Источник

40. Понятие о литургии верных и главные действия, ее составляющие. Ектения, начинающая литургию верных. Херувимская песнь. Великий вход. Просительная ектения, внушение мира и любви, исповедание Символа веры

За литургией оглашенных следует литургия верных. Она называется так потому что при совершении ее в древнее время могли присутствовать только одни «верные», т.е. принявшие крещение и не отлученные от церкви. Главные действия этой, части литургии состоят: 1) в перенесении даров с жертвенника на престол, 2) в освящении даров, 3) в приготовлении верующих к причащению, 4) в самом причащении и 5) в благодарении за причащение. Литургия верных начинается ектениею: «Елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся». Потом следуют две краткие ектении. После этих ектений диакон входит в алтарь, отворяет царские врата и совершает каждение. На клиросе в это время поют Херувимскую песнь:

«Иже Херувимы Тайно Образующе, и животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми, аллилуйя».

Перевод.

Мы таинственно изображающие Херувимов и поющие животворящей Троице трисвятую песнь, оставим теперь все житейские заботы, чтобы нам поднять Царя всех невидимо сопровождаемого воинством Ангельских чинов. Аллилуйя.

Эта песнь называется Херувимскою потому, что начинается словом «Херувимы» и оканчивается песнью Херувимов «Аллилуйя». Слово «дори» греческое означает «копье». Выражение «дориносима» напоминает тот обычай, когда воины поднимали на щитах копьями своего полководца в знак особенного почета. Как земного царя с почетом окружают воины – телохранители, так всегда окружают Господа Царя Небесного Ангельские чины – воины небесные. Херувимскою песнею молящиеся призываются забыть все заботы о житейском и быть с такими чистыми мыслями пред Господом, с какими предстоят Ему на небе Херувимы; это для того, чтобы принять в себя в таинстве причащения Царя всех, которого невидимо с торжеством сопровождают Ангельские чины с песнею «Аллилуйя». После пения слов Херувимской песни «отложим попечение» совершается «великий вход» или перенесение приготовленных на проскомидии хлеба и вина с жертвенника на престол для освящения. Во время пения херувимской песни священник три раза тихо читает ее и при этом поднимает свои руки. Это напоминает моление Господа в саду Гефсиманском.

Великий вход совершается так: священник и диакон подходят к жертвеннику. Священник кладет на левое плечо диакона воздух, а на голову его поставляет дискос с святым Агнцем, сам же берет святую чашу с вином; оба выходят северной дверью на амвон и, обратясь лицом к народу, поминают Государя Императора, весь царствующий Дом, Святейший Синод, местного архиерея и всех православных христиан. Затем священник и диакон входят царскими, вратами в алтарь. Священник ставит чашу и дискос на развернутый на престоле антиминс, снимает с них малые покровы и покрывает одним большим покровом – воздухом. Царские врата затворяют и завешивают завесою. На клиросе поют продолжение херувимской песни: «Яко да Царя всех поднимем» . Во время великого входа молящиеся преклоняют головы, моля Господа Бога о том, чтобы Он помянул и их в Царстве Своем. Это делается в подражание благоразумному разбойнику, который, видя страдания Иисуса Христа и сознавая свои грехи пред Богом, с раскаянием сказал: «Помяни мя Господи, егда приидеши во царствие Твое».

Великий вход напоминает нам вход Господа в Иерусалим. Снятие дискоса с головы диакона изображает снятие тела Иисуса Христа со креста, а постановление дискоса на престол – положение во гроб. Священник и диакон в это время изображают Иосифа и Никодима, которые сняли тело Христово со креста и положили во гроб. Кадило – душистые мази, которые принес Никодим. Покровы – плащаницу, которою было обвито тело Христово. Алтарь – Иерусалим, где пострадал Иисус Христос. Затворенные царские врата – камень, приваленный ко гробу. Закрытая завеса – печать, приложенную ко гробу.

После великого входа и пения херувимской песни начинается приготовление молящихся к присутствию во время совершения таинства Св. Причащения. Это приготовление начинается так: после закрытия царских врат диакон выходит на амвон и произносит просительную ектению, в которой есть особое прошение «О предложенных честных дарех». Тело и Кровь Христовы или Святое Причастие называются «дарами», потому что мы принимаем их не за какие-нибудь заслуги, но даром, по одной милости Божией. Этим прошением мы молим Господа о приготовленных для освящения хлебе и вине, чтобы Господь освятил их. После этой просительной ектении верующим внушается иметь мир и любовь со всеми, без чего нельзя присутствовать в храме. Священник, обратясь в алтаре лицом к западу благословляет народ и говорит: «мир всем», а диакон после этого возглашает:

«Возлюбим друг-друга да единомыслием исповемы»,

Перевод.

Мы будем любить друг – друга и единодушно выразим свою веру и будем исповедывать.

На клиросе пением дополняют, кого мы будем исповедывать: «Отца и Сыни Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную». После этого пения диакон произносит: «двери, двери премудростию вонмем». Эти слова в древней христианской церкви относились к сторожам церковным. Они в эти святые минуты должны были крепко охранять двери церковные, чтобы никто не вошел в храм из оглашенных или неверных и никто не выходил их храма. Теперь же эти слова побуждают нас охранять двери своего сердца от дурных мыслей и желаний и быть внимательными к премудрости, изложенной в символе веры, который поется сейчас же после этих слов. Перед пением символа веры отнимают завесу от царских врат; это делается для того, чтобы показать верующим, что они могут исповедовать свою веру пред самым престолом Божиим и что царство Христово открывается людям только через веру. В начале пения символа веры молящиеся осеняют себя крестным знамением и тихо повторяют символ веры:

1) Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2) И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3) Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4) Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5) И воскресшего в третий день по писанием.

6) И восшедшего на небеса, и седяща одесную Отца.

7) И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца.

8) И в Духа Святого, Господа, животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глоголавшего пророки.

9) Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь.

10) Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11) Чаю воскресения мертвых.

12) И жизни будущего века. Аминь.

Во время пения символа веры священник тихо в алтаре произносит его и при этом поднимает и опускает над чашей и дискосом большой покров-воздух; в знак присутствия Духа Божия над Святыми Дарами.

Для беседы с учащимися: Почему третья часть литургии называется литургиею верных? Кто называется верными? Какие главные действия этой части литургии? Чем начинается литургия верных? Как читается Херувимская песнь»? Почему эта песнь называется Херувимскою? Что значит слово «дориносима»? К чему призываются молящиеся Херувимскою песнею? Когда совершается великий вход? Как совершается великий вход? Где священник ставить чашу и дискос после великого входа? Что делают молящиеся во время великого входа и кому они подражают? Что изображает великий вход? Кого изображают священник и диакон во время великого входа? Что означают в это время кадило и покровы? Что напоминает снятие дискоса с головы диакона после великого входа? Что изображают в это время алтарь, царские врата и закрытая завеса? Что произносить диакон после закрытия царских врат? О чем мы молимся в просительной ектении? Что делает священник после просительной ектении? Что произносить диакон после благословения народа священником? К кому относились в древности слова о хранении дверей? Что означает отнятие завесы от царских врат перед пением символа веры? Что делает священник во время пения символа веры? Что означают в это время действия священника?


Источник: Богослужение Православной Христианской Церкви : Курс гимназий, реальных училищ и других средних учебных заведений / Прот. Михаил Соколов. – 3-е изд. - Москва : Изд. «Сотрудник школ» А.К. Залесской, 1917. – VIII, 150 с.

Комментарии для сайта Cackle