайно читает вторую часть евхаристической молитвы. В этой части молитвы после благодарения и славословия Бога священник воспоминает Тайную вечерю Господа Иисуса Христа и, указывая на хлеб, лежащий на дискосе, произносит слова Господа: «приимите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». На клиросе поют "аминь». Молящиеся полагают крестное знамение с малым поклоном. Затем священник, указывая на вино в чане, возглашает слова Господа: «пийте от нея вси, сия есть кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». На клиросе поют «аминь». Молящиеся полагают крестное знамение с малым поклоном. Вспомянувши Тайную Вечерю Господа, священник в молитве воспоминает также

и великую любовь Его к нам, Его смерть, погребение, воскресение, вознесение на небо и Его второе пришествие. Затем

диакон берет крестообразно в правую руку дискос с лежащим на нем хлебом, а в левую – чашу с вином, поднимает их над престолом и приносит жертву Богу со словами священника: «Твоя от Твоих Тебе приносяще, о всех и за вся». Эти слова священника имеют такой смысл:

Твои дары Твоими рабами Тебе приносятся за грехи всех людей и в благодарность за все Твои милости.

На клиросе оканчивают возглас священника пением духовной песни: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим Господи и молимтися Боже наш». Во время пения этой песни священник читает третью часть евхаристической молитвы; три раза молит Бога о ниспослании Св. Духа на себя, на предстоящих людей и на поставленные на престоле дары. После пения «Тебе поем...» молящиеся полагают крестное знамение сопровождая его земным поклоном. После молитвы священник благословляет хлеб на дискосе и тихо произносит: «И сотвори убо хлеб сей честное тело Христа Твоего»; также благословляет вино в чаше и произносит: «а еже в чаши сей честную кровь Христа Твоего» и, наконец, благословляя их вместе произносит: «приложив Духом Твоим Святым». Этот самый главный и святейший момент литургии. В эту минуту совершается великое таинственное пресуществление Святых Даров. В эту минуту силою Святого Духа хлеб невидимо пресуществляется в Тело Христово, а вино в Кровь Христову. После этого священник кланяется перед Святыми Дарами земным поклоном и молится о том, чтобы Св. Дары причащающимся послужили для прощения грехов и для получения царства небесного.

Для беседы с учащимися: Что возглашает диакон после пения символа веры? Что означают эти слова? Когда диакон уходит в алтарь? Что называется «Святое возношение»? Какими словами священник преподает благословение Святой Троицы? Что означает ответь клира на благословение священника? Что означают возгласы и пение слов: «Горе имеем сердца» и «Имамы ко Господу»? Когда бывает звон при совершении литургии верных? Что означает этот звон? За что священник благодарить Господа в тайной молитве? Какие слова молитвы священник произносит вслух? Какую победную песнь поют на небе серафимы? Какая человеческая песнь присоединяется к серафимской? Что значить слово «Саваоф»? Какие слова произносит священник при воспоминании тайной вечери? Какие слова произносит священник при поднятии дискоса и чаши? Что означают эти слова? О чем священник молится во время пения «Тебе поем»? Какие произносятся слова при благословении вина и хлеба? Что совершается во время благословения?


Источник: Богослужение Православной Христианской Церкви : Курс гимназий, реальных училищ и других средних учебных заведений / Прот. Михаил Соколов. – 3-е изд. - Москва : Изд. «Сотрудник школ» А.К. Залесской, 1917. – VIII, 150 с.

Комментарии для сайта Cackle